Приказ Минцифры России от 28.12.2024 N 1210
МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 декабря 2024 г. N 1210
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "ДОСТИЖЕНИЕ "ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ"
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ, КЛЮЧЕВЫХ
ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЙ АВТОМАТИЗАЦИЮ
БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ТРАНЗАКЦИЙ В РАМКАХ ЕДИНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ ЦИФРОВЫХ
ПЛАТФОРМ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ С УЧЕТОМ
УСКОРЕННОГО ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАБОТКИ БОЛЬШИХ ОБЪЕМОВ
ДАННЫХ, МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА"
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО"
В целях обеспечения расчета значений показателя "Достижение "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта" государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313, а также в соответствии с пунктом 18 Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786, Порядком разработки (корректировки) и утверждения методик расчета показателей национальных проектов (программ), государственных программ Российской Федерации и их структурных элементов, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 июля 2024 г. N 399 (зарегистрирован Минюстом России 1 августа 2024 г., регистрационный N 78987), приказываю:
Утвердить методику расчета показателя "Достижение "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта" государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" согласно приложению к настоящему приказу.
Министр
М.И.ШАДАЕВ
Приложение
к приказу Министерства цифрового
развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 28.12.2024 N 1210
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "ДОСТИЖЕНИЕ "ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ"
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ, КЛЮЧЕВЫХ
ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЙ АВТОМАТИЗАЦИЮ
БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ТРАНЗАКЦИЙ В РАМКАХ ЕДИНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ ЦИФРОВЫХ
ПЛАТФОРМ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ С УЧЕТОМ
УСКОРЕННОГО ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАБОТКИ БОЛЬШИХ ОБЪЕМОВ
ДАННЫХ, МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА"
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО"
I. Общие положения
1.1. Настоящая Методика разработана в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 71136-2023 "Национальные цели развития, национальные проекты (программы) и государственные программы Российской Федерации. Методики расчета показателей. Общие положения и требования к применяемым при расчетах данным", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2023 г. N 1521-ст, Положением о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации".
1.2. Настоящая Методика предназначена для расчета показателя "Достижение "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта" государственной программы "Информационное общество" (далее - показатель) в целях обеспечения достижения национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы", определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
1.3. Показатель отражает достижение "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.
1.4. Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за расчет Показателя, является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
1.5. До ввода в эксплуатацию подсистем, компонентов и модулей государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных" (далее - информационная система), обеспечивающих расчет значений показателей, показатель рассчитывается без использования информационной системы в соответствии с алгоритмом расчета, приведенным в настоящей Методике, и на основе значений компонентов показателя, представленных в соответствии с настоящей Методикой.
1.6. Показатель рассчитывается на федеральном уровне в целом по Российской Федерации.
1.7. Тип показателя - возрастающий, предельное значение показателя стремится к 100%.
1.8. Сроки расчета показателя, представления (распространения) информации по показателю: ежемесячно, не позднее 15-го календарного дня месяца, следующего за отчетным месяцем, начиная с января 2025 года.
1.9. Единица измерения показателя - процент (код по Общероссийскому классификатору единиц измерений - 744).
II. Основные понятия и определения <1>
--------------------------------
<1> Определения приводятся исключительно для целей настоящей Методики.
2.1. Достижение "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы - достижение целевых значений, установленных на 2030 год, для всех индикаторов, характеризующих "цифровую зрелость" государственного и муниципального управления, а также каждой из ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе предполагающих автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.
2.2. Ключевые отрасли социальной сферы - следующие 5 (пять) отраслей социальной сферы (в скобках указан профильный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики в соответствующей отрасли):
1. Городская среда и жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) (Минстрой России);
2. Здравоохранение (Минздрав России);
3. Образование (общее) (Минпросвещения России);
4. Образование и наука (Минобрнауки России);
5. Физическая культура и спорт (Минспорт России).
2.3. Ключевые отрасли экономики - следующие 8 отраслей экономики (в скобках указан профильный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики в соответствующей отрасли):
1. Обрабатывающие отрасли промышленности (Минпромторг России);
2. Сельское хозяйство (Минсельхоз России);
3. Строительство (Минстрой России);
4. Транспортная отрасль (Минтранс России);
5. Финансовые услуги (Банк России <2>);
--------------------------------
<2> Не относится к федеральным органам исполнительной власти.
