Рейтинг@Mail.ru

"Разъяснения о применении норм Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" до принятия соответствующих подзаконных нормативных правовых актов"

РАЗЪЯСНЕНИЯ

О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.07.2014

N 206-ФЗ "О КАРАНТИНЕ РАСТЕНИЙ" ДО ПРИНЯТИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ

ПОДЗАКОННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

N

Заданный вопрос

Разъяснение

1.

Какой нормативный акт применяется при снятии карантинной фитосанитарной зоны (далее - КФЗ), на основании какой процедуры, при исполнении каких условий должна в настоящее время сниматься ранее наложенная КФЗ.

Статья 19 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ) устанавливает порядок принятия решения о введении или об отмене карантинного фитосанитарного режима, в том числе - основания для принятия решения об отмене карантинного фитосанитарного режима.

Частью 10 указанной статьи установлено, что Решение об отмене карантинного фитосанитарного режима принимается на основании критериев ликвидации популяции карантинного объекта и критериев отмены карантинного фитосанитарного режима, которые установлены статьей 20 Закона N 206-ФЗ.

Порядок установления и упразднения карантинной фитосанитарной зоны, установления и отмены карантинного фитосанитарного режима, наложения и снятия карантина был утвержден приказом Минсельхоза России от 13.02.2008 N 43, который действует в части, не противоречащей Закону N 206-ФЗ.

2.

Согласно статьи 21 Закона N 206-ФЗ карантинным сертификатом (далее - КС) сопровождается только подкарантинная продукция, вывозимая из карантинной фитосанитарной зоны. Однако на практике получатели продукции требуют представить КС независимо от того, была ли она вывезена из КФЗ.

Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" требование о предоставлении КС не предусмотрено. Статьей 15 указанного Закона "Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности" установлен запрет на предъявление к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки товаров, избыточных требований.

Проверка наличия КС при вывозе партии подкарантинной продукции из КФЗ является полномочием должностного лица Россельхознадзора в том случае, если КФЗ установлена по карантинному объекту, характерному для такой продукции.

Иных случаев необходимости сопровождения партий подкарантинной продукции КС Законом N 206-ФЗ не предусмотрено.

Кроме того, требование получателей подкарантинной продукции о предъявлении КС на подкарантинную продукцию, вывозимую не из КФЗ, Законом N 206-ФЗ не предусмотрено.

3.

Согласно пункту 2 статьи 32 Закона N 206-ФЗ, получатель подкарантинной продукции обязан извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.

В настоящее время такой порядок не установлен.

Предусмотренные статьей 32 Закона N 206-ФЗ обязанности граждан, юридических лиц по извещению федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, а также об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами до принятия такого порядка может осуществляться любым доступным способом.

4.

Требуется ли при доставке подкарантинной продукции в сопровождении КС из КФЗ повторное обследование прибывшей продукции с проведением лабораторных исследований на платной основе.

Вопросы вывоза партии подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны регулируются статьей 21 Закона N 206-ФЗ.

Досмотр партии подкарантинной продукции в местах доставки предусмотрен статьей 28 Закона N 206-ФЗ и такое требование распространяется только на подкарантинную продукцию, ввезенную в Российскую Федерацию, то есть импортную.

Пунктом 9 статьи 2 Закона N 206-ФЗ определено, что досмотр - обследование должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, подкарантинной продукции, подкарантинных объектов в целях выявления наличия или отсутствия соответственно в этой продукции, на этих объектах карантинных объектов и (или) проверки соблюдения карантинных фитосанитарных требований с возможностью отбора проб и (или) образцов.

5.

О применении норм Закона N 206-ФЗ в части осуществления карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции.

Статья 27 Закона N 206-ФЗ регулирует процедуру карантинного фитосанитарного обеззараживания (далее - КФО), определяет перечень случаев, в которых оно может проводиться, но не устанавливает обязательность его проведения в указанных случаях.

Пунктом 20 статьи 2 Закона N 206-ФЗ определено, что КФО - процедура по уничтожению, удалению, стерилизации (лишению репродуктивной способности) вредных организмов или лишению их жизнеспособности. Из данного определения следует, что при отсутствии вредных организмов в жизнеспособном состоянии проведение КФО не требуется.

Пунктом 1 части 5 статьи 15 Закона N 206-ФЗ предусмотрено проведение КФО только в отношении подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами.

