Рейтинг@Mail.ru

Протокол заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998

ПРОТОКОЛ N 5/43-98

ЗАСЕДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ

ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫМ МАШИНАМ

от 2 июля 1998 года

(Извлечение)

III. О графиках замены контрольно-кассовых машин

на предприятиях почтовой связи Госкомсвязи России

и в учреждениях Сбербанка России

1. В связи с сокращением бюджетного финансирования Госкомсвязи России в 1998 году согласиться с его предложением о продлении сроков замены на предприятиях почтовой связи технологических контрольно-кассовых машин без фискальной памяти (письмо Госкомсвязи России от 5 июня 1998 года N УПС-3-11-1816). Утвердить График замены контрольно-кассовых машин без фискальной памяти на предприятиях почтовой связи на почтово-кассовые терминалы нового поколения во II полугодии 1998 - 1999 годах согласно приложению N 2 к настоящему протоколу.

2. Утвердить График замены (модернизации) контрольно-кассовых машин в территориальных банках Сбербанка России, представленный Сбербанком России (письмо от 1 апреля 1998 года N 01-05-1213), согласно приложению N 3 к настоящему протоколу.

В связи с обращением Сбербанка России от 17 июня 1998 года N 01-05-2514 продлить до 1 сентября 1998 года срок замены контрольно-кассовых машин, установленный решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 23 февраля 1998 года (п. 1 протокола N 1/39-98), в Графике замены устаревших моделей контрольно-кассовых машин (ИСКРА-341, ОКА-300М, КИМ, КИМ-СП, КИМ-2, КИМ-2СП, КИМ-3, КИМ-3СП) в следующих учреждениях Сбербанка России: Алтайском, Кабардино-Балкарском, Коми, Московском областном, Приморском, Ростовском, Санкт-Петербургском, Тверском банках - при условии перевода до 1 июля 1998 года названных выше моделей на работу в новом масштабе цен.

Принять к сведению информацию Сбербанка России о выполнении в I квартале 1998 года Графика оснащения рабочих мест с использованием компьютерной технологии для приема платежей населения устройствами, включенными в Госреестр, утвержденного протоколом Государственной комиссии от 23 февраля 1998 года N 1/39-98.

IV. О конкурсе по размещению заказа на поставку средств

визуального контроля на контрольно-кассовые машины

для генеральных поставщиков и центров технического

обслуживания контрольно-кассовых машин

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 года N 1402-р, которым поручено Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам обеспечить повсеместное использование средств визуального контроля соответствия контрольно-кассовых машин контрольным образцам и их надлежащего технического состояния в целях недопущения проникновения на российский рынок контрольно-кассовых машин, не включенных в реестр и не состоящих на техническом обслуживании в центрах технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин:

1. Утвердить Положение о порядке организации и проведения конкурса по размещению заказа на поставку средств визуального контроля на контрольно-кассовые машины для генеральных поставщиков и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин согласно приложению N 4 к настоящему протоколу.

2. По согласованию с Российской ассоциацией производителей кассовой техники (РАПКаТ) поручить ей выступить в качестве организатора конкурса на поставку средств визуального контроля на контрольно-кассовые машины без использования бюджетных средств.

3. Утвердить конкурсную комиссию по проведению конкурса в составе:

Пармененков К.Н. - заместитель председателя Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (председатель комиссии);

Ярошевская М.Б. - член Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (секретарь комиссии);

Баткаев С.Р. - начальник управления Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации;

Кабанков В.М. - ответственный секретарь Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам;

Мавроматис И.Г. - вице-президент РАПКаТ;

Рыков A.M. - генеральный директор ОАО "Курский завод "Счетмаш";

Экимов А.И. - доктор юридических наук, профессор, член рабочей группы Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам по вопросам Государственного реестра контрольно-кассовых машин.

4. Российской ассоциации производителей кассовой техники представить в Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно-кассовым машинам для утверждения результаты проведения конкурса.

V. О порядке продления сроков включения моделей

контрольно-кассовых машин в Государственный реестр

контрольно-кассовых машин

1. Установить следующий порядок продления сроков включения моделей контрольно-кассовых машин в Государственный реестр контрольно-кассовых машин:

представление заявителями в Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно-кассовым машинам ходатайств о продлении (исключении) моделей контрольно-кассовых машин - до 15 июля 1998 года;

проведение технических экспертиз моделей контрольно-кассовых машин на их соответствие техническим требованиям к контрольно-кассовым машинам, включая фискальную память, проверка пакетов прикладных программ к активным системным контрольно-кассовым машинам и, в случае необходимости, проведение сертификации моделей контрольно-кассовых машин в системе сертификации ГОСТ Р - до 1 октября 1998 года. В этот же срок проводятся для соответствующих моделей контрольно-кассовых машин отраслевые проверки, а также проверки целостности пакетов прикладных программ к активным системным контрольно-кассовым машинам в ФАПСИ и Гостехкомиссии России при условии согласования до 15 июля 1998 года с Государственной комиссией Порядка проведения организационно-технических мероприятий по осуществлению проверки целостности пакетов прикладных программ для контрольно-кассовых машин, допускающих внешнюю загрузку пакетов прикладных программ без нарушения пломбировки контрольно-кассовых машин. Проверка реализации параметра "выделение (начисление) налогов по установленным налоговым ставкам" технических требований к контрольно-кассовым машинам осуществляется после принятия соответствующих законодательных актов;

рассмотрение моделей контрольно-кассовых машин на рабочей группе Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам по вопросам Государственного реестра контрольно-кассовых машин и вынесение решений Государственной комиссией - до 1 ноября 1998 года.

2. Поручить проведение технической экспертизы моделей контрольно-кассовых машин, по которым планируется продление сроков их включения в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, Лаборатории эталонных образцов контрольно-кассовых машин.

Лаборатории эталонных образцов контрольно-кассовых машин в трехдневный срок обеспечить заявителей необходимыми организационно-методическими материалами, согласованными с Государственной комиссией, а также организовать с ними необходимое взаимодействие.

3. Утвердить изменения и дополнения к техническим требованиям к электронным контрольно-кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов с населением согласно приложению N 5 к настоящему протоколу.

4. Считать согласованными представленные Государственным комитетом Российской Федерации по связи и информатизации Технические требования к аппаратно-программному обеспечению активных системных контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением за услуги электросвязи согласно приложению N 6 к настоящему протоколу.

5. Приостановить до 1 декабря 1998 года рассмотрение ходатайств заявителей на включение моделей контрольно-кассовых машин в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, за исключением ходатайств по тем моделям, по которым Государственной комиссией по 16 июня 1998 года включительно были приняты решения о направлении их на техническую экспертизу и сертификацию.

VII. О согласовании форм квитанций, путевок, билетов,

талонов и других приравненных к чеку документов

Считать согласованной с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам представленную Минфином России (письмо от 29 мая 1998 года N 16-00-27-25) форму "Квитанция на скупленные ценности" (заявитель - Государственное центральное скупочное предприятие) в качестве документа строгой отчетности согласно приложению N 7 к настоящему протоколу.

Председатель

Государственной межведомственной

экспертной комиссии

по контрольно-кассовым машинам

А.Н.САУНИН

Приложение N 2

Утверждаю

Начальник Управления

почтовой связи

Госкомсвязи России

В.В.КОРШУНОВ

5 июня 1998 года

Утвержден

решением Государственной

межведомственной

экспертной комиссии

по контрольно-кассовым машинам

Протокол

от 2 июля 1998 г. N 5/43-98

ГРАФИК

ЗАМЕНЫ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

БЕЗ ФИСКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ

НА ПОЧТОВО-КАССОВЫЕ ТЕРМИНАЛЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

ВО II ПОЛУГОДИИ 1998 - 1999 ГОДОВ

Приложение N 3

Утверждаю

Заместитель Председателя

Правления Сбербанка России

А.Е.ПОГОДИН

01.04.1998

Утвержден

решением Государственной

межведомственной

экспертной комиссии

по контрольно-кассовым машинам

Протокол

от 2 июля 1998 г. N 5/43-98

ГРАФИК

ЗАМЕНЫ (МОДЕРНИЗАЦИИ) КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ

МАШИН В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БАНКАХ СБЕРБАНКА РОССИИ

Примечание. Разрешается проведение досрочной модернизации ККМ различных лет выпуска.

