Рейтинг@Mail.ru

"МР 2.3.0370-25. 2.3. Гигиена питания. Организация исследований по оценке фактического питания обучающихся в рамках федерального проекта "Здоровье для каждого". Методические рекомендации"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Руководитель Федеральной

службы по надзору в сфере

защиты прав потребителей

и благополучия человека,

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации

А.Ю.ПОПОВА

24 марта 2025 г.

2.3. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА

"ЗДОРОВЬЕ ДЛЯ КАЖДОГО"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МР 2.3.0370-25

1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (А.Ю. Попова, И.В. Брагина, Т.И. Мурагимов, Е.В. Бобылева, Г.В. Яновская); ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора (Р.К. Фридман, Н.А. Пономаренко, Е.Ю. Козлова); ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" (Д.Б. Никитюк, В.А. Тутельян, А.К. Батурин, Е.А. Смирнова, Э.Э. Кешабянц, Н.Н. Денисова, К.В. Кудрявцева, Э.А.-С. Шахвалиева, М.С. Андронова); ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора (И.И. Новикова, С.П. Романенко).

2. Утверждены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой "24" марта 2025 г.

3. Введены впервые.

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - МР) содержат подходы к подготовке и проведению исследований по оценке фактического питания обучающихся образовательных организаций (далее - ОО) в возрасте от 12 до 23 лет (далее - исследования), реализуемых Роспотребнадзором в рамках мероприятий федерального проекта "Здоровье для каждого", входящего в национальный проект "Продолжительная и активная жизнь".

1.2. Исследование, подходы к подготовке и проведению которого изложены в настоящих МР обеспечивает взаимосвязь с мониторинговыми исследованиями питания обучающихся общеобразовательных организаций трех возрастных групп (2-е, 5-е и 10-е классы), реализованными в рамках мероприятий федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" (далее - ФП УОЗ), входящего в национальный проект "Демография" в период с 2019 по 2024 гг. в 85 субъектах Российской Федерации.

За период выполнения мероприятий ФП УОЗ удалось разнообразить ассортимент реализуемых в школах блюд и продуктов; изменить структуру самостоятельного выбора детьми продуктов, блюд для перекусов и основного питания; улучшить пищевые привычки обучающихся всех возрастных групп, сократив потребление сахара и соли. Анкетирование обучающихся и их родителей, директоров общеобразовательных организаций и операторов питания позволило выявить региональные особенности организации питания, оценить его структуру и частоту потребления отдельных групп продуктов.

Вместе с тем, полученные данные свидетельствуют, что качество и разнообразие рациона питания детей старшего школьного возраста снижается по сравнению с питанием младших школьников. Это может приводить к ухудшению здоровья, в том числе репродуктивного, поскольку организм находится в активной фазе роста и развития. Кроме того, подростки и лица юношеского возраста подвержены влиянию "обезогенной" среды (среды, стимулирующей нездоровое пищевое поведение, потребление пищевых продуктов с избыточным содержанием сахара, соли, жиров и способствующей развитию ожирения) при снижении родительского контроля за рационом. Это подтверждает актуальность дальнейших исследований среди обучающихся основного общего и основного среднего образования, а также включения в обследование студентов высших учебных заведений.

Углубленная оценка структуры и качества питания молодежи, степени влияния внешней среды на формирование рациона при условии проживания дома и в общежитиях ОО, позволит обосновать управленческие решения по оптимизации питания целевой группы обследуемых, снижению влияния внешней среды на их рацион.

1.3. Основные задачи мониторинга питания в организованных коллективах в 2025 г:

- оценка антропометрических показателей детей и взрослых, обучающихся в ОО;

- оценка распространенности алиментарных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (далее - ХНИЗ), режима питания, частоты потребления отдельных пищевых продуктов и блюд в организованном коллективе и дома, физической активности и других показателей, характеризующих образ жизни;

- актуализация реализуемых обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания, а также разработка региональных рекомендаций по улучшению питания населения целевой возрастной группы.

1.4. Общую координацию работ по проведению исследований выполняет ФБУЗ "ФЦГиЭ" Роспотребнадзора, организацию исследований в субъектах Российской Федерации обеспечивают территориальные органы Роспотребнадзора, научное и методическое сопровождение исследований - ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" и ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора.

1.5. В настоящих МР описана последовательность этапов проведения исследования и алгоритм внесения результатов в автоматизированную систему сбора и анализа результатов.

1.6. МР предназначены для органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 16 субъектов Российской Федерации, принимающих участие в реализации федерального проекта "Здоровье для каждого", входящего в национальный проект "Продолжительная и активная жизнь" <1>.

--------------------------------

<1> Приложение 1 приказа Роспотребнадзора от 19.03.2025 N 196 "О проведении исследований в 2025 году в рамках реализации федерального проекта "Здоровье для каждого" национального проекта "Продолжительная и активная жизнь".

II. Организация и проведение исследований

2.1. Исследование состоит из 3 этапов: подготовительный (01.04. - 20.05.2025), мониторинговый (14.04.2025 - 20.06.2025) и заключительный (до 15.10.2025).

