Распоряжение Правительства РФ от 21.10.2022 N 3102-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 октября 2022 г. N 3102-р
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех";
план мероприятий ("дорожную карту") по созданию единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех".
2. Минцифры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" и плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", утвержденных настоящим распоряжением.
3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, государственным внебюджетным фондам и организациям руководствоваться при разработке государственных информационных систем положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 октября 2022 г. N 3102-р
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ГОСТЕХ"
I. Общие положения
Концепция создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" (далее - Концепция) разработана в рамках реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество".
Концепция определяет цели, задачи, принципы создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" (далее - платформа "ГосТех"), планируемый общий порядок ее создания, а также общую оценку ожидаемого социально-экономического эффекта от ее создания.
Платформа "ГосТех" направлена на повышение эффективности реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, образуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - государственные органы и внебюджетные фонды), осуществляемых с использованием государственных информационных систем.
В Концепции используются следующие термины и определения:
"цифровой продукт" - программное обеспечение и (или) базы данных, технические средства и иные вычислительные ресурсы, предоставляемые в том числе посредством оказания облачных услуг по предоставлению вычислительных ресурсов и (или) облачных услуг по предоставлению программного обеспечения;
"платформа "ГосТех" - цифровая экосистема создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", включающая в себя единую программно-аппаратную среду, цифровые продукты платформы "ГосТех", информацию, информационные технологии, а также совокупность нормативных правовых, организационных, методологических правил и процедур, обеспечивающих деятельность участников отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием платформы "ГосТех";
"государственные информационные системы на платформе "ГосТех" - государственные информационные системы, создаваемые, развиваемые, эксплуатируемые с использованием платформы "ГосТех", в том числе программно-аппаратной среды, цифровых продуктов, обеспечение предоставления которых осуществляется оператором платформы "ГосТех" (далее - цифровые продукты платформы "ГосТех"), а также инструментов, информационных технологий платформы "ГосТех";
"поставщики платформы "ГосТех" - юридические или физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, предоставляющие цифровые продукты платформы "ГосТех";
"пользователи платформы "ГосТех" - обеспечивающие создание, развитие, эксплуатацию государственных информационных систем на платформе "ГосТех" и (или) использование цифровых продуктов платформы "ГосТех" государственные органы и внебюджетные фонды, иные лица, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации на осуществление мероприятий по созданию, развитию, эксплуатации государственных информационных систем;
"участники команды разработки" - представители пользователя платформы "ГосТех", а также представители поставщика (подрядчика, исполнителя), привлеченного пользователем платформы "ГосТех" к созданию, развитию, эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех";
"клиентоцентричность" - эффективное удовлетворение потребностей физических или юридических лиц при их взаимодействии с государственными органами и внебюджетными фондами;
"клиентский путь" - совокупность действий, необходимых для решения возникших жизненных ситуаций физических лиц или бизнес-ситуаций юридических лиц и включающих в том числе получение государственных услуг и исполнение государственных функций государственными органами и внебюджетными фондами, а также уполномоченными организациями;
"домен деятельности" - область деятельности государственных органов и внебюджетных фондов, а также физических и юридических лиц, относящаяся к одной отрасли экономики и социальной сферы, формируемая с учетом клиентских путей;
"архитектура домена деятельности" - целостная, интегрированная модель государственной деятельности, которая связывает правовые, стратегические, информационные, технологические и организационные аспекты деятельности в рамках одного домена;
"итерация" - совокупность работ, предусмотренных этапами создания системы (очереди системы), начиная с этапа разработки или адаптации программного обеспечения, разработки рабочей документации на систему или ее части и завершая этапом проведения опытной эксплуатации системы, направленных на реализацию отдельных требований к системе (очереди системы) и получение реализуемых системой одной или нескольких функций (задач, комплексов задач), указанных в техническом задании на создание системы (очереди системы);
"итерационный подход к разработке" - подход, основанный на выполнении необходимого числа итераций для поиска и реализации наиболее эффективных технических, эргономических и (или) технико-экономических решений по созданию системы (очереди системы);
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2025 N 2474-р;
"облачные услуги по предоставлению вычислительных ресурсов" - услуги по предоставлению информационно-телекоммуникационной инфраструктуры центров обработки данных (с возможностью применения средств виртуализации и (или) контейнеризации) посредством удаленного доступа через информационно-телекоммуникационные сети, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", без заключения лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права;
"облачные услуги по предоставлению программного обеспечения" - услуги по предоставлению функциональных возможностей программ для электронных вычислительных машин и (или) баз данных посредством удаленного доступа через информационно-телекоммуникационные сети, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в целях размещения, хранения и иной обработки информации без заключения лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права.
II. Обоснование необходимости и предпосылки создания
платформы "ГосТех"
Одним из основных предназначений государства является оказание услуг его гражданам или организациям.
Стремление к повышению качества оказания государственных услуг, осуществления государственных функций, а также ускоряющаяся динамика развития информационных технологий приводят к необходимости решения таких задач, как:
ориентация государственных органов и внебюджетных фондов на понимание интересов и потребностей физических или юридических лиц, создание удобных условий и сервисов, обеспечивающих высокое качество оказания государственных услуг;
повышение скорости ввода в эксплуатацию информационных систем для оказания государственных услуг, осуществления государственных функций.
