Приказ Ростехнадзора от 01.04.2025 N 124
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 1 апреля 2025 г. N 124
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ "ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
СВЯЗАННОЙ С ПРОИЗВОДСТВОМ МАРКШЕЙДЕРСКИХ РАБОТ"
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
утвердить прилагаемое Руководство по безопасности "Организационное обеспечение деятельности, связанной с производством маркшейдерских работ".
Руководитель
А.В.ТРЕМБИЦКИЙ
Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 1 апреля 2025 г. N 124
РУКОВОДСТВО
ПО БЕЗОПАСНОСТИ "ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
СВЯЗАННОЙ С ПРОИЗВОДСТВОМ МАРКШЕЙДЕРСКИХ РАБОТ"
I. Общие положения
1. Настоящее Руководство по безопасности "Организационное обеспечение деятельности, связанной с производством маркшейдерских работ" (далее - Руководство по безопасности) разработано в целях содействия соблюдению требований, установленных статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", статьей 24 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", Правилами осуществления маркшейдерской деятельности, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 мая 2023 г. N 186 (далее - Правила N 186), иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования для опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, включая федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых", утвержденные приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. N 505, федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов", утвержденные приказом Ростехнадзора от 13 ноября 2020 г. N 439, федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом", утвержденные приказом Ростехнадзора от 10 ноября 2020 г. N 436, федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах", утвержденные приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. N 507.
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации по организационному обеспечению деятельности, связанной с производством маркшейдерских работ на опасных производственных объектах, а также на иных объектах, связанных с пользованием недрами (далее - организация маркшейдерской деятельности), и предназначено для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) - пользователей недр, иных юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих маркшейдерскую деятельность и имеющих лицензию на производство маркшейдерских работ.
II. Организация маркшейдерской деятельности
3. В целях обеспечения соблюдения установленных обязательных требований при производстве маркшейдерских работ организациям, осуществляющим пользование недрами на основании лицензии на пользование недрами и (или) имеющим лицензию на производство маркшейдерских работ, рекомендуется создавать самостоятельное структурное подразделение - службу главного маркшейдера, возглавляемую главным маркшейдером такой организации (далее - маркшейдерская служба).
4. Основные функции маркшейдерской службы рекомендуется определять в положении о маркшейдерской службе организации. К основным функциям маркшейдерской службы рекомендуется относить:
1) проведение предусмотренного требованиями нормативных правовых актов в области недропользования, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности комплекса маркшейдерских работ (наблюдений), достаточных для безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, наиболее полного извлечения из недр запасов полезных ископаемых, обеспечения технологического цикла горных, строительно-монтажных и иных видов работ, связанных с пользованием недрами, а также для прогнозирования опасных ситуаций при ведении таких работ и предупреждения аварий и инцидентов на объектах недропользования;
2) обеспечение соблюдения условий лицензий на пользование недрами в части безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
3) организацию маркшейдерского контроля за рациональной разработкой месторождений полезных ископаемых, охраной недр и их безопасным и комплексным использованием, соблюдением геометрических элементов (параметров) горных разработок (горных выработок), подземных сооружений, связанных с ними объектов недропользования и (или) объектов, расположенных на земной поверхности (далее - объекты недропользования), контроль за фактическими размерами конструктивных элементов системы разработки, в том числе целиков различного назначения, потолочин и других конструкций, созданных в процессе ведения горных работ, пространственным расположением скважин различного назначения, графиками закладочных работ;
4) обеспечение соблюдения параметров проектной документации на проведение работ, связанных с пользованием недрами, включая проектную документацию по добыче полезных ископаемых (технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, проектная документация объектов капитального строительства, связанных с пользованием недрами), строительству наземных сооружений и (или) подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, ликвидации (консервации) объектов недропользования, планы и схемы развития горных работ, с учетом обеспечения соблюдения требований к единой геометрической основе маркшейдерских съемок на земной поверхности и в горных выработках методами, предусмотренными для ее создания, и допустимыми (критическими) величинами отклонений от параметров, установленных Правилами N 186 и проектной документацией на проведение работ, связанных с пользованием недрами;