2.2. Подготовительный этап предусматривает:

- формирование коллектива исследователей и обучение методологии проведения обследования;

- направление информации об ответственных лицах за организацию и координацию работ по проведению исследования в субъекте Российской Федерации в редактируемом виде в табличном редакторе (приложение 1 к настоящим МР) в ФБУЗ "ФЦГиЭ" Роспотребнадзора и ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора;

- информирование органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (далее - региональные органы управления образованием), о проведении исследования (приложение 2 к настоящим МР), его задачах, в соответствии с целями федерального проекта "Здоровье для каждого", входящего в национальный проект "Продолжительная и активная жизнь";

- подготовку выборки ОО в субъекте Российской Федерации;

- согласование проведения исследования с руководителями ОО в субъекте Российской Федерации (контингенты (классы, группы) и график проведения интервьюирования (даты и время);

- тиражирование анкет, информированных согласий;

- формирование выборки ОО и выборки обследуемых.

2.2.1. Формирование выборки ОО. В настоящем исследовании использована систематическая репрезентативная случайная выборка (гнездный метод), сформированная по территориальному принципу на базе ОО. Выборку ОО (юридических лиц) для проведения интервьюирования обучающихся осуществляет ФБУЗ "ФЦГиЭ" Роспотребнадзора на основании реестров ОО по субъектам Российской Федерации.

В выборку включают организации, имеющие коды ОКВЭД: 85.13 (образование основное общее), 85.14 (образование среднее общее), 85.21 (образование профессиональное среднее) и 85.22 (образование высшее).

Для обеспечения надежности выборки в каждом субъекте должно быть отобрано не менее 50 организаций. Соотношение видов ОО для каждого субъекта определяется в зависимости от общего числа организаций по каждому коду ОКВЭД.

Окончательный перечень ОО, согласованный с региональными органами управления образованием, территориальные органы Роспотребнадзора в срок до 14.04.2025 направляют в ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора для формирования информационной базы исследования в автоматизированной системе сбора и анализа результатов по форме в соответствии с приложением 3 к настоящим МР (в редактируемом виде в табличном редакторе), а также вносят карточки ОО (приложение 4 к настоящим МР) в автоматизированную систему сбора и анализа результатов, запланированных к участию.

ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора в течение трех рабочих дней с момента поступления перечня ОО вносит их в автоматизированную систему сбора и анализа результатов мониторинга.

2.2.2. Формирование выборки обследуемых. Отбор обследуемых для интервьюирования осуществляют методом механической (случайной) выборки.

Контингент обследуемых включает следующие возрастные группы:

- общеобразовательные организации - 7 класс (12 - 13 лет) и 10 класс (15 - 16 лет);

- ОО среднего профессионального образования - 2 курс (18 - 19 лет);

- ОО высшего профессионального образования - 3 курс бакалавриата или специалитета (20 - 21 год) и 2 курс магистратуры или 5 курс специалитета (22 - 23 года).

Общий объем выборки обследуемых в субъекте Российской Федерации, должен составить не менее 1500 человек.

2.3. Выполнение мониторинга включает следующие:

- контакт с руководителями (кураторами) классов (групп) и формирование списка выбранных для обследования обучающихся;

- получение информированных согласий от обследуемого и его законных представителей у несовершеннолетних обследуемых (приложение 5 к настоящим МР);

- проведение интервью, опрос несовершеннолетних обследуемых проводят вместе с родителями (в соответствии с памяткой интервьюера (приложение 6 к настоящим МР) и анкетой (приложение 7 к настоящим МР), оценку частоты потребления отдельных видов продукции проводят в соответствии с методикой, приведенной в приложении 8 к настоящим МР.

- оперативное внесение результатов интервьюирования в автоматизированную систему сбора и анализа результатов;

- контроль за сроками проведения исследования, охватом планируемого количества респондентов, внесением результатов интервьюирования в автоматизированную систему сбора данных;

- оценку качества и полноты внесенной информации, удаление дублирующихся записей и некорректно внесенных анкет.

2.3.1. Интервьюирование респондентов и внесение данных в автоматизированную форму сбора проводятся единовременно в два этапа:

- общеобразовательные организации в сроки 14.04.2025 - 16.05.2025;

- организации среднего профессионального образования и высшего профессионального образования - 20.05.2025 - 20.06.2025.

2.3.2. При опросе используются анкеты, распечатанные из программного средства, в которых интервьюером проставляются ответы на вопросы, дата и личная подпись.

2.3.3. Номер анкете присваивается в автоматическом режиме при введении ее в базу автоматизированной системы сбора и анализа результатов интервьюирования.

2.3.4. После внесения полученных обезличенных сведений в автоматизированную систему сбора и анализа результатов мониторинга формируется информационный файл по количественным показателям внесенных в базу анкет, в том числе одобренных к анализу.

