Рейтинг@Mail.ru

Распоряжение МЧС России от 13.11.2025 N 1010

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 ноября 2025 г. N 1010

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ

ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПОЖАРНОГО НАДЗОРА НА 2026 ГОД

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, подпунктом "б" пункта 22 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290, предлагаю:

1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора на 2026 год.

2. Контроль за реализацией Программы, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения, возложить на директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы.

Заместитель Министра -

главный государственный инспектор

Российской Федерации

по пожарному надзору

А.М.СУПРУНОВСКИЙ

Утверждена

распоряжением МЧС России

от 13 ноября 2025 г. N 1010

ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ

ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПОЖАРНОГО НАДЗОРА НА 2026 ГОД

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного пожарного надзора, описание текущего

развития профилактической деятельности органов

государственного пожарного надзора, характеристика

проблем, на решение которых направлена

Программа профилактики

1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора

1.1. Органы государственного пожарного надзора

Органами государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН) в соответствии с пунктом 4 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 (далее - Положение о ФГПН), являются:

а) структурные подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

б) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

в) объектовые подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

г) структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Органы ГПН осуществляют профилактику пожаров в форме профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).

1.2. Поднадзорные субъекты

Контролируемыми лицами являются организации и граждане, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо находящиеся во владении и (или) в пользовании объекты надзора которых подлежат федеральному государственному пожарному надзору, а также изготовители, исполнители (лица, выполняющие функции иностранного изготовителя), продавцы, подлежащие федеральному государственному пожарному надзору.

Пунктом 3.1 Положения о ФГПН установлено, что организованное в рамках предмета федерального государственного пожарного надзора профилактическое мероприятие либо контрольное (надзорное) мероприятие проводится в отношении одного объекта надзора, который находится во владении и (или) в пользовании контролируемого лица (контролируемых лиц) и к которому предъявляются требования пожарной безопасности.

В соответствии с главой 5 Федерального закона N 248-ФЗ в основу организации регулирования периодичности контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий положены принципы соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц, управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В рамках действующего законодательства Положением о ФГПН установлены порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска, от которых зависит частота контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ).

Присвоение соответствующей категории риска осуществляется индивидуально в отношении каждого объекта надзора. Соответствующее полномочие реализуется на основании показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров для групп объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, с учетом индекса индивидуализации, отражающего характеристики противопожарного состояния конкретного объекта и характеризующего добросовестность подконтрольного лица.

Индекс индивидуализации, формируемый как совокупность значений установленных индикаторов риска причинения вреда (ущерба) и критериев добросовестности, обеспечивает объективную оценку и присвоение категории риска, которой отвечает соответствующий объект надзора.

Наличие таких индикаторов и критериев, а также значения их показателей позволяют индивидуально определять периодичность проведения плановых КНМ, сосредоточить усилия органов ГПН в отношении объектов повышенной пожарной опасности и, соответственно, снизить необоснованную административную нагрузку в отношении добросовестных правообладателей объектов надзора.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и Положением о ФГПН предметом федерального государственного пожарного надзора являются:

а) соблюдение контролируемыми лицами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;

б) соблюдение контролируемыми лицами требований в отношении видов продукции, установленных техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий", техническим регламентом Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

1.3. Обязательные требования, оценка соблюдения

которых является предметом федерального государственного

пожарного надзора

На официальном интернет-портале МЧС России (mchs.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются актуализированные перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования пожарной безопасности (далее - обязательные требования), оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного пожарного надзора, а также тексты соответствующих нормативных правовых актов в разделе "Документы" в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 1722 "О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования".

Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.

Информационным источником по характеристикам нарушений требований пожарной безопасности (далее - НТПБ) и их количественной статистике являются ежегодные доклады МЧС России с обобщением правоприменительной практики и руководству в части соблюдения обязательных требований (далее - Доклады) за соответствующий отчетный год. В Докладах приводится анализ данных о типовых (массовых) НТПБ на объектах надзора, которые распределены по следующим четырем группам:

а) типовые НТПБ, связанные с возможной причиной возникновения пожара;

б) типовые НТПБ, связанные с обеспечением безопасности людей;

в) типовые НТПБ, связанные с ограничением распространения пожара;

г) типовые НТПБ, связанные с созданием условий для успешного тушения пожара.

Согласно данным Доклада за 2024 год проведено 11978 плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ) (АППГ - 39579). По результатам проведения плановых КНМ надзорными органами выявлено 122577 нарушений требований пожарной безопасности (АППГ - 362333).

Наряду с этим проведено 31061 внеплановое КНМ (АППГ - 50103), по итогам которых выявлено 139997 нарушений (АППГ - 128965).

По результатам плановых и внеплановых КНМ выявлено 262574 нарушения требований пожарной безопасности (АППГ - 491298). В основном выявляются нарушения, связанные с обеспечением безопасности людей 151519, ограничением распространения пожара - 53689, с возможной причиной возникновения пожара - 35009, созданием условий для успешного тушения пожара - 25538.

В Докладе за 2024 год отмечено, что среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, наиболее распространенными являются: использование неисправного или несертифицированного электрооборудования; нарушение Правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ; неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении; нарушение правил эксплуатации систем отопления.

Основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются: ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов; неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей; ограничение в период хозяйственной деятельности работоспособности систем противопожарной защиты.

Среди типовых нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, отмечаются: отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений; выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости; неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.

Типовыми нарушениями правообладателей объектов защиты, связанных с ненадлежащими условиями тушения возможного пожара, являются: недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах); создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты; ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.

Основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили: незнание обязательных требований, низкая личная ответственность; оптимизация расходов (экономия денежных средств) с целью извлечения максимальной прибыли; отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций.

