Распоряжение ФТС России от 20.05.2015 N 151-р
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. N 151-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФТС РОССИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В целях организации межведомственного взаимодействия ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и организациями с использованием технологических карт межведомственного взаимодействия для предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций, в том числе проведения мониторинга межведомственного электронного взаимодействия ФТС России и федеральных органов исполнительной власти, и использования государственной информационной системы "Проектирование ТКМВ":
1. Утвердить прилагаемый порядок организации межведомственного взаимодействия ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и организациями с использованием технологических карт межведомственного взаимодействия для предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций, в том числе проведения мониторинга межведомственного электронного взаимодействия (далее - Порядок).
2. Начальникам структурных подразделений ФТС России, ответственных за предоставление государственных услуг и осуществление государственных функций, региональных таможенных управлений, таможен, начальнику Главного управления информационных технологий ФТС России Д.В. Данилину, начальнику Центрального информационно-технического таможенного управления А.А. Тимофееву обеспечить назначение должностных лиц, ответственных за исполнение требований Порядка.
3. Главному управлению информационных технологий ФТС России (Д.В. Данилин) обеспечить координацию работ структурных подразделений ФТС России по информационно-технической реализации технологических карт межведомственного взаимодействия.
4. Центральному информационно-техническому таможенному управлению (А.А. Тимофеев) обеспечить организацию работ по сопровождению и модернизации программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, используемых при реализации технологии автоматизированного информационного взаимодействия в соответствии с порядком, установленным в ФТС России, а также проведению мониторинга функционирования электронных сервисов ФТС России и федеральных органов исполнительной власти.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М. Малинина.
Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ
Приложение
к распоряжению ФТС России
от 20 мая 2015 г. N 151-р
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ФТС РОССИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
И ОРГАНИЗАЦИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ФУНКЦИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СЕРВИСОВ
I. Общие положения
1. Порядок организации межведомственного взаимодействия ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и организациями с использованием технологических карт межведомственного взаимодействия для предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций, в том числе проведения мониторинга эффективности функционирования электронных сервисов (далее - Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1184 "О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде", перечнем поручений Президента Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N Пр-356 по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики 24 января 2012 года, Методики приведения порядка предоставления услуг в электронной форме в соответствие требованиям Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р, утвержденной протоколом от 7 ноября 2014 г. N 380пр подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, Методики подготовки и согласования технологических карт межведомственного взаимодействия в электронном виде при предоставлении государственных и муниципальных услуг, утвержденной Минэкономразвития России.
2. Порядок определяет действия уполномоченных должностных лиц таможенных органов по разработке, согласованию, утверждению и актуализации технологических карт межведомственного взаимодействия, разработке и проведению мониторинга эффективности функционирования электронных сервисов системы межведомственного электронного взаимодействия в целях обеспечения процесса автоматизированной проверки информации, содержащейся в электронных документах, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ) и организациями и необходимых для проведения таможенного и иных видов государственного контроля.
3. Порядок применяется в структурных подразделениях ФТС России, ответственных за предоставление государственных услуг и осуществление государственных функций, Главном управлении информационных технологий ФТС России, Центральном информационно-техническом таможенном управлении, а также в региональных таможенных управлениях, таможнях.
4. Порядок действий уполномоченных должностных лиц таможенных органов в случае возникновения нештатных ситуаций в работе информационно-технических средств таможенных органов, а также порядок доступа к информации должностных лиц таможенных органов определяются иными нормативными правовыми актами ФТС России.
5. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия и сокращения:
1) ТКМВ - технологическая карта межведомственного взаимодействия;
2) СМЭВ - единая система межведомственного электронного взаимодействия;
3) ГИС "Проектирование ТКМВ" - государственная информационная система "Проектирование ТКМВ";
4) ЕАИС ТО - Единая автоматизированная информационная система таможенных органов;
5) контрагенты - органы власти (организации), осуществляющие межведомственное взаимодействие и выступающие в ролях взаимодействия потребителей и поставщиков данных.
