Рейтинг@Mail.ru

"Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организаций труда на 2017 - 2020 гг."

ПРОГРАММА

СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТРУДА НА 2017 - 2020 ГГ. <*>

(Москва, 21 ноября 2016 года)

--------------------------------

<*> Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2017 - 2020 гг. публикуется по просьбе читателей. - Прим. ред.

I. Преамбула

Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда (МОТ) на 2017 - 2020 гг. (далее - Программа сотрудничества) основана на национальных приоритетах в социально-трудовой сфере, разработана в процессе консультативного диалога между социальными партнерами - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Федерацией Независимых Профсоюзов России и Российским союзом промышленников и предпринимателей, с одной стороны, и Группой технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, с другой стороны.

Программа сотрудничества является продолжением предшествующих программ сотрудничества и построена с учетом новых социально-экономических реалий.

Настоящая Программа исходит из основных целей и приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегической концепции МОТ по продвижению достойного труда и Целей устойчивого развития на период до 2030 года, в частности цели N 8 (содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех), а также инициативы Генерального директора МОТ "Будущее сферы труда". Приоритеты Программы и направления сотрудничества полностью отражают неразрывный, взаимозависимый и взаимодополняемый характер стратегических задач МОТ, в соответствии с Декларацией МОТ 2008 года о социальной справедливости в целях справедливой глобализации.

Программа сотрудничества базируется на членстве Российской Федерации в МОТ и других международных организациях и подготовлена с учетом Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международной организацией труда о Бюро Международной организации труда в Москве, подписанном 5 сентября 1997 года.

Основная цель Программы - содействие дальнейшему развитию социально-трудовых отношений в Российской Федерации в направлении достижения и реализации принципов достойного труда путем концентрации усилий в таких областях, как расширение занятости, социальная защита, социальное обеспечение, условия и охрана труда, международные трудовые нормы и основополагающие принципы и права в сфере труда, социальный диалог.

Российская Федерация придает большое значение сотрудничеству с МОТ и полностью поддерживает основные программные положения и практические подходы МОТ в сфере повышения качества жизни, определяющие достойный труд как важную цель для действий на национальном уровне.

В настоящее время реализуется такой формат сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ, как продвижение Стратегии стран группы двадцати "Квалифицированная рабочая сила - основа интенсивного, устойчивого и сбалансированного экономического роста". Эта стратегия профессиональной подготовки была разработана МОТ и при финансовой и технической поддержке Российской Федерации реализуется в ряде стран в целях удовлетворения их потребности в высококвалифицированных кадрах.

Программа создает благоприятные предпосылки для развития субрегионального диалога по важнейшим вопросам социально-трудовых отношений, что совпадает со сферой деятельности Группы технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

II. Социально-экономическая ситуация в контексте

достойного труда

В условиях замедления роста глобальной экономики, снижения уровня занятости населения и, как следствие, роста безработицы Российская Федерация продолжает принимать активные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда, обеспечение его гибкости и сбалансированности, предоставление социальных гарантий и защиту трудовых прав граждан.

Для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо создать условия для создания качественных рабочих мест, что в свою очередь стимулирует развитие экономики.

По данным Росстата численность экономически активного населения в Российской Федерации в среднем за 2015 г. составила 76,6 млн. человек, при этом численность занятых в экономике достигла 72,3 млн. человек. Уровень занятости населения в 2015 г. достиг 65,3%, что превышает средний уровень занятости развитых стран и стран - членов ЕС (в 2014 году - 64,9%, по данным Евростата <1>).

--------------------------------

<1> http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Emplovment statistics

Некоторые группы населения являются наименее конкурентоспособными на рынке труда, например, женщины, имеющие малолетних детей, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы), многодетные родители, граждане с ограниченными возможностями, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов. В этой связи требуется постоянное внимание к мерам по их поддержке.

В стране принята и действует Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", основная цель которой - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. Важнейшими задачами Программы также являются: удовлетворение спроса на квалифицированную рабочую силу - как за счет внутренних ресурсов, так и за счет внешней трудовой миграции, приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка, обеспечение сохранения здоровья работников путем улучшения условий труда.

