Рейтинг@Mail.ru

Приказ Ростехнадзора от 14.09.2011 N 534

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 14 сентября 2011 г. N 534

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ ПО КОЛИЧЕСТВУ

ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИХ БАЛАНСА И ИТОГОВ

ФИЗИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В ЗОНАХ БАЛАНСА МАТЕРИАЛОВ

В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке получения данных по количеству ядерных материалов для подведения их баланса и итогов физической инвентаризации в зонах баланса материалов.

Руководитель

Н.Г.КУТЬИН

Утверждено

Приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому

и атомному надзору

от 14 сентября 2011 г. N 534

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИХ БАЛАНСА И ИТОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

В ЗОНАХ БАЛАНСА МАТЕРИАЛОВ

I. Общие положения

1. Положение о порядке получения данных по количеству ядерных материалов для подведения их баланса и итогов физической инвентаризации в зонах баланса материалов (далее - Положение) входит в число руководств по безопасности, носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.

2. Настоящее Положение содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по подведению баланса ядерных материалов (далее - ЯМ) и итогов физической инвентаризации в зонах баланса материалов (далее - ЗБМ).

3. Настоящее Положение распространяется на деятельность, связанную с производством, использованием, переработкой и хранением ЯМ.

4. Физические инвентаризации рекомендуется завершать подведением баланса для каждого ЯМ в ЗБМ за межбалансовый период (далее - МБП), определением инвентаризационной разницы (далее - ИР) и ее стандартного отклонения с последующим статистическим анализом значимости ИР в соответствии с критериями, установленными в соответствующих положениях Правил (НП-030-11).

4. Величину ИР данного ЯМ в ЗБМ рекомендуется определять на основе уравнения:

ИР = ФК - ДК = ФК - (НК + УВ - УМ),

где:

ФК - фактически наличное количество ЯМ в ЗБМ, определенное в результате данной физической инвентаризации;

ДК - документально зарегистрированное количество ЯМ в ЗБМ на начало инвентаризации (конец данного МБП);

УВ - документально зарегистрированное увеличение количества ЯМ в ЗБМ за данный МБП в результате всех поступлений, наработок и т.д.;

УМ - документально зарегистрированное уменьшение количества ЯМ в ЗБМ за данный МБП в результате всех отправок из ЗБМ, ядерных превращений, потерь;

НК - документально зарегистрированное количество ЯМ в ЗБМ на начало данного МБП.

Данные, используемые при подведении баланса материалов по итогам физических инвентаризаций в ЗБМ, рекомендуется основывать на результатах измерений состава и количества ЯМ, кроме случаев, когда допускается применение расчетных методов (методик) определения их параметров.

При проведении физических инвентаризаций ЯМ для учетных единиц (далее - УЕ) рекомендуется выполнять измерения учетных характеристик (наличие УЕ с соответствующим идентификатором, местоположение, целостность упаковки, целостность пломбировочных устройств). Объем подтверждающих измерений, связанных с определением соответствия УЕ учетным данным, рекомендуется определять с учетом существующих в организации технических и технологических возможностей с использованием статистических методов. Общий объем указанных измерений рекомендуется устанавливать в нормативных документах организации.

5. Во время физической инвентаризации или до нее рекомендуется определить массы ЯМ в продуктах. В случае невозможности доступа к ЯМ и/или его непосредственного измерения количество ЯМ в продуктах рекомендуется определять на основании документов (например, паспортов, формуляров, актов, протоколов сборки) или расчетным путем. Значения масс ЯМ, а также значения погрешностей определения этих величин для доверительной вероятности, равной 0,95, рекомендуется зарегистрировать документально.

Значения масс ЯМ в технологических потерях, отложениях, накоплениях, а также погрешности этих значений рекомендуется определять на основании методик выполнения измерений или расчетных методик, действующих в организации.

Погрешности определения параметров (характеристик) ЯМ, используемые в дальнейшем для оценки стандартного отклонения ИР, значимости расхождений результатов учетных измерений, рекомендуется вычислять с применением математических выражений, приведенных в Приложении N 1 к настоящему Положению.

6. В тех случаях, когда достоверность ранее определенных при проведении физической инвентаризации значений масс ЯМ была подтверждена состоянием средств контроля доступа (далее - СКД), прошедших проверку с документальным оформлением ее результатов, а также визуальным контролем состояния УЕ и (или) подтверждающими измерениями, их рекомендуется использовать в качестве учетных и отчетных данных (при физических инвентаризациях, передачах ЯМ, составлении отчетов и других случаях). Результаты проверки целостности неразборных УЕ, а также состояния СКД документируются на предмет документального подтверждения отсутствия несанкционированного доступа.

