Рейтинг@Mail.ru

Распоряжение ОАО "РЖД" от 09.08.2016 N 1634р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 августа 2016 г. N 1634р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОЦЕНКЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ОАО "РЖД"

В целях формирования единообразного подхода к определению коррупционно опасных сфер деятельности ОАО "РЖД", идентификации, оценке коррупционных рисков и их минимизации, а также совершенствования системы управления рисками ОАО "РЖД" в подразделениях аппарата управления, филиалах, структурных подразделениях и негосударственных учреждениях ОАО "РЖД":

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке коррупционных рисков в ОАО "РЖД".

2. Начальнику Департамента управления дочерними и зависимыми обществами Давыдову А.Ю. инициировать проведение дочерними обществами ОАО "РЖД" корпоративных процедур по утверждению соответствующих внутренних документов, подготовленных на основании Методических рекомендаций, утвержденных настоящим распоряжением.

Президент ОАО "РЖД"

О.В.БЕЛОЗЕРОВ

Утверждены

распоряжением ОАО "РЖД"

от 09.08.2016 N 1634р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОЦЕНКЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ОАО "РЖД"

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации, разработанные в целях реализации Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 147, в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД" в области противодействия коррупции, направлены на установление в подразделениях аппарата управления, филиалах, структурных подразделениях и негосударственных учреждениях ОАО "РЖД" (далее - подразделения) общих подходов к определению конкретных направлений, бизнес-процессов и проектов деятельности подразделений, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками ОАО "РЖД" коррупционных правонарушений.

2. Положения настоящих Методических рекомендаций используются при:

1) определении перечня функций, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;

2) составлении реестра коррупционных рисков;

3) оценке коррупционных рисков;

4) ранжировании (упорядочении) коррупционных рисков на основе оценки вероятности их возникновения и степени влияния на деятельность ОАО "РЖД";

5) составлении перечня должностей, связанных с коррупционными рисками;

6) разработке комплекса мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.

3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:

1) коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица;

2) коррупционный риск - вероятность проявления коррупционных явлений, правонарушений и (или) возникновение коррупционных ситуаций, обусловленное действием (бездействием) работников ОАО "РЖД", создающим угрозу реализации прав и законных интересов ОАО "РЖД", а также условия и обстоятельства, предоставляющие возможность незаконного извлечения выгоды лицам, замещающим должности в ОАО "РЖД", при выполнении своих должностных полномочий;

3) факторы коррупционных рисков (коррупциогенные факторы), коренные причины коррупционных рисков - явление или совокупность явлений, объективные (например, доступность/незащищенность актива, отсутствие регламентации, бесконтрольность при осуществлении бизнес-процесса) и (или) субъективные (например, отрицательная, в том числе корыстная мотивация работника, неприязнь или ложно понятые интересы руководителей, контрагентов, в том числе по причине отсутствия необходимой регламентации и т.д.) предпосылки, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению, положения (проекты) нормативных документов, устанавливающие необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования, создающие условия для проявления коррупции;

4) критическая точка бизнес-процесса - подпроцесс, процедура, операция, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений и которые, как правило, совпадают с точками бизнес-процесса, обязательными для установления контрольных процедур, например:

а) ключевые события бизнес-процесса;

б) ситуации, требующие принятия работником решения, затрагивающего его личные права и законные интересы и (или) интересы иных лиц, связанных с работником;

в) операции, связанные с движением денежных средств и материальных ценностей;

г) моменты перехода прав владения/распоряжения/пользования активами;

д) смена лица, ответственного за сохранность активов;

е) преобразование вида активов (например, деньги - материалы, материалы - незавершенное производство);

ж) возникновение или смена обязательств (доходных и расходных);

з) передача полномочий одного ответственного лица другому;

и) действия, осуществляемые на стыке нескольких процессов (участок перехода ответственности);

к) изменение формы передачи информации (например, когда данные отчета, подготовленного на бумажном носителе, заносятся в информационную систему);

л) операции, в которых нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное исполнение контрольного действия (процедуры);

м) прочие действия (бездействие) и (или) решения, которые несут в себе существенные, по мнению владельцев групп бизнес-процессов, риски процесса;

