Рейтинг@Mail.ru

Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2025 N 3143-р

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 ноября 2025 г. N 3143-р

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности на период до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Минпромторгу России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти:

а) представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии;

б) обеспечить реализацию Стратегии.

3. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, федеральных целевых программ, федеральных научно-технических программ и иных документов.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке государственных программ субъектов Российской Федерации.

5. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 2599-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 49, ст. 7482).

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 6 ноября 2025 г. N 3143-р

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

I. Общие положения

Стратегия развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности на период до 2030 года (далее - Стратегия) является документом стратегического планирования, определяющим основные направления государственной политики в сфере развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности на период до 2030 года.

Стратегия направлена на технологическое, научное, кадровое и производственное обеспечение реализации задач и национальных приоритетов Российской Федерации, предусмотренных в документах стратегического планирования, содержащих мероприятия, ориентированные на развитие реабилитационной индустрии, в том числе посредством:

создания условий для увеличения доли российской продукции в различных сегментах рынка продукции реабилитационной направленности;

обеспечения технологического лидерства поэтапно - от низкофункциональной продукции к передовым разработкам;

совершенствования системы национальных стандартов, определяющих наиболее эффективные и современные технологии производства продукции реабилитационной направленности и реабилитационных мероприятий с ее использованием;

создания системы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования работников, задействованных как в разработке и производстве, так и в использовании продукции реабилитационной направленности.

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и акты, составляющие право Евразийского экономического союза.

Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

При подготовке Стратегии учтены положения:

Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года";

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 358 "О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";

Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2580-р;

Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р;

Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 256-р;

Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 3711-р;

Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р.

Стратегия является основой для разработки и уточнения государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, национальных проектов (программ), федеральных и ведомственных проектов, стандартов и методических актов, а также стратегических документов корпоративного уровня.

II. Фактическое состояние реабилитационной индустрии

Российской Федерации

1. Оценка текущей ситуации в сфере производства промышленной

продукции реабилитационной направленности

Начиная с 2016 года Правительством Российской Федерации ведется планомерная работа по развитию производства промышленной продукции реабилитационной направленности в целях создания в Российской Федерации сбалансированной реабилитационной индустрии, производящей изделия для реабилитации и абилитации, создания доступной среды, другие ассистивные устройства и технологии, необходимые для восстановления или компенсации временных (постоянных) нарушений здоровья, а также для обеспечения автономности, повышения качества жизни, социальной и других видов активности инвалидов, лиц с временными или постоянными ограничениями здоровья, лиц старших возрастных групп, других маломобильных категорий граждан. При этом особое внимание уделяется организации производства изделий реабилитационной направленности для детей-инвалидов.

По состоянию на 31 декабря 2024 г. в Российской Федерации число лиц, официально признанных инвалидами, по данным Федеральной службы государственной статистики, составило 11123 тыс. (по сравнению с 1 января 2018 г. уменьшение составило порядка 7 процентов), из них:

инвалиды I группы - 1198 тыс. (10,8 процента);

инвалиды II группы - 4503 тыс. (40,5 процента);

инвалиды III группы - 4643 тыс. (41,7 процента);

дети-инвалиды - 779 тыс. (7 процентов).

В анализируемом периоде и до 2022 года отмечалось ежегодное увеличение числа детей-инвалидов, в среднем на 2,8 процента. На начало 2018 года в Российской Федерации указанная категория граждан насчитывала 651 тыс. человек, за 2 года число детей-инвалидов возросло на 5,7 процента и составило 688 тыс., к началу 2022 года - 729 тыс., на начало 2024 года - 755 тыс., на начало 2025 года - 779 тыс.

По экспертной оценке, в Российской Федерации потенциальными потребителями технических средств реабилитации и ассистивных устройств являются порядка 60 млн. человек, которые испытывают различные ограничения по здоровью.

К категориям лиц, в наибольшей степени нуждающихся во вспомогательных (ассистивных) средствах, кроме инвалидов, относятся престарелые, больные неинфекционными заболеваниями (такими как диабет и инсульт), люди с психическими нарушениями, включая деменцию и аутизм, люди, страдающие от постепенного угасания функциональных и когнитивных функций.

Более 2,5 млрд. человек в мире нуждаются как минимум в одном вспомогательном (ассистивном) средстве, при этом только один из 10 человек в настоящее время имеет возможность воспользоваться указанными средствами. Порядка 10 процентов населения мира (или примерно 650 млн. человек) - лица, имеющие инвалидность.

В 2016 году индустрия была представлена порядка 270 предприятиями, включая предприятия, изготавливающие протезно-ортопедическую продукцию по индивидуальным параметрам пациентов. Объем рынка продукции реабилитационной направленности в 2019 году составлял порядка 41 млрд. рублей (за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (рассчитано на основе информации, представленной в материалах заседания Совета по делам инвалидов при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 19 марта 2020 г.).

Доля российской продукции реабилитационной направленности на внутреннем рынке по итогам 2019 года экспертно оценивалась на уровне 49 процентов.

По состоянию на конец 2024 года индустрия представлена более 980 предприятиями, расположенными во всех федеральных округах. Объем рынка серийно производимой продукции реабилитационной направленности, включая технические средства реабилитации и оборудование, используемое для оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации, составляет более 103,5 млрд. рублей. Доля российской продукции реабилитационной направленности на внутреннем рынке экспертно оценивается на уровне 51 процента.