Приложение N 4

Утверждено

решением Государственной

межведомственной

экспертной комиссии

по контрольно-кассовым машинам

Протокол

от 2 июля 1998 г. N 5/43-98

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ЗАКАЗА НА ПОСТАВКУ СРЕДСТВ ВИЗУАЛЬНОГО

КОНТРОЛЯ НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫЕ МАШИНЫ ДЛЯ ГЕНЕРАЛЬНЫХ

ПОСТАВЩИКОВ И ЦЕНТРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует порядок проведения конкурса по размещению заказа на поставку средств визуального контроля на контрольно-кассовые машины для генеральных поставщиков и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин.

1.2. Организатором конкурса является Российская ассоциация производителей кассовой техники (далее именуется РАПКаТ).

1.3. В целях настоящего Положения используются следующие основные понятия:

конкурсная комиссия - коллегиальный орган, создаваемый Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам для проведения конкурса;

конкурсная документация - комплект документов, содержащих исходную информацию о средствах визуального контроля на контрольно-кассовые машины, а также об условиях и процедуре проведения конкурса;

претендент - юридическое лицо, решившее принять участие в конкурсе, до момента регистрации оферты;

оферта - предложение о поставке средств визуального контроля на контрольно-кассовые машины на условиях, определяемых в конкурсной документации;

оферент - лицо, от имени которого представлена оферта;

покупатель - генеральный поставщик или центр технического обслуживания контрольно-кассовых машин.

1.4. К участию в конкурсе допускаются юридические лица, которые дали письменное согласие на соблюдение условий конкурса.

1.5. Обязательными условиями для участников конкурса являются следующие:

производство или закупка средств визуального контроля на контрольно-кассовые машины победителем конкурса может производиться исключительно за счет внебюджетных средств;

образцы средств визуального контроля на контрольно-кассовые машины представляют собой трехмерные изображения на фотополимерной пленке диаметром 30 мм с тематикой, посвященной контрольно-кассовым машинам, и с индивидуальными семизначными номерами. Образцы должны соответствовать требованиям, установленным Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (пункт 5.3 протокола N 5/30-96 от 29 августа 1996 года; пункт 3 протокола N 6/31-96 от 5 ноября 1996 года). При отделении средства визуального контроля от контрольно-кассовой машины изображение на этом средстве визуального контроля должно саморазрушаться;

представляться на конкурс могут только готовые к использованию образцы средств визуального контроля на контрольно-кассовые машины вместе с заключением организации, специализирующейся на разработке средств визуального контроля;

претендент для участия в конкурсе обязан представить письменную гарантию на поставку к 1 декабря 1998 года не менее 500 тысяч единиц средств визуального контроля на контрольно-кассовые машины без предоплаты со стороны покупателей с последующим бесперебойным удовлетворением потребностей покупателей в средствах визуального контроля;

не позднее двух дней до даты проведения конкурса оферент обязан внести на расчетный счет организатора конкурса денежный залог в сумме 300 тысяч рублей;

победитель конкурса обязан:

иметь систему надежного хранения и учета реализуемых средств визуального контроля на контрольно-кассовые машины, включая программное обеспечение регистрации выдачи и учета средств визуального контроля по каждому генеральному поставщику и центру технического обслуживания контрольно-кассовых машин, субъекту Российской Федерации, с указанием номеров используемых средств визуального контроля;

обеспечить за свой счет образцами средств визуального контроля все государственные налоговые инспекции, а также органы внутренних дел и федеральные органы налоговой полиции, осуществляющие контроль за соблюдением Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением";

обеспечить всех генеральных поставщиков и центры технического обслуживания контрольно-кассовых машин необходимой информацией о порядке использования средств визуального контроля на контрольно-кассовых машинах.

1.6. Конкурс является открытым.

2. Участники конкурса

2.1. Основные участники конкурса - организатор конкурса, конкурсная комиссия, претенденты, оференты.

2.2. При проведении конкурса его организатор осуществляет следующие функции:

подготавливает материалы для объявления конкурса;

принимает решение о дате проведения конкурса;

осуществляет публикацию объявления о конкурсе;

организует разработку и распространение конкурсной документации;

принимает заявки на участие в конкурсе;

проводит ознакомление претендентов с конкурсной документацией, дает им необходимые разъяснения;

обеспечивает сбор и хранение оферт;

участвует в работе конкурсной комиссии через своего представителя;

рассматривает апелляции на решения конкурсной комиссии;

подписывает протокол с победителем конкурса;

несет все расходы на подготовку и проведение конкурса.

2.3. Конкурсная комиссия осуществляет процедуру конкурса, определяет победителя конкурса или принимает иное решение и представляет их на утверждение Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.

2.4. Претендент:

представляет документы, подтверждающие наличие необходимых профессиональных знаний, финансовых средств, опыта и положительной репутации, обладание необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения контрактов по поставкам средств визуального контроля, исполнение обязательств по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды.

Претендентом не может являться организация, на имущество которой наложен арест и (или) экономическая деятельность которой приостановлена.

2.5. Юридическое лицо приобретает статус претендента с момента обращения к организатору конкурса для участия в конкурсе.

Статус претендента утрачивается в следующих случаях:

по желанию претендента - на любой подготовительной стадии;

вследствие нарушения претендентом настоящего Положения или нарушения условий конкурса.

2.6. Претендент имеет право получать от организатора конкурса исчерпывающую информацию об условиях и порядке его проведения.

2.7. С момента регистрации оферты претендент приобретает статус оферента.

2.8. Победитель конкурса имеет право на поставку средств визуального контроля на условиях, установленных поданной им офертой, составленной в соответствии с конкурсной документацией.

3. Объявление конкурса

3.1. Объявление о проведении конкурса публикуется организатором конкурса в журнале "Контрольно-кассовые машины".

3.2. Объявление о конкурсе должно содержать:

наименование организатора конкурса;

предмет конкурса;

адрес и сроки приобретения конкурсной документации;

сроки представления оферт.

3.3. Объявление о конкурсе должно быть произведено не менее чем за 45 дней до срока представления оферт.

4. Конкурсная документация

4.1. Состав и другие условия подготовки конкурсной документации определяет организатор конкурса.

4.2. Конкурсная документация передается в комплекте по официальному запросу претендента за плату. Порядок и условия выкупа конкурсной документации определяются организатором конкурса.

4.3. Конкурсная документация состоит из следующих основных разделов:

общие сведения о необходимых средствах визуального контроля на контрольно-кассовые машины;

инструкции оферентам;

условия и порядок проведения конкурса;

форма заявки об участии в конкурсе.

4.4. В разделе "Общие сведения об образцах средств визуального контроля на контрольно-кассовые машины" дается описание этих средств с указанием важнейших параметров и качественных характеристик.

4.5. В разделе "Инструкция оферентам" указывается состав представляемой оферентом документации:

заявка на участие в конкурсе;

копия Устава юридического лица;

копия годового баланса за истекший год и копия баланса за последний квартал;

справка из Государственной налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетами всех уровней и по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды;

копия платежного документа, подтверждающего внесение задатка;

цена одного экземпляра средства визуального контроля на контрольно-кассовую машину.

Кроме того, в Инструкции отражается информация по порядку представления образцов средств визуального контроля и оферты: сроки и адрес представления, фамилия лица, ответственного за приемку документов и образцов средств визуального контроля.

4.6. В раздел "Условия и порядок проведения конкурса" включаются следующие сведения:

условия и порядок внесения задатка оферентом;

дата вскрытия конвертов с обязательным условием публичности (открытости) этого процесса;

порядок выбора победителя;

порядок утверждения результатов конкурса;

уведомление о том, какие обязательства принимаются на себя победителем конкурса;

предупреждение о непринятии на себя организатором конкурса обязательства объяснить причины отклонения оферт;

порядок извещения оферентов о результатах конкурса.

5. Оферта

5.1. Оферта должна быть подготовлена и представлена организатору конкурса в соответствии с требованиями и условиями, содержащимися в конкурсной документации.

Оферты принимаются в двойных конвертах. Во внешнем конверте содержатся заявка на участие в конкурсе и внутренний конверт. Во внутреннем конверте находятся оферта и образец средства визуального контроля.

Внутренний конверт должен быть запечатан оферентом на момент подачи оферты.

5.2. При приемке оферты организатор конкурса проверяет наличие необходимых документов, за исключением содержимого в запечатанном конверте, и может отказать в приемке оферты, если документы, представленные оферентом, ненадлежащим образом оформлены.

5.3. Организатор конкурса обязан зарегистрировать оферту незамедлительно после ее приемки.

Оференту выдается расписка, подтверждающая прием и регистрацию его оферты.

5.4. Оферты хранятся вместе с книгой регистрации под ответственность лица, осуществляющего приемку оферт. Ответственность за сохранность представленной документации несет организатор конкурса.