5) должностные лица - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в ОАО "РЖД";

6) оценка коррупционных рисков - выявление условий и обстоятельств, определение конкретных направлений деятельности, бизнес-процессов и проектов ОАО "РЖД", при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений;

7) активы - ресурсы ОАО "РЖД", включая объекты гражданских прав (федеральные и собственные денежные средства ОАО "РЖД", инфраструктура и производственная среда, информация и т.д.);

8) реинжиниринг функций - создание принципиально новых бизнес-процессов, исключающих реализацию факторов коррупционных рисков, а также перераспределение функций между подразделениями;

9) коррупционно опасные функции - функции, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции, в частности организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольные.

4. Ответственность за оценку коррупционных рисков в рамках направлений деятельности, бизнес-процессов и проектов несут руководители соответствующих подразделений.

5. Консолидацию и координацию работы по оценке коррупционных рисков осуществляет Центр по организации противодействия коррупции.

6. Работа по выявлению и оценке коррупционных рисков в ОАО "РЖД" проводится на непрерывной основе.

II. Определение перечня функций, при реализации которых

наиболее вероятно возникновение коррупции

7. Руководители подразделений определяют применительно к своей деятельности, бизнес-процессам и проектам перечень наиболее подверженных коррупционному воздействию функций.

При определении перечня следует обратить внимание на функции, приведенные в приложении N 1.

Указанный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для конкретного подразделения.

8. Информация о возникновении коррупционно опасных рисков может быть получена в ходе анализа:

1) материалов заседаний комиссии по урегулированию конфликта интересов в ОАО "РЖД" и Комиссии по вопросам деловой этики в ОАО "РЖД";

2) статистических данных, в том числе о состоянии преступности в Российской Федерации;

3) обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных проявлениях и правонарушениях, в том числе обращений, поступивших на горячую антикоррупционную линию ОАО "РЖД", в виртуальную приемную на сайте ОАО "РЖД", Единый информационно-сервисный центр и др.;

4) уведомлений представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения работника ОАО "РЖД" к совершению коррупционных правонарушений;

5) сообщений в средствах массовой информации, глобальной сети "Интернет" и других открытых источниках о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения работниками ОАО "РЖД" требований Кодекса деловой этики ОАО "РЖД", антикоррупционной политики ОАО "РЖД";

6) материалов, представленных правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации;

7) информации о возбужденных уголовных делах коррупционной направленности, делах об административных правонарушениях в отношении работников ОАО "РЖД" и вынесенных решениях судов по соответствующим делам;

8) предписаний и запросов правоохранительных органов;

9) информации от внешних аудиторов о выявленных нарушениях, имеющих признаки коррупции, и недостатках процедур, направленных на предотвращение коррупции;

10) информации о результатах совещаний рабочих групп по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции;

11) сведений, полученных в ходе анкетирования руководителей и работников подразделений;

12) прочей информации и документации, необходимых для оценки коррупционных рисков.

Перечень источников получения информации, указанных в настоящем пункте, не является исчерпывающим.

9. При выявлении коррупционных рисков руководители подразделений исходя из мер по противодействию коррупции определяют возможные события и угрозы, способные:

негативно повлиять на достижение цели;

вызвать негативные последствия (в виде штрафных санкций, репутационных и прочих рисков для подразделения и (или) ОАО "РЖД" в целом).

Основываясь на возможных негативных событиях и угрозах, руководители подразделений выявляют следующие коррупционные риски:

1) участие работников, обладающих организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, в предпринимательской деятельности;

2) лоббирование (продвижение частных интересов);

3) торговля инсайдерской информацией;

4) взятки при реализации контрольных и надзорных функций;

5) взятки за назначение на коррупционно опасные должности;

6) взятки за неисполнение должностных обязанностей;

7) взятки за ускорение решения процедурных вопросов;

8) взятки за сокрытие чрезвычайных происшествий;

9) непринятие за вознаграждение мер к коррупционерам и др.

Выявленные риски описываются в реестре коррупционных рисков, составленном по форме согласно приложению N 2.