Несмотря на относительно благополучное положение на рынке труда в целом по России, региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда, где этот показатель в 1,5 и более раза превышает среднее значение по Российской Федерации. Одна из причин сохранения локализации региональных рынков труда - низкая территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая эффективному использованию трудовых ресурсов. При этом традиционными субъектами Российской Федерации с наибольшей численностью въезжающих граждан Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности в рамках внутренней трудовой миграции остаются города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также Московская область. На их долю в общей численности приходится 65,6% внутренней трудовой миграции по Российской Федерации в целом. В то же время отдельные регионы Российской Федерации испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе, например, регионы Дальнего Востока. В этой связи на федеральном и региональном уровнях принимаются и реализуются необходимые решения, направленные на повышение мобильности трудовых ресурсов в Российской Федерации, в частности, принятие региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в приоритетных регионах с финансовой поддержкой на федеральном уровне. В этой связи представляется целесообразным учитывать положительный международный опыт применения механизмов обоснованной оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития страны.

В то же время вызывают беспокойство некоторые социальные показатели: наличие части населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума, а также разрыв денежных доходов населения с наибольшими доходами и наименьшими доходами <1>. Присутствует региональная дифференциация по уровню жизни.

--------------------------------

<1> По данным Росстата, соотношение денежных доходов населения с наибольшими доходами и наименьшими доходами по итогам 2014 года составил 16 раз. // http://www.qks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_32q.doc

В Российской Федерации большое внимание уделяется мерам по повышению профессионального уровня работников - как фактору роста производительности труда.

Поэтому важно создание современной системы выявления требований работодателей к квалификации работников и применение полученных данных при подготовке кадров. Это позволит снизить издержки работодателей на адаптацию работников, а работникам - более уверенно занимать достойные рабочие места.

С этой целью в 2014 году в стране создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, осуществляющий мониторинг появления новых профессий, изменений в трудовых функциях, разработку и актуализацию профессиональных стандартов, участие в разработке и актуализации государственных стандартов профессионального образования, программ профессионального образования и обучения, организацию деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также независимой оценке квалификации.

На основе всестороннего исследования и опроса организаций разработан и утвержден национальный справочник профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования, включающий 1620 профессий. Разработано свыше 800 профессиональных стандартов при непосредственном участии работодателей, профсоюзов, профессиональных сообществ и других заинтересованных организаций. Разработан проект федерального закона о независимой оценке квалификаций.

Одним из главных приоритетов в сфере социально-трудовых отношений является создание безопасных условий труда.

За последние годы Россией были предприняты серьезные шаги на пути модернизации национальной системы охраны труда и совершенствования работы трудовой инспекции. За последние годы Российская Федерация присоединилась к нескольким международным договорам в сфере охраны и безопасности труда: Конвенция 1993 года о предотвращении крупных промышленных аварий (N 174), Конвенция 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах (N 176), Конвенция 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (N 187).

В 2013 - 2014 годах сформирован институт специальной оценки условий труда.

Приняты федеральные законы, которыми введена единая процедура оценки условий труда, позволяющая объективно выявить и оценить условия труда. Приняты меры к обеспечению административного и экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда. В зависимости от результатов спецоценки предоставляются гарантии и компенсации работникам за работу во вредных условиях труда (повышенный размер оплаты труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени). На законодательном уровне обеспечена дифференциация дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении работников, занятых во вредных условиях труда, в зависимости от установленного по результатам спецоценки класса условий труда по принципу: "Чем меньше степень вредности на конкретном рабочем месте - тем ниже тариф". Введена процедура декларирования соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда.

Роструд стал инициатором создания Регионального альянса инспекций труда для стран СНГ и Монголии. Этот важнейший форум будет использоваться для поддержки инспекций труда в других странах. Совместно с Международной ассоциацией инспекций труда Россия становится ведущей страной, поддерживающей развитие инспекций труда в странах региона.

Совершенствуется система социального обеспечения, в которой особое внимание будет уделено повышению эффективности пенсионной системы, которая могла бы гарантировать достойную жизнь в пожилом возрасте.

