Распоряжение Минтранса России от 24.10.2025 N АН-263-р
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 октября 2025 г. N АН-263-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО СТАНДАРТАМ СЕМЕЙНОЦЕНТРИЧНОСТИ
В рамках организации работы по внедрению принципов семейноцентричности в транспортной отрасли и поддержке семей с детьми в транспортной отрасли:
Утвердить:
Методические рекомендации "Стандарт транспортного обслуживания пассажиров с детьми" согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению;
Методические рекомендации "Стандарт семейноцентричности для организаций транспортного комплекса" согласно приложению N 2 к настоящему распоряжению;
Методические рекомендации "Студенческий стандарт семейноцентричности" согласно приложению N 3 к настоящему распоряжению.
Министр
А.С.НИКИТИН
Приложение N 1
Утверждены
распоряжением Минтранса
от 24 октября 2025 г. N АН-263-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
"СТАНДАРТ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ С ДЕТЬМИ"
Методические рекомендации по обеспечению комфортного
и безопасного путешествия для пассажиров с детьми
на общественном транспорте
1. Область применения
1.1. Методические рекомендации "Стандарт транспортного обслуживания пассажиров с детьми" (далее - Методические рекомендации) направлены на обеспечение комфортного и безопасного путешествия для семей с детьми на общественном транспорте, включая авиационный транспорт и аэропорты, железнодорожный транспорт и железнодорожные вокзалы, автомобильный транспорт и пункты пропуска через государственную границу.
1.2. Предлагается внедрить методические рекомендации в государственных и частных транспортных компаниях, а также в аэропортах, железнодорожных и автовокзалах, обеспечивающих услуги пассажиров с детьми.
2. Меры по обслуживанию пассажиров с детьми
2.1. Предоставление специального обслуживания для семей с детьми рекомендуется предусмотреть в правилах и инструкциях транспортных компаний.
2.2. Рекомендуемые меры включают:
а) наличие выделенных парковочных мест для семей с детьми вблизи объектов транспортной инфраструктуры;
б) обучение персонала основам работы с семьями, включая навыки общения с детьми и родителями;
в) обеспечение наличия детских сидений и бустеров в автомобилях такси и автобусах;
г) предоставление информационных материалов о доступных услугах для семей с детьми (например, брошюры, плакаты);
д) организация детских игровых зон (или детских площадок) в аэропортах и на объектах железнодорожного транспорта, а также на объектах дорожного сервиса в составе многофункциональных зон дорожного сервиса (при возможности их организации с учетом соблюдения технических требований);
е) оснащение на объектах дорожного сервиса в составе многофункциональных зон дорожного сервиса комнаты матери и ребенка (при возможности такого оснащения с учетом соблюдения технических требований);
ж) обеспечение приоритетного обслуживания семей с детьми в аэропортах;
з) наличие в поездах вагонов для семей с детьми, оборудованных игровыми зонами и местами для хранения колясок и багажа.
3. Условия для комфортного путешествия
3.1. Рекомендуется создание комфортной среды для семей с детьми на всех этапах путешествия:
а) наличие пандусов и лифтов для доступа с колясками в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, автовокзалах и в общественном транспорте;
б) обеспечение чистоты и удобства в туалетах, включая наличие пеленальных столиков и детских унитазов;
в) установка указателей и информационных табло с ясной и понятной информацией для родителей;
г) обеспечение возможности предварительного бронирования мест для семей с детьми.
4. Службы поддержки
4.1. Рекомендуется создание подразделения в службе поддержки для поддержки пассажиров с детьми, включающие:
а) горячую линию для получения консультаций и помощи;
б) наличие сотрудников, ответственных за помощь семьям с детьми в аэропортах, железнодорожных и автовокзалах;
в) организацию специальных акций и мероприятий для семей с детьми, направленных на создание позитивного имиджа путешествий с детьми.
5. Популяризация семейных ценностей
5.1. Рекомендуется проведение информационных кампаний, направленных на поддержку семейных ценностей и популяризацию путешествий с детьми:
а) использование образа семьи с детьми в рекламных материалах (плакаты, видео);
б) публикация статей и новостей о путешествиях с детьми в корпоративных СМИ, социальных сетях, рекламных сюжетах на телевидении и информационных стендах;
в) организация конкурсов и акций для семей с детьми, например, фотоконкурсы на тему "Семейные путешествия".
