Приказ Росстандарта от 30.09.2021 N 2120
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
И МЕТРОЛОГИИ
ПРИКАЗ
от 30 сентября 2021 г. N 2120
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в целях организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии внутреннего финансового аудита.
2. Признать утратившим силу приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 1449 "Об утверждении Порядка осуществления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии внутреннего финансового аудита".
Руководитель
А.П.ШАЛАЕВ
Утвержден
приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 30 сентября 2021 г. N 2120
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
I. Общие положения
1. Порядок осуществления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии внутреннего финансового аудита (далее - Порядок, Агентство) разработан с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказов Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", от 21 ноября 2019 г. N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", от 18 декабря 2019 г. N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", от 22 мая 2020 г. N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", от 5 августа 2020 г. N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", от 1 июня 2021 г. N 246 "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию отдельных документов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита".
2. Порядок определяет цели, организацию и осуществление Агентством внутреннего финансового аудита.
3. Внутренний финансовый аудит осуществляется отделом внутреннего контроля и аудита, являющимся обособленным структурным подразделением Агентства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита и не участвующим в организации и выполнении бюджетных процедур на основе функциональной независимости (далее - субъект внутреннего финансового аудита).
4. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита и членов аудиторской группы основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, эффективности, системности, ответственности и стандартизации.
5. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению Руководителю Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Руководитель) независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий Агентства и межрегиональных территориальных управлений Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - МТУ), направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
6. Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно Руководителю.
7. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, осуществляемые структурными подразделениями Агентства, МТУ, а также подведомственными федеральными бюджетными учреждениями Агентства в части касающейся эффективности выполнения видов работ, утвержденных государственным заданием (далее - объекты аудита).
8. В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют работники, которые:
а) не принимали участие в организации и выполнении проверяемых бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
б) не имеют родства или свойства с работниками Агентства, организующими и выполняющими проверяемые бюджетные процедуры.
9. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению Руководителю:
а) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Агентства, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
б) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
в) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
10. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
а) оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России, а также ведомственными актами Агентства;
в) повышения качества финансового менеджмента;
г) подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
11. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет Руководитель, который при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении бюджетных процедур.
II. Планирование аудиторских мероприятий
12. Субъект внутреннего финансового аудита до начала очередного финансового года составляет план проведения аудиторских мероприятий (далее - План), который утверждается Руководителем.
13. План представляет собой перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских проверок, в отношении которых указаны тема и дата окончания мероприятия. Рекомендуемый образец формы Плана приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку.
14. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита должен провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля и аудита за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) оценки бюджетных рисков;
в) показателей качества финансового менеджмента;
г) проведения в текущем или отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
15. При формировании данных для составления проекта Плана учитываются:
а) информация о достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов или признаков, влияющих на достоверность и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также результаты внешней проверки бюджетной отчетности Агентства, проведенной Счетной палатой Российской Федерации;
б) предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Агентства, о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий;
в) информация от субъектов бюджетных процедур о выявленных ими при совершении контрольных действий нарушениях или недостатках;
г) информация об опыте и квалификации субъектов бюджетных процедур, а также информация о кадровых изменениях (например, организационно-штатные мероприятия, изменение организационных или технологических условий труда), которые способны оказать влияние на качество организации и выполнения бюджетной процедуры;
д) информация об изменениях положений законодательства Российской Федерации, регулирующих осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
е) иная информация, необходимая субъекту внутреннего финансового аудита для составления проекта Плана.
16. При необходимости в План вносятся изменения. Решение о внесении изменений в План принимается Руководителем на основании мотивированной служебной записки субъекта внутреннего финансового аудита.
17. По решению Руководителя или субъекта внутреннего финансового аудита План может быть направлен субъектам бюджетных процедур, в целях их информирования о запланированных аудиторских мероприятиях.
18. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится на основании решения Руководителя, которое должно содержать тему и сроки проведения аудиторского мероприятия.
III. Организация и осуществление
внутреннего финансового аудита
19. Аудиторская проверка проводится аудиторской группой, в состав которой могут включаться обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками работники субъекта внутреннего финансового аудита, центрального аппарата Агентства, МТУ и подведомственных Агентству учреждений, а также привлеченные эксперты (далее - аудиторская группа) под руководством, назначенного руководителем субъекта внутреннего финансового аудита работника из состава аудиторской группы (далее - руководитель аудиторской группы).
