Распоряжение Минкультуры России от 18.11.2025 N Р-494
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 ноября 2025 г. N Р-494
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ
НОРМАТИВОВ И НОРМ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
КУЛЬТУРЫ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ
ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ
В соответствии с пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р, во исполнение подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 12 февраля 2025 г. N Пр-292 и поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 30 июля 2025 г. N ТГ-П44-28184:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры.
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать и утвердить методические рекомендации о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры, обеспеченности населения услугами организаций культуры с учетом средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на культуру.
3. Признать утратившим силу распоряжение Минкультуры России от 23 октября 2023 г. N Р-2879 "Об утверждении методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры".
Министр
О.Б.ЛЮБИМОВА
Утверждены
распоряжением Министерства культуры
Российской Федерации
от 18 ноября 2025 г. N Р-494
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ
НОРМАТИВОВ И НОРМ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
КУЛЬТУРЫ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ
ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в определении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры (государственных (муниципальных) организаций культуры, оказывающих услуги в пределах одного здания (помещения), а также их филиалов либо отделов, оказывающих услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов (далее - организации культуры) и обеспеченности населения услугами организаций культуры в привязке к численности населения и с учетом региональной и местной специфики.
2. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры рекомендуется обеспечивать:
территориальное и социальное равенство граждан в реализации их прав на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;
развитие инфраструктуры культурной деятельности;
создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание кинозалов, центров воспроизведения аудиовизуального контента;
использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.
3. Учет региональной и местной специфики осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации исходя из полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах собственных средств согласно рекомендуемой нормативной потребности и условий оптимального размещения организаций культуры, перечисленных в пункте 9 настоящих Методических рекомендаций.
4. Настоящие Методические рекомендации не распространяются на города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь и входящие в их состав внутригородские территории.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, являющихся городами федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, могут устанавливать нормы и нормативы оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры исходя из оценки потребностей населения и с учетом особенностей территориального развития.
5. Оптимальное территориальное размещение организаций культуры определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и может включать в себя создание организаций культуры, предоставляющих комплексные услуги и услуги на условиях государственно-частного партнерства.
6. Принятие органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной организации культуры осуществляется в соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
7. Расчет нормативной потребности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в объектах культуры может предусматривать учет:
вида объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;
нормативного значения (количества) единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
численности населения, которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры;
показателя типа населенного пункта, располагающегося в городской или сельской местности.
8. Для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных и выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий досуговой направленности рекомендуется создание передвижных многофункциональных культурных центров (автоклубов). В минимальном комплекте оборудования автоклуба следует предусматривать мультимедийное оборудование и информационно-коммуникационные средства. Нормы обеспеченности передвижными многофункциональными культурными центрами устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
9. Условия оптимального размещения объектов культуры в населенных пунктах могут учитывать:
существующую обеспеченность населения объектами культуры;
функциональное многообразие организаций культуры;
специфику территории, в том числе культурно-исторические особенности, численность, плотность и демографический состав населения, наличие мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации, природно-климатические условия, транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития;
прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
критерии доступности услуг организаций культуры.
10. Критерии доступности услуг организаций культуры могут включать:
возможность выбора организаций культуры;
развитие выездных, электронных, дистанционных и других форм предоставления услуг;
возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;
сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;
полноту, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;
наличие организаций культуры для детей и молодежи;
наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
11. Доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры может обеспечиваться за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам и путем организации гастролей.
Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов <1>.
--------------------------------
<1> Часть третья статьи 30 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
12. Нормы и нормативы могут определяться с учетом численности населения по следующим типам населенных пунктов:
а) городские населенные пункты:
крупнейшие с численностью населения свыше 1 млн человек;
крупные с численностью населения от 250 тыс. человек до 1 млн человек включительно;
большие с численностью населения от 100 тыс. человек до 250 тыс. человек включительно;
средние с численностью населения от 50 тыс. человек до 100 тыс. человек включительно;
малые с численностью населения до 50 тыс. человек включительно;
б) сельские населенные пункты:
крупные с численностью населения свыше 5 тыс. человек;
большие с численностью населения от 1 тыс. человек до 5 тыс. человек включительно;
средние с численностью населения от 500 человек до 1 тыс. человек включительно;
малые с численностью населения от 200 человек до 500 человек включительно;
малочисленные с численностью населения от 100 человек до 200 человек включительно.
