Приказ Росимущества от 29.08.2022 N 191
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ПРИКАЗ
от 29 августа 2022 г. N 191
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ ИЛИ ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ
КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с пунктом 3 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или подведомственные организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет координацию и регулирование деятельности.
2. Настоящий приказ действует до 29 февраля 2028 г. включительно.
Руководитель
В.В.ЯКОВЕНКО
Утверждены
приказом Федерального агентства
по управлению государственным имуществом
от 29.08.2022 N 191
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ
К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ ИЛИ ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ
КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Настоящие требования распространяются на критически важные объекты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отнесенные к федеральному и региональному уровням значимости, правообладателями которых являются Росимущество или подведомственные организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Росимущество осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее - организации), и определяют порядок проведения оценки готовности Росимущества и организаций к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности должностных лиц и работников Росимущества или организаций, а также для каждой категории значимости комплекс мер, направленных на выполнение мероприятий по:
предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечению устойчивости функционирования Росимущества или организаций и жизнедеятельности должностных лиц и работников Росимущества или организаций в чрезвычайных ситуациях.
2. Мероприятия, указанные в пункте 1 настоящих требований, осуществляются в Росимуществе или организациях с учетом их организационной структуры, условий их функционирования и решаемых ими задач, а также с учетом возможных последствий нарушения или прекращения функционирования критически важных объектов в результате чрезвычайных ситуаций, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны <1>.
--------------------------------
<1> Часть третья статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2010, N 21, ст. 2529).
3. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, включает:
1) назначение должностных лиц и (или) работников Росимущества или организаций, ответственных за организацию работы в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
2) разработку планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, их своевременную актуализацию, а также их утверждение:
в отношении критически важных объектов федерального уровня значимости - руководителем Росимущества (заместителем руководителя);
в отношении критически важных объектов регионального уровня значимости - руководителем организации (территориального органа);
3) взаимодействие с МЧС России и его территориальными органами по месту нахождения критически важных объектов по вопросам прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера, а также чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источником которых могут являться потенциально опасные и (или) опасные производственные объекты сторонних организаций (предприятий), расположенные в непосредственной близости от критически важных объектов, а также по вопросам проведения на критически важных объектах аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) подготовку должностных лиц и работников Росимущества или организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <2>, в том числе к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах;
--------------------------------
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062. Срок действия данного документа ограничен до 31 декабря 2026 г. включительно.
5) создание и организацию работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и повышению устойчивости функционирования Росимущества или организаций;
6) создание и поддержание в постоянной готовности к применению объектовых систем оповещения должностных лиц и работников Росимущества или организаций, а также иных лиц, находящихся на критически важных объектах, об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях, проведение работ по их модернизации;
7) обеспечение технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования, размещенного на критически важных объектах;
8) проведение инженерно-технических мероприятий, направленных на минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, защиту должностных лиц и работников Росимущества или организаций, а также иных лиц, находящихся на критически важных объектах, материальных ценностей Росимущества или организаций, имеющихся на этих объектах, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, гражданской обороны;
9) соблюдение должностными лицами и работниками Росимущества или организаций, а также иными лицами, находящимися на критически важных объектах, установленных на этих объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
10) планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования критически важных объектов и обеспечению жизнедеятельности должностных лиц и работников Росимущества или организаций в чрезвычайных ситуациях;
11) принятие оперативных мер по устранению возможных источников нарушения (прекращения) функционирования критически важных объектов, а также их критических элементов.
4. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, включает:
1) постоянный мониторинг оперативной обстановки на критически важных объектах;
2) создание и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <3>;
--------------------------------
<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2020 г. N 1119 "Об утверждении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5195).
3) создание и восполнение резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) обмен информацией в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций между Росимуществом или организациями, и территориальными органами МЧС России по месту нахождения критически важных объектов;
5) прием сигналов оповещения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях, и оповещение должностных лиц и работников Росимущества или организаций, а также иных лиц, находящихся на этих объектах, о таких опасностях;
6) оказание должностным лицам и работникам Росимущества или организаций, а также иным лицам, находящимся на критически важных объектах, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на этих объектах, первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в медицинские организации;
7) проведение объектовых учений и тренировок, в том числе в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 <4>, по сценариям и замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах;
--------------------------------
<4> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580.
