"Изменение N 2 ГОСТ Р 52289-2019 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"
93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
ОКС 93.080.30
Утверждено
и введено в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 22.07.2025 N 781-ст
Дата введения - 2026-07-01
с правом досрочного применения
ИЗМЕНЕНИЕ N 2
ГОСТ Р 52289-2019 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ, РАЗМЕТКИ,
СВЕТОФОРОВ, ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ И НАПРАВЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ
Раздел 2 дополнить ссылкой:
"ГОСТ Р 59401-2001 Дороги автомобильные общего пользования. Ограничивающие пешеходные и защитные ограждения. Общие технические условия".
Пункты 3.10, 3.16, 6.2.4, 6.3.1, 8.1.3, 8.1.6, 8.1.7, 8.1.12, 8.1.13, 8.1.30, приложение В (рисунок В.29). Заменить слова: "бордюрный камень" на "бортовой камень (бордюр)".
Пункт 3.15 изложить в новой редакции:
"3.15 высота дорожного ограждения: Расстояние в вертикальной плоскости от наивысшей точки продольного конструктивного элемента дорожного ограждения до уровня обочины, покрытия на мостовом сооружении, разделительной полосе или проезжей части, измеренное у лицевой поверхности дорожного ограждения.
Примечания
1 При наличии газона или тротуара (с бортовым камнем (бордюром)), или цоколя высоту дорожного ограждения определяют до уровня дорожного покрытия, а пешеходного - до уровня поверхности тротуара или газона.
2 Высоту дорожного защитного ограждения определяют до уровня поверхности земли или покрытия".
Пункт 5.1.6. Третий абзац изложить в новой редакции:
"Дублирующие знаки устанавливают на конструктивно выделенных островках безопасности, направляющих островках, разделительных полосах";
восьмой абзац после слов "на всех дорогах" дополнить словами: "за исключением односторонних однополосных участков дорог (съезды, примыкания и т.п.)".
Пункт 5.1.7. Первый абзац изложить в новой редакции:
"5.1.7 Расстояние от края проезжей части (при наличии обочины - от бровки земляного полотна, при наличии оборудованной парковки - от ее края, не граничащего с проезжей частью) до ближайшего к ней края знака, установленного сбоку от проезжей части, должно быть от 0,5 до 2,5 м (рисунки В.1а, б приложения В), до края знаков особых предписаний 5.23.1, 5.24.1, 5.25, 5.26 и информационных знаков 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1 - 6.12, 6.17 - от 0,5 до 5,0 м".
Пункт 5.2.17 после слов "снежным покровом" дополнить ссылкой: "по ГОСТ Р 50597".
Пункт 5.2.24. Первый абзац изложить в новой редакции:
"5.2.24 Знак 1.22 "Пешеходный переход" устанавливают вне населенных пунктов перед всеми нерегулируемыми наземными пешеходными переходами, а в населенных пунктах - перед первым после въезда в населенный пункт наземным пешеходным переходом в случае, если он является нерегулируемым, и перед переходами, расстояние видимости которых менее 150 м".
Пункт 5.4.2. Первый абзац. Последнее перечисление изложить в новой редакции:
"- для запрещения въезда на отдельную полосу движения, отстойно-разворотную площадку или отдельный участок дороги, в том числе трамвайные пути";
третий абзац изложить в новой редакции:
"Знак допускается применять с табличками 8.4.2 - 8.4.8, 8.4.9 - 8.4.16, 8.5.1 - 8.5.7 и 8.27".
Пункт 5.5.5. Третий абзац изложить в новой редакции:
"Знаки устанавливают вне проезжей части непосредственно в начале разделительных полос, островков и ограждений (кроме фронтальных по ГОСТ Р 58351). При наличии в указанных местах дорожных тумб знаки устанавливают сверху на тумбе, допускается одновременно дублировать их изображение на фронтальной поверхности тумбы закрытого типа (демпфирующих) по ГОСТ 32759 или дорожных буферов".
Пункт 5.6.18. Третий абзац. Исключить слова: "с табличкой 8.14";
шестой абзац. Исключить слова: "(без таблички 8.14)".
Пункт 5.7.22. Первый абзац. Заменить слова: "служебное слово," на "служебное (поясняющее) слово по ГОСТ Р 52290,".
