"Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истор
Утверждаю
руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
А.А.МУЗАЕВ
19 декабря 2024 г.
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ, ИСТОРИИ РОССИИ И ОСНОВАМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫДАЧЕ
ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ СЕРТИФИКАТА НА 2025 ГОД
I Анализ текущего состояния осуществления вида контроля,
описание текущего уровня развития профилактической
деятельности контрольного (надзорного) органа,
характеристика проблем, на решение которых направлена
программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата:
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 15 июля 2021 г. N 1213 (далее - Положение N 1213);
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885.
В соответствии с Положением N 1213 предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата (далее - федеральный государственный контроль (надзор) за проведением экзамена) является соблюдение государственными учреждениями, указанными в пункте 2 статьи 15.1 Федерального закона N 115-ФЗ (далее - контролируемые лица, объекты контроля, государственные учреждения, проводящие экзамен), обязательных требований, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Объектом федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена является деятельность контролируемых лиц по проведению экзамена и выдаче иностранным гражданам сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ.
Федеральный государственный контроль (надзор) за проведением экзамена осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Объекты федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска). Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена определены Положением N 1213.
По результатам проведенного Рособрнадзором в 2023 году сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объекты контроля были отнесены к следующим категориям риска:
высокий риск - отсутствуют;
средний риск - отсутствуют;
низкий риск - 13 объектов контроля, в отношении которых плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
По результатам проведенного Рособрнадзором в 2024 году сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объекты контроля были отнесены к следующим категориям риска:
высокий риск - отсутствуют;
средний риск - 2 объекта контроля;
низкий риск - 11 объектов контроля, в отношении которых плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Таким образом, до 10 декабря 2024 г. количество контролируемых лиц, отнесенных к категории среднего риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, составило 15,4% от общего количества контролируемых лиц (в 2023 году - 0).
10 декабря 2024 г. вступил в силу Федеральный закон от 09.11.2024 N 377-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15.1 и 15.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2024 г. N 3641-р утвержден перечень государственных учреждений, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации.
По результатам проведенного Рособрнадзором в декабре 2024 г. сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объекты контроля были отнесены к следующим категориям риска:
высокий риск - отсутствуют;
средний риск - 2 объекта контроля;
низкий риск - 90 объектов контроля, в отношении которых плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. Таким образом, с 10 декабря 2024 г. количество контролируемых лиц, отнесенных к категории среднего риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, составило 2,2% от общего количества контролируемых лиц (в 2023 году - 0).
Категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, к которой отнесен объект федерального государственного контроля (надзора), влияет на периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Вместе с тем, согласно пункту 11(3) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) до 2030 года в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.
С учетом изложенного, Рособрнадзор не формировал план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2024 год в части федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена, в связи отсутствием объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 336 в 2022 - 2024 гг. в рамках видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом N 248-ФЗ, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:
а) при условии согласования с органами прокуратуры:
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданного после 1 марта 2023 г.;
б) без согласования с органами прокуратуры:
по поручению Президента Российской Федерации;
по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;
по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
На основании пункта 3 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, абзаца четвертого подпункта "б" пункта 3 постановления N 336 во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2024 г. N ТГ-П8-12151, приказа Рособрнадзора от 27 апреля 2024 г. N 951 "Об организации выполнения поручения Правительства Российской Федерации" Рособрнадзором в 2024 году проведено 12 внеплановых выездных проверок в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена в отношении образовательных организаций, включенных в Перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, утвержденный приказом Минобрнауки России от 11.07.2021 г. N 481 (далее - приказ Минобрнауки России от 11 июля 2021 г. N 481, утратил силу с 10 декабря 2024 г.).
В связи с введением с 10 августа 2024 г. на территории Белгородской области правового режима контртеррористической операции, установленного статьей 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", отменено решение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о проведении выездной проверки (внеплановой) в отношении одного контролируемого лица.
При проведении выездных проверок были осуществлены следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) истребование документов;
3) получение письменных объяснений.
По результатам проведенных выездных проверок выявлены нарушения обязательных требований, установленных следующими нормативными правовыми актами:
Положением о проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 824;
Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 825 (далее - ФИС ФРДО);
Положением о порядке и сроках хранения материалов проведения материалов проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2021 г. N 784;
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 831 "Об утверждении методики расчета стоимости услуги по проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и установлении максимального размера такой стоимости" (утратил силу с 10 декабря 2024 г.).