20. К методам внутреннего финансового аудита относятся:
а) аналитические процедуры - анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах;
б) инспектирование - изучение материальных активов, документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
в) пересчет - проверка точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета, либо выполнение членами аудиторской группы самостоятельных расчетов;
г) запрос - обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия;
д) подтверждение - процесс получения информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у членов аудиторской группы;
е) наблюдение - изучение действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
ж) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
21. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого Агентством, а также подготовки предложений по его организации, деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) установление достаточности и актуальности правовых актов и документов Агентства и МТУ, устанавливающих требования к организации и выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения) и выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
б) выявление избыточных (дублирующих) операций по выполнению бюджетной процедуры;
в) изучение наличия прав доступа субъектов бюджетных процедур к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий Агентства и МТУ, в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;
г) оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий и требований к организации выполнения бюджетных процедур;
д) формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации выполнения бюджетных процедур;
е) изучение совершаемых субъектами бюджетных процедур контрольных действий и их результатов, в том числе анализ причин и условий нарушений и недостатков, в целях определения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись или осуществлялись не в полной мере;
ж) оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и недостатки;
з) формирование предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий в целях:
минимизации бюджетных рисков при выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
обеспечения отсутствия или существенного снижения числа нарушений и недостатков, а также устранения их причин и условий;
достижения Агентством целевых значений показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента.
22. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным актам, деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение следующих задач:
а) изучение порядка формирования (актуализации) актов субъекта учета, устанавливающих, в целях организации и ведения бюджетного учета, учетную политику субъекта учета (документы учетной политики), а также подтверждение соответствия данных актов требованиям единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
б) подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и наделения субъектов бюджетных процедур правами доступа к записям в данных регистрах;
в) определение данных бюджетного учета (отчетности), включая показатели бюджетной отчетности и используемых в их отношении методов внутреннего финансового контроля в целях подтверждения наличия (отсутствия) искажения бюджетной отчетности;
г) формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности индивидуальной бюджетной отчетности, а также соблюдения Агентством порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;
д) формирование предложений и рекомендаций субъектам бюджетных процедур по предотвращению нарушений и недостатков при отражении в бюджетном учете и бюджетной отчетности информации, в том числе отклонений, существенных ошибок и искажений, а также по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета.
IV. Проведение аудиторских мероприятий
23. Аудиторская проверка назначается приказом Руководителя.
24. Аудиторское мероприятие проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
Рекомендуемый образец формы программы аудиторской проверки приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку.
25. Утвержденная программа аудиторской проверки направляется руководителю или уполномоченному работнику объекта аудита в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
26. При проведении аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы может прийти к выводу о необходимости изменения программы аудиторского мероприятия в связи с переоценкой значимости (уровня) бюджетных рисков, в том числе на основании полученной информации о качестве организации и выполнении бюджетной процедуры, а также подготовить и представить на согласование руководителю субъекта внутреннего финансового аудита предложения по внесению изменений в программу аудиторского мероприятия.
27. Изменения в программу аудиторского мероприятия утверждаются руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в срок не позднее 3 рабочих дней с даты представления предложений по изменению программы аудиторского мероприятия.
28. Аудиторские проверки подразделяются на:
а) камеральные - проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) выездные - проводятся по месту нахождения объекта аудита;
в) комбинированные - проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита и по месту нахождения объекта аудита.
29. Срок проведения аудиторской проверки устанавливается исходя из количества проверяемых бюджетных процедур, вида аудиторской проверки, особенностей деятельности объекта аудита и объема его финансирования.
30. Предельные сроки проведения аудиторской проверки не должны превышать 14 календарных дней для выездной проверки и 20 календарных дней для камеральной или комбинированной аудиторской проверки.
31. Дата начала и окончания проведения аудиторской проверки указывается в приказе Агентства о проведении аудиторской проверки.
32. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления или продления срока проведения аудиторской проверки, субъект внутреннего финансового аудита направляет служебную записку на имя Руководителя с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторской проверки.
33. Срок приостановления или продления аудиторской проверки определяется индивидуально в каждом конкретном случае, исходя из целей, которые должны быть достигнуты, но не более чем на 30 календарных дней.
34. Основаниями приостановления или продления срока проведения аудиторской проверки являются:
а) временная нетрудоспособность одного из участников аудиторской группы;
б) принятие субъектом внутреннего финансового аудита мотивированного решения об увеличении объемов выборки проверяемых документов относительно запланированного объема;
в) получение в ходе аудиторской проверки от правоохранительных органов, органов государственного финансового контроля либо иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита (его работников) нарушений и злоупотреблений, требующей дополнительной проверки;
г) несвоевременное и неполное представление объектами аудита запрашиваемой информации.
35. В ходе проведения аудиторских проверок могут быть изучены другие вопросы, касающиеся системы внутреннего финансового контроля, процедур ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, определяемые руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
36. Члены аудиторской группы готовят служебные записки по проверенным ими вопросам, которые по окончанию аудиторского мероприятия представляют на имя руководителя субъекта внутреннего финансового аудита. Справки информационного характера подписывают работники объекта аудита, ответственные за соответствующие направления деятельности.
37. В случаях, когда аудиторские доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют аудиторским доказательствам, полученным из другого источника, или надежность информации, полученной в качестве аудиторских доказательств, не подтверждена, то членами аудиторской группы должны быть проведены дополнительные профессиональные действия для сбора аудиторских доказательств, а также могут быть подготовлены предложения по внесению изменений в программу аудиторского мероприятия, в части приостановления или продления сроков аудиторского мероприятия.