В 2024 году проведено 504376 профилактических визитов (АППГ - 360150) и 36126 КНМ без взаимодействия с контролируемыми лицами (АППГ - 37153). Всего за отчетный период устранено 157652 нарушения требований пожарной безопасности, выявленных при проведении надзорных мероприятий (АППГ - устранено 306420 нарушений). По фактам совершения правонарушений в области пожарной безопасности в 2024 году возбуждено 77501 дело об административных правонарушениях (АППГ - 101 497). В результате рассмотрения данных дел об административных правонарушениях судами принято 6675 решений о привлечении нарушителей требований пожарной безопасности к административной ответственности (АППГ - 5734). Государственными инспекторами по пожарному надзору назначено 27436 административных наказаний в виде штрафа (АППГ - 33313). При этом оштрафовано 4099 юридических лиц и 1818 предпринимателей без образования юридического лица (АППГ - соответственно 5104 и 1706).

К административной ответственности в виде предупреждения привлечено 55276 нарушителей требований пожарной безопасности (АППГ - 73328).

1.4. Данные о проведенных мероприятиях по надзору

В целях анализа и принятия управленческих решений по совершенствованию федерального государственного пожарного надзора статистическая отчетность о работе органов ГПН осуществляется в порядке, установленном приказом МЧС России от 21 декабря 2022 г. N 900 "О предоставлении отчетности по деятельности, осуществляемой органами государственного пожарного надзора МЧС России" (далее - приказ МЧС России N 900).

Данные за 9 месяцев 2024 и 2025 годов о результатах осуществления федерального государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации, а также об административно-правовой деятельности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора подготовлены на основании форм 1-ГПН и 3-ГПН приказа МЧС России N 900 и сведений из информационной системы "Автоматизированная аналитическая система поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России" (далее - ААС КНД).

1.4.1. Данные о результатах осуществления федерального

государственного пожарного надзора

По отчетным данным за 9 месяцев 2025 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 6 244 объекта защиты категории чрезвычайно высокого риска, 173 868 объектов - категории высокого риска, 626 740 объектов - категории значительного риска, 314 149 объектов - категории среднего риска и 820 193 объекта - категории умеренного риска, подлежащих плановым КНМ.

В 2025 году запланировано проведение 24 028 плановых КНМ (за АППГ - 12 571 КНМ, +91%).

С учетом установленной процедуры организации, согласования и проведения КНМ за 9 месяцев 2025 года проведено 68 191 КНМ (за АППГ - 36 720 КНМ, +85%), по итогам которых выявлено 230 371 нарушение обязательных требований (АППГ - 197 495 нарушений, +16%).

1.4.2. Данные об административно-правовой деятельности

органов государственного пожарного надзора

Одной из основных задач законодательства об административных правонарушениях является предупреждение административных правонарушений.

Сведения об административно-правовой деятельности органов ГПН на территории Российской Федерации за 9 месяцев 2024 года и 9 месяцев 2025 года приведены в таблице 1.

Таблица 1. Сведения об административно-правовой деятельности органов ГПН на территории Российской Федерации за 9 месяцев 2024 года и 9 месяцев 2025 года.

Наименование показателя

9 мес. 2024 г.

9 мес. 2025

динамика, %

Составлено протоколов об административных правонарушениях, ед.

61 360

68 109

+10,9

Назначено государственными инспекторами по пожарному надзору административных наказаний в виде штрафа (кол-во), ед.

21 775

25 717

+18,1

Назначено государственными инспекторами по пожарному надзору административных наказаний в виде штрафа (на сумму), тыс. руб.

790 478

1 002 287

+26,7

Назначено государственными инспекторам по пожарному надзору административных наказаний в виде предупреждений по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях (по статьям 6.24, 6.25, 8.32, 11.16, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьям 14.44 - 14.46, 20.4 КоАП Российской Федерации), ед.

44 356

43 620

-1,7

Прекращено государственными инспекторами по пожарному надзору дел об административных правонарушениях, ед.

1 528

1 899

+24,2

Направлено представлений в соответствии со ст. 29.13 КоАП Российской Федерации

28 328

27 647

-2,4

Отменено постановлений о назначении административных наказаний (кол-во), ед.

43

70

+62,8

Отменено постановлений о назначении административных наказаний (на сумму), тыс. руб.

5 263

10 192

+93,5

Исполнено постановлений о назначении административных наказаний в виде штрафа (кол-во), ед.

16 686

18 296

+9,6

Исполнено постановлений о назначении административных наказаний в виде штрафа (на сумму), тыс. руб.

456 303

494 338

+8,3

Распределение количества административных наказаний в отношении лиц, допустивших НТПБ на объектах защиты, отнесенных к категориям рисков, за 9 месяцев 2025 года приведено на рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение количества административных

наказаний в отношении лиц, допустивших НТПБ на объектах

защиты за 9 месяцев 2025 года

2. Описание текущего развития профилактической деятельности органов государственного пожарного надзора

2.1. Полномочия должностных лиц органов государственного пожарного надзора по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности

В соответствии с пунктом 10 Положения о ФГПН полномочия федерального государственного пожарного надзора в МЧС России осуществляют следующие государственные инспекторы по пожарному надзору:

а) заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;

б) заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору - руководитель структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и его заместители, а также руководитель структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющего управление и координацию деятельности специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, заместитель руководителя структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющего управление и координацию деятельности специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и его заместитель;

в) государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, а также сотрудники структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющего управление и координацию деятельности специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

г) главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - начальники структурных подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

д) заместители главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - заместители начальников структурных подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

е) государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники структурных подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

ж) главные государственные инспекторы городов (округов, районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их заместители;

з) государственные инспекторы городов (округов, районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

и) главные государственные инспекторы объектовых подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники объектовых подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их заместители;

к) главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники структурных подразделений специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их заместители;

л) государственные инспекторы объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору - сотрудники структурных подразделений объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

м) государственные инспекторы особо важных и режимных объектов по пожарному надзору - сотрудники структурных подразделений отделов (отделений) и пожарно-спасательных частей объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