2.3.5. Итоговая оценка количества анкет, подлежащих включению в аналитическую обработку с отметкой о завершении проверки (срок по общеобразовательным организациям - до 01.06.2025; по организациям среднего профессионального образования и вузам - до 01.07.2025). Проверка проводится ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора.

2.4. В рамках заключительного этапа обеспечивается:

Общая проверка корректности внесенной информации и запуск аналитического блока с выгрузкой анкетных и аналитических данных для последующей статистической обработки и анализа. Выгруженные из автоматизированной формы сбора и анализа результатов интервьюирования материалы направляются в ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" и ФБУЗ "ФЦГиЭ" Роспотребнадзора.

ФБУЗ "ФЦГиЭ" Роспотребнадзора совместно с ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" и ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора обобщает информацию по оценке фактического питания обучающихся и представляет сводный отчет в Роспотребнадзор в срок до 30.10.2025, по итогам интервьюирования разрабатывает рекомендации по коррекции рационов питания обучающихся возрастной группы от 12 до 23 лет с учетом региональных особенностей в срок до 01.12.2025.

III. Этические вопросы и защита персональных данных

3.1. Обследование проводится в соответствии с документами по стандартизации <2>.

--------------------------------

<2> ГОСТ Р 52379-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Надлежащая клиническая практика", утвержденный приказом Ростехрегулирования от 27.09.2005 N 232-ст.

Протокол исследования рассмотрен и одобрен локальными этическими комитетами ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" (протокол N 3 от 26.03.2025), и ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора (протокол N 2 от 25.03.2025) (приложение 9 к настоящим МР).

3.2. Участие в обследовании является добровольным, участник может отказаться от прохождения опроса на любом этапе.

3.3. Заполнение информированного согласия на участие в исследовании участником и его законным представителем (для несовершеннолетних) является обязательным.

3.3. После завершения работ по внесению данных в автоматизированную систему сбора и анализа результатов бумажные экземпляры заполненных анкет и информированных согласий передают в территориальный орган Роспотребнадзора.

3.4. Информированные согласия и анкеты, оформленные на бумажных носителях, хранятся в территориальных органах Роспотребнадзора в соответствии с правилами документооборота. Для обеспечения конфиденциальности полученных при обследовании данных анкеты и информированные согласия хранят отдельно.

Приложение 1

к МР 2.3.0370-25

(рекомендуемый образец)

Информация

о лицах, ответственных за организацию

и координацию работ по исследованию

N

Субъект РФ

Ф.И.О.

Должность

Эл. почта

Конт. моб. телефон

Управление Роспотребнадзора

Центр гигиены и эпидемиологии

N

Наименование НИО

Ф.И.О.

Должность

Эл. почта

Конт. моб. телефон

Приложение 2

к МР 2.3.0370-25

(рекомендуемый образец)

ИНФОРМИРОВАНИЕ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

О ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Министру образования

субъекта Российской Федерации

О содействии в реализации ФП

"Здоровье для каждого" НП

"Продолжительная и активная жизнь"

Уважаемый _____________________________!

Комиссией по научно-технологическому развитию Российской Федерации 15 октября 2024 года был согласован паспорт Национального проекта "Продолжительная и активная жизнь", в рамках которого предусмотрена реализация Федерального проекта "Здоровье для каждого".

Федеральный проект предусматривает изучение фактического питания отдельных возрастных групп населения с целью улучшения структуры питания и профилактики заболеваний, связанных с алиментарным фактором, последовательно решая задачи актуализации реализуемых санитарно-просветительских программ по основам здорового питания, разработки региональных рекомендаций по улучшению питания населения, а также формирования предложений по дальнейшему развитию сельского хозяйства и пищевой промышленности в субъектах Российской Федерации для обеспечения благоприятной среды, способствующей здоровому пищевому поведению населения.

Частью Проекта является система выборочных наблюдений за фактическим питанием и физическим развитием обучающихся общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального образования и учреждений высшего образования, которая включает оценку частоты потребления отдельных групп продуктов и блюд, сложившихся стереотипов пищевого поведения, режима питания, физической активности и других показателей образа жизни.

Учитывая стратегические задачи, поставленные Президентом Российской Федерации в Федеральном проекте "Здоровье для каждого", прошу оказать содействие в организации и проведении исследований по оценке фактического питания обучающихся в общеобразовательных организациях, организациях среднего профессионального и высшего образования.

Руководитель территориального

органа Роспотребнадзора

Приложение 3

к МР 2.3.0370-25

ИНФОРМАЦИЯ

ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ

Субъект РФ

Омская область

Общеобразовательные организации

N

Муниципальное образование

Наименование организации

Электронная почта организации

Контактное лицо, ответственное за проведение исследований

Планируемое кол-во респондентов

ИТОГО

Ф.И.О.