В числе основных групп производимой продукции реабилитационной направленности рассматриваются:

технические средства реабилитации инвалидов, включая специальные средства для самообслуживания, ухода, ориентирования, обучения, образования и занятий трудовой деятельностью, протезные изделия (в том числе протезно-ортопедические изделия, ортопедическая обувь и специальная одежда, глазные протезы и слуховые аппараты), специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь, специальные средства для передвижения (кресла-коляски);

оборудование для медицинской реабилитации;

приспособления и оборудование для организации доступной среды;

вспомогательные (ассистивные) средства (в том числе устройства для альтернативной (дополнительной) коммуникации).

В Стратегии под вспомогательными (ассистивными) средствами понимается любая продукция (в том числе устройства, оборудование, инструменты и программное обеспечение), специально разработанная, изготовленная или серийная, основное назначение которой заключается в поддержании или улучшении жизнедеятельности и самостоятельности человека и облегчении его участия в жизни общества.

За счет реализуемых мер государственной поддержки осуществлены мероприятия по обновлению, перевооружению имеющейся и созданию инновационной технологической базы и инфраструктуры для развития отрасли. Поддержаны проекты по разработке и выводу на рынок современных отечественных решений, разработке конструкторской документации по наиболее критическим комплектующим, разработке и апробации продукции с привлечением инвалидов. Суммарно с 2018 по 2024 год в развитие реабилитационной индустрии было инвестировано более 2,77 млрд. рублей из средств федерального бюджета и поддержано 57 проектов.

За последние 10 лет российские производители представили на рынок более 300 различных технических решений. Во всех сегментах реабилитационной индустрии представлена продукция, не уступающая лучшим мировым аналогам. Это касается бионических протезов, широкого ассортимента кресел-колясок с ручным и электроприводом, цифровых слуховых аппаратов, платформенных решений для помощи незрячим людям.

В целях повышения качества продукции реабилитационной направленности ведется работа по развитию сети опорных лабораторий по проведению испытаний отечественной продукции, в том числе для прохождения процедуры регистрации медицинского изделия (в настоящее время работают 14 опорных лабораторий), а также осуществляется деятельность по совершенствованию стандартизации - с 2018 года по настоящее время утверждены 309 стандартов (2018 год - 25 стандартов, 2019 год - 41 стандарт, 2020 год - 23 стандарта, 2021 год - 110 стандартов, 2022 год - 50 стандартов, 2023 год - 27 стандартов, 2024 год - 33 стандарта).

Несмотря на сложившуюся геополитическую обстановку объем экспорта товаров реабилитационной направленности в 2024 году вырос и составил более 2,19 млрд. рублей, что на 14,8 процента больше объема 2023 года.

В целях осуществления противодействия производству и распространению контрафактной продукции при обороте технических средств реабилитации и их ключевых компонентов и обеспечения качества и безопасности продукции реабилитационной направленности в настоящее время осуществляется введение обязательной маркировки технических средств реабилитации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 792-р обязательной маркировке средствами идентификации подлежат кресла-коляски, ортопедическая обувь и вкладные элементы к ней (в том числе стельки, полустельки), слуховые аппараты (кроме частей и принадлежностей). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2024 г. N 744 "Об утверждении Правил маркировки отдельных видов технических средств реабилитации средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов технических средств реабилитации" обязательной маркировке также подлежат трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни, части и принадлежности протезов, функциональные узлы и ортезы, противопролежневые матрацы и подушки, специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники), кресла-стулья с санитарным оснащением.

В целях развития кадрового потенциала отрасли создан Совет по профессиональным квалификациям в сфере производства социально значимых товаров, организована разработка профессиональных стандартов в области реабилитационной индустрии по предложениям Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

С учетом принятых мер сформирована устойчивая основа для дальнейшего динамичного развития реабилитационной индустрии.

2. Угрозы и вызовы для развития российской

реабилитационной индустрии

Обеспечение инвалидов, лиц с временными или постоянными ограничениями здоровья, лиц старших возрастных групп, других маломобильных категорий граждан техническими средствами реабилитации, позволяющими достичь максимальный реабилитационный эффект, в необходимом объеме, создание и расширение инфраструктуры оказания реабилитационных услуг и медицинской помощи по направлению медицинской реабилитации вносят существенный вклад в достижение национальной цели развития Российской Федерации по сохранению населения, укреплению здоровья и повышению благополучия людей, определенной в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", и являются безусловными приоритетами государственной политики в социальной сфере.

Сильными сторонами реабилитационной индустрии являются:

высокий уровень участия государства в регулировании и формировании спроса на продукцию реабилитационной направленности, обеспечивающий российским производителям стабильный объем рынка;

наличие отдельных отечественных производителей продукции реабилитационной направленности, способных конкурировать на мировом уровне;

развитая региональная сеть протезно-ортопедических предприятий различной формы собственности, способная обеспечивать сбыт и обслуживание продукции реабилитационной направленности в интересах лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов;

активное развитие дистанционной торговли (в том числе через торгово-сервисные предприятия), снижающее барьер выхода на рынок продукции реабилитационной направленности для малых производственных компаний.