В 2013 - 2015 гг. Российской Федерацией был предпринят ряд мер, направленных на модернизацию пенсионной системы. В 2013 - 2014 гг. были внесены изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на совершенствование системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы, создание системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений, установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ. В настоящее время сделаны шаги по преобразованию системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ, и установлению правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.

Социальный диалог достаточно эффективно функционирует на национальном уровне в рамках деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и реализации трехсторонних Генеральных соглашений. Действующее Генеральное соглашение заключено на период с 2014 по 2016 гг. Все более очевидной становится необходимость укрепления социального диалога на отраслевом, региональном (областном) и территориальном (муниципальном) уровнях.

В связи с истечением срока действия Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы стороны социального партнерства в настоящее время обсуждают формат Генерального соглашения на очередной период.

Залог эффективного социального диалога - это сильные и компетентные социальные партнеры. В настоящее время усилия объединений профсоюзов и работодателей должны быть направлены на решение стратегических задач, сохранение и расширение своей членской базы. Важнейшей задачей сегодня является укрепление потенциала социальных партнеров и повышение их эффективного взаимодействия с Правительством Российской Федерации в сфере регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Не менее важным аспектом укрепления социального диалога в России является создание эффективных механизмов - внесудебного, добровольного, оперативного разрешения трудовых споров.

В сфере международных стандартов и норм Российская Федерация ратифицировала 74 конвенции МОТ, включая восемь основополагающих. За время действия предыдущей Программы сотрудничества (2013 - 2016 гг.) было ратифицировано 5 конвенций: Конвенция 1974 года об оплачиваемых учебных отпусках (N 140), Конвенция 1976 года о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (N 144), Конвенция 1978 года о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе (N 151), Конвенция 1994 года о работе на условиях неполного рабочего времени (N 175), Конвенция 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах (N 176). В дополнение к этому приняты обязательства в отношении статей 11 - 15 Конвенции 1985 года о статистике труда (N 160).

Планируется продолжить работу по дальнейшей ратификации и применению конвенций МОТ.

III. Основные приоритеты и направления сотрудничества

В результате плодотворной работы МОТ и партнеров в рамках предыдущей Программы сотрудничества были достигнуты существенные результаты по ряду ключевых направлений, в том числе: ратификация пяти конвенций МОТ и продвижение рекомендаций; модернизация законодательной базы в сфере охраны труда, внедрение системы управления охраной труда/или регулирование условий труда, основанной на достоверной оценке условий труда и опасностей на рабочих местах; апробация методик развития навыков предпринимательства на пилотной основе в одном из регионов РФ; содействие занятости молодежи; укрепление потенциала социальных партнеров через проведение обучающих программ, семинаров, круглых столов и многие другие результаты.

В процессе консультаций трехсторонними партнерами были согласованы и сформулированы следующие основные приоритеты сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2017 - 2020 гг.:

1. Расширение возможностей занятости и повышение производительности труда.

2. Обеспечение соблюдения норм на рабочих местах и достойных условий труда.

3. Сотрудничество в области социального страхования и пенсионного обеспечения.

4. Продвижение международных трудовых норм, укрепление социального диалога.

1. Расширение возможностей занятости и повышение производительности труда

Создание условий для формирования эффективно функционирующего рынка труда, снижение напряженности на рынке труда и развитие полной, продуктивной и стабильной занятости населения являются ключевыми задачами государственной политики занятости. Для решения этих задач особое значение приобретает стимулирование создания рабочих мест, совершенствование профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и обеспечение рынка квалифицированной рабочей силой.

В рамках данной Программы сотрудничества совместные действия трехсторонних партнеров и МОТ будут направлены на достижение следующих основных целей (результатов):

- создание благоприятной среды для бизнеса, создающего новые и модернизирующего неэффективные рабочие места, в том числе посредством снижения фискальной и административной нагрузок;

- расширение возможностей занятости и самозанятости посредством содействия развитию предпринимательства, малых и средних предприятий;

- развитие профессиональной ориентации, системы квалификаций и на этой основе дальнейшее совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей рынка труда;

- содействие занятости молодежи, в том числе в рамках международных проектов, финансируемых бизнесом;

- внедрение современной системы оценки квалификаций;

- повышение мобильности рабочей силы;

- содействие переходу от неформальной занятости к формальной;

- обеспечение доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями; создание условий, способствующих расширению возможностей их трудоустройства с учетом их потребностей и индивидуальных программ реабилитации;

- расширение возможностей занятости с учетом новых форм занятости.