В рамках профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора должностные лица органов ГПН в соответствии с пунктами 12 - 22 Положения о ФГПН имеют право:

государственные инспекторы городов (округов, районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; главные государственные инспекторы городов (округов, районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители; государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; государственные инспекторы объектовых подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору; главные государственные инспекторы объектовых подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители; главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители; государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору; государственные инспекторы особо важных и режимных объектов по пожарному надзору; главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители осуществлять профилактические мероприятия в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору наряду с правами, указанными в пунктах 12 - 21 Положения о ФГПН, также имеет право:

а) утверждать доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного пожарного надзора;

б) утверждать программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В соответствии с Положением о ФГПН правами проведения профилактических мероприятий наделены также:

а) государственные инспекторы федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору, государственные инспекторы по межвидовым стратегическим территориальным объединениям Вооруженных Сил Российской Федерации по пожарному надзору, государственные инспекторы оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации по пожарному надзору, государственные инспекторы по пожарному надзору территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, государственные инспекторы по пожарному надзору государственных учреждений и подразделений органов управлений, подведомственных указанным федеральным органам исполнительной власти;

б) главные государственные инспекторы по межвидовым стратегическим территориальным объединениям Вооруженных Сил Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы по пожарному надзору территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, главные государственные инспекторы по пожарному надзору государственных учреждений, органов управления, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере безопасности, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, и их заместители.

2.2. Результаты анализа статистических данных о профилактической работе органов государственного пожарного надзора

Данные о проведении мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности за 9 месяцев 2024 года подготовлены на основании формы 1-ГПН, установленной приказом МЧС России N 900, и приведены в таблице 2.

Таблица 2. Данные о проведении мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности за 9 месяцев 2024 года.

Наименование показателя

Всего

В том числе по категориям риска

чрезвычайно высокого

высокого

значительного

среднего

умеренного

низкого

Осуществлено информирований по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений

493 613

28 394

56 368

69 460

37 260

52443

249688

в том числе:

на официальном сайте в сети "Интернет"

195961

17070

28037

36872

18220

18678

77084

на телевидении

49779

1315

6182

2754

1994

4399

33135

на радио

206296

6934

15758

22234

12573

21584

127213

в периодической печати

34649

2640

5124

5505

3671

7119

10590

проведено конференций, семинаров (включая формат видео-конференц-связи)

6928

435

1267

2095

802

663

1666

Осуществлено консультирований по обращениям контролируемых лиц и их представителей

126020

4647

21694

41369

15273

17413

25624

в том числе:

в письменном виде

7390

169

1784

2411

1115

1095

816

по телефону

69301

2580

12608

23174

8654

10782

11503

посредством видео-конференц-связи

1890

105

393

775

247

188

182

на личном приеме

47408

1792

6904

15000

5256

5347

13109

размещение на официальном сайте в сети "Интернет" после 10 однотипных обращений

31

1

5

9

1

1

14

Осуществлено консультирований в ходе проведения профилактического визита

236607

3367

48219

135552

25908

17139

6422

Осуществлено консультирований в ходе проведения КНМ

18577

628

7505

6138

1579

1243

1484

Проведено обобщений правоприменительной практики органа ГПН

319

11

32

78

14

11

173

Проведено профилактических визитов

373849

4492

74842

214777

38777

30363

10598

в том числе:

в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица

338220

4278

69709

194563

34010

26448

9212

дистанционно посредством аудио- или видеосвязи

35629

214

5133

20214

4767

3915

1386

Объявлено органом ГПН предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности

184909

2184

27011

97944

20419

17518

19833

в том числе:

руководителям организаций

166370

2117

25792

93516

18715

15036

11194

индивидуальным предпринимателям

7189

25

845

3588

1131

965

635

гражданам

11350

42

374

840

573

1517

8004

Подано возражений на предостережение контролируемыми лицами

150

2

15

39

14

31

49

Принято органом ГПН возражений на предостережение контролируемых лиц

58

0

3

10

5

17

23

Данные о проведении мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности за 9 месяцев 2025 года подготовлены на основании формы 1-ГПН, установленной приказом МЧС России N 900, а также сведений, содержащихся в ААС КНД, и приведены в таблице 3.

Таблица 3. Данные о проведении мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности за 9 месяцев 2025 года.

Наименование показателя

Всего

В том числе по категориям риска

чрезвычайно высокого

высокого

значительного

среднего

умеренного

низкого

А

1

2

3

4

5

6

7

Направлено информаций о неудовлетворительном противопожарном состоянии

16864

901

5718

5662

1689

1222

1672

в том числе:

в органы власти Российской Федерации

6764

370

2144

2166

627

522

935

в органы прокуратуры Российской Федерации

10594

615

3607

3685

1150

719

818

Внесено в органы местного самоуправления предложений о реализации мер пожарной безопасности и выполнении требований законодательства Российской Федерации, введении (отмене) особого противопожарного режима на соответствующей территории

3399

87

169

232

137

1024

1750

Проведено профилактических мероприятий

693045

24886

109387

179962

66487

74891

237432

Осуществлено информирований по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений

576687

32977

76582

74983

38474

45048

308623

в том числе:

на официальном сайте в сети "Интернет"

195013

16078

27173

34861

20805

23499

72597

на телевидении

42789

2116

7789

2625

2251

2850

25158

на радио

305548

12327

36489

29510

12244

13442

201536

в периодической печати

27568

2137

3918

5836

2557

4712

8408

проведено конференций, семинаров (включая формат видео-конференц-связи)

5769

319

1213

2151

617

545

924

Осуществлено консультирований в ходе проведения КНМ

21700

1416

8608

5244

1565

1500

3367

Проведено обобщений правоприменительной практики органа ГПН

415

6

9

8

6

133

253

Принято решений о непринятии произведенных расчетов пожарного риска с указанием причин их несоответствия предъявляемым требованиям

