Рейтинг@Mail.ru

<Рекомендации> Минтруда России N 13-5/10/В-8962, Минздрава России N АБ-1945/07, Минпросвещения России N 15-3/И/2-10304 от 26.05.2025

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 13-5/10/В-8962

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N АБ-1945/07

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 15-3/И/2-10304

РЕКОМЕНДАЦИИ

от 26 мая 2025 года

Минтруд России совместно с Минздравом России и Минпросвещения России направляет совместные рекомендации по вопросу организации и осуществления ранней помощи детям в возрасте от рождения до трех лет (независимо от наличия инвалидности), которые имеют ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям.

В настоящее время принят Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. N 651-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 651-ФЗ), основные изменения которым внесены в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).

Законом N 651-ФЗ уточнены полномочия федеральных органов государственной власти по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям, а также полномочия органов исполнительной власти по организации и осуществлению комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям в субъектах Российской Федерации.

Основные изменения, предусмотренные Законом N 651-ФЗ, вступили в силу с 1 марта 2025 года.

Ранняя помощь детям и их семьям является одним из основных направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, обеспечивающих своевременную качественную междисциплинарную поддержку ребенка и его семьи в целях профилактики формирования и утяжеления детской инвалидности.

Законом N 651-ФЗ уточнено понятие ранней помощи детям и их семьям (статья 9.3 Закона N 181-ФЗ).

Ранняя помощь детям и их семьям - комплекс мероприятий и услуг, реализуемых и оказываемых на междисциплинарной основе детям от рождения до трех лет (независимо от наличия инвалидности), которые имеют ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям, способствующих содействию физическому и психическому развитию таких детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, позитивному взаимодействию таких детей и их родителей, таких детей и других непосредственно ухаживающих за такими детьми лиц, членов семьи в целом, социальной адаптации таких детей в среде сверстников, а также повышению компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за такими детьми лиц в целях комплексной профилактики детской инвалидности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2024 г. N 1099 утверждены примерные требования к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям (далее - Примерные требования).

Так, исполнительным органам субъектов Российской Федерации согласно Примерным требованиям рекомендовано:

а) принять нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации, осуществления и координации ранней помощи детям и их семьям, включая информационное межведомственное взаимодействие между исполнительными органами субъектов Российской Федерации в сферах социальной защиты, образования и здравоохранения, в том числе об организациях, осуществляющих услуги по ранней помощи детям и их семьям;

б) обеспечить создание сети реабилитационных организаций, осуществляющих раннюю помощь детям и их семьям, с учетом их приближенности к месту жительства получателей услуг по ранней помощи и оптимального количества для обеспечения потребностей детей и их семей в оказании услуг по ранней помощи;

в) обеспечить учет и отчетность в сфере ранней помощи детям и их семьям;

г) обеспечить полноту и доступность информации о реабилитационных организациях, оказывающих услуги по ранней помощи детям и их семьям, перечне услуг по оказанию ранней помощи детям и их семьям, предоставляемых в субъекте Российской Федерации, порядке их предоставления, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с пунктом 3 Примерных требований критериями отнесения детей и их семей к потенциально нуждающимся в оказании услуг по ранней помощи детям и их семьям (далее - услуги по ранней помощи) являются:

а) наличие у детей категории "ребенок-инвалид";

б) отнесение детей медицинскими организациями по результатам профилактического медицинского осмотра к IV либо V группе здоровья;

в) воспитание детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

г) воспитание детей в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, или в семьях, находящихся в социально опасном положении;

д) наличие у детей особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;

е) наличие у родителей (законных представителей) опасений, связанных с особенностями в развитии и поведении детей, имеющих ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, не относящихся к категории детей, указанных в подпунктах "а" - "д" настоящего пункта.

В целях своевременного выявления детей и их семей, потенциально нуждающихся в услугах по ранней помощи, а также обеспечения их маршрутизации в реабилитационные организации, осуществляющие раннюю помощь детям и их семьям, рекомендовано обеспечить эффективное информационное межведомственное взаимодействие между исполнительными органами субъектов Российской Федерации в сферах социальной защиты, образования и здравоохранения.

В целях оказания услуг по ранней помощи, максимально приближенных к месту жительства получателей услуг по ранней помощи и поддержания оптимального количества реабилитационных организаций для обеспечения потребностей детей и их семей в оказании услуг по ранней помощи, в Российской Федерации необходимо продолжить развитие сети реабилитационных организаций, осуществляющих раннюю помощь детям и их семьям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. N 885 утверждены примерные требования к организации деятельности реабилитационных организаций (далее - постановление N 885).

Так, согласно постановлению N 885 к реабилитационным организациям относятся организации независимо от их организационно-правовых форм, формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие деятельность по одному или нескольким отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами их предоставления, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с частью первой статьи 9.2 Закона N 181-ФЗ.

Перечень отдельных основных направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, по которым разрабатываются такие стандарты, перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих их разработку, Правила разработки таких стандартов, включая определение их структуры и содержания, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2024 г. N 1033.