К слабым сторонам реабилитационной индустрии относятся:

ограниченное число отечественных предприятий, серийно производящих компоненты и материалы для технических средств реабилитации и другой продукции реабилитационной направленности (например, суперабсорбенты, компактные электродвигатели постоянного тока малой мощности, червячные редукторы, электронные системы управления электрическими креслами-колясками);

отсутствие эффекта масштаба;

отсутствие системы оценки и мониторинга потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов, системы оценки и мониторинга потребности медицинских и реабилитационных организаций в качественных, эффективных и безопасных технических решениях и устройствах, существенным образом влияющих на продолжительность и качество жизни;

недостаток оборотных средств для покрытия кассовых разрывов предприятий реабилитационной индустрии;

затрудненность организации учета и статистического наблюдения, оценки динамики развития реабилитационной индустрии;

преобладающая доля предприятий малого и среднего бизнеса в структуре реабилитационной индустрии, что ограничивает доступность системных мер государственной поддержки.

С точки зрения возможностей развития реабилитационной индустрии необходимо выделить:

значительный потенциал увеличения объема выпуска российской продукции реабилитационной направленности, а также увеличения ее экспорта на перспективные зарубежные рынки;

наличие отдельных сильных коллективов, форсирующих разработку и вывод на рынок продукции реабилитационной направленности в соответствии с запросом социальной сферы;

реализацию научно-технического потенциала российских научных организаций, а также инновационных возможностей разветвленной сети научно-производственных кластеров, инжиниринговых центров, акселераторов, бизнес-инкубаторов и технопарков в проектах по разработке продукции реабилитационной направленности;

локализацию иностранных производителей продукции реабилитационной направленности на условиях, обеспечивающих технологическое лидерство в сфере реабилитационной индустрии, в том числе посредством трансфера технологий в Российскую Федерацию, и возможность дальнейшего развития таких технологий российскими производителями;

внедрение и применение в реабилитационной индустрии современных цифровых технологий, включая искусственный интеллект, облачные технологии, большие данные, платформенные цифровые технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности;

повышение популярности профилактических мер, увеличивающих срок функционального и когнитивного благополучия (замедление процессов инвалидизации);

устойчивую мировую тенденцию старения населения, рост распространенности неинфекционных заболеваний и увеличение количества лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов, что обусловливает увеличение потребления продукции реабилитационной направленности;

растущую популярность активного образа жизни среди пожилых людей (в последние годы на глобальном уровне кардинально меняются предпочтения в образе жизни, когда все большее число пожилых людей стремятся жить активно, автономно и более комфортно, а продукция реабилитационной направленности и ассистивные технологии помогают реализовать указанные потребности);

усиление угроз военных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и пандемий в мире, что формирует дополнительную потребность в продукции реабилитационной направленности и ассистивных устройствах;

наличие развитых смежных отраслей, имеющих компетенции для оперативного реагирования на изменяющиеся вызовы и замещения импортных компонентов, сырья и материалов, используемых в продукции реабилитационной направленности.

Для развития российской реабилитационной индустрии наиболее выражены следующие вызовы и угрозы:

снижение доли государственных закупок, на которые распространяются преференциальные режимы, среди способов обеспечения продукцией реабилитационной направленности;

рост цен на продукцию реабилитационной направленности, в частности ввиду роста стоимости импортируемых компонентов и материалов, необходимых для ее производства;

отсутствие сформированной системы контроля качества для ряда сегментов продукции реабилитационной направленности (например, протезно-ортопедические изделия);

периодически возникающий дефицит бюджетных средств, направляемых на закупку продукции реабилитационной направленности и реабилитацию инвалидов;

нехватка квалифицированных кадров в области разработки, регистрации, внедрения в производство, продвижения и обслуживания продукции реабилитационной направленности.

III. Цель, приоритеты и задачи Стратегии

Целью Стратегии является достижение устойчивого уровня развития реабилитационной индустрии, включая разработку, производство, сопровождение использования продукции реабилитационной направленности, сбалансированно и на долгосрочной основе обеспечивающей:

удовлетворение потребностей лиц с инвалидностью, других маломобильных групп населения (включая граждан с временными ограничениями жизнедеятельности в результате заболеваний, травм или ранений, лиц старших возрастных групп, нуждающихся в поддержании здоровья и замедлении прогрессирования возрастных заболеваний, беременных женщин и лиц, использующих детские коляски), а также организаций, в том числе медицинских, в качественных, эффективных и безопасных технических решениях и устройствах, существенно влияющих на продолжительность и качество жизни указанных категорий граждан;

формирование инфраструктуры, направленной на доступность новых знаний, технологий, сырья, материалов, комплектующих и средств производства;

соблюдение национальных интересов Российской Федерации в сфере технологического, научного, кадрового и производственного обеспечения реализации задач в рамках развития реабилитационной индустрии.

Приоритетами реализации Стратегии являются:

обеспечение локализации производства продукции реабилитационной направленности, включающего разработку и производство сырья, материалов, комплектующих, средств производства и программного обеспечения;

обеспечение производства на территории Российской Федерации критически важных компонентов для наиболее востребованных технических средств реабилитации;

поддержка исследований, развитие научно-технологических, производственных и профессиональных компетенций в области разработки и производства продукции реабилитационной направленности, в том числе по разработке собственных инновационных технических решений, существенным образом влияющих на повышение продолжительности и качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью;

приоритетное внедрение локально произведенной продукции реабилитационной направленности в систему комплексной реабилитации, социальной защиты населения, практическое здравоохранение и иные сферы;

создание стабильных и предсказуемых условий для разработки, производства и сбыта продукции реабилитационной направленности в целях обеспечения инвестиционной привлекательности развития индустрии;

разработка прорывных реабилитационных технологий, формирование новых рынков продукции реабилитационной направленности и обеспечение лидерства на них.

