Рейтинг@Mail.ru

Распоряжение Минобрнауки России от 13.11.2023 N 400-р

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 ноября 2023 г. N 400-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ

РАЗВИТИЯ ФОНДОВ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ

МИНИСТЕРСТВУ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, НА 2023 - 2035 ГОДЫ

В целях реализации мероприятий Дорожной карты по развитию фондов целевого капитала в образовательных организациях высшего образования на 2023 год, утвержденной протоколом заседания Межведомственной рабочей группы по вопросу развития фондов целевого капитала в образовательных организациях высшего образования от 6 апреля 2023 г. N 18-пр/25:

1. Утвердить Концепцию развития фондов целевого капитала образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, на 2023 - 2035 годы (далее - Концепция).

2. Рекомендовать образовательным организациям высшего образования, учредителем которых являются иные федеральные органы исполнительной власти, частным образовательным организациям высшего образования руководствоваться положениями Концепции при развитии фондов целевых капиталов образовательных организаций высшего образования.

Заместитель Министра

А.В.ОМЕЛЬЧУК

Утверждена

распоряжением Министерства

науки и высшего образования

Российской Федерации

от 13 ноября 2023 г. N 400-р

Одобрена

Межведомственной рабочей группой

по вопросу развития

фондов целевого капитала

в образовательных организациях

высшего образования

(Протокол от 19 октября 2023 г.

N 18-пр/47)

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ФОНДОВ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ

МИНИСТЕРСТВУ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, НА 2023 - 2035 ГОДЫ

I. Общие положения

Настоящая Концепция развития фондов целевого капитала образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, на 2023 - 2035 годы (далее - Концепция) определяет цели, задачи, подходы и способы эффективного достижения целей и решения задач в части развития фондов целевого капитала (далее - ФЦК) образовательных организаций высшего образования, создания системы повышения грамотности и информированности общества в области ФЦК.

Концепция направлена на объединение усилий некоммерческого сектора, государства и бизнеса, направленных на создание ФЦК с принципиально новым подходом, а также развитие и повышение эффективности существующих ФЦК.

Правовую основу Концепции составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие в сфере развития ФЦК образовательных организаций высшего образования.

II. Термины и определения

В настоящей Концепции используются следующие термины и определения:

Фонд целевого капитала (ФЦК или также - эндаумент) образовательной организации высшего образования - некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме фонда по решению и при поддержке образовательной организации высшего образования. Имущество ФЦК формируется за счет пожертвований и передается в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности и проектов развития образовательной организации высшего образования по согласованию с указанной образовательной организацией высшего образования. Дальнейшее пополнение целевого капитала осуществляется за счет пожертвований и неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом. В уставы таких фондов включаются положения об их деятельности в интересах соответствующих образовательных организаций высшего образования;

Доход от целевого капитала - доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а также часть имущества, составляющего целевой капитал;

Доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал - сумма, определяемая как увеличение стоимости чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный период;

Жертвователь - физическое лицо или юридическое лицо, осуществляющее пожертвования на формирование или пополнение целевого капитала посредством передачи в собственность некоммерческих организаций денежных средств, ценных бумаг, недвижимого имущества;

Образовательная организация высшего образования (ООВО, вуз, университет) - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность (содержит в своем наименовании определение ее организационно-правовой формы и типа);

Управляющая компания - акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;

Фандрайзинг - деятельность по поиску и привлечению пожертвований в виде денежных средств или иного имущества, привлечение иных ресурсов на социальные, образовательные, культурные проекты, в том числе в фонды.

III. Цель разработки Концепции и задачи развития ФЦК

Целью разработки Концепции является создание основ для развития ФЦК как инструмента обеспечения устойчивого финансирования российских ООВО - необходимого условия для повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики в сфере образования и науки.