Приложение N 2
Утверждены
распоряжением Минтранса
от 24 октября 2025 г. N АН-263-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
"СТАНДАРТ СЕМЕЙНОЦЕНТРИЧНОСТИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА"
Методические рекомендации по созданию в организациях
транспортной отрасли оптимальных условий, необходимых
для совмещения работниками обязанностей по воспитанию детей
с трудовой занятостью, и направленных на укрепление
традиционных семейных ценностей
1. Область применения
1.1. Методические рекомендации "Стандарт семейноцентричности для организаций транспортного комплекса" (далее - Методические рекомендации) направлены на укрепление традиционных семейных ценностей и улучшение положения семей с детьми в организациях транспортной отрасли.
1.2. Предлагается внедрить методические рекомендации в государственных и муниципальных организациях, организациях иных форм собственности, осуществляющих деятельность в транспортной отрасли и имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек (на одном объекте организации, пример локального акта организации представлен в приложении).
1.3. Многодетным работникам рекомендуется предоставлять изложенные в Методических рекомендациях меры поддержки в приоритетном порядке.
1.4. Размер предоставляемых мер поддержки работникам с детьми рекомендуется увеличивать по мере роста количества детей в семье.
2. Материальные меры поддержки работников, имеющих детей
2.1. Рекомендуется предусмотреть оказание материальной поддержки для сотрудников организаций, имеющих детей, предусматриваемым коллективным договором организации и (или) локальными актами организации.
2.2. Достаточность уровня оказания материальной поддержки для сотрудников организаций, имеющих детей, определяется по следующим критериям:
а) материальная помощь от организации при вступлении в брак, при рождении ребенка;
б) регулярная материальная помощь одиноким родителям, многодетным семьям на обеспечение ухода за ребенком до 3-х лет;
в) поддержка жилищных условий для молодых работников с детьми и многодетных семей (частичная оплата ипотечного кредита, компенсация стоимости аренды жилья);
г) предоставление расширенной программы добровольного медицинского страхования для работников и их детей;
д) компенсация оплаты за детский сад, услуг няни;
е) предоставление или оплата путевок для детей в лагеря отдыха или санаторно-курортные организации;
ж) организация льготного семейного посещения работниками и их детьми культурных мероприятий, досуговых учреждений;
з) помощь в подготовке к школе (например, приобретение или компенсация оплаты школьного портфеля, канцелярских принадлежностей);
и) организация поздравлений и чествований работников со значимыми семейными событиями, включая премирование, используя, в том числе, размещение поздравлений на корпоративных ресурсах организаций;
к) организация (или компенсация расходов) курсов молодых родителей и (или) посещения просветительских мероприятий по вопросам родительства для работников;
л) предоставление новогодних подарков детям сотрудников.
3. Режим работы для совмещения трудовых функций
с семейными обязанностями
3.1. В организациях рекомендуется предусмотреть наличие гибкого графика работы или режим труда в дистанционном режиме:
а) наличие возможности использования гибкого графика работы для сотрудника, имеющего 1 и более детей;
б) наличие возможности работы в удаленном режиме (работы на дому) для сотрудника, имеющего 1 и более детей;
в) предоставление дополнительного выходного дня 1 сентября родителям детей, обучающихся в начальной школе, с сохранением заработной платы;
г) предоставление отпуска в дни школьных каникул;
д) организация корпоративных семейных мероприятий, в том числе приуроченных к Международному дню семьи, Дню семьи, любви и верности, Дню защиты детей, Дню матери, Дню отца.
4. Условия труда для совмещения трудовых функций
с семейными обязанностями
4.1. В организациях рекомендуется предусмотреть создание комфортных условий труда, позволяющих сотрудникам успешно совмещать трудовые функции с семейными обязанностями:
а) наличие детских зон в организации (стол, стулья, раскраски, карандаши), для временного пребывания детей сотрудников в возрасте от 3 до 12 лет: данные пространства позволяют родителям сосредоточиться на работе, зная, что их дети находятся в безопасной и творческой обстановке под присмотром квалифицированного сотрудника. Дети смогут развивать свои навыки, занимаясь творческими проектами и играми, что сделает их времяпрепровождение в организации интересным и увлекательным. Данная комната станет специально обустроенным пространством для детей, однако она не заменяет услуги дошкольных образовательных учреждений;
б) наличие отдельной зоны матери и ребенка (для детей до 3 лет) с детским стульчиком для кормления: данное пространство обеспечит комфорт и удобство для мам, ухаживающих за детьми младшего возраста, не отвлекаясь от рабочих задач, и обеспечит возможность заботиться о детях в непосредственной близости от рабочего места. Такой подход способствует созданию более гармоничной атмосферы в организации и поддерживает баланс между профессиональной деятельностью и семейными обязанностями.
