Приказ Росводресурсов от 14.12.2023 N 311
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
ПРИКАЗ
от 14 декабря 2023 г. N 311
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ
АГЕНТСТВЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
В соответствии с пунктом 1.10 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральном агентстве водных ресурсов.
2. Признать утратившими силу:
приказ Федерального агентства водных ресурсов от 3 марта 2020 г. N 53 "Об организации деятельности Федерального агентства водных ресурсов по осуществлению внутреннего финансового аудита";
приказ Федерального агентства водных ресурсов от 14 июня 2022 г. N 152 "О внесении изменений в Порядок осуществления Федеральным агентством водных ресурсов внутреннего финансового аудита, утвержденный приказом Росводресурсов от 03.03.2020 N 53".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
Д.М.КИРИЛЛОВ
Утвержден
приказом Федерального агентства
водных ресурсов
от 14 декабря 2023 г. N 311
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ
АГЕНТСТВЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
1. Общие положения
1.1. Порядок осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральном агентстве водных ресурсов (далее соответственно - Порядок, Росводресурсы) разработан в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Порядок содержит положения, определяющие особенности осуществления внутреннего финансового аудита в Росводресурсах, и другие положения, соответствующие федеральным стандартам внутреннего финансового аудита.
1.2. Субъектом внутреннего финансового аудита в Росводресурсах (далее - субъект аудита) является уполномоченное должностное лицо Росводресурсов, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости.
1.3. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, осуществляемые структурными подразделениями центрального аппарата Росводресурсов и территориальными органами Росводресурсов.
1.4. Субъектами бюджетных процедур являются руководитель (заместители руководителя), руководители и должностные лица (работники) структурных подразделений Росводресурсов и территориальных органов Росводресурсов, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры.
1.5. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и представлению руководителю Росводресурсов (далее - Руководитель):
информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий центральным аппаратом Росводресурсов и территориальными органами Росводресурсов, в том числе оценки организации и осуществления внутреннего финансового контроля в целях соблюдения установленных Министерством финансов Российской Федерации требований к исполнению бюджетных полномочий;
информации о достоверности бюджетной отчетности Росводресурсов и территориальных органов Росводресурсов в целях соблюдения установленных Министерством финансов Российской Федерации требований к полноте, нейтральности и отсутствию существенных ошибок в информации, раскрываемой в бюджетной отчетности;
информации об оценке качества деятельности должностных лиц центрального аппарата Росводресурсов и территориальных органов Росводресурсов, направленной на достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента, включая оценку исполнения бюджетных полномочий во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и оценку экономности и результативности использования бюджетных средств;
предложений по повышению качества финансового менеджмента (предотвращению недостатков и нарушений) в центральном аппарате Росводресурсов и территориальных органах Росводресурсов, включая предложения по организации внутреннего финансового контроля и повышению результативности и экономности использования бюджетных средств;
заключения о результатах исполнения решений руководителей структурных подразделений Росводресурсов и руководителей территориальных органов Росводресурсов и об их влиянии на повышение качества финансового менеджмента:
решений, необходимых для принятия на основании информации, представленной в заключениях субъекта аудита и в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта аудита;
решений руководителей территориальных органов Росводресурсов, принятых в целях выполнения решений, принимаемых Руководителем по результатам аудиторских мероприятий, а также направленных на достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
годовой отчетности о результатах деятельности субъекта аудита;
информации о результатах анкетирования субъектов бюджетных процедур по вопросу оценки качества внутреннего финансового аудита, проводимого в целях совершенствования процесса внутреннего финансового аудита.
1.6. Права и обязанности субъекта аудита и субъекта бюджетных процедур определены федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н.
1.7. Руководитель единолично несет ответственность за организацию внутреннего финансового аудита в Росводресурсах.
2. Планирование аудиторских мероприятий
2.1. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год (далее - план), который составляется субъектом аудита согласно приложению N 1 к Порядку, в том числе с использованием прикладных программных средств или информационных систем Росводресурсов.
2.2. План состоит из перечня планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, целью одного из которых является подтверждение достоверности годовой индивидуальной бюджетной отчетности центрального аппарата Росводресурсов, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в году, за который составляется указанная отчетность.
2.3. План содержит следующую информацию: пункт плана, тема аудиторского мероприятия, дата (месяц) окончания аудиторского мероприятия.
2.4. План подписывается субъектом аудита и представляется для утверждения Руководителю.
2.5. Утверждение плана оформляется приказом Руководителя в срок не позднее 30 декабря года, предшествующего очередному финансовому году.
2.6. Решение о направлении субъектом аудита плана субъектам бюджетных процедур, в том числе посредством системы электронного документооборота Росводресурсов, принимается Руководителем.
2.7. Информация о запланированных аудиторских мероприятиях размещается субъектом аудита на официальном сайте Росводресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня утверждения плана.
2.8. Решение о внесении изменений в план принимается Руководителем, в том числе по предложениям субъекта аудита, путем внесения изменений в отдельные его положения или утверждения плана в новой редакции.
2.9. Решение о проведении планового аудиторского мероприятия оформляется служебной запиской и подписывается субъектом аудита.
2.10. Служебная записка содержит в том числе:
информацию о сроке проведения аудиторского мероприятия;
сведения о субъекте аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия или о составе аудиторской группы;
приложение "Программа аудиторского мероприятия".
2.11. Решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия оформляется приказом Руководителя, в котором указываются тема, срок проведения указанного мероприятия, состав аудиторской группы.
2.12. Субъект аудита имеет право представить Руководителю предложения по проведению внеплановых аудиторских мероприятий, в том числе по итогам рассмотрения результатов контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля.
