Приказ СК России от 17.01.2017 N 15
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 января 2017 г. N 15
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ -
ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА И ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ
В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ
СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с частью 2 статьи 81 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562; N 6, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217; N 30, ст. 4257; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42; N 1, ст. 53; N 1, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951; N 27, ст. 3989; N 29, ст. 4339; N 29, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8; N 1, ст. 9; N 1, ст. 24; N 1, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289; N 23, ст. 3290; N 27, ст. 4160; N 27, ст. 4219; N 27, ст. 4223; N 27, ст. 4238; N 27, 4239; N 27, ст. 4246; N 27, ст. 4292), подпунктом 14.7 пункта 7 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 572; N 19, ст. 2721; N 31, ст. 4714; 2012, N 4, ст. 471; N 12, ст. 1391; N 21, ст. 2632; N 26, ст. 3497; N 28, ст. 3880; N 48, ст. 6662; 2013, N 49, ст. 6399; 2014, N 15, ст. 1726; N 21, ст. 2683; N 26, ст. 3528; N 30, ст. 4286; N 36, ст. 4834; 2015, N 10, ст. 1510; N 13, ст. 1909; N 21, ст. 3092; 2016, N 1, ст. 211; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2016, N 0001201612230019), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам специалитета и программам магистратуры в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Следственного комитета Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал юстиции
Российской Федерации
А.И.БАСТРЫКИН
Утвержден
приказом Следственного комитета
Российской Федерации
от 17.01.2017 N 15
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ -
ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА И ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ
В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ
СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам специалитета и программам магистратуры в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Следственного комитета Российской Федерации (далее - Порядок) определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Следственного комитета Российской Федерации, по образовательным программам высшего образования - программам специалитета и программам магистратуры (далее - образовательные программы).
2. Программы специалитета и программы магистратуры реализуются в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Следственного комитета Российской Федерации (далее - образовательные организации), в целях создания обучающимся условий для приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности.
3. К освоению программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
Программы специалитета реализуются по специальностям высшего образования - специалитета, программы магистратуры - по направлениям подготовки высшего образования - магистратуры.
4. На основании настоящего Порядка в образовательных организациях разрабатываются локальные нормативные акты по отдельным вопросам осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, не противоречащие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам Министерства образования и науки Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет), а также настоящему Порядку.
II. Разработка и реализация образовательных программ
высшего образования
5. Образовательные организации самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, профессиональными стандартами (при их наличии) и квалификационными требованиями к специальной профессиональной подготовке выпускников (далее - квалификационные требования) на основе соответствующих примерных основных профессиональных образовательных программ, наиболее полно отвечающих задачам подготовки обучающегося по соответствующей специальности, направлению подготовки.
6. Порядок разработки примерных основных образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.05.2014 N 594 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.07.2014, регистрационный N 33335) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.10.2014 N 1307 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16.10.2014, регистрационный N 34342), от 09.04.2015 N 387 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.05.2015, регистрационный N 37221).
7. Образовательные организации обновляют образовательные программы с учетом изменения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Следственного комитета, развития науки, техники, культуры, экономики, технологий, социальной сферы.
8. Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практики, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав образовательной программы по решению ученого совета образовательной организации.
9. Общая характеристика образовательной программы разрабатывается образовательными организациями на основе федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов (при их наличии) и квалификационных требований по соответствующим специальностям, направлениям подготовки.
В общей характеристике образовательной программы указываются:
квалификация, присваиваемая выпускникам;
вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники;
направленность (профиль) образовательной программы;
планируемые результаты освоения образовательной программы;
сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы.
По решению ученого совета образовательной организации в характеристику образовательной программы могут включаться также иные сведения.
10. Учебный план образовательной программы каждого набора обучающихся, а также вносимые в него изменения, подлежат согласованию со Следственным комитетом не позднее чем за 2 месяца до начала учебного года.
11. В учебном плане указывается перечень дисциплин (модулей), практик, других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения.
В учебном плане указывается объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (далее - контактная работа обучающихся с преподавателем) (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся в академических часах. Для каждой дисциплины (модуля) и практики указывается форма промежуточной аттестации обучающихся.