По результатам проведенных проверок:
составлены акты проверок и протоколы осмотров и прослушиваний видеозаписей;
контролируемым лицам выданы предписания Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений;
возбуждено 18 дел об административных правонарушениях. Постановлениями судебных органов 1 контролируемое лицо и 3 должностных лица подвергнуты административному наказанию в виде административного штрафа на общую сумму 260 тысяч рублей; 4 контролируемым лицам, назначены наказания в виде предупреждения; 1 должностному лицу объявлено устное замечание.
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена в отношении 1 контролируемого лица нарушений обязательных требований не выявлено.
Доклад об итогах проведенных Рособрнадзором внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена направлен в Правительство Российской Федерации.
Информация о проведенных Рособрнадзором контрольных (надзорных) мероприятиях и принятых по их результатам мерах регулярно размещается на официальном сайте ведомства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с Правилами размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 1722, руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 28 февраля 2022 г. утвержден перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена.
Согласно части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена;
сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена, о сроках и порядке их вступления в силу (при наличии);
перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена;
проверочный лист, используемый при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена, утвержденный приказом Рособрнадзора от 26 апреля 2022 г. N 548 (зарегистрирован Минюстом России 22 июня 2022 г., регистрационный N 68960);
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена, утвержденный приказом Рособрнадзора от 13 июня 2023 г. N 1070 (зарегистрирован Минюстом России 26 июля 2023 г., регистрационный N 74465) с изменениями, утвержденными приказом Рособрнадзора от 15 мая 2024 г. N 1025 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13 июня 2023 г. N 1070" (регистрационный N 78593 от 19 июня 2024 г.); порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
перечень объектов федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, отнесенных к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденный руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 12 сентября 2024 г.;
перечень объектов федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, отнесенных к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденный руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 16 декабря 2024 г.;
программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата на 2024 год, утвержденная руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 20 декабря 2023 г., с изменениями, утвержденными руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 1 июля 2024 г., 24 октября 2024 г.;
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
актуализированная информация о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата в 2023 году, утвержденный приказом Рособрнадзора от 6 марта 2024 г. N 478;
доклад об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата за 2023 год.
В 2024 году с учетом изменений, внесенных в Положение N 1213, актуализирован подраздел "Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата" раздела "Профилактика нарушений обязательных требований" официального сайта Рособрнадзора.
В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований осуществлялось информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в личных кабинетах образовательных организаций следующих материалов разъяснительного характера:
информация о внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата;
обзорная информация о предостережениях Рособрнадзора о недопустимости нарушения обязательных требований при проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, объявленных образовательным организациям в 2023 г.;
информация об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при организации и проведении профилактических визитов при осуществлении Рособрнадзором видов федерального государственного контроля (надзора);
информация о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
В связи с многочисленными обращениями органов внутренних дел (более 500) о невладении русским языком лицами, представившими сертификаты о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации при оформлении разрешений на временное проживание, патента или вида на жительство, в организации, проводящие экзамен, (в копии - учредителям данных организаций) и в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлены письма Рособрнадзора о необходимости рассмотрения указанных обращений на заседаниях конфликтных комиссий организаций, проводящих экзамен, в целях проведения анализа оснований для аннулирования сертификатов.
С учетом поступивших в Рособрнадзор сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением N 1213, в 2024 году (по состоянию на 1 декабря 2024 г.) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена контролируемым лицам было объявлено 117 предостережений Рособрнадзора о недопустимости нарушения обязательных требований.
По информации контролируемых лиц, и их учредителей, предоставленной в Рособрнадзор в уведомлениях об устранении нарушений обязательных требований:
аннулированы и исключены из ФИС ФРДО сертификаты о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации ряда иностранных граждан;
расторгнуты договоры с коммерческими партнерами по проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации;
изданы локальные акты организаций, проводящих экзамен, направленные на усиление контроля за проведение экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации;
на постоянной основе осуществляется профилактическая и разъяснительная работа с должностными лицами организаций, проводящих экзамен, о необходимости неукоснительного соблюдения обязательных требований и предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности за их нарушение.