На сегодняшний день в условиях цифровой трансформации системы государственного управления становятся все более актуальными проблемы, в том числе:
низкая эффективность механизма повторного использования цифровых продуктов в сфере государственного управления. Как правило, в настоящее время значительная доля функциональности имеющихся государственных информационных систем совпадает, создание государственных информационных систем производится государственными органами и внебюджетными фондами без учета аналогичных базовых функциональных возможностей ранее созданных государственных информационных систем в рамках решения схожих задач другими государственными органами и внебюджетными фондами;
длительный период создания государственных информационных систем - средняя продолжительность создания государственной информационной системы (от возникновения потребности до введения в эксплуатацию) занимает более года;
автоматизация процессов деятельности государственных органов и внебюджетных фондов без фокусировки на потребностях физических или юридических лиц;
изолированная автоматизация процессов государственных органов и внебюджетных фондов, приводящая к дублированию функциональности государственных информационных систем;
высокий уровень расходов бюджетов всех уровней на создание, развитие и эксплуатацию государственных информационных систем;
наличие правовых ограничений, препятствующих использованию современных подходов в сфере государственного управления. Действующий порядок создания государственных информационных систем предусматривает требования последовательной реализации этапов создания государственной информационной системы, то есть только классический каскадный принцип разработки ("водопадный" подход) и не содержит альтернативных вариантов создания и развития государственных информационных систем, предусматривающих последовательность итераций, каждая из которых включает в себя реализацию требований к государственным информационным системам, определенный набор целей итерации, критериев приемки каждого требования, плановые сроки реализации итерации (итерационный подход разработки);
наличие сложностей защиты информации при оказании облачных услуг по предоставлению вычислительных ресурсов и (или) программного обеспечения (далее - облачные услуги).
Международный опыт показывает, что государственные органы и внебюджетные фонды, являясь носителями знаний о процессах государственной деятельности, должны иметь возможность быстро и эффективно разрабатывать новые цифровые продукты, вносить изменения в существующие, ориентируясь при этом на обратную связь своих граждан или организаций.
На сегодняшний день многие успешные организации переходят на клиентоцентричные подходы при проектировании цифровых продуктов. Фокусировка на потребности своих клиентов позволяет создавать максимально эффективные решения.
Клиентоцентричный подход также лежит и в основе государственного управления одних из наиболее развитых стран (Германия, Сингапур), что формирует высокий уровень предоставления государственных услуг в указанных странах.
Опыт в сфере информационных технологий крупнейших российских и международных организаций подтверждает эффективность применения гибких методологий и итерационного подхода при создании и развитии новых цифровых продуктов. Использование коротких циклов разработки, регулярные демонстрации промежуточных результатов разработки позволяют оперативно корректировать ошибочные проектные решения.
Кроме того, в настоящее время сформировалась общая тенденция оптимизации использования информационно-технологической инфраструктуры за счет использования облачных услуг. Вместе с тем их использование создает новые угрозы информационной безопасности, которые необходимо решить совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
Для эффективного выполнения мероприятий по цифровой трансформации системы государственного управления и осуществления перехода к использованию лучших международных практик создания цифровых продуктов необходимо внедрение новых условий создания информационных систем, в том числе:
внедрение клиентоцентричного подхода при создании государственных информационных систем на основе единого подхода к проектированию архитектуры домена деятельности;
уход от изолированности государственных органов и внебюджетных фондов при создании государственных информационных систем;
создание эффективных механизмов повторного использования цифровых продуктов при создании и развитии государственных информационных систем;
предоставление государственным органам и внебюджетным фондам инструментов, которые позволят снизить зависимость от привлеченных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и обеспечат возможность осуществлять настройки цифровых продуктов без необходимости доработки программного кода;
внедрение современных практик разработки программного обеспечения, включая итерационный подход разработки, элементы гибких методологий, инструменты и практики, обеспечивающие автоматизированный конвейер создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех", цифровых продуктов;
унификация процессов проектирования, создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем;
создание условий для приобретения цифровых продуктов платформы "ГосТех" с условием оплаты по факту их потребления пользователями платформы "ГосТех" при создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
внесение в нормативные правовые акты изменений, обеспечивающих возможность применения современных подходов при создании государственных информационных систем;
определение унифицированных средств защиты информации и мероприятий по защите информации при предоставлении облачных услуг.
Изменение потребностей государственных органов и внебюджетных фондов при осуществлении государственного управления, развитие информационных технологий, а также необходимость решения указанных задач указывают на актуальность создания цифровой экосистемы создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем.
III. Назначение, цели и задачи создания платформы "ГосТех"
Платформа "ГосТех" предназначена для реализации процессов жизненного цикла государственных информационных систем в соответствии с установленной методологией, технологическим процессом, использованием цифровых продуктов платформы "ГосТех", обеспечивающих создание, развитие и эксплуатацию государственных информационных систем на платформе "ГосТех".
Областью применения платформы "ГосТех" является инфраструктурное, организационно-технологическое и документационное обеспечение процессов жизненного цикла государственных информационных систем.
В частности, платформа "ГосТех" обеспечит условия для организации работы по проектированию архитектуры домена деятельности, создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" путем предоставления инструментов автоматизированного конвейера разработки безопасного программного обеспечения, автоматизированного контроля качества программного обеспечения государственных информационных систем на платформе "ГосТех", мониторинга параметров эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", обеспечения унифицированных механизмов информационной безопасности, а также для повторного использования типовых программных компонентов государственных информационных систем.
Основной целью создания платформы "ГосТех" является сокращение сроков создания, развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех", повышение эффективности и результативности процессов по созданию, развитию и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" с переходом на качественно новый уровень их эргономичности, совместимости, надежности и защищенности. В результате этого будет повышен уровень удовлетворенности физических и юридических лиц процессами взаимодействия с государственными органами и внебюджетными фондами в электронном виде.
Достижение указанной цели будет осуществляться за счет выполнения следующих задач:
гармонизация нормативной правовой базы, регламентирующей создание, развитие, эксплуатацию государственных информационных систем в целях создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех";
формирование методической базы для функционирования платформы "ГосТех";
организация процессов по проектированию архитектуры доменов деятельности с учетом клиентоцентричного подхода;
обеспечение процессов создания, развития, эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех";
внедрение и развитие итерационного подхода разработки государственных информационных систем на платформе "ГосТех" на основе архитектуры доменов деятельности;
абзацы одиннадцатый - двенадцатый утратили силу. - Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2025 N 2474-р;
использование при создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" принципа оплаты фактического объема потребления сервисов и вычислительных ресурсов в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
реализация унифицированных механизмов информационной безопасности платформы "ГосТех";
обеспечение достижения необходимого уровня информационной безопасности с учетом текущих и перспективных угроз при создании государственных информационных систем;
применение технологий разработки безопасного программного обеспечения;
реализация механизмов повторного использования типовых программных компонентов государственных информационных систем.