2.13. В целях составления проекта плана субъектом аудита проводится анализ:
1) для определения перечня необходимых к проведению аудиторских мероприятий:
а) информации, содержащейся в реестре бюджетных рисков Росводресурсов (актуализированном реестре бюджетных рисков Росводресурсов);
б) результатов мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков субъектами бюджетных процедур;
в) предложений субъектов бюджетных процедур о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий;
г) результатов проверок, проведенных органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в предшествующие 1 - 2 года;
д) результатов мониторинга качества финансового менеджмента территориальных органов Росводресурсов, в том числе исполнения ими мер, принятых и направленных на повышение качества финансового менеджмента (на предупреждение рисков и достижение значений целевых показателей) в предшествующие 1 - 2 года;
е) результатов проведенных аудиторских мероприятий в предшествующие 1 - 2 года;
ж) решений, принятых Руководителем по результатам проведения плановых аудиторских мероприятий в предшествующие 1 - 2 года;
з) информации, отраженной в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта аудита;
и) объема переданных Росводресурсами отдельных полномочий, в том числе бюджетных полномочий;
к) итогов консультирования субъектов бюджетных процедур в предшествующие 1 - 2 года;
л) информации об отказах субъектов бюджетных процедур в предоставлении информации и документов (доступа к информации и документам), необходимых для осуществления консультирования;
м) иной информации, необходимой субъекту аудита для составления проекта плана;
2) для определения имеющихся ресурсов и возможных ограничений проведения аудиторских мероприятий:
а) возможности проведения аудиторских мероприятий в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита: законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, эффективности, системности, ответственности и стандартизации;
б) степени обеспеченности ресурсами, необходимыми для осуществления внутреннего финансового аудита и способными оказать влияние на его качество;
в) необходимости (возможности) привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц центрального аппарата Росводресурсов, должностных лиц (работников) территориальных органов Росводресурсов и (или) экспертов;
г) необходимости резервирования времени и трудовых ресурсов для проведения внеплановых аудиторских мероприятий;
д) необходимости резервирования времени для обеспечения периодической актуализации субъектом аудита реестра бюджетных рисков Росводресурсов;
е) необходимости резервирования времени для проведения мониторинга качества финансового менеджмента;
ж) необходимости резервирования времени для консультирования субъектов бюджетных процедур;
з) необходимости резервирования времени для анализа обратной связи субъектов бюджетных процедур;
и) необходимости резервирования времени для подготовки и представления отчетной информации при взаимодействии с органами государственного (муниципального) контроля;
к) необходимости резервирования времени для подготовки и представления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта аудита;
л) необходимости резервирования времени для осуществления субъектом аудита профессионального развития в целях поддержания и повышения уровня соответствующей квалификации;
м) необходимости резервирования времени для осуществления субъектом аудита иных обязанностей.
3. Формирование программы аудиторского мероприятия
3.1. Программа аудиторского мероприятия (далее - программа) является документом, составленным:
на основе результатов оценки бюджетных рисков, проведенной при формировании программы;
с учетом принципов компетентности и объективности;
с учетом необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
3.2. Формирование программы осуществляется субъектом аудита, в том числе с использованием прикладных программных средств или информационных систем Росводресурсов.
3.3. Программа утверждается субъектом аудита согласно приложению N 2 к Порядку в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия и содержит:
1) основание проведения аудиторского мероприятия (пункт плана или решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
2) тему аудиторского мероприятия;
3) цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия;
4) наименование (перечень) объекта (объектов) аудита;
5) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
6) срок проведения аудиторского мероприятия;
7) методы внутреннего финансового аудита при проведении аудиторского мероприятия;
8) сведения о субъекте аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия или о составе аудиторской группы (руководителе и членах аудиторской группы).
3.4. Целями аудиторского мероприятия являются:
1) оценка надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого субъектом бюджетных процедур;
2) подтверждение достоверности годовой индивидуальной бюджетной отчетности центрального аппарата Росводресурсов, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в году, за который составляется указанная отчетность;
3) повышение качества финансового менеджмента субъекта бюджетных процедур.
В ходе одного аудиторского мероприятия может достигаться более одной цели.
3.5. Задачами аудиторского мероприятия, определяемыми на основе поставленных целей аудиторского мероприятия, в том числе с учетом требований к заключению по результатам аудиторского мероприятия, установленных пунктом 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н (далее - Федеральный стандарт N 91н), являются:
1) оценка надежности внутреннего финансового контроля в соответствии с задачами, предусмотренными пунктом 14 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (далее - Федеральный стандарт N 196н);
2) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии и учетной политике в соответствии с задачами, предусмотренными пунктом 15 Федерального стандарта N 196н;
3) повышение качества финансового менеджмента в соответствии с задачами, предусмотренными пунктом 16 Федерального стандарта N 196н.
3.6. Объектами аудита являются:
1) бюджетные процедуры по исполнению бюджетных полномочий, предусмотренных статьями 158, 160.1, 162 Бюджетного кодекса, субъектами бюджетных процедур, за исключением:
бюджетных процедур по администрированию доходов в бюджет, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о страховых взносах, законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
бюджетных полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента;
бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита;
2) бюджетные процедуры по управлению субъектами бюджетных процедур активами и осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
3) одна операция (действие) или несколько операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры (бюджетных процедур);
4) бюджетная процедура (бюджетные процедуры), за исключением отдельных операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры (бюджетных процедур).
При определении объекта (объектов) аудита, подлежащего изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, субъектом аудита учитываются:
результаты оценки бюджетных рисков, проведенной при формировании программы аудиторского мероприятия (в части операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, связанных с бюджетными рисками);
цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия.
3.7. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, определяется субъектом аудита на основе:
результатов оценки бюджетных рисков, проведенной при формировании программы аудиторского мероприятия;
объекта (объектов) аудита, определенного субъектом аудита для конкретного аудиторского мероприятия;
цели (целей) и задач аудиторского мероприятия.
При составлении перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия, субъект аудита учитывает:
совокупность вопросов, обеспечивающих достижение конкретной цели (целей) аудиторского мероприятия;
вопросы, направленные на решение задач аудиторского мероприятия;
вопросы, результат рассмотрения которых полностью или частично дублируется, противоречит принципу эффективности.
3.8. Срок проведения аудиторского мероприятия определяется с учетом целей и задач аудиторского мероприятия, а также вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.
При определении даты окончания аудиторского мероприятия субъект аудита учитывает:
дату (месяц) окончания аудиторского мероприятия, указанную в плане;
требования к завершению аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности годовой индивидуальной бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, установленные положениями федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (далее - Федеральный стандарт N 120н).
Предельные сроки проведения аудиторского мероприятия определяются исходя из количества проверяемых объектов аудита и не должны превышать со дня начала:
30 рабочих дней для проведения камерального аудиторского мероприятия;
40 рабочих дней для проведения выездного аудиторского мероприятия;
60 рабочих дней для проведения комбинированного аудиторского мероприятия.
Аудиторское мероприятие может быть завершено, а заключение по результатам аудиторского мероприятия подписано до даты окончания аудиторского мероприятия, установленной в программе.
Срок проведения внепланового аудиторского мероприятия содержится в приказе Руководителя о проведении внепланового аудиторского мероприятия.