В целях развития эндаументов предполагается решение следующих задач:

- разработка эффективной и привлекательной для жертвователей, бизнес-сообщества, грантополучателей, широкой общественности модели ФЦК;

- повышение ясности и прозрачности механизмов сотрудничества ООВО с бизнес-сообществом по различным направлениям, в том числе в сфере подготовки кадров, проведения и внедрения результатов исследований, воспитательной работе, других типах проектов;

- вовлечение бизнес-сообщества и выпускников ООВО в деятельность университетов и наполняемость эндаументов;

- развитие новых проектов на стыке образования, социальной сферы и технологического предпринимательства;

- обеспечение высокой эффективности финансирования текущих проектов и долгосрочных программ;

- развитие инфраструктуры фандрайзинга;

- совершенствование стимулов для жертвователей;

- совершенствование расходования средств эндаументов;

- совершенствование инвестиционных стратегий эндаументов;

- совершенствование научно-методического сопровождения эндаументов;

- возрождение и поддержка культуры благотворительности среди выпускников организаций осуществляющих образовательную деятельность, населения и бизнес-сообщества.

IV. Современное состояние и проблемы развития ФЦК ООВО

в Российской Федерации и за рубежом

1. Современное состояние и проблемы развития ФЦК ООВО в Российской Федерации

В современных реалиях ООВО являются важнейшим институтом развития как науки и образования, так и гражданского общества ("третья миссия университета"). Университеты предоставляют возможность получения конкурентоспособного высшего образования, применение полученных знаний в научных исследованиях, а также развитие социально-ориентированных навыков.

Государства различных стран осуществляют поддержку развития сферы образования и науки, как приоритет государственной социальной политики. В Российской Федерации государственная поддержка включает прямое бюджетное финансирование (государственное задание, субсидия на иную цель, иные виды финансирования), нормативно-правовое обеспечение и регулирование внебюджетного финансирования ООВО. Внебюджетная составляющая финансирования ООВО включает плату за оказание услуг (в первую очередь - образовательных) и выполнение работ, гранты, пожертвования, а также поступления от специально создаваемых фондов - ФЦК. При ООВО может быть создан фонд и иного типа, например, для реализации инновационной технологической деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

ФЦК не входят в состав ООВО, являясь отдельными юридическими лицами. ФЦК инвестируют средства на фондовом рынке, а инвестиционный доход направляется на реализацию тех или иных проектов. Главным отличием эндаумент-фонда от других форм благотворительных и иных фондов и видов пожертвований является тот факт, что источником финансирования для учреждения - получателя средств является не само пожертвование (исторически закрепившееся в Российской Федерации понятие "вечный вклад"), а доходы, полученные от инвестирования капитала, сформированного из пожертвований.

Цель управления ФЦК - получение дохода для поддержки ООВО. Как правило, приоритетными для фандрайзинга являются крупные пожертвования, обеспечивающие большой расходуемый инвестиционный доход. Расширение практик привлечения небольших, но массовых и регулярных пожертвований, также позволяет обеспечить высокий суммарный доход.

Для инвестирования целевого капитала большинство эндаументов в разных странах привлекают управляющие компании.

Формирование целевых капиталов образовательных организаций высшего образования в России началось после принятия Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". За относительно небольшой срок эндаументы стали заметным инструментом поддержки университетов. Их эффективность во многом предопределяет динамику развития поддерживаемых ими организаций.

В период с 2007 по 2023 год в России, по данным Национальной ассоциации эндаументов (НАЭ) сформировано 125 действующих ФЦК ООВО. Общее количество ФЦК в России - 267. Другие сферы, в которых созданы эндаументы - среднее образование, наука, здравоохранение, культура, искусство, спорт, социальная помощь.

Значительный рост связан не только с четким нормативно-правовым закреплением, но и активной деятельностью сформированной группы экспертов в области создания, развития и формирования университетских эндаумент-фондов.

Одной из причин роста числа вузовских эндаументов стало включение показателя "наличие ФЦК свыше 100 и более млн. руб. <1> в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы".

--------------------------------

<1> В частности, письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 02-264 "О мониторинге показателей (индикаторов) реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы".

Вузовские ФЦК являются лидерами по числу, однако по объему средств лидируют фонды, созданные в других сферах. В 2023 году среди 20 крупнейших ФЦК лишь 6 вузовских (30%). Наиболее крупные ФЦК являются не вузовскими, а благотворительными и социально ориентированными, относятся к учреждениям культуры и спорта. Развиваются т.н. "зонтичные" эндаументы, объединяющие несколько целевых капиталов разных некоммерческих организаций (далее - НКО).