эл. почта

моб. телефон

7 класс

10 класс

все

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

г. Омск

МБОУ "Средняя школа N

dz.school.7@inbox.ru

Иванов Иван Иванович

ivanov@mail.ru

8(913)913-00-00

23

20

43

2

г. Омский район

МАОУ "Средняя школа

s4_bor@mail.52gov.ru

Петров Петр Андреевич

petrov@mail.ru

8(913)913-00-01

28

18

46

3

г. Калачинский район

МБОУ "Средняя школа

shkola7gorodets@.mail.ru

Андреев Виктор Викторович

andreev@mail.ru

8(913)913-00-02

8

0

8

..

...

...

...

сумма

ИТОГО

не менее 500 чел.

не менее 500 чел.

не менее 1000 чел.

Организации среднего профессионального образования

N

Муниципальное образование

Наименование организации

Электронная почта организации

Контактное лицо, ответственное за проведение исследований

Планируемое кол-во респондентов, не старше 23 лет

Ф.И.О.

эл. почта

моб. телефон

1

2

3

4

5

6

7

8

1

г. Омск

БПОУ Омской области

info@medcoll.ru

Иванов Иван Иванович

ivanov@mail.ru

8(913)913-00-00

2

г. Омск

БПОУ "Омский

post@inf-opkl.omskportal.ru

Петров Петр Андреевич

petrov@mail.ru

8(913)913-00-01

3

Омский район

МБОУ "Омский аграрно-

post@oatk.omskportal.ru

Андреев Виктор Викторович

andreev@mail.ru

8(913)913-00-02

..

...

ИТОГО

не менее 500 чел.

Учреждения высшего образования

N

Муниципальное образование

Наименование организации

Электронная почта организации

Контактное лицо, ответственное за проведение исследований

Планируемое кол-во респондентов, не старше 23 лет

Ф.И.О.

эл. почта

моб. телефон

1

2

3

4

5

6

7

1

г. Омск

ФГБОУ ВО ОмГМУ

rector@omsk-osma.ru

Иванов Иван Иванович

ivanov@mail.ru

8(913)913-00-00

2

г. Омск

ФГБОУ ВО Омский ГАУ

adm@omgau.ru

Петров Петр Андреевич

petrov@mail.ru

8(913)913-00-01

3

г. Омск

ФГБОУ ВО "СибАДИ"

info@sibadi.org

Андреев Виктор Викторович

andreev@mail.ru

8(913)913-00-02

..

...

ИТОГО

не менее 500 чел.

Приложение 4

к МР 2.3.0370-25

(рекомендуемый образец)

КАРТОЧКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,

УЧАСТВУЮЩЕЙ В ИССЛЕДОВАНИЙ

(заполняется интервьюером)

1. Вид образовательной организации (общеобразовательная организация, организация среднего профессионального образования, учреждение высшего образования)

2. Наименование образовательной организации (указывается краткое наименование).

3. Адрес(а)

4. Месторасположение: сельское/городское.

5. Количество обучающихся.

6. Количество имеющихся столовых.

7. Количество имеющихся буфетов.

8. Планируемая дата начала проведения исследования.

9. Планируемая дата завершения исследования.

10. Планируемое количество респондентов к участию в исследовании по возрастным группам с учетом вида образовательной организации.

11. Для общеобразовательных организаций:

11.1. Охват организованным горячим питанием обучающихся 5 - 8 классов за 2023 - 2025 гг. в % от обучающихся 5 - 8 классов в очной форме обучения

11.2. Охват организованным горячим питанием обучающихся 10 - 11 классов за 2023 - 2025 гг. в % от обучающихся 10 - 11 классов в очной форме обучения.

Дата заполнения карточки _____________

Ф.И.О. интервьюера, заполнившего карточку _____________

Приложение 5

к МР 2.3.0370-25

(рекомендуемый образец)

Приложение 6

к МР 2.3.0370-25

(рекомендуемый образец)

ПАМЯТКА ДЛЯ ИНТЕРВЬЮЕРА

Уважаемый интервьюер!

Вы являетесь участником эпидемиологического исследования, цель которого - изучение фактического питания обучающихся общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального и высшего образования.

В период опроса именно интервьюер является основным исполнителем работ и обеспечивает качество конечных результатов исследования. От Вашей добросовестности и ответственности зависят полнота и точность полученных данных.

Содержание анкеты и особенности проведения интервью должны быть тщательно изучены интервьюером до начала работ и учитываться в процессе опроса.

Задача интервьюера при знакомстве с обучающимися - создать доброжелательную, спокойную атмосферу для предстоящей беседы, убедить в важности и необходимости участия в опросе.

В своей работе интервьюер исходит из принципа, что он должен выяснять и учитывать подлинные мнения, настроения, пожелания опрашиваемых. Поэтому предложите респондентам отнестись серьезно к тем вопросам, которые ему будут заданы, и попросите их быть открытыми и откровенными.

После выполнения задания интервьюер в течение трех рабочих дней должен сдать анкеты ответственному лицу за проведение интервьюирования в данной образовательной организации, закрепленному приказом.

Комплект сдаваемых материалов включает в себя заполненные анкеты и информированные согласия.

Приложение 7

к МР 2.3.0370-25

(рекомендуемый образец)

АНКЕТА

ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПИТАНИЯ И ПИЩЕВОГО СТАТУСА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

1.