3.9. Методами внутреннего финансового аудита при проведении аудиторского мероприятия являются:
1) аналитические процедуры, применяемые при сравнении данных или взаимосвязей для определения наличия противоречий, в том числе при использовании математических методов для сравнения прогнозных значений с фактическими или анализе финансовой и нефинансовой информации;
2) инспектирование, включающее:
изучение и анализ на предмет соответствия актов, документов, фактических данных и фактов хозяйственной жизни центрального аппарата и территориальных органов Росводресурсов требованиям и положениям законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
осмотр объектов нефинансовых активов центрального аппарата и территориальных органов Росводресурсов;
3) пересчет в целях определения правильности данных при расчете числовых показателей в документах, а в случае автоматизированной обработки информации в информационных системах - для проверки используемых алгоритмов расчетов или применения формул, использованных при расчете данных;
4) наблюдение за действиями субъектов бюджетных процедур при выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти бюджетные процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, не препятствующее осуществлению субъектами бюджетных процедур операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и производящееся именно в момент осуществления ими операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, но не конкретно для руководителя аудиторской группы или членов аудиторской группы в ходе проведения аудиторского мероприятия. При этом для подтверждения учитываются действия, которые совершаются непосредственно в момент наблюдения, что не исключает того, что аналогичные действия субъектов бюджетных процедур при отсутствии наблюдения могут выполняться иначе;
5) запрос, применяемый для получения необходимых документов, данных, информации. Достоверность данных устного запроса впоследствии подтверждается при использовании иных методов внутреннего финансового аудита;
6) подтверждение, используемое для получения ответа на конкретный вопрос в целях подтверждения фактов, вызывающих сомнение уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы;
7) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля, представляющий собой регулярный процесс изучения контрольных действий на предмет их влияния на минимизацию (устранение) бюджетных рисков и проводимый в течение всего периода, соответствующего периоду выполнения бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур).
Выбор методов внутреннего финансового аудита основывается на характере вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия, и целях их изучения.
3.10. Состав аудиторской группы (определение членов аудиторской группы и назначение руководителя аудиторской группы) формируется субъектом аудита с учетом:
принципа функциональной независимости;
целей и задач аудиторского мероприятия;
сроков проведения аудиторского мероприятия;
компетентности должностных лиц (работников).
Состав аудиторской группы включает не менее двух членов, в качестве которых могут привлекаться:
должностные лица структурных подразделений центрального аппарата и должностные лица (работники) территориальных органов Росводресурсов по согласованию с руководителями соответствующих структурных подразделений центрального аппарата Росводресурсов и руководителями территориальных органов Росводресурсов;
эксперты (не состоявшие в трудовых отношениях с Росводресурсами в течение отчетного и текущего годов, а также в настоящее время физические лица, обладающие специальными знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом по вопросам, подлежащим изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия в соответствии с целями и задачами аудиторского мероприятия), являющиеся в том числе:
работниками подведомственных Росводресурсам организаций, по согласованию с руководителями таких организаций;
сотрудниками экспертной (научной) или иной организации.
Эксперты привлекаются в случаях, когда необходимы специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт, которыми не владеют должностные лица центрального аппарата Росводресурсов и должностные лица (работники) территориальных органов Росводресурсов, при соблюдении положений приложения N 2 к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н.
Привлечение к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц центрального аппарата Росводресурсов и должностных лиц (работников) территориальных органов Росводресурсов или экспертов является правом субъекта аудита.
Полномочия руководителя аудиторской группы направлены на подготовку к проведению аудиторского мероприятия, а также на осуществление контроля за выполнением поставленных задач, полнотой рабочей документации аудиторского мероприятия, достаточностью аудиторских доказательств и проведение аудиторского мероприятия, а иных членов аудиторской группы - на проведение аудиторского мероприятия.
Проведение аудиторского мероприятия может осуществляться субъектом аудита самостоятельно.
3.11. Программа может быть дополнительно направлена в ходе осуществления аудиторского мероприятия субъектам бюджетных процедур, которым не была представлена ранее.
3.12. При проведении аудиторского мероприятия субъект аудита может прийти к выводу о необходимости изменения программы в связи с переоценкой значимости (уровня) бюджетных рисков, в том числе на основании полученной информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры (бюджетных процедур).
3.13. Внесение изменений в программу осуществляется в отношении:
основания проведения, темы аудиторского мероприятия и даты окончания аудиторского мероприятия - при актуализации соответствующих положений плана или при принятии Руководителем решения о внесении изменений в решение Руководителя о проведении внепланового аудиторского мероприятия;
даты начала внепланового аудиторского мероприятия - при принятии Руководителем решения о внесении изменений в решение Руководителя о проведении внепланового аудиторского мероприятия;
цели (целей) и задач аудиторского мероприятия, методов и наименования (перечня) объекта (объектов) внутреннего финансового аудита, перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, сведений о членах аудиторской группы - по результатам оценки бюджетных рисков.
3.14. Увольнение члена аудиторской группы в ходе проведения аудиторского мероприятия при использовании результатов его работы не влечет необходимости изменения программы.
3.15. Изменения в программу вносятся субъектом аудита в срок не позднее 5 рабочих дней с даты формирования выводов о необходимости изменения программы.
3.16. При принятии Руководителем решения о приостановлении аудиторского мероприятия или о продлении срока его проведения дата окончания аудиторского мероприятия в программе не изменяется.
4. Приостановление и (или) продление
аудиторского мероприятия
4.1. В целях всестороннего изучения вопросов, возникших в ходе проведения аудиторского мероприятия, либо в случае несвоевременного представления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, субъектом аудита может быть принято решение о продлении срока проведения аудиторского мероприятия.
4.2. Срок проведения аудиторского мероприятия, установленный при его назначении, может быть продлен решением Руководителя на основании служебной записки субъекта аудита, исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период его продления, но не более чем на 20 рабочих дней.
4.3. Решение о продлении срока проведения аудиторского мероприятия оформляется уведомлением о продлении аудиторского мероприятия и доводится субъектом аудита до сведения руководителя субъекта бюджетных процедур в течение 1 рабочего дня со дня принятия указанного решения, в том числе посредством системы электронного документооборота Росводресурсов.
4.4. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления проведения аудиторского мероприятия (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторского мероприятия), субъект аудита направляет Руководителю служебную записку с изложением обстоятельств и срока, на который предлагается приостановить проведение аудиторского мероприятия.
4.5. Основаниями для приостановления проведения аудиторского мероприятия являются:
1) отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у субъектов бюджетных процедур - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также на период приведения субъектами бюджетных процедур в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
2) непредставление субъектами бюджетных процедур документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторского мероприятия и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки - на период устранения перечисленных обстоятельств;
3) проведение аудиторского мероприятия одним членом аудиторской группы ввиду отсутствия других членов аудиторской группы (временная нетрудоспособность, отпуск, обстоятельства непреодолимой силы);
4) проведение на основании приказа Руководителя внепланового аудиторского мероприятия, иного контрольного мероприятия, совпадающего по срокам с проведением планового аудиторского мероприятия.
4.6. Решение о приостановлении проведения аудиторского мероприятия на основании мотивированной служебной записки субъекта аудита оформляется приказом Руководителя. При этом изменения в план не вносятся.
4.7. На время приостановления проведения аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
4.8. Субъект аудита направляет руководителю субъектов бюджетных процедур приказ Руководителя о приостановлении аудиторского мероприятия, содержащий требование о приведении в надлежащее состояние документов по выполнению бюджетных процедур либо об устранении иных обстоятельств, препятствующих дальнейшему проведению аудиторского мероприятия, а также указание срока выполнения требования, который не может превышать срок приостановления проведения аудиторского мероприятия.
4.9. Срок приостановления проведения аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период его приостановления, но не может превышать 90 рабочих дней.