7. В случае подтверждения отсутствия несанкционированного доступа к УЕ объем подтверждающих измерений рекомендуется определять в зависимости от объема применения и результатов проверки СКД, контроля состояния УЕ, исходя из вероятностей обнаружения недостачи (излишка) порогового количества для каждого ЯМ. Статистически значимое расхождение между результатами учетных и подтверждающих измерений количественных параметров ЯМ, УЕ, продуктов рекомендуется устанавливать на основании доверительной вероятности 0,99.

Отбор УЕ для включения в состав выборки при проведении измерений рекомендуется производить по конкретным атрибутивным признакам или случайным образом, при котором УЕ, отбираемые для измерений, определяют по специальной методике, действующей в организации.

Рекомендации по определению объема выборки учетных единиц для подтверждающих измерений приведены в Приложении N 2 к настоящему Положению.

Если проверка целостности неразборных УЕ, а также состояния СКД не подтверждает отсутствие несанкционированного доступа к УЕ какой-либо страты, то при расхождении результатов одного или нескольких подтверждающих измерений с учетными данными рекомендуется проведение проверки всех УЕ такой страты с целью подтверждения или установления учетных данных.

II. Рекомендации по определению значений составляющих

уравнение баланса материалов

8. Если после проведения физической инвентаризации в результате подведения баланса ЯМ не установлена аномалия в учете и контроле ЯМ, то зарегистрированное в СФНК количество ЯМ в ЗБМ (ФК) рекомендуется использовать в качестве документально зарегистрированного количества ЯМ в ЗБМ на начало следующего МБП (НК).

9. Документально зарегистрированное количество ЯМ в ЗБМ на начало инвентаризации (ДК) рекомендуется определять в течение МБП на основании данных измерений поступивших и отправленных продуктов и (или) с использованием расчетных методов оценки количества и состава продуктов, контролировать путем оперативно-технического учета и проверок УЕ по атрибутивным признакам, периодических сверок учетных и отчетных документов.

10. Документально зарегистрированные увеличение (УВ) и уменьшение (УМ) количества ЯМ в ЗБМ за данный МБП рекомендуется определять на основании результатов измерений и определения масс ЯМ в поступивших (отправленных) продуктах.

11. Погрешности определения количеств ЯМ по пунктам 8 - 10 настоящего Положения рекомендуется фиксировать документально и использовать их при подведении баланса для оценки стандартного отклонения ИР.

Приложение N 1

к Положению о порядке получения

данных по количеству ядерных

материалов для подведения их баланса

и итогов физической инвентаризации

в зонах баланса материалов,

утвержденному Приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 14 сентября 2011 г. N 534

ОЦЕНКА СТАНДАРТНОГО ОТКЛОНЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ РАЗНИЦЫ

Поскольку измерения количеств ЯМ в компонентах уравнения баланса по пункту 4 настоящего Положения, как правило, являются косвенными, то в соответствии с теоретическими основами обработки результатов таких измерений и определения их погрешностей дисперсия ИР может в общем случае быть представлена квадратной диагональной матрицей дисперсий и ковариаций результатов измерений. Исходя из числа компонент уравнения, матрица содержит по 4 строки и столбца и имеет вид:

Пример оценки погрешности инвентаризационной разницы

В ЗБМ предприятия по переработке ВОУ-НОУ в течение МБП поступило 20 контейнеров. В результате подтверждающих измерений значимых расхождений с поставщиком не установлено, поэтому ЯМ были поставлены на учет по данным поставщика: масса нетто ЯМ в каждом контейнере составила в среднем 18,5 кг, измеренная концентрация U - 98%.

За рассматриваемый период из ЗБМ было отправлено 8 контейнеров с продуктом массой нетто материала в каждом контейнере - 65 кг и измеренной концентрацией U - 67,6%. Кроме того, из ЗБМ на переработку были отправлены 2 контейнера отходов, которые образовались в результате использования ЯМ. Масса нетто материала в каждом контейнере - 15 кг, а измеренная концентрация U - 20%.

Во время текущей физической инвентаризации в ЗБМ находилось 3 контейнера с массой нетто ЯМ в каждом контейнере - 15 кг и измеренной концентрацией U - 98%.

В предыдущую физическую инвентаризацию в ЗБМ находилось 3 контейнера с массой нетто ЯМ в каждом контейнере - 16 кг и измеренной концентрацией U - 95%.

В процессе физических инвентаризаций и в МБП проводились учетные измерения ЯМ, имеющихся, поступавших и отправляемых из ЗБМ. Таким образом, для того, чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии аномалии в учете и контроле ЯМ в данной ЗБМ необходимо знание погрешности ИР.