На ФЦК созданные в сфере высшего образования приходится 18,3 млрд руб. активов под управлением. Весь объем российского рынка эндаументов по итогам 2022 года оценивается в 140 млрд руб., при этом большая его часть (100 млрд руб.) приходится на созданный в 2022 году эндаумент Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Только 14 российских фондов имеют активы более 1 млрд рублей. Значительное число эндаументов, в том числе вузовских, созданы в минимально требуемом объеме 3 млн руб. и не демонстрируют дальнейшего роста капитала.

Сотрудничество университетов с бизнес-сообществом через механизм эндаумента - проявление долгосрочного интереса, стратегий корпоративной и социальной ответственности компаний, возможность финансирования науки, участия в новых исследованиях и разработках, подготовки кадров для всех отраслей экономики, реализации совместных проектов и мероприятий, создания позитивного имиджа, рекламы продуктов и услуг <2>.

--------------------------------

<2> Однако существуют ограничения в корректном оформлении этих целей - пополнение эндаумента осуществляется только по договору пожертвования.

За счет инвестиционного дохода эндаументов российские университеты в разной степени финансируют проекты развития, в том числе поддержку студенческих инициатив, научные исследования и издательскую деятельность, академическую мобильность, развитие инфраструктуры и другие. Однако для большинства университетов инвестиционный доход эндаумента остается дополнительным источником средств. Повышение эффективности эндаументов предполагает встраивание в систему финансирования университетов. Рост объема эндаументов и соответственно инвестиционного дохода позволят университетам ставить более амбициозные задачи финансирования прорывных проектов и долгосрочных программ развития.

В перспективе эндаументы могут стать крупными инвесторами на российском рынке и даже владельцами компаний, надежными провайдерами "длинных денег" на российском рынке (в международной практике известно довольно много примеров, когда благотворительному фонду принадлежат крупные компании: Novo Nordisk Foundation (Дания, группа компаний Novo), INGKA Foundation (Нидерланды, группа компаний INGKA/IKEA), Fondazione Cariplo (Италия, финансовая группа Intesa Sanpaolo).

Для повышения значения эндаументов для вузов необходим рост их объемов до значений, сравнимых с размерами годовых бюджетов вузов, вовлечение потенциальных благотворителей, совершенствование инвестиционной стратегии, повышение объемов финансирования приоритетных проектов, направленных на развитие университета, повышения потенциала студентов и преподавателей, научные исследования и разработки, применимые в реальном секторе экономики.

В период с 2021 по 2023 годы развитие системы ФЦК ООВО вышло на новый виток развития. Минобрнауки России в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. N ММ-П14-6544 создана Межведомственная рабочая группа по вопросу развития фондов целевого капитала в образовательных организациях высшего образования (далее - Рабочая группа), состав которой утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 1 июля 2022 г. N 619. Членами Рабочей группы представлены предложения по развитию эндаументов в ООВО, с учетом которых Минобрнауки России в рамках Рабочей группы сформированы четыре подгруппы по следующим направлениям: стратегическое направление; продвижение и фандрайзинг; инфраструктура целевого капитала; законодательство.

Промежуточные итоги работы подгрупп были представлены на стратегической сессии "Развитие ФЦК в образовательных организациях высшего образования", организованной Минобрнауки России 2 сентября 2022 года. Минобрнауки России с участием представителей Рабочей группы разработана и утверждена Дорожная карта по развитию фондов целевого капитала в образовательных организациях высшего образования на 2023 год (далее - Дорожная карта).

Одним из ключевых мероприятий Дорожной карты является разработка и реализация мер, направленных на развитие финансирования, форм сотрудничества ООВО и бизнес-сообщества, а также меры информационной поддержки, особенно в части популяризации целевых капиталов в бизнес-сообществе, в университетской среде и среди граждан Российской Федерации посредством развития культуры благотворительности, повышения престижа пожертвований в эндаументы <3>.

