Распоряжение ОАО "РЖД" от 20.08.2009 N 1754р
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 августа 2009 г. N 1754р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
С ЛЮДЬМИ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВОМ, ПРОИСШЕДШИХ
В ЗОНЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
В целях приведения существующего в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД" порядка расследования и учета случаев травмирования граждан в соответствие с Положением о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 июля 2008 года N 97:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2010 года прилагаемую Инструкцию об организации расследования и учета несчастных случаев с людьми, не связанных с производством, происшедших в зоне движения поездов.
2. Начальнику Департамента по организационно штатным вопросам Костенец И.А., начальнику Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Черкасову В.В. предусмотреть:
2.1. при реформировании структуры управления ОАО "РЖД" в Дирекции инфраструктуры функции по расследованию и учету несчастных случаев с гражданами, а также по организации и проведению профилактической работы по предупреждению травматизма граждан;
2.2. во вновь создаваемых филиалах должности специалистов для выполнения требований нормативно-правовых актов Российской Федерации и функций, указанных в пункте 2.1.
3. Начальнику Департамента электрификации и электроснабжения Федотову С.А. обеспечить организацию в хозяйстве электрификации и электроснабжения расследования и учета случаев травмирования электрическим током граждан, не связанных с производством.
4. Руководителям филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД":
а) данную Инструкцию довести до сведения причастных работников;
б) организовать работу по профилактике непроизводственного травматизма, проведению служебного расследования и учета случаев травмирования граждан, в соответствии с утвержденной Инструкцией.
Старший вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.ГАПАНОВИЧ
Утверждена
Распоряжением ОАО "РЖД"
от 20.08.2009 N 1754р
ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
С ЛЮДЬМИ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВОМ, ПРОИСШЕДШИХ
В ЗОНЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция об организации расследования и учета несчастных случаев с людьми, не связанных с производством, происшедших в зоне движения поездов (далее - Инструкция), разработана на основании Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.07.2008 N 97, зарегистрированного Минюстом России от 18.11.2008 N 12685.
2. Настоящая Инструкция устанавливает порядок:
проведения служебного расследования и учета транспортных происшествий в ОАО "РЖД", повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан движущимся железнодорожным подвижным составом (далее - транспортное происшествие или несчастный случай с гражданами в зоне движения поездов);
организации работы по предупреждению несчастных случаев с гражданами в зоне движения поездов;
взаимодействия филиалов ОАО "РЖД" между собой, с представителями органов исполнительной власти и других организаций - участников перевозочного процесса, владельцев объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, не входящих в структуру ОАО "РЖД".
3. Инструкция распространяется на все филиалы и структурные подразделения ОАО "РЖД".
4. Инструкция применяется при служебном расследовании и учете несчастных случаев с гражданами в результате воздействия движущегося железнодорожного подвижного состава, в том числе:
наезда подвижного состава;
падения с подвижного состава во время его движения;
зажатия автоматическими дверями при посадке (высадке) пассажиров;
зажатия (падения) между подвижным составом и искусственным сооружением.
5. Задачами служебного расследования являются:
установление обстоятельств и причин транспортного происшествия;
оформление материалов служебного расследования.
6. Данная инструкция применяется также при расследовании транспортных происшествий с работниками филиалов ОАО "РЖД", произошедших в нерабочее время.