Достижение цели Стратегии обеспечивается за счет решения следующих задач:

обеспечение уровня прогнозирования инвалидизации и клинических показаний к назначению технических средств реабилитации, структуры потребления, необходимого для объективной оценки и планирования производственных мощностей;

разработка и внедрение передовых технологий производства продукции реабилитационной направленности, включая технологии биопечати и передовые сквозные цифровые технологии, в том числе созданные на основе искусственного интеллекта;

расширение производственной номенклатуры сырья, материалов и комплектующих, средств производства, необходимых для производства продукции реабилитационной направленности;

развитие производства продукции с характеристиками, позволяющими реализовать персонифицированный подход к реабилитации и достигнуть максимального реабилитационного эффекта;

развитие и унификация технологий объективной оценки реабилитационного эффекта с дальнейшим установлением соответствующих требований в нормативных правовых актах, национальных стандартах и иных документах в рассматриваемой сфере;

совершенствование и развитие национальных стандартов в отношении продукции реабилитационной направленности, технологий универсального дизайна и отрасли в целом, а также их гармонизация с международными стандартами;

совершенствование организации учета и статистического наблюдения, оценки динамики развития реабилитационной индустрии;

подготовка высококвалифицированных специалистов по соответствующим приоритетным направлениям научно-технологического развития;

развитие, поддержка и создание научных школ, инновационных научных центров, в том числе молодых ученых, в области реабилитационной индустрии, проведение научных и научно-практических мероприятий в целях стимулирования развития технологий в сфере развития реабилитационной индустрии;

развитие многостороннего сотрудничества и научно-производственной кооперации с заинтересованными странами, международными организациями и объединениями по вопросам разработки, производства и продвижения современной продукции реабилитационной направленности;

создание условий для расширения экспорта российской продукции реабилитационной направленности;

продвижение достижений российской реабилитационной индустрии в области разработки, производства, обеспечения качества, сопровождения использования и внедрения продукции реабилитационной направленности;

усиление роли профессионального сообщества в области оценки эффективности и безопасности российских технических средств реабилитации и ассистивных технологий.

Реализация задач Стратегии способствует достижению сопряженных целевых показателей и выполнению следующих мероприятий, предусмотренных в иных документах стратегического планирования Российской Федерации:

создание механизмов поддержки российских производителей инновационной продукции и обеспечение возможности использования новых зарегистрированных продуктов в практике здравоохранения в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

повышение качества социальных услуг и их доступности для всех граждан, формирование условий для активного участия в жизни общества лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц старших возрастных групп в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";

развитие медицинской реабилитации в соответствии со Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года";

разработка новых медицинских технологий и их внедрение в систему здравоохранения, широкое внедрение механизма направленного инновационного развития, позволяющего сократить цикл создания нового продукта - от его разработки до вывода на рынок, и поддержка наиболее актуальных и востребованных направлений медицинской науки в соответствии со Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года";

диверсификация производства с выходом на смежные стадии производственных цепочек (производство товаров, предшествующих или следующих переделов) в соответствии со Сводной стратегией развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р;

формирование эффективной системы взаимодействия науки, технологий и производства, повышение восприимчивости экономики и общества к новым технологиям, развитие наукоемкого предпринимательства в соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения в соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

разработка и утверждение правовых механизмов, облегчающих выход на рынок инновационных товаров реабилитационной направленности отечественного производства, обязательных требований к качеству, а также механизмов обязательной сертификации этих товаров в Российской Федерации в соответствии с Концепцией развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 3711-р;

снижение оборота фальсифицированной продукции реабилитационной направленности, в том числе сопровождающих их поддельных регистрационных удостоверений и эксплуатационных документов, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, в соответствии со Стратегией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 256-р;

развитие современной безопасной инфраструктуры для детей, формирование условий для активного участия детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в жизни общества в соответствии со Стратегией комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 358 "О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года";

реализация целей технологического развития в части производства необходимой номенклатуры высокотехнологичной продукции, включая микроэлектронику (российские чипы), медицинское оборудование, бионическую инженерию в медицине, в соответствии с Концепцией технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р.

Реализация Стратегии предполагает достижение следующих ожидаемых результатов:

сформировать реабилитационную индустрию как постоянно взаимодействующее объединение промышленных, научных, медицинских, образовательных и иных заинтересованных организаций, обеспечивающих удовлетворение потребностей государства, населения и иных заказчиков в современной продукции реабилитационной направленности;

создать национальные компании - лидеры реабилитационной индустрии, развивающие свой производственный потенциал на новой технологической основе и конкурентоспособные на мировом рынке продукции реабилитационной направленности;

увеличить объемы производства и конкурентоспособность российской продукции реабилитационной направленности, а также средств ее производства;

повысить доступность для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (вне зависимости от места их проживания) качественной, эффективной и безопасной продукции реабилитационной направленности, в том числе технических средств реабилитации, в сочетании с реализацией исчерпывающих мер, направленных на достижение максимального реабилитационного эффекта с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья;

увеличить экспорт конкурентоспособной, инновационной и наукоемкой продукции реабилитационной направленности с высокой долей добавленной стоимости, переориентировав экспортные потоки отечественных производителей такой продукции на новые перспективные рынки;

сократить зависимость Российской Федерации от импортных продукции реабилитационной направленности, критических комплектующих и материалов, средств производства, укрепить технологическое лидерство и обеспечить лидерство по критически важным направлениям с опорой на собственные силы и дружественную кооперацию;

повысить уровень цифровой зрелости реабилитационной индустрии, включая широкое применение современных информационных технологий;

повысить эффективность межведомственного и международного взаимодействия в рассматриваемой сфере.