Пункт 6.1.3 изложить в новой редакции:
"6.1.3 При разметке дорог ширину полосы движения принимают с учетом категорий дорог согласно требованиям документов по стандартизации Российской Федерации.
Ширину полосы движения определяют по расстоянию между осями линий разметки <*>, обозначающих ее границы";
дополнить сноской <*>:
"--------------------------------
<*> Оси разметки по ГОСТ 32952, кроме случаев применения линии разметки 1.11 вместо линии разметки 1.3 по 6.2.13. В этом случае ось линии разметки 1.11 принимается аналогично оси разметки 1.3 по ГОСТ 32952".
Пункт 6.2.1. Третий абзац дополнить словами: "На одной дороге для разделения транспортных потоков противоположных направлений предпочтительно применять линии разметки одного цвета".
Пункт 6.2.3. Перечисление а). Восьмое перечисление изложить в новой редакции:
"- на расстоянии не менее 20 (40) м перед переходной линией при уменьшении числа полос в данном направлении, а также перед разметкой 1.2, используемой для обозначения границы проезжей части перед препятствиями;".
Пункт 6.2.4. Первый абзац дополнить перечислением:
"- границы проезжей части перед препятствием (опорой путепровода, конструктивно выделенным островком безопасности и т.п.), а также переходной линии при уменьшении числа полос в данном направлении с наклоном к оси дороги не более 1:20 (1:50). На дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях допускается наносить две параллельные переходные линии на расстоянии не менее 20 (40) м (рисунок В.8а)".
Пункт 6.2.20 дополнить абзацем (после первого):
"Разметку 1.17.1 наносят от бортового камня (бордюра), а при наличии разметки 1.2, 1.4 или 1.10 - от них";
второй абзац. Заменить слово: "вначале" на "в начале";
дополнить словами: "а также разметок 1.4, 1.10 при их наличии".
Пункт 6.3.5. Заменить слово: "дорожных" на "цилиндрических дорожных".
Пункт 6.3.10. Первый абзац изложить в новой редакции:
"6.3.10 Разметку 2.7 наносят на боковые поверхности бортового камня (бордюра) (рисунки В.23 и В.24):
а) выделяющего над проезжей частью разделительные полосы, направляющие островки, островки безопасности;
б) у препятствий, расположенных:
- на расстоянии менее 1 м от проезжей части;
- на кривых в плане с радиусом менее 50 м;
- в местах сужения дороги;
- в местах выездов на набережные;
- на других опасных участках;
в) на протяжении посадочных площадок маршрутных транспортных средств, а при наличии заездного кармана - и на протяжении отгонов кармана".
Пункт 7.2.1. Шестой абзац изложить в новой редакции:
"Условие 4. На перекрестке или пешеходном переходе совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 месяцев, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом в отношении перекрестков условия 1 или 2 должны выполняться на 80% или более";
дополнить абзацем:
"При светофорном регулировании движения пешеходов, где оно введено по условиям 2 - 4, в периоды снижения интенсивности движения пешеходов до значений, менее указанных в этих условиях, допускается применение вызывной фазы для пешеходов".
Пункт 7.2.3. Заменить слова: "превышает 50 ед./ч" на "составляет не менее 50 ед./ч".
Пункт 7.4.1. Перечисления б), ж) изложить в новой редакции:
"б) перед перекрестком (пешеходным переходом) над проезжей частью;";
"ж) непосредственно за пересечением проезжих частей (пешеходным переходом) на конструктивно выделенных разделительной полосе, направляющем островке или островке безопасности;";
перечисление и) после слов "за пересечением проезжих частей" дополнить словами: "(пешеходным переходом)";
дополнить перечислениями л) и м):
"л) непосредственно за перекрестком (пешеходным переходом) над проезжей частью;
м) в пределах перекрестка над проезжей частью".
Пункт 7.4.3 изложить в новой редакции:
"7.4.3 Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2 (за исключением регулирующих движение по полосам) дублируют".