12. Учебный план и календарный учебный график разрабатываются и оформляются в виде единого документа.
Календарный учебный график действует и корректируется в течение срока действия соответствующего учебного плана.
13. В календарном учебном графике указываются продолжительность и последовательность периодов теоретического и практического обучения, экзаменов, каникул, государственной итоговой аттестации, а также сводные данные по бюджету времени, в том числе по каждому году обучения.
14. Рабочая программа дисциплины (модуля) разрабатывается кафедрой (кафедрами) по каждой дисциплине (модулю) учебного плана.
15. Рабочие программы дисциплины (модуля) представляются заведующим кафедры на рассмотрение в ученый совет образовательной организации и утверждаются ректором образовательной организации.
16. Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя:
наименование дисциплины (модуля);
перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соответствующих планируемым результатам освоения образовательной программы;
указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы;
объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных в том числе на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;
содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий;
перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю);
фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю);
перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля);
перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля);
методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля);
перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);
описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).
По решению ученого совета образовательной организации в состав рабочей программы могут включаться также иные сведения и (или) материалы.
17. Программы практики разрабатываются образовательными организациями самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований по соответствующей специальности, направлению подготовки и примерных основных профессиональных образовательных программ.
Программы практики разрабатываются для каждого ее вида, предусмотренного учебным планом, с указанием общих организационных, учебных, методических и материально-технических условий и характеристик ее проведения. На кафедре, организующей проведение практики, до ее начала каждому обучающемуся выдается индивидуальное задание.
18. Программа практики включает в себя:
вид практики, способ и форма ее проведения;
перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соответствующих планируемым результатам освоения образовательной программы;
место практики в структуре образовательной программы;
объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо в академических часах;
содержание практики;
формы отчетности по практике;
фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;
перечень учебной литературы и ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для проведения практики;
перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);
описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.
По решению ученого совета образовательной организации в состав программы практики могут включаться иные сведения и (или) материалы.
19. Оценочные средства представляются в виде фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для государственной итоговой аттестации.
20. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входящий в состав соответственно рабочей программы дисциплины (модуля) или программы практики, включает в себя:
перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;
описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;
типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;
методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
21. Фонд оценочных средств для государственной итоговой аттестации включает в себя:
перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы;
описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;
типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы;
методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы.
22. При реализации образовательных программ образовательная организация руководствуется следующим:
сроки обучения по образовательным программам и их объем определяются федеральными государственными образовательными стандартами;
реализация образовательных программ в образовательной организации организуется по периодам обучения - учебным годам и выделяемым в рамках учебного года семестрам;
объем всех видов аудиторных учебных занятий при освоении образовательной программы по очной форме обучения не должен превышать 36 академических часов в неделю;
выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения образовательной программы осуществляется образовательной организацией, исходя из необходимости достижения обучающимися запланированных результатов освоения образовательной программы;
при реализации образовательных программ могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
23. Учебные занятия по образовательным программам проводятся в форме контактной работы обучающихся с преподавателем и в форме самостоятельной работы обучающихся.
24. По образовательным программам могут проводиться учебные занятия следующих видов, включая учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости:
лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации преподавателем обучающимся (далее - занятия лекционного типа);
семинары, практические занятия, лабораторные практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы, деловые игры и иные аналогичные занятия (далее - занятия семинарского типа);
выполнение курсовых работ по одной или нескольким дисциплинам (модулям);
групповые консультации;
индивидуальные консультации и иные учебные занятия, предусматривающие индивидуальную работу преподавателя с обучающимся (в том числе руководство практикой);
самостоятельная работа обучающихся.
По решению ученого совета образовательной организации могут вводиться учебные занятия иных видов.
25. Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, включает в себя занятия лекционного типа и (или) занятия семинарского типа, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и государственной итоговой аттестации обучающихся. При необходимости контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем.
26. Для проведения занятий семинарского типа формируются учебные группы обучающихся численностью не более 25 человек из числа обучающихся по одной специальности или направлению подготовки. Занятия семинарского типа проводятся для одной учебной группы. При необходимости возможно объединение в одну учебную группу обучающихся по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.