38. Руководитель аудиторской группы обеспечивает выполнение программы аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств.
39. Результаты аудиторской проверки оформляются заключением аудиторской проверки.
Рекомендуемый образец формы заключения аудиторской проверки приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку.
40. Руководитель аудиторской группы предоставляет проект заключения, подписанный участниками аудиторской группы и руководителем (ответственным работником) объекта аудита, для последующего подписания, руководителю субъекта внутреннего финансового аудита.
41. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита рассматривает проект заключения аудиторской проверки, служебные записки участников аудиторской группы, письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур (при наличии) и осуществляет контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, при необходимости вносит корректировки.
42. Заключение аудиторской проверки составляется в двух экземплярах и должно отражать результаты проведения аудиторского мероприятия, включая описание выявленных нарушений и недостатков, бюджетных рисков и содержать выводы и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и организации внутреннего финансового контроля, а также информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита.
43. В заключении аудиторской проверки отражаются проверенные и документально обоснованные данные (факты). При их изложении соблюдаются объективность, ясность и точность описания со ссылкой по каждому факту (с указанием статей, частей, пунктов, подпунктов) на соответствующие нормативные правовые акты, которые нарушены, а также указываются работники, допустившие нарушение, и размер причиненного ущерба (при его наличии).
44. Объект аудита вправе представить в течение 3 рабочих дней со дня направления заключения аудиторской проверки обоснованные письменные возражения, включая ссылки на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации.
45. По окончанию срока представления объектом аудита возражений, в течение 5 рабочих дней заключение аудиторской проверки направляется Руководителю, по результатам рассмотрения которого Руководитель вправе принять одно или несколько из следующих решений:
а) о реализации субъектами бюджетных процедур, в том числе являющимися руководителями структурных подразделений Агентства, выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита (полностью или частично);
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций (полностью или частично);
в) об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и применение контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения или недостатки;
г) об изменении (актуализации) правовых актов центрального аппарата Агентства и МТУ, в том числе в целях совершенствования организации и выполнения бюджетных процедур, а также способов и сроков совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
д) об установлении требований к доведению до работников центрального аппарата Агентства и МТУ информации, необходимой для правомерного совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
е) о необходимости уточнения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий центрального аппарата Агентства и МТУ (осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур), а также уточнения регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
ж) о необходимости уточнения прав субъектов бюджетных процедур по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к регистрам бюджетного учета;
з) о совершенствовании информационного и управленческого взаимодействия между субъектами бюджетных процедур, а также структурными подразделениями центрального аппарата Агентства и МТУ при организации и выполнении бюджетных процедур и операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
и) о совершенствовании информационного взаимодействия между Агентством и юридическими лицами (организациями), которым переданы отдельные полномочия Агентства, в том числе бюджетные полномочия, полномочия государственного заказчика и полномочия по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета;
к) об установлении в положениях о структурных подразделениях Агентства, в должностных регламентах работников центрального аппарата Агентства и МТУ обязанностей и полномочий по организации и выполнению соответствующей бюджетной процедуры или операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
л) о необходимости устранения конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;
м) о необходимости проведения субъектами бюджетных процедур мониторинга изменений положений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
н) о необходимости ведения эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений центрального аппарата Агентства и МТУ, включая повышение квалификации субъектов бюджетных процедур;
о) о разработке перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации и выполнения бюджетной процедуры или операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры с установлением срока их выполнения, а также о выполнении указанных мероприятий;
п) о проведении служебных проверок и принятии решений по их результатам, включая применение материальной и дисциплинарной ответственности к виновным работникам центрального аппарата Агентства, МТУ и подведомственных Агентству учреждений;
р) о направлении информации и документов в соответствующий орган государственного финансового контроля и правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционного проявления, нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения или применяется административная (уголовная) ответственность;
с) иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.
46. При принятии Руководителем решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций, руководитель субъекта внутреннего финансового аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных по результатам аудиторских проверок недостатков и нарушений (далее - План нарушений), а также осуществляет контроль за его выполнением.
47. Субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг выполнения Плана нарушений, включающий следующие процедуры:
а) получение от объектов аудита официального отчета о выполнении Плана нарушений и его анализ, включая анализ причин невыполнения указанного плана (при наличии);
б) оценка действий объектов аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем проведения дополнительных внеплановых аудиторских проверок.
48. В случае несвоевременного или неполного выполнения Плана нарушений, субъект внутреннего финансового аудита направляет Руководителю служебную записку для принятия соответствующих управленческих решений.
49. Работники субъекта внутреннего финансового аудита формируют годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный год, а руководитель субъекта внутреннего финансового аудита подписывает ее и представляет на утверждение Руководителю не позднее 1 апреля текущего финансового года.
Рекомендуемый образец формы годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку.