4.10. После устранения причин приостановления проведения аудиторского мероприятия аудиторская группа возобновляет его проведение в сроки, устанавливаемые в приказе Руководителя о возобновлении проведения аудиторского мероприятия.
5. Проведение аудиторского мероприятия
5.1. Служебная записка о проведении планового аудиторского мероприятия направляется руководителю субъектов бюджетных процедур, в отношении которых проводится аудиторское мероприятие, не позднее 5 рабочих дней до начала проведения аудиторского мероприятия, в том числе посредством системы электронного документооборота Росводресурсов.
5.2. Датой начала планового аудиторского мероприятия является дата, указанная в служебной записке о проведении аудиторского мероприятия. Датой окончания планового аудиторского мероприятия является дата подписания заключения по результатам аудиторского мероприятия, но не позднее месяца окончания планового аудиторского мероприятия, указанного в плане.
5.3. Приказ Руководителя о проведении внепланового аудиторского мероприятия направляется субъектом аудита руководителю субъектов бюджетных процедур, в отношении которых проводится внеплановое аудиторское мероприятие, не позднее 5 рабочих дней со дня его принятия.
5.4. Датой начала внепланового аудиторского мероприятия является дата, указанная в приказе Руководителя о проведении аудиторского мероприятия. Датой окончания внепланового аудиторского мероприятия считается день подписания заключения по результатам аудиторского мероприятия, но не позднее даты окончания внепланового аудиторского мероприятия.
5.5. Аудиторское мероприятие проводится на основании программы и представляет собой совокупность профессиональных действий членов аудиторской группы и привлекаемых экспертов или субъекта аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия.
5.6. Проведение аудиторского мероприятия основывается на применении подхода оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный подход) и осуществляется путем последовательного выполнения следующих действий:
1) организация проведения аудиторского мероприятия;
2) выявление (обнаружение) актуальных на дату начала аудиторского мероприятия бюджетных рисков, в том числе путем изучения организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры), являющейся объектом аудита;
3) определение способа изучения объектов аудита (сплошной или выборочный);
4) формирование аудиторской выборки (при необходимости);
5) применение методов аудита;
6) определение наличия нарушений (недостатков, признаков искажения показателей бюджетной отчетности), их причин и условий;
7) определение наличия нереализованных бюджетных рисков, их причин и возможных последствий реализации;
8) актуализация значимости (уровня) бюджетных рисков;
9) формирование выводов, предложений и рекомендаций;
10) составление и подписание заключения.
5.7. Руководитель аудиторской группы или субъект аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия:
знакомит членов аудиторской группы и субъектов бюджетных процедур с программой;
обеспечивает выполнение программы;
организует работу аудиторской группы, в том числе обмен информацией между членами аудиторской группы по результатам проведенной ими работы;
осуществляет контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия, в том числе выполнения программы (пункта программы);
осуществляет контроль обоснованности, надежности и достаточности аудиторских доказательств для достижения целей аудиторского мероприятия;
знакомит субъектов бюджетных процедур с результатами аудиторского мероприятия.
5.8. Члены аудиторской группы:
проводят аудиторское мероприятие в соответствии с программой;
по решению руководителя аудиторской группы выполняют отдельные задания;
обеспечивают получение обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств;
формируют рабочую документацию аудиторского мероприятия.
5.9. Привлекаемые эксперты:
обеспечивают доступ к рабочей документации аудиторского мероприятия только в касающейся их части;
используют полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия материалы, информацию и документацию только в целях проведения аудиторского мероприятия, к которому они привлечены;
оформляют результаты работы отдельной аналитической запиской, подписанной экспертом;
не разглашают сведения, которые стали им известны в связи с проведением аудиторского мероприятия;
не копируют и не распространяют полученные в ходе аудиторского мероприятия материалы, информацию и документацию.
5.10. В ходе проведения аудиторского мероприятия субъект аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия, члены аудиторской группы и привлекаемые эксперты обязаны соблюдать положения и требования законодательства Российской Федерации, правовых актов в сфере этического и служебного поведения, принятых в том числе в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", федеральных стандартов внутреннего финансового аудита и Порядка.
5.11. В ходе финансового аудита осуществляется сбор обратной связи.
Сбор обратной связи дает возможность оценить эффективность механизма финансового аудита и повысить уровень его качества.
Обратная связь при финансовом аудите осуществляется в устной и/или письменной форме. К устной форме относится индивидуализированное обсуждение с субъектами бюджетных процедур. К письменной форме относится проведение опросов.
Выбор формы сбора обратной связи субъект внутреннего аудита определяет самостоятельно.
6. Особенности проведения аудиторского мероприятия,
целью которого является оценка надежности внутреннего
финансового контроля
6.1. Внутренний финансовый контроль в Росводресурсах является непрерывным процессом, осуществляемым в целях соблюдения субъектами бюджетных процедур установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению ими бюджетных полномочий, в том числе осуществляемым посредством совершения контрольных действий и направленным на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств, а также на достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента.
6.2. Внутренний финансовый контроль в Росводресурсах организуется и осуществляется субъектами бюджетных процедур в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса.
6.3. Порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля в Росводресурсах устанавливается с учетом положений законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, и оформляется соответственно приказом Руководителя и приказами руководителей территориальных органов Росводресурсов.
6.4. Отсутствие утвержденного приказом Руководителя, приказом руководителя территориального органа Росводресурсов порядка организации и осуществления внутреннего финансового контроля не исключает необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий, организации и осуществлению внутреннего финансового контроля при их исполнении, в том числе посредством совершения контрольных действий в соответствии с Рекомендациями по организации и обеспечению (осуществлению) внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая проведение инвентаризации в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, доведенными письмом Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 02-06-07/128426.
6.5. При проведении аудиторского мероприятия, целью которого является оценка надежности внутреннего финансового контроля в отношении конкретного объекта аудита, вывод о степени надежности внутреннего финансового контроля осуществляется в отношении этого объекта аудита.
6.6. Субъект аудита в соответствии с принципом профессионального скептицизма осуществляет критическую оценку достаточности полученных аудиторских доказательств, в том числе направленную на минимизацию (исключение) возможности неоправданных обобщений при подготовке выводов.
7. Особенности проведения аудиторского мероприятия, целью
которого является подтверждение достоверности индивидуальной
бюджетной годовой отчетности и соответствия порядка ведения
бюджетного учета единой методологии бюджетного
учета и отчетности
7.1. В связи с передачей в соответствии с законодательством Российской Федерации центральным аппаратом Росводресурсов централизуемых полномочий по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности Межрегиональному бухгалтерскому управлению Федерального казначейства (далее - уполномоченный орган) субъектом аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия или членами аудиторской группы проводится аудиторское мероприятие, целью которого является подтверждение достоверности индивидуальной бюджетной годовой отчетности центрального аппарата Росводресурсов, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в году, за который составляется указанная отчетность (далее - аудиторское мероприятие по подтверждению достоверности отчетности), с учетом положений подпунктов "а" - "е" и "з" пункта 12 и пункта 32 Федерального стандарта N 120н в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 31 этого стандарта.
