Распоряжение ОАО "РЖД" от 23.12.2024 N 3228/р
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 декабря 2024 г. N 3228/р
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ИНСТРУКЦИЮ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД
ОАО "РЖД" ИОТ РЖД-4100612-ЦТ-273-2022
В целях совершенствования системы управления охраны труда в структурных подразделениях Дирекции тяги ОАО "РЖД", обеспечения безопасных условий и охраны труда работников локомотивных бригад ОАО "РЖД" в процессе их трудовой деятельности:
1. Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в Инструкцию по охране труда для локомотивных бригад ОАО "РЖД" ИОТ РЖД-4100612-ЦТ-273-2022, утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 16 ноября 2022 г. N 2961/р.
2. Главному инженеру Дирекции тяги Чикиркину О.В. обеспечить доведение изменений, утвержденных настоящим распоряжением, до сведения причастных работников.
Заместитель генерального
директора ОАО "РЖД" -
начальник Дирекции тяги
Д.В.ПЕГОВ
Утверждены
распоряжением ОАО "РЖД"
от 23 декабря 2024 г. N 3228/р
ИЗМЕНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В ИНСТРУКЦИЮ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ЛОКОМОТИВНЫХ
БРИГАД ОАО "РЖД" ИОТ РЖД-4100612-ЦТ-273-2022, УТВЕРЖДЕННУЮ
РАСПОРЯЖЕНИЕМ ОАО "РЖД" ОТ 16 НОЯБРЯ 2022 Г. N 2961/Р
1. Пункт 1.4 изложить в следующей редакции:
"1.4. Во время работы на работников локомотивных бригад могут воздействовать вредные и опасные производственные факторы, профессиональные риски и опасности.
1.4.1. Основные вредные (воздействие которых может привести к профессиональному заболеванию работника) и опасные (воздействие которых может создать угрозу жизни работника или риск развития острого профессионального заболевания) производственные факторы, которые могут воздействовать на работников локомотивных бригад при выполнении работы:
движущиеся машины и механизмы (железнодорожный подвижной состав и другие транспортные средства, не огражденные движущиеся или вращающиеся элементы оборудования);
неблагоприятные микроклиматические параметры окружающей среды (повышенная или пониженная температура воздушной среды, влажности и скорости движения воздуха);
повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;
повышенный уровень шума и вибрации;
повышенный уровень инфразвука и ультразвука;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
повышенный уровень статического электричества и электромагнитных излучений;
отсутствие или недостаток естественного или искусственного освещения рабочей зоны;
повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
работа на высоте <1>;
--------------------------------
<1> К работам на высоте относятся работы, при которых:
а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 метра и более, в том числе:
при осуществлении работником подъема на высоту более 5 метров, или спуска с высоты более 5 метров по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;
при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 метров от не огражденных перепадов по высоте более 1,8 метра, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 метра;
б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 метра, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.
(Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.11.2020 г. N 782н).
тяжесть и напряженность трудового процесса.
1.4.2. Основные опасности, являющиеся потенциальными источниками нанесения вреда, представляющие угрозу жизни и (или) здоровью работников локомотивных бригад в процессе их трудовой деятельности:
скользкие, обледенелые, зажиренные, мокрые опорные поверхности;
предметы и элементы конструкции, расположенные на путях следования, в том числе из-за неправильной организации рабочего места;
перепады высот при отсутствии ограждений на высоте свыше 1,8 метра;
железнодорожный подвижной состав (далее также - подвижной состав, состав) и другие транспортные средства;
вращающиеся и движущиеся детали, узлы и механизмы оборудования, связанные с затягиванием конечностей работника в механизмы и агрегаты;
мелкие стружки, осколки, крупнодисперсная пыль, другие опасности, связанные с повреждением глаз вследствие попадания инородного тела;
осколки оборудования, деталей, инструмента, стекла, острые кромки и заусенцы и шероховатости на поверхностях инструментов и оборудования, связанные с получением пореза или колотой раны;
предметы, перемещаемые или поднимаемые, в том числе на высоту, а также другие опасности, связанные с получением удара;
вредные химические вещества в воздухе рабочей зоны;
нефтепродукты, смазочные масла, чистящие и обеззараживающие, дезинфицирующие вещества, воздействующие на кожные покровы;
поверхности, жидкости или газ, имеющие высокую температуру;
повышенная и/или пониженная температура воздушной среды и поверхностей оборудования;
шум, общая и локальная вибрация;
неионизирующие излучения;
электрический ток, шаговое напряжение, наведенное напряжение в отключенной электрической цепи и другие опасности, связанные с воздействием электрического тока, статического электричества;
недостаточная видимость (различимость) объектов;
средства индивидуальной защиты, имеющие повреждения, а также не сертифицированные, не соответствующие антропометрическим данным работника, не соответствующие выявленным опасностям, составу или уровню воздействия вредных факторов;
враждебно настроенные работники и (или) другие лица;
нападения и укусы животных (в том числе пресмыкающихся, насекомых, паукообразных);
негативное воздействие растений;
продукты горения при пожаре.