--------------------------------

<3> Минобрнауки России ведет работу по реализации мероприятий Дорожной карты, направленных на придание ведущей роли в информационной, организационной и оценочной поддержке ФЦК ОВО, в частности проведение образовательных семинаров для сотрудников Минобрнауки России в области целевых капиталов, а также создание системы нематериального поощрения Минобрнауки России крупнейших жертвователей в целевые капиталы и ОВО, привлекших соответствующих жертвователей (конкурсы, премии, благодарственные письма Минобрнауки России). В части развития законодательства в сфере ФЦК Минобрнауки России направлены предложения в Минэкономразвития России о внесении изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - предложения). С учетом предложений Минэкономразвития разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - законопроект), направленный на совершенствование работы ФЦК некоммерческих организаций. В настоящее время законопроект проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Затяжной характер развития системы вузовских ФЦК связан с особенностями экономических процессов в Российской Федерации, волатильностью фондового и валютного рынков, недостаточной развитостью системных подходов к поиску внебюджетного финансирования, недооцененным потенциалом работы с региональным сообществом, бизнесом, выпускниками, а также недостаточной профессионализацией данной сферы.

Некоммерческие организации нуждаются в профессиональных стратегиях фандрайзинга, управления капиталом, продвижения, маркетинга, отчетности. На сегодняшний день ощущается востребованность некоммерческих организаций в квалифицированных специалистах, в связи с чем на рынке образовательных услуг наблюдается спрос на программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

Одной из причин низкого уровня привлечения средств в ФЦК является конкуренция с заинтересованностью жертвователей в направлении средств через иные фонды развития или непосредственно как пожертвование для ООВО на реализацию проектов или деятельности. Такая ситуация отражает, в частности, объективные особенности фондового и валютного рынков, а также сложившихся экономических процессов в стране.

Следующие факторы в части нормативно-правового регулирования отрицательно влияют на развитие ФЦК:

- требуют уточнения и детализации вопросы получения средств на конкретные проекты (как НКО), а не исключительно в целевой капитал;

- отсутствует возможность ведения деятельности, приносящей доход, в том числе оказания услуг, заключения спонсорских доходных договоров;

- отсутствие явных стимулов для бизнес-сообщества жертвовать в эндаумент в сравнении со спонсорскими взносами, инвестициями в новые исследования и разработки;

- отсутствуют преимущества в расходовании средств эндаументов (в сравнении с Социально-ориентированными НКО (СОНКО), специальным перечнем грантодающих организаций) - возможность выдавать гранты напрямую (студентам, преподавателям, под конкретные проекты), налоговые льготы в отношении НДФЛ и страховых взносов;

- ограничения в отношении инвестирования средств эндаументов;

- недостаточно информации о деятельности ФЦК (не всеми эндаументами публикуется финансовая и публичная отчетность).

2. Современное состояние и проблемы развития ФЦК ООВО за рубежом

В мировой практике самые успешные и крупные университетские эндаументы могут обеспечивать до 30% бюджета университета. Отрыв первой десятки университетских эндаументов от прочих существенен. Максимальные размеры университетских эндаументов в США превышают 50 млрд долларов. Согласно исследованию NACUBO по итогам 2022 года, на 678 эндаументов в сфере образования приходится 807 млрд долл. активов под управлением. Наиболее крупные эндаументы связаны со странами, реализующими англосаксонскую систему прецедентного права, в отличие от стран "континентального" права.

Большинство университетов США обладают средними и небольшими по объемам эндаументами, обеспечивающими (медианно) до 10% бюджета. При этом наблюдается прямая корреляция между академическим уровнем университета и размером его эндаумента (долей в бюджете): топ университетов в международных рейтингах очень сильно коррелирует с топом университетских эндаументов.

В Великобритании многовековая история эндаументов колледжей Кембриджа и Оксфорда соседствует с новой историей эндаументов всех остальных университетов, фактически старт которым дал конец XX века программой государственного софинансирования взносов в эндаумент.

В континентальной Европе в силу существенной роли государства в финансировании сектора высшего образования и особенностями правового регулирования эндаументы мало распространены - в основном, это новое явление последних десятилетий. В ряде стран фонды развития используют доход от вклада для обеспечения своей фандрайзинговой деятельности, а основной вклад после определенного срока нахождения в фонде передается университету для реализации проектов, на цели реализации которых этот вклад сделан благотворителем. Такой механизм в большей степени отвечает сложившимся в экономике Европейских стран системам процессов, ожиданиям общества и благотворителей.

В Азии механизмы эндаумента перекочевывают из США вместе с прочими принципами и практиками построения новых университетов с конца XX века. В частности, программы софинансирования эндаументов государством эффективно проводились правительствами Сингапура, Японии и некоторых других. В число крупнейших университетских эндаументов Азии входят эндаументы Национального университета Сингапура, Наньянского технологического университета, Университета Киото, Осакского университета и других. Создаются эндаументы на Ближнем Востоке, а именно в Саудовской Аравии крупные эндаументы Научно-технологического университета имени короля Абдаллы (свыше 20 млрд долл.) и Университета короля Сауда (2,7 млрд долл.).

