"Концепция риск-ориентированного подхода в Счетной палате Российской Федерации"
Утверждена
Коллегией Счетной палаты
Российской Федерации
(протокол
от 22 июня 2021 г. N 44К (1487))
КОНЦЕПЦИЯ
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Концепция риск-ориентированного подхода в Счетной палате Российской Федерации (далее - Концепция) определяет общие принципы, цели, задачи и сферу применения, а также направления развития и совершенствования риск-ориентированного подхода при планировании и осуществлении внешнего государственного аудита (контроля) (далее - аудит (контроль) Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата).
Задачами Концепции являются:
1) описание принципов риск-ориентированного подхода;
2) определение целей и задач применения риск-ориентированного подхода в деятельности Счетной палаты;
3) описание сферы применения риск-ориентированного подхода в Счетной палате.
1.2. Концепция разработана с учетом положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", отдельных положений международных и российских стандартов менеджмента рисков (ISO 31000:2018 <1>, ГОСТ Р ИСО 31000:2019), а также концептуальных основ управления рисками COSO ERM.
--------------------------------
<1> Международный стандарт ISO 31000:2018 Risk management - Guidelines (Менеджмент риска - руководство).
1.3. Концепция разработана в целях реализации положений Стратегии развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, связанных с использованием риск-ориентированного подхода в деятельности Счетной палаты.
1.4. Концепция является основой для развития риск-ориентированного подхода во внутренних нормативных и методических документах Счетной палаты, регламентирующих планирование и осуществление контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты.
2. Термины и определения
Для целей Концепции используются следующие термины и определения:
1) объекты аудита - объекты внешнего государственного аудита (контроля) в соответствии с положениями статей 15 и 23 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации";
2) область риска - область в сфере социально-экономического развития и безопасности Российской Федерации и (или) в сфере деятельности объектов аудита, в границах которой тенденции, процессы, прочие явления характеризуются наличием одного или нескольких рисков;
3) риск - это следствие влияния неопределенности на достижение целей. Под следствием влияния неопределенности понимается отклонение фактического состояния от ожидаемого. Неопределенность - это состояние полного или частичного отсутствия информации, необходимой для понимания события, его вероятности и последствий;
4) агрегированный риск - множество рисков объектов аудита или областей рисков с учетом их взаимодействия и взаимовлияния;
5) аудиторский риск <2> - вероятность того, что сформулированные по итогам контрольного или экспертно-аналитического мероприятия выводы могут оказаться ненадлежащими (ошибочными);
--------------------------------
<2> Содержание понятия "аудиторский риск" при проведении финансового аудита (контроля) представлено в пункте 2.2.3 стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 103 "Финансовый аудит (контроль)" и разделе 2 Методических указаний по оценке существенности и рисков в ходе контрольных мероприятий, осуществляемых в виде финансового аудита.
6) генеральная совокупность рисков - перечень рисков, присущих объектам аудита и областям рисков;
7) заинтересованные стороны - физические или юридические лица, государственные и иные органы, организации, которые активно влияют или могут влиять на деятельность объекта аудита, области рисков и (или) интересы (цели) которых затрагиваются или могут быть затронуты (с точки зрения выгод или потерь) в ходе деятельности объекта аудита или под воздействием рисков из областей рисков;
8) ключевые индикаторы риска - показатели, которые позволяют надлежащим образом измерить риски и (или) дают возможность отслеживать уровни рисков и прогнозировать вероятность реализации рисков и (или) возможные последствия от реализации рисков;
9) критерии риска - совокупность значений ключевых индикаторов и иных признаков риска, на основании которых возможно определение уровня риска, с учетом установленного риск-аппетита;
10) модель зрелости системы управления рисками - инструментарий, позволяющий осуществлять оценку уровня развития системы управления рисками, а также измерение прогресса в развитии практики управления рисками;
11) оценка риска - процесс, включающий идентификацию риска, анализ риска и определение уровня риска;
12) рейтинг риска - определение места отдельного оцененного риска, в том числе агрегированного, объектов аудита или областей риска относительно иных рисков;
13) риск-аппетит - определенные риски, уровни отдельных рисков, уровни агрегированных рисков, которые воспринимаются как в целом приемлемые для достижения поставленных целей;
14) риск-культура - система ценностей и моделей поведения, определяющих правила принятия решений в области управления рисками;
15) риск-ориентированный подход - комплекс взаимосвязанных принципов, методов и инструментов осуществления деятельности Счетной палаты, предусматривающий планирование и проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с использованием результатов оценки рисков;
16) система управления рисками - комплекс принципов, методологий, правил, документов, структур управления и мероприятий по оценке рисков, воздействию на риски, а также по мониторингу и контролю их уровня;
17) управление риском (воздействие на риск) - меры, направленные на снижение уровня риска;
18) уровень зрелости системы управления рисками - уровень развития системы управления рисками, определяемый в соответствии с моделью зрелости системы управления рисками;
19) уровень риска - величина значений ключевых индикаторов отдельного риска, полученная по итогам оценки риска;
20) характер риска - характеристики риска, определяющие направление и степень его воздействия на достижение целей.