Регион

2.

Код региона

|_|_|_|

3.

Населенный пункт

4.

5.

Тип населенного пункта:

1

Город

2

Село

|_|

6.

Тип образовательной организации:

|_|

1. Общеобразовательная (средняя школа)

2. Учреждение среднего профессионального образования

3. Учреждение высшего профессионального образования

7.

Дата опроса

|_|_|

|_|_|

|_|_|

число

(2 знака)

месяц

(2 знака)

год

(2 знака)

Социально-демографическая информация

8.

Дата рождения учащегося/учащейся

|_|_|

|_|_|

|_|_|_|_|

дата

месяц

год

9.

Возраст учащегося/учащейся (полных лет)

|_|_|

10.

Класс (курс обучения)

|_|_|

11.

Оцените уровень доходов Вашей семьи

Ниже среднего ...........................................................................

1

Средний .....................................................................................

2

Выше среднего ..........................................................................

3

Затрудняюсь ответить ..............................................................

977

Отказ от ответа .........................................................................

988

12.

Образование мамы

Среднее/Среднее профессиональное ......................................

1

Высшее .......................................................................................

2

Имеется ученая степень ............................................................

3

Затрудняюсь ответить ..............................................................

977

Отказ от ответа ..........................................................................

988

13.

Образование папы

Среднее/Среднее профессиональное ......................................

1

Высшее .......................................................................................

2

Имеется ученая степень ............................................................

3

Затрудняюсь ответить ..............................................................

977

Отказ от ответа ..........................................................................

988

14.

Где проживает учащийся?

Дома с родителями ...................................................................

1

Дома отдельно от родителей ...................................................

2

В общежитии учебного заведения ..........................................

3

Отказ от ответа .........................................................................

988

Оценка здоровья, образа жизни и режима питания

15.

Скажите, пожалуйста, как Вы сами оцениваете состояние своего здоровья

Плохое .......................................................................................

1

Среднее .....................................................................................

2

Хорошее ....................................................................................

3

Затрудняюсь ответить .............................................................

977

Отказ от ответа ........................................................................

988

16.

Укажите, какой был при последнем измерении вес и рост учащегося/учащейся

1. Вес учащегося _____________, кг

2. Рост учащегося ____________, см

Затрудняюсь ответить ..............................................................

977

Отказ от ответа .........................................................................

988

17.

Подскажите, пожалуйста, Вашу среднюю продолжительность сна на этой неделе

Менее 6 часов ...........................................................................

1

6 - 8 часов .................................................................................

2

Более 8 часов ............................................................................

3

Затрудняюсь ответить .............................................................

977

18.

Оцените Ваш уровень физической активности (занятия физкультурой и спортом, подвижные игры, активная работа по дому, в приусадебном хозяйстве)

Ежедневно не менее 40 минут в день

1

Менее 40 минут в день ежедневно

2

Менее 40 минут 2 - 3 раза в неделю

3

Не занимаетесь

4

Затрудняюсь ответить

977

Отказ от ответа

988

19.

Знаете ли Вы о принципах здорового питания?

Да ...............................................................................................

1

Нет .............................................................................................

2

Затрудняюсь ответить ..............................................................

977

Отказ от ответа .........................................................................

988

20.

Где Вы обычно принимаете пищу?

Прием пищи

Дома

В общежитии

Столовая/буфет в образовательной организации

Другие предприятия общепита

Обычно пропускаю этот прием пищи

Затрудняюсь ответить

20.1.

Завтрак

1

2

3

4

5

977

20.2.

Обед

1

2

3

4

5

977

20.3.

Ужин

1

2

3

4

5

977

21.

Сколько раз в день Вы принимаете пищу в будни?

1 - 2 раза ....................................................................................

1

3 - 4 раза ....................................................................................

2

5 и более ....................................................................................

3

Затрудняюсь ответить ..............................................................

977

Отказ от ответа .........................................................................

988

22.

Сколько раз в день Вы принимаете пищу в выходные?

1 - 2 раза ....................................................................................

1

3 - 4 раза ....................................................................................

2

5 и более ....................................................................................

3

Затрудняюсь ответить ..............................................................

977

Отказ от ответа .........................................................................

988

23.

Завтракаете ли Вы?

Всегда ........................................................................................

1

Не всегда ...................................................................................

2

Не завтракаю .............................................................................

3

Затрудняюсь ответить ..............................................................

977

Отказ от ответа .........................................................................

988

24.

За сколько часов до сна Вы в последний раз принимаете пищу?

2 - 3 часа ....................................................................................

1

Менее 2 часов ...........................................................................

2

Непосредственно перед сном ..................................................

3

Затрудняюсь ответить ..............................................................

977

Отказ от ответа .........................................................................

988

25.

Соблюдаете ли Вы указанные подходы к питанию?

Подходы к питанию

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Отказ от ответа

25.1.

Овощи и блюда из овощей (не включая картофель) используете в 2-х и более приемах пищи ежедневно (овощные супы, салаты, гарниры и др.)