IV. Основные направления реализации Стратегии

Реализация Стратегии осуществляется по следующим основным направлениям (включая, но не ограничиваясь):

развитие научных исследований и разработок, включая их апробацию, внедрение и коммерциализацию;

развитие производства, логистической поддержки и обслуживания продукции реабилитационной направленности;

стимулирование спроса и расширения рынков сбыта продукции реабилитационной направленности российского производства;

повышение инвестиционной привлекательности реабилитационной индустрии, совершенствование механизмов поддержки;

совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров, формирование системы непрерывного образования специалистов реабилитационной индустрии;

развитие международного сотрудничества;

совершенствование нормативного правового регулирования.

Основные направления деятельности реализуются посредством комплекса взаимосвязанных мероприятий.

Для развития научных исследований и разработок, включая их апробацию, внедрение и дальнейшую коммерциализацию, предусматривается реализация следующих мероприятий:

разработка и реализация научно-исследовательских и научно-технических программ в сфере развития реабилитационной индустрии и развертывание необходимых научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (с привлечением инструментов венчурного финансирования и имеющихся механизмов поддержки);

совершенствование системы внедрения, в том числе апробации, научных разработок в сфере реабилитации в серийное производство (в том числе создание системы маршрутизации наиболее перспективных научных разработок для ускорения получения необходимых разрешительных документов, а также оперативного внедрения их в производство);

проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, ориентированных на получение новых знаний, создание прорывных реабилитационных технологий и технологий производства передовой продукции реабилитационной направленности;

развитие инжиниринговой деятельности, в том числе на базе образовательных организаций высшего образования, медицинских организаций, поддержка разработчиков конструкторской и технологической документации на комплектующие, необходимые для производства конечной продукции;

создание системы поиска и анализа новых перспективных разработок, включающих обеспечение учета результатов научных исследований в области разработки конкурентоспособных российских технических средств реабилитации, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, с учетом оценки возможности их коммерциализации и внедрения;

обеспечение скоординированной работы институтов развития по поддержке разработки и производства высокотехнологичной продукции реабилитационной направленности, необходимых комплектующих и материалов;

содействие развитию быстрорастущих технологических компаний - лидеров реабилитационной индустрии, включая поддержку создания ими широкого ассортимента высокотехнологичной продукции реабилитационной направленности на основе сквозных технологий (в том числе с учетом развития исследований и подготовки кадров в соответствующих направлениях), а также применения инструментов опережающей стандартизации;

проведение патентных исследований по соответствующим приоритетным направлениям научно-технологического развития с описанием сущности изобретений (продукт или способ или применение продукта или способа по определенному назначению) для исследования конкурентоспособности соответствующих перспективных технологий.

Мероприятия, связанные с развитием производства, логистической поддержки и обслуживания продукции реабилитационной направленности, реализуются посредством:

проведения инвентаризации производственных мощностей, испытательных лабораторий и научно-исследовательской базы реабилитационной индустрии в части комплектующих, материалов и оборудования, используемых в разработке и производстве продукции реабилитационной направленности;

разработки и реализации технологических карт развития производства отдельных групп продукции реабилитационной направленности, включая необходимое для их производства сырье, материалы и комплектующие;

актуализации действующих и разработки новых национальных стандартов, в том числе устанавливающих требования к продукции реабилитационной направленности и производственным процессам;

формирования системы лабораторной и практико-ориентированной оценки продукции реабилитационной направленности для определения ее качества и эффективности, включая стимулирование развития и дооснащение существующих мощностей испытательных лабораторий оборудованием для испытания продукции реабилитационной направленности;

привлечения профессионального сообщества и медицинских работников на всех этапах разработки и постановки на производство продукции реабилитационной направленности, включая медицинское оборудование;

развития системы маркировки продукции реабилитационной направленности (включая маркировку основных комплектующих и узлов изделий) в соответствии с потребностями рынка;

поддержки производства высокотехнологичной продукции реабилитационной направленности, соответствующей индивидуальным требованиям потребителя и предоставляемой по сервисной модели "товар как услуга";

актуализации требований и правил организации доступной среды, а также осуществления контроля за их исполнением;

поддержки внедрения методов бережливого производства, ориентированных на повышение производительности труда и эффективности экономической деятельности производственных предприятий реабилитационной индустрии;

разработки механизма утилизации продукции реабилитационной направленности, бывшей в употреблении (через механизм ее замены на новую);

создания системы государственного контроля, оценки качества изготовления протезно-ортопедических изделий (включая узлы протезов), их последующего обслуживания и применения;

развития логистических цепочек и маршрутов доставки сырья, материалов, комплектующих, продукции реабилитационной направленности и средств их производства;

совершенствования и развития системы сервисного, гарантийного и послегарантийного обслуживания продукции реабилитационной направленности;

автоматизации производственных и управленческих процессов;

применения технологии промышленного интернета вещей и предиктивной аналитики (в том числе для перехода от ремонта по регламенту к ремонту по состоянию);

цифрового проектирования и моделирования технологических процессов реабилитационной индустрии на всем жизненном цикле от оформления в электронном формате идеи (эскиза) до вывода из эксплуатации;

применения технологий разработки математических и компьютерных моделей с высокой степенью адекватности, прошедших процедуры верификации и валидации, проведения цифровых (виртуальных) испытаний на цифровых (виртуальных) испытательных стендах и цифровых (испытательных) полигонах.