3. Цели и задачи риск-ориентированного подхода
3.1. Цели применения риск-ориентированного подхода
3.1.1. Основной целью применения риск-ориентированного подхода при планировании и осуществлении Счетной палатой контрольной и экспертно-аналитической деятельности является оценка рисков достижения стратегических целей <3> и целей деятельности объектов аудита, а также содействие объектам аудита в проведении такой оценки, оценка уровня зрелости системы управления рисками и направление предложений (рекомендаций) объектам аудита и заинтересованным сторонам на основе систематической оценки рисков объектов аудита или областей рисков в целях минимизации влияния рисков.
--------------------------------
<3> Согласно подпункту 2 пункта 1.2 стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 105 "Стратегический аудит".
3.1.2. К иным целям риск-ориентированного подхода относится содействие объектам аудита и заинтересованным сторонам в снижении уровня рисков в областях рисков по обеспечению:
1) целевого и законного использования федеральных и иных ресурсов;
2) эффективного использования федеральных и иных ресурсов;
3) достоверности бюджетной отчетности, управленческой и иной отчетности, данных мониторинга достижения национальных целей и иных связанных данных и информации;
4) надлежащего функционирования объектов аудита, иных органов и организаций при осуществлении своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Задачи применения риск-ориентированного подхода
К задачам применения риск-ориентированного подхода относятся:
1) повышение качества анализа внешней и внутренней среды объектов аудита и областей риска и ее изменений при осуществлении аудита (контроля) за счет заблаговременного выявления рисков, идентификации новых рисков и их оценки;
2) своевременная адаптация деятельности Счетной палаты к прогнозируемому состоянию социально-экономического положения Российской Федерации;
3) приоритизация мероприятий при планировании контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты на основе информации о рисках объектов аудита и (или) в областях риска;
4) оптимизация планирования и использования Счетной палатой материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов при осуществлении аудита (контроля) за счет их концентрации на объектах аудита и областях рисков, в которых выявляются риски, в том числе агрегированные с высоким уровнем рисков;
5) повышение качества предложений (рекомендаций) Счетной палаты, подготовленных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в части вопросов, касающихся управления рисками;
6) содействие развитию риск-культуры на основе предложений (рекомендаций) Счетной палаты, в том числе относительно формирования или совершенствования системы управления рисками.
3.3. Основы применения риск-ориентированного подхода
Применение риск-ориентированного подхода при планировании и осуществлении Счетной палатой аудита (контроля) основывается на следующих принципах:
1) применение риск-ориентированного подхода не осуществляется обособленно от остальных видов деятельности, а является неотъемлемой частью всех аспектов контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты;
2) применение риск-ориентированного подхода является частью процесса принятия решений при планировании работы Счетной палаты;
3) рациональное использование специальных знаний, опыта, квалификации в разных предметных областях, для чего при необходимости могут привлекаться эксперты, представители заинтересованных сторон;
4) информированность о рисках. Для реализации данного принципа Счетная палата стремится быть информированной о рисках объектов аудита и о рисках в областях рисков, способных оказать значимое влияние на достижение стратегических целей и целей деятельности объектов аудита, о системах управления рисками объектов аудита и в областях рисков, а также стремится повышать информированность заинтересованных сторон как об имеющихся, так и о вновь возникающих рисках.