1

2

977

988

25.2.

Фрукты ежедневно присутствуют в Вашем рационе в количестве не менее 250 - 300 г (средний вес яблока, груши, апельсины - 120 - 130 г)

1

2

977

988

25.3.

Зерновые продукты и блюда из круп (каши и гарниры, крупяные супы, хлеб) присутствуют ежедневно в каждом приеме пищи

1

2

977

988

25.4.

При выборе хлеба и хлебобулочных изделий, Вы отдаете предпочтение продуктам из муки 2 сорта, с присутствием цельных злаков, отрубей и проч.

1

2

977

988

25.5.

Блюда из рыбы присутствуют в Вашем рационе еженедельно

1

2

977

988

25.6.

Ежедневно употребляете 2 - 3 молочных продукта (включая молочные блюда и напитки)

1

2

977

988

26.

Важно ли для Вас:

Подходы к питанию

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Отказ от ответа

26.1.

Включать в рацион достаточное количество овощей и фруктов

1

2

977

988

26.2.

Снижать количество потребляемых жиров

1

2

977

988

26.3.

Употреблять не менее двух молочных продуктов в день

1

2

977

988

26.4.

Включать в рацион достаточное количество хлеба, макаронных изделий и блюд из круп

1

2

977

988

27.

Как часто Вы принимаете витаминно-минеральные комплексы или БАДы?

Постоянно .................................................................................

1

1 - 2 раза в год курсами ............................................................

2

Принимаю иногда, нерегулярно .............................................

3

Не принимаю ............................................................................

4

Затрудняюсь ответить ..............................................................

977

ИНФОРМАЦИЯ ПО ПОТРЕБЛЕНИЮ СОЛИ

28.

Когда Вы готовите еду дома, Вы добавляете при приготовлении соль?

Никогда .....................................................................................

1

Иногда .......................................................................................

2

Всегда ........................................................................................

3

Отказ от ответа .........................................................................

988

29.

Вы досаливаете свою приготовленную еду в тарелке?

Никогда .....................................................................................

1

Иногда .......................................................................................

2

Всегда ........................................................................................

3

Отказ от ответа .........................................................................

988

30.

Какую соль Вы обычно используете?

Обычную соль ..........................................................................

1

Йодированную соль .................................................................

2

Обогащенную калием и магнием ............................................

3

Затрудняюсь ответить ..............................................................

977

ИНФОРМАЦИЯ ПО ПОТРЕБЛЕНИЮ САХАРА

31.

Добавляете ли Вы сахар, мед, сиропы, варенье и др. в приготовленную еду и напитки?

Никогда .....................................................................................

1

Иногда .......................................................................................

2

Всегда ........................................................................................

3

Отказ от ответа .........................................................................

988

ФАКТОРЫ РИСКА ОБРАЗА ЖИЗНИ

32.

Курите ли Вы?

Не курю и не курил(-а) .............................................................

1

Курил(-а), но бросил(-а) ..........................................................

2

Курю изредка ............................................................................

3

Курю ежедневно ......................................................................

4

Отказ от ответа .........................................................................

988

33.

Употребляете ли Вы алкогольные напитки?

Да ...............................................................................................

1

Нет .............................................................................................

2

Отказ от ответа .........................................................................

988

34.

Какова в среднем продолжительность Вашего ночного сна?

Показатели

Продолжительность ночного сна в часах

Учебные дни

|___|

|___|

|___|

Подъем

Отбой

продолжительность ночного сна в часах

Выходные дни

|___|

|___|

|___|

Подъем

Отбой

продолжительность ночного сна в часах

35.

Укажите примерное время, проводимое в среднем за компьютером, ноутбуком, планшетом, смартфоном, иными гаджетами в сутки всего (выраженное в часах и минутах

Показатели

Примерная (обычная) продолжительность в сутки (указывается в часах и минутах)

Учебный день

Выходной день

телевизор

компьютер

ноутбук

планшет

смартфон

иные гаджеты

Оценка питания

Теперь поговорим о частоте потребления различных

пищевых продуктов. Я буду называть Вам продукты,

а Вы скажите, как часто Вы потребляли их в течение

последнего месяца. Если вы не потребляли какой-либо продукт,

то обязательно укажите, что не употребляли

(для каждой позиции продуктов выбрать

строго один вариант ответа)

Список продуктов

Частота потребления продуктов и блюд за 1 месяц

Кодировка

Не употреблял

1 - 2 раза в месяц

3 - 4 раза в месяц

2 - 3 раза в неделю

4 - 6 раз в неделю

1 - 2 раза в день

3 - 4 раза в день

5 и более раз в день

1

2

3

4

5

6

7

8

ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

1

Булка сдобная, блины, оладьи, пирожки с любой начинкой, сушки, баранки

2

Сухари, пряники, печенье, вафли

3

Хлеб белый или черный

КАШИ, МАКАРОНЫ

4

Макароны отварные (гарнир, блюда)

5

Крупы (каши без молока, гарниры, плов)