6. Процедура конкурса

6.1. Дата и место проведения конкурса определяются организатором конкурса.

6.2. Конкурс должен проводиться в день, час и в месте, которые объявлены организатором конкурса.

6.3. В случае изменения порядка проведения конкурса все соответствующие лица должны быть своевременно уведомлены.

6.4. Все зарегистрированные оферты должны быть своевременно доставлены на место конкурса.

6.5. Вскрытие конвертов производится организатором конкурса при наличии полномочного состава конкурсной комиссии.

6.6. В конкурсе могут принимать участие по приглашению конкурсной комиссии эксперты и другие специалисты без права голоса.

6.7. Конкурсная комиссия в процессе конкурса имеет право вызывать оферентов для разъяснений, запрашивать у них и из других источников дополнительные сведения, подтверждения, документы.

6.8. Конкурсная комиссия проверяет соответствие представленных оферт или иной представленной документации требованиям, содержащимся в конкурсной документации. Если представленная оферта или иная представленная документация не соответствует требованиям, содержащимся в конкурсной документации, указанная оферта не подлежит рассмотрению, что фиксируется в протоколе заседания конкурсной комиссии.

6.9. Оференты или их представители не вправе присутствовать при оценке оферт.

6.10. Оценку оферт осуществляет конкурсная комиссия.

6.11. В результате рассмотрения предложений оферентов составляется заключение. Заключение подписывается всеми участниками конкурсной комиссии и предусматривает выбор оферента, оферта которого является наиболее приемлемой для выбора победителя.

6.12. Информация об итогах оценки оферт не сообщается лицам, официально не имеющим отношения к процедуре оценки. Члены комиссии и привлеченные эксперты несут ответственность за разглашение данной информации в порядке, установленном законодательством.

6.13. Оференты не вправе самостоятельно вносить изменения в свои оферты в процессе конкурса.

6.14. Оферент имеет право в любое время отозвать свою оферту. При этом с него удерживается два процента внесенного задатка. Срок возврата оставшейся части задатка оференту - не позднее трех банковских дней после принятия им соответствующего решения.

Удержание в размере одного процента внесенного задатка производится с тех оферентов, которые не стали победителями состоявшегося конкурса. В случае объявления конкурса несостоявшимся задаток в полном объеме возвращается всем оферентам. Срок возврата задатка в этих случаях - не позднее трех банковских дней после принятия соответствующего решения конкурсной комиссией.

Победителю конкурса задаток возвращается в полном объеме в течение трех банковских дней после подписания им протокола с организатором конкурса. Если победитель конкурса отказался от подписания протокола с организатором конкурса, с него удерживается один процент внесенного им задатка. Срок возврата задатка оференту - не позднее трех банковских дней после принятия им соответствующего решения.

6.15. Конкурсная комиссия выбирает победителем конкурса оферента, предложение которого наиболее полно отвечает требованиям, содержащимся в конкурсной документации.

Конкурсная комиссия полномочна принимать решения, если на ее заседании участвует не менее двух третей списочного состава.

Решение конкурсной комиссии о выборе победителя конкурса принимается большинством голосов от числа членов, присутствующих на заседании конкурсной комиссии. В случае равенства голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель конкурсной комиссии.

6.16. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, в котором содержатся данные о составе конкурсной комиссии, результаты голосования по каждой оферте, наименование победителя конкурса, сроки подписания протокола с победителем конкурса в случае утверждения результатов конкурса Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.

Конкурсная комиссия не обязана мотивировать свой выбор перед претендентами.

Протоколы заседаний конкурсной комиссии подписывают председатель и секретарь конкурсной комиссии.

6.17. Конкурсная комиссия может принять решение о закрытии конкурса без объявления победителя.

6.18. Конкурс может быть объявлен конкурсной комиссией несостоявшимся, если:

до окончания срока конкурса не поступило ни одной оферты;

все представленные оферты не содержат документов, подтверждающих внесение задатка.

6.19. Если представленные оферты не соответствуют условиям конкурсной документации, конкурс считается состоявшимся, но имеющим отрицательный результат.

6.20. Конкурсная комиссия не принимает претензий оферентов и не несет имущественной или иной юридической ответственности перед ними при объявлении конкурса несостоявшимся или имеющим отрицательный результат.

7. Утверждение результатов

7.1. Конкурс считается завершенным после утверждения его результатов конкурсной комиссией.

7.2. Протокол о результатах конкурса организатор конкурса в трехдневный срок после проведения конкурса представляет в Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно-кассовым машинам, которая принимает решение об утверждении итогов конкурса.

7.3. В течение 10 дней после утверждения Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам протокола о результатах конкурса все оференты извещаются об итогах конкурса. Организатор и победитель конкурса в эти же сроки подписывают протокол о поставке для генеральных поставщиков и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин средств визуального контроля.

7.4. Если в результате первичного конкурса победитель не определен, или протокол о результатах конкурса не утвержден Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, или между победителем и организатором конкурса не подписан протокол о поставке для генеральных поставщиков и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин средств визуального контроля, организатор обязан назначить повторный конкурс.

8. Расходы на организацию и проведение конкурса

Расходы на организацию и проведение конкурса осуществляются за счет организатора.

Приложение N 5

Утверждены

решением Государственной

межведомственной

экспертной комиссии

по контрольно-кассовым машинам

Протокол

от 2 июля 1998 г. N 5/43-98

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

К ТЕХНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ К ЭЛЕКТРОННЫМ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫМ МАШИНАМ (ККМ) ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ

I. Изменения и дополнения к Техническим требованиям к электронным контрольно-кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов с населением в сфере торговли, утвержденным Государственной комиссией (п. 1.1 протокола N 14 от 10 ноября 1994 года, п. 3.3 протокола N 4/20-95 от 27 апреля 1995 года, п. 4.1 протокола N 5/21-95 от 23 июня 1995 года, п. 3 протокола N 9/25-95 от 27 декабря 1995 года, п. 2 протокола N 5/30-96 от 29 августа 1996 года, п. 2 протокола 5/37-97 от 23 октября 1997 года)

1. Заменить в параметре 3 раздела 2 Технических требований слова "Печать на вкладной (подкладной) документ (в режимах, предусматривающих его оформление)" на слова "Оформление вкладного (подкладного) документа".

2. Заменить для параметра 4 раздела 2 Технических требований нормы "-, +, +" на нормы "+, +, +".

3. Дополнить параметры 5 и 7 раздела 2 Технических требований следующими словами: "идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации продавца (предприятия-продавца) из фискальной памяти ККМ" и соответствующими нормами "+, +, +" для параметра 5 и нормами "-, +, +" для параметра 7.

4. Заменить в параметре 14 раздела 2 Технических требований слова "выделение (начисление) налога" на слова "выделение (начисление) налогов по установленным налоговым ставкам" и соответствующие нормы "*, *, *" на нормы "+, +, +". Все другие нормы "*" в разделе 2 заменить на нормы "-".

5. Дополнить раздел 2 Технических требований параметром 18 следующего содержания: "Режим проверки целостности пакета прикладных программ (состав пакета прикладных программ, подлежащий проверке целостности, определяется Заявителем модели ККМ и подтверждается экспертной организацией и ФАПСИ совместно с Гостехкомиссией России) с использованием программных средств, сертифицированных ФАПСИ совместно с Гостехкомиссией России.

Указанный режим должен функционировать в двух подрежимах: при начальной загрузке пакета прикладных программ (ППП) - автоматически и при вводе в ККМ уполномоченным лицом проверочного ключа - с отображением на индикаторе результата, параметрами которого являются ППП и введенный проверочный ключ" и соответствующими нормами "-, -, + <7>".

6. Изложить примечание 1 к разделу 2 в следующей редакции: "Условные обозначения: "+" - обязательный параметр, "-" - необязательный параметр. При этом наличие канала связи PC-ориентированного для ККМ группы 1 недопустимо.".

7. Дополнить раздел 2 Технических требований примечанием 6 следующего содержания: "Кожух машины должен обеспечивать пломбировку всех блоков и узлов ККМ. Допускается использование печатающего устройства (ПУ) контрольной ленты, чековой ленты, подкладного (вкладного) документа, размещенного вне общего кожуха, при обеспечении невозможности отключения или замены ПУ и кабеля связи ПУ с процессным блоком без нарушения пломбировки вводно-выводных разъемов.".

Включить ссылку на примечание 6 в текст параметра 1 раздела 2 Технических требований после слов "или налоговой инспекцией".

