"Методические рекомендации по оценке ссудной и приравненной к ней задолженности банков"
Утверждены
решением Правления
Государственной корпорации
"Агентство по страхованию вкладов"
от 24.04.2009 (протокол N 36)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ ССУДНОЙ И ПРИРАВНЕННОЙ К НЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БАНКОВ
I. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по оценке ссудной и приравненной к ней задолженности банков (далее - Методические рекомендации) определяют порядок проверки ссудной и приравненной к ней задолженности банка (далее - ссуды), в отношении которого планируется осуществлять меры по предупреждению банкротства.
Методические рекомендации разработаны на основании Федерального закона от 27.10.2008 N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" (далее - Закон), Указания Банка России от 29.10.2008 N 2107-У "Об оценке финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в осуществлении мер по предупреждению его банкротства" (далее - Указание).
1.2. Проверка ссуд проводится представителями Агентства совместно с представителями Банка России в ходе оценки финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства данного банка. Целью такой проверки является оценка качества ссуд и полноты сформированных банком резервов на возможные потери.
1.3. Представители Агентства при проверке ссуд руководствуются Законом, иными законодательными актами, Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение), Указанием, иными нормативными правовыми актами Банка России, внутренними регулятивными документами и решениями органов управления Агентства.
1.4. Проверка ссуд осуществляется в два этапа:
- дистанционный анализ;
- выездная проверка по месту нахождения банка.
1.5. Результатом проверки выданных банком ссуд является мотивированное суждение представителя (представителей) Агентства о правильности отнесения банком ссуды к определенной категории риска, наличии надлежащего обеспечения исполнения обязательств по возврату ссуды, а также о полноте сформированного банком резерва на возможные потери по конкретной ссуде (далее - мотивированное суждение).
1.6. Мотивированное суждение представителей Агентства включается в отчет, составляемый по результатам оценки финансового положения банка.
II. Подготовка к проведению проверки ссуд
2.1. В целях подготовки к проверке выданных банком ссуд на этапе дистанционного анализа представителям Агентства рекомендуется проанализировать предоставленные банком, в соответствии с запросом, данные и определить:
а) основные направления размещения денежных средств, диверсификацию ссуд по видам экономической деятельности заемщиков и регионам Российской Федерации;
б) величину и удельный вес кредитного портфеля банка в структуре его активов;
в) величину и удельный вес вексельного портфеля банка в структуре его активов;
г) общее количество действующих кредитных договоров, заключенных банком с юридическими лицами, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
д) наличие, размер и динамику просроченных ссуд;
е) средневзвешенные процентные ставки по предоставленным ссудам;
ж) средний срок до погашения задолженности по ссудам юридических и физических лиц;
з) наличие ссуд, предоставленных экономически и юридически связанным заемщикам банка, в том числе заемщикам, связанным с руководителем, акционерами (участниками), членами совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа банка и (или) участниками банковской (консолидированной) группы;
и) репрезентативность выборки планируемых к проверке ссуд и круг заемщиков банка, подлежащих проверке.
2.2. Исходя из установленной диверсификации ссуд по видам экономической деятельности заемщиков, представителям Агентства рекомендуется получить информацию о состоянии и тенденциях развития отраслей, к которым относится деятельность заемщиков банка, и рынков на федеральном или региональном уровнях, на которых осуществляется их деятельность, а также информацию о финансовых результатах деятельности организаций, функционирующих в аналогичных условиях.
2.3. В отношении 30 крупных заемщиков банка рекомендуется получить информацию в средствах массовой информации и сети Интернет, характеризующую финансово-хозяйственную деятельность указанных заемщиков, их акционеров (участников), и провести проверку наличия (отсутствия) сведений о заемщиках в списках адресов массовой регистрации и массовых заявителей.
2.4. На этапе выездной проверки представителям Агентства рекомендуется самостоятельно или через руководителя группы представителей по оценке финансового положения данного банка запросить у банка и проанализировать надзорную информацию, содержащуюся в актах комплексных и тематических проверок Банка России, обращая внимание:
- на оценку достаточности и правильности формирования собственных средств (капитала) банка, в том числе наличие фактов (признаков) формирования источников собственных средств (капитала) ненадлежащими активами;
- на наличие нарушений и недостатков при выдаче и погашении ссуд, начислении процентов по ним, а также при классификации ссуд и формировании резерва на возможные потери;
- на анализ использования ссуды заемщиком по целевому назначению, определенному в договоре, на основании которого предоставлена ссуда;
- на выполнение банком обязательных нормативов, регулирующих кредитные риски, а именно: Н6 "Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков", Н7 "Максимальный размер крупных кредитных рисков", Н9.1 "Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам)", Н10.1 "Совокупная величина риска по инсайдерам банка".