Информация, используемая в рамках риск-ориентированного подхода, включает: внутренние и внешние данные и информацию об объектах аудита и областях рисков, итоги ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, данные мониторинга, экспертиз, обратную связь от заинтересованных сторон, прогнозы и экспертные оценки, иные данные и сведения, связанные с процессом управления рисками. При этом информация должна быть своевременной, достаточной, достоверной, результаты ее использования должны быть целесообразны и обоснованы, а соотношение между полезностью информации и затратами на ее получение приемлемым.
3.3.1. Счетная палата содействует объектам аудита и иным заинтересованным сторонам в части совершенствования управления рисками за счет разработки и направления им соответствующих предложений (рекомендаций) по итогам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
3.3.2. Счетная палата уделяет внимание распространению собственной риск-культуры за счет развития риск-ориентированного мышления у руководства и сотрудников Счетной палаты.
3.3.3. Счетная палата стремится к непрерывному развитию методологии и практики применения риск-ориентированного подхода. Совершенствование риск-ориентированного подхода основано на анализе и применении новых и развивающихся научных, практических подходов, информационных технологий, методов и инструментов в области управления рисками, в том числе с учетом международной практики применения и развития риск-ориентированного подхода высшими органами аудита.
4. Применение риск-ориентированного подхода
4.1. Применение риск-ориентированного подхода
при планировании деятельности Счетной палаты
4.1.1. Риск-ориентированный подход при планировании деятельности Счетной палаты применяется в ходе:
1) разработки основных направлений деятельности Счетной палаты;
2) подготовки и рассмотрения проекта плана работы Счетной палаты;
3) подготовки и рассмотрения изменений в основные направления деятельности Счетной палаты и план работы Счетной палаты.
4.1.2. При разработке основных направлений деятельности Счетной палаты риск-ориентированный подход применяется посредством анализа направлениями деятельности Счетной палаты проблем социально-экономического развития и безопасности, включая причины проблем, анализа отраслевых рисков, а также анализа областей рисков, связанных с достижением стратегических целей.
4.1.3. При подготовке проекта плана работы Счетной палаты риск-ориентированный подход применяется посредством:
1) изучения и анализа информации об уровне зрелости систем управления рисками объектов аудита, накапливаемой и систематизируемой в ходе осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты;
2) поиска и учета рисков на основе анализа внешней и внутренней среды объектов аудита;
3) оценки рисков в областях рисков, в деятельности объектов аудита;
4) рейтингования рисков;
5) определения объектов аудита, предмета (тематики) контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, их целей, планируемых трудозатрат на основании рейтинга риска и оценки рисков.
4.1.4. При внесении корректировок в утвержденные основные направления деятельности Счетной палаты и план работы Счетной палаты на год риск-ориентированный подход применяется по итогам анализа изменений внешней и внутренней среды объектов аудита и областей рисков, повлекших за собой необходимость внесения корректировок, анализа текущих рисков объектов аудита, выявления, анализа и оценивания новых рисков в областях рисков.
4.1.5. Для рисков, характер которых связан с вероятностью недостижения поставленных целей, в Счетной палате формируется реестр агрегированных и иных рисков, который регулярно актуализируется и служит основой для приоритизации при планировании работы Счетной палаты.
4.2. Применение риск-ориентированного
подхода при проведении контрольных
и экспертно-аналитических мероприятий
4.2.1. Риск-ориентированный подход применяется на всех этапах проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия.
4.2.2. В ходе подготовительного этапа контрольного или экспертно-аналитического мероприятия риск-ориентированный подход применяется для:
определения целей и вопросов мероприятия;
выбора методов осуществления аудита (контроля) и состава процедур на основании оценки рисков в деятельности объекта аудита;
оценки ресурсов, необходимых для проведения мероприятия;
определения размера выборок с учетом оценки существенности и аудиторского риска.