13. Нормативная потребность для региона может представлять собой суммарное значение нормативов по видам организаций культуры, установленных для каждого типа населенного пункта.
II. Нормы и нормативы оптимального размещения библиотек
14. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения библиотек приведены в таблице N 1 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.
15. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется создание государственных библиотек с целью выполнения ими функций научно-методических центров для муниципальных библиотек региона.
16. Пользователям библиотек независимо от места проживания рекомендуется обеспечить доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий путем размещения точек доступа к полнотекстовым информационным ресурсам. Указанный доступ рекомендуется обеспечивать независимо от количества жителей в населенных пунктах, в том числе на базе существующих организаций культуры и на бесплатной основе.
17. В сельских населенных пунктах независимо от количества жителей рекомендуется использовать библиотечные пункты, нестационарные комплексы библиотечного обслуживания населения с применением библиомобилей, библиобусов и мобильных комплексов информационно-библиотечного обслуживания (КИБО).
III. Нормы и нормативы оптимального размещения музеев
18. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев приведены в таблице N 2 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.
19. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев распространяются в том числе на филиалы музеев без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев, зарегистрированные в реестре музеев, иных организаций, физических лиц, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, Государственного каталога Российской Федерации.
20. Определение оптимальных антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, в которых размещены музеи, может осуществляться исходя из принципов повышения эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия.
IV. Нормы и нормативы оптимального размещения театров
21. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения театров приведены в таблице N 3 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.
22. Минимальный перечень подвидов театров могут составлять театры драмы, музыкальные театры, театры юного зрителя, театры кукол и театры по видам искусств.
23. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при определении норм необходимых подвидов театров могут учитывать потребности населения в жанрах театрального искусства, возрастные особенности зрительской аудитории, наличие на территории субъекта Российской Федерации учебного заведения, выпускающего соответствующих исполнителей.
V. Нормы и нормативы оптимального размещения
концертных организаций
24. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения концертных организаций приведены в таблице N 4 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.
25. Нормы и нормативы оптимального размещения концертных организаций (филармоний, филармонических концертных залов, концертных залов, концертных коллективов) могут устанавливаться в соответствии с потребностями населения в области музыки.
VI. Нормы и нормативы оптимального размещения цирков
26. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения цирков приведены в таблице N 5 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.
27. В зависимости от численности населения в населенном пункте, а также наличия или отсутствия стационарных специализированных помещений органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать решения о создании специализированных оборудованных площадок для цирковых представлений, в том числе об организации цирковых коллективов на базе действующих организаций культуры.
VII. Нормы и нормативы оптимального размещения учреждений
культуры клубного типа
28. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения учреждений культуры клубного типа приведены в таблице N 6 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.
29. Учреждения культуры клубного типа могут относиться к разным подтипам: дома (дворцы, центры) культуры, народного творчества, ремесел, дома дружбы, дома национальностей и иные, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные Примерным положением о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа, одобренным решением Коллегии Минкультуры России от 29 мая 2002 г. N 10 "О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры".
30. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется создание государственных учреждений культурно-досугового типа (домов (центров) народного творчества) с целью выполнения ими функций научно-методических центров.
VIII. Нормы и нормативы оптимального размещения
муниципальных парков культуры и отдыха
31. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения муниципальных парков культуры и отдыха (далее - парк) приведены в таблице N 7 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.
32. Мощность парка по площади определяется в зависимости от объемов, предусмотренных для данного объекта в составе зоны рекреационного назначения в документах территориального планирования. Площадь планировочной структуры парка определяется в соответствии с концепцией развития парковой территории, утвержденной органом местного самоуправления.