8) планирование и проведение эвакуационных мероприятий;
9) проведение АСДНР.
5. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, включает:
1) введение режима чрезвычайной ситуации на критически важных объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
на критически важных объектах федерального уровня значимости - решением руководителя Росимущества (заместителем руководителя);
на критически важных объектах регионального уровня значимости - решением руководителя организации (территориального органа);
2) применение по назначению сил и средств Росимущества, организаций, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах в соответствии с планами, указанными в подпункте 2 пункта 3 настоящих требований.
6. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования Росимущества или организаций и жизнедеятельности должностных лиц и работников Росимущества или организаций в чрезвычайных ситуациях, включает:
1) взаимодействие Росимущества и организаций по осуществлению маневра резервами материальных ресурсов;
2) работу комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и повышению устойчивости функционирования Росимущества или организаций, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;
3) создание и использование страхового фонда документации в соответствии с законодательством Российской Федерации <5>;
--------------------------------
<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 1583дсп.
4) накопление и поддержание в готовности к использованию резервных источников электроснабжения;
5) подготовку к эвакуации и эвакуацию (при наличии технической возможности) оборудования, используемого на критически важных объектах, в безопасное место;
6) постоянный технический контроль за работоспособностью и содержанием оборудования, используемого на критически важных объектах.
7. Достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности должностных лиц и работников Росимущества или организаций, определяется:
1) наличием комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
2) наличием плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Росимущества или организации;
3) наличием плана мероприятий по повышению устойчивости функционирования Росимущества или организации и обеспечению жизнедеятельности должностных лиц и работников Росимущества или организации в чрезвычайных ситуациях;
4) наличием пропускного и внутриобъектового режимов;
5) наличием в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях;
6) наличием в постоянной готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
7) обеспечением защиты и резервированием систем и источников водоснабжения, энергоснабжения, теплоснабжения;
8) наличием резервов финансовых и материальных ресурсов Росимущества или организаций для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
9) выполнением правил безопасности эксплуатации критически важных объектов;
10) осуществлением взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в части предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
8. Оценка готовности Росимущества или организаций к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и определение достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности должностных лиц и работников Росимущества или организаций (далее - оценка готовности), проводится:
в отношении Росимущества или организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов федерального уровня значимости, не реже одного раза в год;
в отношении организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов регионального уровня значимости, не реже одного раза в три года.
9. Планирование мероприятий по проведению оценки готовности осуществляется на основании ежегодных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых в Росимуществе или организациях в соответствии с Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165; 2019, N 40, ст. 5570), и Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687 (зарегистрирован Минюстом России 26 ноября 2008 г., регистрационный N 12740), с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 18 ноября 2015 г. N 601 (зарегистрирован Минюстом России 8 декабря 2015 г., регистрационный N 39995), от 1 августа 2016 г. N 415 (зарегистрирован Минюстом России 24 августа 2016 г., регистрационный N 43375), от 24 декабря 2019 г. N 776 (зарегистрирован Минюстом России 31 января 2020 г., регистрационный N 57399), от 17 декабря 2021 г. N 874 (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2022 г., регистрационный N 67322).
10. Оценка готовности обеспечивается:
в отношении критически важных объектов федерального уровня значимости - структурным подразделением Росимущества, осуществляющим функции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в отношении критически важных объектов регионального уровня значимости - организациями, осуществляющими эксплуатацию этих критически важных объектов (территориальными органами).
11. Основанием для проведения оценки готовности является приказ Росимущества (организации), в котором определяются:
состав комиссии по проведению оценки готовности (далее - Комиссия);
сроки проведения Комиссией оценки готовности;
сроки оформления и представления Комиссией на утверждение председателю Комиссии результатов проведения оценки готовности (не более 30 рабочих дней с даты завершения проведения оценки готовности).