IV. Основные принципы, заложенные в основу функционирования
платформы "ГосТех"
Платформа "ГосТех" должна функционировать, исходя из ряда основополагающих принципов:
открытости - платформа "ГосТех" должна обеспечивать недискриминационный доступ поставщиков платформы "ГосТех", а также возможность их участия в обсуждении проектов методических рекомендаций по вопросам функционирования платформы "ГосТех", содержащих общие принципы использования цифровых продуктов и отбора поставщиков платформы "ГосТех";
повторного использования - платформа "ГосТех" должна обеспечивать механизмы повторного использования типовых программных компонентов государственных информационных систем, цифровых продуктов платформы "ГосТех";
клиентоцентричности - создание, развитие и эксплуатация государственных информационных систем на платформе "ГосТех" с применением современных методов проектирования, в том числе с использованием анализа клиентского пути, ориентированного на всесторонний учет интересов и эффективное удовлетворение потребностей физических или юридических лиц при их взаимодействии с государственными органами и внебюджетными фондами;
оплаты фактического объема потребления сервисов и вычислительных ресурсов - оплата потребления цифровых продуктов на платформе "ГосТех" осуществляется преимущественно по факту их потребления в зависимости от используемых ресурсов в соответствии с едиными требованиями к качеству цифровых продуктов платформы "ГосТех";
масштабируемости - платформа "ГосТех" должна обеспечивать требуемую отказоустойчивость и производительность при изменении количества государственных информационных систем на платформе "ГосТех", пользователей цифровых продуктов платформы "ГосТех", транзакций, а также объема обрабатываемых данных в соответствии с соглашением об уровне качества обслуживания;
адаптируемости - платформа "ГосТех" должна обеспечивать возможность непрерывного совершенствования функциональности при изменении законодательства Российской Федерации и развитии информационных технологий;
совместимости - платформа "ГосТех" должна обеспечивать преемственность и совместимость с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее - инфраструктура электронного правительства);
технологической независимости - программное обеспечение, программно-аппаратные комплексы, входящие в состав платформы "ГосТех", должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области импортозамещения (технологической независимости);
безопасности системы - платформа "ГосТех" должна обеспечивать соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в области информационной безопасности, в том числе конфиденциальность и целостность информации, недопущение несанкционированных действий, в частности использование, раскрытие, искажение, изменение, исследование, уничтожение информации;
эффективность использования бюджетных средств - создание, развитие и эксплуатация государственных информационных систем на платформе "ГосТех" должны обеспечиваться исходя из необходимости достижения целей реализации соответствующих мероприятий с использованием наименьшего объема средств (экономности).
V. Формирование правового и методического обеспечения
процессов создания, развития, эксплуатации государственных
информационных систем на платформе "ГосТех"
Формирование правовых и методических основ создания, развития, эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" потребует реализации мероприятий по нескольким направлениям.
Разработка правовых актов, определяющих порядок взаимодействия участников отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием платформы "ГосТех", требования к поставщикам платформы "ГосТех", а также порядок предоставления государственным органам и внебюджетным фондам доступа к цифровым продуктам платформы "ГосТех", порядок создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" и иные особенности функционирования платформы "ГосТех".
К таким актам в том числе относятся акты Правительства Российской Федерации об утверждении положения о единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех", об определении альтернативного жизненного цикла создания, развития, эксплуатации государственных информационных систем и возможности применения итерационного подхода к их разработке.
Разработка методических документов, детализирующих функционирование платформы "ГосТех", в том числе:
методических рекомендаций по вопросу проектирования архитектуры домена деятельности с использованием клиентоцентричного подхода;
методических рекомендаций по вопросу оценки целесообразности создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех";
методических рекомендаций по управлению динамической инфраструктурой платформы "ГосТех";
методических рекомендаций по вопросу состава и функций базовых сервисов платформы "ГосТех";
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2025 N 2474-р;
методических рекомендаций по организации производственного процесса разработки государственных информационных систем с учетом применения итерационного подхода к разработке;
методических рекомендаций по вопросам разработки государственных информационных систем с использованием платформы "ГосТех" и определения обязательности повторного использования цифровых продуктов платформы "ГосТех" при их создании и развитии;
методических рекомендаций по вопросам эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех";
методических рекомендаций по вопросам обеспечения безопасности при разработке программного обеспечения на платформе "ГосТех";
методических рекомендаций по утверждению проектов моделей угроз и нарушителя для архитектуры платформы "ГосТех";
концепции обеспечения информационной безопасности платформы "ГосТех", утверждаемой Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
единой концепции обнаружения, предупреждения, ликвидации последствий компьютерных атак, а также реагирования на компьютерные инциденты, связанные с информационными ресурсами платформы "ГосТех";
политики информационной безопасности платформы "ГосТех".
В целях сокращения сроков создания и развития государственных информационных систем, формирования и изменения цифровых продуктов Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, необходимо проанализировать возможность применения типовых решений по обеспечению безопасности информации, позволяющих сократить сроки по разработке, внедрению систем защиты информации и аттестационным мероприятиям на соответствие требованиям по защите информации государственных информационных систем.
VI. Переход на клиентоцентричный принцип при создании,
развитии государственных информационных систем на основе
архитектуры доменов деятельности
На сегодняшний день создание и развитие государственных информационных систем в большинстве случаев проводится каждым государственным органом и внебюджетным фондом изолированно с фокусом на оптимизацию и автоматизацию процессов в пределах установленных полномочий.