Стимулирование спроса и расширения рынков сбыта продукции реабилитационной направленности российского производства обеспечивается за счет реализации следующих мероприятий:

регулярное проведение исследований и оценки российского и перспективных зарубежных рынков продукции реабилитационной направленности;

создание системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования потребности социальной сферы и системы здравоохранения Российской Федерации в продукции реабилитационной направленности, а также механизмов предупреждения дефектуры продукции, доступных для субъектов обращения;

расширение применения института преференциальных режимов для отечественных производителей в целях стимулирования локализации по критической номенклатуре, включая:

установление приоритета закупки для государственных и муниципальных нужд локально произведенной продукции с учетом международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза;

расширение практики заключения государственными заказчиками долгосрочных контрактов на поставку продукции реабилитационной направленности, производство которой создается или модернизируется на территории Российской Федерации;

развитие механизмов предоставления лицам с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов, продукции реабилитационной направленности на условиях временной аренды в период ожидания индивидуального изготовления и поставки технического средства реабилитации;

разработка (актуализация) стандартов оснащения медицинских организаций, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций культуры, социальной защиты населения, физической культуры и спорта необходимой продукцией реабилитационной направленности;

создание системы обратной связи с пользователями технических средств реабилитации для получения информации о соответствии технических средств реабилитации и связанных с ними услуг потребностям пользователей (в том числе посредством электронных сервисов);

формирование преференциальных режимов для заказчиков различных уровней, включая торговые сети, маркетплейсы и некоммерческие организации, приобретающих российскую промышленную продукцию;

организация и проведение конгрессно-выставочных мероприятий, в том числе региональных, в целях продвижения российской продукции реабилитационной направленности, повышения доверия потребителей к российской продукции;

привлечение отраслевых союзов и ассоциаций производителей продукции реабилитационной направленности, общероссийских объединений специалистов и иных профессиональных сообществ реабилитационной индустрии к разработке документов по стандартизации, повышению качества изделий и услуг, укреплению научно-технологического потенциала, а также обеспечению условий добросовестной конкуренции;

поддержка увеличения экспорта российской продукции реабилитационной направленности;

создание и поддержка функционирования центров дистрибуции российской продукции реабилитационной направленности в приоритетных странах;

организация поставок отечественной продукции реабилитационной направленности в зарубежные страны по гуманитарным программам оказания помощи;

поддержка развития разработок в области промышленного дизайна, ориентированных на интересы реабилитационной индустрии.

Для повышения инвестиционной привлекательности реабилитационной индустрии, совершенствования механизмов поддержки представляются целесообразными:

разработка новых и оптимизация текущих механизмов государственной поддержки разработки и производства продукции реабилитационной направленности с учетом специфики организаций реабилитационной индустрии;

развитие региональных мер поддержки организаций реабилитационной индустрии, в том числе в рамках специализированных отраслевых кластеров, инжиниринговых центров, акселераторов, бизнес-инкубаторов и технопарков;

создание благоприятных условий для привлечения долгосрочного заемного финансирования в проекты создания и модернизации предприятий реабилитационной индустрии и малых технологических компаний, в том числе с применением наилучших доступных технологий;

создание разнообразных финансовых инструментов поддержки экспорта, включая предэкспортное и экспортное финансирование, лизинг и иные меры долгосрочной поддержки для предприятий реабилитационной индустрии, ориентированных на экспорт производимой ими продукции.

Мерами, способствующими совершенствованию системы подготовки квалифицированных кадров, формированию системы непрерывного образования специалистов реабилитационной индустрии, являются:

развитие системы оценки и прогнозирования потребности реабилитационной индустрии в кадрах;

обеспечение учета прогноза потребности реабилитационной индустрии в кадрах при определении общих объемов контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и их установлении образовательным организациям;

обеспечение обновления и корреляции в интересах развития реабилитационной индустрии классификаторов, используемых в сфере труда (Общероссийский классификатор занятий, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов), и классификаторов, используемых в сфере образования (Общероссийский классификатор специальностей по образованию, перечни профессий, специальностей и направлений подготовки);

разработка и актуализация федеральных государственных образовательных стандартов и учебных программ высшего и среднего профессионального образования в интересах развития реабилитационной индустрии;

разработка и актуализация профессиональных стандартов в сфере реабилитационной индустрии, обеспечивающих создание необходимых для отрасли компетенций, включая развитие деятельности Совета по профессиональным квалификациям в сфере производства социально значимых товаров (в части реабилитационной индустрии);

повышение качества и развитие системы профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования на основе тесного взаимодействия с разработчиками и производителями продукции реабилитационной направленности в целях реализации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ для персонала (в том числе инженеров-конструкторов и инженеров-технологов), предусматривающих оперативное освоение и внедрение инноваций и передового опыта;

обеспечение обновления материально-технической базы профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих подготовку кадров для реабилитационной индустрии, в том числе посредством оснащения их современным отечественным реабилитационным оборудованием и техническими средствами реабилитации;

создание системы непрерывного обучения специалистов в области протезирования и ортезирования.