10. Вопросы противодействия коррупции рассматриваются руководителями подразделений на совещаниях рабочих групп, образованных в подразделении.

Для определения коррупционно опасных функций, составления реестра коррупционных рисков, оценки коррупционных рисков и их ранжирования, составления перечня должностей, которые связаны с коррупционными рисками, и разработки комплекса мер по устранению или минимизации коррупционных рисков в состав рабочей группы целесообразно включать специалистов по корпоративной безопасности, кадрам, юриспруденции, экономике, финансам, а также представителей других подразделений, которые, по мнению руководителя подразделения, необходимы в каждом конкретном случае.

11. По итогам проведения совещаний подразделениями формируются перечни коррупционно опасных функций и реестры коррупционных рисков, которые утверждаются руководителем подразделения.

12. Основанием для внесения изменений в перечень коррупционно опасных функций и реестр коррупционных рисков могут стать изменения законодательства Российской Федерации, результаты проведения оценки коррупционных рисков, мониторинга исполнения должностных обязанностей работниками и т.д.

III. Порядок оценки коррупционных рисков

13. Оценка коррупционных рисков проводится в целях выявления условий и обстоятельств, возникающих в конкретном управленческом процессе, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями для получения выгоды вопреки интересам ОАО "РЖД".

14. В ходе проведения оценки коррупционных рисков выявляются предмет коррупции (за какие действия (бездействие) предоставляется выгода) и возможные коррупционные схемы, которые могут быть использованы.

15. Все коррупционные риски признаются критичными в связи с тем, что ОАО "РЖД" не приемлет коррупцию в любых формах и проявлениях (принцип "нулевой толерантности к коррупции").

16. Управление коррупционными рисками осуществляется посредством ранжирования (упорядочения) рисков в соответствии с возможной величиной ущерба деятельности ОАО "РЖД", зависящей от вероятности совершения рисковых событий.

17. Ранжирование коррупционных рисков осуществляется в следующем порядке:

каждый коррупционный риск характеризуется по шкале вероятности возникновения и шкале воздействия, приведенных в приложении N 3;

на основе вероятности возникновения и степени воздействия для каждого риска коррупции определяется итоговая оценка. Значение итоговой оценки определяется в соответствии с матрицей итоговой оценки коррупционных рисков, приведенной в приложении N 4;

коррупционные риски ранжируются (в порядке убывания) на основе итоговой оценки рисков.

18. Информация о выявленных коррупционных рисках служит основанием для анализа существующих процедур и разработки новых, направленных на предотвращение коррупции.

IV. Порядок взаимодействия в рамках процесса идентификации

и оценки коррупционных рисков

19. Для подготовки перечня коррупционно опасных функций и реестра коррупционных рисков Центром по организации противодействия коррупции разрабатывается график работ по форме согласно приложению N 5 и утверждается ответственным в ОАО "РЖД" за работу по противодействию коррупции.

20. Руководители подразделений представляют в сроки, установленные графиком работ, результаты оценки коррупционных рисков (в форме реестра коррупционных рисков) в Центр по организации противодействия коррупции.

21. Центр по организации противодействия коррупции консолидирует в общем реестре коррупционных рисков информацию о рисках и представляет реестр на рассмотрение ответственному в ОАО "РЖД" за работу по противодействию коррупции.

22. При возникновении новых и реализации существующих коррупционных рисков руководители подразделений в течение месяца с момента их выявления информируют Центр по организации противодействия коррупции для своевременного обновления реестра коррупционных рисков.

23. На основании реестра коррупционных рисков руководители подразделений анализируют эффективность существующих процедур по предотвращению коррупции и разрабатывают новые.

V. Формирование перечня должностей, связанных

с коррупционными рисками

24. Должности, которые являются ключевыми для совершения коррупционных правонарушений, определяются с учетом высокой степени свободы принятия решений, вызванной спецификой трудовой деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями.