2. Обеспечение соблюдения норм на рабочих местах и достойных условий труда

Модернизация российской экономики и ее дальнейшее развитие должны сопровождаться эффективной социальной политикой, направленной на повышение качества жизни и благополучия населения в целом и отдельных категорий граждан. Достижение социальной интеграции и стабильности в обществе невозможно без постоянного совершенствования норм социального обеспечения, справедливой оплаты труда, создания безопасных условий труда, проведения модернизации рабочих мест по итогам оценки условий труда.

При этом необходимо учитывать особенности и риски демографического развития России, приводящие к росту демографической нагрузки на трудоспособное население страны. Сокращение численности трудоспособного населения, с одной стороны, временный уход с рынка труда женщин, молодых и средних трудоспособных возрастов в связи с материнством, иных работников из-за необходимости ухаживать за престарелыми членами семьи, с другой стороны, делает актуальным решение задачи обеспечения благоприятных условий для совмещения трудовой занятости с выполнением семейных обязанностей.

В рамках данного приоритета Программы сотрудничества совместные действия трехсторонних партнеров и МОТ будут сосредоточены на следующих направлениях:

- разработка и реализация инициатив, направленных на обеспечение более полного соблюдения безопасных условий труда на рабочих местах в приоритетных секторах экономики;

- дальнейшее совершенствование национальной системы охраны труда в целях формирования культуры безопасного труда и повышения эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая информирование о ВИЧ-инфекции на предприятиях с целью профилактики и недопущения дискриминации;

- продвижение превентивного подхода в улучшении условий труда на предприятиях: содействие внедрению систем управления охраной труда и профессиональными рисками на предприятиях, предотвращению крупных аварий на производстве; развитие служб охраны труда на предприятиях; подготовка кадров по вопросам охраны труда;

- повышение эффективности федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством внедрения инновационных принципов, форм и методов надзора;

- введение новых технологий, направленных на продвижение безопасных условий труда;

- изучение опыта государств - участников МОТ по созданию благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, включая развитие рынка услуг по присмотру и уходу за малолетними детьми, а также рынка услуг по присмотру и уходу за престарелыми членами семьи, нуждающимися в уходе;

- содействие совершенствованию нормативно-правовой базы по созданию благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей.

3. Сотрудничество в области социального страхования и пенсионного обеспечения

Социальное страхование и пенсионное обеспечение являются важнейшими аспектами социальной политики Российской Федерации и занимают центральное место во внешней и внутренней политике страны. Непрерывное совершенствование системы социального страхования и пенсионного обеспечения - залог успешного развития страны и поддержания уровня жизни людей на достойном уровне. Важную роль при этом играет международный опыт.

В связи с этим представляется целесообразным развивать сотрудничество в области социального страхования и пенсионного обеспечения по следующим направлениям:

- изучение опыта государств - участников МОТ в области тарифной политики в сфере социального страхования;

- изучение опыта государств - участников МОТ в области мер, принимаемых для расширения охвата социальным страхованием работников неформального сектора, а также лиц, занятых нетипичными формами трудовой деятельности;

- изучение опыта государств - участников МОТ в области обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, применяемых практик и подходов к осуществлению превентивных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также комплексной реабилитации пострадавших на производстве;

- изучение опыта государств - участников МОТ в области своевременной диагностики ранних признаков профессиональных заболеваний и разработки мер по профилактике их развития;

- продолжение консультаций и экспертной поддержки МОТ по вопросам реализации Конвенции 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения (N 102);

- изучение опыта расширения охвата населения системой обязательного пенсионного страхования в части обеспечения гражданам страны гарантий участия в пенсионной системе, формирования и реализации их пенсионных прав; консультирование по вопросам пенсионного возраста;

- совершенствование нормативно-правовой базы пенсионного страхования в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

4. Продвижение международных трудовых норм, укрепление социального диалога

Сохранение базовых трудовых норм, а также совершенствование трудового законодательства и приведение его в соответствие с международными стандартами и нормами, с использованием лучшего мирового опыта и практики, продолжает оставаться приоритетной задачей Правительства Российской Федерации.