IX. Нормы и нормативы оптимального размещения зоопарков
33. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения зоопарков приведены в таблице N 8 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.
34. Мощность зоопарка по площади может определяться в зависимости от объема коллекции и видов животных.
X. Нормы и нормативы размещения кинотеатров и кинозалов,
центров воспроизведения аудиовизуального контента
35. В целях обеспечения доступности для населения киноискусства на основании полномочий по созданию условий для организации досуга населения органы местного самоуправления могут организовывать кинозалы, центры воспроизведения аудиовизуального контента.
36. Нормы и нормативы, предусмотренные настоящей главой, распространяются на площадки кинопоказа, а именно кинотеатры, кинозалы и центры воспроизведения аудиовизуального контента, расположенные в специализированном помещении.
37. На территориях опорных населенных пунктов в Арктической зоне Российской Федерации рекомендуется создание центров аудиовизуального контента - кинозалов, оснащенных мультимедийным оборудованием и подключенных к единой цифровой платформе с библиотекой современных продуктов российской киноиндустрии.
Перечень опорных населенных пунктов (муниципальных образований) Арктической зоны Российской Федерации, в том числе выполняющих функции по обеспечению национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2023 г. N 3377-р.
38. Нормативы размещения центров воспроизведения аудиовизуального контента могут определяться исходя из следующей потребности: 1 центр воспроизведения аудиовизуального контента в опорном населенном пункте в Арктической зоне Российской Федерации численностью жителей менее 50 тысяч человек.
39. Нормы создания кинозалов, центров воспроизведения аудиовизуального контента рекомендуется определять с учетом потребностей населения и наличия кинозалов и (или) альтернативных помещений, отвечающих соответствующим требованиям.
Приложение
к Методическим рекомендациям
органам государственной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного
самоуправления о применении нормативов
и норм оптимального размещения организаций
культуры и обеспеченности населения
услугами организаций культуры,
утвержденным распоряжением Министерства
культуры Российской Федерации
от 18 ноября 2025 г. N Р-494
Таблица N 1
Рекомендуемые нормы и нормативы
оптимального размещения библиотек, единиц
Тип организации культуры
Количество организаций культуры на один населенный пункт
городские населенные пункты
сельские населенные пункты
крупнейшие
крупные
большие
средние
малые
крупные
большие
средние
малые
малочисленные
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Универсальная библиотека/Универсальная библиотека с отделением для инвалидов по зрению
2 <*>
0
0
0
0
0
Детская библиотека
2 <*>
0
0
0
0
0
Государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Молодежная/Юношеская библиотека
1 <*>
0
0
0
0
0
Библиотека для инвалидов по зрению
1 <*>
0
0
0
0
0
Муниципальные учреждения, подведомственные органам местного самоуправления
Детская библиотека
13
6
2
1
1
1
0
0
0
0
Общедоступная библиотека/Общедоступная библиотека с детским отделением/Филиал общедоступных библиотек с детским отделением/Межпоселенческая библиотека <1>
38
16
7
5
2
1
1
1
1
1
--------------------------------
<*> Нормативное значение устанавливается для выделенных населенных пунктов в совокупности, рекомендуется размещать организации культуры в административном центре субъекта Российской Федерации.
<1> Типологическая разновидность библиотек определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от потребностей населения и сложившейся инфраструктуры объектов культуры.