В этих целях изучаются:
достигнутые и недостигнутые результаты деятельности объекта аудита, в том числе связанные с реализацией стратегических целей в соответствующей сфере социально-экономического развития и безопасности;
факторы, явления и недостатки процессов, оказывающие влияние на области рисков;
ранее выявленные риски объекта аудита, нарушения и недостатки в его деятельности, в том числе носящие системный и систематический характер, и их причины.
4.2.3. В ходе основного этапа контрольного или экспертно-аналитического мероприятия риск-ориентированный подход применяется для:
1) оценки уровня зрелости системы управления рисками и практики управления рисками объекта аудита или в областях рисков;
2) уточнения характеристик текущих рисков объекта аудита и (или) идентификации и анализа новых рисков объекта аудита или областей рисков;
3) управления аудиторским риском, в том числе путем корректировки объема запланированных программой и рабочим планом проведения мероприятия действий (процедур), применяемых методов и предусмотренных для проведения мероприятия ресурсов;
4) определения соответствия деятельности объекта аудита законодательным (в рамках выявления потенциальных рисков нарушения законодательства и анализа реализовавшихся в виде нарушений законодательства рисков) и нормативным требованиям;
5) оценки возможности достижения стратегических целей, целей деятельности объекта аудита (ожидаемое отклонение от целей) в рассматриваемый период времени с учетом имеющихся рисков и их характера;
6) оценки полноты и адекватности ключевых индикаторов рисков, систем их мониторинга, применяемых объектом аудита;
7) мониторинга значений ключевых индикаторов рисков в целях своевременного выявления вероятности и последствий реализации рисков в объектах аудита и областях рисков.
4.2.4. В ходе заключительного этапа контрольного или экспертно-аналитического мероприятия риск-ориентированный подход применяется для:
1) определения содержания отчета (состава выводов и предложений (рекомендаций) по итогам контрольного или экспертно-аналитического мероприятия с учетом результатов оценки рисков;
2) подготовки предложений (рекомендаций) объекту аудита, заинтересованным сторонам, влияющим или способным повлиять на области рисков, включая предложения (рекомендации) по управлению рисками и повышению уровня зрелости системы управления рисками.
5. Элементы риск-ориентированного подхода, применяемые
в контрольной и экспертно-аналитической деятельности
В рамках осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности применяются соответствующие элементы риск-ориентированного подхода:
1) оценка рисков;
2) мониторинг управления рисками;
3) документирование и информирование о рисках;
4) содействие снижению уровня рисков.
5.1. Оценка рисков
5.1.1. Ключевым элементом риск-ориентированного подхода при осуществлении аудита (контроля) является оценка рисков достижения стратегических целей, целей деятельности объекта аудита, которая включает:
1) идентификацию рисков объекта аудита и областей рисков, способных оказать негативное воздействие на достижение стратегических целей, целей деятельности объекта аудита;
2) анализ выявленных рисков, их причин, источников и последствий;
3) качественное и количественное оценивание отдельных (индивидуальных) рисков;
4) оценивание агрегированных рисков и определение рейтинга риска <4>;
--------------------------------
<4> При определении рейтинга риска могут учитываться доступные оценки риска, проведенные федеральными органами исполнительной власти, научными, экспертными организациями, иными заинтересованными лицами.
5) сравнение полученных значений рисков с риск-аппетитом.
5.1.2. Идентификация рисков предусматривает поиск, определение, описание (документирование) рисков, способных повлиять на достижение поставленных целей. В ходе идентификации рисков формируется и используется генеральная совокупность рисков объекта аудита и (или) области рисков, из которой выделяются актуальные риски объекта аудита, способные с учетом динамики изменения условий внешней и внутренней среды оказать влияние на достижение целей. Генеральная совокупность рисков используется при планировании и проведении аудита.
