Распоряжение МЧС России от 18.12.2024 N 1240
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 декабря 2024 г. N 1240
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА 2025 ГОД
В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, предлагаю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2025 год.
2. Контроль за реализацией Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2025 год возложить на директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы С.П. Воронова.
Заместитель Министра -
главный государственный
инспектор Российской Федерации
по пожарному надзору
А.М.СУПРУНОВСКИЙ
Утверждена
распоряжением МЧС России
от 18 декабря 2024 г. N 1240
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА 2025 ГОД
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО
РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНОГО
(НАДЗОРНОГО) ОРГАНА, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ
КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ
ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ НА 2025 ГОД
1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного надзора в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - федеральный государственный надзор) осуществляется в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
МЧС России и его территориальные органы (далее - надзорные органы) осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021) (далее - требования).
Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий надзорных органов посредством профилактики нарушений требований, оценки соблюдения гражданами и организациями требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1013, с учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты надзора подлежат отнесению к следующим категориям риска:
а) к категории высокого риска:
деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 1 категории опасности;
деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 2 категории опасности;
деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты федерального уровня значимости;
деятельность государственных корпораций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) к категории значительного риска:
деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 3 категории опасности;
деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 4 категории опасности;
деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты регионального уровня значимости;
деятельность граждан и организаций, если эти организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) к категории среднего риска:
деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 5 категории опасности;
деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 6 категории опасности;
деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты муниципального уровня значимости;
г) к категории низкого риска - деятельность граждан и организаций, указанных в подпункте "в", при отнесении их деятельности к категории низкого риска в случае отсутствия составленного по результатам последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными выявленными нарушениями требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
По состоянию на 30 сентября 2024 г. к категории высокого риска отнесен 1071 объект надзора, к категории значительного риска - 4413 объектов, к категории среднего риска - 1570 объектов, к категории низкого риска - 203 объекта.
Данные за 9 месяцев 2023 года и 9 месяцев 2024 года о результатах осуществления федерального государственного надзора на территории Российской Федерации, а также об административно-правовой деятельности при осуществлении федерального государственного надзора, представленные территориальными органами МЧС России по форме 30-ГОЧС приказа МЧС России от 22 декабря 2021 г. N 900 "О предоставлении отчетности по деятельности, осуществляемой органами государственного пожарного надзора МЧС России" соответственно, приведены ниже.
Всего за 9 месяцев 2024 года проведено 155 контрольных (надзорных) мероприятий (9 месяцев 2023 г. (далее - АППГ) - 671, уменьшение на 76,9%), из них:
а) 127 - плановых (АППГ - 638, уменьшение на 80%);
б) 28 - внеплановых (АППГ - 33, уменьшение на 15,1%).
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводились в соответствии со следующими основаниями:
а) в соответствии с истечением срока исполнения решения об устранении выявленных нарушений требований - 25 контрольных (надзорных) мероприятий (АППГ - 96, уменьшение на 73,9%);
б) в соответствии с наличием сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - 1 контрольное (надзорное) мероприятие (АППГ - 0);
в) в соответствии с требованием прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия - 1 контрольное (надзорное) мероприятие (АППГ - 0);
г) в соответствии с выявлением соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения требований, - 1 контрольное (надзорное) мероприятие (АППГ - 0).
В ходе проведенных контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 229 нарушений требований (АППГ - 741, уменьшение на 69%).
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий вручено 60 предписаний по устранению выявленных нарушений требований (АППГ - 187, уменьшение на 67,9%).
Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций составил 67,9% (АППГ - 82,11%, уменьшение на 14,21%).
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 74 протокола об административных правонарушениях (АППГ - 183, уменьшение на 59,5%), из них на должностных лиц 44 (АППГ - 115, уменьшение на 61,7%) и на юридических лиц 30 (АППГ - 69, уменьшение на 56,5%), в том числе по статье 20.6 КоАП РФ (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) - 57 протоколов (АППГ - 177, уменьшение на 67,7%), по статье 19.5 КоАП РФ - 17 протоколов (АППГ - 5, увеличение на 240%).