8. Дополнить раздел 2 Технических требований примечанием 7 следующего содержания: "Для ККМ группы 3, допускающих внешнюю загрузку ППП без нарушения пломбировки ККМ.".

II. Изменения и дополнения к Техническим требованиям к электронным контрольно-кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов с населением в сфере услуг, утвержденным Государственной комиссией (п. 1.2 протокола N 14 от 10 ноября 1994 года, п. 4.1 протокола N 5/21-95 от 23 июня 1995 года, п. 3 протокола N 9/25-95 от 27 декабря 1995 года, п. 2 протокола N 5/30-96 от 29 августа 1996 года, п. 2 протокола 5/37-97 от 23 октября 1997 года)

1. Дополнить параметры 3 и 5 раздела 2 Технических требований следующими словами: "идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации продавца (предприятия-продавца) из фискальной памяти ККМ" и соответствующими нормами "+, +, +".

2. Заменить в параметре 11 раздела 2 Технических требований слова "выделение (начисление) налога" на слова "выделение (начисление) налогов по установленным налоговым ставкам" и соответствующие нормы "*, *, *" на нормы "+, +, +". Все другие нормы "*" в разделе 2 заменить на нормы "-".

3. Исключить из раздела 2 Технических требований параметр 13 и нормы к нему. Изменить нумерацию параметров 14 - 16 раздела 2 соответственно на 13 - 15.

4. Дополнить раздел 2 Технических требований параметром 16 следующего содержания: "Режим проверки целостности пакета прикладных программ (состав пакета прикладных программ, подлежащий проверке целостности, определяется Заявителем модели ККМ и подтверждается экспертной организацией и ФАПСИ совместно с Гостехкомиссией России) с использованием программных средств, сертифицированных ФАПСИ совместно с Гостехкомиссией России.

Указанный режим должен функционировать в двух подрежимах: при начальной загрузке пакета прикладных программ (ППП) - автоматически и при вводе в ККМ уполномоченным лицом проверочного ключа - с отображением на индикаторе результата, параметрами которого являются ППП и введенный проверочный ключ" и соответствующими нормами "-, -, + <5>".

5. Изложить примечание 1 к разделу 2 в следующей редакции: "Условные обозначения: "+" - обязательный параметр, "-" - необязательный параметр. При этом наличие канала связи РС-ориентированного для ККМ группы 1 недопустимо.".

6. Дополнить раздел 2 Технических требований примечанием 5 следующего содержания: "Для ККМ группы 3, допускающих внешнюю загрузку ППП без нарушения пломбировки ККМ.".

III. Изменения и дополнения к Техническим требованиям к электронным контрольно-кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов за нефтепродукты и оказание услуг в сфере обеспечения нефтепродуктами, утвержденным Государственной комиссией (п. 1.3 протокола N 14 от 10 ноября 1994 года, п. 4.1 протокола N 5/21-95 от 23 июня 1995 года, п. 3 протокола N 9/25-95 от 27 декабря 1995 года, п. 2 протокола N 5/30-96 от 29 августа 1996 года, п. 2 протокола 5/37-97 от 23 октября 1997 года)

1. Дополнить параметры 1 и 2 раздела 2 Технических требований следующими словами: "идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации продавца (предприятия-продавца) из фискальной памяти ККМ" и соответствующими нормами "+, +, +".

2. Заменить в параметре 6 раздела 2 Технических требований слова "выделение (начисление) налога" на слова "выделение (начисление) налогов по установленным налоговым ставкам" и соответствующие нормы "*, *, *" на нормы "+, +, +".

3. Заменить в параметре 8 раздела 2 Технических требований слова "контроллер управления ТРК (МРК)" с нормами "-/*, */+, */+" на слова "контроллер управления ТРК (МРК)" с соответствующими нормами "+, +, +". Все другие нормы "-/*" в разделе 2 заменить на нормы "-".

4. Заменить в параметре 10 раздела 2 Технических требований нормы "*, + +" на нормы "+, +, +". Все другие нормы "*" в разделе 2 заменить на нормы "-".

5. Дополнить раздел 2 Технических требований параметром 12 следующего содержания: "Режим проверки целостности пакета прикладных программ (состав пакета прикладных программ, подлежащий проверке целостности, определяется Заявителем модели ККМ и подтверждается экспертной организацией и ФАПСИ совместно с Гостехкомиссией России) с использованием программных средств, сертифицированных ФАПСИ совместно с Гостехкомиссией России.

Указанный режим должен функционировать в двух подрежимах: при начальной загрузке пакета прикладных программ (ППП) - автоматически и при вводе в ККМ уполномоченным лицом проверочного ключа - с отображением на индикаторе результата, параметрами которого являются ППП и введенный проверочный ключ" и соответствующими нормами "-, -, + <6>".

6. Изложить примечание 1 к разделу 2 в следующей редакции: "Условные обозначения: "+" - обязательный параметр, "-" - необязательный параметр. При этом наличие канала связи PC-ориентированного для ККМ группы 1 недопустимо".

7. Дополнить раздел 2 Технических требований примечанием 5 следующего содержания: "Проверка параметра производится на реальном объекте или на рекомендованном уполномоченной организацией Министерства топлива и энергетики Российской Федерации имитационном оборудовании".

Включить ссылку на примечание 5 в текст параметра 10 раздела 2 Технических требований после слов "регистрация результатов отпуска".

8. Дополнить раздел 2 Технических требований примечанием 6 следующего содержания: "Для ККМ группы 3, допускающих внешнюю загрузку ППП без нарушения пломбировки ККМ.".

IV. Изменения и дополнения к Техническим требованиям к электронным контрольно-кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов с населением в отелях и ресторанах, утвержденным Государственной комиссией (п. 1.4 протокола N 14 от 10 ноября 1994 года, п. 4.1 протокола N 5/21-95 от 23 июня 1995 года, п. 3 протокола N 9/25-95 от 27 декабря 1995 года, п. 2 протокола N 5/30-96 от 29 августа 1996 года, п. 2 протокола 5/37-97 от 23 октября 1997 года)

1. Дополнить параметры 4, 6 и 7 раздела 2 Технических требований следующими словами: "идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации продавца (предприятия-продавца) из фискальной памяти ККМ" и соответствующими нормами "+, +, +".

2. Заменить в пункте 14 раздела 2 слова "выделение (начисление) налогов" на слова "выделение (начисление) налогов по установленным налоговым ставкам" и соответствующие нормы "*, *, *" на нормы "+, +, +". Все другие нормы "*" в разделе 2 заменить на нормы "-".

3. Дополнить раздел 2 Технических требований параметром 19 следующего содержания: "Режим проверки целостности пакета прикладных программ (состав пакета прикладных программ, подлежащий проверке целостности, определяется Заявителем модели ККМ и подтверждается экспертной организацией и ФАПСИ совместно с Гостехкомиссией России) с использованием программных средств, сертифицированных ФАПСИ совместно с Гостехкомиссией России.

Указанный режим должен функционировать в двух подрежимах: при начальной загрузке пакета прикладных программ (ППП) - автоматически и при вводе в ККМ уполномоченным лицом проверочного ключа - с отображением на индикаторе результата, параметрами которого являются ППП и введенный проверочный ключ" и соответствующими нормами "-, -, + <6>".

4. Изложить примечание 1 к разделу 2 в следующей редакции "Условные обозначения: "+" - обязательный параметр, "-" - необязательный параметр. При этом наличие канала связи PC-ориентированного для ККМ группы 1 недопустимо".

5. Дополнить раздел 2 Технических требований примечанием 6 следующего содержания "Для ККМ группы 3, допускающих внешнюю загрузку ППП без нарушения пломбировки ККМ.".

V. Изменения и дополнения к Дополнительным техническим требованиям к электронным контрольно-кассовым машинам (ККМ), предназначенным для осуществления денежных расчетов с населением при купле-продаже валюты, утвержденным решением Государственной комиссии (п. 3.3 протокола N 4/20-95 от 27 апреля 1995 года)

1. В Дополнительных технических требованиях слова "18, дополнение параметров и соответствующих норм для ККМ по группам" заменить на слова "19, дополнение параметров и соответствующих норм для ККМ по группам".