V. Повышение качества финансового менеджмента
50. Субъект внутреннего финансового аудита осуществляет мониторинг качества финансового менеджмента, включающий мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий, управления активами, а также осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд.
51. Работники субъекта внутреннего финансового аудита регулярно (не реже одного раза в год) проводят мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, на основании которого формируют сведения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
52. Работники субъекта внутреннего финансового аудита проводят указанный мониторинг с использованием одного или нескольких из следующих способов:
а) запрос и анализ информации от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений центрального аппарата Агентства и МТУ, о ходе или результатах выполнения мер по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе о причинах невыполнения указанных мер;
б) анализ результатов мероприятий, проводимых Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством, касающихся организации и выполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых принимались решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;
в) проведение аудиторского мероприятия с целью анализа исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений, принятых в том числе по результатам проведения аудиторских мероприятий.
53. В случае если при проведении мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков работниками субъекта внутреннего финансового аудита выявлена необходимость проведения дополнительных мероприятий по совершенствованию организации и выполнения бюджетной процедуры или операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, то руководитель субъекта внутреннего финансового аудита информирует об этом Руководителя.
54. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
55. В целях повышения качества финансового менеджмента деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение следующих задач:
а) определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры и формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию этих средств и повышению эффективности их применения;
б) оценка исполнения бюджетных полномочий Агентства и МТУ во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
в) формирование предложений и рекомендаций по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию информационного взаимодействия между субъектами бюджетных процедур при организации, выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, а также по повышению квалификации субъектов бюджетных процедур, проведению их профессиональной подготовки;
г) оценка результативности и экономности использования бюджетных средств Агентства, МТУ и подведомственных учреждений, в том числе путем формирования субъектом внутреннего финансового аудита экспертного мнения о:
полноте обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов (в случае их наличия);
своевременности доведения и полноте распределения бюджетных ассигнований, а также о полноте обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств (в случае их наличия);
качестве обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;
соответствии объемов осуществленных кассовых расходов прогнозным показателям кассового планирования;
уровне достижения значений показателей результата выполнения мероприятий (при наличии);
обоснованности объектов закупок, в том числе обоснованности объема финансового обеспечения для осуществления закупки, сроков (периодичности) осуществления планируемых закупок, а также начальных (максимальных) цен контрактов;
обоснованности выбора способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью достижения экономии бюджетных средств;
равномерности принятия и исполнения обязательств по государственным контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий в течение финансового года;
обоснованности объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации для достижения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение;
обоснованности показателей государственного задания на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) исходя из объема государственных услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами Российской Федерации;
наличии, объеме и структуре дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
VI. Оценка бюджетных рисков, формирование
и ведение реестра бюджетных рисков
56. Бюджетным риском является событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента Агентства.
57. Субъектами бюджетных процедур и владельцами бюджетных рисков являются структурные подразделения Агентства, а также МТУ, ответственные за выполнение бюджетных процедур и за реализацию мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
58. Мерами по минимизации бюджетных рисков являются конкретные, достижимые и имеющие срок выполнения действия, направленные на снижение вероятности и степени влияния бюджетного риска, устранение его причин.
59. Оценку бюджетных рисков осуществляют субъект внутреннего финансового аудита совместно с субъектами бюджетных процедур, ответственными за выявление бюджетного риска, а также определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
60. Ответственные структурные подразделения Агентства в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков обязаны оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а работники субъекта внутреннего финансового аудита обязаны обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков, в том числе обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, а также анализировать выявленные нарушения и недостатки.
61. Рекомендуемый образец формы реестра бюджетных рисков приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку и представляет собой документ, используемый для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки.
62. По каждому критерию определяется шкала уровней вероятности (последствий) риска, имеющая три позиции:
Уровень по критерию "вероятность"
низкий
от 0 до 40%
средний
от 41 до 60%
высокий
от 61 до 100%
Уровень по критерию "степень влияния"
низкий
1
средний
2
высокий
3
63. Актуализация реестра бюджетных рисков и выявление бюджетных рисков, присущих текущему и очередному финансовому году осуществляется регулярно (не реже одного раза в год).
VII. Права и обязанности работников
субъекта внутреннего финансового аудита
64. Работники субъекта внутреннего финансового аудита и члены аудиторской группы при подготовке и проведении аудиторских мероприятий имеют право:
а) получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанную с объектом внутреннего финансового аудита, в том числе объяснения в письменной и устной форме, а также осуществлять видео и фотосъемку;
б) получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий Агентства, МТУ и содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетных процедур;
в) знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами Агентства и МТУ, используемым субъектами бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
г) посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
д) консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;
е) осуществлять профессиональное развитие путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита;
ж) в случае передачи Агентству отдельных полномочий МТУ в части осуществления внутреннего финансового аудита, получать необходимые документы, информацию и фактические данные, а также доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам.
