"Рекомендации по выбору Аудиторской организации для проведения аудита"
Утверждено
Решением Правления СРО ААС
от 27 июня 2025 года (протокол N 738)
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫБОРУ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА
СРО ААС настоящим информационным письмом сообщает заинтересованным пользователям аудиторских услуг основные критерии, рекомендуемые к применению для выбора добросовестной, соответствующей требованиям Федерального Закона "Об аудиторской деятельности" Аудиторской организации (далее АО) для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудит годовой отчетности является общественно-значимой процедурой, результаты которой влияют на принятие экономических решений множеством пользователей финансовой информации. В виду такой высокой значимости проведение обязательного аудита строго регламентировано как на уровне федерального законодательства, так и применяемыми на территории РФ Международными стандартами аудита (МСА).
Соблюдение требований данных нормативно-правовых актов требует от АО выполнения двух основных условий:
- наличие в штате АО высококвалифицированного и технического персонала;
- достаточное количество часов, затраченных на проведение аудита, в соответствии со спецификой и масштабами деятельности проверяемой организации.
Таким образом, при согласовании условий аудиторского задания и установлении гонорара за оказание аудиторских услуг рекомендуется исходить из того, что гонорар АО рассчитывается с учетом затрат времени, необходимого для осуществления всех аудиторских процедур, выполнение которых предусмотрено действующим законодательством и часовой ставки специалистов, которых АО планирует задействовать в проведении аудита.
СРО ААС был проведен расчет таких минимальных трудозатрат. Они были оценены на примере проведения аудита организации, созданной в течении отчетного года, с единственной хозяйственной операцией по отражению взноса в уставный капитал, а также связанных с этой операцией затрат (расходы на банковское обслуживание и другие административные расходы). При этом подразумевается, что должностное лицо организации, которое ведет учет и готовит бухгалтерскую отчетность, является компетентным специалистом.
Исходя из перечня МСА, применимых в данной ситуации, АО должна потратить не менее 40 человеко-часов с учетом списка процедур, указанных в Приложении 1 к данным рекомендациям. Часы, использованные при расчете, включают как проведение самих процедур, так и документирование результатов этих процедур в соответствие с требованиями МСА. Они также включают необходимые внутренние контрольно-проверочные процедуры.
Трудозатраты по аудиту организаций, ведущих полноценную экономическую деятельность, и, особенно, относящихся к общественно-значимым организациям и общественно-значимым организациям на финансовом рынке, должны рассчитываться в соответствии с критериями деятельности конкретной организации и существенно превышать указанные 40 часов минимальных часов, что обязательно должно сказаться на стоимости аудита.
В случае, если кандидат на оказание аудиторских услуг планирует потратить 40 или менее часов на аудит организации, ведущей полноценную деятельность, заказчику предлагается оценить все риски, связанные с возможным признанием аудиторского заключения ненадлежащим, и сообщить в СРО ААС о таких кандидатах с целью проведения специальными органами СРО ААС контрольных процедур в отношении такой АО.
Почасовые ставки специалистов устанавливаются каждой аудиторской организацией самостоятельно и не являются предметом регулирования со стороны СРО ААС.
Однако, СРО АСС обращает внимание на то, что ставка любого специалиста АО, помимо его заработной платы и налогов на ФОТ, включает в себя:
- все накладные и административные расходы АО;
- расходы на содержание ИТ инфраструктуры;
- расходы на внутренний контроль качества;
- расходы на соблюдение законодательства по отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;
- расходы на прохождение внешнего контроля деятельности (для АО, находящихся в реестре ЦБ и/или реестре ФК эти расходы выше, чем для других АО);
- расходы на поддержание и повышение квалификации специалистов;
- налоги;
- прибыль АО, обеспечивающую развитие АО (подготовка молодых кадров, автоматизация и т.п.).
СРО ААС на основе вышеизложенного был проведен анализ и расчет рекомендуемой справедливой ставки аудитора по состоянию на 31.12.2024 г., по результатам которого она составила 3400 руб./час (без учета НДС). Рекомендованная справедливая ставка аудитора может быть пересмотрена и проиндексирована на индекс-дефлятор.
Приложение 1
РАСЧЕТ МИНИМАЛЬНЫХ ТРУДОЗАТРАТ
N п/п
Раздел аудита
Минимальные трудозатраты в часах
1.
Выполнение аудиторских процедур относительно принятия и продолжения отношений с клиентом, принятия и выполнения заданий
1.1.
Сбор и анализ информации о потенциальном клиенте
0.5
1.2.
Оценка соблюдений соответствующих этических требований, включая требования независимости в соответствии с МСА 220
0.1
1.3.
Получить понимания условий аудиторского задания
0.1
1.4.