Переход реабилитационных организаций к реализации мероприятий и оказанию услуг по ранней помощи в соответствии со стандартами, осуществляется поэтапно в сроки, определяемые высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2030 года.

В переходный период оказание услуг по ранней помощи осуществляется реабилитационными организациями субъектов Российской Федерации с учетом методических рекомендаций по вопросам ранней помощи детям и их семьям, разработанных в соответствии с пунктом 10.1 статьи 4 Закона N 651-ФЗ, и плана мероприятий переходного периода в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 г. N 938 (далее - Правила).

Высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендовано в срок до 1 июля 2025 года утвердить в соответствии с Правилами планы мероприятий переходного периода по осуществлению реабилитационными организациями субъектов Российской Федерации реализации мероприятий и оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и со стандартами оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям.

Поскольку ранняя помощь детям и их семьям является неотъемлемой частью системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, то при ее осуществлении в реабилитационных организациях целесообразно учитывать следующие нормативные правовые документы:

приказ Минтруда России от 31 июля 2024 г. N 385н "Об утверждении типовых положений об отдельных видах организаций, оказывающих услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов";

приказ Минтруда России от 2 сентября 2024 г. N 445н "Об утверждении унифицированных форм документации при оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов".

На федеральном уровне оказание консультативной и организационно-методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ранней помощи детям и их семьям осуществляет Федеральный методологический и методический центр развития ранней помощи детям и их семьям, действующий на базе ФГБУ "Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г.А. Альбрехта" Минтруда России (далее - Федеральный методический центр, сайт: https://center-albreht.ru/ru/federalnyi_metodicheski_centr).

В настоящее время Федеральным методическим центром в соответствии с пунктом 10.1 статьи 4 Закона N 651-ФЗ подготовлены методические рекомендации по вопросам ранней помощи детям и их семьям, которые размещены на официальном сайте организации и доступны по ссылке:

https://center-albreht.ru/upload/MethodCentre/MR_PO_VOPROSAM_RP_V1.pdf.

В указанных методических рекомендациях описываются основные требования к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям в субъекте Российской Федерации с учетом действующих нормативных правовых актов, в том числе затронуты вопросы межведомственного взаимодействия, деятельности организаций, оказывающих раннюю помощь детям и их семьям, формирования штатного расписания, оснащения реабилитационных организаций, оказывающих услуги ранней помощи детям и их семьям, вопросы услуг и мероприятий по ранней помощи, условия и порядок их оказания, вопросы методического обеспечения, показатели качества и подходы к оценке результатов оказания услуг по ранней помощи.

Приказом Минтруда России от 22 октября 2024 г. N 579 утвержден План разработки стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандартов оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям". В настоящее время проект стандарта оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям подготовлен и проходит процедуру утверждения.

В целях обеспечения своевременного начала оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям крайне важным является максимально раннее выявление детей, нуждающихся в ранней помощи.

В системе здравоохранения с целью раннего выявления заболеваний или рисков их развития, а также определения группы здоровья ребенка осуществляется комплекс мероприятий.

Во всех субъектах Российской Федерации проводятся пренатальная диагностика (приказ Минздрава России от 20 октября 2020 г. N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология"); аудиологический скрининг (приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 921н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "неонатология"); неонатальный скрининг, в том числе с 2023 года проводится расширенный неонатальный скрининг (приказ Минздрава России от 21 апреля 2022 г. N 274н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи пациентам с врожденными и (или) наследственными заболеваниями"); профилактические осмотры детей всех возрастных групп, включая ежемесячный осмотр педиатра на 1 году жизни ребенка с проведением консультаций врачей-специалистов, лабораторных и функциональных исследований в возрасте 1 и 12 месяцев жизни ребенка, скрининг на выявление группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития (приказ Минздрава России от 10 августа 2017 г. N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних").

В целях координации оказания медицинской помощи детям, в том числе детям раннего возраста и детям-инвалидам, в структуру детской поликлиники входит медико-социальное отделение в соответствии с приказом Минздрава России от 7 марта 2018 г. N 92н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению" (далее - Положение).

К функциям медико-социального отделения относится, в том числе информирование родителей детей раннего возраста, детей-инвалидов о возможности получения медицинских, социальных, психолого-педагогических услуг, консультирование по правовым вопросам, информационное межведомственное взаимодействие с образовательными организациями и учреждениями социальной защиты и организациями, оказывающими услуги по ранней помощи, оказание помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, проведение разъяснительной работы с родителями (законными представителями) по вопросам профилактики болезней детского возраста и формирования здорового образа жизни и многое другое.

В сфере образования Российской Федерации широко развивается система психолого-педагогической и ранней коррекционной помощи детям и их семьям.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) гарантировано получение всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, качественного доступного образования, в том числе предусмотрено оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

Чем раньше начинается оказание ребенку, имеющему нарушения развития или риск их возникновения, психолого-педагогической, коррекционной помощи, являющейся неотъемлемой частью образования, тем больше вероятность получения таким ребенком общего, а впоследствии и профессионального образования совместно со сверстниками с минимальным психолого-педагогическим сопровождением.