VI. Изменения и дополнения к Техническим требованиям к фискальной памяти электронных контрольно-кассовых машин, утвержденным Государственной комиссией (п. 4.1 протокола N 5/21-95 от 23 июня 1995 года, п. 3 протокола N 9/25-95 от 27 декабря 1995 года, п. 2 протокола N 5/30-96 от 29 августа 1996 года)

1. Заменить в таблице 1 Технических требований:

слова "Идентификационный код владельца ККМ" на слова "Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации-продавца (предприятия продавца)";

слова "Номер последнего закрытия смены" на слова "Номер записи в ФП последнего закрытия смены перед проведением перерегистрации";

значение разрядности реквизитов "Дата фискализации", "Дата перерегистрации", "Дата отчета" с "6" на "6 min";

значение количества записей для вида записи "Перерегистрация ККМ" с "4" на "4 min".

2. Дополнить Технические требования примечанием 3 к таблице 1 следующего содержания: "Разрядность регистров итога сменных продаж и итога сменных покупок должна быть не меньше разрядности соответствующих денежных регистров ККМ.".

3. Заменить в пунктах 3.4 и 3.5 Технических требований слова "идентификационный код владельца ККМ" на слова "идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации-продавца (предприятия-продавца);".

4. Дополнить пункт 6.1 Технических требований первым абзацем следующего содержания: "ККМ должна обеспечивать получение фискального отчета как полного, так и сокращенного, с заданием периода как датами, так и номерами закрытия смен, при этом начало и конец периода должны задаваться однотипно.".

5. Изложить пункт 8.1 Технических требований в следующей редакции: "ФП должна быть размещена под общим опломбированным кожухом ККМ, а в случае блочной конструкции ККМ - под опломбированным кожухом процессорного блока либо блока печатающего устройства платежных документов, накрывающим энергонезависимое оперативное запоминающее устройство, в котором формируются фискальные данные, процессор и память программ управления ФП и печатающим устройством платежных документов. Другие варианты размещения ФП не допускаются.

Средства визуального контроля (СВК) и маркировка ККМ должны устанавливаться на кожух, накрывающий блок с ФП.".

6. Изложить пункт 9.1 Технических требований в следующей редакции: "В ККМ должен быть предусмотрен режим проверки сохранности фискальных данных в накопителе ФП. При этом недопустим метод сравнения фискальных данных накопителя с копиями, находящимися вне накопителя ФП. Порядок проведения режима должен быть указан в ЭД на конкретную модель ККМ.".

VII. Изменения и дополнения к Техническим требованиям к фискальному регистратору, утвержденным Государственной комиссией (п. 3 протокола N 9/25-95 от 27 декабря 1995 года, п. 4.1 протокола N 4/36-97 от 30 июня 1997 года, п. 2 протокола 5/37-97 от 23 октября 1997 года)

1. Дополнить параметры 19 и 21 раздела 2 Технических требований следующими словами: "идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации продавца (предприятия-продавца) из фискальной памяти ККМ" и соответствующими нормами "+, +, +, +".

2. Заменить в пункте 22 раздела 2 слова "выделение (начисление) налогов" на слова "выделение (начисление) налогов по установленным налоговым ставкам" и соответствующие нормы "*, *, *, *" на нормы "+, +, +, +". Все другие нормы "*" в разделе 2 заменить на нормы "-".

3. Изложить примечания к разделу 2 и разделу 3 Технических требований в следующей редакции: "Условные обозначения: "+" - обязательный параметр, "-" - необязательный параметр, "1" - для торговли, "2" - для сферы услуг, "3" - для торговли нефтепродуктами, "4" - для отелей и ресторанов.".

VII. Изменения и дополнения к Техническим требованиям к электронным контрольно-кассовым машинам, встроенным в таксометры, для осуществления денежных расчетов с населением в сфере услуг на автомобильном транспорте, утвержденным Государственной комиссией (п. 3 протокола N 9/25-95 от 27 декабря 1995 года, п. 2 протокола N 5/37-97 от 23 октября 1997 года)

1. Дополнить пункт 15 Технических требований вторым абзацем следующего содержания: "Кожух машины должен обеспечивать пломбировку всех блоков и узлов ККМ. Допускается использование печатающего устройства (ПУ) контрольной ленты, чековой ленты, подкладного (вкладного) документа, размещенного вне общего кожуха, при обеспечении невозможности отключения или замены ПУ и кабеля связи ПУ с процессным блоком без нарушения пломбировки вводно-выводных разъемов.".

2. Дополнить пункт 17 Технических требований словами "идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации продавца (предприятия-продавца) из фискальной памяти" и соответствующей нормой "+".

3. Дополнить пункт 25 словами "выделение (начисление) налогов по установленным налоговым ставкам" и соответствующей нормой "+".

4. Все нормы "*" и "* <1>" в Технических требованиях заменить на нормы "-".

5. Изложить примечание к Техническим требованиям в следующей редакции: "Условные обозначения: "+" - обязательный параметр, "-" - необязательный параметр.".

VIII. Изменения и дополнения к Техническим требованиям к электронным контрольно-кассовым машинам, работающим в автоматическом режиме для осуществления денежных расчетов с населением в сфере услуг (при продаже билетов), утвержденным Государственной комиссией (п. 5 протокола N 3/35-97 от 27 декабря 1995 года)

1. Дополнить параметр 3 раздела 2 Технических требований:

словами "идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации продавца (предприятия-продавца) из фискальной памяти" и соответствующей нормой "+";

словами "сумма услуги" и соответствующей нормой "+".

2. Заменить в параметре 9 раздела 2 слова "выделение (начисление) налога" на слова "выделение (начисление) налогов по установленным налоговым ставкам" и соответствующую норму "-" на норму "+".

3. Изложить примечание 1 к разделу 2 Технических требований в следующей редакции: "Условные обозначения: "+" - обязательный параметр, "-" - необязательный параметр.".

Приложение N 6

Утверждаю

Первый заместитель Председателя

Госкомсвязи России

Н.С.МАРДЕР

01.07.1998

Согласовано

решением Государственной

межведомственной

экспертной комиссии

по контрольно-кассовым машинам

Протокол

от 2 июля 1998 г. N 5/43-98

Начальник УЭС Министерства

связи Российской Федерации

А.Ю.РОКОТЯН

01.07.1998

Директор ИПИ РАН

(Казанский филиал)

И.З.НАСЫРОВ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К АППАРАТНО-ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

СИСТЕМНО-АКТИВНЫХ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ

ЗА УСЛУГИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

Введение

В данной работе освещаются вопросы, имеющие отношение к новому поколению контрольно-кассовых машин (ККМ), а именно к системно-активным ККМ (СА ККМ). Сформулированы основные технические требования к программно-аппаратному обеспечению системно-активных контрольно-кассовых машин для отрасли электросвязь.

В связи с тем, что Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ККМ) принято решение о замене ККМ устаревших моделей до 1 октября 1995 г. (выписка из протокола N 5/21-95 заседания ГМЭК по ККМ от 23 июня 1995 г.), а также появлением на рынке ККМ новых системно-активных ККМ возникла необходимость в формировании технических требований, которым обязано удовлетворять аппаратно-программное обеспечение ККМ нового поколения, применяемое в электросвязи для расчетов с пользователями услуг.

1. Определение кассового терминала

Под кассовым терминалом (далее - КТ) будем понимать системно-активную контрольно-кассовую машину, построенную на базе компьютера, с программным обеспечением, которое позволяет выполнять необходимый набор кассовых операций, присущих отрасли электросвязь.

Кассовый терминал предназначен для применения в качестве кассового аппарата при ведении операционного дня в отделении связи (пункт оплаты). Использование КТ должно привести к повышению производительности труда в части оформления кассовых операций и выходных документов, а также улучшить качество обслуживания за счет автоматизации рабочего места кассира-операциониста. КТ должен обеспечивать хранение данных по всем проведенным операциям на техническом (магнитном) носителе и в фискальной памяти (далее - ФП) в соответствии с техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам (ККМ). Требования к ФП определены соответствующими документами ГМЭК.

КТ должен обеспечивать передачу информации следующему уровню соответствующих технологических служб для дальнейшей обработки. Кроме того, КТ является основным контролирующим элементом при осуществлении денежных расчетов.

1.1. Место кассового терминала в системе

Кассовый терминал во всех своих аппаратно-программных разновидностях является одновременно:

- средством регистрации технологической и кассовой информации о каждой услуге электросвязи, используемой при дальнейшей обработке;

- средством кассового учета приходно-расходных операций по услугам электросвязи;

- средством автоматизированного оформления необходимой эксплуатационной документации по каждой регистрируемой услуге;

- средством предварительной обработки первичной технологической информации;

- средством обработки различной информации в качестве персонального компьютера.

В информационных системах электросвязи КТ выступает в качестве источника следующей первичной информации:

- поименной информации о каждой регистрируемой услуге;

- итоговой информации о кассовых результатах смены.