Признаками, характеризующими коррупционное поведение должностного лица при осуществлении коррупционно опасных функций, могут служить:

1) необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков при принятии решений, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;

2) использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;

3) предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на работу в ОАО "РЖД";

4) оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;

5) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении должностных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;

6) требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

7) нарушение должностными лицами требований нормативных правовых и локальных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными (трудовыми) обязанностями;

8) искажение, сокрытие или представление заведомо ложных сведений в учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом трудовой деятельности;

9) попытка несанкционированного доступа к информационным ресурсам;

10) действия распорядительного характера, превышающие или не относящиеся к должностным (трудовым) обязанностям;

11) бездействие в случаях, требующих принятия решений в соответствии с должностными (трудовыми) обязанностями;

12) получение должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства, чтение лекций и иную преподавательскую деятельность;

13) получение должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц;

14) совершение частых или крупных сделок между подразделением и субъектами предпринимательской деятельности, участниками которых или руководящие должности в которых замещают родственники должностных лиц ОАО "РЖД";

15) совершение финансово-хозяйственных операций с очевидными (даже не для специалиста) нарушениями законодательства Российской Федерации.

Указанные признаки не являются исчерпывающими.

25. По итогам анализа признаков, указанных в пункте 24 настоящих Методических рекомендаций, руководитель подразделения актуализирует перечень должностей подразделения, которые связаны с коррупционными рисками, и направляет его в Центр по организации противодействия коррупции для консолидации и подготовки к утверждению президентом ОАО "РЖД".

Уточнение (корректировку) перечня должностей, которые связаны с коррупционными рисками, необходимо осуществлять по результатам оценки коррупционных рисков не реже одного раза в год.

26. Лица, замещающие должности, включенные в утвержденный перечень должностей, по решению работодателя ежегодно должны представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

VI. Разработка комплекса мер по устранению или минимизации

коррупционных рисков

27. Меры по устранению и минимизации коррупционных рисков для каждой критической точки бизнес-процесса вырабатываются в зависимости от особенностей конкретного бизнес-процесса и включают:

1) регламентацию способа и сроки совершения действий работником в критической точке бизнес-процесса;

2) реинжиниринг функций;

3) совершенствование механизма отбора должностных лиц для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения;

4) сокращение количества должностных лиц, участвующих в принятии управленческих решений;

5) сокращение сроков принятия управленческих решений;

6) ведение или расширение процессуальных форм внешнего взаимодействия работников с представителями контрагентов, органов государственной власти и др. (например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия);

7) установление дополнительных форм отчетности работников о результатах принятых решений;

8) установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий должностным лицом при осуществлении коррупционно опасной функции.

28. В целях недопущения совершения должностными лицами коррупционных правонарушений необходимо осуществлять на постоянной основе:

организацию внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей. При этом должны проверяться достоверность и полнота сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, осуществляться контроль за соответствием расходов доходам не только на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, но и жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности работников ОАО "РЖД" в средствах массовой информации;

проведение разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно опасных функций.

VII. Мониторинг исполнения должностных обязанностей

работниками, деятельность которых связана

с коррупционными рисками

29. Основными задачами мониторинга исполнения должностных обязанностей работниками, деятельность которых связана с коррупционными рисками, являются:

1) своевременная фиксация отклонения действий должностных лиц от установленных норм, правил служебного поведения;

2) выявление и анализ факторов, способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных полномочий;

3) подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности должностных лиц;

4) корректировка перечня коррупционно опасных функций и реестра коррупционных рисков, а также перечня должностей, которые связаны с коррупционными рисками.

30. Проведение мониторинга осуществляется путем сбора информации о признаках и фактах коррупционной деятельности должностных лиц.

31. При проведении мониторинга:

формируется набор показателей, характеризующих антикоррупционное поведение должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками;

обеспечивается взаимодействие с подразделениями в целях изучения документов, иных материалов, содержащих сведения о коррупционных нарушениях.

32. Результатами проведения мониторинга являются:

подготовка материалов о несоблюдении должностными лицами при исполнении должностных обязанностей требований Кодекса деловой этики ОАО "РЖД" и Положения об урегулировании конфликта интересов в ОАО "РЖД";

подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности должностных лиц, а также по внесению изменений в перечень коррупционно опасных функций, реестр коррупционных рисков, а также в перечень должностей, которые связаны с коррупционными рисками.