5) построение и развитие маркшейдерских сетей на земной поверхности и в горных выработках, производство маркшейдерских съемок горных выработок, земной поверхности и расположенных на ее поверхности зданий и сооружений;
6) определение и своевременное нанесение на горную графическую документацию контуров залегания запасов полезных ископаемых, опасных зон (в том числе на земной поверхности), связанных с вредным влиянием горных разработок, зон возможного прорыва воды и газа в горные выработки, зон повышенного горного давления, газодинамических проявлений, выбросов и горных ударов;
7) контроль за выполнением мероприятий по безопасному ведению горных работ в опасных зонах, охране зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок;
8) ведение наблюдений за безопасным состоянием недр, включая процессы сдвижения горных пород и земной поверхности, контроль геомеханических и геодинамических процессов при недропользовании в целях предотвращения вредного влияния горных разработок на горные выработки, объекты земной поверхности и окружающую природную среду;
9) учет и обоснование объемов горных разработок, нормативов потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче;
10) перенесение в натуру установленных в проектной документации геометрических элементов горных выработок, технических сооружений, зданий и коммуникаций, включая трассы транспортных тоннелей (метрополитенов), границ безопасного ведения горных работ, барьерных и предохранительных целиков, выполнение в установленные сроки профилировок шахтных стволов, нивелировок откаточных (транспортных) путей, проверок соотношения геометрических элементов зданий, сооружений, в том числе подъемных комплексов, и вертикальности копров шахтных стволов;
11) обеспечение заданной (установленной) точности и периодичности проведения пространственно-геометрических измерений (наблюдений) с учетом реализации требований к методам (методикам) и способам производства маркшейдерских работ, применяемым средствам измерений (маркшейдерские приборы), инструментам и оборудованию, своевременной поверке средств измерений;
12) предупреждение проявлений и развития техногенных деформационных процессов (геодинамических, геомеханических, геокриологических) и процессов сдвижения земной поверхности, прогнозирование опасных ситуаций с учетом обеспечения соблюдения требований по организации и проведению маркшейдерских наблюдений, включая учет и нанесение на горную графическую документацию границ опасных зон, расчет параметров опасных техногенных процессов в конкретных горно-геологических условиях, а также контроль за разработкой мер по их локализации, охране контролируемых объектов, предупреждению необоснованной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
13) определение (фиксация) выполненных горных, строительных, буровзрывных и иных работ, связанных с пользованием недрами, не отвечающих установленным контролируемым параметрам при их проведении (браковка работ), а также выполненных с нарушением и (или) отступлением от требований законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов в области недропользования;
14) обеспечение соблюдения обязательных требований в целях недопущения обрушения горных выработок, прорывов воды, горной массы, полезных ископаемых в горные выработки, внезапных выбросов газа, горных ударов с учетом требований к мерам охраны объектов от вредного влияния горных разработок, параметров и границ опасных зон;
15) обеспечение наличия, составления и пополнения горной графической и аналитической маркшейдерской документации по объектам маркшейдерских съемок с учетом обеспечения соблюдения требований к составу такой документации, содержанию отражаемой в ней информации;
16) предупреждение недопоступления в бюджет регулярных платежей за пользование недрами, налога на добычу полезных ископаемых с учетом обеспечения соблюдения требований по расчету границ горных отводов, объемов добычи и потерь полезных ископаемых, маркшейдерскому учету извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых и попутных компонентов;
17) определение наиболее рациональных и эффективных схем развития горных работ, способов управления и поддержания в безопасном состоянии налегающего массива горных пород на основе детального изучения горнотехнических, гидрогеологических и иных условий, связанных с пользованием недрами;
18) подготовка проектной документации на производство маркшейдерских работ, участие в подготовке проектной документации на ведение работ, связанных с пользованием недрами, консервацию и (или) ликвидацию объектов недропользования, рекультивацию земель, нарушенных горными работами, планов и схем развития горных работ;
19) участие в работе по приемке в эксплуатацию новых и реконструированных объектов недропользования, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также по приемке работ по их консервации и (или) ликвидации;
20) участие в разработке и реализации мероприятий по безопасному ведению горных работ вблизи опасных зон, предупреждению и ликвидации аварий, охране окружающей среды, сохранности зданий и сооружений от вредного влияния горных разработок, рациональному и комплексному использованию недр, а также в рассмотрении и решении других вопросов, связанных с проведением горных и маркшейдерских работ;
21) участие в ведении установленных федеральных форм государственного статистического наблюдения, реализации систем сбора данных по учету запасов полезных ископаемых, объемов добычи, извлечения и потерь полезных ископаемых, вскрышных и вмещающих пород;
22) контроль и приемка маркшейдерских работ, выполненных подрядными организациями.