Дополнительно КТ может выступать также в качестве источника следующей сервисной информации:

- о тарифах за услуги электросвязи;

- о текущей задолженности за оказанные услуги;

- об оказанных услугах.

1.2. Функции кассового терминала

КТ должен обеспечивать кассовый учет приходных и расходных сумм по видам услуг электросвязи в соответствии со статьями учета дневника ф. 130. Количество типов платежей за услуги электросвязи должно быть не менее 40 и обязательно включать в себя следующие:

- тарификацию и прием оплаты за исходящие телеграммы;

- прием платы за телеграммы, поданные по телефону;

- прием платы за местные, междугородные и международные телефонные соединения (разговоры);

- прием платы за телефонные соединения (разговоры), предоставленные пользователям с отсрочкой платежа на срок расчетного периода;

- прием абонентской платы;

- прием платы за оказание услуг служб передачи данных и телематики;

- продажа таксофонных жетонов;

- продажа талонов междугородной и международной телефонной связи;

- продажа телефонных карт;

- оплата услуг радио и телевидения;

- оплата услуг подвижной радиосвязи;

- оплата дополнительных услуг электросвязи.

КТ должен обеспечивать кассовый учет приходных сумм:

- по видам платежей:

а) наличными деньгами;

б) платежными документами (платежные поручения, чеки);

в) путем предварительного платежа;

- по видам плательщиков, для целей налогообложения:

а) от физических лиц (населения);

б) от юридических лиц (бюджетные организации, коммерческие организации).

Структура учета денежных сумм определяется требованиями к программному обеспечению в каждом конкретном исполнении КТ.

КТ должен обеспечивать печать необходимых документов на вкладном и рулонном бумажном носителе.

КТ должен обеспечивать ввод символьной и цифровой информации, определяющей параметры услуги электросвязи. Ввод и отображение вводимой информации должно быть реализовано как единый диалоговый комплекс, ориентированный преимущественно на "слепой" способ ввода данных.

КТ должен обеспечивать вывод необходимой для автоматизированной системы расчетов оператора связи (АСР) контрольной и технологической информации на технический носитель.

Структура записей определяется требованиями к программному обеспечению в каждом конкретном исполнении КТ.

КТ должен обеспечивать сохранность зарегистрированной информации при авариях питания, сбоях сети и отказах.

КТ должен обеспечивать режим контролируемого (авторизованного) доступа. Режим доступа к КТ должен обеспечиваться:

- механическим (эл. механическим, магнитным и т.п.) ключом;

- системой паролей.

КТ должен обеспечивать выполнение всех предусмотренных функций после соответствующей инсталляции его, которая в общем случае предусматривает:

- конфигурирование системного и прикладного программного обеспечения;

- установку именных характеристик КТ;

- установку фискального режима;

- придание КТ необходимых паролей и электронных ключей.

Программные пароли должны содержать не менее 4 разрядов. Программными паролями должны защищаться, как минимум, следующие режимы работы ККМ:

- режим программирования;

- режим снятия показаний;

- режим гашения;

- режим налогового инспектора.

1.3. Взаимодействие кассового терминала

с другими подсистемами АСР

КТ взаимодействует с другими подсистемами АСР только через информационный сервер. Взаимодействие осуществляется путем передачи КТ параметров обслуживания, баз данных, таблиц, справочников, интервалов номеров и т.п. КТ осуществляет селекцию, подготовку и передачу результатной информации в системы следующего уровня. Передача информации между подсистемами может производиться с помощью технического носителя, а также с использованием известных средств передачи данных, разработанных для компьютеров.

2. Требования к аппаратным средствам КТ

2.1. Требования к конструкции

Конструкция, включая печатающее устройство, должна занимать минимум рабочей плоскости стола. Это может быть достигнуто с помощью использования верхних горизонтальных плоскостей блоков КТ при компоновке рабочего места кассира-операциониста. Недопустимо устройство вентиляционных решеток на верхних плоскостях блоков.

Соединительные кабели должны подключаться и соединять блоки таким образом, чтобы не занимать рабочей плоскости стола. Кабели должны быть достаточно эластичны и позволять перемещать блоки КТ для удобства работы оператора.

Наличие в КТ денежного ящика, индикатора клиента и считывателя пластиковых карт не является обязательным, однако возможность их подключения и компоновки в рабочем пространстве является обязательной.

Клавиатура КТ должна вырабатывать, минимально, все коды универсальной клавиатуры персонального компьютера, либо должна быть предусмотрена возможность подключения универсальной клавиатуры персонального компьютера.

При использовании универсальной клавиатуры персонального компьютера для КТ обозначения на клавишах должны быть на русском и английском языках, при этом русские обозначения по цвету и размеру должны быть основными, а английские дополнительными.

При любом типе дисплея кассира должен использоваться монохромный способ отображения информации. Предпочтительная цветность белый на черном. Должны быть устранены блики и отражения, а также предусмотрены меры защиты от излучения в соответствии с санитарными нормами.

2.2. Требования к системе электропитания

Электропитание КТ должно осуществляться от общей сети переменного однофазного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц. Если необходимо заземление по требованиям изготовителя, подключение КТ должно производиться через трехполюсную розетку, включаемую в комплект поставки.

Система электропитания должна обеспечивать:

- работоспособность КТ при колебаниях напряжения сети в пределах 180 В - 250 В и изменениях частоты в пределах +/- 1 Гц;

- защиту от всех видов помех по сети, проникновение которых в КТ является нежелательным;

- поддержание минимального запаса эл. энергии, необходимого для исполнения штатно-аварийных программ при полном отключении эл. питания или выходе его за установленные пределы. С этой целью могут использоваться бесперебойные блоки питания (UPS).

Система электропитания должна включать в себя независимый источник тока, достаточный для поддержания энергонезависимой памяти.

Если разработчик признает необходимым самостоятельное питание для некоторых внешних устройств, без которых работа КТ невозможна, то на них должны распространяться те же требования.

2.3. Требования к средствам диалога

Основными аппаратными средствами ведения диалога в КТ являются клавиатура, индикатор (дисплей), источник звуковых сигналов.

Вся диалоговая система должна быть ориентирована на метод преимущественно "слепого" ввода данных. Ошибочные или некорректные действия оператора, аварийные ситуации или срабатывания блокировок должны вызывать звуковой сигнал, привлекающий внимание оператора к дисплею. Оператор должен иметь возможность определения причин подачи звукового сигнала.

Клавиатура должна обеспечивать тактильную обратную связь (щелчок), либо, если выбран другой тип клавиатуры, - в программном обеспечении должно быть предусмотрено:

- звуковой аналог щелчка;

- задержка на многократное исполнение нажатия - 2 сек.

Отображаемая на дисплее информация, в зависимости от степени важности, должна представляться фонтами размером от 4-х до 15 мм по вертикали. Для целей оптимального распределения внимания к различным окнам дисплея могут использоваться полутона, мерцающие поля.

Основной синтаксис диалога не может быть сориентирован на внимание оператора к индикаторам внешних устройств (дисководов, принтера и т.д.). Эти индикаторы могут использоваться при выходе из сбойных ситуаций. Все важные для диалога сигналы, поступающие от указанных устройств, должны дублироваться на основном дисплее.

2.4. Требования к средствам вывода информации

на печатные документы

Печатающее устройство КТ должно обеспечивать печать следующих документов:

- квитанции (чека) для выдачи плательщику;

- извещения;

- реестра;

- кассовой справки (ведомости гашений);

- квитанции и ведомости текущих показаний накапливания;

- операционного дневника.

Для печати документов используются два типа шрифта:

- одинарный - высота не менее 2,6 мм, ширина не менее 1,5 мм;

- двойной - высота не менее 3,0 мм, ширина не менее 3,0 мм.

Способ печати - знакосинтез, не менее 9 иголок, красящая лента - картридж с непрерывной лентой, цвет - черный или фиолетовый.

Бумага и типографские формы должны соответствовать требованиям, предъявляемым печатающим устройством по толщине и плотности, размерам и разбросам полей, отведенных для печати, базовым кромкам формата.

Печатающее устройство должно вырабатывать сигналы: отсутствие бумаги, конец бумаги по каждому виду бумажного носителя раздельно. Процесс печати без бумаги должен быть исключен.

Наличие в печатающем устройстве штампа (печати) является необязательным, но возможность его установки должна быть предусмотрена.