Мониторинг исполнения должностных обязанностей работниками осуществляет руководитель подразделения на постоянной основе.

VIII. Порядок внесения изменений

33. Ответственным за актуализацию настоящих Методических рекомендаций является Центр по организации противодействия коррупции.

34. Инициатор внесения изменений представляет в Центр по организации противодействия коррупции обоснование целесообразности их внесения.

35. Решение о целесообразности внесения изменений в настоящие Методические рекомендации принимает ответственный в ОАО "РЖД" за работу по противодействию коррупции.

36. Проект изменений, вносимых в настоящие Методические рекомендации, после оценки их целесообразности проходит процедуру согласования в установленном порядке.

Приложение N 1

к Методическим рекомендациям

по оценке коррупционных рисков

в ОАО "РЖД"

ПЕРЕЧЕНЬ КОРРУПЦИОННО ОПАСНЫХ ФУНКЦИЙ

Закупки

1. Выбор способа закупки

2. Формирование закупочной документации (в том числе разработка требований к поставщику, объекты закупки и т.п.)

3. Информирование поставщиков о проведении конкурса, аукциона и формирование списков участников закрытых конкурсных процедур

4. Проведение закупочных процедур

5. Ведение реестра поставщиков (в том числе реестра недобросовестных поставщиков)

6. Выбор поставщика товаров, работ, услуг

Заключение договоров и контроль за их исполнением

7. Согласование договоров

8. Внесение изменений в договоры

9. Приемка товаров, работ, услуг

Строительство, обслуживание и ремонт

объектов инфраструктуры

10. Подготовка и утверждение проектно-сметной документации

11. Привлечение контрагентов (в том числе выбор контрагентов и заключение договоров подряда, субподряда) для выполнения работ по строительству, ремонту и обслуживанию объектов инфраструктуры

12. Закупка/контроль использования товарно-материальных ценностей при выполнении работ по строительству/ремонту/обслуживанию объектов инфраструктуры

13. Приемка работ по договорам строительства, ремонта и обслуживания объектов инфраструктуры

14. Проведение комиссионных осмотров состояния объектов инфраструктуры

15. Получение разрешений (строительных лицензий, сертификатов) на строительство и ремонт объектов инфраструктуры

16. Выбор контрагентов и заключение договоров с посредниками, консультантами, агентами и третьими лицами, причастными к получению разрешений (строительных лицензий, сертификатов)

Инвестиции и управление стратегическими

инвестиционными проектами

17. Согласование и утверждение инвестиционных проектов ОАО "РЖД" (в том числе выбор объектов для инвестирования)

18. Распределение инвестиций и финансирования дочерних обществ ОАО "РЖД"

19. Контроль и отчетность по инвестиционным проектам

20. Закрытие инвестиционных проектов

Экономика и финансы

21. Установление кредитных лимитов и контроль за ними

22. Размещение денежных средств

23. Привлечение финансирования (в том числе кредитных средств)

24. Хеджирование финансовых рисков (в том числе выбор контрагентов и заключение договоров хеджирования)

25. Казначейские операции/платежи

26. Покупка/продажа производных финансовых инструментов

Сдача активов в аренду

27. Выбор контрагентов на заключение договоров предоставления имущества в аренду ОАО "РЖД"

28. Установление ставки арендной платы

29. Приемка имущества после окончания срока аренды

30. Списание имущества, вывод имущества из эксплуатации

Реализация/списание активов

31. Оценка активов (в том числе присвоение категорий годности старогодным рельсам)

32. Утилизация/списание активов (в том числе выбор контрагентов, заключение договоров, выставление и урегулирование претензий и т.д.)

33. Реализация активов (в том числе выбор контрагентов, заключение договоров, выставление и урегулирование претензий и т.д.)

Грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки

34. Согласование заявок на перевозку грузов, предоставление услуг по использованию инфраструктуры (в том числе определение приоритета поступивших заявок)

35. Определение стоимости услуг по перевозке грузов, использованию инфраструктуры для грузоотправителей и перевозчиков

36. Предоставление скидок грузоотправителям и перевозчикам

37. Проверка грузов перед отправкой, во время перевозки, по прибытии на пункт назначения

Энергоснабжение

38. Взаимодействие с органами государственной власти по вопросам пересмотра и утверждения тарифов на энергоресурсы (в том числе тарифов на транзит электроэнергии и воды сторонним потребителям)

39. Сертификация электроэнергии, питьевой воды

40. Покупка энергоресурсов (в том числе выбор контрагентов и заключение договоров)

41. Транзитная поставка энергоресурсов сторонним потребителям

42. Обслуживание систем учета энергоресурсов (например, АСКУЭ)

43. Подключение к сетям ОАО "РЖД" сторонних потребителей энергоресурсов

44. Учет энергоресурсов

45. Реализация дизельного топлива

Взаимодействие с общественными организациями,

государственными органами и средствами массовой информации

46. Взаимодействие с органами государственной власти по вопросам:

обоснования и утверждения тарифов, выделения субсидий и налоговых льгот;

получения лицензий, сертификатов, разрешений, патентов и т.п.;

привлечения государственного финансирования (в том числе субсидий и налоговых льгот);

применения санкций к работникам, причастным к совершению серьезных нарушений/преступлений

47. Проведение мероприятий с участием представителей органов государственной власти, средств массовой информации и контрагентов

48. Взаимодействие с органами государственного контроля при проведении проверок, выполнении полученных предписаний (в т.ч. по вопросам охраны труда и обеспечения промышленной безопасности)

49. Размещение и публикация информации о деятельности ОАО "РЖД" в средствах массовой информации

50. Выбор контрагентов и заключение договоров с посредниками, консультантами, агентами и третьими лицами, причастными к процессу взаимодействия с общественными организациями, органами государственной власти и средствами массовой информации

Подарки, командировочные и представительские расходы

51. Дарение и получение подарков

52. Возмещение командировочных и представительских расходов

53. Отражение подарков, представительских и командировочных расходов в учете

Корпоративная безопасность

54. Проведение расследований по фактам получения жалоб и информации о нарушениях, имеющих признаки мошенничества или коррупции

55. Применение дисциплинарных санкций к работникам ОАО "РЖД", причастным к коррупционным действиям или мошенничеству

56. Привлечение охранных организаций (в том числе выбор охранных организаций и заключение договоров)

57. Оценка благонадежности контрагентов (должная осмотрительность) при выполнении процедур, требующих проверки благонадежности контрагентов, например при проведении закупочных процедур, заключении договоров

58. Допуск лиц к конфиденциальной информации и ИТ ресурсам ОАО "РЖД"

59. Допуск лиц, автотранспортных средств и грузов на территорию, охраняемую ОАО "РЖД"

60. Выдача разрешений на вывоз с территории ОАО "РЖД" и перемещение по территории активов, товарно-материальных ценностей и т.д.

Правовое обеспечение деятельности

61. Открытие, ликвидация или изменение доли собственности юридических лиц

62. Реализация имущества или имущественных прав

63. Уступка (цессия), приобретение прав требования

64. Привлечение посредников, агентов или третьих лиц для участия в судебных разбирательствах (в том числе выбор компаний и заключение договоров)

65. Проведение переговоров с контрагентами по урегулированию претензий, устранению разногласий в досудебном порядке или в рамках судебного разбирательства

66. Взаимодействие с судами и органами государственной власти в рамках судебных разбирательств

Проведение проверок

67. Взаимодействие с руководителями и работниками проверяемого подразделения по вопросам:

организации проведения внутренней проверки и досуга работников проверяющего подразделения;

выявления причин недостатков и нарушений;

определения степени вины и ответственности работников

68. Формирование и утверждение планов проверок

69. Применение дисциплинарных мер к работникам ОАО "РЖД", причастным к совершению нарушений

70. Взаимодействие с государственными органами по вопросам:

расследования/ликвидации инцидентов, аварий, несчастных случаев (в том числе железнодорожных происшествий);

применения санкций к работникам, причастным к совершению серьезных нарушений/преступлений

71. Составление отчета о результатах проверки (качество, полнота, достоверность и объективность информации)