5. Для предотвращения случаев аварий и травматизма основными рекомендуемыми обязанностями (функциями) главного маркшейдера организации, а также уполномоченных пользователем недр работников, осуществляющих производство маркшейдерских работ (далее - работники маркшейдерской службы), организации являются:
доведение до руководителей участков, цехов и других подразделений пользователя недр обязательных для исполнения указаний по вопросам, связанным с производством горных и маркшейдерских работ, организацией и осуществлением маркшейдерского контроля, а также по устранению нарушений требований законодательства Российской Федерации о недрах, промышленной безопасности, проектной и технологической документации, связанной с пользованием недрами, планов и схем развития горных работ;
внесение предложений руководителю организации (пользователю недр) о приостановке работ по сооружению, реконструкции, эксплуатации, консервации и (или) ликвидации объектов, связанных с пользованием недрами, горных выработок, если при проведении таких работ существует угроза безопасности людей, безопасному состоянию недр, горных выработок, земной поверхности и расположенным на ее поверхности зданиям и сооружениям, а также в случаях нарушений обязательных требований в области недропользования, отступлений от требований проектной и технологической документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, которые могут повлечь нарушение технологических процессов ведения горных работ, негативные экологические последствия, опасные процессы сдвижения горных пород и деформации объектов.
6. К основным правам и обязанностям (функциям) главного маркшейдера организации, помимо указанных в пункте 5 Руководства по безопасности, рекомендуется относить:
1) ежегодное планирование работы маркшейдерской службы с учетом реализации проектной документацией на пользование недрами, производство маркшейдерских работ, планов и схем развития горных работ, включая схемы развития маркшейдерских работ, и требований по производству маркшейдерских работ;
2) проведение в пределах своей компетенции проверок соответствия параметров фактического и планового (проектного) состояния горных работ (горных выработок, горных разработок), соблюдения проектной документации на пользование недрами и производство маркшейдерских работ, состояния охранных и барьерных целиков;
3) обеспечение соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по производству маркшейдерских работ;
4) рассмотрение и участие в подготовке мер охраны объектов, расположенных на земной поверхности, от вредного влияния горных разработок, методов учета объемов выполненных горных работ и добычи твердых полезных ископаемых, учета и нормирования потерь твердых полезных ископаемых;
5) подготовка предложений по внедрению передовых методик, инструментов, приборов (средств измерений), оборудования, программных средств и технологий производства маркшейдерских работ и обработки результатов измерений, повышающих производительность работ и их качество;
6) подписание маркшейдерской документации, включая горную графическую маркшейдерскую документацию, сведения об объемах выполненных горных работ, добычи полезных ископаемых и их потерь.
7. Обязанности и права главного маркшейдера и работников маркшейдерской службы рекомендуется определять в положении о маркшейдерской службе организации (лицензиата), должностных регламентах работников маркшейдерской службы, заключенных работодателем контрактах.
Допускается (рекомендуется) наличие утвержденного пользователем недр положения о геолого-маркшейдерской службе организации с соответствующим определением и разграничением функций и полномочий при производстве геологических и маркшейдерских работ.
8. Численность маркшейдерской службы рекомендуется определять исходя из выполнения необходимого комплекса маркшейдерских работ, установленного обязательными требованиями, нормативными правовыми актами в области недропользования, промышленной безопасности, проектной документацией на пользование недрами и производство маркшейдерских работ, с учетом видов полезного ископаемого, геологического строения месторождений полезных ископаемых, горнотехнических и гидрогеологических факторов, технологий и условий ведения горных, горнопроходческих, строительных и строительно-монтажных работ на объектах недропользования, а также с учетом тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Численность маркшейдерской службы рекомендуется рассчитывать на основании методики ее расчета, которая может являться составной частью проектной документации на производство маркшейдерских работ, в том числе проекта производства маркшейдерских работ.