7.2. Определение даты окончания аудиторского мероприятия по подтверждению достоверности отчетности зависит от первостепенности наступления одного из следующих событий, но эта дата должна быть не позднее:
даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия, указанной в плане;
2 рабочих дней до даты представления (направления) уполномоченным органом на подписание Руководителем индивидуальной годовой бюджетной отчетности.
8. Особенности проведения аудиторского мероприятия, целью
которого является повышение качества финансового менеджмента
8.1. Аудиторское мероприятие, целью которого является повышение качества финансового менеджмента (далее - аудиторское мероприятие по повышению качества финансового менеджмента), проводится в отношении субъектов бюджетных процедур, в том числе для подготовки предложений о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств.
8.2. Для подготовки предложений о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств членам аудиторской группы или субъекту аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия по повышению качества финансового менеджмента рекомендуется определить в том числе:
1) в какой степени достигнуты результаты использования бюджетных средств;
2) как операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры отражаются на достижении результатов использования бюджетных средств;
3) получены ли от использования бюджетных средств максимально возможные результаты и можно ли было получить такие же результаты с использованием меньшего объема бюджетных средств.
8.3. При оценке результативности и экономности бюджетных средств субъектов бюджетных процедур территориальных органов Росводресурсов членами аудиторской группы или субъектом аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия проводится анализ, в том числе путем сравнения достигнутых результатов (целей, показателей) и использованных бюджетных средств:
с аналогичной деятельностью других территориальных органов Росводресурсов;
с данными о выполнении бюджетной процедуры в предшествующие 1 - 2 отчетных периода с учетом влияния изменений экономической ситуации;
с установленными правовыми актами и иными документами требованиями к достижению результатов и использованию бюджетных средств.
8.4. При проведении аудиторского мероприятия по повышению качества финансового менеджмента с учетом результатов оценки бюджетных рисков применяется один из следующих подходов:
подход, ориентированный на оценку эффекта от результата выполнения бюджетной процедуры (оцениваются результаты (достижение целей) деятельности субъектов бюджетных процедур территориальных органов Росводресурсов во взаимосвязи с затратами ресурсов, использованных на достижение этих результатов, с применением метода внутреннего финансового аудита - аналитических процедур);
подход, ориентированный на оценку организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур) субъектами бюджетных процедур территориального органа Росводресурсов, при котором рекомендуется изучение бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур), исходя из влияния их организации (обеспечения выполнения), выполнения на достижение результатов (целей) деятельности территориального органа Росводресурсов, с применением метода внутреннего финансового аудита - наблюдения.
9. Формирование, учет и хранение рабочей
документации аудиторского мероприятия, в том числе
аудиторских доказательств
9.1. При планировании и в ходе проведения аудиторского мероприятия осуществляется сбор рабочей документации аудиторского мероприятия, в том числе аудиторских доказательств.
9.2. Рабочей документацией аудиторского мероприятия являются электронные и (или) бумажные документы, фактические данные, информация, аналитические и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с проведением аудиторского мероприятия, подтверждающие, что объекты аудита исследованы в соответствии с программой, документы, фактические данные, информация и материалы, связанные с выполнением бюджетных процедур, собраны в достаточные и уместные аудиторские доказательства для формирования и обоснования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.
9.3. В рабочей документации аудиторского мероприятия не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями руководителя аудиторской группы, субъекта аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия и (или) тех лиц, которыми подписывается соответствующая рабочая документация аудиторского мероприятия.
9.4. В случае необходимости информация, полученная от субъектов бюджетных процедур в устной форме, документируется членами аудиторской группы и субъектом аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия в свободной письменной форме с указанием даты составления документа, даты получения информации (если она отличается от даты составления документа) и краткого содержания полученной информации.
9.5. Аудиторские доказательства - это электронные и (или) бумажные документы и фактические данные по вопросам, подлежащим изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, полученные с использованием методов внутреннего финансового аудита, устные и (или) письменные пояснения субъектов бюджетных процедур, а также результаты расчетов.
9.6. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения объектов аудита с соблюдением принципов внутреннего финансового аудита, предусмотренных пунктом 4 Федерального стандарта N 196н, в том числе принципа профессионального скептицизма.
9.7. Рабочая документация аудиторского мероприятия формируется до окончания аудиторского мероприятия.
9.8. Рабочая документация аудиторского мероприятия не подлежит изменению после окончания аудиторского мероприятия путем добавления отдельных документов или их частей, в том числе изъятию.
9.9. Рабочая документация аудиторского мероприятия подлежит документированию, учету и хранению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле и правилами делопроизводства в Росводресурсах, в течение не менее 5 лет.
10. Промежуточные и (или) предварительные результаты
аудиторского мероприятия
10.1. Промежуточные и (или) предварительные результаты аудиторского мероприятия позволяют обеспечить актуальность информации, указанной в заключении по результатам аудиторского мероприятия, и предоставить субъектам бюджетных процедур возможность принять меры по устранению нарушений (недостатков) и по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
10.2. Промежуточные и (или) предварительные результаты аудиторского мероприятия оформляются руководителем аудиторской группы или субъектом аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия, в том числе с использованием прикладных программных средств или информационных систем Росводресурсов, в форме проекта заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия (далее - проект заключения).
10.3. Руководитель аудиторской группы представляет проект заключения субъекту аудита (за исключением случая, когда руководитель аудиторской группы является субъектом аудита).
10.4. После получения проекта заключения субъект аудита может принять решение о направлении проекта заключения субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений центрального аппарата Росводресурсов и территориальных органов Росводресурсов (далее - руководители субъектов бюджетных процедур).
10.5. В случае получения от субъекта аудита проекта заключения руководители субъектов бюджетных процедур имеют право:
1) получать разъяснения у членов аудиторской группы или субъекта аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;
2) представлять письменные возражения по проекту заключения и предложения по внесению изменений в проект заключения (далее - возражения и предложения по проекту заключения) по результатам его рассмотрения.
10.6. В случае направления субъектом аудита проекта заключения руководителям субъектов бюджетных процедур руководитель аудиторской группы или субъект аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия имеет право:
1) обсуждать с руководителями субъектов бюджетных процедур вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;
2) подготавливать материалы, необходимые для рассмотрения письменных возражений и предложений по проекту заключения, полученных от руководителей субъектов бюджетных процедур, в случаях поступления таких возражений и предложений;
3) рассматривать и при необходимости учитывать, в том числе при изменении программы, составлении заключения по результатам аудиторского мероприятия, письменные возражения и предложения руководителей субъектов бюджетных процедур по проекту заключения.
10.7. При рассмотрении письменных возражений и предложений по проекту заключения руководителей субъектов бюджетных процедур руководителю аудиторской группы или субъекту аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия необходимо руководствоваться принципами функциональной независимости и объективности в соответствии с пунктами 6 и 7 Федерального стандарта N 196н.