65. Руководитель аудиторской группы имеет право:
а) подписывать и направлять запросы субъектам бюджетных процедур о представлении документов и фактических данных, необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита;
б) обсуждать с субъектами бюджетных процедур вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, в том числе результаты проведения аудиторской проверки, отраженные в заключении;
в) подготавливать и представлять на согласование руководителю субъекта внутреннего финансового аудита проект программы аудиторского мероприятия;
г) подписывать и направлять обращения к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимой для проведения аудиторского мероприятия;
д) подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля, в том числе предложения об организации и осуществлении контрольных действий;
е) подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов Агентства, устанавливающих требования к организации и выполнению бюджетных процедур.
66. Работники субъекта внутреннего финансового аудита и члены аудиторской группы обязаны:
а) соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и бухгалтерского учета, а также ведомственные акты Агентства;
б) соблюдать положения Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и межрегиональных территориальных управлений Федерального агентства, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2013 г. N 1256;
в) своевременно сообщать руководителю субъекта внутреннего финансового аудита о нарушениях работниками субъекта внутреннего финансового аудита (членами аудиторской группы) принципов внутреннего финансового аудита, о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений;
г) использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
д) применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
е) проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программой, а также по поручению руководителя аудиторской группы выполнять отдельные задания и подготавливать аналитические записки в рамках аудиторского мероприятия;
ж) обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;
з) формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия с предоставлением на имя руководителя субъекта внутреннего финансового аудита служебной записки по проверенным в соответствии с распределением обязанностей вопросам;
и) обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
к) принимать участие в подготовке заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
67. Руководитель аудиторской группы обязан:
а) в целях планирования и проведения аудиторского мероприятия проводить анализ информации и фактических данных, связанных с объектом внутреннего финансового аудита;
б) по результатам проведенной оценки бюджетных рисков осуществлять планирование аудиторского мероприятия и формировать проект программы аудиторского мероприятия, а также представлять ее на утверждение руководителю субъекта внутреннего финансового аудита;
в) направлять субъектам бюджетных процедур программу аудиторского мероприятия и заключение;
г) обеспечивать выполнение программы аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств;
д) обеспечивать подготовку проектов заключений;
е) подготавливать материалы, необходимые для рассмотрения письменных возражений и предложений, полученных от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений.
68. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита обязан:
а) планировать деятельность субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе в части проведения аудиторских мероприятий;
б) представлять на утверждение Руководителю проект годового плана проведения аудиторских мероприятий и в случае утверждения обеспечивать его исполнение;
в) утверждать программу аудиторских мероприятий;
г) по результатам проведенного аудиторского мероприятия рассматривать письменные возражения и предложения, поступившие от субъектов бюджетных процедур;
д) направлять Руководителю заключения аудиторских проверок, осуществляя контроль полноты отражения результатов проведения аудиторских мероприятий;
е) представлять Руководителю годовую отчетность о результатах деятельности субъектов бюджетных процедур за отчетный год;
ж) обеспечивать проведение мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и недостатков;
з) обеспечивать непрерывное ведение реестра бюджетных рисков Агентства, а также в случае переданных полномочий реестра наиболее значимых бюджетных рисков МТУ;
и) принимать необходимые меры по предотвращению и устранению нарушений принципов внутреннего финансового аудита, личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов со стороны работников субъекта внутреннего финансового аудита (членов аудиторской группы);
к) своевременно сообщать Руководителю о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений.
VIII. Права и обязанности субъектов бюджетных процедур
69. Субъекты бюджетных процедур имеют право:
а) ознакомиться с программой аудиторского мероприятия;
б) получать разъяснения у членов аудиторской группы по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;
в) получать информацию о результатах проведения аудиторского мероприятия (проект заключения, заключение);
г) представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
70. Субъекты бюджетных процедур обязаны:
а) оценивать бюджетные риски и определять способы их минимизации, а также анализировать выявленные в ходе рабочего процесса нарушения и недостатки в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков;
б) выполнять законные требования руководителя и членов аудиторской группы;
в) по результатам проведения аудиторского мероприятия реализовывать меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и недостатков;
г) в случае, если аудиторское мероприятие проводятся методом наблюдения и инспектирования, в присутствии членов аудиторской группы, осуществлять операции (действия) по организации и выполнению бюджетных процедур.
IX. Порядок передачи полномочий по осуществлению
внутреннего финансового аудита
71. В случае принятия МТУ решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, МТУ передает указанные полномочия Агентству по согласованию с Руководителем, после чего субъектом внутреннего финансового аудита МТУ, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, будет являться наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита структурное подразделение Агентства.
72. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры МТУ, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, и составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетных процедур.
73. Решение о передаче полномочий МТУ по осуществлению внутреннего финансового аудита оформляется соглашением о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Рекомендуемый образец формы соглашения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита приведен в приложении N 6 к настоящему Порядку.