72. Использование работниками конфиденциальной и инсайдерской информации, а также информации, составляющей коммерческую тайну ОАО "РЖД" (дочерних обществ ОАО "РЖД"), полученной в рамках проведения проверок

Формирование отчетности (бухгалтерской, финансовой,

управленческой, налоговой)

73. Списание дебиторской задолженности

74. Проведение сверок и урегулирование разногласий во взаиморасчетах с контрагентами

75. Отражение в учете деятельности по благотворительности и спонсорству, подарков и представительских расходов

Корпоративное управление

76. Определение позиции представителей ОАО "РЖД" в советах директоров дочерних обществ по вопросам одобрения сделок дочерних обществ

77. Принятие решения о приобретении долей участия в хозяйственных обществах (иностранных организациях)

78. Принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации дочерних обществ

79. Принятие решения о заключении корпоративных договоров, определяющих порядок взаимодействия с другими акционерами дочерних обществ

80. Принятие решения о структуре органов управления дочерних обществ, в том числе в части компетенции, порядка принятия решений

Благотворительная и спонсорская деятельность

81. Выбор объектов благотворительной/спонсорской деятельности

82. Заключение договоров на оказание благотворительной/спонсорской помощи

83. Оказание благотворительной/спонсорской помощи

Управление персоналом

84. Проведение периодической аттестации работников (для категорий работников, подлежащих обязательной аттестации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации)

85. Подбор и найм работников

86. Оформление и ведение личных дел работников

87. Повышение работников в должности/повышение заработной платы работникам

88. Премирование работников

89. Реализация социальных программ

90. Организация корпоративных мероприятий, проведение обучения и повышения квалификации работников (в том числе выбор контрагентов, заключение договоров)

Страхование

91. Выбор объектов страхования

92. Согласование страховых рисков

93. Выбор контрагентов/заключение договоров страхования (в том числе определение размера страховой выплаты и страховых премий)

94. Урегулирование ущерба и страхового возмещения по страховым случаям

Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

по оценке коррупционных рисков

в ОАО "РЖД"

Реестр коррупционных рисков

Филиал, структурное подразделение ОАО "РЖД"

Направление деятельности/бизнес-процесс/проект

N риска

Риск

Описание риска

Тип риска

Оценка риска

Итоговая оценка

Комментарии

вероятность

воздействие

очень высокая,

высокая,

средняя,

низкая,

очень низкая

очень высокое,

высокое,

среднее,

низкое,

очень низкое

Приложение N 3

к Методическим рекомендациям

по оценке коррупционных рисков

в ОАО "РЖД"

ВЕРОЯТНОСТЬ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТЕПЕНЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

Шкала вероятности (справочно)

Вероятность реализации риска (в рамках оцениваемого периода)

Интерпретация

Очень низкая

событие почти точно не произойдет

Низкая

событие возможно, но скорее не произойдет. Имеются некоторые предпосылки

Средняя

умеренная вероятность наступления события. Весьма возможно, что событие реализуется

Высокая

событие скорее произойдет, чем не произойдет

Очень высокая

событие почти точно произойдет

Шкала воздействия (справочно)

Степень воздействия

Финансовое влияние

Очень низкая

менее X млн. рублей

Низкая

от X до XX млн. рублей

Средняя

от XX до XXX млн. рублей

Высокая

от XXX до XXXX млн. рублей

Очень высокая

более XXXX млн. рублей

Приложение N 4

к Методическим рекомендациям

по оценке коррупционных рисков

в ОАО "РЖД"

МАТРИЦА ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

Рисунок (не приводится)

Приложение N 5

к Методическим рекомендациям

по оценке коррупционных рисков

в ОАО "РЖД"

График

работ по подготовке перечня коррупционно опасных функций

и реестра коррупционных рисков

N

Направление деятельности/бизнес-процесс/проект

Наименование подразделения, ФИО, должность ответственного за оценку рисков

Сроки завершения работ

Периодичность проведения работ

Другие документы по теме
<О внесении изменений в перечень банков, утв. распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р>
"Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на 2020 год"
"Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2020 год"
Ошибка на сайте