6. Экология и природопользование (Минприроды России);
7. Топливно-энергетический комплекс (Минэнерго России);
8. Туристическая индустрия (Минэкономразвития России).
2.4. Цифровая платформа - основанная на совокупности технологий, продуктов и услуг информационная система, обеспечивающая взаимодействие в единой интернет-среде по заданным алгоритмам значимого количества участников, которое приводит к снижению трансакционных издержек и формированию добавленной стоимости для пользователей <3>.
--------------------------------
<3> Определение сформировано в рамках деятельности Рабочей группы "Цифровые экосистемы" Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности цифровых платформ и экосистем.
2.5. Отраслевые цифровые платформы в отраслях социальной сферы в рамках федерального проекта "Цифровые платформы в отраслях социальной сферы" - следующие отраслевые цифровые платформы для 4 ключевых отраслей социальной сферы (кроме отрасли "Здравоохранение"), создание и (или) развитие которых предусмотрено в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Цифровые платформы в отраслях социальной сферы" национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства" на 2025 - 2030 гг.:
платформа "Моя школа" (отрасль "Образование (общее)");
платформы "Университеты", "Наука" (отрасль "Образование и наука");
платформы "Умный город", "Безопасная среда" (отрасль "Городская среда и ЖКХ");
платформа "Мой спорт" (отрасль "Физическая культура и спорт").
2.6. Технологии сбора, обработки и анализа больших данных - технологии автоматизированного сбора, обработки, хранения и использования структурированных и неструктурированных массивов информации, характеризующихся значительным объемом и быстрой скоростью изменений.
Массивы больших данных - совокупность распределенных, частично структурированных, структурированных, неструктурированных данных, характеризующихся значительным объемом и высокой скоростью изменений (в том числе в режиме реального времени), что требует специальных инструментов и методов работы с ними. В качестве массивов больших данных могут выступать числовые и строковые данные в табличном виде; коллекции сканированных документов, изображений; текстовые записи (логи) событий при работе автоматизированных систем и процессов; данные датчиков, контролирующих состояние оборудования; аудио- и видеоданные, содержащие метаописание и временные метки; документы в машиночитаемом виде, которые позволяют применять инструменты автоматической обработки и анализа (например, история транзакций клиентов, данные дистанционного зондирования Земли, данные геолокации и сотовых операторов, аудиозаписи телефонных разговоров специалистов клиентской поддержки и другое).
2.7. Искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящие их. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений (в соответствии с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2024 г. N 124).
2.8. Технологии искусственного интеллекта - совокупность технологий, включающая в себя:
технологии обработки визуальных данных, включая компьютерное зрение;
технологии обработки звуковых данных, включая распознавание и синтез речи;
технологии обработки текста;
технологии интеллектуальной поддержки принятия решений и управления;
технологии повышения эффективности искусственного интеллекта.
II. Алгоритм расчета показателя
3.1. Показатель ЦЗГОС,СОЦ,ЭК рассчитывается по формуле:
, (1)
где
ЦЗгос - достижение "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления на конец отчетного месяца, процент (код по ОКЕИ - 744);
ЦЗсоц _ достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей социальной сферы на конец отчетного месяца, процент (код по ОКЕИ - 744);
ЦЗЭК - достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики на конец отчетного месяца, процент (код по ОКЕИ - 744).
3.2. Компонент ЦЗгос рассчитывается согласно методике расчета показателя "Достижение "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления" федерального проекта "Цифровое государственное управление" национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства".
3.3. Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы оценивается на основании индикаторов, перечень которых формируется индивидуально для каждой отрасли.
3.4. Перечень индикаторов, характеризующих достижение "цифровой зрелости" каждой из ключевых отраслей экономики и социальной сферы, целевые значения на 2030 г., а также методики расчета каждого из индикаторов утверждаются президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности после согласования с профильными федеральными органами исполнительной власти по соответствующим отраслям (и Банком России в части отрасли "Финансовые услуги").
3.5. При определении состава индикаторов для каждой из ключевых отраслей экономики и социальной сферы учитывается требование о включении не менее одного индикатора в каждой отрасли, характеризующего "цифровую зрелость" отрасли в части применения цифровых платформ, искусственного интеллекта и больших данных.