Вместе с тем современный мировой опыт показывает высокую эффективность клиентоцентричного подхода, в том числе в сфере государственного управления. Потребности физических и юридических лиц в рамках одной жизненной ситуации, как правило, затрагивают зоны ответственности нескольких государственных органов и внебюджетных фондов, поэтому для оказания клиентоцентричных услуг этим государственным органам и внебюджетным фондам необходимо совместно анализировать потребности физических или юридических лиц и проектировать сквозные клиентские пути, преодолевая существующие ведомственные границы.
Таким образом, назрела необходимость изменения подходов к проектированию государственных информационных систем и перехода к единой архитектуре доменов деятельности, в которой крупные сферы деятельности государственных органов и внебюджетных фондов выделены в единый объект управления функциональной архитектурой - домен деятельности.
Формирование архитектуры домена деятельности основывается на единых принципах проектирования с использованием современных клиентоцентричных методик создания и управления архитектурой государственных информационных систем:
архитектура домена деятельности должна строиться на основе анализа жизненных ситуаций физических или юридических лиц на базе клиентоцентричных процессов, направленных на удовлетворение его потребностей;
актуальность данных должна обеспечиваться за счет их повторного использования вместо дублирования;
унификация подходов к проектированию архитектуры доменов деятельности должна достигаться за счет использования типовых программных компонентов государственных информационных систем;
архитектура домена деятельности должна охватывать уровни федеральной, региональной и муниципальной власти;
архитектура домена деятельности должна учитывать деятельность негосударственных участников сферы деятельности домена деятельности, направленную на удовлетворение потребностей физических или юридических лиц;
осуществление согласования концепций создания государственных информационных систем на соответствие спроектированной архитектуре домена деятельности, включая оценку на целесообразность повторного использования типовых программных компонентов государственных информационных систем.
Архитектура домена деятельности формируется государственными органами и внебюджетными фондами, деятельность которых осуществляется в рамках одной или нескольких схожих отраслей экономики или социальной сферы и имеет общие сегменты (профили) физических и юридических лиц.
Организационно-методическое обеспечение проектирования архитектуры домена деятельности обеспечивает оператор платформы "ГосТех".
Для обеспечения высокого качества работ по проектированию архитектуры домена деятельности будут разработаны методические рекомендации по построению архитектуры домена деятельности, определяющие общие принципы методологии проектирования и общие подходы к процессу проектирования и его результату.
Архитектура домена деятельности включает в себя:
функциональную архитектуру домена деятельности - архитектурное представление, которое описывает цели и задачи деятельности государственных органов и внебюджетных фондов, перечень физических или юридических лиц, участников процессов домена деятельности, жизненные ситуации физических или юридических лиц, клиентские пути, процессы деятельности государственных органов и внебюджетных фондов, взаимосвязи перечисленных объектов;
архитектуру информационных систем (программных средств) домена деятельности - архитектурное представление, описывающее набор информационных систем, их компонентов и сервисов в рамках одного домена деятельности, их взаимосвязи между собой, с внешней средой домена деятельности, элементами архитектуры деятельности домена деятельности, а также принципы проектирования и развития домена деятельности;
информационную архитектуру домена деятельности - архитектурное представление, описывающее данные;
техническую архитектуру домена деятельности - архитектурное представление, описывающее сервисы обработки, хранения и коммуникаций государственных информационных систем (технические сервисы), которые необходимы для запуска функциональности государственных информационных систем, а также компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, которые реализуют эти сервисы, вычислительные ресурсы и средства защиты информации домена деятельности, их взаимосвязи между собой, с внешней средой домена деятельности, а также связи с элементами архитектуры информационных систем (программных средств) домена деятельности и архитектуры деятельности домена деятельности.
Подход к проектированию на основе архитектуры доменов деятельности позволит выявить крупные компоненты, которые возможно повторно использовать как внутри одного домена деятельности, так и между всеми доменами деятельности, определить и спроектировать типовые решения для государственных органов и внебюджетных фондов, выделить типовые предметные области, что позволит использовать платформу "ГосТех" с максимальным эффектом для физических или юридических лиц при их взаимодействии с государственными органами и внебюджетными фондами.
Информационная безопасность на основе архитектуры доменов деятельности позволяет реализовать комплексные подходы по обеспечению информационной безопасности государственных информационных систем платформы "ГосТех".
VII. Виды цифровых продуктов платформы "ГосТех" и основные
функции платформы "ГосТех"
Цифровые продукты платформы "ГосТех" предназначены для создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех". К цифровым продуктам платформы "ГосТех" относятся:
инфраструктурные технологические сервисы - информационно-телекоммуникационная инфраструктура, включающая программно-аппаратные комплексы, средства защиты информации, программное обеспечение, которые в том числе осуществляют взаимодействие с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее - инфраструктура электронного правительства);
базовые сервисы платформы "ГосТех" - программное обеспечение, базы данных, средства защиты информации, составляющие общую инфраструктуру для функционирования прикладного программного обеспечения государственных информационных систем на платформе "ГосТех", реализующие в том числе функции конфигурирования, аудита событий безопасности, журналирования, сбора метрик, управления учетными записями пользователей, управления базами данных различных типов, интеграционного взаимодействия и управления очередями сообщений, управления микросервисами и процессами, интеграции с инфраструктурой электронного правительства.
