Приказ Роспотребнадзора от 17.08.2023 N 516
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИКАЗ
от 17 августа 2023 г. N 516
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ,
ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКИЕ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ, В ОТНОШЕНИИ
КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ
КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2021 N 1537, и пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет координацию и регулирование деятельности.
2. Настоящий приказ действует до 29.02.2028 включительно.
Руководитель
А.Ю.ПОПОВА
Утверждены
приказом Роспотребнадзора
от 17.08.2023 г. N 516
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ
К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ,
ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ, В ОТНОШЕНИИ
КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ
КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Настоящие обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), правообладателями которых являются Роспотребнадзор или организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Роспотребнадзор осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее соответственно - Требования, КВО), определяют комплекс мер для каждой категории значимости КВО, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС; снижению размеров ущерба и потерь от ЧС; ликвидации ЧС; обеспечению устойчивости функционирования Роспотребнадзора или организаций, эксплуатирующих КВО, в отношении которых Роспотребнадзор осуществляет координацию и регулирование деятельности, и жизнедеятельности должностных лиц Роспотребнадзора и (или) работников организаций Роспотребнадзора, эксплуатирующих КВО, в отношении которых Роспотребнадзор осуществляет координацию и регулирование деятельности, в ЧС, а также определяют порядок проведения оценки готовности Роспотребнадзора или организаций, эксплуатирующих КВО, в отношении которых Роспотребнадзор осуществляет координацию и регулирование деятельности, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности должностных лиц Роспотребнадзора и (или) работников организаций, эксплуатирующих КВО, в отношении которых Роспотребнадзор осуществляет координацию и регулирование деятельности.
2. Комплекс мер, указанный в пункте 1 Требований, осуществляется исключительно в Роспотребнадзоре и (или) подведомственных Роспотребнадзору организациях, эксплуатирующих КВО, в отношении которых Роспотребнадзор осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее - организации Роспотребнадзора), отнесенных к КВО в соответствии с критериями отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или в отношении которых Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам, утвержденными приказом Роспотребнадзора от 26.05.2022 N 277 <1>.
--------------------------------
<1> Зарегистрирован Минюстом России 10.08.2022, регистрационный N 69583.
3. Для КВО, с учетом специфики сферы деятельности (наличия типичных вредных производственных факторов), условий функционирования организаций Роспотребнадзора, а также решаемых ими задач, основными угрозами ЧС являются аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду патогенных биологических агентов (далее - ПБА) I - IV групп патогенности (опасности), перечень которых утвержден санитарными правилами и нормами СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4 <2>, с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.02.2022 N 5 <3> и от 25.05.2022 N 16 <4> (далее - СанПиН 3.3686-21).
--------------------------------
<2> Зарегистрирован Минюстом России 15.02.2021, регистрационный N 62500. Санитарные правила действуют до 01.09.2027.
<3> Зарегистрирован Минюстом России 01.03.2022, регистрационный N 67587.
<4> Зарегистрирован Минюстом России 21.06.2022, регистрационный N 68934.
4. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС, включает:
1) для КВО федерального уровня значимости:
назначение должностных лиц Роспотребнадзора и (или) работников организаций Роспотребнадзора, ответственных за организацию работы в области защиты от ЧС;
прогнозирование наиболее вероятных вариантов возникновения и развития ЧС на КВО и оценка рисков;
разработку планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС организациями Роспотребнадзора, их уточнение и утверждение <5>;
--------------------------------
<5> Подпункты "а" и "д" части первой статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ); пункты 23 и 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794.
взаимодействие с МЧС России и его территориальными органами, органами местного самоуправления по месту нахождения КВО по вопросам прогнозирования ЧС, в том числе ЧС, источником которых могут являться КВО, потенциально опасные и (или) опасные производственные объекты сторонних организаций (предприятий), расположенные в непосредственной близости от КВО, а также по вопросам проведения на КВО аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ликвидации ЧС;
подготовку должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора в области защиты от ЧС, в том числе к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС на КВО <6>;
--------------------------------
<6> Пункты 4 - 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1485. Данный акт действует до 31.12.2026 включительно.
