Рейтинг@Mail.ru

"Рекомендации по выбору Аудиторской организации для проведения аудита"

Утверждено

Решением Правления СРО ААС

от 27 июня 2025 года (протокол N 738)

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫБОРУ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА

СРО ААС настоящим информационным письмом сообщает заинтересованным пользователям аудиторских услуг основные критерии, рекомендуемые к применению для выбора добросовестной, соответствующей требованиям Федерального Закона "Об аудиторской деятельности" Аудиторской организации (далее АО) для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудит годовой отчетности является общественно-значимой процедурой, результаты которой влияют на принятие экономических решений множеством пользователей финансовой информации. В виду такой высокой значимости проведение обязательного аудита строго регламентировано как на уровне федерального законодательства, так и применяемыми на территории РФ Международными стандартами аудита (МСА).

Соблюдение требований данных нормативно-правовых актов требует от АО выполнения двух основных условий:

- наличие в штате АО высококвалифицированного и технического персонала;

- достаточное количество часов, затраченных на проведение аудита, в соответствии со спецификой и масштабами деятельности проверяемой организации.

Таким образом, при согласовании условий аудиторского задания и установлении гонорара за оказание аудиторских услуг рекомендуется исходить из того, что гонорар АО рассчитывается с учетом затрат времени, необходимого для осуществления всех аудиторских процедур, выполнение которых предусмотрено действующим законодательством и часовой ставки специалистов, которых АО планирует задействовать в проведении аудита.

СРО ААС был проведен расчет таких минимальных трудозатрат. Они были оценены на примере проведения аудита организации, созданной в течении отчетного года, с единственной хозяйственной операцией по отражению взноса в уставный капитал, а также связанных с этой операцией затрат (расходы на банковское обслуживание и другие административные расходы). При этом подразумевается, что должностное лицо организации, которое ведет учет и готовит бухгалтерскую отчетность, является компетентным специалистом.

Исходя из перечня МСА, применимых в данной ситуации, АО должна потратить не менее 40 человеко-часов с учетом списка процедур, указанных в Приложении 1 к данным рекомендациям. Часы, использованные при расчете, включают как проведение самих процедур, так и документирование результатов этих процедур в соответствие с требованиями МСА. Они также включают необходимые внутренние контрольно-проверочные процедуры.

Трудозатраты по аудиту организаций, ведущих полноценную экономическую деятельность, и, особенно, относящихся к общественно-значимым организациям и общественно-значимым организациям на финансовом рынке, должны рассчитываться в соответствии с критериями деятельности конкретной организации и существенно превышать указанные 40 часов минимальных часов, что обязательно должно сказаться на стоимости аудита.

В случае, если кандидат на оказание аудиторских услуг планирует потратить 40 или менее часов на аудит организации, ведущей полноценную деятельность, заказчику предлагается оценить все риски, связанные с возможным признанием аудиторского заключения ненадлежащим, и сообщить в СРО ААС о таких кандидатах с целью проведения специальными органами СРО ААС контрольных процедур в отношении такой АО.

Почасовые ставки специалистов устанавливаются каждой аудиторской организацией самостоятельно и не являются предметом регулирования со стороны СРО ААС.

Однако, СРО АСС обращает внимание на то, что ставка любого специалиста АО, помимо его заработной платы и налогов на ФОТ, включает в себя:

- все накладные и административные расходы АО;

- расходы на содержание ИТ инфраструктуры;

- расходы на внутренний контроль качества;

- расходы на соблюдение законодательства по отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;

- расходы на прохождение внешнего контроля деятельности (для АО, находящихся в реестре ЦБ и/или реестре ФК эти расходы выше, чем для других АО);

- расходы на поддержание и повышение квалификации специалистов;

- налоги;

- прибыль АО, обеспечивающую развитие АО (подготовка молодых кадров, автоматизация и т.п.).

СРО ААС на основе вышеизложенного был проведен анализ и расчет рекомендуемой справедливой ставки аудитора по состоянию на 31.12.2024 г., по результатам которого она составила 3400 руб./час (без учета НДС). Рекомендованная справедливая ставка аудитора может быть пересмотрена и проиндексирована на индекс-дефлятор.

Приложение 1

РАСЧЕТ МИНИМАЛЬНЫХ ТРУДОЗАТРАТ

N п/п

Раздел аудита

Минимальные трудозатраты в часах

1.

Выполнение аудиторских процедур относительно принятия и продолжения отношений с клиентом, принятия и выполнения заданий

1.1.

Сбор и анализ информации о потенциальном клиенте

0.5

1.2.

Оценка соблюдений соответствующих этических требований, включая требования независимости в соответствии с МСА 220

0.1

1.3.

Получить понимания условий аудиторского задания

0.1

1.4.