Платформа "ГосТех" осуществляет следующие функции:
предоставление инструментов для организации совместной работы и проектирования архитектуры доменов деятельности с интеграцией с автоматизированным конвейером разработки программного обеспечения государственных информационных систем на платформе "ГосТех";
предоставление инструментов автоматизированного конвейера разработки программного обеспечения государственных информационных систем на платформе "ГосТех" для реализации итерационного подхода к разработке жизненного цикла создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех", в том числе инструментов управления планированием, управления требованиями, управления релизами, управления дефектами, управления тестированием, управления репозиторием дистрибутива, контроля версий исходного кода и конфигураций, проектирования программных интерфейсов и архитектурного контроля, управления сборкой программного обеспечения, управления поставками дистрибутивов, управления развертыванием программного обеспечения, анализа и мониторинга производственного процесса, а также инструментов совместной работы команд разработки;
реализация предоставления цифровых продуктов платформы "ГосТех" пользователям платформы "ГосТех";
обеспечение взаимодействия с инфраструктурой электронного правительства;
обеспечение автоматизированного контроля качества программного обеспечения государственных информационных систем на платформе "ГосТех", в том числе статического анализа качества исходного кода, динамического анализа безопасности программного обеспечения, контроля реализации полноты требований к государственным информационным системам на платформе "ГосТех", использования стендов проведения нагрузочного и интеграционного тестирования;
предоставление инструментов и сервисов, обеспечивающих процессы эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", в том числе сервисов управления мониторингом производственного процесса и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех";
поддержка управления динамическим выделением ресурсов инфраструктурных технологических и базовых сервисов платформы "ГосТех" облачных вычислений и поддержка автоматизированного развертывания государственных информационных систем на инфраструктуре разных поставщиков платформы "ГосТех" для обеспечения высокой надежности, гибкой масштабируемости и катастрофоустойчивости;
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2025 N 2474-р;
обеспечение централизованного организационно-технического сопровождения платформы "ГосТех";
абзацы семнадцатый - двадцать пятый утратили силу. - Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2025 N 2474-р;
контроль качества и объемов фактического потребления цифровых продуктов платформы "ГосТех", а также мониторинг их востребованности;
обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области информационной безопасности.
Абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2025 N 2474-р.
На платформе "ГосТех" должны предоставляться единичные расценки на базовые сервисы платформы "ГосТех", исходя из которых будет определяться совокупная стоимость создания и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех".
Целесообразность и обязательность создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" должны определяться с учетом технологической целесообразности и финансовой эффективности использования платформы "ГосТех" для соответствующей государственной информационной системы.
VIII. Реализация унифицированных механизмов безопасности
платформы "ГосТех" в национальных интересах
Реализация унифицированных механизмов безопасности платформы "ГосТех", основанных на типовых решениях по защите информации, включая разработку безопасного программного обеспечения, а также инструментарий формирования (поддержания) среды оперативного устранения выявленных ошибок программного обеспечения и уязвимостей позволяет сократить сроки разработки, внедрения систем защиты информации, аттестации государственных информационных систем на соответствие требованиям по защите информации, а также разработки и развития цифровых продуктов.
Реализация мероприятий цифровой трансформации системы государственного управления с применением платформы "ГосТех" приводит к необходимости ее соответствия самым высоким требованиям к надежности, доступности и безопасности. В целях обеспечения указанных показателей безопасности цифровых продуктов платформы "ГосТех" государственными информационными системами на платформе "ГосТех" должен выполняться ряд требований:
создание, развитие государственных информационных систем на платформе "ГосТех", цифровых продуктов платформы "ГосТех" должны осуществляться с учетом требований безопасности информации, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также с учетом национальных стандартов Российской Федерации в области защиты информации и в области создания автоматизированных систем;
процессы создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" должны соответствовать требованиям о защите информации, определяемым законодательством Российской Федерации и подлежащим согласованию в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и реализовываться на платформе "ГосТех" с использованием унифицированных механизмов безопасности и средств защиты информации;
создание, развитие, эксплуатация государственных информационных систем на платформе "ГосТех" должно осуществляться в соответствии с методологией разработки безопасного (защищенного) программного обеспечения и формирования (поддержания) среды обеспечения оперативного устранения выявленных ошибок программного обеспечения и уязвимостей, а также на основе разрабатываемых для платформы "ГосТех" моделей угроз безопасности информации и нарушителя;
своевременная выработка адекватных и эффективных мер по защите информации (обеспечению безопасности) реализуется посредством проведения регулярной работы по оценке угрозы безопасности информации платформы "ГосТех", а также превентивных и корректирующих воздействий, направленных на устранение причин несоответствия требованиям безопасности информации;
выполнение технических, организационных и иных мер по обеспечению безопасности информации на платформе "ГосТех" обязательно для всех участников отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием платформы "ГосТех";
система защиты информации платформы "ГосТех" должна обеспечивать конфиденциальность, целостность, доступность, а также отказоустойчивость, подотчетность, аутентичность и достоверность информации, хранящейся (обрабатываемой) на платформе "ГосТех", и нейтрализацию актуальных угроз безопасности информации.
Базовые подходы к обеспечению безопасности информации при функционировании платформы "ГосТех" предполагается установить концепцией обеспечения информационной безопасности единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", утверждаемой Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Общие принципы обнаружения, предупреждения, ликвидации последствий компьютерных атак при эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", общие принципы взаимодействия с Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, созданным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 и пунктом 2 части 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", предлагается описать в единой концепции обнаружения, предупреждения, ликвидации последствий компьютерных атак, а также реагирования на компьютерные инциденты, связанные с информационными ресурсами платформы "ГосТех".
Детализированное описание комплексного обеспечения и управления информационной безопасностью платформы "ГосТех" и размещаемых на ней государственных информационных систем, в том числе обеспечение непрерывности функций информационной безопасности, внедрения и эксплуатации средств защиты информации, моделирования угроз и определение классов защиты, предлагается изложить в политике информационной безопасности платформы "ГосТех", утверждаемой президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
IX. Развитие профессионального сообщества специалистов
платформы "ГосТех"
В целях устойчивого развития платформы "ГосТех" необходимо обеспечить формирование профессионального сообщества специалистов платформы "ГосТех" для создания, развития, эксплуатации, обеспечения безопасности государственных информационных систем на платформе "ГосТех".