2.5. Требования к средствам регистрации информации

В кассовом терминале вся информация о каждой услуге должна регистрироваться на техническом носителе (жесткий диск, дискета, магнитная лента) либо собираться средствами сети передачи данных для последующей обработки. Конкретные параметры средств регистрации информации определяются в рабочем порядке со специалистами Заказчика.

Информация о полученной сумме при оформлении услуги связи должна регистрироваться в ФП.

2.6. Требования к средствам сопряжения

с периферийным оборудованием

Все универсальное периферийное оборудование КТ, которое в принципе может поставляться различными производителями (поставщиками), должно подключаться к компьютеру через стандартные интерфейсы. Специализированное периферийное оборудование КТ (индикатор клиента, система управления денежным ящиком, а также фискальная память, являющаяся специализированным системным оборудованием) может подключаться по оригинальному интерфейсу.

Технические решения, касающиеся включения в состав КТ сетевого оборудования и программного обеспечения для подключения кассового терминала в состав локальной или иной сети оператора связи, рассматриваются в рабочем порядке совместно со специалистами Заказчика.

2.7. Требования к надежности и условиям эксплуатации

Средняя наработка на отказ (или информационный сбой, вызвавший потерю или искажение данных) КТ, включая печатающее устройство, должна быть не менее 8000 часов при ежедневной работе не менее 12 часов. Полный срок службы КТ должен быть не менее 10 лет. КТ должен обеспечивать непрерывную работу в течение 12 часов в сутки в климатических условиях, соответствующих требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Применение вентилятора является нежелательным.

В течение срока службы КТ (без периферии) не должен подвергаться никаким видам планового ремонта. Изделие должно быть ремонтопригодным. Для восстановления работоспособности используется только метод замены отказавшего узла или блока и встроенная в КТ система автотестирования. Ремонт не должен требовать каких-либо специализированных стендов и приспособлений.

Условия эксплуатации КТ не должны требовать специального электропитания применения стабилизаторов. По усмотрению Заказчика может применяться источник бесперебойного питания, рекомендованный Изготовителем.

Условия эксплуатации КТ не должны быть ориентированы на специально обученный персонал. Система должна быть рассчитана на процесс самообучения с помощью достаточной эксплуатационной документации и встроенного программного обеспечения с подсказками правильных действий.

3. Требования к системному и прикладному

программному обеспечению КТ

3.1. Требования к функциям диалога

Диалог оператора включает в себя следующие основные элементы:

- форма визуального отображения состояния системы;

- форма визуального и звукового отображения вводимых данных;

- синтаксис ввода данных;

- форма визуального и звукового отображения ошибок оператора и предупреждений системы.

Конкретные требования к диалогу определяются аппаратными и функциональными возможностями оборудования, используемого в качестве КТ, а также задачами, которые могут быть решены на таком оборудовании.

Общими требованиями для построения диалога являются:

- возможность осуществления "слепого" ввода данных оператором, прошедшим период адаптации;

- использование в синтаксисе ввода основных кассовых операций ограниченного количества клавишей;

- использование системы активных, пассивных и скрытых (вызываемых) подсказок оператору как на стадии обучения, так и впоследствии;

- использование при отображении информации сокращений и аббревиатур, отображающих технологию оказания услуг электросвязи;

- дублирование всех сигнальных указателей периферийного оборудования на дисплей оператора;

- использование фонтов разнообразного размера и гарнитуры соответственно информационной нагрузке;

- строгое дозирование отображаемой информации;

- возникновение ситуаций на КТ, выходящих за пределы профессиональных знаний оператора, должны отображаться на дисплее в форме точных указаний необходимых действий;

- корректные действия оператора, за которыми возникают необратимые состояния системы (т.е. возврат назад невозможен), должны предупреждаться вопросом-напоминанием о последствиях такого шага;

- использование в отображении состояний прикладного программного обеспечения английского языка должно быть исключено, при отображении состояния системного программного обеспечения английский язык может быть использован;

- на протяжении всего ввода данных доступными должны являться только "корректные клавиши", остальные должны быть блокированы, т.е. на их нажатие система не реагирует. Это правило не распространено на дублирующие клавиши.

3.2. Требования к расчетно-кассовым функциям

КТ должен обеспечивать:

- кассовый учет приходных сумм по видам платежей: наличные, платежными документами (местные чеки), пластиковые карты;

- кассовый учет приходных сумм по видам плательщика (для целей налогообложения): от физических и юридических (бюджетные организации, коммерческие организации);

- обособленный и защищенный кассовый учет приходных сумм, являющихся налогооблагаемым доходом организации связи;

- дифференцированный учет сумм возврата за оказанную (или частично оказанную) услугу электросвязи;

- автоматическую тарификацию большинства услуг электросвязи, автоматическое начисление налогов по заданным налоговым ставкам и их обособленный учет;

- непрерывную нумерацию каждой регистрируемой услуги электросвязи и некоторых служебных операций раздельно с помощью регистров-нумераторов. В КТ должен быть общий нумератор, являющийся одновременно и нумератором записей на техническом носителе;

- выполнение регистрируемого актирования операций (записей) в режимах:

а) удаление любой записи в любой момент времени до гашения и окончания смены;

б) восстановление ошибочно удаленной записи до гашения и окончания смены.

Указанные действия подлежат строгому кассовому учету.

Должен быть предусмотрен режим калькулятора для расчета сдачи наличными деньгами. В денежных расчетах должно быть предусмотрено стандартное округление до целых копеек, если алгоритмом не предусмотрен иной (нестандартный) порядок округления.

Денежные операции с платежными эквивалентами регламентируются отдельными требованиями.

3.3. Требования к функциям обработки данных

КТ должен иметь календарь и часы в энергонезависимом исполнении, выводить их значение на дисплей, а также в установленном виде на печатные документы. Должна быть предусмотрена возможность установки календаря и часов до начала рабочего дня. При исправлении текущей даты КТ должен контролировать корректность вводимой даты, которая не может быть более ранней, чем дата последней записи в ФП, включая дату проведения фискализации или перерегистрации КТ. При попытке ввода значения более ранней даты КТ должна блокировать проведение всех операций до ввода корректной даты. При вводе значения даты, отличающейся более чем на одни календарные сутки в большую сторону, в КТ должны быть специальные меры по предупреждению случайной ошибки ввода, как-то повторный запрос даты и установка ее только после 2-кратного совпадения. Дата с номером года "00" считается более поздней, чем дата с номером года "99".

КТ должен обеспечивать алгоритм сортировки (подбора) записей по установленным признакам. КТ должен иметь возможность выполнять поиск нужной записи - режим просмотра и режим поиска по заданному признаку.

КТ должен иметь возможность выполнять функции калькулятора на четыре действия (+, -, x, :) и т вычисление %%.

3.4. Требования к форматам вывода на документы

Форматы вывода информации на печатные документы представляются функциональной спецификацией, в зависимости от типа принтера и его возможностей.

Общие требования к форматам вывода на печатные документы, независимо от типа принтера:

- ширина печатной строки - не менее 40 знаков (для операционного дневника - не менее 18 знаков);

- для вкладных документов - "мертвая зона" не более 20 мм от верхней кромки документа и не более 30 мм - от нижней. Минимальное расстояние до правой кромки документа - не более 5 мм;

- точные размеры полей вкладных документов, отведенных для печати реквизитов, определяются в рабочем порядке;

- документ, предназначенный для клиента, должен быть максимально удобочитаем и не содержать условных обозначений, смысловое содержание которых нуждается в расшифровке;

- реквизиты на печатных документах должны быть разделены, как минимум, одним интервалом;

- любой документ должен иметь следующие обязательные поля:

а) программируемое наименование организации связи не менее 20 символов;

б) дату и время;

в) заводской номер КТ;

г) порядковый номер операции;

д) шифр оператора.

Остальные реквизиты заголовка определяются функциональной спецификацией.

3.5. Требования по обеспечению сохранности информации

Вся информация, которой оперирует КТ, подразделяется по требованиям безопасности на три группы:

- группа А - восполнимая информация;

- группа Б - трудно восполнимая информация;

- группа В - невосполнимая информация.

Информация группы В должна сохраняться при любых аварийных ситуациях (кроме стихийных бедствий): авария эл. питания, грубые ошибки персонала, полный отказ аппаратуры и т.п. К этой группе относится важнейшая информация постоянно меняющегося характера, что не позволяет применять резервирование копированием данных. Такая информация должна сохраняться в актуальном состоянии в энергонезависимой памяти.

Информация группы Б должна сохраняться при любых случайных или преднамеренных некорректных действиях оператора или иного работника. Такая информация может сохраняться на техническом носителе в форме, защищенной от несанкционированного доступа. В отношении этой группы данных возможно применение копирования как способа сохранения.