Мерами, направленными на развитие международного сотрудничества, являются:

организация и проведение международных и международно признанных конгрессно-выставочных мероприятий в сфере реабилитационной индустрии, обеспечение участия в таких мероприятиях организаций реабилитационной индустрии, а также формирование дипломатических и бизнес-миссий в рассматриваемой сфере;

привлечение иностранных партнеров к участию в разработке и продвижении современной продукции реабилитационной направленности для наиболее эффективного использования совокупного ресурсного и инновационного потенциалов;

формирование благоприятных условий для продвижения экспорта российской продукции реабилитационной направленности в рамках многостороннего сотрудничества в интеграционных блоках и специализированных международных организациях;

развитие промышленного сотрудничества предприятий реабилитационной индустрии в рамках Евразийского экономического союза;

устранение барьеров, изъятий и ограничений в Евразийском экономическом союзе в части экспорта и импорта реабилитационных технологий, продукции, комплектующих, материалов, сырья и средств производства;

развитие сотрудничества в объединении Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики в целях стимулирования экспорта и импорта реабилитационных технологий, продукции, комплектующих, материалов, сырья и средств производства;

создание информационных ресурсов и механизмов, способствующих развитию промышленной кооперации и экономического сотрудничества Российской Федерации в сфере реабилитационной индустрии с другими государствами на двусторонней и многосторонней основе;

формирование и развитие инструментов международных прямых и венчурных инвестиций в сфере реабилитационной индустрии.

Комплекс мероприятий по совершенствованию нормативного правового регулирования предусматривает:

дальнейшее совершенствование правового регулирования в сфере обращения продукции реабилитационной направленности, включая приведение действующих нормативных правовых актов в соответствие с текущими экономическими условиями;

оптимизацию регуляторных механизмов и формирование условий для вывода на рынок новой эффективной, качественной и безопасной продукции реабилитационной направленности;

актуализацию нормативных правовых актов в части обновления и расширения перечней технических средств реабилитации, реабилитационного оборудования и приспособлений в целях обеспечения качественного улучшения уровня жизни и включения людей с инвалидностью в жизнь общества, возможности получения ими образования и ведения трудовой деятельности, а также оснащения реабилитационных и медицинских организаций для детей и взрослых;

формирование единой системы назначения продукции реабилитационной направленности, включая установление обязательных параметров продукции, вне зависимости от механизмов и источников обеспечения;

формирование требований к промышленной продукции реабилитационной направленности в целях определения страны происхождения товаров для последующего применения преференциальных режимов и механизмов контроля за их применением;

формирование единой системы ценообразования на технические средства реабилитации, включенные в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, вне зависимости от механизмов и источников обеспечения, а также установление контроля за ценообразованием;

определение критериев взаимозаменяемости обращающейся на рынке продукции реабилитационной направленности и формирование соответствующих справочников;

проработку вопроса установления приоритета при обеспечении отдельными видами технических средств реабилитации, произведенными в Российской Федерации, приобретаемыми с использованием электронного сертификата, с учетом наличия подтверждения страны происхождения товара и маркировки соответствующей продукции;

создание системы обязательных требований для торгово-сервисных предприятий, предоставляющих технические средства реабилитации с использованием электронных сертификатов, аналогичных требованиям, устанавливаемым при заключении государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации (если применимо);

совершенствование системы общественного контроля в сфере развития реабилитационной индустрии (в том числе обеспечение участия общественных организаций инвалидов в разработке и совершенствовании продукции реабилитационной направленности, в организации ее испытаний, апробации, в планировании работ по стандартизации и разработке документов по стандартизации, а также подготовке рекомендаций по применению этой продукции);

поддержание общероссийских классификаторов в состоянии, актуальном для нужд реабилитационной индустрии;

совершенствование организации учета и статистического наблюдения, оценки динамики развития реабилитационной индустрии.

V. Перспективы развития российской реабилитационной

индустрии в рамках реализации Стратегии

1. Консервативный сценарий развития российской

реабилитационной индустрии

Реализация консервативного сценария развития российской реабилитационной индустрии характеризуется сосредоточением индустрии на удовлетворении текущего спроса на внутреннем рынке преимущественно в базовых сегментах, где уже представлены российские производители, и незначительном увеличении их доли в отдельно взятых сегментах. Отсутствие или частичная реализация мер государственной поддержки производителей продукции реабилитационной направленности позволяют сохранить текущий уровень локализации продукции реабилитационной направленности. Реализация проектов, направленных на локализацию производства, формирование кооперационных связей со смежными отраслями промышленности, носит единичный характер и в большей степени обусловлена снижением физической и экономической доступности необходимых для производства сырья, материалов и комплектующих и наличием существующих заделов по их производству на территории Российской Федерации.

Основной задачей реабилитационной индустрии при реализации консервативного сценария является сохранение ассортиментной доступности базовой продукции реабилитационной направленности, обеспечение которой осуществляется в рамках программы государственных гарантий. При реализации консервативного сценария представленность отечественных производителей в группах продукции ограничена крупными организациями, что снижает заинтересованность в совершенствовании параметров выпускаемой продукции, расширении продуктового ассортимента, осуществлении инвестиций в исследования и разработки.

Консервативный сценарий характеризируется продолжающимся санкционным давлением, ограничением доступа к зарубежным рынкам и, как следствие, отсутствием эффекта масштаба, что существенным образом влияет на конкурентоспособность российской промышленной продукции по стоимостным параметрам. Отсутствие свободных оборотных средств, в том числе в связи с высокой ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, влечет сокращение инвестиций в исследования и разработки, что приводит к превалирующей доле зарубежной продукции в отдельных сегментах.