создание и организацию работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧСиОПБ);
создание и поддержание в постоянной готовности к применению систем оповещения должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора, иных лиц, находящихся на КВО, об опасностях, возникающих при ЧС, а также проведение работ по их техническому обслуживанию и модернизации;
проведение инженерно-технических мероприятий, направленных на минимизацию последствий ЧС на КВО, защиту должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора, иных лиц, находящихся на КВО, материальных ценностей, имеющихся на КВО;
проведение в Роспотребнадзоре и организациях Роспотребнадзора комплекса организационных, инженерно-технических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на исключение вероятности возникновения ЧС санитарно-эпидемиологического характера, обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с ПБА, в порядке, установленном СанПиН 3.3686-21;
создание и поддержание в постоянной готовности к применению сил и средств Роспотребнадзора и организаций Роспотребнадзора для предупреждения и ликвидации ЧС на КВО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
контроль за соблюдением должностными лицами Роспотребнадзора и работниками организаций Роспотребнадзора, а также иными лицами, находящимися на КВО, установленных на этих объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
2) для КВО регионального уровня значимости:
назначение должностных лиц Роспотребнадзора и (или) работников организаций Роспотребнадзора, ответственных за организацию работы в области защиты от ЧС;
прогнозирование наиболее вероятных вариантов возникновения и развития ЧС на КВО и оценка рисков, связанных с ЧС;
разработку планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС на КВО организациями Роспотребнадзора, их своевременное уточнение и утверждение;
взаимодействие с МЧС России и его территориальными органами, органами местного самоуправления по месту нахождения КВО по вопросам прогнозирования ЧС, в том числе ЧС, источником которых могут являться КВО, потенциально опасные и (или) опасные производственные объекты сторонних организаций (предприятий), расположенные в непосредственной близости от КВО, а также по вопросам проведения на КВО АСДНР при ликвидации ЧС;
подготовку должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора в области защиты от ЧС, в том числе к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС на КВО;
создание и организацию работы КЧСиОПБ;
создание и поддержание в постоянной готовности к применению систем оповещения должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора, иных лиц, находящихся на КВО, об опасностях, возникающих при ЧС, а также проведение работ по их техническому обслуживанию и модернизации;
проведение инженерно-технических мероприятий, направленных на минимизацию последствий ЧС на КВО, защиту должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора, иных лиц, находящихся на КВО, материальных ценностей, имеющихся на КВО;
проведение в Роспотребнадзоре и организациях Роспотребнадзора комплекса организационных, инженерно-технических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на исключение вероятности возникновения вторичных поражающих факторов ЧС санитарно-эпидемиологического характера, обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с ПБА, в порядке, установленном СанПиН 3.3686-21;
создание и поддержание в постоянной готовности к применению сил и средств Роспотребнадзора и организаций Роспотребнадзора для предупреждения и ликвидации ЧС на КВО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
контроль за соблюдением должностными лицами Роспотребнадзора и работниками организаций Роспотребнадзора, а также иными лицами, находящимися на КВО, установленных на этих объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
3) для КВО муниципального уровня значимости:
назначение должностных лиц Роспотребнадзора и (или) работников организаций Роспотребнадзора, ответственных за организацию работы в области защиты от ЧС;
прогнозирование наиболее вероятных вариантов возникновения и развития ЧС на КВО и оценка рисков, связанных с ЧС;
разработку планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС на КВО организациями Роспотребнадзора, их своевременное уточнение и утверждение;
взаимодействие с МЧС России и его территориальными органами, органами местного самоуправления по месту нахождения КВО по вопросам прогнозирования ЧС, в том числе ЧС, источником которых могут являться КВО, потенциально опасные и (или) опасные производственные объекты сторонних организаций (предприятий), расположенные в непосредственной близости от КВО, а также по вопросам проведения на КВО АСДНР при ликвидации ЧС;
подготовку должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора в области защиты от ЧС, в том числе к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС на КВО;