395

29

275

73

17

1

0

Рассмотрено вопросов, связанных с исполнением решения по результатам проведенных КНМ

4262

211

2899

847

113

68

124

Количество жалоб и возражений, поступивших в органы ГПН, в рамках досудебного обжалования решений органов ГПН, действий (бездействия) их должностных лиц

1537

77

890

335

87

93

55

Количество судебных заседаний (слушаний), в которых принимали участие должностные лица органов ГПН

6462

284

2408

1491

534

660

1085

Количество должностных лиц органов ГПН, привлеченных к ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации

79

7

12

10

6

5

39

Количество проведенных служебных проверок в отношении должностных лиц по основаниям грубого нарушения требований к организации и осуществления ФГПН

6

0

1

2

1

1

1

Сведения о профилактических визитах, проведенных по инициативе контролируемых лиц в порядке статьи 52.2. Федерального закона N 248-ФЗ за 9 месяцев 2025 года, приведены в таблице 4.

Таблица 4. Сведения о профилактических визитах, проведенных по инициативе контролируемых лиц.

N п/п

Наименование показателя

Значение

1.

Общее количество контролируемых лиц на территориях субъектов Российской Федерации, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями либо государственными или муниципальными учреждениями, из них:

1 689 004

1.1.

субъекты малого предпринимательства

1 407 300

1.2.

социально ориентированные некоммерческие организации

32 757

1.3.

государственные или муниципальные учреждения

248 947

2.

Проведено профилактических визитов по инициативе контролируемых лиц в порядке статьи 52.2. Федерального закона N 248-ФЗ, из них в отношении:

29 331

2.1.

субъектов малого предпринимательства

1 648

2.2.

социально ориентированных некоммерческих организаций

413

2.3.

государственных или муниципальных учреждений

27 270

3.

Процент проведенных профилактических визитов от общего количества организаций, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям либо государственным или муниципальным учреждениям

1,7

4.

Проведено профилактических визитов посредством единого портала государственных и муниципальных услуг

14440

5.

Проведено профилактических визитов посредством платформы обратной связи

1783

6.

Принято решений об отказе в проведении профилактических визитов, из них в связи с:

854

6.1.

поступлением уведомления об отзыве заявления (пункт 1 части 4 статьи 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ)

471

6.2.

отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо иными действиями контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита (пункт 2 части 4 статьи 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ)

126

6.3.

проведенным профилактическим визитом по ранее поданному заявлению в течение одного года до даты его подачи (пункт 3 части 4 статьи 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ)

257

На рисунке 2 представлены количественные показатели проведенных профилактических визитов по инициативе контролируемых лиц за 9 месяцев 2025 года. Данные указаны на основании отчетных сведений, представленных в соответствии с указанием МЧС России от 03.04.2025 М-АМ-60.

Рисунок 2. количественные показатели проведенных

профилактических визитов по инициативе контролируемых лиц

за 9 месяцев 2025 года.

На рисунке 3 представлены количественные показатели объявленных предостережений за 9 месяцев 2025 года в соответствии с контрольной выгрузкой из ААС КНД.

Рисунок 3. Количественные показатели объявленных

предостережений за 9 месяцев 2025 года.

На рисунке 4 представлено распределение информирований по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений.

Рисунок 4. Распределение информирований.

На рисунке 5 представлено распределение консультирований по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений.

Рисунок 5. Распределение консультирований.

3. Характеристика проблем, на решение которых направлена

Программа профилактики

Официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба, порядок учета пожаров и их последствий определяется МЧС России.

Соответствующим подзаконным актом является приказ МЧС России от 8 апреля 2025 г. N 290 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий".

В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности важнейшее значение имеют не просто сведения об общем количестве событий, влекущих причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а непосредственно те события, на которые надзорный орган может влиять и обеспечивать достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией соответствующих рисков. Такими событиями являются НТПБ.

На основании официальной информации основными причинами типовых НТПБ послужили:

незнание обязательных требований, низкая личная ответственность;

оптимизация расходов (экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели) с целью извлечения максимальной прибыли;

отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций.

За 9 месяцев 2025 года произошло 259 478 пожаров (за аналогичный период прошлого года (АППГ) - 281 294, -7,8%), на которых погибло 4 674 человека (АППГ - 5 394, -13,3%), в том числе 216 несовершеннолетних (АППГ - 268, -19,4%), получили травмы 5 844 человека (АППГ - 6 256, -6,6%). Зарегистрированный материальный ущерб составляет 18,3 млрд. рублей (АППГ - 16,0, 14,2%).

На пожарах спасен 16 581 человек (АППГ - 18 690, -11,3%), эвакуировано 129 427 человек (АППГ - 148 489, -12,8%).

В среднем ежедневно происходило 950 пожаров, на которых погибало 17 человек, получал травмы 21 человек, огнем уничтожалось 103 строения.

Количество погибших на 100 тыс. человек населения - 3,1 человека (АППГ - 3,6), количество травмированных на 100 тыс. населения - 3,9 человека (АППГ - 4,1).

Сведения об обстановке с пожарами и их последствиями по субъектам Российской Федерации на поднадзорных объектах за 9 месяцев 2025 года отображены в таблице 5.