6. Актуальные сведения о должностных лицах ФТС России и иных заинтересованных ведомств, ответственных за направление (получение) информации, размещаются структурным подразделением ФТС России, разрабатывающим (согласующим) ТКМВ, на Портале ФТС России в разделе "Обмен информацией между ФТС России и федеральными органами исполнительной власти".
7. Структурное подразделение, осуществляющее предоставление государственной услуги (администрирующее выполнение государственной функции) от лица ФТС России (далее - Потребитель данных), требующей получения документов от ФОИВ и организаций, разрабатывает ТКМВ (далее - ТКМВ потребителя), в которой определяет:
перечень документов (сведений), необходимых ФТС России для выполнения государственных функций или предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении других федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги (далее - Поставщик данных);
перечень Поставщиков данных межведомственного взаимодействия;
перечень форм и содержание межведомственного взаимодействия, планы внесения изменений в правовые акты в целях снятия правовых препятствий для перехода на межведомственное взаимодействие, а также планы технической реализации межведомственного взаимодействия;
перечень межведомственных запросов и состав запрашиваемых в них сведений в отношении каждого Поставщика данных.
8. Потребитель данных формирует паспорт государственной услуги в электронной форме.
II. Организация работы структурных подразделений ФТС России
при разработке и согласовании ТКМВ по предоставлению
государственных услуг ФТС России
9. Работа с ТКМВ по предоставлению государственных услуг осуществляется с использованием ГИС "Проектирование ТКМВ".
10. Потребитель данных разрабатывает и согласовывает ТКМВ с использованием ГИС "Проектирование ТКМВ" с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России, с Главным управлением информационных технологий ФТС России и Центральным информационно-техническим таможенным управлением.
11. Потребитель данных в соответствии с установленным порядком в ГИС "Проектирование ТКМВ" направляет ТКМВ на согласование в заинтересованные ФОИВ и организации.
III. Организация работы структурных подразделений ФТС России
при разработке и согласовании ТКМВ по выполнению
государственных функций ФТС России
12. Разработка ТКМВ по выполнению государственных функций осуществляется с использованием программных средств Microsoft Office.
13. Потребитель данных разрабатывает ТКМВ и формирует пакет документов, содержащий проект сопроводительного письма, проект ТКМВ и листы утверждения для каждого Поставщика данных в отдельности (приложение к Порядку).
14. Потребитель данных после согласования указанного пакета документов с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России, Аналитическим управлением ФТС России, Главным управлением информационных технологий ФТС России и Центральным информационно-техническим таможенным управлением направляет его Поставщикам данных.
15. После согласования ТКМВ всеми Поставщиками данных Потребитель данных служебной запиской направляет копии всех листов утверждения ТКМВ потребителя и ее электронную копию в Главное управление информационных технологий ФТС России.
16. Главное управление информационных технологий ФТС России направляет копии всех листов утверждения ТКМВ потребителя и ее электронную копию в Центральное информационно-техническое таможенное управление.
17. Главное управление информационных технологий ФТС России в установленном порядке направляет проект ТКМВ потребителя для согласования в Минэкономразвития России и Минкомсвязь России, а также в Правительство Российской Федерации для одобрения на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - Подкомиссия).
IV. Организация работы структурных подразделений ФТС России
при одобрении ТКМВ на заседании Подкомиссии
18. Главное управление информационных технологий ФТС России в течение 5 рабочих дней после поступления в ФТС России протокола об одобрении на Подкомиссии ТКМВ потребителя направляет его копию Потребителю данных, в заинтересованные структурные подразделения ФТС России и в Центральное информационно-техническое таможенное управление с копией ТКМВ.
19. Потребитель данных после получения протокола об одобрении на Подкомиссии ТКМВ потребителя публикует ТКМВ на Портале ФТС России в разделе "Обмен информацией между ФТС России и федеральными органами исполнительной власти" и передает:
в течение 7 рабочих дней в Управление делами ФТС России:
ТКМВ потребителя;
оригинал(ы) листа(ов) утверждения ТКМВ потребителя;
в течение 7 рабочих дней в Аналитическое управление ФТС России:
электронную копию ТКМВ потребителя;
копии листов утверждения ТКМВ потребителя;
копию протокола об одобрении на Подкомиссии ТКМВ потребителя.