Подпункт 7.4.3.1. Таблицу 13 изложить в новой редакции:
"Таблица 13 - Места установки дублирующих светофоров Т.1 и Т.2
Исполнение светофора
Предпочтительность мест установки <1)>
б
в
г
д
е
ж <2)>
и <2)>
к
л
м
Т.1
4
1
7
8
-
2
3
-
5
6
Т.1.Г
-
-
-
-
-
1 <3)>
2 <3)>
-
4
3
Т.1.п
-
-
-
-
1
4
6
3
5
2
Т.1.л
-
-
-
3
-
1
2
-
5
4
Т.1.пл
-
1
3
4
-
5
7
-
6
2
Т.2 со стрелкой "прямо"
1 <4)>
-
-
-
-
-
-
-
3
2
Т.2 со стрелкой "направо" или "прямо и направо"
1
-
-
-
-
-
-
-
3
2
Т.2 со стрелкой "налево" или "прямо и налево"
1 <5)>
-
-
-
-
-
-
-
3
2
Т.2 со стрелкой "направо и налево"
2
1
-
-
-
-
-
-
4
3
<1)> Наиболее предпочтительное место установки - с наименьшим номером.
<2)> Дублирование допускается в случае, если число полос в данном направлении не превышает трех, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед./ч.
<3>) Дублирование производится с помощью светофоров Т.1.
<4)> Место установки выбирают при отсутствии на данном подходе к перекрестку светофоров Т.2, регулирующих движение только направо.
<5)> Место установки может применяться при установке основного светофора в местах в или г по 7.4.1.1.
Пункт 7.4.5 исключить.
Пункт 7.4.12 после слов "сигнал пешеходного светофора." дополнить абзацем:
"ИС для поворачивающих налево транспортных средств (ИС.л) дублируют. При необходимости допускается дублирование ИС для поворачивающих направо транспортных средств (ИС.п). При этом дублирующую ИС размещают под дублирующим светофором, регулирующим соответствующее направление поворота".
Пункт 7.5.3. Первый абзац изложить в новой редакции:
"7.5.3 Режим работы светофорной сигнализации с использованием светофоров Т.1 и Т.3 (любых исполнений и вариантов конструкции), применяемых с ними дополнительных секций, а также светофоров Т.2 и Т.8 (любых вариантов конструкции), Т9, П.1 и П.2 должен предусматривать мигание зеленого сигнала в течение 3 с непосредственно перед его выключением с частотой одно мигание в секунду (допускается отклонение от указанной частоты
10%)".
Пункт 8.1.1 изложить в новой редакции:
"8.1.1 На автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют боковые дорожные ограждения, в том числе временные, прошедшие испытания в соответствии с ГОСТ 33129 или ГОСТ Р 52721. Ограничивающие пешеходные и защитные ограждения, кроме того, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 59401-2021 (за исключением пунктов 8.5.5 - 8.5.7). В процессе эксплуатации дорожные ограждения должны отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597".
Пункт 8.1.2. Первый и второй абзацы изложить в новой редакции:
"8.1.2 Дорожные удерживающие боковые ограждения для автомобилей (далее - ограждения) должны быть установлены:
- на обочинах автомобильных дорог по 8.1.4;
- на газоне, полосе между тротуаром и бровкой земляного полотна, тротуаре городской дороги или улицы по 8.1.6;
- с обеих сторон проезжей части мостового сооружения по 8.1.5;
- на разделительной полосе автомобильной дороги, городской дороги или улицы, мостового сооружения по 8.1.4 - 8.1.6 соответственно.
Для разделения транспортных потоков противоположных направлений при отсутствии возможности соблюдения расстояния 1 м от кромки проезжей части до лицевой поверхности ограждения (далее - полоса безопасности) на автомобильных дорогах и улицах устанавливают (без учета требований к рабочей ширине ограждений по 8.1.9) тросовые ограждения или барьерные ограждения с отделяющейся балкой <*> без консоли при условии обеспечения ширины полосы безопасности между кромкой проезжей части и лицевой поверхностью ограждения не менее 0,5 м с каждой стороны таких ограждений <**> без изменения категории дороги и улицы (рисунок В.28л):
а) обязательно вне населенных пунктов на четырехполосных автомобильных дорогах без учета переходно-скоростных полос;
б) при необходимости в местах концентрации ДТП, связанных со встречным столкновением транспортных средств, или для профилактики возникновения таких мест:
1) вне населенных пунктов на двух- и трехполосных автомобильных дорогах без ограждений на обочинах;
2) вне населенных пунктов на трехполосных автомобильных дорогах, где ограждения установлены на обочине со стороны, по которой движение осуществляется по двум полосам;
3) в населенных пунктах на четырехполосных автомобильных дорогах и улицах";
дополнить сносками <*>, <**>:
"--------------------------------
<*> Барьерное ограждение с отделяющейся балкой - конструкция дорожного ограждения, во время работы которой предусмотрено отделение балки от стойки, энергия удара гасится за счет деформации материала конструкции и трения в системе.