Подготовка и подписание письма - соглашения

1

1.6.

Выполнение требования законодательства о противодействии коррупции и легализации (проверка Клиента на предмет нахождения в перечнях РФМ, документирование информации, подготовка Анкеты идентификации)

2

1.5.

Установление и идентификация бенефициарного владельца

0.2

2.

Процедуры планирования и оценки рисков

2.1.

Составление общей стратегии аудита (краткого меморандума) по заданию и составление плана (программы) аудита.

3

2.2.

Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения

1

2.3.

Формирование знаний о СВК

1

2.4.

Аналитический обзор отчетности с целью выявления рисковых областей

0.5

2.5.

Оценка рисков существенного искажения (РСИ):

0.5

2.6.

Определение процедур, по существу, и критериев выборки

2

2.7.

Расчет уровня существенности и аудиторского риска

0.5

2.8.

Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление.

2

2.9.

Подготовка и направление запросов

3

3.

Понимание деятельности

3.1.

Ознакомление с деятельностью организации, сбор информации об отраслевых особенностях, специфике нормативного регулирования, необходимости лицензирования и сертифицирования деятельности (продукции), специфике производственного процесса и т.п.

2

3.2.

Ознакомление с протоколами общего собрания или решениями единственного участника, локальными нормативными актами и т.п.

0.5

4.

Аудит состояния и организации бухгалтерского учета и отчетности

4.1.

Общее ознакомление со структурой и деятельностью экономических служб организации

0.1

4.2.

Экспертиза системы бухгалтерского учета, документооборота

0.5

4.3.

Ознакомление с используемой автоматизированной системой

1

5.

Аудит учетной политики и структуры планы счетов

1

6.

Анализ финансовой и бухгалтерской отчетности:

6.1.

Проверка увязки статей баланса и отчетов, правильность формирования статей баланса, арифметическая правильность расчетов в главной книге и при составлении отчетности.

0.5

6.2.

Проверка соответствия ведения бухгалтерского учета правилам, плану и корреспонденции счетов, учетной политике

0.1

6.3.

Анализ регистров бухгалтерского учета, выявление наиболее значимых для данной организации участков бухгалтерского учета, определение по каждому участку бухгалтерского учета объема аудиторской выборки, выявление типовых и нетиповых бухгалтерских проводок

0.1

6.4.

Проверка арифметической правильности итоговых сумм, отсутствие ошибок при переносе итогов из одного учетного регистра в другой с привлечением реестров, расчетных таблиц и других документов, прилагаемых к регистрам бухгалтерского учета.

0.1

7.

Аудит учредительных и регистрационных документов и уставного капитала

7.1.

Экспертиза учредительных и регистрационных документов

2

7.2.

Проверка правильности формирования уставного капитала

0.1

7.3.

Проверка состояния расчетов с учредителями в части формирования уставного капитала

0.1

7.4.

Сопоставление учредительных документов, с данными бухгалтерского учета

0.1

7.5.

Прослеживание корректности отражения величины уставного капитала, долей, распределенных согласно учредительным документам

0.1

8.

Аудит операций расчетного счета и административных расходов

8.1.

Определение полного перечня расчетных счетов, открытых организации

0.1

8.2.

Оценка полноты и своевременности отражения в учете и отчетности операций с денежными средствами, правильности документального оформления операций с денежными средствами

0.2

8.3.

Проверка правильности ведения бухгалтерского учета операций по расчетным счетам

0.1

8.4.

Проверка соответствия записей в учетных регистрах выпискам из банковских счетов

0.1

8.5.

Получение внешних подтверждений от банков

3

8.6

Анализ административных расходов

2

9.

Аудит СПОД

0.1

10.

Анализ допущения непрерывности.

2

11.

Выявление и оценка рисков существенного искажения финансовой отчетности вследствие недобросовестных действий (в т.ч. проверка выполнения требований законодательства о коррупции и легализации)

0.1

12.

Выявление случаев несоблюдения прочих законов и нормативных актов, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность

0.1

13.

Финальные аналитические процедуры

1

14.

Подготовка и получение письма-представления от клиента

1

15.

Получение и анализ информации о судебных спорах

0.1

16.

Анализ выявленных искажений. Оценка неисправленных искажений как по отдельности, так и в совокупности, формирование вывода.

0.1

17.

Анализ взаимоувязки форм отчетности

1

18.

Анализ необходимых раскрытий

2

19.

Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление. Документирование этого взаимодействия и подготовка отчета.

1

20.

Подготовка заключения

0.5

21.

Аудиторские процедуры после выдачи АЗ: проверка информации в ГИРБО, на Федресурсе и архивирование

1

ВСЕГО (округленно)

40

Другие документы по теме
(утв. президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ, протокол от 30.05.2025 N 64пр)
Ошибка на сайте