5. Популяризация традиционных семейных ценностей,
многодетности, образа успешной семьи
5.1. Рекомендуется проведение информационных кампаний внутри организации, ориентированных на семьи с детьми, способствует созданию благоприятной атмосферы, повышению осведомленности и укреплению связей между сотрудниками и их семьями:
а) использование образа многодетной семьи в рекламной продукции: при разработке рекламной продукции (билборды, аудиоролики, видеоролики, листовки, буклеты, календари, брендирование объектов/продукции) рекомендуется использовать в качестве лиц рекламной или PR-кампании многодетные семьи (мама, папа и не менее трех детей), в том числе из числа семейных династий организации;
б) использование позитивного образа семьи в корпоративных медиа: рекомендуется уделять особое внимание институту семьи, создавая позитивный образ семейных ценностей. Это можно реализовать через публикацию очерков о семейных династиях, работающих в организации, а также о супружеских парах, которые прожили в браке десятилетия, и многодетных семьях среди сотрудников.
Для распространения этой информации можно использовать различные каналы, такие как корпоративные СМИ, социальные сети, рекламные сюжеты на телевидении и информационные стенды. При создании информационных материалов рекомендуется включать известные цитаты и фразы о семье и семейных ценностях, что поможет подчеркнуть значимость этих тем в корпоративной культуре;
в) использование в фирменном оформлении, а также обустройстве территории и объектов организации принципа семейноцентричности: при разработке проектов благоустройства общественных пространств и территорий организации необходимо руководствоваться принципом семейноцентричности, что позволит создать комфортную и привлекательную среду для всех членов семьи. Важно осуществлять фирменное оформление таких объектов, как скамейки, детские игровые комплексы и зоны для досуга, используя плакаты, наклейки и гравировку, которые будут подчеркивать ценность семейных отношений и совместного времяпрепровождения. Такой подход улучшит облик территории и создаст атмосферу, способствующую укреплению семейных связей и активному отдыху.
Приложение
к Методическим рекомендациям
"Стандарт семейноцентричности
для организаций транспортного комплекса"
Приложение N 3
Утверждены
распоряжением Минтранса
от 24 октября 2025 г. N АН-263-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
"СТУДЕНЧЕСКИЙ СТАНДАРТ СЕМЕЙНОЦЕНТРИЧНОСТИ"
Методические рекомендации по созданию в образовательных
учреждениях транспортной отрасли оптимальных условий,
необходимых для совмещения студентами обязанностей
по воспитанию детей с образовательной программой,
и направленных на укрепление традиционных
семейных ценностей
1. Область применения
1.1. Методические рекомендации "Студенческий стандарт семейноцентричности" (далее - Методические рекомендации) направлены на создание благоприятной и поддерживающей среды для студентов образовательных учреждений транспортной отрасли, имеющих детей, с целью способствования их академической успеваемости, профессиональному развитию и благополучию, а также укреплению института семьи.
1.2. Предлагается внедрить методические рекомендации в образовательных учреждениях, ведущих подготовку кадров для транспортной отрасли (пример локального акта организации представлен в приложении).
1.3. Многодетным студентам рекомендуется предоставлять изложенные в Методических рекомендациях меры поддержки в приоритетном порядке.
1.4. Размер предоставляемых мер поддержки студентам с детьми рекомендуется увеличивать по мере роста количества детей в семье.
2. Материальные меры поддержки студентов, имеющих детей
2.1. Рекомендуется оказание материальной поддержки для студентов, имеющих детей, предусмотренной локальными актами образовательного учреждения.
2.2. Достаточность уровня оказания материальной поддержки для студентов, имеющих детей, определяется по следующим критериям:
а) материальная помощь от образовательного учреждения при вступлении в брак, при рождении ребенка;
б) организация льготного семейного посещения студентами и их детьми культурных мероприятий, досуговых учреждений;
в) организация (или компенсация расходов) курсов молодых родителей и (или) посещения просветительских мероприятий по вопросам родительства;
г) предоставление новогодних подарков детям студентов;
д) возможность перехода на вакантное бюджетное место женщинам, родившим ребенка в период обучения, демонстрирующих высокую академическую успеваемость;
е) учреждение стипендий и грантов для студентов с детьми;
ж) частичная или полная компенсация затрат на аренду жилья иногородним студентам с детьми в случае отсутствия предоставления общежития образовательным учреждением;
з) предоставление семейных комнат в общежитиях для проживания студентов, имеющих детей;
и) обеспечение льготного питания в учебных столовых для студентов, имеющих детей и (или) их детям;
к) предоставление бесплатного проезда на общественном транспорте для студентов, имеющих детей;
л) оказания содействия студентам с детьми в поиске работы, создавая программы по трудоустройству и предоставляя информацию о вакансиях для их профессиональной интеграции;
м) внедрение программ, предусматривающих предоставление скидок на обучение для студентов, имеющих детей.
