"Рекомендации по определению перечня знаний, умений, прав и обязанностей для разработки должностных регламентов (инструкций) должностных лиц (работников), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита"
Одобрены
Советом по развитию
внутреннего финансового аудита
18 апреля 2023 года, протокол N 1
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЕРЕЧНЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ
ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ДОЛЖНОСТНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ (ИНСТРУКЦИЙ)
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (РАБОТНИКОВ), НАДЕЛЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЯМИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
Настоящие Рекомендации направлены на оказание практической помощи при составлении должностного регламента (инструкции) должностного лица (работника) главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - главный администратор), распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - должностной регламент (инструкция) субъекта ВФА).
Настоящие Рекомендации не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм и носят рекомендательный характер, в том числе содержат положения, рекомендуемые к включению в должностной регламент (инструкцию) субъекта ВФА.
Настоящие Рекомендации разработаны с учетом положений:
- статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- федеральных стандартов внутреннего финансового аудита;
- Справочника квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, разработанного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках практической реализации положений части 8 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Справочник ГГС);
- статьи 7 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в том числе о единстве основных квалификационных требований <1> для замещения должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы;
--------------------------------
<1> Согласно положениям статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
- профессионального стандарта "Внутренний аудитор", утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации согласно пункту 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 N 23 (далее - ПС "Внутренний аудитор");
- международных стандартов внутреннего аудита в части, не противоречащей федеральным стандартам внутреннего финансового аудита.
I. Общие положения
Решение об организации субъекта внутреннего финансового аудита должно быть принято в соответствии с положениями федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2019 N 237н (далее - СВФА "Организация").
Требования к квалификации (профессиональному уровню) должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица (работника) главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное должностное лицо), членов аудиторской группы) положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и положениями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита не установлены. Опыт, навыки и умения, а также другие компетенции, необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита, могут быть получены в ходе осуществления полномочий по внутреннему финансовому аудиту.
Согласно положениям федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н (далее - СВФА "Права и обязанности"), указанные лица имеют право, но не обязанность, руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями ПС "Внутренний аудитор" в части положений, не урегулированных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также ведомственными (внутренними) актами главного администратора (администратора), обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита.
II. Особенности составления должностного регламента
(инструкции) субъекта ВФА в случае образования субъекта
внутреннего финансового аудита
Определение уровня знаний, умений, профессиональных навыков, прав и обязанностей в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА предусматривается в случае образования субъекта внутреннего финансового аудита:
- с образованием структурного подразделения главного администратора (администратора) и его наделением полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
- без образования структурного подразделения главного администратора (администратора) путем наделения должностного лица (работника) главного администратора (администратора) полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита при условии, когда его должность согласно штатному расписанию предусматривает возложение на него исполнения функций по осуществлению внутреннего финансового аудита.
В случае образования субъекта внутреннего финансового аудита без образования структурного подразделения главного администратора (администратора) путем наделения должностного лица (работника) главного администратора (администратора) полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита при условии, когда занимаемая им должность не предусматривает возложения на него исполнения функций по осуществлению внутреннего финансового аудита согласно штатному расписанию <2>, его должностной регламент (инструкция) составляется в соответствии с должностью согласно штатному расписанию, должностной регламент (инструкция) субъекта ВФА не составляется. В таком случае требуемый уровень знаний, умений, профессиональных навыков, прав и обязанностей может устанавливаться ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора), обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита.
--------------------------------
<2> Исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе о трудовой функции (работе по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретном виде поручаемой работнику работы).
Общие требования к составлению должностных регламентов (инструкций) определяются законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации (муниципальными правовыми актами) и внутренними порядками (правилами) главного администратора (администратора) (например, требования к должностному регламенту федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации установлены положениями статьи 47 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
При разработке должностных регламентов (инструкций) субъекта ВФА помимо положений указанных правовых актов и федеральных стандартов внутреннего финансового аудита рекомендуется учитывать положения о квалификационных требованиях в части регулирования в сфере внутреннего финансового аудита:
- Справочника ГГС;
- Справочника типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, разработанного Минтрудом России;
- ПС "Внутренний аудитор".
В связи с отсутствием согласно положениям статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации обязательности применения при организации внутреннего финансового аудита ПС "Внутренний аудитор", он может применяться в качестве основы для определения требований к квалификации (профессиональному уровню) должностных лиц (работников) с учетом особенностей выполняемых должностными лицами (работниками) трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда, в части положений, не урегулированных и не противоречащих федеральным стандартам внутреннего финансового аудита, а также ведомственным (внутренним) актам главного администратора (администратора), обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита.
Также в целях реализации прав и обязанностей субъекта внутреннего финансового аудита с учетом необходимости обеспечения реализации принципов внутреннего финансового аудита, в том числе принципа законности, рекомендуется учитывать при разработке должностных регламентов (инструкций) субъекта ВФА положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (муниципальных правовых актов), в том числе:
- Кодекса этики и служебного поведения работников организации, принятого главным администратором (администратором) в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
- Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне";
- Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
- Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА предполагается необходимым учесть положения пункта 4 СВФА "Организация" путем:
- указания на непосредственное и исключительное подчинение структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или уполномоченного должностного лица руководителю главного администратора (администратора);
- недопущения указания на участие должностного лица (работника) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица) в организации, обеспечении выполнения, выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (в том числе внутреннего финансового контроля), которые являются объектами внутреннего финансового аудита;
- указания на необходимость соблюдения принципов внутреннего финансового аудита (законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации).