К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 41 лицо (АППГ - 84, уменьшение на 51,1%), из них должностных - 26 лиц (АППГ - 55, уменьшение на 52,7%) и юридических - 15 лиц (АППГ - 29, уменьшение на 48,2%), в том числе по статье 20.6 КоАП РФ - 33 лица (АППГ - 81, уменьшение на 59,2%), по статье 19.5 КоАП РФ - 8 лиц (АППГ - 3, без изменений).
Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение требований составила 828 тыс. руб. (АППГ - 2312,030 тыс. руб., уменьшение на 64,1%).
1.2. Описание текущего развития профилактической
деятельности контрольного (надзорного) органа
На официальном интернет-портале МЧС России www.mchs.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов в разделе Документы, по ссылке: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/perechen-obyazatelnyh-trebovaniy.
Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за 9 месяцев 2024 года, представленные территориальными органами МЧС России по форме 14-ГОЧС приказа МЧС России от 22 декабря 2021 г. N 900 "О предоставлении отчетности по деятельности, осуществляемой органами государственного пожарного надзора МЧС России", приведены в таблице 1.
Таблица 1
Данные о проведении мероприятий по профилактике
нарушений требований в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
за 9 месяцев 2024 года
Наименование мероприятия
9 мес. 2023 г.
9 мес. 2024 г.
АППГ, %
Информирование подконтрольных хозяйствующих субъектов и граждан по вопросам соблюдения требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений, ед.
10248
7306
-28,7
Рассмотрено жалоб, полученных по "горячей линии"
на нарушителей требований, ед.
23
36
56,5
на действие (бездействие) контрольно-надзорного органа, ед.
1
0
-100
Опубликовано обзоров типовых нарушений требований с описанием способов их недопущения в сети Интернет, ед.
62
47
-24,1
Подготовлено и опубликовано руководств по соблюдению требований, ед.
5698
9294
63,1
Подготовлено комментариев об изменениях в законодательстве, ед.
25
11
-56
Проведено консультаций по разъяснению требований юридическим лицам и предпринимателям в ходе мероприятий по контролю, ед.
391
84
-78,5
Проведено публичных мероприятий по разъяснению требований, в том числе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению требований (конференций, семинаров, вебинаров, заседаний рабочих групп, совещаний и др.), ед.
280
126
-55
Размещено в открытых источниках описаний процессов проведения контрольно-надзорных мероприятий, раз
39
31
-20,5
Проведено профилактических бесед (инструктажей) в ходе надзорных и профилактических мероприятий, ед.
5031
588
-88,3
Выдано предостережений о недопустимости нарушения требований, всего, ед.
54
78
44,4
Проведено профилактических визитов, ед.
2597
931
-64,1
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций при осуществлении
федерального государственного надзора в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2025 год
Сведения о чрезвычайных ситуациях и их последствиях за 9 месяцев 2024 года, произошедших на объектах надзора по категориям риска, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Сведения о причиненном вреде в разрезе категорий риска
Категория риска
Количество чрезвычайных ситуаций, ед.
Погибло людей, чел.
Кол-во получивших вред здоровью, чел
Прямой ущерб, тыс. руб.
Высокий риск
28
28
52
516556,581
Значительный риск
0
0
0
0
Средний риск
0
0
0
0
Низкий риск
0
0
0
0
Причинами причинения вреда при чрезвычайных ситуациях явились взрывы и разрушения (обрушения) в сооружениях, разливы нефти (нефтепродуктов), выброс опасных химических веществ, аварии на объектах, предоставляющих коммунальные услуги, а также неготовность сил и средств к их ликвидации.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ
ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА 2025 ГОД
Целями реализации Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2025 год (далее - Программа профилактики) являются:
а) стимулирование добросовестного соблюдения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всеми контролируемыми лицами;
б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
в) создание условий для доведения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Задачами реализации Программы профилактики являются:
а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных законодательством Российской Федерации;
б) создание условий для изменения ценностного отношения контролируемых лиц к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;
в) формирование одинакового понимания установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций у должностных лиц надзорных органов и контролируемых лиц;
г) повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации о требованиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и необходимых мерах по их исполнению.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, СРОКИ
(ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения отражены в Плане профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2025 год (далее - План), приведенном в приложении к Программе профилактики.