2. Базовый сценарий развития российской

реабилитационной индустрии

Базовый сценарий развития российской реабилитационной индустрии предусматривает реализацию скоординированного комплекса мер, обеспечивающих возможность реализации инвестиционных проектов, направленных на разработку и вывод на рынок собственных, в том числе импортозамещающих, продуктов, существенным образом влияющих на формирование стимулов для дальнейшего развития индустрии.

Реализация базового сценария предполагает поддержку проектов по разработке и производству продукции реабилитационной направленности по приоритетным направлениям, производство которой главным образом осуществляется на территории Российской Федерации, в том числе путем заключения долгосрочных государственных контрактов, включая государственные контракты со встречными инвестиционными обязательствами поставщика (инвестора). При этом приоритетность направлений в полной мере синхронизирована с программой государственных гарантий.

В базовом сценарии повышается инвестиционная привлекательность реализации проектов по организации производства сырья, материалов и комплектующих, а также формируются условия для их приоритетного использования при производстве готовой продукции.

Реализация базового сценария позволит создать условия для достижения цели Стратегии и запланированных результатов, в том числе:

обеспечить устойчивое функционирование реабилитационной индустрии;

осуществить опережающую модернизацию реабилитационной индустрии и создать условия для достижения технологического лидерства;

реализовать экспортный потенциал реабилитационной индустрии;

создать новый технологический облик реабилитационной индустрии Российской Федерации как взаимодополняющего партнерства научных, промышленных, образовательных, реабилитационных, медицинских и иных заинтересованных организаций, обеспечивающих удовлетворение потребностей государства, населения и иных заказчиков в современной продукции реабилитационной направленности.

Ключевые показатели Стратегии в консервативном и базовом сценариях в ценах соответствующих лет приведены в приложении. Расчет значений показателей осуществлен на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.

VI. Источники финансирования мероприятий Стратегии

Реализация Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет средств, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", а также внебюджетных источников.

VII. Этапы реализации Стратегии

Стратегия реализуется в рамках 2 этапов.

Первый этап (2025 - 2027 годы) включает:

совершенствование методик определения текущей и прогнозной потребностей социальной сферы и системы здравоохранения в необходимой продукции реабилитационной направленности;

совершенствование нормативного правового регулирования путем установления требований к производственным процессам, продукции и способам обеспечения;

формирование приоритетных направлений развития реабилитационной индустрии в целях дальнейшего развития и трансформации действующих мер государственной поддержки;

установление требований к продукции реабилитационной направленности в целях определения страны происхождения товаров;

формирование механизмов государственной поддержки по созданию новой востребованной продукции реабилитационной направленности.

Второй этап (2028 - 2030 годы) включает меры, направленные на реализацию проектов по выводу на рынок новой востребованной продукции и ее оперативное внедрение в систему обеспечения граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов. Предусматривается вовлечение смежных отраслей промышленности в реализацию проектов по обеспечению устойчивых технологических цепочек поставок сырья, материалов и комплектующих на экономически обоснованных условиях.

VIII. Обеспечение мониторинга и контроля

реализации Стратегии

Механизм реализации Стратегии базируется на выполнении мероприятий в области организационного, инвестиционного и инновационного развития реабилитационной индустрии, предусмотренных Стратегией, а также мероприятий, предусмотренных государственными, ведомственными целевыми и региональными программами, разрабатываемыми в соответствии со Стратегией.

Координация реализации и корректировка Стратегии обеспечиваются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Мониторинг и контроль реализации Стратегии осуществляются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их сферой ведения в рамках закрепленных полномочий.

В ходе мониторинга и контроля реализации Стратегии учитываются степень достижения запланированных результатов, факторы, повлиявшие на ход реализации Стратегии, соответствие фактических сроков реализации мероприятий плановым, целевое использование выделенных средств федерального бюджета, объемы привлеченного внебюджетного финансирования, предложения о необходимости корректировки Стратегии.

Достижение цели Стратегии оценивается путем комплексного анализа достижения всех ключевых показателей Стратегии.

Приложение

к Стратегии развития производства

промышленной продукции реабилитационной

направленности на период до 2030 года

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Сценарий

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

1. Объем промышленного производства продукции реабилитационной направленности, млрд. рублей

Консервативный

57,98

61,31

65,29

69,47

73,98

78,79

Базовый

60,9

66,82

73,51

82,31

92,53

105,56

2. Доля российской продукции реабилитационной направленности на внутреннем рынке, процентов

Консервативный

51

52

52

53

54

55

Базовый

52

54

57

59

61

64

3. Объем экспорта продукции реабилитационной направленности, млрд. рублей

Консервативный

1,95

1,961

2,054

2,153

2,253

2,358

Базовый

2,233

2,332

2,461

2,708

3,087

3,642

4. Число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями в Российской Федерации и за рубежом по Договору о патентной кооперации в области продукции реабилитационной направленности

Консервативный

134

136

138

140

142

144

Базовый

139

150

168

193

232

302

Другие документы по теме
<О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 11.12.2023 N 3551-р>
<О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 07.02.2025 N 244-р>
<О распределении субсидий в 2025 году в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих мероприятия по снижению доли направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Экономика замкнутого цикла", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие">
<О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации>
Ошибка на сайте