Не менее значимым является эффективное взаимодействие социальных партнеров для обсуждения и принятия взвешенных решений по наиболее острым вопросам социально-трудовых отношений. В связи с этим важное значение приобретает изучение международного опыта участия социальных партнеров в принятии государственных решений, включая законодательные, в урегулировании трудовых конфликтов.

Дальнейшее совершенствование системы социального партнерства, укрепление социального диалога на всех уровнях, развитие потенциала организаций работодателей и профсоюзов продолжают оставаться ключевыми задачами МОТ, Правительства Российской Федерации и социальных партнеров и будут реализовываться по следующим направлениям:

- содействие ратификации конвенций и практическому применению конвенций и рекомендаций МОТ; соблюдение обязательств, принятых в соответствии с Уставом МОТ;

- совершенствование норм и положений трудового законодательства в соответствии с меняющимися условиями современной экономики;

- повышение эффективности механизма разрешения коллективных трудовых споров, подготовка предложений по развитию системы внесудебного урегулирования трудовых споров;

- усиление роли коллективных переговоров по вопросам регулирования социально-трудовых отношений, включая вопросы по обсуждению заработной платы, в том числе механизмы установления заработной платы;

- расширение охвата работников членством в профсоюзах; развитие практики представительства работников в социальном диалоге профсоюзными организациями в традиционных и новых секторах экономики;

- содействие формированию объединений работодателей, их активному участию в социальном диалоге, предполагающем большую вовлеченность и увеличение членства территориальных объединений в региональных, а региональных и отраслевых - в общероссийских объединениях;

- укрепление потенциала организаций работодателей в предоставлении более широкого спектра услуг своим членам, учитывая успешный опыт других стран;

- изучение и применение передового международного опыта в сфере развития социального партнерства;

- дальнейшее вовлечение сторон социального партнерства в решение важнейших проблем социально-трудовой сферы и связанных с ними экономических отношений: охраны труда, повышения уровня занятости, совмещения трудовых и семейных обязанностей, охраны материнства, социального страхования, других вопросов;

- обмен информацией по широкому кругу вопросов, касающихся социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, включая вопросы оплаты труда (в том числе дифференциации заработной платы по категориям работников с учетом сложности их труда и иных факторов, открытости информации о заработной плате, включая обмен информацией о применяемых подходах к ограничению предельного размера оплаты труда руководящих работников (топ-менеджеров) в различных секторах экономики).

IV. Мониторинг и оценка Программы сотрудничества

После принятия Программы Сторонами будет разработан Рабочий план реализации Программы, с указанием мероприятий, сроков, ожидаемых результатов и индикаторов для измерения результатов. Постоянно действующая трехсторонняя рабочая группа с участием МОТ будет содействовать Сторонам в мониторинге и оценке выполнения Программы.

МОТ будет оказывать техническую поддержку трехсторонним партнерам по выполнению Программы, в зависимости от имеющихся финансовых и кадровых ресурсов. Мобилизация ресурсов на местном уровне для выполнения Программы является общей ответственностью МОТ и Правительства Российской Федерации.

По окончании Программы Стороны проведут совместное совещание для оценки результатов, извлечения уроков, общих выводов и планирования следующих действий.

Подписано в Москве 21 ноября 2016 года.

Министр труда и социальной защиты

Российской Федерации

М.А.ТОПИЛИН

Генеральный директор

Международного бюро труда

ГАЙ РАЙДЕР

От имени объединений профсоюзов

Российской Федерации

М.В.ШМАКОВ

Председатель Федерации независимых

профсоюзов России (ФНПР)

От имени объединений работодателей

Российской Федерации

А.Н.ШОХИН

Президент Российского союза

промышленников и предпринимателей (РСПП)

Другие документы по теме
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015)
Ошибка на сайте