II. Порядок информирования о случаях транспортных
происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью
граждан движущимся железнодорожным подвижным составом
7. Передача сообщения о случаях транспортного происшествия или обнаружения травмированного (погибшего) человека осуществляется незамедлительно любыми доступными средствами связи в следующем порядке:
а) локомотивная бригада, водитель ССПС и другого самоходного подвижного состава сообщают дежурному по железнодорожной станции или поездному диспетчеру (при транспортном происшествии или обнаружении травмированного на железнодорожной станции), дежурному ближайшей железнодорожной станции или поездному диспетчеру (при транспортном происшествии на перегоне);
б) локомотивная бригада (водитель ССПС) по прибытии в депо приписки (место постоянной дислокации для ССПС) - руководителю своего структурного подразделения;
в) другие работники ОАО "РЖД" при обнаружении пострадавшего (погибшего), а также при получении информации от очевидцев транспортного происшествия сообщают дежурному ближайшей железнодорожной станции или своему непосредственному руководителю, который в свою очередь полученную информацию передает дежурному по станции;
г) дежурный по железнодорожной станции при получении информации о несчастном случае с гражданами в зоне движения поездов сообщает:
поездному диспетчеру;
в линейное отделение внутренних дел на железнодорожном транспорте;
дежурному по структурному подразделению ОАО "РЖД" или владельцу объекта инфраструктуры, на территории которого произошел случай;
д) поездной диспетчер передает полученную информацию:
старшему диспетчеру по управлению перевозками диспетчерского центра управления перевозками;
в адреса, указанные в подпункте г), в случае нахождения железнодорожной станции на диспетчерском управлении и при поступлении информации о несчастном случае от локомотивной бригады;
е) старший диспетчер по управлению перевозками диспетчерского центра управления перевозками при получении информации о несчастном случае с гражданами в зоне движения поездов передает ее дежурному по Центру управления содержанием инфраструктуры или дежурному по подразделению функционального филиала или иного структурного подразделения ОАО "РЖД", осуществляющего свою деятельность в границах железной дороги, на территории которого произошел несчастный случай;
ж) дежурный по Центру управления содержанием инфраструктуры или дежурный по подразделению функционального филиала (иного структурного подразделения ОАО "РЖД") при получении информации о несчастном случае в соответствии с установленным в филиале порядком передает ее руководству филиала;
з) дирекция инфраструктуры, подразделение функционального филиала или иное структурное подразделение ОАО "РЖД", осуществляющее свою деятельность в границах железной дороги, на территории которого произошел несчастный случай, направляет в Службу охраны труда и промышленной безопасности железной дороги информацию о несчастном случае в порядке, установленном руководством железной дороги;
и) дирекция инфраструктуры, подразделение функционального филиала или иное структурное подразделение ОАО "РЖД", осуществляющее свою деятельность в границах железной дороги, на территории которого произошел несчастный случай, в течение одних суток с даты происшествия направляет информацию в Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, в Службу охраны труда и промышленной безопасности железной дороги, соответствующую Центральную дирекцию, которая, в свою очередь, информирует курирующего данное направление вице-президента ОАО "РЖД" о групповом несчастном случае с гражданами в зоне движения поездов, связанном с причинением вреда жизни или здоровью двум и более гражданам, движущимся подвижным составом, а также о несчастном случае, связанном с причинением вреда жизни или здоровью граждан движущимся скоростным (высокоскоростным) подвижным составом.
8. Руководитель структурного подразделения, на территории которого произошло транспортное происшествие, в течение 3-х суток с момента получения информации о несчастном случае организовывает его расследование и отправляет телеграфной или факсимильной связью сообщение причастным подразделениям ОАО "РЖД", при необходимости, другим участникам перевозочного процесса.
В сообщении указывается:
а) дата, время и место транспортного происшествия (с указанием километра и пикета);
б) количество травмированных (погибших) граждан;
в) при наличии данных - фамилия, имя, отчество, возраст, место работы, место жительства пострадавшего (пострадавших);
г) предварительные обстоятельства транспортного происшествия или обнаружения граждан;
д) номер, тип (пассажирский, грузовой, пригородный) поезда, совершившего наезд, депо приписки локомотива и локомотивной бригады.
9. В каждом структурном подразделении, филиале устанавливается локальным нормативным документом порядок информирования руководителей структурных подразделений, филиалов по случаям транспортных происшествий.
10. Ответственными за организацию своевременной передачи информации о транспортном происшествии в структурных подразделениях, филиалах ОАО "РЖД" являются руководители этих подразделений.