Для проведения практических занятий по физической подготовке формируются учебные группы численностью не более 15 человек с учетом пола, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся.
Для проведения занятий лекционного типа учебные группы по одной специальности или направлению подготовки могут объединяться в учебные потоки. При необходимости возможно объединение в один учебный поток учебных групп по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.
27. Порядок, сроки разработки и утверждения расписания учебных занятий определяются образовательной организацией.
28. По образовательным программам, учебными планами которых предусматривается проведение с обучающимися индивидуальных занятий, продолжительность индивидуальных учебных занятий составляет один академический час.
Продолжительность занятий семинарского типа определяется временем, необходимым обучающимся для выполнения (отработки) изучаемых учебных вопросов в полном объеме.
29. Практика организуется по отдельным дисциплинам (модулям) или группам дисциплин (модулей) в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков. Практика проводится в главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлениях и следственных отделах Следственного комитета (далее - следственные органы).
Практика организуется образовательной организацией совместно со следственными органами.
Для руководства практикой от образовательной организации назначается руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу образовательной организации.
Руководители следственных органов, в которых проводится практика, назначают руководителя практики от следственных органов из числа наиболее опытных сотрудников со стажем работы не менее 3 лет.
Возложение на обучающихся обязанностей, не связанных с выполнением программ практики, не допускается.
30. Выполнение курсовой работы имеет целью научить обучающихся самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки проведения научных исследований.
Порядок выполнения и защита курсовых работ обучающимися определяется образовательной организацией.
31. Выполнение выпускной квалификационной работы имеет целью систематизировать и расширить знания, умения и навыки обучающихся в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью, направлением подготовки. Выпускная квалификационная работа выполняется на заключительном этапе обучения в виде дипломной работы, магистерской диссертации.
32. Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и государственную итоговую аттестацию.
33. Текущий контроль успеваемости осуществляется для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной деятельности обучающихся, совершенствования методики проведения учебных занятий и проводится в ходе всех видов учебных занятий.
Формы текущего контроля успеваемости определяются преподавателем с учетом специфики дисциплины, ее содержания, трудоемкости, структуры в соответствии с рабочей программой дисциплины (модуля) и должны обеспечивать максимально полный и объективный контроль (измерение и фиксирование) уровня освоения обучающимися учебного материала. Результаты текущего контроля успеваемости фиксируются преподавателями в журналах учета посещаемости и успеваемости обучающихся.
34. Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", "зачтено", "не зачтено".
35. Промежуточная аттестация осуществляется в целях определения степени достижения учебных целей по дисциплине (модулю) и проводится в форме зачетов (зачетов с оценкой), экзаменов, защиты курсовых работ. Формы промежуточной аттестации устанавливаются учебным планом.
Зачет (зачет с оценкой) служит формой проверки теоретических знаний, выполнения обучающимися курсовых работ, усвоения материала занятий семинарского типа и программы практики, выполнения нормативов и заданий внеаудиторного практикума по иностранному языку. Зачет (зачет с оценкой) устанавливается по дисциплине (модулю) в целом, а в отдельных случаях - по ее разделам.
Экзамен проводится с целью проверки и оценки уровня знаний, полученных обучающимися, умения применять их при решении практических задач, а также полноты и уровня овладения практическими умениями и навыками в объеме требований рабочих программ дисциплин (модулей).
В аудитории, где принимается экзамен или зачет (зачет с оценкой), одновременно находятся обучающиеся из расчета не более пяти экзаменующихся на одного экзаменатора.
Обучающиеся с полным сроком освоения образовательной программы сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов (зачетов с оценкой). В указанное число не входят экзамены и зачеты (зачеты с оценкой) по физической культуре и факультативным дисциплинам.
36. К зачету (зачету с оценкой) по дисциплине (модулю) допускаются обучающиеся, имеющие по результатам текущего контроля оценки "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "зачтено" (далее - положительные оценки).
К экзамену по дисциплине (модулю) допускаются обучающиеся, имеющие по результатам текущего контроля положительные оценки, сдавшие зачеты (зачеты с оценкой) по разделу (разделам) данной дисциплины (модуля), предусмотренные в текущем семестре.