2.5. При анализе предписаний и иных документов Банка России, связанных с применением к банку мер воздействия в течение отчетного года, предшествовавшего году проведения проверки, рекомендуется обращать внимание на допущенные банком нарушения, перечень мер воздействия, основания их применения, а также на действия (бездействия) банка по устранению выявленных нарушений.
III. Выявление технических ссуд
3.1. Выявление технических ссуд осуществляется представителями Агентства, как на этапе дистанционного анализа, так и в ходе выездной проверки.
В Методических рекомендациях под техническими ссудами понимаются ссуды, предоставленные заемщикам, фактически не ведущим хозяйственную деятельность и не обладающим имуществом для погашения своих обязательств перед банком.
При выявлении технических ссуд представителям Агентства необходимо учитывать, что банки используют технические ссуды, как правило, в целях:
- формирования уставного капитала банка ненадлежащими активами;
- вывода ликвидных активов из банка, в том числе на реализацию предпринимательских проектов руководителей, акционеров (участников) и членов совета директоров (наблюдательного совета) и (или) коллегиального исполнительного органа банка;
- регулирования обязательных нормативов, доходности и рентабельности банка;
- проведения сомнительных операций по поручениям клиентов, критерии которых определены письмами Банка России от 21 января 2005 г. N 12-Т, от 26 января 2005 г. N 17-Т, от 26 декабря 2005 г. N 161-Т, от 13 марта 2008 г. N 24-Т, от 1 ноября 2008 г. N 137-Т.
3.2. Для выявления технических ссуд представителям Агентства рекомендуется:
- проанализировать динамику изменения величины ссудной задолженности и состава заемщиков банка за период не менее одного года до даты проверки;
- провести анализ операций по банковским счетам заемщиков, открытым в кредитной организации;
- определить направления и цели фактического использования заемщиками выданных банком ссуд;
- определить достоверность и достаточность информации, используемой банком для анализа финансового положения заемщика.
3.3. С целью анализа динамики изменения величины ссудной задолженности и состава заемщиков банка рекомендуется:
- запросить в банке данные о суммарной величине ссуд по каждому заемщику за период не менее одного года до даты проверки и составить сводную таблицу в соответствии с рекомендуемой формой, представленной в Приложении к настоящим Методическим рекомендациям;
- определить резкие структурные изменения в составе заемщиков и совокупном размере выданных банком ссуд.
3.4. При анализе операций, проводимых по банковским счетам заемщиков, рекомендуется определить:
- характер деятельности заемщика, а именно, соответствуют ли операции, проводимые по банковскому счету заемщика, основному виду деятельности, указанному в его учредительных документах;
- наличие (отсутствие) у заемщика - юридического лица реальной деятельности в сфере материального производства или оказания услуг;
- основные источники поступления денежных средств и финансирования статей расходов, в том числе суммарные обороты по операциям купли-продажи векселей и перечислениям денежных средств по договорам займа;
- является ли выручка заемщика источником возврата им суммы основного долга и процентов по ссуде;
- основных контрагентов заемщика;
- экономическую взаимосвязанность заемщиков и обстоятельств, свидетельствующих о том, что ухудшение финансового положения одного из них может явиться причиной неисполнения (ненадлежащего исполнения) другим (другими) заемщиком (заемщиками) обязательств перед банком по предоставленной им ссуде (ссудам);
- факты погашения заемщиком своих обязательств за счет денежных средств, прямо или косвенно (через счета третьих лиц) предоставленных банком, в том числе факты участия заемщика в погашениях технических ссуд в предшествующий период;
- уплачиваются ли с банковского счета заемщика обязательные платежи по налогам и сборам, и если уплачиваются, то в каком размере.
3.5. При проведении анализа целевого использования ссуды рекомендуется обращать внимание на ссуды, предоставленные на цели, определенные подпунктами 3.13.6 - 3.13.8 и 3.14.1 Положения.
3.6. С целью определения достоверности и достаточности информации, используемой банком для анализа финансового положения заемщиков, представителям Агентства рекомендуется:
- проверить наличие (отсутствие) сведений о заемщиках в списках адресов массовой регистрации и массовых заявителей;
- проанализировать кредитные досье и юридические дела заемщиков с целью выявления их юридической взаимосвязанности;
- провести проверку достоверности (недостоверности) бухгалтерской отчетности заемщиков, для чего необходимо сопоставить данные из выписки по банковскому счету заемщика с данными бухгалтерской отчетности, а также проверить наличие отметок налоговых органов или соответствующих протоколов входного контроля.