1.4.3. Основные профессиональные риски, которым могут подвергаться работники локомотивных бригад при исполнении ими своей трудовой функции с вероятностью причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора с учетом возможной тяжести повреждения здоровья:
транспортные происшествия;
падения при разности уровней высот;
падения на ровной поверхности одного уровня (на скользкой поверхности, в том числе покрытой снегом или льдом, а также в результате поскальзывания, ложного шага или спотыкания);
воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов;
попадания инородных тел;
воздействия электрического тока;
воздействия неионизирующих излучений;
воздействия экстремальных температур и других природных факторов;
воздействия дыма, огня и пламени;
воздействия вредных веществ;
физические перегрузки и перенапряжения;
повреждения в результате нервно-психологических нагрузок;
повреждения в результате контакта с растениями, животными, насекомыми, паукообразными и пресмыкающимися;
повреждения в результате противоправных действий других лиц;
повреждения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и иного характера.
В Инструкциях по охране труда для локомотивных бригад, разрабатываемых в структурных подразделениях с учетом особенностей местных условий, должны быть приведены Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работников локомотивных бригад в процессе работы, а также Перечень профессиональных рисков и опасностей, составленный на основании актуализированного Реестра опасностей и профессиональных рисков.".
2. Пункт 3.2.1 изложить в следующей редакции:
"3.2.1. Перед прицепкой локомотива к другому железнодорожному подвижному составу машинист должен остановить локомотив на расстоянии 10 - 15 метров от первого вагона состава поезда (локомотива).
После получения от осмотрщика вагонов или работника, на которого возложена обязанность владельцем инфраструктуры за техническое состояние автосцепных устройств и правильное сцепление вагонов в составе поезда, команды на приведение в движение локомотива, машинист должен визуально убедиться в его безопасном местонахождении.
Перед прицепкой локомотива к локомотиву до начала движения машинист должен по имеющимся средствам связи (поездная радиосвязь, переносная радиостанция) убедиться, что локомотивная бригада прицепляемого локомотива находится в полном составе в кабине управления прицепляемого локомотива. Приводить локомотив в движение, не убедившись (не получив ответа по средствам связи), что локомотивная бригада находится в полном составе в кабине прицепляемого локомотива, а также в отсутствии людей и препятствий в пространстве между сцепляемыми локомотивами в пределах видимости, машинисту запрещается.
Локомотивной бригаде, находящейся в кабине прицепляемого локомотива, до окончания прицепки покидать кабину локомотива запрещается.
Приводить в движение локомотив и подъезжать к другому подвижному составу (локомотиву) машинист должен со скоростью не более 3 км/ч.".
3. Пункт 3.3.10 дополнить вторым абзацем и изложить в следующей редакции:
"3.3.10. Искусственные сооружения, железнодорожные станции и переезды локомотивная бригада должна проследовать с особой бдительностью.
При приближении к железнодорожному переезду за 400 - 500 метров помощник машиниста должен находиться в положении "стоя" и быть готов немедленно открыть дверь из кабины управления для экстренного покидания кабины в случае непредвиденной ситуации.".
4. Пункт 4.1 дополнить подпунктом следующего содержания:
"4.1.11. При обнаружении диких животных или животных без владельцев необходимо:
исключить контакт с животным, не делать резких движений, не смотреть животному в глаза, постараться незаметно удалиться, но не бежать, не поворачиваться к животному спиной;
исключить случаи прикормки животного, привлечения и раздражения животного фотофиксацией и другими факторами.