Пусть составляющие погрешности результатов проведенных измерений ЯМ имеют значения, приведенные в таблице.

Требуется найти ИР и ее стандартное отклонение, а также сделать вывод о возможных аномалиях в учете и контроле ЯМ при допущении о том, что перекалибровка весов и лабораторных методов не производилась, химический анализ проводился для каждого контейнера, а при определении массы и концентрации ЯМ использовалась мультипликативная математическая модель погрешности, т.е. для каждого случая определения массы и концентрации ЯМ были справедливы выражения:

Определение ИР и ее дисперсии осуществляется в соответствии с уравнением, приведенным в пункте 4 настоящего Положения, с использованием значений масс ЯМ, полученных на основе статистической обработки результатов измерений по каждому компоненту уравнения. При этом измеренное количество ЯМ и дисперсия результатов его измерения в общем виде могут быть определены в соответствии со следующими выражениями:

Измеренная масса ЯМ и дисперсия результатов его измерения в компонентах уравнения пункта 4 настоящего Положения в соответствии с приведенными выше зависимостями и исходными данными будут иметь следующие значения:

а) измеренная масса увеличения ЯМ в ЗБМ за МБП и ее дисперсия

Вывод о возможных аномалиях в учете и контроле ЯМ

Если при инвентаризации недостачи или излишков УЕ не выявлено, то поскольку по условиям примера в ЗБМ в течение МБП проводились учетные измерения, в соответствии с действующими правилами необходимо проверить непревышение модулем ИР установленных для него пределов.

Модуль ИР не должен превышать значение утроенной среднеквадратической погрешности определения инвентаризационной разницы: 6,6 кг <= 7,7 кг. Это условие выполняется.

Модуль ИР не должен превышать 2% от количества данного ЯМ, которое было преобразовано и подверглось учетным измерениям в данный МБП или в процессе физической инвентаризации, и 8 кг по урану-235 для ЗБМ рассматриваемой категории: 6,6 кг <= (0,02 х (351,5 кг + 6 кг + 44,1 кг) = 8 кг, 6,6 кг <= 8 кг. Эти условия также выполняются.

Таким образом, |ИР| <= 3 сигма, |ИР| <= 8 кг и |ИР| <= 2% от количества данного ЯМ, которое было преобразовано и подверглось учетным измерениям в данный МБП или в процессе физической инвентаризации, что свидетельствует об отсутствии аномалии в учете и контроле ЯМ и по перечисленным критериям.

Приложение N 2

к Положению о порядке получения

данных по количеству ядерных

материалов для подведения их баланса

и итогов физической инвентаризации

в зонах баланса материалов,

утвержденному Приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 14 сентября 2011 г. N 534

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЪЕМА ВЫБОРКИ УЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ

ДЛЯ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ИЗМЕРЕНИЙ

Объем выборки задается двумя величинами: пороговым количеством ЯМ в единицах массы (G) и вероятностью обнаружения недостачи/излишка порогового количества ЯМ в безотносительных единицах (Р). Эти величины определяются на основании соответствующих положений Правил (НП-030-11).

Объем выборки (n) рассчитывается по формуле:

Пример расчета объема выборки

Пусть в ЗБМ находятся три страты ЯМ, в каждой из которых содержится 1000 УЕ. Под стратой понимается совокупность отдельных УЕ с одинаковыми или близкими физическими характеристиками и химическим составом ЯМ для осуществления статистической выборки. На практике в отдельные страты принято объединять тепловыделяющие сборки (далее - ТВС) одной партии либо однотипные ТВС; одинаковые в пределах технических условий УЕ для формирования критических (подкритических) сборок; партии одинаковых продуктов, на которые оформляется общий паспорт, и т.д. В научно-исследовательских организациях, а также в организациях, где номенклатура используемых ЯМ велика, количество страт может оказаться большим.

Отношение G/x для первой и второй страт равно 8000/1000 = 8, а для третьей равно 70000/1000 = 70.

Подставив имеющиеся исходные данные в выражение для определения объема выборки для первой страты, получим:

Таким образом, всего должно быть подвергнуто измерениям:

83 + 36 + 1 = 120 учетных единиц.

Другие документы по теме
"О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль"
"Об отказе во внесении сведений о туроператорах в Единый федеральный реестр туроператоров"
"Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2017 - 2021 годы"
"О регистрации объекта культурного наследия регионального значения "Здание гостиницы Козлова, затем временное помещение Реального училища", 1904 г. (Приморский край), в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"
Ошибка на сайте