<**> При отсутствии возможности обеспечения полосы безопасности шириной 0,5 м и минимальных требований к ширине иных элементов поперечного профиля дороги (полоса движения, обочина) без изменения категории дороги и улицы тросовые ограждения или барьерные ограждения с отделяющейся балкой без консоли устанавливают при проведении работ по расширению дороги во время ее капитального ремонта или реконструкции и после их окончания. В этом случае до проведения капитального ремонта или реконструкции для разделения встречных направлений движения рекомендуется применять один из следующих типов элементов обустройства автомобильных дорог:
- разметка 1.3 со структурной или профильной поверхностью;
- совместно с разметкой 1.3 по 6.2.5 световозвращатели, или сигнальные столбики, или продольные шумовые полосы, размещенные по ГОСТ 33151".
Пункт 8.1.3. Таблицу 14 изложить в новой редакции:
"Таблица 14 - Уровни удерживающей способности
Уровень удерживающей способности
У1
У2
У3
У4
У5
У6
У7
У8
У9
У10
а
б
Значение уровня, кДж, не менее
130
190
250
300
350
400
450
500
550
600
724
".
Пункт 8.1.4. Таблица 15. Последнюю строку изложить в новой редакции:
"
Разделительная полоса
Любой
А
У6
У5
У5
У4
У4
Разделительная полоса отсутствует
Б
У5
У4
У4
У3
У3
";
примечание изложить в новой редакции:
"Примечания
1 IА - автомагистраль; 1Б - скоростная дорога; IВ - дорога обычного типа.
2 На автомобильных дорогах V категории уровень удерживающей способности ограждений следует выбирать в зависимости от состава транспортного потока, наиболее часто встречающегося на данной дороге";
таблицу 16 изложить в новой редакции:
"Таблица 16 - Минимальные уровни удерживающей способности тросовых ограждений и барьерных ограждений с отделяющейся балкой без консоли на автомобильных дорогах
Место установки ограждения
Продольный уклон дороги, %о
Группа до рожных условий
Уровень удерживающей способности в зависимости от категории автомобильной дороги, числа полос движения в обоих направлениях и их ширины
IА; IБ
IВ
II
III
IV
6
4
6
4
4
2; 3
2
Ширина полосы движения, м
3,75<1)>
3,5 - 3,75
3,5
3,0
Обочины прямолинейных участков дороги и кривой в плане радиусом более 600 м. Обочина с внутренней стороны кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м
До 40
А
У5
У4
У5
У4
У4
У3
Б
У4
У3
У4
У3
У3
У2
40 и более
А
У6
У5
У6
У5
У5
У4
Б
У5
У4
У5
У4
У4
У3
Обочина с внешней стороны кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м
До 40
А
У6
У5
У6
У5
У4
У3
Б
У5
У4
У5
У4
У3
У2
40 и более
А
У7
У6
У7
У6
У5
У4
Б
У6
У5
У6
У5
У4
У3
Обочина на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов не менее 50 ![]()
Любой
А
У6
У5
У6
У5
У4
У3
Б
У5
У4
У5
У4
У3
У2
Разделительная полоса
Любой
А
У6
У5
У6
У5
У5
Разделительная полоса отсутствует
Б
У5
У4
У5
У4
У4
Между линиями разметки 1.2 <2)> по 8.1.2
Любой
Любая
Не применяется
Не ниже У4
<1)> Размер полосы движения для реконструируемых участков дорог может быть принят равным 3,5; 3,75 или 4,0 м.
<2)> Допускается вместо тросовых ограждений устанавливать барьерные ограждения с отделяющейся балкой без консоли.