3.5. В состав индикаторов, характеризующих "цифровую зрелость" каждой из 4 ключевых отраслей социальной сферы, указанных в пункте 2.5 настоящей Методики, включаются в том числе индикаторы, являющиеся показателями и (или) результатами мероприятий в рамках федерального проекта "Цифровые платформы в отраслях социальной сферы" национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства", в том числе учитываемые в расчете показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей социальной сферы" федерального проекта "Цифровые платформы в отраслях социальной сферы" национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства" (далее - индикаторы федерального проекта).
3.6. Компонент ЦЗсоц рассчитывается по формуле:
, (2)
где
ЦЗсоц_i - достижение "цифровой зрелости" i-й ключевой отрасли социальной сферы на конец отчетного месяца, процент (код по ОКЕИ - 744); i принимает значение от 1 до 5.
3.7.1. Компонент ЦЗсоц_i для каждой i-й ключевой отрасли социальной сферы рассчитывается по формуле:
, (3)
где
- вес, присваиваемый индикаторам федерального проекта в составе индикаторов i-й ключевой отрасли социальной сферы; для 4 отраслей, указанных в пункте 2.5 настоящей Методики, принимает значение 0,5, для отрасли "Здравоохранение" принимает вес, равный нулю;
Ксоц_i_1 - количество индикаторов федерального проекта, характеризующих "цифровую зрелость" i-й ключевой отрасли социальной сферы, единица (код по ОКЕИ - 642);
ДИсоц_i_j - доля достижения целевого значения для j-го индикатора федерального проекта, характеризующего "цифровую зрелость" i-й ключевой отрасли социальной сферы, на конец отчетного месяца, процент (код по ОКЕИ - 744); j принимает значение от 1 до Ксоц_i_1;
Ксоц_i_2 - количество прочих индикаторов, характеризующих "цифровую зрелость" i-й ключевой отрасли социальной сферы, единица (код по ОКЕИ - 642);
ДИсоц_i_k - Доля достижения целевого значения для k-го прочего индикатора, характеризующего "цифровую зрелость" i-й ключевой отрасли социальной сферы, на конец отчетного месяца, процент (код по ОКЕИ - 744); k принимает значение от 1 до Ксоц_i_2;
3.7.2. Компонент ДИсоц_i_j рассчитывается для каждого j-го индикатора федерального проекта, характеризующего "цифровую зрелость" i-й ключевой отрасли социальной сферы по формуле:
, (4)
где
- фактическое значение j-го индикатора "цифровой зрелости" i-й ключевой отрасли социальной сферы на конец отчетного месяца (единица измерения определяется в зависимости от индикатора);
- плановое (целевое) значение j-го индикатора "цифровой зрелости" i-й ключевой отрасли социальной сферы на конец 2030 г. (единица измерения определяется в зависимости от индикатора).
Если , то .
3.7.3. Компонент ДИсоц_i_k рассчитывается для каждого k-го прочего индикатора, характеризующего "цифровую зрелость" i-й ключевой отрасли социальной сферы, по формуле:
, (5)
где
- фактическое значение k-го индикатора "цифровой зрелости" i-й ключевой отрасли социальной сферы на конец отчетного месяца (единица измерения определяется в зависимости от индикатора);
- плановое (целевое) значение k-го индикатора "цифровой зрелости" i-й ключевой отрасли социальной сферы на конец 2030 г. (единица измерения определяется в зависимости от индикатора).
Если , то .
3.8. Компонент ЦЗэк рассчитывается по формуле:
, (6)
где
ЦЗэк_i - достижение "цифровой зрелости" i-й ключевой отрасли экономики на конец отчетного месяца, процент (код по ОКЕИ - 744); i принимает значение от 1 до 8.
3.8.1. Компонент ЦЗЭК_i для каждой i-й ключевой отрасли экономики рассчитывается по формуле:
, (7)
где
Кэк_i - количество индикаторов, характеризующих "цифровую зрелость" i-й ключевой отрасли экономики, единица (код по ОКЕИ - 642);
ДИэк_i_j - доля достижения целевого значения для j-го индикатора "цифровой зрелости" i-й ключевой отрасли экономики на конец отчетного месяца, процент (код по ОКЕИ - 744); j принимает значение от 1 до Кэк_i.