Приложение N 1
к Порядку осуществления
Федеральным агентством
по техническому регулированию
и метрологии внутреннего
финансового аудита,
утвержденному приказом
Федерального агентства
по техническому
регулированию и метрологии
от 30 сентября 2021 г. N 2120
Рекомендуемая форма
Глава по БК
Наименование главного администратора бюджетных средств
по ОКТМО
Субъект внутреннего финансового аудита
Наименование бюджета
Тема аудиторской проверки
Объекты аудита
Вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная)
Проверяемый период
Срок проведения аудиторской проверки
Ответственные исполнители
1.
Приложение N 2
к Порядку осуществления
Федеральным агентством
по техническому регулированию
и метрологии внутреннего
финансового аудита,
утвержденному приказом
Федерального агентства
по техническому
регулированию и метрологии
от 30 сентября 2021 г. N 2120
Рекомендуемая форма
Приложение N 3
к Порядку осуществления
Федеральным агентством
по техническому регулированию
и метрологии внутреннего
финансового аудита,
утвержденному приказом
Федерального агентства
по техническому
регулированию и метрологии
от 30 сентября 2021 г. N 2120
Рекомендуемая форма
Приложение N 4
к Порядку осуществления
Федеральным агентством
по техническому регулированию
и метрологии внутреннего
финансового аудита,
утвержденному приказом
Федерального агентства
по техническому
регулированию и метрологии
от 30 сентября 2021 г. N 2120
Рекомендуемая форма
Наименование главного администратора бюджетных средств
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Дата
Наименование бюджета
федеральный
Глава по БК
Периодичность
годовая
По ОКТМО
Наименование показателя
Код строки
Значения показателя
Штатная численность субъекта внутреннего финансового аудита, человек
010
из них:
фактическая численность субъекта внутреннего финансового аудита
011
Количество проведенных аудиторских проверок, единиц
020
в том числе:
в отношении системы внутреннего финансового контроля
021
достоверности бюджетной отчетности
022
экономности и результативности использования бюджетных средств
023
Количество аудиторских проверок, предусмотренных в плане внутреннего финансового аудита на отчетный год, единиц
030
из них:
количество проведенных плановых аудиторских проверок
031
Количество проведенных внеплановых аудиторских проверок, единиц
040
Количество направленных рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, единиц
050
из них:
количество исполненных рекомендаций
051
Количество направленных предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, единиц
060
из них:
количество исполненных предложений
061
Наименование показателя
Код строки
Количество (единиц)
Объем (тыс. руб.)
Динамика нарушений и недостатков
(тыс. руб.)
(%)
Нецелевое использование бюджетных средств
010
Неправомерное использование бюджетных средств (кроме нецелевого использования)
020
Нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством
030
Нарушения правил ведения бюджетного учета
040
Нарушения порядка составления бюджетной отчетности
050
Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями
060
Нарушения порядка администрирования доходов бюджета
070
Нарушения в сфере закупок в части обоснования закупок и исполнения контрактов
080
Нарушения установленных процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля
090
X
X
Прочие нарушения и недостатки
100
Порядок
заполнения годовой отчетности о результатах
деятельности внутреннего финансового аудита
1. В годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита (далее - Отчетность, Отчет) отражаются сведения об осуществлении внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита.
2. Отчетным периодом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
3. Отчетность должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, в частности:
а) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий за отчетный год, в том числе аудиторских мероприятий, проведенных в рамках переданных от межрегиональных территориальных управлений полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита (при наличии), а в случае невыполнения плана - информацию о причинах его невыполнения;
б) о количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий за отчетный год (при наличии);
в) о степени надежности осуществляемого в Росстандарте внутреннего финансового контроля;
г) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности Росстандарта;
д) о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Росстандарта и достижении целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
е) о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита, включая:
выводах, предложениях и рекомендациях субъекта внутреннего финансового аудита;
нарушениях или недостатках, бюджетных рисках, а также о значимых остаточных бюджетных рисках, включая информацию об их причинах;
принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента Росстандарта и минимизации (устранению) бюджетных рисков;
лучших практиках организации выполнения бюджетных процедур и операций (действий) по выполнению бюджетных процедур в Росстандарте;
ж) о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
з) о субъекте внутреннего финансового аудита, в том числе о его подчиненности, штатной и фактической численности, а также о принятых мерах по повышению квалификации должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита;
и) дату подписания годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
4. Отчетность включает данные, сформированные на основании заключений о проведенных субъектом внутреннего финансового аудита аудиторских проверок, информации Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства о выявленных нарушениях в финансово-бюджетной сфере. В Отчет включаются сведения по аудиторским проверкам, завершенным в отчетном периоде независимо от даты их начала.
5. Суммовые показатели отражаются в тысячах рублей с точностью до первого десятичного знака.