6

Каши, мюсли или супы из круп молочные

ОВОЩИ

7

Картофель отварной, жареный, пюре

8

Огурцы и помидоры свежие, салаты из них

9

Морковь, свекла и блюда из них

10

Корнеплоды: редис, репа, редька, дайкон и блюда из них

11

Капуста свежая и тушеная

12

Кабачки, баклажаны, патиссоны, тыква и блюда из них

13

Овощи соленые консервированные (в том числе капуста квашеная и огурцы)

14

Борщи, щи, овощные супы

15

Бобовые в любом виде (фасоль, горох, соя)

ФРУКТЫ

16

Яблоки, груши свежие

17

Цитрусовые (апельсины, мандарины, грейпфруты)

18

Бананы, виноград

19

Слива, вишня, абрикос и т.п.

20

Другие плоды (гранат, ананас, киви, фейхоа, инжир и др.)

21

Ягоды свежие, в том числе дикорастущие

22

Фрукты и ягоды замороженные и консервированные

23

Орехи (любые) или семечки, сухофрукты

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ

24

Варенье, повидло, джем, мед

25

Конфеты, шоколад халва

26

Зефир, пастила, мармелад

27

Пирожные, торты

МАСЛА, ЖИРЫ (видимые столовые жиры в салатах, бутербродах, заправка каш)

28

Масло растительное

29

Майонез

30

Маргарин, спред

31

Масло сливочное

32

Сало свиное

МЯСО И МЯСНЫЕ ПРОДУКТЫ

33

Сардельки, сосиски, колбаса, ветчина

34

Мясо животных (говядина, свинина, баранина и др.) и блюда из них (котлеты, пельмени и т.п.); субпродукты и блюда из них

35

Консервы мясные (тушенка)

36

Мясо птицы (курица, индейка, утка, гусь и др.) и блюда из них, субпродукты и блюда из них

37

Мясо оленя, лося

38

Мясо конина

39

Мясо морских млекопитающих

РЫБА И МОРЕПРОДУКТЫ

40

Рыба свежая или мороженая и блюда из нее

41

Рыба копченая, вяленая, соленая, в т.ч. сельдь

42

Морепродукты (креветки, кальмары и др)

43

Рыбные консервы

МОЛОКО И МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ

44

Кефир, йогурт, простокваша, ряженка, варенец

45

Кисломолочные национальные продукты (мацони, айран, тан, кумыс и др.)

46

Молоко

47

Молоко сгущенное с сахаром

48

Сметана, сливки

49

Творог и блюда из творога

50

Сыр твердый, плавленый

51

Яйца вареные, омлет, яичница

НАПИТКИ

52

Кофе

53

Чай

54

Напитки сладкие газированные

55

Компоты, морсы, соки

56

Сколько чайных ложек сахара или кусочков обычно добавляете на стакан (чашку) чая или другого напитка?

(обвести нужную цифру)

0...1...2...3...4...5....6....7....8...9...10

ПРОДУКТЫ БЫСТРОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ

57

Продукты быстрого приготовления (лапша, картофель, крупы)

58

Чипсы картофельные, сухарики и др. соленые снеки

59

Фаст-Фуд (бургеры, картофель-фри, хотдоги, шаурма и др.)

Приложение 8

к МР 2.3.0370-25

ОЦЕНКА ЧАСТОТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПРОДУКТОВ

1. Вопросник анализа частоты потребления пищи разработан с целью общей оценки потребления основных групп пищевых продуктов.

2. Структура вопросника.

Вопросник включает список продуктов и блюд и 8 категорий частот, с которой продукты могли быть употреблены за предшествующий исследованию месяц.

Первые две колонки вопросника содержат порядковый номер и перечень продуктов, объединенных в группы.

Следующие восемь колонок, пронумерованные цифрами 1 - 8, предназначены для регистрации частоты потребления продуктов.

В последней колонке проставляют номер отмеченной колонки, соответствующей частоте потребления, далее эта цифра будет занесена в программу ввода.

3. Правила заполнения анкеты.

Вопросник должен заполнять интервьюер, прошедший обучение.

Интервьюер называет продукт по порядку перечня и спрашивает обследуемый употреблял ли он этот продукт в течение прошедших 30 дней в течение предшествующего месяца. Если обследуемый ответил, что в течение предшествующего месяца он ни разу не ел указанный продукт, то обязательно заполняют знаком "крест-накрест" ячейку в колонке под номером 1, соответствующая этому продукту. После чего интервьюер переходит к следующему продукту.

Если обследуемый ответил, что он употреблял этот продукт за последние 30 дней, то интервьюер задает вопрос, как часто этот продукт употребляли. При этом интервьюер прочитывает категории частот, предложенные в заголовке колонок 2 - 8, и выбирает ту частоту, которую называет обследуемый. Интервьюеру следует задать уточняющий вопрос в подтверждение выбранной частоты. Убедившись в частоте потребления, интервьюер зачеркивает "крест-накрест" клетку, соответствующую данному продукту и категории частоты его употребления.