20. Потребитель данных информирует Аналитическое управление ФТС России о разработке ТКМВ для внесения соответствующих изменений в Единый реестр соглашений (договоров, меморандумов, технологических карт) о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти и организациями, утвержденный приказом ФТС России от 7 сентября 2012 г. N 1790.
21. Потребитель данных готовит функциональные требования на внесение изменений в программные средства ЕАИС ТО, необходимые для реализации ТКМВ, в соответствии с требованиями приказа ФТС России от 13 марта 2015 г. N 423 "Об утверждении Положения по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах".
22. Центральное информационно-техническое таможенное управление с учетом заключенных государственных контрактов обеспечивает внесение изменений в программные средства ЕАИС ТО, необходимых для осуществления информационного обмена между программными средствами таможенных органов и программными средствами ФОИВ и организаций, проведения мониторинга межведомственного электронного взаимодействия.
23. Центральное информационно-техническое таможенное управление в течение 5 рабочих дней после ввода в промышленную эксплуатацию соответствующих электронных сервисов информирует об этом Потребителя данных, Главное управление информационных технологий ФТС России и Аналитическое управление ФТС России.
V. Мониторинг межведомственного электронного взаимодействия
24. Цель проведения мониторинга состояния межведомственного электронного взаимодействия (далее - мониторинг) - обеспечение непрерывного и качественного информационного взаимодействия в рамках предоставления государственных услуг и реализации государственных функций.
25. При проведении мониторинга осуществляется:
- сбор информации о составных элементах инфраструктуры, используемой для процессов межведомственного электронного взаимодействия;
- наблюдение за процессами, происходящими при межведомственном электронном взаимодействии, которые создают условия для межведомственного электронного взаимодействия, влияют на эти условия либо препятствуют самому наличию информационного обмена;
- регистрация событий и параметров объектов, входящих в состав инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия;
- анализ зарегистрированных событий и параметров.
26. Результатом мониторинга является установление количества и выявление причин возникновения ошибок и сбойных ситуаций при передаче информации между Поставщиком данных, СМЭВ и Потребителем данных.
27. На основании результатов мониторинга формируются отчеты о проведенных мероприятиях, а также при необходимости Потребитель данных готовит распорядительные документы, отражающие соответствующие изменения в деятельности таможенных органов.
28. Для оценки состояния информационного обмена между ФОИВ и организациями в рамках реализации государственных услуг (выполнения государственных функций), осуществляемых таможенными органами, используются следующие виды мониторинга:
технический мониторинг, проводимый в режиме, близком к реальному времени;
информационный мониторинг - еженедельно;
функциональный мониторинг - ежеквартально.
29. Технический мониторинг функционирования межведомственного электронного взаимодействия - совокупность мер, осуществляемых Центральным информационно-техническим таможенным управлением и направленных на получение информации о состоянии межведомственного электронного взаимодействия и поддержание работоспособности компонентов СМЭВ федерального уровня таможенных органов, включает в себя:
мониторинг доступности системы межведомственного электронного взаимодействия;
мониторинг доступности электронных сервисов Поставщиков данных;
мониторинг работоспособности электронных сервисов Поставщиков данных;
мониторинг работоспособности компонентов информационных систем (включая программные и технические средства) федерального уровня таможенных органов;
мониторинг сроков действия электронных цифровых подписей, установленных на компонентах СМЭВ федерального уровня таможенных органов.
30. Технический мониторинг проводит Центральное информационно-техническое таможенное управление. При выявлении случаев недоступности/неработоспособности сервисов контрагента (поставщика/потребителя данных/СМЭВ) Центральное информационно-техническое таможенное управление с использованием специального ящика электронной почты (smev@ca.customs.ru) направляет в службу технической поддержки СМЭВ заявку о недоступности/неработоспособности электронного сервиса.