Контролируемые лица подали в Рособрнадзор 66 возражений в отношении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
По результатам рассмотрения возражений в отношении 54 предостережений Рособрнадзор отказал в их удовлетворении; 11 возражений не были Рособрнадзором рассмотрены в связи с истечением срока подачи контролируемыми лицами возражения в отношении предостережения.
По итогам проведенных в конце 2023 года прокурорами регионов с привлечением специалистов Рособрнадзора проверок организаций, проводящих экзамен, в Минобрнауки России для принятия мер в рамках установленных полномочий в 2024 году направлены:
обобщенная информация о результатах проведенных совместных проверок;
информация о мерах, принимаемых Рособрнадзором в отношении контролируемых лиц, для учета предоставленной информации при отборе в 2024 году организаций для включения их в перечень организаций, проводящих экзамен, утвержденный приказом Минобрнауки России от 11 июля 2021 г. N 481 (утратил силу 10 декабря 2024 г.);
имеющиеся в Рособрнадзоре сведения о привлечении контролируемых лиц к административной ответственности за совершение административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.30.1 и 19.30.2 КоАП РФ.
Профилактические визиты в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена в отношении контролируемых лиц, в том числе по заявлению контролируемых лиц, не проводились, ввиду отсутствия контролируемых лиц, приступающих в 2024 году (по состоянию на 1 декабря 2024 г.) к осуществлению деятельности по проведению экзамена и выдаче иностранным гражданам сертификата, а также отсутствия заявлений контролируемых лиц о проведении профилактического визита.
В соответствии с пунктом 30(1) Положения N 1213 Рособрнадзором проведена оценка добросовестности контролируемых лиц путем сопоставления их характеристик с установленным критерием добросовестности - своевременность представления контролируемым лицом сведений для внесения в ФИС ФРДО.
В ходе оценки добросовестности контролируемых лиц установлено, что критерию добросовестности соответствуют три контролируемых лица.
Информация об оценке добросовестности контролируемых лиц в рамках федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена размещена на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований".
В отношении одного контролируемого лица, признанного соответствующим критерию добросовестности, была осуществлена мера стимулирования в виде понижения категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям со среднего риска на низкий.
II Цели и задачи реализации программы профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на предупреждение нарушения контролируемыми лицами обязательных требований, снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Целями реализации программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
- повышение прозрачности системы осуществления федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена;
- снижение административной нагрузки на контролируемых лиц.
Задачами реализация программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- выявление факторов угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований;
- определение способов устранения причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований и их реализация.
III Перечень профилактических мероприятий, сроки
и (периодичность) их проведения
В рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) объявление предостережения;
3) консультирование;
4) профилактический визит;
5) обобщение правоприменительной практики;
6) меры стимулирования добросовестности.
Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, а также Положением N 1213.
1) Информирование.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения сведений, указанных в части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.
2) Объявление предостережения.
В случае наличия у Рособрнадзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Рособрнадзор объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо не позднее 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Рособрнадзор возражение в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте.
В возражении в отношении предостережения указываются:
наименование контролируемого лица;
идентификационный номер налогоплательщика контролируемого лица;
дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
В случае получения от контролируемого лица возражения в отношении предостережения Рособрнадзор рассматривает указанное возражение в течение 15 рабочих дней со дня его получения.
По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения Рособрнадзор принимает одно из следующих решений:
удовлетворить возражение в отношении предостережения в форме отмены объявленного предостережения;
отказать в удовлетворении возражения в отношении предостережения.
Рособрнадзор информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте (при наличии).
В соответствии с частью 5 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3) Консультирование.
Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки осуществляют консультирование контролируемых лиц и их представителей:
а) в виде устных разъяснений на личном приеме;
б) в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита;
в) посредством размещения на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом, в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по следующим вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за проведением экзамена:
порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
порядок принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования;
перечень обязательных требований.
Рособрнадзор осуществляет письменное консультирование по вопросу периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения по указанному вопросу.