создание и организацию работы КЧСиОПБ;
создание и поддержание в постоянной готовности к применению систем оповещения должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора, иных лиц, находящихся на КВО, об опасностях, возникающих при ЧС, а также проведение работ по их техническому обслуживанию и модернизации;
проведение инженерно-технических мероприятий, направленных на минимизацию последствий ЧС на КВО, защиту должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора, иных лиц, находящихся на КВО, материальных ценностей, имеющихся на КВО;
проведение в Роспотребнадзоре и организациях Роспотребнадзора, осуществляющих эксплуатацию КВО, комплекса организационных, инженерно-технических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на исключение вероятности возникновения вторичных поражающих факторов ЧС санитарно-эпидемиологического характера, обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с ПБА, в порядке, установленном СанПиН 3.3686-21;
создание и поддержание в постоянной готовности к применению сил и средств Роспотребнадзора и организаций Роспотребнадзора для предупреждения и ликвидации ЧС на КВО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
контроль за соблюдением должностными лицами Роспотребнадзора и работниками организаций Роспотребнадзора, а также иными лицами, находящимися на КВО, установленных на этих объектах пропускного и внутриобъектового режимов.
5. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, включает:
1) для КВО федерального уровня значимости:
прием сигналов оповещения об опасностях, возникающих при ЧС, оповещение должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора, а также иных лиц, находящихся на КВО, об угрозе возникновения или о возникновении ЧС и о порядке их дальнейших действий;
доведение информации в области защиты населения и территорий от ЧС (сведений о прогнозируемых и возникших ЧС) на КВО осуществляется в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 (далее - Порядок сбора и обмена), и Критериями информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, утвержденными приказом МЧС России от 05.07.2021 N 429 <7> (далее - Критерии информации);
--------------------------------
<7> Зарегистрирован Минюстом России 16.09.2021, регистрационный N 65025.
определение уровней реагирования в соответствии с пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ;
организация обмена информацией в области предупреждения и ликвидации ЧС между территориальными органами Роспотребнадзора, организациями Роспотребнадзора, территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения КВО;
оказание должностным лицам Роспотребнадзора и работникам организаций Роспотребнадзора, а также иным лицам, находящимся на КВО, пострадавшим в результате ЧС на КВО, первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в лечебно-профилактические учреждения;
проведение мероприятий по локализации зон ЧС на КВО;
своевременное проведение АСДНР на КВО, на которых возникли ЧС;
создание, использование и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 68-ФЗ;
проведение объектовых тренировок по замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию ЧС на КВО, в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29.07.2020 N 565 <8> (далее - Инструкция);
--------------------------------
<8> Зарегистрирован Минюстом России 28.08.2020, регистрационный N 59580.
2) для КВО регионального уровня значимости:
прием сигналов оповещения об опасностях, возникающих при ЧС, оповещение должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора, а также иных лиц, находящихся на КВО, об угрозе возникновения или о возникновении ЧС и о порядке их дальнейших действий;
доведение информации в области защиты населения и территорий от ЧС (сведений о прогнозируемых и возникших ЧС) на КВО осуществляется в соответствии с Порядком сбора и обмена и Критериями информации;
определение уровней реагирования на возникновение ЧС на КВО в соответствии с пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ;
организация обмена информацией в области предупреждения и ликвидации ЧС между территориальными органами Роспотребнадзора, организациями Роспотребнадзора, территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения КВО;
оказание должностным лицам Роспотребнадзора и работникам организаций Роспотребнадзора, а также иным лицам, находящимся на КВО, пострадавшим в результате ЧС на КВО, первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в лечебно-профилактические учреждения;
проведение мероприятий по локализации зон ЧС на КВО;
своевременное проведение АСДНР на КВО, на которых возникли ЧС;
создание, использование и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 68-ФЗ;
создание, использование и восполнение резервов финансовых ресурсов для ликвидации ЧС;
проведение объектовых тренировок по замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию ЧС на КВО, в соответствии с Инструкцией.