6. Отчетность представляется с пояснительной запиской, включающей:
сведения о подчиненности субъекта внутреннего финансового аудита, правовых актах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита, количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый аудит, по каждому направлению аудиторских проверок (аудит надежности системы внутреннего финансового контроля, аудит достоверности бюджетной отчетности, аудит результативности и экономности использования бюджетных средств);
сведения о принятых мерах по повышению квалификации указанных должностных лиц, а также мерах по обеспечению надлежащего качества осуществления внутреннего финансового аудита;
сведения об обеспеченности ресурсами (материальными и финансовыми), состав основных фондов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита, и их техническом состоянии;
информацию о событиях, оказавших существенное влияние на осуществление внутреннего финансового аудита, не нашедшую отражения в отчете;
информацию о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, не нашедшую отражения в отчете, в том числе:
описание по каждому направлению аудиторских проверок рекомендаций (заключений), предложений, направленных объектам аудита, причин их неисполнения в случае их наличия;
описание бюджетных рисков, в отношении которых проводились контрольные действия в ходе внутреннего финансового контроля, а также значимых бюджетных рисков, которые не устранены в ходе процедур внутреннего финансового контроля, и предпринимаемых по ним мер;
описание обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности Росстандарта, и принятых по ним мер;
иную информацию о событиях, оказавших существенное влияние на осуществление внутреннего финансового аудита, не нашедшую отражения в Отчете.
7. Данные отражаются по следующим разделам Отчета:
общие сведения о результатах осуществления внутреннего финансового аудита;
сведения о выявленных нарушениях и недостатках.
8. В разделе 1 "Общие сведения о результатах внутреннего финансового аудита" по строкам 010 - 061 отражаются общие сведения об осуществлении внутреннего финансового аудита в отчетном периоде. В графе 3 по каждому показателю указывается значения в установленных единицах измерения.
9. В разделе 2 "Сведения о выявленных нарушениях и недостатках при осуществлении внутреннего финансового аудита" в строках 010 - 020 по каждому показателю:
в графе 3 указывается количество выявленных нарушений (недостатков) по результатам проведения аудиторских проверок в отчетном году;
в графе 4 указывается объем выявленных нарушений (недостатков) по результатам проведения аудиторских проверок в отчетном году;
в графах 5 - 6 указывается рост (снижение) объема нарушений (недостатков), выявленных субъектом внутреннего финансового аудита и органами государственного финансового контроля (Счетной палатой Российской Федерации, Федеральным казначейством) в отчетном году, по отношению к предыдущему году, в абсолютных и относительных величинах соответственно.
Приложение N 5
к Порядку осуществления
Федеральным агентством
по техническому регулированию
и метрологии внутреннего
финансового аудита,
утвержденному приказом
Федерального агентства
по техническому
регулированию и метрологии
от 30 сентября 2021 г. N 2120
Рекомендуемая форма
Реестр бюджетных рисков Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
N
Бюджетная процедура
Операция (действие по выполнению бюджетной процедуры)
Бюджетный риск
Причины реализации
Последствия реализации
Вероятность
Степень влияния
Значимость
Владелец бюджетного риска
Меры по минимизации бюджетных рисков
Приоритетность принятия мер по минимизации бюджетного риска
Нормативный правовой акт, определяющий срок исполнения операции
1
2..
Приложение N 6
к Порядку осуществления
Федеральным агентством
по техническому регулированию
и метрологии внутреннего
финансового аудита,
утвержденному приказом
Федерального агентства
по техническому
регулированию и метрологии
от 30 сентября 2021 г. N 2120
Рекомендуемая форма
I. Предмет Соглашения
1.1. В соответствии с настоящим Соглашением Аудируемое лицо передает на безвозмездной основе, а Орган, осуществляющий переданное полномочие (уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита структурное подразделение Органа, осуществляющего переданное полномочие) (далее - Субъект аудита), принимает и осуществляет полномочие Аудируемого лица по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - переданное полномочие).
1.2. Субъект аудита выполняет переданное полномочие для формирования и предоставления независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий Аудируемым лицом, направленной на повышение качества осуществления процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - бюджетные процедуры) Аудируемым лицом.
1.3. Субъект аудита выполняет переданное полномочие в целях:
оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
1.4. Структурные подразделения Аудируемого лица являются объектами внутреннего финансового аудита Органа, осуществляющего переданное полномочие (далее - объекты аудита).
1.5. Хранение документов, сформированных в процессе выполнения переданного полномочия, в том числе по срокам хранения, осуществляется в установленном действующим законодательством порядке.
II. Права и обязанности Сторон
2.1. Субъект аудита обязан проводить плановые и внеплановые аудиторские проверки в отношении объектов аудита, а также соблюдать принципы законности и объективности, независимости и профессиональной компетентности, ответственности и эффективности, системности и стандартизации при выполнении переданного полномочия.
2.2. Составление, утверждение и ведение годового плана внутреннего финансового аудита Органа, осуществляющего переданное полномочие (далее - план), назначение и проведение аудиторских проверок, определение предельных сроков проведения аудиторских проверок и оснований для их приостановления и продления, а также формирование, направление и сроки рассмотрения заключения аудиторской проверки (далее - Заключение) и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита осуществляется в соответствии с Порядком осуществления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии внутреннего финансового аудита, а также положениями настоящего Соглашения.