При определении необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита профессионально-функциональных знаний в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА с учетом установленных требований к составу должностных регламентов (инструкций) могут быть указаны знания:
1) основ экономики и финансов;
2) основ составления проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) основ исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) основ ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (понятие, объекты и субъекты бухгалтерского учета, принципы бюджетного учета и бюджетной отчетности);
5) основ права собственности;
6) основ законодательства о закупках;
7) принципов организации и порядка осуществления бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов);
8) понятия и целей осуществления внутреннего финансового аудита;
9) порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита;
10) основ применения риск-ориентированного подхода;
11) информационных систем (программных продуктов), применяемых в организации, в объеме, необходимом для целей осуществления внутреннего финансового аудита;
12) основ влияния информационных технологий на выполнение бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур);
13) общих требований к оформлению документов;
14) правил хранения документов и защиты информации;
15) систем взаимодействия в рамках внутриведомственного и межведомственного электронного документооборота;
16) способов формирования и ведения, состава реестра бюджетных рисков;
17) порядка составления, представления и внесения изменений в план проведения аудиторских мероприятий;
18) оснований проведения внеплановых аудиторских мероприятий;
19) порядка формирования и состава программы аудиторского мероприятия;
20) оснований продления и приостановления аудиторских мероприятий;
21) порядка составления и представления, а также состава заключения;
22) целей и способов осуществления мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
23) порядка составления и представления, а также состава годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
24) порядка привлечения к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) и (или) экспертов;
25) в сфере нормативного правового регулирования, в том числе:
- Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2012 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2019 N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2021 N 120н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита".
При необходимости разграничения в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА знания, указанные:
- в пунктах 1 - 12 и 25, могут быть отнесены к профессиональным знаниям;
- в пунктах 13 - 24, могут быть отнесены к функциональным знаниям.
При определении необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита профессионально-функциональных умений в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА с учетом установленных требований к составу должностных регламентов (инструкций) могут быть указаны умения:
1) анализа и оценки информации, выявления причинно-следственных связей, формирования выводов и рекомендаций;
2) работы с информационными системами (программными продуктами) и базами данных;
3) подготовки документов при осуществлении внутреннего финансового аудита;
4) планирования и распределения имеющихся ресурсов для достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита;
5) проведения аудиторских мероприятий;
6) выявления (обнаружения) и определения значимости (уровня) бюджетного риска;
7) осуществления редактирования документации на высоком стилистическом уровне;
8) оценки схемы построения бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур);
9) применения методов внутреннего финансового аудита;
10) формирования аудиторской выборки;
11) обеспечения получения (осуществления контроля полноты) обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств;
12) определения способов взаимодействия с субъектами бюджетных процедур;
13) формирования (осуществления контроля полноты) рабочей документации аудиторского мероприятия.
При необходимости разграничения в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА умения, указанные:
- в пунктах 1 - 7, могут быть отнесены к профессиональным умениям;
- в пунктах 8 - 13, могут быть отнесены к функциональным умениям.
Определение прав и обязанностей субъекта внутреннего финансового аудита рекомендуется осуществлять:
1) в отношении прав согласно:
- пункту 3 СВФА "Права и обязанности" для работников структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
- пунктам 3 - 5 СВФА "Права и обязанности" для руководителя структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или уполномоченного должностного лица.
2) в отношении обязанностей согласно:
- пункту 6 СВФА "Права и обязанности" для работников структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
- пунктам 6 - 8 СВФА "Права и обязанности" для руководителя структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или уполномоченного должностного лица.
III. Особенности составления должностного регламента
(инструкции) субъекта ВФА в случае передачи администратором
полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита
главному администратору, в ведении которого он находится,
или другому администратору, находящемуся в ведении
данного главного администратора
При передаче администратором полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору, в ведении которого он находится, или другому администратору, находящемуся в ведении данного главного администратора, согласно положениям пункта 17 СВФА "Организация" субъектом внутреннего финансового аудита администратора, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, является субъект внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора), принявшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита. В таком случае разработка должностного регламента (инструкции) субъекта ВФА со стороны администратора, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, не требуется. Указанный должностной регламент (инструкцию) субъекта ВФА разрабатывает (при необходимости) главный администратор (администратор), принявший полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита.
IV. Особенности составления должностного
регламента (инструкции) в случае самостоятельного
выполнения руководителем главного администратора
(администратора) действий, направленных на достижение
целей осуществления внутреннего финансового аудита
При самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, субъект внутреннего финансового аудита не образуется, должностные регламенты (инструкции) субъекта ВФА не разрабатываются.
Решение о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, оформляется с учетом положений пункта 14 СВФА "Организация" одним или одновременно несколькими из следующих способов (подпункт "б" пункта 11 СВФА "Организация"):
- утверждение приказа или распоряжения о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита;
- внесение изменений в должностной регламент (инструкцию) руководителя главного администратора (администратора);
- внесение изменений в служебный контракт (трудовой договор), заключенный с руководителем главного администратора (администратора).
При формировании вышеуказанных документов рекомендуется обеспечить в них указание об обязанности самостоятельного выполнения и ответственности за выполнение руководителем главного администратора (администратора) положений пункта 14 СВФА "Организация", в частности (в зависимости от бюджетных полномочий главного администратора (администратора):
- установления (определения) достаточности, актуальности и соответствия правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, правовых актов и документов главного администратора (администратора), устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур);
- выявления избыточных операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
- обеспечения предотвращения случаев несанкционированного доступа к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора);
- оценки соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий и организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетной процедур);
- определения отсутствия осуществления или несоразмерности бюджетным рискам осуществляемых должностными лицами (работниками) и (или) структурными подразделениями главного администратора (администратора) контрольных действий, проведения анализа причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления);
- оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента;
- определения влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на операции (действия) по выполнению бюджетных процедур;
- оценки результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;
- оценки экономности и результативности использования бюджетных средств главным администратором (администратором);
- организации и осуществления внутреннего процесса главного администратора (администратора), направленного на соблюдение установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (внутреннего финансового контроля).