Защита курсовой работы принимается комиссией, назначенной приказом ректора образовательной организации.
Защищенная обучающимся курсовая работа сдается на кафедру и хранится до момента завершения его обучения в образовательной организации.
37. Положительная оценка вносится в экзаменационную (зачетную) ведомость, зачетную книжку и учебную карточку обучающегося.
Оценки "неудовлетворительно" или "не зачтено" вносятся только в экзаменационную (зачетную) ведомость и учебную карточку обучающегося.
При проведении промежуточной аттестации оценка объявляется обучающемуся не позднее дня сдачи экзамена, зачета (зачета с оценкой).
Экзаменационная (зачетная) ведомость подписывается преподавателем, принимающим экзамен, зачет (зачет с оценкой), и сдается для анализа и дальнейшего хранения в учебно-методическое подразделение образовательной организации как документ строгой отчетности.
38. Обучающийся, не выполнивший в полном объеме рабочую программу дисциплины (модуля) в текущем семестре обучения, к промежуточной аттестации по данной дисциплине (модулю) не допускается до момента выполнения всех требований по ней.
39. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию без уважительных причин или имеющие неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одной или нескольким дисциплинам (модулям), признаются имеющими академическую задолженность.
40. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, имеют право пройти промежуточную аттестацию по соответствующей дисциплине (модулю) не более двух раз.
Для проведения промежуточной аттестации обучающихся, имеющих академическую задолженность, приказом образовательной организации создается комиссия.
Прохождение промежуточной аттестации во второй раз по одной или нескольким дисциплинам (модулям) в целях повышения положительной оценки не допускается.
41. В целях создания условий для обучающихся, не проходивших промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющих академическую задолженность, образовательной организацией организуется проведение промежуточной аттестации, в том числе во второй раз.
42. При наличии уважительных причин для обучающихся, имеющих академическую задолженность, устанавливаются индивидуальные сроки сдачи экзаменов, зачетов (зачетов с оценкой). При этом срок ликвидации академической задолженности не может превышать сроков начала очередной промежуточной аттестации.
43. Обучающимся, не проходившим промежуточную аттестацию по уважительным причинам, устанавливаются индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов (зачетов с оценкой), при этом сроки прохождения промежуточной аттестации и ликвидации академической задолженности (в случае образования таковой) не могут превышать сроков начала очередной промежуточной аттестации.
44. Обучающиеся, не ликвидировавшие академическую задолженность в установленные сроки или не прошедшие промежуточную аттестацию в установленные сроки, признаются имеющими академическую задолженность, не ликвидированную в установленные сроки.
45. Обучающиеся, не имеющие академической задолженности, полностью выполнившие все требования учебного плана и рабочих программ дисциплин (модулей) данного курса обучения, переводятся на следующий курс обучения.
46. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, а также не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам, переводятся на следующий курс обучения условно. Запись об условном переводе на следующий курс обучения делается в учебной карточке обучающегося.
После ликвидации академической задолженности (прохождения повторной промежуточной аттестации) в отношении указанных в настоящем пункте обучающихся ректор образовательной организации издает приказ о переводе на следующий курс обучения.
47. Обучающиеся выпускного курса обучения, не имеющие академической задолженности, выполнившие все требования учебного плана и рабочих программ дисциплин (модулей), допускаются к государственной итоговой аттестации.
48. Государственная итоговая аттестация организуется и проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2015 N 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.07.2015, регистрационный N 38132) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 N 86 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02.03.2016, регистрационный N 41296), от 28.04.2016 N 502 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24.05.2016, регистрационный N 42233).
49. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам и прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается диплом, подтверждающий получение профессионального образования соответствующего уровня и квалификации по специальности, направлению подготовки.
III. Особенности реализации образовательных программ
высшего образования - программ специалитета
50. Направленность (профиль) программы специалитета устанавливается специализациями соответствующего федерального государственного образовательного стандарта. В случае отсутствия специализаций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, направленность (профиль) программы специалитета определяется ориентацией программы специалитета на области знаний и (или) виды деятельности в рамках специальности либо соответствует специальности в целом.