III. Порядок действий на месте транспортного происшествия,
повлекшего причинение вреда жизни или здоровью граждан
движущимся железнодорожным подвижным составом
11. Работники ОАО "РЖД", кроме работников, обслуживающих пассажирские скоростные поезда в пути следования, при транспортном происшествии или обнаружении травмированного человека на железнодорожных путях общего и необщего пользования или в полосе отвода организуют:
а) оказание помощи травмированному человеку;
б) вызов скорой медицинской помощи;
в) отправку пострадавшего до ближайшей железнодорожной станции при невозможности прибытия на место травмирования медицинских работников;
г) сохранение до начала расследования обстановки, какой она была на момент происшествия, если это не оказывает влияние на движение железнодорожного подвижного состава, не угрожает жизни и здоровью пострадавшего и других лиц, а в случае невозможности ее сохранения - фиксирование сложившейся обстановки (составить схемы, планы и др.);
д) фиксирование данных о пострадавшем и очевидцах транспортного происшествия.
12. Руководитель подразделения (начальник участка (цеха), дорожный мастер и др.), на территории которого произошло транспортное происшествие, проводит первичный осмотр места происшествия.
При осмотре места транспортного происшествия обращается внимание на расположение подвижного состава (локомотива, вагонов), состояние пешеходных переходов, расположенных в одном уровне с железнодорожными путями, ограждения зоны движения поездов, искусственных сооружений, предметов, имеющих отношение к данному происшествию, маршрутов подхода к месту происшествия, наличие информационных знаков и предупреждающих плакатов и т.д.
По результатам осмотра транспортного происшествия:
- составляется схема нахождения пострадавшего и расположение подвижного состава в момент случая травмирования граждан и после него;
- составляются акты осмотра места транспортного происшествия, прилегающей территории и объектов инфраструктуры;
- собираются объяснения очевидцев происшествия и пострадавших (по возможности);
- фиксируются данные о пострадавшем и очевидцах транспортного происшествия;
- фиксируются погодные условия и время суток в момент травмирования граждан.
IV. Порядок расследования транспортных происшествий,
повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан
движущимся железнодорожным подвижным составом
13. Для служебного расследования случаев транспортных происшествий руководителем структурного подразделения, на территории которого произошло данное транспортное происшествие, формируется комиссия (в составе не менее 3-х человек).
14. Для участия в служебном расследовании в состав комиссии приглашаются представители органов внутренних дел на железнодорожном транспорте, сторонних организаций <*> (при необходимости), владельца объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта или железнодорожного подвижного состава, не входящих в структуру ОАО "РЖД".
--------------------------------
<*> Сторонняя организация:
оператор, участвующий в осуществлении перевозочного процесса по железным дорогам ОАО "РЖД";
перевозчик, принявший на себя обязательства перед пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями по выполнению перевозки с использованием железных дорог ОАО "РЖД";
строительно-монтажная или ремонтная организация, сдавшая законченные строительством или отремонтировавшая объекты инфраструктуры ОАО "РЖД", железнодорожный подвижной состав в пределах срока гарантийных обязательств перед ОАО "РЖД";
организация, выполняющая техническое обслуживание технических средств, устройств, сооружений железных дорог ОАО "РЖД" на правах аутсорсинга или ином праве.
15. В комиссию по служебному расследованию транспортного происшествия, произошедшего с работниками филиала ОАО "РЖД", приглашается представитель подразделения, работником которого является травмированный.
16. Транспортные происшествия расследуются филиалами по месту происшествия:
на путях общего и необщего пользования (кроме случаев зажатия граждан автоматическими дверями) - структурным подразделением ОАО "РЖД", на балансе которого находятся пути (далее - балансодержатель), владельцами и арендаторами этих путей;
на путях необщего пользования, расположенных на территории структурных подразделений, филиалов (тракционных, подъездных и др.), - этими структурными подразделениями;
случаи зажатия граждан автоматическими дверями - балансодержателями, владельцами или арендаторами подвижного состава;
случаи зажатия (падения) между подвижным составом и искусственным сооружением - структурным подразделением ОАО "РЖД" - на балансе которого находятся пути (далее - балансодержатель), владельцами и арендаторами этих путей с привлечение причастных.