Таблица 5. Сведения об обстановке с пожарами и их последствиями по субъектам Российской Федерации на поднадзорных объектах за 9 месяцев 2025 года

Субъект Российской Федерации

2024

2025

Кол-во пожаров, ед

Погибших людей, чел

Кол-во пожаров, ед

Погибших людей, чел

Республика Карелия

61

0

58

0

Республика Коми

72

2

67

2

Архангельская область

155

0

127

3

Ненецкий автономный округ

12

0

10

0

Вологодская область

180

0

163

0

Ленинградская область

122

0

96

2

г. Санкт-Петербург

789

3

810

7

Мурманская область

374

0

336

1

Новгородская область

54

1

48

0

Псковская область

44

2

35

2

Калининградская область

124

1

86

0

Белгородская область

96

0

85

0

Брянская область

54

0

33

1

Владимирская область

131

3

86

0

Воронежская область

113

4

86

1

Ивановская область

374

0

90

1

Калужская область

27

1

30

1

Костромская область

70

0

51

1

Курская область

74

0

67

2

Липецкая область

120

1

67

0

Московская область

582

17

476

6

Орловская область

58

0

42

1

Рязанская область

48

0

49

1

Смоленская область

91

0

65

0

Тамбовская область

34

0

25

4

Тверская область

104

0

71

0

Тульская область

60

0

41

4

Ярославская область

139

3

102

0

г. Москва

1171

2

1102

11

Республика Башкортостан

488

4

370

4

Республика Марий Эл

53

0

47

0

Республика Мордовия

48

0

51

0

Республика Татарстан

295

5

265

0

Удмуртская Республика

87

1

115

2

Чувашская Республика - Чувашия

114

0

74

3

Пермский край

238

3

312

2

Кировская область

135

3

90

8

Нижегородская область

268

1

167

2

Оренбургская область

109

0

97

1

Пензенская область

51

0

40

0

Самарская область

391

0

281

2

Саратовская область

209

1

172

0

Ульяновская область

120

0

92

2

Курганская область

51

2

46

0

Свердловская область

264

3

230

0

Тюменская область

88

4

112

0

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

134

5

201

0

Ямало-Ненецкий автономный округ

90

0

82

1

Челябинская область

312

4

279

2

Республика Адыгея

24

0

5

0

Республика Калмыкия

13

0

10

0

Республика Крым

60

1

49

2

г. Севастополь

38

0

16

0

Краснодарский край

125

2

141

1

Астраханская область

90

0

56

0

Волгоградская область

134

0

131

0

Ростовская область

227

8

200

4

Республика Дагестан

62

5

41

1

Кабардино-Балкарская Республика

38

0

18

1

Карачаево-Черкесская Республика

9

0

8

0

Республика Северная Осетия - Алания

6

0

22

0

Республика Ингушетия

11

0

8

0

Чеченская Республика

49

0

51

0

Ставропольский край

86

1

82

1

Республика Алтай

16

0

15

0

Республика Тыва

53

1

67

0

Республика Хакасия

59

0

47

0

Алтайский край

150

1

122

1

Красноярский край

298

5

234

1

Иркутская область

310

3

262

1

Кемеровская область - Кузбасс

297

2

256

3

Новосибирская область

256

7

255

2

Омская область

139

2

128

1

Томская область

63

0

62

0

Республика Бурятия

66

1

59

0

Республика Саха (Якутия)

134

4

152

1

Забайкальский край

83

1

76

0

Камчатский край

34

1

23

0

Приморский край

491

1

415

2

Хабаровский край

326

3

272

0

Амурская область

84

1

112

6

Магаданская область

57

0

6

0

Сахалинская область

80

1

60

1

Еврейская автономная область

13

0

12

0

Чукотский автономный округ

6

0

3

0

Специальные управления ФПС ГПС

107

6

95

5

Донецкая Народная Республика

245

1

242

1

Луганская Народная Республика

106

2

103

4

Херсонская область

7

0

11

0

Запорожская область

35

0

30

0

Россия

13365

136

11484

119

Сведения о количестве пожаров на поднадзорных объектах за 9 месяцев 2024 года и 9 месяцев 2025 года приведены в таблицах 6 и 7.

Таблица 6. Сведения о количестве пожаров на поднадзорных объектах за 9 месяцев 2024 года и 9 месяцев 2025 года.

Поднадзорные объекты

2024

2025

Прирост, %

2024

2025

Прирост, %

Кол-во пожаров, ед

Погибших людей, чел

Объекты производственного назначения и наружные установки

1 568

1 271

-18,9

35

27

-22,9

Объекты складского назначения

727

558

-23,2

10

7

-30,0

Объекты торговли

1 641

1 485

-9,5

5

7

40,0

Объекты образования

245

220

-10,2

1

0

-

Объекты здравоохранения и социального обслуживания

219

174

-20,5

5

7

40,0

Объекты административного назначения

629

627

-0,3

20

12

-40,0

Объекты жилого назначения и надворные постройки

6 545

5 526

-15,6

34

40

17,6

Объекты временного размещения людей, туризма и отдыха

238

243

2,1

5

6

20,0

Объекты общественного назначения

781

682

-12,7

2

3

50,0

Объекты культурно-досуговой деятельности

222

243

9,5

3

2

-33,3

Объекты сельскохозяйственного назначения

160

137

-14,4

0

2

+

Объекты транспортной инфраструктуры

353

288

-18,4

16

6

-62,5

Неэксплуатируемый объект

37

30

-18,9

0

0

0,0

Россия

13 365

11 484

-14,1

136

119

-12,5

Таблица 7. Сведения о количестве пожаров на поднадзорных объектах за 9 месяцев 2024 года и 9 месяцев 2025 года.

Виды объектов

2024

2025

Пожары, ед.

Гибель, чел.

Пожары, ед.

Гибель, чел.

Поднадзорные объекты

13 365

136

11 484

119

из них объекты субъектов малого и среднего предпринимательства

4 548

49

3 862

46

% от общего количества на поднадзорных объектах

34

36

34

39

На неподнадзорных объектах произошло 247 994 пожара (АППГ - 267 929, -7,4%), на которых погибло 4 555 человек (АППГ - 5 258, -13,4%).

В торгово-развлекательных центрах и подобных объектах зарегистрировано 318 пожаров (АППГ - 301, 5,6%), на которых погибло 2 человека (АППГ - 1, 1 человек) и травмировано 7 человек (АППГ - 3,4 человека).