Подготовка и подписание письма - соглашения
1
1.6.
Выполнение требования законодательства о противодействии коррупции и легализации (проверка Клиента на предмет нахождения в перечнях РФМ, документирование информации, подготовка Анкеты идентификации)
2
1.5.
Установление и идентификация бенефициарного владельца
0.2
2.
Процедуры планирования и оценки рисков
2.1.
Составление общей стратегии аудита (краткого меморандума) по заданию и составление плана (программы) аудита.
3
2.2.
Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения
1
2.3.
Формирование знаний о СВК
1
2.4.
Аналитический обзор отчетности с целью выявления рисковых областей
0.5
2.5.
Оценка рисков существенного искажения (РСИ):
0.5
2.6.
Определение процедур, по существу, и критериев выборки
2
2.7.
Расчет уровня существенности и аудиторского риска
0.5
2.8.
Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление.
2
2.9.
Подготовка и направление запросов
3
3.
Понимание деятельности
3.1.
Ознакомление с деятельностью организации, сбор информации об отраслевых особенностях, специфике нормативного регулирования, необходимости лицензирования и сертифицирования деятельности (продукции), специфике производственного процесса и т.п.
2
3.2.
Ознакомление с протоколами общего собрания или решениями единственного участника, локальными нормативными актами и т.п.
0.5
4.
Аудит состояния и организации бухгалтерского учета и отчетности
4.1.
Общее ознакомление со структурой и деятельностью экономических служб организации
0.1
4.2.
Экспертиза системы бухгалтерского учета, документооборота
0.5
4.3.
Ознакомление с используемой автоматизированной системой
1
5.
Аудит учетной политики и структуры планы счетов
1
6.
Анализ финансовой и бухгалтерской отчетности:
6.1.
Проверка увязки статей баланса и отчетов, правильность формирования статей баланса, арифметическая правильность расчетов в главной книге и при составлении отчетности.
0.5
6.2.
Проверка соответствия ведения бухгалтерского учета правилам, плану и корреспонденции счетов, учетной политике
0.1
6.3.
Анализ регистров бухгалтерского учета, выявление наиболее значимых для данной организации участков бухгалтерского учета, определение по каждому участку бухгалтерского учета объема аудиторской выборки, выявление типовых и нетиповых бухгалтерских проводок
0.1
6.4.
Проверка арифметической правильности итоговых сумм, отсутствие ошибок при переносе итогов из одного учетного регистра в другой с привлечением реестров, расчетных таблиц и других документов, прилагаемых к регистрам бухгалтерского учета.
0.1
7.
Аудит учредительных и регистрационных документов и уставного капитала
7.1.
Экспертиза учредительных и регистрационных документов
2
7.2.
Проверка правильности формирования уставного капитала
0.1
7.3.
Проверка состояния расчетов с учредителями в части формирования уставного капитала
0.1
7.4.
Сопоставление учредительных документов, с данными бухгалтерского учета
0.1
7.5.
Прослеживание корректности отражения величины уставного капитала, долей, распределенных согласно учредительным документам
0.1
8.
Аудит операций расчетного счета и административных расходов
8.1.
Определение полного перечня расчетных счетов, открытых организации
0.1
8.2.
Оценка полноты и своевременности отражения в учете и отчетности операций с денежными средствами, правильности документального оформления операций с денежными средствами
0.2
8.3.
Проверка правильности ведения бухгалтерского учета операций по расчетным счетам
0.1
8.4.
Проверка соответствия записей в учетных регистрах выпискам из банковских счетов
0.1
8.5.
Получение внешних подтверждений от банков
3
8.6
Анализ административных расходов
2
9.
Аудит СПОД
0.1
10.
Анализ допущения непрерывности.
2
11.
Выявление и оценка рисков существенного искажения финансовой отчетности вследствие недобросовестных действий (в т.ч. проверка выполнения требований законодательства о коррупции и легализации)
0.1
12.
Выявление случаев несоблюдения прочих законов и нормативных актов, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность
0.1
13.
Финальные аналитические процедуры
1
14.
Подготовка и получение письма-представления от клиента
1
15.
Получение и анализ информации о судебных спорах
0.1
16.
Анализ выявленных искажений. Оценка неисправленных искажений как по отдельности, так и в совокупности, формирование вывода.
0.1
17.
Анализ взаимоувязки форм отчетности
1
18.
Анализ необходимых раскрытий
2
19.
Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление. Документирование этого взаимодействия и подготовка отчета.
1
20.
Подготовка заключения
0.5
21.
Аудиторские процедуры после выдачи АЗ: проверка информации в ГИРБО, на Федресурсе и архивирование
1
ВСЕГО (округленно)
40