Таблица N 2
Рекомендуемые нормы и нормативы
оптимального размещения музеев, единиц
Тип организации культуры
Количество организаций на один населенный пункт
городские населенные пункты
сельские населенные пункты
крупнейшие
крупные
большие
средние
малые
крупные
большие
средние
малые
малочисленные
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и муниципальные учреждения, подведомственные органам местного самоуправления
Краеведческий музей
2
1
1
1
1
1
0
0
0
0
Художественный музей
2
1
0
0
0
0
0
0
0
0
Тематический музей
9
4
1
1
0
0
0
0
0
0
Таблица N 3
Рекомендуемые нормы и нормативы
оптимального размещения театров, единиц
Тип организации культуры
Количество организаций на один населенный пункт
городские населенные пункты
сельские населенные пункты
крупнейшие
крупные
большие
средние
малые
крупные
большие
средние
малые
малочисленные
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и муниципальные учреждения, подведомственные органам местного самоуправления
Театр драматический
4
2
1
0
0
0
0
0
0
0
Театр оперы и балета
1 <*>
0
0
0
0
0
Театр музыкальный
1 <*>
0
0
0
0
0
Театр юного зрителя
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
Театр кукол
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
Прочие театры по видам искусств
1 <*>
0
0
0
0
0
--------------------------------
<*> Нормативное значение устанавливается для выделенных населенных пунктов в совокупности, рекомендуется размещать организации культуры в административном центре субъекта Российской Федерации.
Таблица N 4
Рекомендуемые нормы и нормативы
оптимального размещения концертных организаций, единиц
Тип организации культуры
Количество организаций на один населенный пункт
городские населенные пункты
сельские населенные пункты
крупнейшие
крупные
большие
средние
малые
крупные
большие
средние
малые
малочисленные
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и муниципальные учреждения, подведомственные органам местного самоуправления
Концертный зал/Концертный коллектив
3 <*>
2
0
0
0
0
0
0
0
Филармония
1 <*>
1
0
0
0
0
0
0
0
--------------------------------
<*> Нормативное значение устанавливается для выделенных населенных пунктов в совокупности, рекомендуется размещать организации культуры в административном центре субъекта Российской Федерации.
Таблица N 5
Рекомендуемые нормы и нормативы
оптимального размещения цирков, единиц
Тип организации культуры
Количество организаций на один населенный пункт
городские населенные пункты
сельские населенные пункты
крупнейшие
крупные
большие
средние
малые
крупные
большие
средние
малые
малочисленные
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и муниципальные учреждения, подведомственные органам местного самоуправления
Цирк стационарный
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Цирковая площадка/Цирковая площадка (цирковой коллектив)
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
Таблица N 6
Рекомендуемые нормы и нормативы
оптимального размещения учреждений культуры клубного
типа, единиц
Тип учреждения
Количество организаций на один населенный пункт
городские населенные пункты
сельские населенные пункты
крупнейшие
крупные
большие
средние
малые
крупные
большие
средние
малые
малочисленные
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Дом (центр) народного творчества
1 <*>
0
0
0
0
0
Учреждение клубного типа
3 <*>
Муниципальные учреждения, подведомственные органам местного самоуправления
Учреждение клубного типа (дом (центр) народного творчества/дворец культуры/дом культуры/дом народов/центр культурного развития/передвижной многофункциональный культурный центр/другой тип культурно-досуговых учреждений) <2>
13
8
4
3
2
1
1
1
1
1
--------------------------------
<*> Нормативное значение устанавливается для выделенных населенных пунктов в совокупности, рекомендуется размещать организации культуры в административном центре субъекта Российской Федерации.
<2> Типологическая разновидность культурно-досуговых учреждений определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от потребностей населения и сложившейся инфраструктуры объектов культуры.
Таблица N 7
Рекомендуемые нормы и нормативы
оптимального размещения парков культуры и отдыха, единиц
Тип организации культуры
Количество организаций на один населенный пункт
городские населенные пункты
сельские населенные пункты
крупнейшие
крупные
большие
средние
малые
крупные
большие
средние
малые
малочисленные
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и муниципальные учреждения, подведомственные органам местного самоуправления
Парк культуры и отдыха
2
1
1
0
0
0
0
0
0
0
Таблица N 8
Рекомендуемые нормы и нормативы
оптимального размещения зоопарков, единиц
Тип организации культуры
Количество организаций на один населенный пункт
городские населенные пункты
сельские населенные пункты
крупнейшие
крупные
большие
средние
малые
крупные
большие
средние
малые
малочисленные
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и муниципальные учреждения, подведомственные органам местного самоуправления
Зоопарки
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0