3.7. Особое внимание рекомендуется обращать на необеспеченные ссуды, предоставленные заемщикам, юридически или экономически связанным с руководителями, акционерами (участниками), членами совета директоров (наблюдательного совета) и (или) коллегиального исполнительного органа банка.
В целях выявления указанных ссуд допускается использование информации, полученной от руководителей и сотрудников банков или непосредственно от заемщиков банка.
IV. Оценка ссуд и расчетного размера резервов на возможные
потери по ним
4.1. Проведение проверки и оценки ссуд рекомендуется осуществлять на основе следующей выборки:
- не менее 70% от общего объема ссуд;
- ссуды не менее 30 наиболее крупных заемщиков (групп связанных заемщиков), в том числе учитываемых в отчетности по форме 0409118 "Данные о крупных кредитах" на последнюю отчетную дату, предшествующую проверке финансового положения банка.
Ссуды, не включенные в указанную выборку, оцениваются представителями Агентства в соответствии с классификацией банка.
4.2. При оценке выданных банком ссуд и составлении мотивированного суждения представителям Агентства рекомендуется учитывать:
- информацию, предоставленную банком или полученную от заемщика, о текущем финансовом состоянии заемщика и реальных перспективах возврата ссуд, в том числе по ссудам заемщиков, связанных с акционерами (участниками) и руководителями банка;
- негативные тенденции, наблюдаемые в тех или иных отраслях экономики на текущий момент, и их прогнозные оценки, специфику деятельности заемщика;
- качество и стоимость обеспечения по ссуде, которые оцениваются исходя из существующих на момент оценки рыночных цен на аналогичное имущество;
- иные существенные факторы, влияющие на оценку ссуд.
4.3. При изложении мотивированного суждения в отчете представителям Агентства рекомендуется обращать внимание и руководствоваться в первую очередь требованиями подпунктов 3.1.1, 3.1.2, 3.1.4, а также пунктов 3.5 и 3.9 Положения.
При этом в случае оценки уровня риска по ссуде, отличной от оценки банка, представители Агентства в качестве обоснования своей оценки могут указать следующие обстоятельства:
а) профессиональное суждение об уровне кредитного риска по ссуде и размере расчетного резерва в соответствии с пунктом 3.1.1 Положения выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом имеющейся в распоряжении банка информации о любых рисках заемщика, включая сведения о внешних обязательствах заемщика, о функционировании рынка (рынков), на котором (которых) работает заемщик;
б) банк согласно пункту 3.1.2 Положения должен обеспечить получение информации, необходимой и достаточной для формирования профессионального суждения о размере расчетного резерва;
в) при изменении финансового положения заемщика, качества обслуживания ссуды, а также при наличии иных сведений о рисках заемщика банк в соответствии с пунктом 3.1.4 Положения обязан осуществить реклассификацию ссуды и, при наличии оснований, уточнить размер резерва на возможные потери;
г) на всех этапах оценки финансового положения заемщика банка согласно пункту 3.5 Положения должен учитывать вероятность наличия неполной и (или) необъективной информации о заемщике;
д) в целях адекватной оценки уровня кредитного риска по ссуде и определения размера расчетного резерва банк в соответствии с пунктом 3.9 Положения должен учитывать иные существенные факторы, принимаемые во внимание при классификации ссуд.
4.4. При определении размера расчетного резерва рекомендуется учитывать следующую классификацию ссуд по категории качества:
а) технические ссуды классифицируются в V категорию качества (безнадежные ссуды), что означает их полное обесценение;
б) необеспеченные ссуды, предоставленные экономически и (или) юридически взаимосвязанным заемщикам, которые направляются на финансирование бизнес-проектов руководителей, акционеров (участников) и членов совета директоров (наблюдательного совета) банка, классифицируются не выше чем в III категорию качества (сомнительные ссуды), что означает обесценение ссуд в размере не менее 21%;
в) ссуды, предоставленные заемщикам, в отношении которых на момент проведения оценки имеется информация о негативных тенденциях в отраслях их экономической деятельности и неудовлетворительных прогнозных оценок, классифицируются не выше чем в III категорию качества (сомнительные ссуды), что означает обесценение ссуд в размере не менее 21%;
г) ссуды, предоставленные заемщикам, бухгалтерская отчетность которых имеет признаки недостоверности, классифицируются не выше чем в IV категорию качества (проблемные ссуды), что означает обесценение ссуд в размере не менее 51%.