На основании Плана осуществляется подготовка планов мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций территориальными органами МЧС России (далее - план главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации) на 2025 год.
4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА 2025 ГОД
В качестве показателей результативности и эффективности программы профилактики применяются целевые количественные отчетные показатели оценки Программы профилактики, приведенные в таблице 3.
Таблица 3
Целевые количественные отчетные показатели оценки Программы
профилактики по годам
N п/п
Наименование показателя (индикатора)
Значение показателя по годам
базовый 2023 г.
2024 г.
2025 г.
9 мес.
12 мес.
9 мес.
12 мес.
1.
Увеличение количества проведенных профилактических визитов, процент
2597
2865
931 (-64,1%)
-
1,5%
2.
Увеличение количества консультаций, информирований по соблюдению требований, процент
15279
20460
11216 (-26,5%)
-
3%
3.
Увеличение количества выданных предостережений о недопустимости нарушения требований, процент
54
87
78 (+44,4%)
-
1,5%
Эффективная реализация мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должна мотивировать граждан и организации на выполнение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий, предложенных предписаниями надзорных органов. Для этого вводится показатель, характеризующий степень устранения выявленных нарушений.
Проведение профилактических визитов как по месту осуществления деятельности контролируемого лица, так и путем использования видео-конференц-связи способствует повышению информированности контролируемого лица о требованиях, предъявляемых к его деятельности, соответствии его критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Проведение профилактических мероприятий консультационного, разъясняющего характера, предполагающих отсутствие мер административного воздействия, также послужит снижению административных и финансовых издержек контролируемых лиц по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
В 2025 году важное значение приобретает увеличение количества консультаций, инструктажей по разъяснению требований к базовому 2023 году.
Разработка механизмов повышения правовой грамотности населения с использованием всех предоставленных полномочий формирует законопослушное поведение контролируемых лиц, основанное на знании конституционных прав, уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательства Российской Федерации.
Мотивирующими факторами к добросовестному поведению контролируемых лиц могут стать, с одной стороны, полная открытость и доступность разъяснения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и правовых вопросов осуществления федерального государственного надзора, с другой стороны, широкая информационная кампания по резонансным случаям нарушений требований, приведшим к тяжким последствиям и неотвратимости наказания.
Этим целям также будет служить увеличение количества предостережений о недопустимости нарушения требований, выданных организациям в 2025 году к базовому 2023 году.
Информация о реализации профилактических мероприятий Программы профилактики, размещается на официальном интернет-портале МЧС России (mchs.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе Деятельность/Профилактическая работа и контрольно-надзорная деятельность/Реформа контрольно-надзорной деятельности/Профилактика нарушений требований/Реализация мероприятий.
Приложение
к Программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций при осуществлении федерального
государственного надзора в области
защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций на 2025 год
ПЛАН
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА 2025 ГОД
N п/п
Профилактические мероприятия
Сроки (периодичность) проведения
Место реализации
Ответственные подразделения
Пояснения по порядку реализации
1. ИНФОРМИРОВАНИЕ
1.1.
Размещение текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного надзора
В течение 15 дней после официального опубликования
(в случае внесения изменений)
Официальный Интернет-портал МЧС России
ДНПР
В порядке реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248), постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1013 "О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1013)
1.2.
Размещение сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу
В течение 15 дней после официального опубликования
(в случае внесения изменений)
Официальный Интернет-портал МЧС России
ДНПР
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N 1013
1.3.
Размещение перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении требований, с текстами в действующей редакции
В течение 15 дней после официального опубликования
(в случае внесения изменений)
Официальный Интернет-портал МЧС России
ДНПР
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N 1013
1.4.
Размещение утвержденных проверочных листов в формате, допускающем их использование для самообследования
В течение 15 дней после официального опубликования
(в случае внесения изменений)
Официальный Интернет-портал МЧС России
ДНПР
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N 1013
1.5.