Развитие профессионального сообщества специалистов платформы "ГосТех" позволит обеспечить:
подготовку кадров для использования платформы "ГосТех", цифровых продуктов, а также повышение уровня компетенций всех участников отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием платформы "ГосТех", за счет публикации и актуализации необходимых обучающих материалов, оценки результатов прохождения обучения;
получение от участников отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием платформы "ГосТех", обратной связи по качеству ее работы, предложений по улучшению производственного процесса создания, развития, эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" и использованию цифровых продуктов на платформе "ГосТех";
общественные обсуждения и независимую экспертизу методических рекомендаций по вопросам функционирования платформы "ГосТех" и требований к цифровым продуктам и поставщикам платформы "ГосТех";
обмен знаниями в части современных тенденций или апробированных решений в сфере информационных технологий в целях развития культуры производства и непрерывного улучшения государственных информационных систем на платформе "ГосТех", а также цифровых продуктов за счет применения современных подходов и практик разработки программного обеспечения;
развитие цифровых продуктов для включения в платформу "ГосТех" в целях комплексного повышения эффективности создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", что позволит повысить уровень удовлетворенности физических и юридических лиц при взаимодействии с государственными органами и внебюджетными фондами в электронном виде.
X. Состав и функции участников отношений, возникающих
в связи с созданием и функционированием платформы "ГосТех"
В целях обеспечения комплексного подхода к реализации мероприятий, связанных с созданием и функционированием платформы "ГосТех", должны быть определены состав и функции участников отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием платформы "ГосТех".
Регуляторами и координаторами процессов создания и функционирования платформы "ГосТех" предлагается определить:
президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, который обеспечивает координацию принятия решений по вопросам создания и функционирования платформы "ГосТех" и утверждение методических рекомендаций по вопросам функционирования платформы "ГосТех";
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, в том числе в части создания и функционирования платформы "ГосТех";
межведомственную рабочую группу по архитектуре базовых информационных ресурсов и принципам обработки данных, осуществляющую принятие заключений по архитектуре и иным принципиальным техническим решениям по созданию, развитию и эксплуатации информационных систем, а также разработку методических материалов и рекомендаций по проектированию архитектуры, применению апробированных технических решений, использованию программных сервисов и применению стандартной инфраструктуры для систем;
федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, которые осуществляют согласование требований к мерам защиты информации, разрабатываемым и утверждаемым согласно законодательству Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
К числу участников процессов функционирования платформы "ГосТех" предлагается отнести:
оператора платформы "ГосТех", осуществляющего в том числе сопровождение процессов создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", определение вариантов использования цифровых продуктов платформы "ГосТех", апробацию новых подходов при создании и развитии государственных информационных систем на платформе "ГосТех", организационно-методическое сопровождение процессов разработки архитектурных решений в рамках реализации мероприятий по информатизации, в том числе проектирования архитектуры доменов деятельности, обеспечение информационной безопасности инфраструктурных технологических сервисов и базовых сервисов платформы "ГосТех", используемых при создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", разработку методических рекомендаций по вопросам функционирования платформы "ГосТех", в том числе по разработке безопасного программного обеспечения для платформы "ГосТех", разработку проектов моделей угроз и нарушителей платформы "ГосТех", обеспечение методической поддержки и обучения по вопросам функционирования платформы "ГосТех", рассмотрение предложений о необходимых улучшениях платформы "ГосТех", а также по изменению правовых актов в сфере регулирования платформы "ГосТех", запрос документов и сведений, касающихся функционирования платформы "ГосТех". Функции оператора предлагается возложить на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или подведомственное ему казенное учреждение;
абзацы девятый - десятый утратили силу. - Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2025 N 2474-р;
пользователей платформы "ГосТех", обеспечивающих создание, развитие и эксплуатацию государственных информационных систем на платформе "ГосТех", в том числе информационную безопасность государственных информационных систем на платформе "ГосТех", использование цифровых продуктов платформы "ГосТех", соблюдение методических рекомендаций по вопросам функционирования платформы "ГосТех";
участников команды разработки, участвующих в производственном процессе создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" с использованием цифровых продуктов платформы "ГосТех";
поставщиков платформы "ГосТех", обеспечивающих соответствие цифровых продуктов установленным требованиям для их включения в платформу "ГосТех", осуществляющих поддержку цифровых продуктов, включенных в платформу "ГосТех".
В целях обеспечения формирования профессионального сообщества специалистов платформы "ГосТех" путем внедрения в образовательный процесс современных практик создания государственных информационных систем могут привлекаться образовательные организации высшего образования на безвозмездной основе.
XI. Механизмы и источники финансирования
При создании, развитии, эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", государственных информационных систем, входящих в состав платформы "ГосТех", с использованием вычислительных ресурсов, средств защиты информации, иных цифровых продуктов платформы "ГосТех" финансовое обеспечение должно осуществляться с учетом следующих условий:
государственные информационные системы, входящие в состав платформы "ГосТех", в части их создания, развития и эксплуатации, а также инфраструктурные технологические сервисы и базовые сервисы платформы "ГосТех" для создания иных государственных информационных систем на платформе "ГосТех" - за счет и в пределах средств, предусмотренных Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на соответствующий год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций;
абзацы третий - четвертый утратили силу. - Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2025 N 2474-р;
обеспечение предоставления инфраструктурных технологических сервисов и базовых сервисов платформы "ГосТех" для создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", а также услуг по обеспечению мониторинга защищенности, обнаружению компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты на уровнях программно-аппаратной инфраструктуры платформы "ГосТех" (за исключением пользовательских (клиентских) сегментов государственных информационных систем на платформе "ГосТех"), услуг по проведению пусконаладочных работ, вводу в эксплуатацию и эксплуатации средств защиты информации, по проведению аттестации платформы "ГосТех" на соответствие требованиям о защите информации - Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или по его решению подведомственным ему казенным учреждением в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций, и (или) за счет внебюджетных источников финансирования (в том числе с использованием средств государственных институтов развития, механизмов концессионных соглашений и государственно-частного партнерства) в случае, если создание, развитие, эксплуатация государственных информационных систем будут обеспечиваться иными организациями;
реализация мероприятий, необходимых для создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", осуществляемых в том числе с использованием элементов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, входящей в указанную инфраструктуру, - Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или по его решению подведомственным ему казенным учреждением в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству на соответствующий год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций;
создание, развитие и эксплуатация федеральных государственных информационных систем на платформе "ГосТех", использование средств защиты информации, не входящих в состав инфраструктурных технологических сервисов и базовых сервисов платформы "ГосТех", - за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти, иным государственным органам, образуемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации в федеральном бюджете и (или) бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, за исключением мероприятий, предусмотренных абзацем шестым настоящего раздела, и (или) за счет внебюджетных источников финансирования (в том числе с использованием средств государственных институтов развития, механизмов концессионных соглашений и государственно-частного партнерства) в случае, если создание, развитие, эксплуатация государственных информационных систем будут обеспечиваться иными организациями;
создание, развитие и эксплуатация региональных государственных информационных систем на платформе "ГосТех", использование средств защиты информации, не входящих в состав инфраструктурных технологических сервисов и базовых сервисов платформы "ГосТех", - за счет и в пределах средств, предусмотренных исполнительным органам субъектов Российской Федерации и иным государственным органам, образуемым в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, в соответствующих бюджетах, за исключением мероприятий, предусмотренных абзацем шестым настоящего раздела.