2.3. Плановые аудиторские проверки в отношении объектов аудита осуществляются на основании плана, составляемого Субъектом аудита в соответствии с Порядком осуществления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии внутреннего финансового аудита.
Руководитель Аудируемого лица вправе направить Субъекту аудита в срок до 1 декабря текущего года предложения по формированию проекта плана (изменений к плану) на соответствующий очередной финансовый год.
Субъект аудита не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения руководителем Органа, осуществляющего переданное полномочие, плана на соответствующий год (изменений к нему) направляет его копию (копию изменений к нему) объектам аудита, включенным в план на соответствующий год.
Внеплановые аудиторские проверки в отношении объектов аудита осуществляются на основании решения руководителя Органа, осуществляющего переданное полномочие, по представлению руководителя Аудируемого лица.
2.4. Субъект аудита обязан направлять руководителю Аудируемого лица Заключение и проект одного или нескольких решений руководителя объекта аудита.
Заключение составляется и подписываются Субъектом аудита в двух экземплярах - один для Субъекта аудита, второй для Аудируемого лица.
2.5. Субъект аудита в срок до 1 февраля текущего финансового года составляет годовой отчет о результатах осуществления им внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год и направляет его на ознакомление руководителю Аудируемого лица.
2.6. Субъект аудита и привлеченные для проведения аудиторских проверок должностные лица (далее - члены аудиторской группы) обязаны:
соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Аудируемым лицом;
не допускать к проведению аудиторских проверок членов аудиторской группы, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры в Аудируемом лице;
знакомить руководителя Аудируемого лица или уполномоченное им должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки;
направлять руководителю Аудируемого лица второй экземпляр Заключения;
осуществлять хранение как на бумажных, так и на электронных носителях документов и информации Аудируемого лица в части выполнения переданных полномочий;
консультировать объекты аудита по вопросам, возникающим в процессе осуществления внутреннего финансового аудита.
2.7. Субъект аудита и члены аудиторской группы при проведении аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать независимых экспертов.
2.8. Аудируемое лицо обязано:
обеспечить представление на основании мотивированного запроса Субъекта аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, в том числе информации об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля Аудируемым лицом, письменные объяснения должностных лиц и иных работников Аудируемого лица;
предоставлять Субъекту аудита и членам аудиторской группы допуск в помещения и на территории, которые занимают объекты аудита;
обеспечивать Субъект аудита и членов аудиторской группы помещениями и организационной техникой, необходимыми для проведения аудиторской проверки;
обеспечивать разработку и исполнение плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями Субъекта аудита и осуществлять контроль за его выполнением.
2.9. Аудируемое лицо имеет право:
представлять предложения о проведении внеплановых аудиторских проверок и плановых аудиторских проверок для формирования плана;
присутствовать при проведении аудиторской проверки в случае, если аудиторская проверка проводится с применением инспектирования в качестве метода аудита;
незамедлительно письменно уведомлять Субъект аудита о несоблюдении положений настоящего Соглашения;
направить (командировать) работника Аудируемого лица в Орган, осуществляющий переданное полномочие, для выполнения служебного поручения (задач), связанного с осуществлением внутреннего финансового аудита в объектах аудита.
III. Ответственность Сторон и порядок разрешения споров
3.1. Ответственность Сторон по настоящему Соглашению определяется законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
3.2. Орган, осуществляющий переданное полномочие, при выполнении переданного полномочия в Аудируемом лице несет ответственность за:
составление и ведение плана;
проведение аудиторских проверок;
формирование и направление Заключений;
составление и представление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
3.3. Руководитель Аудируемого лица несет ответственность за:
подготовку предложений по формированию проекта плана на соответствующий год;
принятие решений, по результатам рассмотрения Заключений;
разработку и исполнение плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями Субъекта аудита, а также за осуществление контроля выполнения указанного плана;
организацию работы по повышению качества осуществления бюджетных процедур.
3.4. Споры и разногласия, возникающие в отношении выполнения переданного полномочия, а также вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами обязательств по настоящему Соглашению, разрешаются путем переговоров, а в случае невозможности разрешения существующих разногласий путем переговоров - рассматриваются в судебном порядке.
3.5. Стороны не несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению, если докажут, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой Стороны.
IV. Срок действия Соглашения
4.1. Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок и вступает в силу с даты его подписания Сторонами.
4.2. Изменение настоящего Соглашения осуществляется по инициативе Сторон и оформляется в виде дополнительного соглашения к настоящему Соглашению, которое является его неотъемлемой частью.
4.3. Настоящее Соглашение прекращает действие на основании письменного обращения руководителя Органа, осуществляющего переданное полномочие, об отказе в дальнейшем осуществлении переданного полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, направленного руководителю Аудируемого лица.
4.4. Расторжение настоящего Соглашения оформляется в виде дополнительного соглашения о расторжении настоящего Соглашения.
5. Подписи Сторон