Информация группы А. Оригиналы этих данных всегда имеются у оператора. Особых требований по сохранности к данной группе информации не предъявляется.

Информация, хранящаяся в ФП, строго регламентирована "Техническими требованиями к фискальной памяти электронных ККМ". Хранение в ФП любой другой информации недопустимо.

3.6. Защита от несанкционированного доступа

Защита от несанкционированного доступа к КТ должна осуществляться с помощью:

- механического (электромеханического) ключа, ограничивающего режимы работы КТ;

- системы индивидуальных паролей, ограничивающих доступ к программному обеспечению.

Защита от несанкционированного доступа к данным должна осуществляться с помощью специальных программных мероприятий, обеспечивающих три формы доступа:

- доступен только просмотр информации;

- доступен просмотр и авторизованное регистрируемое редактирование и удаление записей;

- доступна только дозапись. Просмотр и удаление предыдущих записей - невозможен. Уровни доступа определяются в информационном центре АСР.

Защита от доступа к специальной (фискальной) памяти (ФП) определяется техническими требованиями ГМЭК.

3.7. Требования к функциям защиты и авторизации доступа

Доступ к КТ, данным на технических носителях осуществляется через проверку соответствующих имен и паролей, которые генерируются в информационном центре. Пароль может быть изменен оператором, чем достигается авторизованный характер доступа.

Обслуживающий персонал (помимо оператора) должен иметь собственные пароли, если по роду их деятельности им необходим доступ к КТ.

Открытие новых и закрытие старых паролей должно производиться с регистрацией "родительского" пароля.

Ввод пароля, при его смене, должен производиться дважды. При вводе пароля эхо на дисплее должно отсутствовать.

3.8. Защита от квалифицированного взлома

средств защиты

Применяемые в КТ средства защиты должны быть устойчивы по отношению к квалифицированному взлому со стороны наемного программиста, вооруженного программами-"взломщиками" известных принципов. При этом защита строится в расчете на рациональную мотивацию взломщика - доступ к денежным ресурсам, получение подложных денежных документов и т.п.

Применяемые средства защиты (ключи, пароли, ранжирование доступа, компрессия и криптографирование информации) должны выдерживать натиск квалифицированного взлома в течение периода актуальности (действительности) данных, который, как правило, не превышает 72 часов.

Попытки подбора паролей должны программно выявляться, блокироваться и вызывать необходимость полной перезагрузки системы. Число попыток ввода паролей не должно превышать 3-х.

3.9. Защита от программ-вирусов

Прикладное программное обеспечение КТ должно быть устойчиво по отношению к программам-вирусам. С этой целью в прикладном программном обеспечении должны быть предусмотрены меры защиты программного кода от "вирусов", например, накрытие программного кода контрольной суммой и т.д.

3.10. Требования к обработке аварийных

и сбойных ситуаций

Программное обеспечение КТ должно обеспечивать обработку разнообразных аварийных сигналов, вырабатываемых операционной системой на отказы и сбои КТ, периферийного оборудования и сети передачи данных. Отображение этих состояний на дисплее должно происходить преимущественно на русском языке, с предложением возможных действий оператору.

4. Требования к тестовому программному обеспечению

В состав программного обеспечения КТ обязательно должно входить тестовое программное обеспечение. Оно должно включать в себя необходимое количество программ для проверки различных устройств КТ, а также программ для проверки состояния различной информации (информация, хранящаяся на техническом носителе, информация, пришедшая из центра, прикладное программное обеспечение и т.д.).

4.1. Тестовое программное обеспечение устройств КТ

Использование тестового программного обеспечения устройств КТ целесообразно при сбоях в работе какого-либо устройства. В результате работы конкретного теста должны быть задействованы все режимы работы устройства. При этом нагрузка на устройство должна в несколько раз (минимум 2) превосходить нагрузку при нормальной работе. В ходе работы теста или по окончании должны быть получены результаты, показывающие состояние устройства. В дальнейшем по результатам работы теста должны быть выполнены соответствующие ремонтные мероприятия.

4.2. Тестовое программное обеспечение состояния

хранящейся информации

Использование тестового программного обеспечения для проверки состояния хранящейся или пришедшей информации необходимо применять в начале каждой рабочей смены. В результате работы теста должны быть получены данные о состоянии информации и конкретные указания оператору о дальнейших действиях.

5. Требования к документации на КТ

Документация на КТ должна содержать следующие материалы:

- паспорт на ККМ;

- описание ККМ;

- инструкция по эксплуатации;

- инструкция по программированию;

- руководство налогового инспектора.

5.1. Описание ККМ

Описание ККМ должно включать в себя следующие основные разделы:

- иллюстрация конструктива ККМ, с описанием отдельных блоков и устройств ККМ;

- порядок компановки ККМ, с точным указанием конкретных действий по соединению отдельных блоков и устройств ККМ;

- конфигурация системы, описание переключателей и перемычек отдельных устройств и блоков ККМ.

5.2. Инструкция по эксплуатации

Инструкция по эксплуатации должна включать в себя следующие основные разделы:

- подготовка КТ к работе: проверка готовности отдельных блоков и устройств, наличия расходных материалов (контрольная и чековая лента) и соединительных кабелей;

- настройка КТ: установка различных параметров (дата, время и т.д.), определение круга лиц, допущенных к работе, способы замены тарифов, справочников, способы подведения итогов и передачи данных;

- общие сведения о функциональных возможностях: защита от несанкционированного доступа, защита программ и данных от утери и порчи, режимы работы КТ, тарификация, способы учета денежных сумм (тарификация, сальдирование и т.д.), помощь оператору, именные характеристики (уникальность, метод реализации, реквизиты предприятия связи);

- перечень операций: описание регистрируемых услуг электросвязи и порядок их оформления;

- входные данные: актуальные тарифы, справочники и т.д.;

- выходные данные: документы, выдаваемые на печатающее устройство (квитанции, реестры, кассовые справки и т.д.), данные с информацией о всех проведенных операциях, сумматорах и нумераторах, которые в дальнейшем передаются с сопроводительным документом службам, ответственным за их контроль, хранение и обработку;

- порядок работы КТ, который определяется требованиями операционного дня (начало смены, перерыв и продолжение работы, конец смены);

- перечень возможных ошибок и методы их устранения, с точным указанием конкретных действий оператору;

- перечень возможных сообщений КТ, которые в общем случае делятся на три группы:

1) сообщения об ошибках, указывающие такие состояния программного и аппаратного обеспечения, при которых дальнейшая работа невозможна;

2) предупредительные сообщения, означающие, что дальнейшая работа возможна, но необходимо принять определенные меры для предотвращения ошибок;

3) сообщения о состоянии, которые просто информируют оператора о текущем состоянии системы;

- инструкция по использованию тестового программного обеспечения.

5.3. Инструкция налогового инспектора

Инструкция налогового инспектора должна включать в себя следующие основные разделы:

- сведения о функциональных возможностях: установка фискального режима, перерегистрация ККМ, контроль денежных расчетов с пользователями;

- примеры выходных документов.

5.4. Перечень выходных документов КТ

К выходным документам КТ относятся:

- кассовая справка, получаемая при снятии показаний, по концу смены, по перерыву в работе;

- чек и квитанция передачи итогов на чековой ленте;

- реестры, информация для налоговой службы, на подкладном листе;

- операционный дневник на контрольной ленте.

6. Требования к содержанию оповещательных документов

6.1. Содержание оповещательных документов

К оповещательным документам относятся счета за оказанные услуги, извещения, предупреждения, формируемые и рассылаемые АСР.

Эти документы должны содержать реквизиты, установленные правилами оказания услуг электросвязи.

Например:

- расчетный период;

- номер телефона;

- личный номер (лицевой счет);

- абонент (ФИО, организация-получатель);

- адрес установки абонентского устройства;

- дата извещения (предупреждения);

- срок оплаты;

- сумма к оплате с расшифровкой оказанных услуг.

6.2. Примеры оповещательных документов

Приложение N 7

Согласована

решением Государственной

межведомственной

экспертной комиссии

по контрольно-кассовым машинам

Протокол

от 2 июля 1998 г. N 5/43-98

КВИТАНЦИЯ

НА СКУПЛЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года"
"Общие требования к осуществлению актуарной деятельности" (утв. Советом по актуарной деятельности 12.11.2014, протокол N САДП-2)
(выписка из протокола ЦАЛАК Минфина РФ от 22.06.2000)
Ошибка на сайте