Направления финансирования за счет дохода университетских эндаументов в международной практике включают финансовую помощь студентам (по большей части в форме образовательных грантов) развитие научных исследований, развитие инфраструктуры, учреждение и финансирование профессорских позиций.

В ряде зарубежных стран механизм эндаумента получил широкое распространение и развитие, в том числе за счет его государственной поддержки. Привлекая средства от частных доноров эндаумент-фонды получали дополнительные средства от государства и тем самым не только укрепляли свои финансовые позиции, но и получали большее доверие со стороны общества и доноров. Для эндаументов в некоторых странах предусмотрен особый налоговый режим, налоговые вычеты для жертвователей - физических и юридических лиц, что отражает особенности налоговых систем таких стран.

V. Области применения и влияния Концепции

Концепция разработана для использования в работе образовательными организациями высшего образования, научными организациями, Минобрнауки России и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, в частности, при формировании инструментов стратегического планирования и разработке их показателей.

Положения настоящей Концепции нацелены на руководителей и сотрудников ООВО и научных организаций, студентов, выпускников, работодателей и представителей бизнес-сообщества.

VI. Миссия эндаумента и ценности, предусматриваемые

в деятельности эндаументов

Миссия эндаумента - обеспечение устойчивого финансирования деятельности и развития российских вузов для реализации образовательной и исследовательской повестки, воплощения в жизнь прорывных и амбициозных проектов с целью повышения конкурентоспособности российского высшего образования и экономики.

Ценности эндаумента:

- финансирование образовательных, исследовательских, научных, административных, инфраструктурных сторон деятельности вузов;

- финансирование масштабных и инновационных проектов университета, оказывающих долгосрочный положительный эффект;

- отбор проектов для финансирования согласно стратегическим задачам университета;

- контроль качества выполнения заявленных проектов;

- прозрачная финансовая и нефинансовая отчетность;

- эффективное управление капиталом;

- приверженность принципам устойчивого развития и социальной ответственности во всех направлениях деятельности;

- учет интересов бизнес-сообщества, выпускников, студентов, ученых, преподавателей и сотрудников университета;

- обмен опытом с профессиональным сообществом - фондами целевого капитала.

VII. Совершенствование сферы деятельности ФЦК на уровне мер

государственной поддержки

Повышение эффективности деятельности ФЦК и расширение практики вовлеченности ФЦК в финансирование сферы высшего образования и научных исследований требует отдельных нормативно-правовых решений.

Для большей гибкости в привлечении средств и финансировании проектов предлагается закрепить возможность для специализированного фонда принимать целевые пожертвования напрямую на конкретные проекты, расширить сферу деятельности эндаументов за счет приносящей доход деятельности (оказывать услуги по продвижению (в рамках спонсорских договоров), платные консультации, проводить исследования).

Для повышения интереса бизнес-сообщества предлагается рассмотреть возможность обеспечения налоговых и иных льгот, при безусловном учете интересов федеральных и региональных бюджетов, внесение в число показателей программ инновационного развития госкомпаний НИР/НИОКР через ФЦК университетов; предоставление льготы по налогу на прибыль для юридических лиц при пожертвовании в целевой капитал: возможность учитывать пожертвования в целевой капитал как внереализационные расходы в размере, не превышающем 1% от выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ <4>).

--------------------------------

<4> Аналогичные льготы уже предусмотрены законодательством для организаций, участвующих в деятельности инновационных научно-технологических центров и соответствующих фондов, создаваемых при реализации положений упомянутого выше N 216-ФЗ.

Для более эффективного расходования средств предлагается:

- законодательно закрепить возможность эндаументов выдавать гранты студентам, преподавателям и научным сотрудникам напрямую;

- рассмотреть предложение о включении ФЦК в постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 602 "Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению, и перечня некоммерческих организаций, получаемые налогоплательщиками гранты, премии, призы и (или) подарки которых в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях не подлежат налогообложению".

Формирование стандартов публичной нефинансовой отчетности.