3. Распорядок образовательного процесса для совмещения
учебных обязательств с семейными обязанностями
3.1. В образовательных учреждениях рекомендуется предусмотреть наличие мер для комфортного совмещения учебных обязательств с семейными обязанностями:
а) наличие возможности использования гибкого графика учебы и (или) индивидуальных учебных планов для студентов, имеющих детей;
б) наличие возможности обучаться в удаленном режиме (применение дистанционных образовательных технологий) для студентов, имеющих детей;
в) создание банка электронных образовательных ресурсов для самостоятельного изучения;
г) организация общественных семейных мероприятий, в том числе приуроченных к Международному дню семьи, Дню семьи, любви и верности, Дню защиты детей, Дню матери, Дню отца.
4. Условия образовательного процесса для совмещения учебных
обязательств с семейными обязанностями
4.1. В образовательных учреждениях рекомендуется создание комфортных условий образовательного процесса, позволяющих студентам успешно совмещать трудовые функции с семейными обязанностями:
а) наличие детских зон в образовательном учреждении (стол, стулья, раскраски, карандаши), для временного пребывания детей студентов в возрасте от 3 до 12 лет: данные пространства позволяют родителям сосредоточиться на учебе и (или) сдаче экзаменов и зачетов, зная, что их дети находятся в безопасной и творческой обстановке под присмотром квалифицированного сотрудника;
б) наличие отдельной зоны матери и ребенка (для детей до 3 лет) с детским стульчиком для кормления: данное пространство обеспечит комфорт и удобство для мам, ухаживающих за детьми младшего возраста, не пропуская экзамены и зачеты.
5. Популяризация традиционных семейных ценностей,
многодетности, образа успешной семьи
5.1. Рекомендуется осуществление следующих мероприятий:
а) внедрение дополнительной еженедельной дисциплины, аналогичной циклу внеурочных занятий "Разговоры о важном", внедренной в программы образовательных организаций начального, основного, среднего общего и профессионального образования, с целью формирования семейных ориентиров у студентов и обсуждения социально важных тем, например: баланс учебы, работы и семейной жизни; эффективное управление семейным бюджетом; вопросы семейной психологии; организация учебного процесса с учетом семейных обязанностей; создание и поддержание социальных связей; использование доступных мер образовательного учреждения для поддержки студенческой семьи;
б) организация информационных кампаний в образовательных учреждениях, направленных на поддержку семей с детьми с целью создания благоприятной атмосферы, повышения осведомленности о доступных мерах поддержки и способствования формированию чувства уважения и защищенности среди студентов с детьми:
- использование образа многодетной семьи в рекламной продукции: при разработке рекламной продукции (билборды, аудиоролики, видеоролики, листовки, буклеты, календари, брендирование объектов/продукции) рекомендуется использовать в качестве лиц рекламной или PR-кампании многодетные семьи (мама, папа и не менее трех детей), в том числе из числа семейных династий образовательного учреждения;
- использование позитивного образа семьи в корпоративных медиа: рекомендуется уделять особое внимание институту семьи, создавая позитивный образ семейных ценностей. Это можно реализовать через публикацию очерков о семейных династиях, работающих в образовательном учреждении. Для распространения этой информации можно использовать различные каналы, такие как корпоративные СМИ, социальные сети, рекламные сюжеты на телевидении и информационные стенды. При создании информационных материалов стоит включать известные цитаты и фразы о семье и семейных ценностях, что поможет подчеркнуть значимость этих тем в корпоративной культуре;
- использование в брендировании и обустройстве территории и объектов образовательного учреждения принципа семейноцентричности: при разработке проектов благоустройства общественных пространств и территорий образовательного учреждения необходимо руководствоваться принципом семейноцентричности, что позволит создать комфортную и привлекательную среду для всех членов семьи. Важно брендировать такие объекты, как скамейки, детские игровые комплексы и зоны для досуга, используя плакаты, наклейки и гравировку, которые будут подчеркивать ценность семейных отношений и совместного времяпрепровождения. Такой подход не только улучшит эстетический облик территории, но и создаст атмосферу, способствующую укреплению семейных связей и активному отдыху, что в свою очередь повысит уровень удовлетворенности семей с детьми.
Приложение
к Методическим рекомендациям
"Студенческий стандарт
семейноцентричности"