3) для КВО муниципального уровня значимости:
прием сигналов оповещения об опасностях, возникающих при ЧС, оповещение должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора, а также иных лиц, находящихся на КВО, об угрозе возникновения или о возникновении ЧС и о порядке их дальнейших действий;
доведение информации в области защиты населения и территорий от ЧС (сведений о прогнозируемых и возникших ЧС) на КВО осуществляется в соответствии с Порядком сбора и обмена и Критериями информации;
определение уровней реагирования в соответствии с пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ;
организация обмена информацией в области предупреждения и ликвидации ЧС между территориальными органами Роспотребнадзора, организациями Роспотребнадзора, территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения КВО;
оказание должностным лицам Роспотребнадзора и работникам организаций Роспотребнадзора, а также иным лицам, находящимся на КВО, пострадавшим в результате ЧС на КВО, первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в лечебно-профилактические учреждения;
проведение мероприятий по локализации зон ЧС на КВО;
своевременное проведение АСДНР на КВО, на которых возникли ЧС;
создание, использование и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 68-ФЗ;
проведение объектовых тренировок по замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию ЧС на КВО, в соответствии с Инструкцией.
6. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по ликвидации ЧС на КВО, включает:
1) для КВО федерального уровня значимости:
введение режима ЧС на КВО в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <9> с уведомлением руководителя (заместителя руководителя) Роспотребнадзора;
--------------------------------
<9> Пункт 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794.
оповещение должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора и иных лиц, находящихся на территории КВО, о возникновении ЧС, о порядке дальнейших действий, о необходимости использования средств индивидуальной защиты;
мероприятия по защите должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора, а также иных лиц, находящихся на территории КВО, на основании прогноза развития ЧС;
оказание пострадавшим в результате ЧС первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в лечебно-профилактические учреждения;
временную остановку технологических процессов, способных усугубить поражающие факторы ЧС;
подготовку к выполнению АСДНР;
мероприятия по ликвидации ЧС на КВО в соответствии с планом, указанным в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 4 Требований;
эвакуацию должностных лиц Роспотребнадзора и (или) работников организаций Роспотребнадзора, а также иных лиц, находящихся на территории КВО, и ценного технологического оборудования, принадлежащего Роспотребнадзору, из зон ЧС (при необходимости);
действия по всестороннему обеспечению АСДНР, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;
действия по контролю за обеспечением жизнедеятельности должностных лиц Роспотребнадзора и (или) работников организации Роспотребнадзора, восстановлению энерго- и водоснабжения, линий связи, санитарной очистке очага поражения;
2) для КВО регионального уровня значимости:
введение режима ЧС на КВО в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с уведомлением руководителя (заместителя руководителя) Роспотребнадзора и руководства управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации;
оповещение должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора и иных лиц, находящихся на территории КВО, о возникновении ЧС, о порядке дальнейших действий, о необходимости использования средств индивидуальной защиты;
мероприятия по экстренной защите должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора, а также иных лиц, находящихся на территории КВО, на основании прогноза развития ЧС;
оказание пострадавшим в результате ЧС первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в лечебно-профилактические учреждения;
временную остановку технологических процессов, способных усугубить поражающие факторы ЧС;
подготовку к выполнению АСДНР;
мероприятия по ликвидации ЧС на КВО в соответствии с планом, указанным в абзаце четвертом подпункта 2 пункта 4 Требований;
эвакуацию должностных лиц Роспотребнадзора и (или) работников организаций Роспотребнадзора, а также иных лиц, находящихся на территории КВО, и ценного технологического оборудования, принадлежащего Роспотребнадзору, из зон ЧС (при необходимости);
действия по всестороннему обеспечению АСДНР, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;
действия по контролю за обеспечением жизнедеятельности должностных лиц Роспотребнадзора и (или) работников организации Роспотребнадзора, восстановлению энерго- и водоснабжения, линий связи, санитарной очистке очага поражения;