51. В образовательной программе подготовки специалиста выделяются базовая и вариативная части.
Базовая часть является обязательной вне зависимости от направленности (профиля) образовательной программы и предусматривает формирование у обучающихся компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями. Она включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные этим стандартом и квалификационными требованиями, дисциплины (модули) и практики, установленные образовательной организацией, а также государственную итоговую аттестацию.
Вариативная часть разрабатывается образовательной организацией и направлена на расширение и (или) углубление у обучающихся компетенций, устанавливаемых в базовой части образовательной программы, а также формирование компетенций, устанавливаемых образовательной организацией дополнительно.
52. Срок обучения по программам специалитета исчисляется в годах, а объем образовательной программы измеряется количеством зачетных единиц. Объем образовательной программы определяется учебной нагрузкой обучающегося при освоении образовательной программы, включающей в себя все виды учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. Для измерения объема образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица, представляющая собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по всем видам учебной деятельности. Величина одной зачетной единицы составляет 36 академических часов или 27 астрономических часов. Продолжительность академического часа - 45 минут. Объем реализуемой образовательной программы, установленный федеральным государственным образовательным стандартом, изменяться не может, а трудоемкость одного года обучения должна составлять не более 75 зачетных единиц <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24.02.2014, регистрационный N 31402) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2015 N 7 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11.02.2015, регистрационный N 35965) (далее - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 N 1367).
Программы специалитета должны содержать модули "Специальная подготовка".
53. Государственная итоговая аттестация по программам специалитета включает защиту выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по решению ученого совета образовательной организации.
54. Выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
Обучающимся предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы из утвержденного в образовательной организации перечня тем, в том числе предложения своей тематики при условии подтверждения целесообразности ее разработки ученым советом образовательной организации.
Каждому обучающемуся назначается руководитель выпускной квалификационной работы из числа преподавателей и научных работников образовательной организации, а также руководителей образовательной организации, при этом за одним руководителем закрепляется не более десяти обучающихся.
Назначение руководителей, утверждение тем выпускных квалификационных работ за обучающимися производится приказом ректора образовательной организацией (декана факультета, директора института, директора филиала) в срок не позднее шести месяцев до их защиты. Завершенная выпускная квалификационная работа с письменным отзывом руководителя представляется на выпускающую кафедру.
Выпускная квалификационная работа, допущенная к защите заведующим кафедры, представляется на рецензию.
К рецензированию привлекаются преподавательский состав, научные работники и руководители образовательной организации, работники иных образовательных организаций, а также сотрудники Следственного комитета (по согласованию с руководителями следственных органов).
Вместе с индивидуальным заданием, рецензией и письменным отзывом руководителя выпускная квалификационная работа представляется в государственную экзаменационную комиссию образовательной организации для защиты.
IV. Особенности реализации образовательных программ высшего
образования - программ магистратуры
55. Направленность (профиль) программ магистратуры устанавливается образовательной организацией в рамках соответствующих направлений подготовки.
56. В образовательной программе подготовки магистров выделяются базовая и вариативная части.
Базовая часть является обязательной вне зависимости от направленности (профиля) образовательной программы и предусматривает формирование у обучающихся компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями. Она включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные этим стандартом и квалификационными требованиями, дисциплины (модули) и практики, установленные образовательной организацией, а также государственную итоговую аттестацию.
Вариативная часть разрабатывается образовательной организацией и направлена на расширение и (или) углубление у обучающихся компетенций, устанавливаемых в базовой части образовательной программы, а также формирование компетенций, устанавливаемых образовательной организацией дополнительно.
57. Срок обучения по программам магистратуры исчисляется в годах, а объем образовательной программы измеряется количеством зачетных единиц. Объем образовательной программы определяется учебной нагрузкой обучающегося при освоении образовательной программы, которая включает в себя все виды учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. Для измерения объема образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица, представляющая собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по всем видам учебной деятельности. Величина одной зачетной единицы составляет 36 академических часов или 27 астрономических часов. Продолжительность академического часа - 45 минут. Объем реализуемой образовательной программы, установленный федеральным государственным образовательным стандартом, изменяться не может, а трудоемкость одного года обучения должна составлять не более 75 зачетных единиц <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 N 1367.
58. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении образовательной программы при очной форме обучения составляет 14 академических часов.
59. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью образовательной программы магистратуры осуществляется научно-педагогическим работником образовательной организации, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, а также стаж работы в образовательных организациях высшего образования не менее трех лет.
60. Государственная итоговая аттестация по программам магистратуры включает в себя защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета образовательной организации.
61. Обучающимися образовательной организации по программам магистратуры готовится выпускная квалификационная работа в виде магистерской диссертации.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательной организацией на основании федеральных государственных образовательных стандартов, а также квалификационных требований.
Магистерская диссертация представляет собой самостоятельный, логически завершенный научный труд, ориентированный на области знаний и содержащий решение задач по видам деятельности, определяемые направленностью образовательной программы.
Обучающемуся предоставляется право самостоятельного выбора темы из утвержденного перечня тем магистерских диссертаций. Обучающийся имеет право предложить свою тему магистерской диссертации при условии подтверждения целесообразности ее разработки ученым советом образовательной организации.
Для непосредственного руководства процессом подготовки магистерской диссертации каждому обучающемуся назначается научный руководитель из числа научно-педагогических работников образовательной организации, имеющий ученую степень и (или) ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем десятью обучающимися.
Выбранные темы магистерских диссертаций и научные руководители закрепляются за обучающимися приказом ректора образовательной организацией до 1 декабря года начала освоения программы магистратуры.
Время для работы обучающихся над магистерской диссертацией выделяется в соответствии с учебным планом.
Магистерская диссертация выполняется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и включает в себя:
исследование предметной области в рамках темы магистерской диссертации по библиографическим источникам;
исследование научных подходов и методик, инструментальных средств и программно-аппаратных систем, необходимых для решения поставленной задачи;
решения поставленной задачи с обоснованием применяемых методов и средств;
обработку экспериментальных данных и формулирование полученных результатов.
В целях контроля сроков и качества разработки магистерской диссертации на заседаниях кафедры регулярно организуется заслушивание обучающихся и научных руководителей о ходе подготовки магистерских диссертаций.
Завершенная магистерская диссертация с письменным отзывом научного руководителя представляется на кафедру для ее рассмотрения на заседании кафедры на предмет допуска к защите или обсуждению (предварительной защите) на кафедре.
Допущенная к защите магистерская диссертация подлежит рецензированию. Для проведения рецензирования выпускная квалификационная работа направляется организацией одному или нескольким рецензентам из числа лиц, не являющихся работниками кафедры, на которой выполнена выпускная квалификационная работа. Рецензент проводит анализ выпускной квалификационной работы и представляет в организацию письменную рецензию на указанную работу.
Магистерская диссертация с рецензией и отзывом научного руководителя представляется государственной экзаменационной комиссии образовательной организацией для защиты.
62. Обучающиеся, выполнившие требования учебного плана и учебных программ в полном объеме, завершившие разработку магистерской диссертации и представившие ее в установленные сроки на кафедру для рецензирования, приказом ректора образовательной организации допускаются к государственной итоговой аттестации.
63. Заочное обучение сотрудников Следственного комитета, зачисленных в образовательные организации (далее - обучающиеся-заочники), проводится по учебным планам, разработанным образовательной организацией на основе учебных планов очного обучения, и по учебным программам дисциплин (модулей), единым для очного и заочного обучения.
64. В зависимости от направления подготовки срок освоения программы магистратуры по заочной форме обучения составляет от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев.
65. Заочное обучение осуществляется путем проведения сборов в образовательной организации и самостоятельной работы обучающихся-заочников в периоды между сборами.
В образовательных организациях сборы с обучающимися-заочниками проводятся в виде установочного сбора, учебных сборов и итогово-выпускного сбора.
Общая продолжительность установочного и учебного или двух учебных сборов в течение курса обучения составляет два месяца. Сроки их проведения определяются учебными планами заочного обучения.
Во время установочного сбора с обучающимися-заочниками проводятся организационные мероприятия по освоению программы магистратуры, учебные занятия по дисциплинам (модулям), консультации, даются учебные задания. В случаях, когда продолжительность установочного сбора позволяет изучить учебные дисциплины в полном объеме, учебным планом предусматривается проведение промежуточной аттестации по ним.