5.1.3. Анализ рисков объекта аудита и областей рисков нацелен на понимание характера риска и его особенностей. Анализ рисков включает подробное рассмотрение причин и последствий риска, средств контроля, мер по управлению рисками и результатов таких мер. Анализ рисков может проводиться с различной степенью детализации и сложности в зависимости от доступности и достоверности информации и располагаемых ресурсов.
5.1.4. Оценивание отдельных рисков и агрегированных рисков нацелено на содействие принятию дальнейших решений в части управления рисками. Для оценивания рисков в зависимости от их сложности и значимости последствий применяются качественные и количественные методы оценки.
При определении уровней рисков учитываются целевые ориентиры управления рисками, определяющиеся при помощи показателей риск-аппетита и критериев риска.
Определение уровня включает сравнение результатов анализа риска с установленными критериями риска и риск-аппетитом для определения последующих действий для воздействия на риск.
5.2. Воздействие на риски
Счетная палата может формировать предложения (рекомендации) по управлению рисками объектов аудита или в областях рисков.
Также Счетная палата проводит мониторинг реализации предложений (рекомендаций) по управлению рисками объектами аудита и заинтересованными сторонами в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля).
5.3. Мониторинг управления рисками
5.3.1. Счетная палата осуществляет мониторинг управления рисками объектов аудита и областей рисков, в том числе по итогам проведения аудита (контроля).
5.3.2. Задачами мониторинга управления рисками объекта аудита являются:
1) проверка выполнения предложений (рекомендаций) Счетной палаты по итогам проведенных мероприятий;
2) анализ причин реализовавшихся рисков, идентификация новых рисков и последующая переоценка рисков;
3) разработка предложений (рекомендаций) по совершенствованию системы управления рисками объекта аудита.
5.4. Документирование и информирование о рисках
Результаты аудита (контроля) с применением риск-ориентированного подхода фиксируются в документах, подготавливаемых в ходе и по результатам мероприятия.
Результаты проведенных мероприятий, предложения (рекомендации), в том числе относящиеся к совершенствованию управления рисками, доводятся до объектов аудита и заинтересованных сторон.
6. Непрерывное развитие, совершенствование и оценка
применения риск-ориентированного подхода к осуществлению
аудита (контроля)
6.1. Счетная палата непрерывно развивает собственную риск-культуру за счет:
1) распространения информации о принципах и важности риск-ориентированного подхода со стороны Коллегии и руководства Счетной палаты;
2) повышения качества процессов, процедур и инструментов риск-ориентированного подхода;
3) внедрения практики непрерывного обучения и профессионального развития сотрудников Счетной палаты в области риск-ориентированного подхода;
4) создания, развития и поддержания актуальной методологической и методической базы по риск-ориентированному подходу;
5) создания, развития и поддержания систем внутренних коммуникаций, обмена информацией и лучшими практиками по вопросам применения риск-ориентированного подхода;
6) стимулирования вовлечения сотрудников в разработку, внедрение и применение риск-ориентированного подхода при осуществлении аудита (контроля);
7) применения иных мер по созданию, развитию и поддержанию риск-культуры.
6.2. Счетная палата изучает лучшие российские и международные практики и опыт применения риск-ориентированного подхода в аудите (контроле) и использует эти знания для совершенствования собственной методологической и методической базы.
6.3. Одним из основных направлений развития и совершенствования риск-ориентированного подхода является автоматизация и расширение использования информационно-аналитических систем Счетной палаты. Счетная палата стремится внедрять набор программных инструментов, обеспечивающих возможность эффективного осуществления процедур риск-ориентированного подхода.
6.4. Счетная палата осуществляет регулярный мониторинг практики реализации риск-ориентированного подхода и степени достижения целевого уровня зрелости в Счетной палате.
Качество применения и реализации риск-ориентированного подхода в деятельности Счетной палаты оценивается на регулярной основе, рассматривается на заседаниях Коллегии Счетной палаты и является основой для принятия организационных, административных, методологических и иных решений <5>.
--------------------------------
<5> В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и объективность результатов проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, представляемых в государственные органы или предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.