10.8. Возражения и предложения по проекту заключения, направленные руководителями субъектов бюджетных процедур, позволяют учитывать устранение нарушений (недостатков), их причин и условий при составлении заключения.
10.9. В случае поступления от руководителей субъектов бюджетных процедур информации об устранении нарушений (недостатков), а также их причин и условий членам аудиторской группы или субъекту аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия рекомендуется обеспечить повторное применение методов внутреннего финансового аудита, в том числе для определения полноты устранения нарушений (недостатков) за пределами аудиторской выборки.
При этом факт устранения нарушений (недостатков), а также их причин и условий, выявленных членами аудиторской группы или субъектом аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия в ходе проведения аудиторского мероприятия, не является основанием для повышения оценки степени надежности внутреннего финансового контроля или качества финансового менеджмента.
11. Составление, подписание и представление заключения
по результатам аудиторского мероприятия
11.1. Результаты аудиторского мероприятия оформляются, в том числе с использованием прикладных программных средств или информационных систем Росводресурсов, в форме заключения по результатам аудиторского мероприятия (далее - заключение).
11.2. Руководитель аудиторской группы или субъект аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия обеспечивает подготовку заключения. Члены аудиторской группы принимают участие в подготовке заключения.
11.3. Выводы, предложения и рекомендации, сделанные по результатам аудиторского мероприятия, должны основываться на достаточных фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные в ходе аудиторского мероприятия нарушения и недостатки.
11.4. Заключение отражает результаты проведения аудиторского мероприятия, а именно содержит:
1) тему аудиторского мероприятия;
2) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий.
Под нарушением понимается несоблюдение установленных законодательными и иными нормативными актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры).
Под недостатком понимается правомерная и не являющаяся нарушением операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры и (или) действие (бездействие) субъекта бюджетной процедуры, которые оказывают негативное влияние на качество исполнения бюджетных полномочий, значения показателей качества финансового менеджмента, результативность и экономность использования бюджетных средств;
3) описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также значимых бюджетных рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
4) выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита;
5) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
6) дату подписания заключения;
7) должность, фамилию, имя, отчество, подпись руководителя аудиторской группы (при наличии);
8) должность, фамилию, имя, отчество, подпись субъекта аудита.
11.5. Информация, указанная в заключении, согласно пункту 6 Федерального стандарта N 91н составляется с учетом следующих требований:
1) соблюдение принципа профессионального скептицизма;
2) наличие достаточных аудиторских доказательств;
3) отсутствие ошибок, искажений и фактическое описание результатов проведения аудиторского мероприятия;
4) отражение всех существенных выводов, которые сделаны по результатам проведения аудиторского мероприятия и на основании которых могут быть приняты решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;
5) беспристрастность при подготовке информации;
6) логичность и легкость восприятия информации, обеспечение получателей заключения всей существенной и относящейся к делу информацией;
7) указание необходимой информации по рассматриваемому вопросу и отсутствие ненужных отступлений, избыточной детализации и многословности. При этом к заключению по решению Руководителя и (или) по решению руководителя аудиторской группы или субъекта аудита могут быть приложены документы, необходимые для разъяснения действий, выполненных в ходе проведения аудиторского мероприятия, и его результатов;
8) оказание в случае необходимости помощи субъектам бюджетных процедур в части разъяснения предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента;
9) направление информации в сроки, позволяющие субъектам бюджетных процедур принять меры по минимизации (устранению) бюджетного риска (бюджетных рисков), меры по устранению нарушений и недостатков;
10) отсутствие помарок, подчисток и иных исправлений, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями тех лиц, которыми подписывается заключение;
11) приведение показателей, выраженных в иностранной валюте (при необходимости их указания), в этой иностранной валюте и в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату совершения соответствующей операции;
12) соблюдение законодательства Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;
13) составление информации на русском языке;
14) применение сквозной нумерации страниц заключения.
11.6. Субъект аудита:
рассматривает проект заключения;
осуществляет контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия в заключении;
осуществляет контроль соблюдения требований к информации, указанных в пункте 11.5 Порядка;
вносит корректировки в проект заключения (при необходимости);
подписывает заключение в 2 экземплярах;
представляет (направляет) подписанный экземпляр заключения руководителю субъекта бюджетных процедур, в котором проводилось аудиторское мероприятие, в течение 3 рабочих дней после подписания, в том числе посредством электронного документооборота Росводресурсов.
12. Письменные возражения по результатам аудиторского
мероприятия и предложения по внесению изменений в заключение
12.1. Руководитель субъектов бюджетных процедур обязан ознакомиться с заключением в течение 5 рабочих дней со дня его получения и при наличии возражений по результатам аудиторского мероприятия и предложений по внесению изменений в заключение (далее - письменные возражения и предложения по заключению) вправе представить (направить) их в письменной форме субъекту аудита в указанный срок, в том числе посредством системы электронного документооборота Росводресурсов.
12.2. Письменные возражения и предложения по заключению должны содержать ссылки на положения законодательных и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Документы, подтверждающие изложенные доводы, необходимо приложить к письменным возражениям и предложениям по заключению, если ранее они не направлялись субъекту внутреннего финансового аудита.
12.3. В случае если от субъекта бюджетных процедур не поступили письменные возражения и предложения по заключению в течение срока, указанного в пункте 12.1 Порядка либо в день представления заключения, оно считается согласованным субъектом бюджетных процедур без возражений.
12.4. Письменные возражения и предложения по заключению, поступившие от руководителя субъектов бюджетных процедур, рассматриваются субъектом аудита и при необходимости учитываются членами аудиторской группы, в том числе для:
исправления информации, указанной в подписанном заключении, и доведения исправленной информации до сведения всех сторон, получивших первоначальный вариант заключения;
ведения реестра бюджетных рисков;
составления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта аудита.
12.5. Исправление информации, указанной в заключении, после его подписания осуществляется, если:
в заключении содержится существенная ошибка или искажение;
получена информация, которая существенно влияет на выводы, предложения и рекомендации и не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия.
12.6. Форма и способ исправления информации, указанной в подписанном заключении, определяются субъектом аудита, исходя из состава и содержания изменений. При этом исправление информации может осуществляться путем:
внесения отдельных изменений в подписанное заключение;
составления и подписания исправленного заключения;
формирования информационного письма (служебной записки).
12.7. Исправленная информация доводится до всех лиц, получивших первоначальный вариант заключения, в том числе до Руководителя, до руководителя субъектов бюджетных процедур (в случае исправления информации в заключении аудиторского мероприятия по подтверждению достоверности отчетности - до уполномоченного органа).
12.8. Субъект аудита представляет (направляет) Руководителю подписанный экземпляр заключения и служебную записку, содержащую основные выводы, предложения и рекомендации, необходимые для принятия решений, указанных в пункте 13.1 Порядка, в течение 5 рабочих дней с даты окончания ознакомления субъекта бюджетных процедур с заключением и представления возражений и предложений по заключению.