4.5. По результатам проверки ссуд представители Агентства делают выводы об уровне кредитного риска банка.
V. Особенности оценки ссуд с учетом качества и стоимости
имеющегося обеспечения по ссуде
5.1. Оценка ссуд может осуществляться с учетом качества и стоимости имеющегося обеспечения по ссуде с применением следующих корректирующих коэффициентов:
- не выше 0,5 - при отсутствии обеспечения либо при наличии обеспечения, стоимость которого покрывает ссуду не более чем на 20%;
- от 0,5 до 0,9 - при наличии обеспечения, стоимость которого покрывает ссуду на 21% - 100%;
- 1,0 - при наличии обеспечения, стоимость которого покрывает ссуду более чем на 100%.
В целях Методических рекомендаций обеспечение признается удовлетворительным при отсутствии каких-либо препятствий (организационных, правовых и других) для его реализации в разумные сроки.
5.2. Для определения качества обеспечения по ссуде рекомендуется провести анализ юридической документации в отношении залоговых прав банка.
5.3. В необходимых случаях для проведения оценки обеспечения по ссудам может быть привлечен оценщик из числа сторонних организаций.
VI. Оформление результатов оценки ссуд и расчетного размера
резервов на потери по ссудам
6.1. Результаты проверки ссуд и выводы об уровне кредитного риска банка отражаются в аналитической части отчета об оценке финансового положения банка в разделе (подразделе) "Оценка качества ссудной и приравненной к ней задолженности".
6.2. Выводы об уровне кредитного риска банка формулируются на основе всестороннего анализа информации, полученной в ходе проверки ссуд. Они должны содержать:
- информацию о заемщиках, задолженность которых оценивалась в ходе проверки ссуд, в том числе сведения о наличии требований к экономически и юридически связанным с кредитной организацией лицам;
- мотивированное суждение группы представителей о финансовом положении проанализированных заемщиков, качестве обслуживания долга, а также полноте сформированного банком резерва, в том числе с учетом качества и стоимости обеспечения по ссуде;
- данные о необходимости реклассификации ссуд и (или) доначисления резервов на возможные потери по ссудам.
6.3. Результаты проверки ссуд рекомендуется представлять также в табличной форме в соответствии с Приложением к Методическим рекомендациям.
Приложение
к Методическим рекомендациям
по оценке ссудной и приравненной
к ней задолженности банков,
утвержденных решением Правления
Государственной корпорации
"Агентство по страхованию вкладов"
от 24.04.2009 (протокол N 36)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ
ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ОТЧЕТАХ О ПРОВЕДЕНИИ ОЦЕНКИ
ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БАНКОВ С ЦЕЛЬЮ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ
"АГЕНТСТВО ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ" В МЕРОПРИЯТИЯХ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ИХ БАНКРОТСТВА
Таблица 1
(тыс. руб.)
Динамика изменения ссудной и приравненной к ней
задолженности банка за последние 12 месяцев
N п/п
Наименование заемщика
дата
дата
дата
дата
дата
дата
дата
дата
дата
дата
дата
дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Таблица 2
Информация о заемщиках банка
N п/п
Наименование организации
ИНН
Дата регистрации в ЕГРЮЛ
Юр. адрес регистрации
Факт. адрес местонахождения
Основные акционеры (участники)
Руководитель, главный бухгалтер
Телефоны
Интернет-сайт
Основной вид деятельности
Величина УК, тыс. руб.
Кол-во работников
Аффилир. лица
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Таблица 3
Данные анализа бухгалтерской отчетности заемщиков банка
N п/п
Наименование организации
Балансовая стоимость ссуды (тыс. руб.)
Финансовый результат
Выручка
Чистые активы
дата
дата
дата
значение (тыс. руб.)
отношение к сумме долга
значение (тыс. руб.)
отношение к сумме долга
значение (тыс. руб.)
отношение к сумме долга
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Таблица 4
Информация о составе и качестве обеспечения по ссудам,
по ссудной и приравненной к ней задолженности
N
Наименование заемщика
Ссудный счет
Номер договора
Балансовая стоимость ссуды (тыс. руб.)
Цель кредитования
Сведения о предоставленном обеспечении по кредиту
Наименование
Подробные сведения о предмете залога, месте нахождения залога, залогодателях, поручителях
Характер отношений поручителя (залогодателя) с заемщиком
Наличие у банка требований к поручителю
Стоимость залога по оценке банка (тыс. руб.)
Справедливая стоимость залога (тыс. руб.)
Вид
Сумма (тыс. руб.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Таблица 5
Информация о составе и качестве ссуд, ссудной
и приравненной к ней задолженности