17. В процессе служебного расследования выясняется и документально оформляется:
а) объяснения очевидцев происшествия и пострадавших (по возможности);
б) данные расшифровки скоростемерной ленты локомотива, модуля памяти или кассеты регистрации параметров движения поезда о времени и скорости при наезде (столкновении), режиме торможения и тормозном пути (данные предоставляются балансодержателем или запрашиваются у владельца подвижного состава);
в) данные о зоне видимости движения локомотива в месте транспортного происшествия (справка);
г) сведения о лицах, управлявших железнодорожным подвижным составом, их объяснения, заключение об их медицинском освидетельствовании, проведенном в установленном порядке (справка представляется депо приписки локомотивной бригады, балансодержателем или запрашиваются у владельца подвижного состава);
д) действия лиц, управлявших железнодорожным подвижным составом, при следовании поезда и принимаемые меры к предотвращению транспортного происшествия (справка);
е) техническое состояние железнодорожного подвижного состава (справка);
ж) акты осмотра места транспортного происшествия, прилегающей территории и объектов инфраструктуры, наличие и состояние предупреждающих знаков.
Если транспортное происшествие произошло в темное время суток, то отражается состояние освещения места травмирования (гибели).
18. Служебное расследование транспортного происшествия (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится в течение 5 дней. Служебное расследование транспортного происшествия (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, или транспортного происшествия (в том числе группового) со смертельным исходом проводится в течение 15 дней.
V. Порядок оформления материалов служебного
расследования транспортных происшествий, повлекших
причинение вреда жизни или здоровью граждан движущимся
железнодорожным подвижным составом
19. На основании материалов служебного расследования составляется акт служебного расследования транспортного происшествия (Приложение 1).
20. Материалы по служебному расследованию транспортного происшествия должны содержать следующие документы:
опись материалов;
адресную телеграмму о транспортном происшествии;
акт служебного расследования;
план (схему), а при необходимости - фото и видеоматериалы места происшествия;
акт осмотра места транспортного происшествия, прилегающей территории и объектов инфраструктуры, имеющих значение при установлении причин случая травмирования граждан, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан;
результаты расшифровки скоростемерной ленты локомотива, модуля памяти или кассеты регистрации параметров движения поезда, причинившего вред жизни или здоровью граждан;
справки о техническом состоянии железнодорожного подвижного состава, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеющих отношение к расследуемому транспортному происшествию, наличия и состояния предупреждающих знаков;
сведения о погодных условиях, зафиксированных на момент происшествия;
сведения о лицах, управлявших железнодорожным подвижным составом, их объяснения, заключение об их медицинском освидетельствовании, проведенном в установленном порядке;
объяснения очевидцев происшествия и пострадавших (по возможности);
список пострадавших с указанием их домашнего адреса и места работы;
дополнительно запрашивается заключение органов внутренних дел на транспорте об установлении признаков преступления, самоубийства или опознания неизвестного пострадавшего, которое в дальнейшем приобщается к материалам расследования.
21. Акты, справки, схемы, эскизы, результаты проведенных экспериментов и другие документы подписываются лицами, составившими и представившими данные документы, и членами комиссии.
22. Акт служебного расследования составляется на каждого травмированного (погибшего), в том числе и при групповом случае травмирования (гибели) граждан, и подписывается всеми членами комиссии.
23. В случае несогласия кого-либо из членов комиссии с результатами расследования данное лицо подписывает акт и прилагает обоснования несогласия.
24. Подписанные членами комиссии акты служебного расследования транспортного происшествия направляются:
руководителям филиалов, организаций, принимавших участие в расследовании транспортного происшествия;
в службу (отдел) филиала, ведающую вопросами предупреждения несчастных случаев с гражданами в зоне движения поездов, осуществляющую взаимодействие со страховыми организациями;
в адрес пострадавшего или его родственников (по требованию).
25. При причастности сторонних организаций к транспортному происшествию структурные подразделения, проводящие служебное расследование, приглашают представителей этих организаций (телеграммой, факсом, телефонограммой) принять участие в служебном расследовании транспортного происшествия.
26. Представителю сторонней организации, прибывшему на служебное расследование, предоставляется возможность участвовать в служебном расследовании с правом подписания материалов расследования.
27. В случае отказа от участия в служебном расследовании или неприбытия на расследование представителя сторонней организации в акте служебного расследования делается отметка об отсутствии представителя указанной организации.
28. Исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 15.04.2013 N 900р.
29. Ответственным за организацию служебного расследования транспортного происшествия, своевременность и правильность оформления материалов расследования и их сохранность является руководитель филиала, на территории которого они произошли.