31. Информационный мониторинг состояния межведомственного электронного взаимодействия - это совокупность мер, осуществляемых Центральным информационно-техническим таможенным управлением совместно с Главным управлением информационных технологий ФТС России, направленных на получение информации о корректности функционирования программных средств ЕАИС ТО, а также о наличии проблем при информационном взаимодействии, связанных с некорректной работой программных средств ЕАИС ТО и иных инфраструктурных элементов межведомственного электронного взаимодействия контрагентов.
Для проведения информационного мониторинга создается рабочая группа из числа должностных лиц Главного управления информационных технологий ФТС России и Центрального информационно-технического таможенного управления. Для всех членов рабочей группы должен быть обеспечен доступ к программным средствам обеспечения информационного мониторинга.
32. При проведении информационного мониторинга рабочая группа формирует данные о практической реализации информационного взаимодействия ФТС России с ФОИВ и организациями с использованием инфраструктуры СМЭВ и в совокупности с проведенным техническим мониторингом за предшествующую неделю устанавливает причины выявленных недостатков в функционировании элементов межведомственного электронного взаимодействия, а также обеспечивает проведение мероприятий, направленных на дальнейшее недопущение сбойных ситуаций.
Анализ информации проводится как об ошибках федерального уровня СМЭВ, так и об ошибках в программных средствах ЕАИС ТО.
Информация об ошибках в функционировании программных средств ЕАИС ТО фиксируется и устраняется в порядке, установленном правовыми актами ФТС России, в рамках работ по сопровождению либо модернизации программных средств.
33. Информационный мониторинг осуществляется с учетом данных, опубликованных на технологическом портале (smev.gosuslugi.ru), на основании информации, сформированной программными средствами обеспечения мониторинга.
34. Программные средства обеспечения технического и информационного мониторинга создаются и модернизируются Центральным информационно-техническим таможенным управлением совместно с Главным управлением информационных технологий ФТС России в процессе проведения работ по созданию, поддержке и/или модернизации программных средств обеспечения межведомственного электронного взаимодействия.
35. Функциональный мониторинг межведомственного электронного взаимодействия - совокупность мер, осуществляемых структурными подразделениями ФТС России, позволяющих оценить достоверность, полноту и своевременность предоставления информации с использованием информационных программных средств.
Функциональный мониторинг осуществляет Потребитель данных совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России и таможенными органами (при необходимости) в части достоверности представленной информации, ее полноты и своевременности ее предоставления (качества информации).
36. Функциональный мониторинг проводится в том числе на основе:
подготовленных Центральным информационно-техническим таможенным управлением и Главным управлением информационных технологий ФТС России данных информационного обмена с поставщиками/потребителями данных;
сведений, подготовленных структурными подразделениями ФТС России с использованием программных средств ЕАИС ТО;
сведений об информационном обмене с ФОИВ и организациями с использованием СМЭВ, поступивших из таможенных органов.
37. Потребитель данных при необходимости по результатам функционального мониторинга в целях устранения недостатков, возникших при информационном взаимодействии, после оценки Главным управлением информационных технологий ФТС России и Центральным информационно-техническим таможенным управлением в части наличия проблем в функционировании ЕАИС ТО взаимодействует с ФОИВ и организациями.
38. Главное управление информационных технологий ФТС России может привлекать заинтересованные структурные подразделения ФТС России для проведения оценки и формирования предложений для проработки вопросов с поставщиками/потребителями данных, в том числе по качеству предоставляемых ФОИВ и организациями данных в рамках возможных способов взаимодействия (межведомственные совещания (в том числе с использованием видеоконференцсвязи), обмен сообщениями по электронной почте, иные).
39. Результаты технического, информационного и функционального мониторингов публикуются на портале ФТС России в специально созданном разделе, не ограниченном для чтения должностными лицами таможенных органов.
40. При необходимости обсуждения на заседании экспертной группы по координации выполнения планов мероприятий ("дорожных карт") рабочей группы по совершенствованию таможенного администрирования, созданной приказом ФТС России от 24 мая 2014 г. N 518, результатов информационного, технического и функционального мониторингов Потребитель данных направляет соответствующие предложения в секретариат указанной экспертной группы не позднее чем за одну неделю до даты заседания.