Пунктом 1 раздела IV Межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 2 марта 2023 г. N 2300п-П8, предусмотрено создание инфраструктуры служб ранней коррекционной помощи в субъектах Российской Федерации.

Нормативное правовое регулирование функционирования служб ранней коррекционной помощи в системе образования также обеспечивается нормами:

- федерального государственного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155);

- федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, начало реализации которой возможно с 2-месячного возраста ребенка (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1022);

- порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, регламентирующим нормативы наполняемости групп различной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и штатной численности специалистов психолого-педагогического сопровождения (утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. N 373);

- порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (утвержден совместным приказом Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 5 августа 2020 г.);

- профессионального стандарта "Педагог-дефектолог", устанавливающего требования к компетенциям специалиста, занимающегося коррекционно-развивающим обучением и воспитанием детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, оказанием психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений (утвержден приказом Минтруда России от 13 марта 2023 г. N 136н).

В системе образования в настоящее время работает более 3,7 тыс. служб ранней коррекционной помощи на базе дошкольных образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, отдельных общеобразовательных организаций, институтов развития образования, организаций дополнительного образования и других организаций.

В большинстве субъектов Российской Федерации координатором работ по оказанию ранней коррекционной помощи является региональный орган государственной власти в сфере образования, а методическим и ресурсным центром - региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Службы ранней коррекционной помощи в образовании осуществляют свою деятельность на основе семейно-ориентированного принципа, который в обобщенном виде отражает установление партнерских отношений между родителями и специалистами, признание значимости семейных паттернов взаимодействия для развития и благополучия ребенка.

Ключевые положения этого принципа:

- уважительное отношение к привычкам и взглядам семьи;

- индивидуализированные и гибкие методы работы с семьей;

- предоставление семье всей необходимой информации для принятия важных решений;

- сотрудничество и партнерство семьи и специалистов;

- обеспечение семьи необходимыми ресурсами и формами помощи;

- включение членов семьи ребенка в процесс оказания помощи, означающий, что семья ребенка становится активным участником разработки, обсуждения и реализации программы помощи; входит в состав команды специалистов и участвует в работе службы ранней коррекционной помощи на каждом ее этапе.

Таким образом, службы ранней коррекционной помощи, в первую очередь, нацелены на поддержку семейных форм ухода, воспитания и образования ребенка с нарушениями развития или риском их возникновения и являются еще одной помощью и поддержкой для семей, имеющих детей, относящихся к потенциально нуждающимся в оказании услуг по ранней помощи детям и их семьям (пунктом 3 Примерных требований).

Вышеуказанные службы ранней коррекционной помощи и реабилитационные организации, оказывающие услуги по ранней помощи детям и их семьям могут развиваться в субъекте Российской Федерации одновременно в целях оказания максимально возможной помощи и поддержки таким семьям.

На федеральном уровне в сфере образования научную, организационную, консультационно-методическую деятельность и обеспечение повышения квалификации по вопросам оказания ранней коррекционной помощи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, в том числе оказания помощи семьям указанных категорий детей, осуществляет Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, действующий на базе подведомственного Минпросвещения России учреждения - ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики", сайт: https://ikp-rao.ru/frc-ovz/.

С учетом изложенного, в целях развития ранней помощи детям и их семьям в субъектах Российской Федерации в рамках реализации положений Закона N 651-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации и приказов Минтруда России, утвержденных в его развитие, считаем важным совершенствование механизмов раннего выявления детей и их семей, потенциально нуждающихся в получении услуг по ранней помощи, обеспечение маршрутизации таких семей в организации, осуществляющие раннюю помощь детям и их семьям, обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия на региональном уровне.

Также отмечаем, что в соответствии с Законом N 651-ФЗ к полномочиям высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации отнесено утверждение положение об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям.

Учитывая, что Закон N 651-ФЗ был принят в рамках исполнения пункта 1 Плана мероприятий по реализации Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2022 N 2253-р (далее - План), то в соответствии с пунктом 4 указанного Плана разработка и утверждение в субъектах Российской Федерации нормативных актов высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, подлежащих принятию в связи с принятием Закона N 651-ФЗ, предусмотрена в течение 6 месяцев после утверждения соответствующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. При этом утверждение таких актов на федеральном уровне в настоящее время обеспечено.

В целях оказания ранней помощи детям и их семьям, максимально приближенной к месту проживания семьи ребенка, нуждающегося в ней, целесообразно продолжить развитие сети организаций, оказывающих такую помощь в соответствии со стандартами ее предоставления вне зависимости от ведомственной принадлежности.

Первый заместитель Министра

труда и социальной защиты

Российской Федерации

О.Ю.БАТАЛИНА

Заместитель

Министра здравоохранения

Российской Федерации

Е.Г.КОТОВА

Первый заместитель

Министра просвещения

Российской Федерации

А.В.БУГАЕВ

Другие документы по теме
"О перечне научных специальностей, по которым создаются разовые диссертационные советы"
"О Руководстве по общим вопросам использования данных реальной клинической практики в рамках обращения лекарственного препарата"
Ошибка на сайте