Согласно части 4 статьи 16 Закона N 206-ФЗ подкарантинная продукция, размещенная и (или) хранящаяся на подкарантинном объекте, подлежит по выбору собственника карантинному фитосанитарному обеззараживанию, переработке способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, или уничтожению только при выявлении заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинного объекта карантинными объектами.

6.

О федеральном органе исполнительной власти, присваивающем идентификационный номер производителю древесного упаковочного материала на экспорт в соответствии с требованиями Международного стандарта по фитосанитарным мерам МСФМ N 15 "Руководство по регулированию древесных упаковочных материалов в международной торговле" (далее - МСФМ N 15).

Пунктом 5.2.25(80) Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450, предусмотрено издание приказа Минсельхоз России "Об утверждении порядка маркировки подкарантинной продукции, перевозимой в виде древесных упаковочных или крепежных материалов, при условии использования ее при вывозе из Российской Федерации в качестве упаковки или крепления иного вывозимого из Российской Федерации товара, требования к форме специального знака международного образца, обозначающего соответствие такой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера, способам его нанесения".

7.

О необходимости признания утратившими силу Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований, утвержденных приказом Минсельхоза России N 160 от 22.04.2009 (далее - Правила N 160).

В соответствии с пунктом 4 Правил N 160 карантинные фитосанитарные обследования подразделяются на контрольные карантинные фитосанитарные обследования (далее - контрольные обследования) и систематические карантинные фитосанитарные обследования (далее - систематические обследования).

Правилами также установлено, что систематические обследования проводятся владельцами подкарантинных объектов. Пунктом 5 Правил установлена обязанность владельцев, пользователей подкарантинных объектов информировать территориальное управление Россельхознадзора об обнаружении при проведении систематических обследований карантинных объектов или признаков, указывающих на их наличие.

Контрольные обследования в соответствии с пунктом 4 Правил проводятся территориальными управлениями Россельхознадзора.

Пунктом 10 части 1 статьи 32 Закона N 206-ФЗ предусмотрено, что граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, должны выполнять "другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений".

Правила зарегистрированы Минюстом России 22 мая 2009 г. N 13982, следовательно, являются частью законодательства Российской Федерации в области карантина растений, в частности, правилами обеспечения карантина растений, и действуют в части, не противоречащей Закону N 206-ФЗ.

Пунктами 18 и 19 статьи 2 Закона N 206-ФЗ определено:

- карантинные фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования, правила и процедуры в области карантина растений, установленные в целях обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности;

- карантинный фитосанитарный режим - комплекс мер, направленных на создание условий для локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта в карантинной фитосанитарной зоне в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений и программой локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта в целях обеспечения карантина растений и предотвращения дальнейшего распространения карантинных объектов в карантинной фитосанитарной зоне.

Применение таких мер предусматривает в соответствии с Законом N 206-ФЗ наложение ограничений на осуществление хозяйственной деятельности в карантинной фитосанитарной зоне, что может снизить коммерческую привлекательность такой деятельности. Таким образом, утаивая факты обнаружения карантинных объектов, хозяйствующие субъекты могут быть заинтересованы материально.

Статьей 10.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрен состав административного правонарушения "Нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)" и меры административной ответственности.

8.

О приказе Минсельхоза России от 15.12.2014 N 501 "Об утверждении Перечня карантинных объектов" (далее - приказ N 501).

В соответствии с преамбулой приказа N 501 он издан в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений", а также в связи с принятием Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

При этом пунктом 2 приказа N 501 признан утратившим силу приказ Минсельхоза России от 26.12.2007 N 673 "Об утверждении Перечня карантинных объектов" (зарегистрирован в Минюсте России 17.01.2008 N 10903, далее - приказ N 673).

9.

О пересмотре Перечня карантинных объектов.

Возможность включения в Перечень или исключения из него видов вредных объектов регулируется Законом N 206-ФЗ.

В частности, частью 4 статьи 13 Закона N 206-ФЗ установлено, что перечень карантинных объектов формируется, пересматривается на основании анализа фитосанитарного риска и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.

Другие документы по теме
<О переходе прав Российской Федерации на акции (доли) в уставных капиталах кредитных организаций от государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений к Минимуществу России>
"По федеральному закону от 28 ноября 2015 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
"О порядке бухгалтерского учета депозитов, размещенных в Банке России"
Ошибка на сайте