9. Для обеспечения осуществления контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о недрах, промышленной безопасности, достоверностью определения объемов выполненных горных работ и добычи полезных ископаемых, являющихся исходными данными для расчета налога на добычу полезных ископаемых, ведением работ в опасных зонах, соответствием геометрических параметров горных разработок принятым проектным и техническим решениям, в целях (при необходимости) своевременной подготовки распорядительных документов пользователя недр по результатам маркшейдерского контроля руководителю организации (лицензиата, за исключением индивидуального предпринимателя) рекомендуется:
1) обеспечивать укомплектование маркшейдерской службы штатом работников согласно рекомендациям пункта 8 Руководства по безопасности, соответствующим обязательным требованиям, количеством приборов (средств измерений), оборудования и материалов для полевых и камеральных работ, а также автотранспортом, изолированными от несанкционированного доступа помещениями, в том числе в целях хранения информации для служебного пользования и сведений ограниченного доступа согласно законодательству Российской Федерации о государственной тайне;
2) утверждать методику расчета численности маркшейдерской службы и положение о маркшейдерской службе организации (лицензиата) в составе проектной документации на производство маркшейдерских работ;
3) определять распорядительным документом за подписью руководителя организации (лицензиата) непосредственную подчиненность главного маркшейдера организации руководителю организации (лицензиата).
10. Не рекомендуется возлагать на работников маркшейдерской службы обязанности, не связанные с осуществлением функций и задач, определенных положением о маркшейдерской службе и проектной документацией на производство маркшейдерских работ.
11. В случаях, когда производство маркшейдерских работ на участках недр, эксплуатируемых (разрабатываемых) пользователем недр, проводит иная организация, имеющая лицензию на производство маркшейдерских работ, на основании договора (далее - исполнитель), такие работы рекомендуется осуществлять в соответствии с проектной документацией на производство маркшейдерских работ (проект производства маркшейдерских работ), утверждаемой пользователем недр (далее - заказчик), и (или) схемами развития горных работ в отношении маркшейдерских работ (далее - схемы развития маркшейдерских работ), утверждаемыми исполнителем и заказчиком, а также программой производства маркшейдерских работ, утверждаемой уполномоченным лицом заказчика по согласованию с уполномоченным лицом исполнителя. Функции, права и обязанности исполнителя рекомендуется определять заказчиком с учетом объема, вида и сложности выполняемых маркшейдерских работ.
12. Приемку выполненных исполнителем маркшейдерских работ рекомендуется осуществлять маркшейдерской службой организации заказчика (главным маркшейдером заказчика), а при ее отсутствии - главным инженером заказчика или лицом, осуществляющим его полномочия (лицо ответственное за руководство горными работами). Приемку работ рекомендуется документировать.
13. После завершения маркшейдерских работ исполнителю рекомендуется передавать заказчику технический отчет о выполненных работах, а также следующие материалы:
при построении маркшейдерских опорных, съемочных сетей и сетей для наблюдений за сдвижением земной поверхности и деформациями зданий, сооружений и объектов на земной поверхности - схему расположения и каталоги координат и высот маркшейдерских знаков (пунктов, реперов);
при построении подземных маркшейдерских опорных, съемочных сетей и сетей для наблюдений за деформациями горных выработок, подземных сооружений и объектов - материалы натурных измерений (полевой материал), материалы результатов обработки измерений, каталоги координат и высот маркшейдерских знаков (пунктов, реперов);
при съемке земной поверхности - подлинник маркшейдерских планов земной поверхности, каталоги координат и высот маркшейдерских знаков (пунктов, реперов);
при съемке промышленной площадки и горных выработок - материалы натурных измерений (полевой материал), материалы результатов обработки измерений и подлинники маркшейдерских планов.
14. В содержании технического отчета рекомендуется отражать сведения об исходных данных, принятых для выполнения соответствующих работ, описание методик (методов) проведенных работ, характеристики использованных для выполнения работ средств измерений, анализ точности произведенных работ по результатам уравнивания. Отчетная документация может быть дополнена по решению заказчика.
Основные задачи, функции, права и обязанности должностных лиц исполнителя, порядок взаимодействия заказчика (пользователя недр) и исполнителя, осуществляющего маркшейдерские работы на договорной основе, рекомендуется определять в положении о маркшейдерской службе пользователя недр, а также в договоре подряда и (или) соответствующей проектной документации на производство маркшейдерских работ, либо в одном из перечисленных документов.