13. Принятие решения по заключению
13.1. В соответствии с пунктами 17, 17(1), 18 и 19.1 Федерального стандарта N 91н Руководитель рассматривает заключение и принимает:
не менее одного решения о необходимости реализации выводов, предложений и рекомендаций, направленных на повышение качества финансового менеджмента;
решение о недостаточной обоснованности выводов, предложений и рекомендаций (полностью или частично). В указанном случае Руководитель вправе не принимать решение, направленное на повышение качества финансового менеджмента.
13.2. Решение (решения) по заключению утверждаются Руководителем с указанием срока (сроков) их выполнения и оформляются в форме приказа, в том числе в системе электронного документооборота Росводресурсов.
13.3. При принятии Руководителем решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций субъект бюджетных процедур обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта аудита и осуществляет контроль за его выполнением.
13.4. На основании приказа Руководителя, предусмотренного пунктом 14.2 Порядка, субъект бюджетных процедур разрабатывает и утверждает план мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (далее - план мероприятий), согласно приложению N 3 к Порядку.
13.5. Субъект бюджетных процедур в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 13.2 Порядка решения Руководителя, обеспечивает разработку и направление плана мероприятий субъекту аудита.
13.6. Субъект бюджетных процедур в срок, установленный в плане мероприятий, обязан организовать работу по устранению выявленных нарушений и недостатков.
13.7. Субъект бюджетных процедур, в срок, установленный приказом Руководителя, представляет отчет об исполнении плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия, согласно приложению N 4 к Порядку с приложением копий подтверждающих документов.
13.8. В случае если срок выполнения мероприятий превышает срок, установленный планом мероприятий, к отчету прилагается пояснительная записка, в которой указываются причины его превышения.
13.9. Информация о принятых решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается субъектом аудита в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
14. Особенности составления и представления заключения
по результатам аудиторского мероприятия по подтверждению
достоверности отчетности
14.1. Заключение по результатам аудиторского мероприятия по подтверждению достоверности отчетности с учетом положений подпункта "б" пункта 32 в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 31 Федерального стандарта N 120н, содержит в том числе:
вывод о степени надежности внутреннего финансового контроля в отношении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, осуществляемых субъектами бюджетных процедур структурных подразделений центрального аппарата Росводресурсов. При этом вывод о степени надежности в отношении формирования бухгалтерских записей не формируется;
информацию о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность индивидуальной бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии и документам учетной политики.
14.2. Субъект аудита представляет заключение по результатам аудиторского мероприятия по подтверждению достоверности отчетности Руководителю, а также в уполномоченный орган не позднее 1 рабочего дня со дня его подписания.
15. Реестр бюджетных рисков
15.1. Реестр бюджетных рисков Федерального агентства водных ресурсов (далее - реестр) - это документ, используемый для сбора и анализа информации о бюджетных рисках. В реестр включаются все выявленные (обнаруженные) бюджетные риски (как значимые, так и незначимые) с учетом ранжирования по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому (незначимому) бюджетному риску.
15.2. Субъект аудита обеспечивает первичное формирование реестра согласно приложению N 5 к Порядку и ведет последующую его актуализацию в течение года в электронном виде, в том числе с использованием прикладных программных средств и информационных систем Росводресурсов.
15.3. Субъекты бюджетных процедур самостоятельно и (или) по запросу направляют субъекту аудита предложения по ведению реестра на основе проведенной ими оценки бюджетных рисков по данным, полученным в ходе аудиторских мероприятий, изучения материалов органов государственного финансового контроля и иных источников информации, анализа способов их минимизации (устранения), а также анализа выявленных нарушений (недостатков), в форме служебной записки, в том числе посредством системы электронного документооборота Росводресурсов, не позднее 1 декабря текущего года.
15.4. Субъекты бюджетных процедур направляют субъекту аудита для сведения акты, информацию, представления, предписания, заключения Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства в течение 5 рабочих дней со дня их получения, а также выраженную позицию о причинах возникновения и мерах по преодолению выявленных нарушений и недостатков.
15.5. В случае если по предложенным субъектом (субъектами) бюджетной процедуры (бюджетных процедур) бюджетным рискам их причины и возможные последствия реализации установлены субъектом аудита, то такие бюджетные риски не исключаются из реестра.
15.6. Субъект аудита может предлагать меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков, включая меры по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия).
15.7. Субъект аудита и члены аудиторской группы в целях ведения реестра:
обеспечивают сбор и анализ информации о бюджетных рисках, в том числе на основе информации, излагаемой в заключении;
оценивают бюджетные риски и способы их минимизации (устранения);
проводят анализ выявленных нарушений и недостатков (в целях формирования информации о бюджетных рисках, которые уже наступили и могут наступить в будущем).
При этом для обеспечения выполнения указанных обязанностей членам аудиторской группы рекомендуется определить сроки и способ представления соответствующей информации субъекту аудита.
15.8. Реестр в отношении каждого выявленного (обнаруженного) бюджетного риска содержит:
1) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
2) описание бюджетного риска;
3) причины бюджетного риска;
4) возможные последствия реализации бюджетного риска;
5) оценку по критерию "вероятность";
6) оценку по критерию "степень влияния";
7) значимость (уровень) бюджетного риска;
8) наименование субъекта (субъектов) бюджетной процедуры, ответственного за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры;
9) меры по минимизации (устранению) бюджетного риска (при необходимости принятия) и указание приоритетности их принятия.
Определение субъекта (субъектов) бюджетной процедуры (бюджетных процедур), ответственного за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, зависит от уровня детализации бюджетных процедур и (или) операций (действий) по их выполнению в реестре.
Мерами по минимизации (устранению) бюджетных рисков являются определенные решением Руководителя и руководителями субъектов бюджетных процедур конкретные (точные, предметно определенные), достижимые (точно определяющие результат выполнения) и имеющие срок выполнения действия, направленные на:
повышение качества финансового менеджмента;
снижение вероятности и (или) степени влияния бюджетных рисков;
устранение причин бюджетных рисков;
устранение причин и условий нарушений и (или) недостатков.
Меры по организации внутреннего финансового контроля, не определяющие предмет действия, не имеющие конечную цель и срок выполнения, например, такие как усиление контроля, не являются мерами по минимизации (устранению) бюджетного риска.
Мерой по минимизации (устранению) бюджетного риска может быть организация контрольного действия, однако само контрольное действие, например, такое как сверка документов, является операцией (действием) по выполнению бюджетной процедуры, а не мерой по минимизации (устранению) бюджетного риска.
Меры по минимизации (устранению) бюджетного риска определяются исходя из:
предложений (решений) субъектов бюджетных процедур;
решений Руководителя по результатам рассмотрения заключений;
решений Руководителя по результатам рассмотрения информации, полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основе информации об итогах консультирования субъектов бюджетных процедур;
результатов мониторинга мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
Мера по минимизации (устранению) бюджетного риска и указание о приоритетности ее принятия могут отсутствовать.