Стандарты публичной нефинансовой отчетности должны включать не только информацию о привлеченных средствах, инвестиционном доходе и расходах, но и о конкретных проектах, долгосрочных положительных изменениях, которые происходят благодаря эндаументам. Практика публикации отчетов важна для существующих жертвователей и привлечения новых, создания благоприятного имиджа эндаументов как прозрачного инструмента.

VIII. Основные направления деятельности и лучшие практики

ФЦК, рекомендуемые при реализации настоящей Концепции

Настоящая концепция рекомендует ООВО и ФЦК, а также их управляющим компаниям развивать следующие направления и фиксировать соответствующие положения и показатели в программах развития ООВО.

Развитие сотрудничества университетских эндаументов с бизнес-сообществом.

Значительную долю фандрайзинга эндаументов составляет поддержка со стороны крупного и среднего бизнеса. Определение продукта эндаумента предполагает формулирование преимуществ эндаумента и сотрудничества бизнес-сообщества с университетами в широком смысле (в более широком понимании, чем непосредственно механизм).

Преимуществом для корпоративных партнеров является укрепление положительного имиджа и повышение узнаваемости торговой марки. Для бизнес-сообщества пожертвования в эндаумент - это способ улучшить репутацию компании, заявить о себе в деловой среде, привлечь внимание к своим товарам и услугам, финансировать научные исследования, связанные со сферой деятельности компании, подобрать перспективных сотрудников из числа студентов и выпускников, а также повысить квалификацию собственных кадров.

С учетом лучших мировых практик, уникальное деловое предложение университетских эндаументов для компаний может содержать следующие возможности: позиционирование компании на мероприятиях для выпускников и партнеров (отдельный стенд, размещение информационных материалов, использование логотипа в оформлении, промо-акции), информационная поддержка (публикация новостных сообщений о компании на сайте и в печатных материалах, упоминание в анонсах и пресс-релизах), подготовка кадров и подбор сотрудников для компании (участие в ярмарках вакансий, корпоративные стипендии, стажировки, базовые кафедры), финансирование научных проектов.

Вовлечение выпускников в деятельность и наполняемость эндаументов.

Опорой для развития университетских эндаументов является вклад выпускников - как крупные пожертвования, так и небольшие, но массовые и регулярные взносы.

Мотивация для выпускников, как правило, - благодарность вузу, преподавателям, желание поддержать будущие поколения студентов. Стимулами для частных благотворителей могут быть благодарственное письмо, публикации в годовом отчете, приглашения на мероприятия. Важно широко рассказывать о пожертвованиях в целях привлечения других доноров.

Способы вовлечения выпускников в деятельность и наполняемость эндаументов включают членство в Ассоциации выпускников, участие в мероприятиях, программах наставничества. По мере того, как выпускники достигают успехов в карьере, ожидаемые взносы растут, поэтому стратегия должна быть долгосрочной.

Формирование сообщества партнеров и грантополучателей.

Деятельность эндаумента затрагивает большое количество заинтересованных лиц: благотворители, работодатели, грантополучатели. При этом грантополучатели из числа студентов через несколько лет могут сами выступить жертвователями. Таким образом, в случае университетских эндаументов происходит пересечение ролей.

Сообщество эндаумента подразумевает регулярные форматы взаимодействия: очные мероприятия (встречи выпускников, деловые форумы, карьерные выставки), менторство, различные интерактивные IT-решения.

Повышение эффективности управления капиталом.

На сегодняшний момент инвестиционные стратегии эндаументов консервативны или умеренно-консервативны. Инвестиционные инструменты ограничиваются облигациями, акциями, депозитами ввиду законодательных ограничений и целей самих фондов (как правило, ориентирующихся на доходность по итогам одного года). Инвестиционный доход нацелен на сбережение средств с опережением инфляции. Инвестиционный доход большинства эндаументов полностью расходуется. Однако инвестиции могут стать источником роста эндаументов, наряду с фандрайзингом. При этом повышение доходности также потенциально является стимулом для привлечения пожертвований.

Направления финансирования.