XII. Ожидаемый социально-экономический эффект
от платформы "ГосТех"
Ожидаемый социально-экономический эффект от создания и функционирования платформы "ГосТех":
высокая удовлетворенность физических и юридических лиц при взаимодействии с государственными органами и внебюджетными фондами в электронном виде;
сокращение времени создания, развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех" за счет применения типовых решений и унификации процессов разработки программного обеспечения;
повышение доступности и надежности государственных информационных систем при высоких нагрузках за счет обеспечения платформой "ГосТех" высоких показателей производительности;
обеспечение процессов создания, развития, эксплуатации государственных информационных систем платформы "ГосТех" с учетом клиентоцентричного и итерационного подхода разработки на основе архитектуры доменов деятельности;
формирование механизма повторного использования цифровых продуктов платформы "ГосТех";
сокращение затрат на создание, развитие и эксплуатацию государственной информационной системы за счет снижения ущерба от реализовавшихся инцидентов информационной безопасности и недоступности государственных информационных систем;
сокращение расходов на создание и развитие государственных информационных систем за счет повторного использования программного обеспечения;
наличие профессионального сообщества специалистов платформы "ГосТех" для создания, развития, эксплуатации, обеспечения безопасности государственных информационных систем на платформе "ГосТех".
XIII. Порядок создания и развития платформы "ГосТех"
Создание и развитие платформы "ГосТех" будет реализовываться в период с 2022 по 2024 год включительно в несколько этапов. Каждый этап состоит из отдельных мероприятий, к которым приведен ожидаемый результат их выполнения. В плане мероприятий ("дорожной карте") создания платформы "ГосТех" приведены мероприятия реализации Концепции. Количество этапов и мероприятий, а также их содержание могут быть изменены по итогам эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех", проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1674 "О проведении эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" (далее - эксперимент).
В рамках первого этапа создания и развития платформы "ГосТех" (до 31 декабря 2022 г.) должно быть завершено проведение эксперимента, с учетом которого должны быть разработаны основные методические документы и правовые акты, регламентирующие функционирование платформы "ГосТех", проведены мероприятия по созданию систем "Управление платформой "ГосТех" и Госмаркет, подготовлен план создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех".
В рамках второго этапа (переходного периода) (до 31 декабря 2024 г.) должен быть утвержден приказ об утверждении порядка включения цифровых продуктов в каталог платформы "ГосТех", должны быть разработаны методические рекомендации по вопросам разработки государственных информационных систем с использованием платформы "ГосТех" и определения обязательности повторного использования цифровых продуктов платформы "ГосТех" при их создании и развитии, а также иные методические документы, детализирующие функционирование платформы "ГосТех", введены в эксплуатацию системы "Управление платформой "ГосТех" и Госмаркет, разработаны типовые решения по обеспечению безопасности информации, сформирован каталог цифровых продуктов платформы "ГосТех", обеспечен процесс создания государственных информационных систем на платформе "ГосТех", разработана архитектура доменов "Здравоохранение", "Образование", "Городская среда и ЖКХ", "Строительство", "Транспорт", "Спорт", "Наука", "Экология", подготовлен план по разработке архитектуры доменов иных отраслей экономики и социальной сферы, внесены изменения в Концепцию с учетом результатов ее создания и функционирования на первом и втором этапах, внесены изменения в план создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех".
В рамках третьего этапа (с 2024 года) должно быть обеспечено функционирование платформы "ГосТех" в полном объеме исходя из обязательности создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех", разработана архитектура доменов деятельности иных отраслей экономики и социальной сферы.
В рамках развития платформы "ГосТех" предлагается предусмотреть, что такая платформа может быть использована для реализации процессов жизненного цикла иных информационных систем.
При этом пользователями платформы могут являться органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) предприятия и учреждения, государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, а также хозяйственные общества, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной (муниципальной) собственности.
В таких случаях при создании, развитии, эксплуатации иных информационных систем на платформе "ГосТех" с использованием вычислительных ресурсов, средств защиты информации, иных цифровых продуктов платформы "ГосТех" финансовое обеспечение должно осуществляться за счет владельцев таких систем, а также за счет иных источников финансирования.
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 октября 2022 г. N 3102-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ЦИФРОВОЙ
ПЛАТФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ГОСТЕХ"
Наименование мероприятия
Ответственный исполнитель
Срок исполнения
Ожидаемый результат
1-й этап (до конца 2022 года)
1.
Проведение эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех", проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1674 "О проведении эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" (далее - эксперимент)
Минцифры России,
участники эксперимента
17 февраля 2023 г.
доклад о результатах эксперимента представлен в Правительство Российской Федерации
2.