12. В состав Комиссии включаются должностные лица структурных подразделений Росимущества, должностные лица и работники организаций (территориальных органов), к компетенции которых относятся вопросы, рассматриваемые Комиссией. Председателем Комиссии является соответственно руководитель Росимущества (заместитель руководителя Росимущества), руководитель организации (территориального органа).
13. Оценка готовности включает в себя изучение и проверку Комиссией:
выполнения Росимуществом или организацией настоящих требований;
возможного воздействия на критически важный объект чрезвычайных ситуаций природного характера, а также чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источником которых могут являться потенциально опасные объекты, расположенные в непосредственной близости от критически важного объекта;
актуальности плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важном объекте;
сведений о критических элементах критически важного объекта (строениях, сооружениях, помещениях, в том числе режимных, их оборудовании и конструктивных элементах), реализации акта незаконного вмешательства, которое может привести к полному или частичному прекращению функционирования Росимущества или организаций, осуществляющих деятельность на критически важном объекте, и (или) возникновению на нем чрезвычайных ситуаций, а также о состоянии их защищенности (при наличии);
организации пропускного и внутриобъектового режимов на критически важном объекте;
состояния систем жизнеобеспечения, технического состояния транспортных коммуникаций, систем водоснабжения, канализации, вентиляции, отопления, электросетевого хозяйства, резервных источников электроснабжения на критически важном объекте;
состояния систем оповещения должностных лиц и работников Росимущества или организаций, осуществляющих деятельность на критически важном объекте, об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях;
организации и состояния противопожарного режима на критически важном объекте.
14. По результатам проведения оценки готовности Комиссия составляет акт оценки готовности Росимущества (организации) к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности должностных лиц и работников Росимущества (организации) (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящим требованиям) (далее - Акт).
В Акте указываются:
1) вывод о готовности Росимущества (организации) к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важном объекте, который содержит оценку:
"готов(а)" - в случае выполнения в Росимуществе (организации), настоящих требований в полном объеме;
"не готов(а)" - в случае невыполнения в Росимуществе (организации), настоящих требований либо их выполнения не в полном объеме;
2) вывод о достаточности мер, принимаемых в Росимуществе (организации) по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности должностных лиц и работников Росимущества (организации), - в случае выполнения в Росимуществе (организации) положений пункта 7 настоящих требований в полном объеме;
вывод о недостаточности мер, принимаемых в Росимуществе (организации) по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности должностных лиц и работников Росимущества (организации), - в случае невыполнения в Росимуществе (организации) положений пункта 7 настоящих требований либо их выполнения не в полном объеме.
В случае принятия Комиссией решений о неготовности Росимущества (организации) к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важном объекте и (или) недостаточности мер, принимаемых в Росимуществе (организации) по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности должностных лиц и работников Росимущества (организации), осуществляющих деятельность на этом объекте, в Акт вносятся предложения Комиссии по устранению выявленных недостатков.
15. Акт подписывается всеми членами Комиссии и утверждается председателем Комиссии.
16. В случае несогласия члена Комиссии с выводами, указанными в Акте, он письменно излагает особое мнение, которое приобщается к Акту.
17. Акт направляется Комиссией руководителю Росимущества (организации), в отношении которой проводилась оценка готовности, письмом в течение 5 дней со дня его утверждения.
Приложение
к обязательным для выполнения
требованиям к критически важным
объектам в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера,
правообладателями которых являются
Федеральное агентство по управлению
государственным имуществом
или подведомственные организации,
эксплуатирующие критически важные
объекты, в отношении которых Федеральное
агентство по управлению государственным
имуществом осуществляет координацию
и регулирование деятельности,
утвержденным приказом Федерального
агентства по управлению государственным
имуществом
от 29.08.2022 N 191
(Рекомендуемый образец)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель (заместитель руководителя) Росимущества (организации)
фамилия и инициалы имени и отчества (при наличии)
(подпись)
"__" __________________________ 20__ г.