VI. Порядок внесения изменений в ТКМВ по предоставлению
государственных услуг (выполнению государственных функций)
ФТС России
41. При необходимости внесения изменений в ТКМВ Потребитель данных действует в соответствии с пунктами 7 - 21 Порядка.
VII. Порядок согласования и учета ТКМВ ФОИВ и организаций,
осуществляющих предоставление государственных услуг
(выполнение государственных функций)
42. В случае поступления на согласование в ФТС России ТКМВ, разработанной другим ФОИВ или организациями, осуществляющими предоставление государственной услуги (выполнение государственной функции), требующей получения документов от ФТС России (далее - ТКМВ ФОИВ), документ в установленном порядке направляется в соответствующее структурное подразделение по направлению деятельности, которое назначается ответственным от ФТС России за согласование и сопровождение представленной ТКМВ ФОИВ (далее - Поставщик данных для ФОИВ).
43. Поставщик данных для ФОИВ согласовывает проект ТКМВ ФОИВ с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России и с Центральным информационно-техническим таможенным управлением и в случае отсутствия замечаний направляет подписанные листы утверждения ТКМВ в ФОИВ или организации, осуществляющие предоставление государственных услуг (выполнение государственных функций) (далее - Получатель данных).
44. Поставщик данных для ФОИВ после получения от Получателя данных согласованного листа утверждения и электронной копии ТКМВ ФОИВ в течение 7 рабочих дней направляет их электронные копии в заинтересованные структурные подразделения ФТС России и Главное управление информационных технологий ФТС России.
45. Поставщик данных для ФОИВ после получения копии протокола об одобрении на Подкомиссии ТКМВ ФОИВ в течение 7 рабочих дней передает:
в Управление делами ФТС России:
ТКМВ ФОИВ;
оригинал(ы) листа(ов) утверждения ТКМВ ФОИВ;
в Аналитическое управление ФТС России:
копию ТКМВ;
копию листа утверждения ТКМВ ФОИВ;
копию протокола об одобрении на Подкомиссии ТКМВ ФОИВ;
в Главное управление информационных технологий ФТС России - копию протокола об одобрении ТКМВ ФОИВ на Подкомиссии;
в Центральное информационно-техническое таможенное управление - копию протокола об одобрении на Подкомиссии ТКМВ ФОИВ и ТКМВ ФОИВ в электронном виде.
46. Поставщик данных для ФОИВ информирует Аналитическое управление ФТС России о согласовании ТКМВ ФОИВ для внесения соответствующих изменений в Единый реестр соглашений (договоров, меморандумов, технологических карт) о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти и иными организациями, утвержденный приказом ФТС России от 7 сентября 2012 г. N 1790.
47. Поставщик данных для ФОИВ готовит функциональные требования на внесение изменений в программные средства ЕАИС ТО, необходимые для реализации ТКМВ, в соответствии с требованиями приказа ФТС России от 13 марта 2015 г. N 423 "Об утверждении Положения по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах".
48. Центральное информационно-техническое таможенное управление с учетом заключенных государственных контрактов обеспечивает внесение изменений в программные средства ЕАИС ТО, необходимых для осуществления информационного обмена между программными средствами таможенных органов и программными средствами ФОИВ и организациями, проведения мониторинга межведомственного электронного взаимодействия.
49. Центральное информационно-техническое таможенное управление разрабатывает соответствующий электронный сервис и уведомляет Поставщика данных для ФОИВ и Главное управление информационных технологий ФТС России о регистрации Минкомсвязью России указанного электронного сервиса в продуктивной среде СМЭВ.
Начальник Главного управления
информационных технологий
Д.В.ДАНИЛИН
Приложение
к Порядку организации
межведомственного взаимодействия
ФТС России с федеральными органами
исполнительной власти и организациями
с использованием технологических карт
межведомственного взаимодействия
для предоставления государственных
услуг и осуществления государственных
функций, в том числе проведения
мониторинга межведомственного
электронного взаимодействия
ОБРАЗЕЦ
ЛИСТА УТВЕРЖДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