Примечание - На автомобильных дорогах V категории уровень удерживающей способности ограждений следует выбирать в зависимости от состава транспортного потока, наиболее часто встречающегося на данной дороге.
Пункт 8.1.5. Таблица 18. Примечание изложить в новой редакции:
"Примечания
1 Если интенсивность движения автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу не менее 30 т, составляет не менее 1000 авт./сут, вместо уровней У7 - У9 принимают соответственно уровни У8 - У10.
2 Уровень удерживающей способности ограждений, устанавливаемых на разделительной полосе мостового сооружения, не должен быть ниже уровня удерживающей способности ограждений, устанавливаемых на краю проезжей части мостового сооружения".
Пункт 8.1.8 дополнить абзацем (после третьего):
"При установке ограждений на обочинах с уменьшенной шириной по СП 34.13330.2021 (пункт 5.24) и из-за отсутствия возможности соблюдения полосы безопасности шириной 1 м данную величину допускается сокращать при установке фронтальных ограждений или терминалов по ГОСТ 33127, а также знаков 1.20.1 - 1.20.3, 4.2.1, 4.2.2, 8.22.1, 8.22.2 соответственно в зависимости от стороны автомобильной дороги, на которой установлены ограждения";
дополнить абзацем (после последнего):
"При наличии на обочине автомобильной дороги бортового камня (бордюра) деформируемые ограждения устанавливают по 8.1.12".
Пункт 8.1.10 изложить в новой редакции:
"8.1.10 На боковых сторонах городской дороги и улицы ограждения устанавливают на газоне между проезжей частью и тротуаром (рисунки В.29а, б). При отсутствии возможности установки ограждения на газоне (по причине наличия между проезжей частью и тротуаром массивных опор и (или) подземных инженерных коммуникаций на расстоянии менее 1,5 м), а также в случае, если газон отсутствует, его устанавливают между бровкой земляного полотна и внешним краем тротуара (рисунки В.29в - е). Если и такая возможность отсутствует, то ограждение устанавливают на тротуаре, примыкающем к проезжей части (рисунок В.29ж)".
Пункт 8.1.16. Таблицу 23 изложить в новой редакции:
"Таблица 23 - Минимальная высота ограждений (кроме тросовых)
Место установки ограждения
Высота ограждения, м, при уровне удерживающей способности
У1
У2
У3
У4
У5
У6
У7
У8 - У10
Автомобильные дороги, городские дороги и улицы
0,75
1,10
-
Разделительная полоса мостового сооружения и дороги
0,75
1,10
Мостовые сооружения на автомобильных дорогах, городских дорогах и улицах
без тротуаров и служебных проходов
1,10
1,30
1,50
служебные проходы шириной до 0,75 м
0,75
0,90
0,90
1,10
1,10
1,30
тротуары шириной не менее 1,00 м
0,75
0,90
1,10
".
Пункт 8.1.19. Второй абзац дополнить словами:
"Соединение ограждений разного типа, высоты и с разным количеством применяемых балок выполняется по ГОСТ 33128".
Пункт 8.1.29. Исключить слова: "Ограничивающие пешеходные ограждения должны выдерживать значение горизонтальной сосредоточенной нагрузки на поручни перил 0,3 кН (в любом месте по длине поручня)".
Пункт 8.1.31. Второй абзац после слов "на высоте не менее 0,4 м" дополнить словами: "от покрытия, на котором установлено пешеходное ограждение".
Пункт 8.1.32. Последний абзац исключить.
Пункт 8.2.2. Второй абзац изложить в новой редакции:
"При наличии водопропускной трубы диаметром 1,0 м и менее устанавливают по одному сигнальному столбику вдоль оси такой трубы с каждой стороны дороги. При диаметре водопропускной трубы более 1,0 м устанавливают не менее трех сигнальных столбиков с каждой стороны дороги, при этом средний столбик должен располагаться вдоль оси водопропускной трубы. Расстояние между столбиками должно быть не менее 10 м. При отсутствии возможности установки столбика непосредственно по оси водопропускной трубы допускается его устанавливать в ближайшем к оси месте".
Приложение В. Рисунок В.26 заменить на:
"
Рисунок (не приводится)
Рисунок (не приводится)
а
в
Рисунок (не приводится)
Рисунок (не приводится)
б
г
".