Распределение пожаров по основным причинам в зданиях

и сооружениях

Основными причинами пожаров в городской местности являются:

а) неосторожное обращение с огнем - 86 134 пожара (АППГ - 101 047, -14,8%), в том числе:

неосторожное обращение с огнем при курении - 25 611 (АППГ - 33 068, -22,6%);

детская шалость - 799 (АППГ - 926, -13,7%);

б) аварийный режим работы электрических сетей и оборудования - 23 639 (АППГ - 25 148, -6,0%);

в) нарушение правил устройства и эксплуатации печного оборудования - 5 125 (АППГ - 5 707, -10,2%);

г) поджог - 6 325 (АППГ - 6 604, -4,2%);

д) нарушение правил устройства и эксплуатации транспортных средств - 4 117 (АППГ - 4 541, -9,3%);

е) иные причины - 6 673 (АППГ - 5 716, 16,7%).

Пожары в зданиях образовательных организаций

В зданиях образовательных организаций произошел 221 пожар (АППГ - 246, -10,2%), на которых не было зарегистрировано погибших (АППГ - 1), получили травмы 6 человек (АППГ - 2, 200,0%).

Распределение пожаров по основным причинам в зданиях

образовательных организаций

1. Аварийный режим работы электрических сетей и оборудования - 153 пожара (АППГ - 170, -10,0%).

2. Неосторожное обращение с огнем - 39 (АППГ - 42, -7,1%), в том числе:

неосторожность при курении - 7 (АППГ - 6, 16,7%);

детская шалость - 10 (АППГ - 9, 11,1).

3. Поджог - 8 (АППГ - 21, -61,9%).

4. Иные причины - 21 (АППГ - 13, 61,5%).

Пожары на объектах здравоохранения

и социального обслуживания

На объектах здравоохранения и социальной защиты произошло 179 пожаров (АППГ - 219, -18,3%), на которых погибло 7 человек (АППГ - 5, 40,0%), получили травмы 17 человек (АППГ - 15, 13,3%).

Основными причинами пожаров на объектах указанной категории являются:

а) аварийный режим работы электрических сетей и оборудования - 114 пожаров (АППГ - 146, -21,9%);

б) неосторожное обращение с огнем - 42 (АППГ - 40, 5,0%), в том числе неосторожность при курении - 16 (АППГ - 15, 6,7%);

в) поджог - 14 (АППГ - 19, -26,3%);

г) иные причины - 9 (АППГ - 14, -35,7%).

В 27 субъектах Российской Федерации отмечается рост количества пожаров. Информация о субъектах Российской Федерации, в которых зарегистрирован рост количества пожаров за 9 месяцев 2025 года, представлена на рисунке 6.

Рисунок 6. Субъекты Российской Федерации, где отмечается

рост количества пожаров за 9 месяцев 2025 года.

В 20 субъектах Российской Федерации зарегистрировано увеличение количества погибших на пожарах людей. В 26 субъектах Российской Федерации зарегистрировано увеличение количества погибших на пожарах детей. Информация о субъектах Российской Федерации, в которых зарегистрирован рост количества гибели детей на пожарах за 9 месяцев 2025 года, представлена на рисунке 7.

Рисунок 7. Субъекты Российской Федерации, где отмечается

рост количества гибели детей за 9 месяцев 2025 года

II. Цели и задачи реализации Программы профилактики

Целями профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности являются:

а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

в) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.

Задачами профилактики НТПБ являются:

а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;

б) создание условий для изменения ценностного отношения субъектов надзора к добросовестному поведению в сфере обеспечения пожарной безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;

в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц органов ГПН и субъектов надзора;

г) повышение уровня правовой грамотности субъектов надзора, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.

III. Перечень профилактических мероприятий, сроки

(периодичность) их проведения

План мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора на 2026 год приведен в приложении к настоящей Программе профилактики.

На основании указанного плана территориальными органами МЧС России осуществляется подготовка планов мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности органов государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2026 год.

Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, а также Положением о ФГПН. Периодичность их проведения установлена Федеральным законом N 248-ФЗ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2025 г. N 1511 "О периодичности проведения обязательных профилактических визитов в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля".

Органами ГПН проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

информирование;

объявление предостережения;

консультирование;

профилактический визит;

обобщение правоприменительной практики.

1. Информирование

Органы ГПН осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-портале МЧС России (mchs.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации в иных формах.

Информирование о присвоенной категории риска осуществляется посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии соответствующих перечней объектов надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-портале МЧС России и его территориальных органов, а также через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии).

Информирование о присвоенной категории риска объектам постоянного государственного надзора осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

В соответствии с Положением о ФГПН по запросу контролируемых лиц орган государственного пожарного надзора (подразделение государственного пожарного надзора) предоставляет им информацию о присвоенной используемым ими объектам надзора категории риска, а также сведения, использованные при отнесении таких объектов к определенной категории риска.

2. Объявление предостережения

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу должностным лицом органа ГПН в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.

3. Консультирование

Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется в ходе профилактических визитов, а также контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие с контролируемыми лицами.

Консультирование по обращениям контролируемых лиц и их представителей проводится в части разъяснения вопросов, связанных с организацией и осуществлением федерального государственного пожарного надзора и обеспечения пожарной безопасности, а также разъяснения прав и обязанностей контролируемых лиц.

Консультирование проводится в устной форме, за исключением случаев, когда контролируемое лицо письменно заявляет о направлении ему письменного ответа.

При поступлении 10 однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование может осуществляться посредством размещения на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменных разъяснений, подписанных уполномоченным должностным лицом органа государственного пожарного надзора.

4. Профилактический визит

Профилактический визит проводится должностными лицами органов государственного пожарного надзора в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор" с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны, а также с учетом требований, предъявляемых к режиму эксплуатации критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к принадлежащему ему объекту надзора, о соответствии объекта надзора критериям риска, рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а должностное лицо органа государственного пожарного надзора осуществляет ознакомление с объектом надзора, сбор сведений, необходимых для отнесения объекта надзора к категории риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Профилактический визит проводится по инициативе контрольного (надзорного) органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.