15.9. Актуализация реестра в обязательном порядке проводится субъектом аудита не реже одного раза в год (перед составлением проекта плана) путем:
актуализации оценки бюджетных рисков, находящихся в реестре;
оценки бюджетных рисков, присущих текущему и очередному финансовому году, в целях их включения в реестр.
16. Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению)
бюджетных рисков
16.1. Субъект аудита обеспечивает проведение мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков субъектами бюджетных процедур (далее - мониторинг).
16.2. Мониторинг может проводиться в рамках проведения аудиторского мероприятия и (или) в период между аудиторскими мероприятиями.
16.3. Результаты мониторинга, проводимого в рамках аудиторского мероприятия, отражаются в заключении; вне аудиторского мероприятия оформляются аналитической запиской в произвольной форме, в том числе с использованием прикладных программных средств и информационных систем Росводресурсов.
16.4. Целями мониторинга являются:
подтверждение исполнения мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
оценка влияния исполненных мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков на повышение качества финансового менеджмента, включая их влияние на оценку бюджетных рисков.
16.5. Субъект аудита определяет:
конкретные способы проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, установленные пунктом 24 Федерального стандарта N 91н;
сроки и периодичность проведения мониторинга с учетом требования о его проведении не реже 1 раза в год.
16.6. В случае если по результатам проведения мониторинга субъектом аудита выявлена необходимость реализации дополнительных мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, то субъект аудита информирует об этом Руководителя.
16.7. В случае выявления неисполненных мероприятий по устранению выявленных недостатков (нарушений), срок по которым истек, субъект аудита докладывает Руководителю соответствующую информацию с предложениями об уточнении сроков, об изменении мер или о снятии соответствующих мер с контроля.
16.8. Обобщенная информация о результатах мониторинга отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта аудита.
17. Составление и представление годовой отчетности
о результатах деятельности субъекта аудита
17.1. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта аудита за отчетный финансовый год и период до срока представления индивидуальной бюджетной годовой отчетности за отчетный финансовый год Федерального агентства водных ресурсов (далее - годовая отчетность) формируется субъектом аудита (лицами, привлеченными в течение года в состав аудиторских групп при необходимости) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, согласно приложению N 6 к Порядку, в том числе с использованием прикладных программных средств или информационных систем Росводресурсов.
17.2. Годовая отчетность подписывается субъектом аудита и представляется Руководителю, в том числе посредством системы электронного документооборота Росводресурсов, в квартале текущего финансового года, не позднее 20 рабочих дней после установленного срока представления индивидуальной бюджетной годовой отчетности за отчетный финансовый год, полномочия по составлению которой осуществляют Росводресурсы.
17.3. Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно, в котором проводились (завершились) аудиторские мероприятия.
17.4. Годовая отчетность составляется на основе:
1) плана и решений Руководителя о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
2) заключений;
3) итогов консультирования субъектов бюджетных процедур;
4) реестра;
5) сформированной субъектом аудита информации о мониторинге;
6) информации (данных) о субъекте аудита.
17.5. Годовая отчетность содержит информацию о:
выполнении плана за отчетный год, а в случае невыполнения плана - информацию о причинах его невыполнения;
количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий за отчетный год (при наличии);
степени надежности осуществляемого в Росводресурсах внутреннего финансового контроля;
достоверности (недостоверности) сформированной индивидуальной бюджетной отчетности Росводресурсов;
результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Росводресурсами, в частности о достижении Росводресурсами целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
результатах деятельности субъекта аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита, включая информацию о наиболее значимых, по мнению субъекта аудита:
выводах, предложениях и рекомендациях субъекта аудита;
нарушениях и (или) недостатках, бюджетных рисках, а также о значимых остаточных бюджетных рисках, включая информацию об их причинах;
принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента в центральном аппарате Росводресурсов, территориальных органах Росводресурсов и минимизации (устранению) бюджетных рисков;
примерах (лучших практиках) организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур в центральном аппарате Росводресурсов и территориальных органах Росводресурсов (при наличии);
результатах мониторинга в центральном аппарате Росводресурсов и территориальных органах Росводресурсов;
консультировании субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации внутреннего финансового контроля, повышением качества финансового менеджмента. При отсутствии такой информации в годовой отчетности субъекта аудита указывается на ее отсутствие;
событиях, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность субъекта аудита;
сведениях о субъекте аудита, в том числе о его подчиненности, штатной и фактической численности, а также о принятых мерах по повышению квалификации субъекта аудита.
Приложение N 1
к Порядку осуществления
внутреннего финансового аудита
в Федеральном агентстве водных
ресурсов, утвержденному приказом
Федерального агентства водных ресурсов
от 14 декабря 2023 г. N 311
N п/п
Аудиторское мероприятие
(тема аудиторского мероприятия)
Дата (месяц) окончания
Приложение N 2
к Порядку осуществления
внутреннего финансового аудита
в Федеральном агентстве водных
ресурсов, утвержденному приказом
Федерального агентства водных ресурсов
от 14 декабря 2023 г. N 311
Приложение N 3
к Порядку осуществления
внутреннего финансового аудита
в Федеральном агентстве водных
ресурсов, утвержденному приказом
Федерального агентства водных ресурсов
от 14 декабря 2023 г. N 311
N п/п
Краткое содержание нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (по каждому выводу, предложению и рекомендации, внесенным в заключение)
Мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков
Срок выполнения
Ответственные исполнители субъекта бюджетных процедур
1
2
3
4
5
Приложение N 4
к Порядку осуществления
внутреннего финансового аудита
в Федеральном агентстве водных
ресурсов, утвержденному приказом
Федерального агентства водных ресурсов
от 14 декабря 2023 г. N 311
N п/п
Краткое содержание всех нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (по каждому выводу, предложению и рекомендации, внесенным в заключение)
Мероприятия (принятые меры) по устранению выявленных нарушений и недостатков субъекта бюджетных процедур
Срок выполнения
Ответственные исполнители субъекта бюджетных процедур
Приложение N 5
к Порядку осуществления
внутреннего финансового аудита
в Федеральном агентстве водных
ресурсов, утвержденному приказом
Федерального агентства водных ресурсов
от 14 декабря 2023 г. N 311
N п/п
Операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры
Бюджетный риск
Причины бюджетного риска
Возможные последствия реализации бюджетного риска
Оценка по критерию "вероятность"
Оценка по критерию "степень влияния"
Значимость (уровень) бюджетного риска
Структурные подразделения, ответственные за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры
Меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и приоритетность их принятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Приложение N 6
к Порядку осуществления
внутреннего финансового аудита
в Федеральном агентстве водных
ресурсов, утвержденному приказом
Федерального агентства водных ресурсов
от 14 декабря 2023 г. N 311