VI. Порядок учета транспортных происшествий,
повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан
движущимся железнодорожным подвижным составом,
и предоставления отчетности
30. Структурные подразделения, филиалы ОАО "РЖД", проводящие расследование, в течение 3 суток с момента получения информации о транспортных происшествиях, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, обеспечивают их регистрацию в журнале формы ТНУ-20 и ввод данных в АСУ Травматизм.
Введенные данные корректируются по завершении служебного расследования.
31. Исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 15.04.2013 N 900р.
32. Случаи транспортных происшествий учитываются филиалами ОАО "РЖД" по месту происшествия:
на путях общего и необщего пользования (кроме случаев зажатия граждан автоматическими дверями) - балансодержателями, владельцами или арендаторами этих путей;
на путях необщего пользования, расположенных на территории структурных подразделений, филиалов (тракционных, подъездных и др.), - этими филиалами;
случаи зажатия граждан автоматическими дверями - балансодержателями, владельцами или арендаторами подвижного состава;
случаи зажатия (падения) между подвижным составом и искусственным сооружением балансодержателями, владельцами или арендаторами этих путей, если в результате расследования не установлена вина других хозяйств по неудовлетворительному содержанию объектов транспортной инфраструктуры, повлекшей случай травмирования;
все спорные случаи транспортных происшествий рассматриваются заместителями главных инженеров железных дорог по территориальному управлению.
33. Руководители филиалов ежемесячно обеспечивают сверку данных о травмированных гражданах с данными органов внутренних дел на транспорте.
34. Структурные подразделения, филиалы по запросу органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставляют данные о транспортных происшествиях.
35. Отчетность о транспортных происшествиях (несчастных случаях с гражданами в зоне движения поездов) осуществляется в соответствии с формами и порядком, установленными ОАО "РЖД".
VII. Организация работы по предупреждению транспортных
происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью
граждан движущимся железнодорожным подвижным составом
36. По результатам служебных расследований транспортных происшествий проводится анализ причин несчастных случаев.
37. На основе анализа структурными подразделениями, филиалами ОАО "РЖД" разрабатываются организационные и технические мероприятия по предупреждению несчастных случаев с гражданами в зоне движения поездов.
38. Организационные мероприятия включают в себя:
проведение среди населения информационной работы о соблюдении требований правил безопасности граждан в зонах повышенной опасности, проезда и перехода через железнодорожные пути, используя для этого средства массовой информации, в том числе печать, радио, кино, телевидение, видеодисплеи в местах массового нахождения граждан и др.;
разработку, тиражирование и распространение среди граждан, детей, учащихся памяток, буклетов и др. по безопасному нахождению на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта;
проведение совместных рейдов с органами внутренних дел на транспорте и работниками ФГП Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации.
39. Технические мероприятия включают в себя:
строительство (реконструкцию) пешеходных мостов, тоннелей, пешеходных переходов в одном уровне с железнодорожными путями, пассажирских платформ;
капитальный ремонт пешеходных мостов, тоннелей, пешеходных переходов в одном уровне с железнодорожными путями, пассажирских платформ;
ограждений зоны движения поездов;
оборудование речевыми информаторами о приближении поезда;
оборудование системами световой и звуковой сигнализации о приближении поезда у пешеходных переходов;
установку предупредительных знаков, плакатов по безопасности граждан;
вырубка растительности в зоне видимости пешеходного перехода;
нанесение на пассажирских платформах линий (полос) безопасности.
40. В целях предупреждения несчастных случаев структурные подразделения, филиалы на основе разработанных организационно-технических мероприятий формируют, в том числе в АСУ Травматизм, и реализуют годовые планы по предупреждению несчастных случаев с гражданами в зоне движения поездов.
41. Годовые планы организационно-технических мероприятий утверждаются руководством филиала и направляются в Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" для обобщения и контроля за их выполнением.
42. Контроль выполнения мероприятий по предупреждению несчастных случаев с гражданами в зоне движения поездов проводится при проведении комиссионных осмотров и проверках структурных подразделений ОАО "РЖД".
Приложение 1