В период учебных сборов проводятся учебные занятия, консультации, промежуточная аттестация обучающихся-заочников, даются учебные задания, выделяется время для работы над магистерской диссертацией. Не позднее окончания первого учебного сбора приказом ректора образовательной организации за обучающимися-заочниками закрепляются темы магистерских диссертаций и научные руководители. Выбор и закрепление тем магистерских диссертаций обучающихся-заочников осуществляется на основе утвержденного перечня тем магистерских диссертаций.
Обучение обучающихся-заочников в образовательной организации завершается итогово-выпускным сбором. В период итогово-выпускного сбора проводятся учебные занятия, промежуточная аттестация обучающихся-заочников, выделяется время для завершения магистерской диссертации.
По окончании итогово-выпускного сбора проводится государственная итоговая аттестация обучающихся-заочников.
66. Образовательная организация обеспечивает обучающихся-заочников необходимыми учебниками, учебными пособиями и другими учебно-методическими материалами, в том числе электронными. Кафедрами образовательной организации в соответствии с учебными программами разрабатываются и выдаются обучающимся-заочникам контрольные работы, темы рефератов и другие учебные задания, а также методические указания по их выполнению.
Образовательная организация предоставляет обучающимся-заочникам возможность в период между сборами получать консультации, пользоваться лабораториями и библиотеками, выполнять лабораторные работы, сдавать экзамены и зачеты (зачеты с оценкой) (для обучающихся-заочников, не сдавших экзамены и зачеты (зачеты с оценкой) в установленные сроки по уважительным причинам), а также ликвидировать академическую задолженность.
67. Обучающимся-заочникам выдаются учебные задания. Порядок подготовки и выполнения учебных заданий определяется образовательной организацией.
68. По результатам предварительной проверки курсовых работ кафедрой принимается решение о допуске их к защите. Защита производится на кафедре. Курсовые работы, не допущенные к защите, подлежат доработке.
69. На сбор вызываются обучающиеся-заочники, выполнившие ко дню направления вызова все учебные задания, предусмотренные учебными программами на данный период обучения. При наличии уважительных причин (временная нетрудоспособность, а также иные обстоятельства, подтвержденные документально) допускается вызывать на сборы обучающихся-заочников, выполнивших только учебные задания по дисциплинам, выносимым на экзамены. В этом случае обучающиеся-заочники выполняют остальные задания в период сбора до начала промежуточной аттестации по соответствующей дисциплине (модулю).
О времени прибытия на сбор обучающийся-заочник извещается образовательной организацией не позднее чем за один месяц до его начала. Вызов направляется руководителю следственного органа.
70. Обучающиеся-заочники, не прошедшие промежуточную аттестацию по одной или нескольким дисциплинам, ликвидируют академическую задолженность в сроки, установленные образовательной организацией, но не позднее даты окончания следующего сбора.
В целях ликвидации академической задолженности обучающийся-заочник имеет право пройти промежуточную аттестацию по каждой дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах установленных сроков. Для прохождения обучающимися-заочниками промежуточной аттестации во второй раз приказом образовательной организации создается комиссия.
Обучающиеся-заочники, не выполнившие задания или не проходившие промежуточную аттестацию по уважительным причинам (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), проходят промежуточную аттестацию в сроки, устанавливаемые образовательной организацией.
Обучающиеся-заочники, не прошедшие в установленный срок промежуточную аттестацию, признаются не ликвидировавшими академическую задолженность в установленные сроки.
71. Обучающиеся-заочники, прошедшие учебные сборы, завершающие курс обучения и не имеющие академической задолженности, приказом ректора образовательной организации переводятся на следующий курс обучения.
Досрочный перевод на следующий курс обучения и сокращение общего срока обучения обучающихся-заочников не допускаются.
72. Обучающиеся-заочники, выполнившие требования учебного плана и учебных программ в полном объеме, завершившие разработку магистерской диссертации и представившие ее в установленные сроки на кафедру для рецензирования, приказом ректора образовательной организации допускаются к государственной итоговой аттестации.