Разработка концепции обеспечения информационной безопасности единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" (далее - платформа "ГосТех")
Минцифры России,
ФСБ России,
ФСТЭК России
31 декабря 2022 г.
концепция обеспечения информационной безопасности платформы "ГосТех" утверждена Минцифры России
3.
Разработка единой концепции обнаружения, предупреждения, ликвидации последствий компьютерных атак, а также реагирования на компьютерные инциденты, связанные с информационными ресурсами платформы "ГосТех"
Минцифры России,
ФСБ России,
ФСТЭК России
31 декабря 2022 г.
единая концепция обнаружения, предупреждения, ликвидации последствий компьютерных атак, а также реагирования на компьютерные инциденты, связанные с информационными ресурсами платформы "ГосТех" утверждена президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности
4.
Разработка постановления Правительства Российской Федерации об утверждении положения о платформе "ГосТех"
Минцифры России,
Минфин России,
ФСБ России,
ФСТЭК России
31 декабря 2022 г.
проект постановления внесен в Правительство Российской Федерации
5.
Разработка постановления Правительства Российской Федерации об утверждении положения о федеральной государственной информационной системе "Управление единой цифровой платформой "ГосТех" (далее - система "Управление платформой "ГосТех")
Минцифры России,
Минфин России,
ФСБ России,
ФСТЭК России
31 декабря 2022 г.
проект постановления внесен в Правительство Российской Федерации
6.
Разработка постановления Правительства Российской Федерации об утверждении положения о федеральной государственной информационной системе "Госмаркет" (далее - Госмаркет)
Минцифры России,
Минфин России,
ФСБ России,
ФСТЭК России
31 декабря 2022 г.
проект постановления внесен в Правительство Российской Федерации
7.
Разработка постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации"
Минцифры России,
Минфин России,
ФСБ России,
ФСТЭК России,
Казначейство России
31 декабря 2022 г.
проект постановления внесен в Правительство Российской Федерации
8.
Разработка методических рекомендаций, указанных в разделе V Концепции создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. N 3102-р
Минцифры России
31 декабря 2022 г.
методические рекомендации вынесены на утверждение президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности
9.
Обеспечение функционирования, администрирования и бесперебойной работы программно-аппаратной среды для создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех"
Минцифры России
1 января 2023 г.
обеспечено функционирование, администрирование и бесперебойная работа программно-аппаратной среды для создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех"
10.
Разработка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении плана создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех"
Минцифры России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Российской Федерации
31 декабря 2022 г.
проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении плана внесен в Правительство Российской Федерации
2-й этап (январь 2023 г. - декабрь 2024 г.)
1.
Разработка приказа Минцифры России об утверждении порядка включения цифровых продуктов в каталог цифровых продуктов платформы "ГосТех"
Минцифры России,
Минфин России,
ФАС России
1 апреля 2023 г.
утвержден приказ Минцифры России об утверждении порядка включения цифровых продуктов в каталог цифровых продуктов платформы "ГосТех"
2.
Разработка методических рекомендаций по вопросам разработки государственных информационных систем с использованием платформы "ГосТех" и определения обязательности повторного использования цифровых продуктов платформы "ГосТех" при их создании и развитии и иных методических документов, детализирующих функционирование платформы "ГосТех"
Минцифры России
1 апреля 2023 г.
методические рекомендации вынесены на утверждение президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности
3.
Ввод Госмаркета в эксплуатацию, проведение мероприятий по аттестации системы по требованиям защиты информации
Минцифры России,
ФСТЭК России
31 декабря 2023 г.
утвержден приказ Минцифры России о вводе Госмаркета в эксплуатацию
4.
Ввод системы "Управление платформой "ГосТех" в эксплуатацию, проведение мероприятий по аттестации систем по требованиям защиты информации
Минцифры России,
ФСТЭК России
1 июля 2024 г.
утвержден приказ Минцифры России о вводе системы "Управление платформой "ГосТех" в эксплуатацию
5.
Разработка архитектуры следующих доменов:
"Здравоохранение",
"Образование",
"Городская среда и ЖКХ",
"Строительство",
"Транспорт",
"Спорт",
"Наука",
"Экология"
Минцифры России,
заинтересованные федеральные и региональные органы государственной власти
31 декабря 2024 г.
архитектуры доменов утверждены заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, к сфере ведения которых относятся соответствующие вопросы
6.
Разработка типовых решений по обеспечению безопасности информации, обеспечивающих сокращение сроков разработки, внедрения систем защиты информации и аттестационных мероприятий на соответствие требованиям по защите информации государственных информационных систем на платформе "ГосТех"
Минцифры России,
ФСТЭК России,
ФСБ России
31 декабря 2023 г.
модели угроз и нарушителей (типовые), техническое задание (типовое) на систему защиты информации, технический проект системы защиты информации (типовой), содержащие типовые решения по обеспечению безопасности информации, утверждены ФСТЭК России и ФСБ России
7.
Подготовка плана по разработке архитектуры доменов иных отраслей экономики и социальной сферы
Минцифры России,
заинтересованные федеральные и региональные органы государственной власти
31 декабря 2023 г.
план по разработке архитектуры доменов иных отраслей экономики и социальной сферы утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности
3-й этап (с 2024 года)
1.
Разработка архитектуры доменов деятельности иных отраслей экономики
Минцифры России
2024 - 2034 годы
архитектуры доменов деятельности утверждены заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, к сфере ведения которых относятся соответствующие вопросы
2.
Исключен. - Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2025 N 2474-р
3.
Создание и развитие государственных информационных систем в соответствии с утвержденным планом создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех"
Минцифры России,
заинтересованные федеральные и региональные органы государственной власти
2024 - 2034 годы
утверждены приказы органов государственной власти о вводе государственных информационных систем в эксплуатацию в соответствии с утвержденным планом перевода государственных информационных систем на платформе "ГосТех"