Обязательный профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52.1 Федерального закона N 248-ФЗ.

При проведении осмотра в рамках обязательного профилактического визита фотосъемка и видеозапись осуществляются с использованием мобильного приложения "Инспектор".

Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ.

5. Обобщение правоприменительной практики

Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:

а) обеспечение единообразных подходов к применению органами ГПН и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;

б) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;

в) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);

г) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;

д) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности.

Доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного пожарного надзора готовится один раз в год, до 30 апреля года, следующего за отчетным.

Соответствующий доклад размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-портале МЧС России.

IV. Показатели результативности и эффективности

Программы профилактики

В соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона N 248-ФЗ под управлением риском причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям понимается осуществление профилактических мероприятий и надзорных мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности. Допустимый уровень риска причинения вреда (ущерба) в рамках вида государственного контроля (надзора) должен закрепляться в ключевых показателях вида контроля.

Соответствующие ключевые показатели деятельности органов ГПН определены Положением о ФГПН.

В связи с особенностями организации и осуществления государственного контроля (надзора), установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 336) оценка эффективности профилактических мероприятий, осуществляемых органами ГПН в 2026 году, строится в соответствии с показателями, приведенными в таблице 8.

В качестве количественных значений показателей оценки Программы профилактики в позиции 1 таблицы 8 используются результаты статистического наблюдения в порядке, установленном приказом МЧС России от 8 апреля 2025 г. N 290 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий".

Численное значение показателя оценки Программы профилактики в позиции 2 таблицы 8 формируется на основании перечня профилактических визитов, сформированного с учетом положений нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов ГПН в 2026 году, и складывающейся оперативной обстановки с пожарами исходя из общей фактической численности органов ГПН (без учета количества возможных отказов от проведения профилактического визита контролируемым лицом в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ).

Таблица 8. Целевые количественные отчетные показатели оценки Программы профилактики

N п/п

Наименование показателя (индикатора)

Базовый год

План 2026

1.

Снижение значения показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров на объектах защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности

2025 Значение

-1,5%

2.

Количество профилактических визитов в течение 2026 года в среднем по Российской Федерации, не менее, %

2026 Значение

5% от общего количества организаций, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям либо государственным или муниципальным учреждениям

Приложение

к Программе профилактики рисков

причинения вреда (ущерба) охраняемым

законом ценностям в области пожарной

безопасности при осуществлении

федерального государственного пожарного

надзора органами государственного

пожарного надзора на 2026 год

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)

ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО

НАДЗОРА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

НА 2026 ГОД

N п/п

Мероприятие по профилактике правонарушений

Срок (периодичность) проведения

Место реализации

Ответственное подразделение

Пояснение по порядку реализации

1. ИНФОРМИРОВАНИЕ

1.1.

Размещение текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного пожарного надзора

До 30 апреля 2026 г.

Официальный интернет-портал МЧС России

Департамент надзорной деятельности и профилактикой работы

(далее - ДНПР)

В порядке реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ); Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 (далее - Положение о ФГПН)

1.2.

Размещение сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного пожарного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу

В течение 15 дней после официального опубликования

Официальный интернет-портал МЧС России

ДНПР

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также Положения о ФГПН

1.3.

Размещение перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов

В течение года

Официальный интернет-портал МЧС России, Реестр обязательных требований, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 128 (далее - Реестр обязательных требований)

ДНПР

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ)

1.4.

Размещение утвержденных проверочных листов в формате, допускающем их использование для самообследования

В течение 15 дней после утверждения, принятия решения

Официальный интернет-портал МЧС России, Реестр обязательных требований

ДНПР

В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ

1.5.

Подготовка и размещение руководств по соблюдению обязательных требований

До 30 апреля 2026 г. по итогам работы за 2025 год;

при возникновении необходимости - в течение месяца после принятия решения

Официальный интернет-портал МЧС России

ДНПР,

ФГБУ

ВНИИПО МЧС России (далее - ВНИИПО)

В порядке реализации Федерального закона N 247-ФЗ; приказа МЧС России от 25 ноября 2016 г. N 630 "Об утверждении Порядка обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России" (далее - приказ МЧС России N 630). Разрабатываются непосредственно или с участием образовательных, научных, и экспертных организаций

1.6.

Размещение перечня критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов надзора к категориям риска

В течение 15 дней после официального опубликования соответствующего нормативного правового акта

Размещение на официальном интернет-портале МЧС России

ДНПР

Размещение соответствующих сведений на официальном интернет-портале МЧС России (mchs.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации

1.7.

Размещение перечня объектов надзора, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана проведения КНМ, с указанием категории риска, за исключением сведений, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну

До 30 апреля 2026 г.

Официальный интернет-портал МЧС России

ДНПР

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ

1.8.

Подготовка исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться органом государственного пожарного надзора (далее - орган ГПН) у контролируемого лица

До 30 апреля 2026 г.

Размещение на официальном интернет-портале МЧС России

ДНПР

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ; Положения о ФГПН

1.9.

Подготовка сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований

До 30 апреля 2026 г.

Размещение на официальном интернет-портале МЧС России

ДНПР

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ; Положения о ФГПН

1.10.

Размещение сведений о порядке досудебного обжалования решений органов государственного пожарного надзора, действий (бездействия) его должностных лиц

До 30 апреля 2026 г.

Официальный интернет-портал МЧС России

ДНПР

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ; Положения о ФГПН

1.11.

Размещение сведений по вопросам соблюдения обязательных требований:

на официальном сайте в сети "Интернет";

в средствах массовой информации:

на телевидении,

на радио;

в периодической печати

Постоянно

-

ДНПР,

органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

-

1.12.

Проведение конференций, семинаров (включая формат видео-конференц-связи)

Не реже 1 раза в год.