3) для КВО муниципального уровня значимости:
введение режима ЧС на КВО в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с уведомлением начальника (заместителя) территориального отдела Управления Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации;
оповещение должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора и иных лиц, находящихся на территории КВО, о возникновении ЧС, о порядке дальнейших действий, о необходимости использования средств индивидуальной защиты;
мероприятия по экстренной защите должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора, а также иных лиц, находящихся на территории КВО, на основании прогноза развития ЧС;
оказание пострадавшим в результате ЧС первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в лечебно-профилактические учреждения;
временную остановку технологических процессов, способных усугубить поражающие факторы ЧС;
подготовку к выполнению АСДНР;
мероприятия по ликвидации ЧС на КВО в соответствии с планом, указанным в абзаце четвертом подпункта 3 пункта 4 Требований;
эвакуацию должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора, а также иных лиц, находящихся на территории КВО, и ценного технологического оборудования, принадлежащего Роспотребнадзору, из зон ЧС (при необходимости);
действия по всестороннему обеспечению АСДНР, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;
действия по контролю за обеспечением жизнедеятельности должностных лиц Роспотребнадзора и (или) работников организации Роспотребнадзора, восстановлению энерго- и водоснабжения, линий связи, санитарной очистке очага поражения.
7. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости, включает:
1) для КВО федерального уровня значимости:
организацию работы комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов при военных конфликтах, а также при ЧС <10>;
--------------------------------
<10> Подпункт 5.1 пункт 5 ГОСТ Р 22.2.12-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 11.09.2020 N 645-ст (М., "Стандартинформ", 2020) (далее - ГОСТ Р 22.2.12-2020).
разработку планов мероприятий по повышению устойчивости функционирования КВО и их утверждение <11>;
--------------------------------
<11> Подпункт 5.2 пункт 5 ГОСТ Р 22.2.12-2020.
проведение организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий по повышению устойчивости функционирования КВО и обеспечению сохранения жизни и здоровья должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора в условиях возникновения ЧС в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (далее - планы гражданской обороны) <12>;
--------------------------------
<12> Пункт 5 Положения о гражданской обороне Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804.
2) для КВО регионального уровня значимости:
организацию работы комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов при военных конфликтах, а также при ЧС;
разработку планов мероприятий по повышению устойчивости функционирования КВО и их утверждение;
проведение организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий по повышению устойчивости функционирования КВО и обеспечению сохранения жизни и здоровья должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора в условиях возникновения ЧС в соответствии с планами гражданской обороны;
3) для КВО муниципального уровня значимости:
организацию работы комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов при военных конфликтах, а также при ЧС;
разработку планов мероприятий по повышению устойчивости функционирования КВО и их утверждение;
проведение организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий по повышению устойчивости функционирования КВО и обеспечению сохранения жизни и здоровья должностных лиц Роспотребнадзора и работников организаций Роспотребнадзора в условиях возникновения ЧС в соответствии с планами гражданской обороны.
8. Для проведения оценки готовности Роспотребнадзора или организации Роспотребнадзора и определения достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности должностных лиц Роспотребнадзора и (или) работников организации Роспотребнадзора (далее - оценка готовности) решением руководителя Роспотребнадзора или организации Роспотребнадзора, эксплуатирующей такой объект (далее - руководитель организации), создается комиссия по оценке готовности (далее - комиссия).
9. Председателем комиссии может быть назначен руководитель организации или должностное лицо из числа его заместителей.
организации Роспотребнадзора и их заместителей, специалистов (экспертов) в области гражданской обороны, пожарной безопасности, инженерно-технических систем и представителей организации Роспотребнадзора, осуществляющей техническую эксплуатацию объекта, а также иных работников организации Роспотребнадзора в качестве членов комиссии по решению руководителя.