Примечание: важно! Порядок описания каждого продукта:

- употреблял ли обследуемый этот продукт в течение истекших 30 дней месяца;

- "Нет" - переход к другому продукту;

- "Да" - выяснение частоты потребления: Как часто употребляли этот продукт?

1) Если обследуемый не употреблял указанный продукт, то ответ однозначно отмечается в колонке 1.

2) Потребление продукта лишь несколько раз в месяц, но явно реже, чем 1 раз в неделю, классифицируют как частоту потребления 1 - 2 раза в месяц, и заполняют знаком "крест-накрест" клетку в колонке 2.

3) Если обследуемый отвечает, что употреблял продукт примерно 1 раз в неделю или почти каждую неделю, то это нужно классифицировать как потребление 3 - 4 раза в месяц и заполнять клетку в колонке 3.

4) При потреблении продукта несколько раз в неделю, но явно не каждый день, заполняют колонку 4, что означает частоту потребления 2 - 3 раза в неделю.

5) Потребление продукта почти каждый день, но необязательно каждый день, следует расценивать как частоту потребления 4 - 6 раз в неделю и заполнять колонку 5. Но если респондент говорит о потреблении продукта 1 раз каждый день, а и иногда, и более 1 раза в день, то это означает частоту потребления 1 - 2 раза в день, при этом заполняют колонку 6.

6) Интервьюеру необходимо уловить разницу между частотой потребления почти каждый день 4 - 6 раз в неделю и частотой потребления 1 - 2 раза в день. Последняя означает регулярное ежедневное потребление продукта хотя бы 1 раз в день.

7) Частота потребления 3 - 4 раза в день колонка 7 означает, что респондент употреблял этот продукт в каждый прием пищи - завтрак, обед, ужин или несколько раз в промежутках между приемами пищи (перекусы).

8) Частота потребления 5 и более раз в день (колонка 8) означает, что продукт употребляли в течение последнего месяца каждый день много раз, как в основные приемы пищи, так и в промежутках между ними. Например, если респондент большой любитель чая и пьет его как в часы приема пищи, так и между ними, частота потребления чая будет в этом случае 5 и более раз в день.

Приложение 9

к МР 2.3.0370-25

ВЫПИСКА

ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ЛОКАЛЬНОГО НЕЗАВИСИМОГО

ЭТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА

ЛОКАЛЬНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ

ФБУН "НОВОСИБИРСКИЙ НИИ ГИГИЕНЫ" РОСПОТРЕБНАДЗОРА

г. Новосибирск, ул. Пархоменко, 7

Выписка из протокола N 2 от 25.03.2025 г.

Заседание состоялось в помещении по адресу: г. Новосибирск, ул. Пархоменко, 7, в 14:00

Присутствовали:

Председатель: Романенко С.П. - к.м.н., заместитель директора по научной работе; секретарь: Зубцовская Н.А. - к.м.н., в.н.с. организационно-методического отдела.

Члены Комитета по этике:

Ивлева Г.П. - к.м.н., ученый секретарь, заведующая организационно-методическим отделом; Сорокина А.В. - к.м.н., ведущий научный сотрудник организационно-методического отдела; Потеряева Е.Л. - д.м.н., профессор, советник директора ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора; Огудов А.С. к.м.н., заведующий отделом токсикологии с санитарно-химической лабораторией.

Независимый эксперт: Кочеков А.А. - юрисконсульт.

Слушали: Рассмотрение вопроса об одобрении этапов и содержания исследований, планируемых в 16 субъектах Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями "Организация исследований по оценке фактического питания обучающихся в рамках федерального проекта "Здоровье для каждого".

Рассмотрены документы:

1. Заявление на имя председателя Комитете по этике.

2. Проект МР "Организация исследований по оценке фактического питания обучающихся в рамках федерального проекта "Здоровье для каждого".

3. Информированные согласия для обучающихся, принимающих участие в интервьюировании.

В обсуждении приняли участие: Романенко С.П., Сорокина А.В., Потеряева Е.Л., Огудов А.С., Кочеков А.А.

Заключение: Положения МР "Организация исследований по оценке фактического питания обучающихся в рамках федерального проекта "Здоровье для каждого" соответствуют общепринятым этическим и нормативно-правовым нормам, не нарушают прав, интересов и личного достоинства участников исследования.

Голосовали: "за" - 5; "против" - 0, "воздержались" - 0.

Постановили (единогласно):

Одобрить представленные документы о подготовке и проведении исследований по оценке фактического питания обучающихся.

Председатель комитета по этике

С.П.РОМАНЕНКО

Секретарь Комитета по этике

Н.А.ЗУБЦОВСКАЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

2. Приказ Роспотребнадзора от 19.03.2025 N 196 "О проведении исследований в 2025 году в рамках реализации федерального проекта "Здоровье для каждого" национального проекта "Продолжительная и активная жизнь".

3. ГОСТ Р 52379-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Надлежащая клиническая практика".

Другие документы по теме
"О внесении изменения в том VI Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза"
Ошибка на сайте