III. Мероприятия по безопасному производству
маркшейдерских работ
15. Рекомендуемые мероприятия для обеспечения требований по безопасному производству маркшейдерских работ (далее - мероприятия) включают:
1) определение требований к организации маркшейдерских работ при реализации принципов риск-ориентированного подхода;
2) определение требований к организации маркшейдерских работ при их территориальной обособленности (раздробленности по участкам недр);
3) определение требований к организации маркшейдерских работ в случаях отсутствия у пользователя недр (горного предприятия) лицензии на производство маркшейдерских работ;
4) определение требований к организации маркшейдерских работ при привлечении пользователем недр (горным предприятием) подрядной организации (исполнителя);
5) определение прав и обязанностей главных маркшейдеров организаций, в том числе при взаимодействии заказчика и исполнителя;
6) профилактику нарушений обязательных требований;
16. Для организации и проведения маркшейдерских работ при реализации принципов риск-ориентированного подхода рекомендуется обеспечить:
1) при осуществлении маркшейдерских работ на объектах пользования недрами, отнесенных к опасным производственным объектам I и II классов опасности, и на объектах пользования недрами, не отнесенных к опасным производственным объектам, объем разработки горной массы которых составляет 1000 тысяч кубических метров в год и более, - проведение маркшейдерских работ (осуществление маркшейдерского контроля), обеспечивающих непрерывный маркшейдерский контроль производственной деятельности пользователя недр (горного предприятия);
2) при осуществлении маркшейдерских работ на объектах пользования недрами, отнесенных к опасным производственным объектам III класса опасности, и на объектах пользования недрами, не отнесенных к опасным производственным объектам, объем разработки горной массы которых составляет от 100 тысяч до 1000 тысяч кубических метров в год, - проведение маркшейдерских работ (осуществление маркшейдерского контроля) маркшейдерской службой или непосредственно главным маркшейдером организации (лицензиата) с периодичностью, установленной при ежегодном планировании горных и маркшейдерских работ;
3) при осуществлении маркшейдерских работ на объектах пользования недрами, отнесенных к опасным производственным объектам IV класса опасности, и на объектах пользования недрами, не отнесенных к опасным производственным объектам, объем разработки горной массы которых составляет менее 100 тысяч кубических метров в год, - проведение маркшейдерских работ (осуществление маркшейдерского контроля) главным маркшейдером организации (лицензиата) на основании и в сроки, установленные планом (схемой) развития горных работ, или исполнителем в соответствии с условиями договора подряда.
17. Для организации маркшейдерских работ при их территориальной обособленности (пользование недрами осуществляется отдельными территориальными подразделениями пользователя недр) рекомендуется предусматривать:
включение (зачисление) специалистов маркшейдерской службы пользователя недр в штат соответствующего территориально обособленного подразделения пользователя недр (далее - обособленное подразделение пользователя недр) при условии методического руководства их деятельностью главным маркшейдером пользователя недр (организации, лицензиата);
выделение из состава маркшейдерской службы пользователя недр территориально обособленного подразделения, осуществляющего производство маркшейдерских работ (далее - обособленное территориальное подразделение маркшейдерской службы), возглавляемого руководителем такого обособленного подразделения пользователя недр, соответствующего лицензионным требованиям подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1467, в должности заместителя главного маркшейдера организации.
18. Рекомендуемая организация деятельности по производству маркшейдерских работ при отсутствии у пользователя недр лицензии на производство маркшейдерских работ включает:
1) назначение приказом пользователя недр главного инженера или иного лица, ответственного за руководство горными работами (далее - технический руководитель), ответственным за организацию и проведение маркшейдерских работ;
2) привлечение на договорной основе подрядных организаций и (или) индивидуальных предпринимателей (исполнители) для производства (выполнения, проведения) маркшейдерских работ на основании соответствующей лицензии;
3) определение прав и обязанностей подрядной организации (исполнителя маркшейдерских работ), порядка взаимодействия подрядной организации и пользователя недр в рамках договора подряда или проектной документации на производство маркшейдерских работ, утвержденной пользователем недр.
19. Рекомендуемая организация проведения маркшейдерских работ исполнителем на основании договора подряда включает контроль заказчика (пользователя недр) за качеством (соблюдением обязательных требований) проведения маркшейдерских работ исполнителем (далее - корпоративный контроль) и приемка этих работ главным маркшейдером организации (пользователя недр) или техническим руководителем.