10. К работе в составе комиссии с учетом категорий значимости КВО по согласованию могут привлекаться:
в отношении КВО федерального уровня значимости - представители центрального аппарата или территориальных органов Роспотребнадзора по месту нахождения такого объекта;
в отношении КВО регионального уровня значимости - представители территориальных органов Роспотребнадзора по месту нахождения такого объекта;
в отношении КВО муниципального уровня значимости - представители территориальных органов Роспотребнадзора по месту нахождения такого объекта.
К работе в составе комиссии по оценке готовности КВО всех категорий значимости допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие квалификацию и опыт работы.
11. Оценка готовности включает в себя проверку комплекса мер, предусмотренных пунктами 4 - 7 Требований.
Проведение оценки готовности Роспотребнадзора или организации Роспотребнадзора предусматривается с периодичностью:
не реже одного раза в два года - для Роспотребнадзора или организации Роспотребнадзора, эксплуатирующей КВО федерального уровня значимости;
не реже одного раза в три года - для Роспотребнадзора или организации Роспотребнадзора, эксплуатирующей КВО регионального уровня значимости;
не реже одного раза в пять лет - для Роспотребнадзора или организации Роспотребнадзора, эксплуатирующей КВО муниципального уровня значимости.
12. По результатам оценки готовности комиссией формируются выводы:
о готовности или неготовности Роспотребнадзора или организации Роспотребнадзора к предупреждению и ликвидации ЧС;
о достаточности или недостаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности должностных лиц Роспотребнадзора и (или) работников организации Роспотребнадзора; данный вывод формируется комиссией по итогам анализа проведенных тренировок (учений) в области защиты от ЧС в организации Роспотребнадзора; отчетный период времени, за который могут быть проверены материалы по проведенным тренировкам (учениям), определяется в соответствии с требованиями Инструкции.
Выводы содержат решения:
а) "готова к предупреждению и ликвидации ЧС" - при выполнении требований, установленных пунктами 4 - 7 Требований или "не готова к предупреждению и ликвидации ЧС" - при выявлении одного и более нарушений требований, установленных пунктами 4 - 7 Требований;
б) "достаточно мер по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности должностных лиц Роспотребнадзора и (или) работников организации Роспотребнадзора" - при выполнении требований, установленных пунктом 7 Требований, на основании анализа проведенных тренировок (учений) в области защиты от ЧС в организации, эксплуатирующей КВО, или "не достаточно мер по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности должностных лиц Роспотребнадзора и (или) работников организации Роспотребнадзора" - при наличии одного и более недостатков по результатам тренировок (учений) в организации, эксплуатирующей КВО, или при отсутствии отчетных материалов проведения тренировок (учений).
13. В случае возникновения разногласий между членами комиссии, образовавшихся в ходе проведения оценки готовности, решение принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.
Председатель комиссии обеспечивает организацию работы комиссии и формирование объективных выводов по итогам проведения оценки готовности.
14. Результаты оценки готовности оформляются в виде отдельного документа - акта оценки готовности организации, эксплуатирующей КВО, рекомендуемый образец которого приведен в приложении к Требованиям (далее - акт).
Акт составляется в двух экземплярах, подписывается всеми членами комиссии.
Первый экземпляр акта хранится в администрации объекта (территории), второй экземпляр направляется в Роспотребнадзор.
В случае несогласия члена комиссии с выводами, указанными в акте, он письменно излагает особое мнение, которое приобщается к акту и является его неотъемлемой частью.
Приложение
к обязательным для выполнения
требованиям к критически важным
объектам в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера, правообладателями
которых являются Федеральная
служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия
человека или организации, в отношении
которых Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
осуществляет координацию и регулирование
деятельности, утвержденным
приказом Роспотребнадзора
от 17.08.2023 г. N 516
Рекомендуемый образец