Рособрнадзор информирует контролируемых лиц и их представителей о месте проведения консультирования в виде устных разъяснений на личном приеме, а также об установленных для консультирования днях и часах посредством размещения указанной информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме осуществляется в Рособрнадзоре его руководителем (заместителем руководителя), уполномоченными должностными лицами.
При консультировании контролируемых лиц и их представителей на личном приеме контролируемое лицо предъявляет контрольному (надзорному) органу в сфере образования документ, удостоверяющий его личность, а его представитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, и оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, удостоверяющую полномочия представлять интересы контролируемого лица.
В соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона N 248-ФЗ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет учет консультирований.
4) Профилактический визит.
Рособрнадзор проводит профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а инспектор осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Профилактический визит проводится по инициативе контрольного (надзорного) органа в сфере образования (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
Обязательный профилактический визит.
В рамках обязательного профилактического визита должностное лицо, уполномоченное на проведение обязательного профилактического визита, при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов.
Должностное лицо, уполномоченное на проведение обязательного профилактического визита, проводит осмотр в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением фотосъемки, видеозаписи либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
По результатам осмотра должностным лицом, уполномоченным на проведение обязательного профилактического визита, составляется протокол осмотра, в который вносятся перечень осмотренных территорий и помещений, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для оценки уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Должностное лицо, уполномоченное на проведение обязательного профилактического визита, вправе направлять контролируемому лицу требование о представлении необходимых и (или) имеющих значение для оценки уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также иных носителей информации с предоставлением доступа к ним (за исключением материалов, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа в сфере образования и (или) размещенных на официальном сайте контролируемого лица в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (далее - документы и материалы), с указанием срока представления контролируемым лицом истребуемых документов и материалов. Срок представления истребуемых документов и материалов не может быть менее 2 рабочих дней.
Контролируемое лицо в сроки, предусмотренные требованием, указанным в абзаце первом настоящего пункта, направляет истребуемые документы и материалы в Рособрнадзор.
Должностное лицо, уполномоченное на проведение обязательного профилактического визита, по окончании проведения обязательного профилактического визита составляет акт о проведении обязательного профилактического визита. Документы, а также иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, приобщаются к акту о проведении обязательного профилактического визита.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней.
В соответствии с частью 3 статьи 52.1 Федерального закона N 248-ФЗ обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.
В соответствии с частью 13 статьи 52.1 Федерального закона N 248-ФЗ предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита.
Профилактический визит по инициативе контролируемого лица.
Рособрнадзор проводит профилактический визит по инициативе контролируемого лица по его заявлению, если контролируемое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.
Контролируемое лицо подает заявление о проведении профилактического визита в Рособрнадзор посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или регионального портала государственных и муниципальных услуг.
Рособрнадзор уведомляет контролируемое лицо о принятом решении о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении по итогам рассмотрения заявления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, в течение 2 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита контрольный (надзорный) орган в течение двадцати рабочих дней согласовывает дату его проведения с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
Должностное лицо, уполномоченное на проведение профилактического визита по инициативе контролируемого лица, по окончании проведения такого профилактического визита составляет акт о проведении профилактического визита по инициативе контролируемого лица.
Срок проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица не может превышать 2 рабочих дней.
В соответствии с частью 4 статьи 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ решение об отказе в проведении профилактического визита принимается в следующих случаях:
- от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления;
- в течение шести месяцев до даты подачи повторного заявления проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;
- в течение года до даты подачи заявления контрольным (надзорным) органом проведен профилактический визит по ранее поданному заявлению;
- заявление содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.
В соответствии с частью 9 статьи 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ предписания об устранении выявленных в ходе профилактического визита нарушений обязательных требований контролируемым лицам не могут выдаваться.
Не допускается проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля должностными лицами, которые проводили профилактические мероприятия в виде профилактического визита в отношении объектов контроля, если со дня окончания таких профилактических мероприятий не истек один год.
5) Обобщение правоприменительной практики.
Рособрнадзор ежегодно осуществляет обобщение правоприменительной практики и не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, обеспечивает подготовку проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа в сфере образования за предшествующий календарный год, и его размещение на официальном сайте для публичного обсуждения. Срок проведения публичного обсуждения составляет 10 рабочих дней.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и размещается на официальном сайте не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
6) В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности).