Размещение руководств по соблюдению требований, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
В течение 15 дней после официального опубликования
Официальный Интернет-портал МЧС России
ДНПР,
ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (далее - ВНИИ ГОЧС)
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N 1013
1.6.
Размещение перечня индикаторов риска нарушения требований, порядка отнесения объектов надзора к категориям риска
В течение 15 дней после официального опубликования
(в случае внесения изменений)
Официальный Интернет-портал МЧС России
ДНПР
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N 1013
1.7.
Размещение перечня объектов надзора, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска, за исключением сведений, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну
До 1 сентября 2025 года
Официальный Интернет-портал МЧС России
ДНПР
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N 1013
1.8.
Размещение программы профилактики и плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий надзорным органом, за исключением сведений, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну
В течение 15 дней после официального опубликования
Официальный Интернет-портал МЧС России
ДНПР
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N 1013
1.9.
Размещение исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться надзорным органом у контролируемого лица
В течение 15 дней после официального опубликования
(в случае внесения изменений)
Официальный Интернет-портал МЧС России
ДНПР
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N 1013
1.10.
Размещение сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения требований
В течение 15 дней после официального опубликования
(в случае внесения изменений)
Официальный Интернет-портал МЧС России
ДНПР
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N 1013
1.11.
Размещение сведений о порядке досудебного обжалования решений надзорного органа, действий (бездействия) его должностных лиц
В течение 15 дней после официального опубликования
(в случае внесения изменений)
Официальный Интернет-портал МЧС России
ДНПР
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N 1013
1.12.
Размещение докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики надзорного органа
В течение 10 дней после утверждения, принятия решения
Официальный Интернет-портал МЧС России
ДНПР
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N 1013
1.13.
Размещение докладов о федеральном государственном надзоре
В течение 10 дней после утверждения, принятия решения
Официальный Интернет-портал МЧС России
ДНПР
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N 1013
2. ОБОБЩЕНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
2.1.
Выявление данных, свидетельствующих о различных подходах к применению требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и иных проблемных вопросов
В течение года
-
ДНПР,
ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (далее - ВНИИ ГОЧС),
ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации
В порядке реализации приказа МЧС России от 25 ноября 2016 г. N 630 "Об утверждении Порядка обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России" (далее - приказ МЧС России N 630)
2.2.
Выявление типичных нарушений требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений
В течение года
-
ДНПР,
ВНИИ ГОЧС,
ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации
В порядке реализации приказа МЧС России N 630
2.3.
Проведение анализа случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
В течение года
-
ДНПР,
ВНИИ ГОЧС,
ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации
В порядке реализации приказа МЧС России N 630
2.4.
Подготовка предложений об актуализации требований, о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
В течение года
-
ДНПР,
ВНИИ ГОЧС,
ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации
В порядке реализации приказа МЧС России N 630
2.5.
Подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики надзорного органа
До 30 апреля 2025 года по итогам работы за 2024 год
-
ДНПР,
ВНИИ ГОЧС
В порядке реализации приказа МЧС России N 630
2.6.
Размещение доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики надзорного органа
До 30 апреля 2025 года по итогам работы за 2024 год
Официальный Интернет-портал МЧС России
ДНПР
-
3. ОБЪЯВЛЕНИЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
Выдача предостережений о недопустимости нарушения требований должностными лицами надзорных органов
В течение года
-
ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N 1013
4. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
4.1.
Предоставление консультаций при личном обращении граждан и представителей контролируемых лиц, посредством телефонной связи, видео-конференц-связи, а также в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам:
Постоянно, а также в соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2025 год
ДНПР,
ВНИИ ГОЧС,
ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N 1013
а) организация и осуществление федерального государственного надзора;
б) порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий;
в) соблюдение требований
4.2.
Предоставление консультаций посредством электронной почты, при получении письменного запроса - в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан, по следующим вопросам:
Постоянно по мере поступления обращений
-
ДНПР,
ВНИИ ГОЧС,
ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N 1013
а) организация и осуществление федерального государственного надзора;
б) порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий.
5. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ВИЗИТ
Проведение профилактических визитов в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи
В течение года в соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2025 год
-
ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N 1013