Информация об оценке рисков по мере внедрения и применения риск-ориентированного подхода служит основанием для корректировки и совершенствования методического обеспечения аудита (контроля).
6.5. Развитие риск-ориентированного подхода при осуществлении аудита (контроля) включает в себя следующие основные этапы:
1) подготовка и утверждение целевой модели применения риск-ориентированного подхода при осуществлении аудита (контроля);
2) разработка методологического и методического обеспечения, включающего:
методический документ по применению риск-ориентированного подхода, содержащий детальное описание элементов, методов и инструментов риск-ориентированного подхода, а также регламентацию действий участников мероприятий;
отдельные инструменты риск-ориентированного подхода (с описанием процедуры их применения);
модели оценки зрелости систем управления рисками различных объектов аудита и областей рисков;
методики расчета аудиторского риска для различных видов аудита (контроля);
методический документ, определяющий методологию оценки применения риск-ориентированного подхода в Счетной палате;
методический документ по оценке рисков объектов аудита и областей рисков;
иные документы Счетной палаты, методические указания и рекомендации, устанавливающие особенности применения риск-ориентированного подхода при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
3) приведение внутренних нормативных документов Счетной палаты в соответствие с положениями Концепции;
4) поэтапное внедрение риск-ориентированного подхода, включая обязательный этап апробации разработанного методологического и методического обеспечения, а также иных документов, регламентирующих применение риск-ориентированного подхода, по итогам апробации.
6.6. Эффективность применения риск-ориентированного подхода обеспечивается в том числе за счет:
1) цифровизации и автоматизации деятельности Счетной палаты с применением риск-ориентированного подхода, включающих:
разработку и реализацию алгоритмов непрерывного мониторинга и машинного обучения;
внедрение автоматизированных и дистанционных методов и моделей аудита (контроля);
автоматизацию процессов применения риск-ориентированного подхода при документировании и подготовке отчетов по итогам мероприятий;
применение иных методов цифровизации аудита (контроля);
2) повышения уровня зрелости Счетной палаты на основе оценки успешности внедрения и реализации риск-ориентированного подхода, предусматривающей:
определение и утверждение целевого состояния уровня зрелости риск-ориентированного подхода в Счетной палате;
определение эффективности затрат ресурсов на внедрение и реализацию риск-ориентированного подхода в Счетной палате;
регулярный анализ текущего уровня зрелости риск-ориентированного подхода в Счетной палате и оценку разрывов между текущим и целевым состоянием;
выработку рекомендаций по дальнейшему совершенствованию для достижения целевого состояния уровня зрелости риск-ориентированного подхода в Счетной палате;
формирование и реализацию "дорожной карты" развития риск-ориентированного подхода в Счетной палате и контроль за ее выполнением.
7. Ожидаемые результаты применения
риск-ориентированного подхода
7.1. Ожидаемыми результатами применения риск-ориентированного подхода в Счетной палате являются:
1) оптимизация использования ресурсов Счетной палаты за счет их концентрации на объектах аудита и областях рисков с высокими уровнями рисков;
2) увеличение доли охвата контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями объектов аудита и областей рисков, характеризующихся высокими уровнями рисков;
3) повышение гибкости и скорости реагирования на новые вызовы, изменения внешней среды, изменения в деятельности объектов аудита и областей рисков за счет мониторинга и переоценки рисков;
4) повышение качества и востребованности предложений (рекомендаций) Счетной палаты для объектов аудита;
5) положительные оценки деятельности Счетной палаты со стороны общества, иных заинтересованных сторон.
7.2. Ожидаемыми результатами применения Счетной палатой риск-ориентированного подхода для объектов аудита и областей рисков являются:
1) снижение нагрузки на объекты аудита и области риска с высоким уровнем зрелости системы управления рисками;
2) содействие снижению уровня рисков достижения стратегических целей и целей деятельности объектов аудита;
3) совершенствование систем управления рисками объектов аудита и в областях рисков;
4) повышение ценности и востребованности предложений (рекомендаций) Счетной палаты.