Оценка добросовестности контролируемого лица проводится контрольным (надзорным) органом в сфере образования ежегодно.
К критериям добросовестности контролируемого лица относятся:
своевременность представления контролируемым лицом сведений для внесения в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
отсутствие нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведения обязательных профилактических визитов или контрольных (надзорных) мероприятий за 3 года, предшествующие проведению оценки добросовестности контролируемых лиц.
Информация об оценке добросовестности контролируемых лиц предоставляется контрольным (надзорным) органом в сфере образования посредством ее размещения на официальном сайте.
Мерой стимулирования добросовестности контролируемого лица, признанного соответствующим одновременно всем критериям добросовестности, является понижение категории риска объекта контроля на одну категорию.
Решение об изменении категории риска объекта контроля контролируемого лица, признанного соответствующим одновременно всем критериям добросовестности, принимается контрольным (надзорным) органом в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте информации об оценке добросовестности контролируемых лиц.
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ, ИСТОРИИ РОССИИ И ОСНОВАМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫДАЧЕ ИНОСТРАННЫМ
ГРАЖДАНАМ СЕРТИФИКАТА НА 2025 ГОД
Вид мероприятия
Форма мероприятия
Сроки (периодичность) проведения
Ответственные исполнители
1
2
3
4
Информирование
Поддержка в актуальном состоянии на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующих сведений: а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата;
б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, о сроках и порядке их вступления в силу;
в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
г) утвержденные проверочные листы;
д) программу профилактики рисков причинения вреда;
е) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;
ж) порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
з) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
и) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Рособрнадзором у контролируемого лица;
к) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
л) сведения о порядке досудебного обжалования решений Рособрнадзора, действий (бездействия) его должностных лиц.
По мере необходимости в течение года, но не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения или изменения сведений, указанных в графе 2.
Должностные лица Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора
Обобщение правоприменительной практики
Подготовка проекта доклада о правоприменительной практике и его размещение на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения.
до 22 февраля 2025 г.
Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора
Утверждение доклада о правоприменительной практике.
до 12 марта 2025 г.
Управление правовой работы, государственной службы и кадров Рособрнадзора
Размещение доклада о правоприменительной практике на официальном сайте Рособрнадзора в сети "Интернет".
до 15 марта 2025 г.
Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора
Объявление предостережения
Направление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
При наличии у Рособрнадзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Должностные лица Рособрнадзора, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий
Консультирование
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по следующим вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата:
- порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядок принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования;
- перечень обязательных требований
В течение года при поступлении в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки обращения контролируемого лица о проведении консультирования, в том числе в рамках профилактического визита
Должностные лица Рособрнадзора, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий
В течение года в случае поступления в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей.
Профилактический визит
1. Проведение обязательного профилактического визита (в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска)
В соответствии с приложением к Программе профилактики
Должностные лица Рособрнадзора, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий
2. Проведение профилактического визита по инициативе контролируемого лица (если контролируемое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением)
В течение года в случае поступления в Рособрнадзор заявления контролируемого лица
Меры стимулирования добросовестности
Проведение оценки добросовестности контролируемых лиц и размещение информации об оценке добросовестности контролируемых лиц на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
III квартал
Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора
IV Показатели результативности и эффективности программы
профилактики рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
Отчетными показателями результативности и эффективности мероприятий программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
количество объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
количество проведенных обязательных профилактических визитов.
Приложение
к Программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
при осуществлении ФГК(Н) за соблюдением
обязательных требований к проведению
экзамена по русскому языку
как иностранному, истории России
и основам законодательства
Российской Федерации
и выдаче иностранным гражданам
сертификата на 2025 год
ПЕРЕЧЕНЬ
КОНТРОЛИРУЕМЫХ ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНО
ПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ВИЗИТОВ В 2025 ГОДУ
N п/п
Наименование контролируемого лица, в отношении которого проводится обязательный профилактический визит
ИНН контролируемого лица, в отношении которого проводится обязательный профилактический визит
Дата и срок проведения обязательного профилактического визита
Объект контроля, в отношении которого проводится обязательный профилактический визит
Адрес (адреса) местонахождения объекта контроля, в отношении которого проводится обязательный профилактический визит
Категория риска, к которой отнесен объект контроля