3.8.2. Компонент ДИэк_i_j рассчитывается для каждого j-го индикатора "цифровой зрелости" i-й ключевой отрасли экономики по формуле:
, (8)
где
- фактическое значение j-го индикатора "цифровой зрелости" i-й ключевой отрасли экономики на конец отчетного месяца (единица измерения определяется в зависимости от индикатора);
- плановое (целевое) значение j-го индикатора "цифровой зрелости" i-й ключевой отрасли экономики на конец 2030 г. (единица измерения определяется в зависимости от индикатора).
Если , то .
IV. Источники информации и регламент расчета
4.1. Источниками информации для расчета показателя, включая все отдельные индикаторы "цифровой зрелости", являются данные профильных федеральных органов исполнительной власти (в том числе по соответствующим отраслям), Банка России, формируемые в рамках автоматизированных информационных систем и аккумулируемые в федеральной государственной информационной системе координации информатизации (далее - ФГИС КИ), в том числе:
в части индикаторов "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, а также индикаторов федерального проекта - данные Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
в части индикаторов "цифровой зрелости" отраслей социальной сферы - данные профильных федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2.2 настоящей Методики;
в части индикаторов "цифровой зрелости" отраслей экономики - данные профильных федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2.3 настоящей Методики, а также Банка России в части отрасли "Финансовые услуги".
4.2. Данные предоставляются в ФГИС КИ не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным месяцем.
4.3. Конкретные источники данных и порядок верификации определяются в рамках отдельных методик расчета индикаторов, характеризующих достижение "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, а также каждой из ключевых отраслей экономики и социальной сферы.
Для расчета значений отдельных индикаторов могут использоваться административные данные, а также официальная статистическая информация, формируемая Росстатом на основе форм федерального статистического наблюдения в соответствии с Федеральным планом статистических работ.
4.4. Возможность автоматизации формирования информации по показателю предусмотрена в рамках ФГИС КИ.
Приложение
к Методике расчета показателя
"Достижение "цифровой зрелости"
государственного и муниципального
управления, ключевых отраслей экономики
и социальной сферы, в том числе
здравоохранения и образования,
предполагающей автоматизацию большей
части транзакций в рамках единых
отраслевых цифровых платформ
и модели управления на основе данных
с учетом ускоренного внедрения
технологий обработки больших объемов
данных, машинного обучения
и искусственного интеллекта"
СТРУКТУРА
ПОКАЗАТЕЛЯ И ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ ИНДИКАТОРОВ ПО КЛЮЧЕВЫМ
ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Компонент
Вес
Отрасли
Индикаторы
Достижение "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления
1/3
-
Индикаторы равнозначны.
Состав индикаторов определяется в рамках методики расчета показателя "Достижение "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления" федерального проекта "Цифровое государственное управление".
Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей социальной сферы
1/3
1) Городская среда и ЖКХ
2) Здравоохранение
3) Образование (общее)
4) Образование и наука
5) Физическая культура и спорт
В каждой отрасли не менее одного индикатора, характеризующего "цифровую зрелость" отрасли в части применения цифровых платформ, искусственного интеллекта и больших данных.
В каждой из отраслей (кроме отрасли "Здравоохранение") индикаторы распределены на две подгруппы:
с весом 0,5 - индикаторы, являющиеся показателями и (или) результатами мероприятий в рамках федерального проекта "Цифровые платформы в отраслях социальной сферы" (внутри подгруппы индикаторы равнозначны);
с весом 0,5 - иные отраслевые индикаторы (внутри подгруппы индикаторы равнозначны).
Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики
1/3
1) Обрабатывающие отрасли промышленности
2) Сельское хозяйство
3) Строительство
4) Транспортная отрасль
5) Финансовые услуги
6) Экология и природопользование
7) Топливно-энергетический комплекс
8) Туристическая индустрия
В каждой отрасли не менее одного индикатора, характеризующего "цифровую зрелость" отрасли в части применения цифровых платформ, искусственного интеллекта и больших данных.
Индикаторы в рамках отрасли равнозначны.