Конкретные мероприятия указываются в планах мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности органов государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2026 год (далее - план главного управления на 2026 год)

В соответствии с планами главных управлений на 2026 год

ДНПР,

органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

-

2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЙ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1.

Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований должностными лицами органов ГПН при осуществлении федерального государственного пожарного надзора

Постоянно

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ

2.2.

Учет предостережений и возражений контролируемых лиц на предупреждения

Постоянно

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

ДНПР,

ВНИИПО,

органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации приказа МЧС России от 21 декабря 2022 г. N 900, а также внесения сведений в ААС КНД в установленный срок

2.5.

Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности по итогам рассмотрения обращений граждан и организаций по вопросам нарушения требований пожарной безопасности

По мере поступления обращений

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ

3. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

3.1.

Проведение консультирования по вопросам соблюдения обязательных требований:

в ходе профилактических визитов, а также контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие с контролируемыми лицами

В соответствии с планом проведения контрольных (надзорных) мероприятий и планами главных управлений на 2026 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

ДНПР,

ВНИИПО,

органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации пункта 46 Положения о ФГПН

3.2.

Подготовка письменных разъяснений, подписанных уполномоченным должностным лицом органа государственного пожарного надзора, при поступлении 10 однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей

По мере поступления обращений

Официальный интернет-портал МЧС России,

официальные интернет-сайты главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, региональные средства массовой информации, иные способы

ДНПР,

органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ; Положения о ФГПН

3.3.

Учет консультирований

Ежеквартально

-

ДНПР,

ВНИИПО,

органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации приказа МЧС России N 900, а также внесения сведений в ААС КНД в установленный срок

4. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ВИЗИТОВ

4.1.

Проведение обязательных профилактических визитов по месту осуществления деятельности контролируемого лица

В соответствии с планами главных управлений на 2026 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации статьи 52.1 Федерального закона N 248-ФЗ

4.2.

Проведение профилактических визитов, не предусматривающих возможность отказа от их проведения в отношении резидентов территорий опережающего развития и резидентов свободного порта Владивосток, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска

В соответствии с планами главных управлений на 2026 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2024 г. N 698 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях опережающего развития и на территории свободного порта Владивосток"

4.3.

Проведение профилактических визитов по заявлению контролируемого лица, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением

В соответствии с планами главных управлений на 2026 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации статьи 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ

4.4.

Проведение обязательных профилактических визитов в отношении объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого и высокого риска

В соответствии с планами главных управлений на 2026 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации пункта 2 части 2 статьи 25 Федерального закона N 248-ФЗ; части 3 статьи 25 Федерального закона N 248-ФЗ

4.5.

Проведение обязательных профилактических визитов в отношении объектов, отнесенных к категории значительного, среднего и умеренного риска

В соответствии с планами главных управлений на 2026 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации пункта 3 части 2 статьи 25 Федерального закона N 248-ФЗ; постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2025 г. N 1511 "О периодичности проведения обязательных профилактических визитов в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля"

4.6.

Проведение обязательных профилактических визитов в отношении государственных, муниципальных и частных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, не предусматривающих возможность отказа от его проведения

В соответствии с планами главных управлений на 2026 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ; Положения о ФГПН;

пункта 11(4) постановления Правительства Российской Федерации N 336

4.7.

Проведение обязательных профилактических визитов в отношении государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, не предусматривающих возможность отказа от его проведения

В соответствии с планами главных управлений на 2026 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ; Положения о ФГПН;

пункта 11(4) постановления Правительства Российской Федерации N 336

4.8.

Проведение обязательных профилактических визитов в отношении государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания детей, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, не предусматривающих возможность отказа от его проведения

В соответствии с планами главных управлений на 2026 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, Положения о ФГПН, пункта 11(4) постановления Правительства Российской Федерации N 336

4.9.

Проведение обязательных профилактических визитов в отношении государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области общественного питания детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг) объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, не предусматривающих возможность отказа от его проведения

В соответствии с планами главных управлений на 2026 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ; Положения о ФГПН;

пункта 11(4) постановления Правительства Российской Федерации N 336

5. ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

5.1.

Сбор данных об организации и проведении КНМ, направлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, об обжаловании результатов мероприятий по контролю, в том числе в судебном порядке

Ежеквартально

-

ДНПР,

ВНИИПО,

органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации приказа МЧС России N 900

5.2.

Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений

В течение года

-

ДНПР,

ВНИИПО,

органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации приказа МЧС России N 630

5.3.

Проведение анализа обстановки с пожарами и их последствиями

Ежеквартально

-

ДНПР,

ВНИИПО

органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации приказа МЧС России от 11 марта 2025 г. N 190 "Об организации осуществления анализа деятельности территориального органа МЧС России"

5.4.

Подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

В течение года. По мере необходимости

-

ДНПР,

ВНИИПО,

органы ГПН, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 4 Положения о ФГПН

В соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ

5.5.

Подготовка Доклада о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного пожарного надзора

До 30 апреля 2026 г.

(по итогам работы за 2025 год)

-

ДНПР, ВНИИПО

В порядке реализации приказа МЧС России N 630

5.6.

Размещение Доклада о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного пожарного надзора

До 30 апреля 2026 г.

Официальный интернет-портал МЧС России

ДНПР

В порядке реализации приказа МЧС России N 630

5.7.

Включение результатов обобщения правоприменительной практики в ежегодный доклад МЧС России о состоянии федерального государственного пожарного надзора

До 15 марта 2026 г.

(по итогам работы за 2025 год)

Минэкономразвития России

ДНПР

В порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и эффективности такого контроля (надзора)"

Другие документы по теме
<О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 N 3260-р>
<О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 N 3260-р>
<О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 16.09.2025 N 2537-р>
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области гражданской обороны при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны на 2026 год"
Ошибка на сайте