Порядок действий работников в случаях столкновения с животным, проявляющим немотивированную агрессивность, с учетом видового разнообразия животных с которыми возможен контакт работников в пределах обслуживаемых территорий должен быть описан в Инструкциях по охране труда для локомотивных бригад, разработанных в структурных подразделениях.
При обнаружении змей необходимо сохранять спокойствие, не делать резких движений, не разворачиваться к змее спиной.
5. Пункт 4.1.3 изложить в следующей редакции:
"4.1.3. При возникновении в пути следования аварийной ситуации, угрожающей безопасности движения поездов или безопасности людей, работающих на железнодорожных путях и подвижном составе, машинист должен принять меры к экстренной остановке поезда, сообщить о случившемся по радиосвязи дежурному по ближайшей железнодорожной станции, диспетчеру поездному, и определить с ними порядок дальнейших действий. При ведении пассажирского поезда дополнительно сообщить начальнику пассажирского поезда.".
6. Пункт 4.1.4 изложить в следующей редакции:
"4.1.4. В случае неминуемого столкновения локомотива с внезапно возникшим на железнодорожном пути препятствием машинист должен применить экстренное торможение, а помощник машиниста немедленно покинуть кабину и уйти в машинное (дизельное) отделение, оставив двери открытыми для ухода машиниста и присесть, а на локомотивах капотного типа следует принять положение "лежа". Машинист покидает кабину управления по пути помощника машиниста выполнив аналогичные действия.".
7. Пункт 4.1.5 изложить в следующей редакции:
"4.1.5. При обнаружении деформации земляного полотна железнодорожного пути, а также в случае если железнодорожные пути оказались под водой выше головки рельса, машинист должен остановить поезд, на электровозе опустить токоприемники, об увиденном сообщить диспетчеру поездному, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, и далее действовать по их указанию. При ведении пассажирского поезда дополнительно сообщить начальнику пассажирского поезда.".
8. Пункт 4.1.7 изложить в следующей редакции:
"4.1.7. В случае противоправных действий посторонних лиц и враждебно-настроенных работников запрещается вступать с ними в спор, прибегать к резким выражениям или совершать какие-либо действия, провоцирующие осложнение обстановки.
О факте правонарушения посторонними лицами следует сообщить по поездной радиосвязи дежурному по ближайшей железнодорожной станции для вызова правоохранительных органов.".
9. Пункт 4.1.10 изложить в следующей редакции:
"4.1.10. В случае получения травмы, ухудшения состояния здоровья или гибели одного из работников локомотивной бригады другой работник обязан:
при стоянке локомотива на железнодорожной станции, в депо, ПТОЛ оказать первую помощь пострадавшему и сообщить о случившемся дежурному по станции, дежурному по депо для вызова бригады медицинской помощи;
при следовании с поездом - остановить поезд (локомотив), приступить к оказанию первой помощи пострадавшему и сообщить о случившемся диспетчеру поездному, дежурному по ближайшей железнодорожной станции (для вызова бригады медицинской помощи и передачи информации о случившемся дежурному по депо) и машинистам вслед идущего и встречного поездов. При ведении пассажирского поезда дополнительно сообщить начальнику пассажирского поезда.
По прибытию в основное депо или в пункт оборота доложить дежурному по депо.".
10. Пункт 4.4.1 изложить в следующей редакции:
"4.4.1. При возникновении ситуации с обрывом и падением проводов контактной сети или ВЛ на локомотив или рядом с ним локомотивная бригада должна сообщить о случившемся диспетчеру поездному, энергодиспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, при ведении пассажирского поезда дополнительно сообщить начальнику пассажирского поезда и по возможности оставаться в кабине управления до прибытия бригады района контактной сети или района электроснабжения.
В экстренных случаях, когда следует немедленно покинуть локомотив, перед сходом с локомотива работники должны надеть диэлектрические перчатки, скинуть на земляное полотно диэлектрический ковер, и осторожно, лицом к локомотиву, спуститься на диэлектрический ковер. После схода с диэлектрического ковра нельзя прикасаться к частям и узлам локомотива до снятия напряжения с контактной сети и ее заземления.
Оказавшись на расстоянии менее 8 метров от лежащего на земле оборванного провода (зона растекания тока), для предотвращения попадания под шаговое напряжение следует выходить из опасной зоны не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой.".