20. При организации корпоративного контроля пользователю недр (лицензиату) рекомендуется привлекать организации, имеющие лицензии на производство маркшейдерских работ и аккредитованные в национальной системе аккредитации в форме независимого органа инспекции, и (или) имеющие в области производства маркшейдерских работ предусмотренные законодательством Российской Федерации документы (сертификат соответствия, свидетельство о допуске) систем добровольной сертификации, (далее - система сертификации), добровольного саморегулирования (далее - система саморегулирования),
21. В случае привлечения пользователем недр исполнителя на договорной основе при осуществлении деятельности по производству маркшейдерских работ на объектах, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 16 Руководства по безопасности, рекомендуется привлекать исполнителя из числа лицензиатов, имеющих сертификат соответствия системы добровольной сертификации в сфере производства маркшейдерских работ для:
1) создания или развития опорной маркшейдерской сети;
2) профилировки шахтных стволов;
3) проверки соотношения геометрических элементов подъемных комплексов, вертикальности копров шахтных стволов;
4) наблюдений за сдвижением земной поверхности, деформациями горных выработок, зданий, сооружений и объектов;
5) подготовки мероприятий по обеспечению устойчивости горных выработок и при выполнении работ в опасных зонах;
6) определения мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами;
7) проектирования маркшейдерских работ.
22. В случае привлечения пользователем недр на договорной основе при осуществлении деятельности по производству маркшейдерских работ на объектах, указанных в подпункте 3 пункта 16 Руководства по безопасности, рекомендуется привлекать исполнителя из числа лицензиатов, имеющих сертификат соответствия системы добровольной сертификации в сфере производства маркшейдерских работ для:
1) создания или развития опорной маркшейдерской сети;
2) определения мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами;
3) проектирования маркшейдерских работ.
23. В случае приобретения пользователем недр образовательных услуг по повышению квалификации или переподготовке специалистов в области маркшейдерского дела (производства маркшейдерских работ) или по непрерывной технической поддержке приобретаемых инструментов, приборов (средств измерений), оборудования, программных продуктов (средств для обработки результатов измерений) рекомендуется привлекать поставщиков данных продуктов и (или) услуг из числа имеющих сертификат соответствия системы сертификации и (или) свидетельство о допуске системы саморегулирования.
24. В положение о маркшейдерской службе пользователя недр с учетом специализации деятельности лицензиата дополнительно рекомендуется включать:
1) перечень основных видов маркшейдерских работ, выполняемых для структурных и (или) территориально обособленных подразделений пользователя недр (лицензиата);
2) квалификационные требования к специалистам маркшейдерской службы, в том числе направленные на обеспечение выполнения маркшейдерских работ специалистами, получившими дополнительное профессиональное образование по применению приборов (средств измерений), инструментов, технологий (ГИС-технологии) и компьютерных программных средств для обработки результатов измерений, а также условия, обеспечивающие допуск специалистов для выполнения маркшейдерских работ с использованием применяемых инновационных средств обеспечения производства маркшейдерских работ в рамках осуществления деятельности лицензиата высокой, средней и низкой категории риска;
3) сведения о материально-техническом обеспечении (оснащении) маркшейдерской службы;
4) сведения об организации контроля качества маркшейдерских работ, корпоративного контроля, мерах ответственности специалистов при их производстве;
5) порядок взаимодействия со структурными и (или) территориально обособленными подразделениями пользователя недр (лицензиата);
6) права и обязанности специалистов маркшейдерской службы, в том числе подрядной организации, выполняющей маркшейдерские работы на договорной основе.
25. При организации профилактики нарушений обязательных требований в области осуществления маркшейдерской деятельности руководителям организаций (лицензиатам) рекомендуется:
1) обеспечивать работников маркшейдерской службы информационными материалами по правоприменительной практике в области производства маркшейдерских работ, безопасного пользования недрами, их охраны и рационального использования, личной безопасности, включая вопросы промышленной и пожарной безопасности, охраны труда, оказания первой медицинской помощи, работы на высоте;
2) обеспечение внедрения новых приборов (средств измерений), оборудования, технологий, программных средств, повышающих личную безопасность работников и эффективность горных и маркшейдерских работ;
3) обеспечение участия работников в специализированных семинарах и конференциях по обмену опытом;
4) обеспечение участия и (или) проведение совещаний, вебинаров, видеоконференций по вопросам компетенции маркшейдерской службы.
26. Сведения о планируемых мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований рекомендуется включать в пояснительную записку плана развития горных работ пользователя недр в соответствии с пунктом 37 Требований к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. N 537.
27. Организационные мероприятия по обеспечению деятельности, связанной с производством маркшейдерских работ, предусмотренные Руководством по безопасности, рекомендуется включать в проектную документацию на производство маркшейдерских работ.