Рекомендуется расширение практик включения ФЦК в деятельность ООВО. Сложившаяся практика финансирования университетских проектов за счет инвестиционного дохода эндаументов включает следующие направления:

- Научные исследования;

- Издательская программа;

- Научные конференции и семинары;

- Развитие потенциала абитуриентов;

- Реализация студенческих инициатив и потенциала студентов;

- Гранты для студентов и преподавателей;

- Международные программы и стажировки;

- Мероприятия для выпускников и партнеров;

- Поддержка почетных профессоров;

- Развитие инфраструктуры и IT;

- Специальные именные студенческие стипендиальные программы;

- Корпоративные стипендиальные программы;

- Поддержка отдельных факультетов и структурных подразделений;

- Финансирование административно-управленческих расходов.

В перспективе за счет средств эндаументов могут быть реализованы:

- возможность привлечения в систему высшего образования лучших кадров;

- возможность привлечения лучших абитуриентов независимо от финансового положения семей;

- возможность разработки и внедрения прорывных исследований и разработок, перспективных технологий;

- возможность реализации студенческих предпринимательских инициатив.

Информационная поддержка деятельности эндаументов.

Информационная поддержка включает сбор и анализ лучших практик, их представление на всероссийской площадке, а также тиражирование.

Необходимо продвижение темы целевых капиталов в федеральной повестке СМИ через следующие мероприятия:

- церемонии признания благотворителей, меценатов и деятелей сферы целевых капиталов (в частности, учреждение премии "Партнер Эндаумента");

- учреждение рейтинга для эндаументов с учетом различных показателей, помимо размера целевого капитала (инвестиционный доход, объем финансирования проектов, объем средств, привлеченных напрямую на реализацию проектов, динамика показателей, КПЭ проектов, поддержанных средствами фонда);

- организация собственных мероприятий и включение сессий, посвященных эндаументам и сотрудничеству бизнес-сообщества с университетами, в крупнейшие деловые форумы.

IX. Концепция развития ФЦК образовательных организаций

высшего образования на 2023 - 2035 годы как основа

стратегического планирования мероприятий по развитию ФЦК

Настоящая Концепция может быть использована как методологическая основа по формированию стратегии (программы) развития ФЦК на период с 2023 года до 2035 годов.

Первый этап реализации стратегии может быть осуществлен в 2023 - 2028 годах. Предлагается, что по итогам первого этапа реализации такого стратегического плана будут разработаны стратегические и концептуальные инструменты поддержки развития ФЦК ООВО, осуществлены меры по популяризации эндаумент-фондов среди целевой аудитории, а также внедрены необходимые изменения в отраслевое законодательство.

Второй этап реализации 2028 - 2035 годов.

По итогам второго этапа планируется разработать необходимые инфраструктурные решения, такие как: создание системы поощрения частных и корпоративных благотворителей, информационной поддержки и образования в сфере целевых капиталов, совершенствование инвестиционных стратегий, запуск крупных проектов в сфере образования и науки, востребованных реальным сектором экономики.

В качестве одного из показателей развития системы высшего образования Российской Федерации предлагается рассмотреть возможность включения в показатели стратегических инструментов государственного планирования отдельные показатели, например, "рост объема ФЦК российских вузов (в абсолютном выражении - до 2 раза или до 36,6 млрд руб. в ценах 2023 года).

Рекомендовать вузам и их учредителям при разработке стратегических документов развития следующие показатели:

- рост объема ФЦК относительно бюджета университета в соотношении с бюджетом университета;

- рост объема финансирования университетских проектов за счет средств эндаумента - до 5% (в отдельных случаях - до 10%) от средств, вкладываемых соответствующим ООВО в проекты развития в текущем году или иной оцениваемый период в соответствии со стратегическими документами развития вуза;

- рост доли инвестиционного дохода эндаумента в годовом бюджете университета до 5%;

- диверсификация инвестиционных стратегий ФЦК, включая создание новых целевых капиталов для решения различных задач в одном фонде (по согласованию фондов с соответствующими ООВО);

- рост числа благотворителей - физических и юридических лиц;

- рост числа грантополучателей (студенты, преподаватели и сотрудники).

Другие документы по теме
(ред. от 15.11.2024) <Об утверждении графика выпуска и распределения в 2024 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в отношении категорий граждан, государственные обязательства по обеспечению жильем которых установлены федеральным законодательством>
<О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 20.12.2021 N 3718-р>
"Об утверждении плана подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии на 2024 год"
<О создании военного учебного центра при федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Мурманский арктический университет">
Ошибка на сайте