Приказ Росавиации от 01.11.2025 N 829-П
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПРИКАЗ
от 1 ноября 2025 г. N 829-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ
ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЧАСТИ
ОБОРУДОВАНИЯ УДАЛЕННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ, НЛГ УИ-БАС
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Воздушного кодекса Российской Федерации, подпунктом 5.14.4 пункта 5 и подпунктом 9.9. пункта 9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, приказываю:
Утвердить прилагаемые Нормы летной годности беспилотных авиационных систем в части оборудования удаленной идентификации, НЛГ УИ-БАС.
Руководитель
Д.В.ЯДРОВ
Утверждены
приказом Федерального агентства
воздушного транспорта
от 1 ноября 2025 г. N 829-П
НОРМЫ
ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЧАСТИ
ОБОРУДОВАНИЯ УДАЛЕННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
НЛГ УИ-БАС
ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ
к Нормам летной годности беспилотных авиационных систем
в части оборудования удаленной идентификации
N п/п
Обозначение изменения
Дата вступления в силу
N п/п
Обозначение изменения
Дата вступления в силу
Введение
Настоящие НЛГ определяют требования, предъявляемые к бортовому оборудованию системы удаленной идентификации беспилотных воздушных судов.
Настоящие НЛГ применяются для подтверждения нормальной работы бортового оборудования системы удаленной идентификации в составе оцениваемого БВС при его сертификации. Также НЛГ могут применяться для подтверждения нормальной работы бортовому оборудованию системы удаленной идентификации в составе БВС, не подлежащих сертификации.
РАЗДЕЛ A. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БОРТОВОМУ ОБОРУДОВАНИЮ
УДАЛЕННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ БВС
УИ-БАС.001 Применимость
Настоящий раздел содержит требования к бортовому оборудованию системы удаленной идентификации БВС в условиях выполнения полетов:
- в пределах прямой визуальной видимости;
- за пределами прямой визуальной видимости.
УИ-БАС.002 Элементы сообщений
Стандартное оборудование удаленной идентификации беспилотных авиационных систем должно обеспечивать формирование и передачу информации, содержащей:
(a) Опознавательный индекс;
(b) Категорию воздушного судна;
(c) Координаты местоположения воздушного судна;
(d) Высоту полета воздушного судна.
УИ-БАС.003 Требования по дальности действия
Должно быть продемонстрировано, что бортовой модуль передачи данных оборудования удаленной идентификации обеспечивает дальность действия, соответствующую одобренной дальности выполнения операций БВС.
УИ-БАС.004 Требования по обеспечению идентичности
Опознавательный индекс должен быть присвоен и зарегистрирован в уполномоченном органе, отвечающим за регистрацию и учет БВС.
Опознавательный индекс беспилотных воздушных судов, подлежащих учету, должен быть однозначно сопоставлен с уникальным учетным номером БВС <1>.
--------------------------------
<1> постановление Правительства РФ от 25.05.2019 N 658
Опознавательный индекс беспилотных воздушных судов, подлежащих регистрации, должен должен быть однозначно сопоставлен с государственным регистрационным номером БВС.
УИ-БАС.005 Требования к средствам встроенного контроля
Оборудование удаленной идентификации должно быть обеспечено:
(a) Средствами встроенного контроля и мониторинга:
(1) Оборудование удаленной идентификации должно обеспечивать встроенный контроль работоспособности и иметь средства индикации состояния.
(2) Оборудование удаленной идентификации встраиваемого исполнения должно обеспечивать непрерывный мониторинг работоспособности от момента включения до момента выключения и оповещать удаленного пилота об отказе или сбое в работе.
(b) Защита от несанкционированного доступа. Оборудование удаленной идентификации должно быть спроектировано и изготовлено таким образом, чтобы исключить несанкционированный доступ к функциям идентификации и возможность модификации передаваемой информации любому лицу, за исключением изготовителя модуля удаленной идентификации или уполномоченного им лица (в том числе изготовителя БАС).
(c) Параметры оборудования удаленной идентификации и его размещение на БВС должны исключать создание помех для других систем или оборудования, установленных на БВС, а также исключать помехи самому оборудованию удаленной идентификации со стороны других систем или оборудования, установленных на совместимых беспилотных воздушных судах.
УИ-БАС.006 Требования к точности передаваемого местоположения
(a) (зарезервировано)
(b) Оборудование удаленной идентификации БВС не должно вносить дополнительные погрешности в координаты местоположения БВС в случае если оборудование удаленной идентификации передает координаты, формируемые навигационной аппаратурой БВС.
УИ-БАС.007 Характеристики оборудования
Оборудование удаленной идентификации должно быть одобрено в соответствии с действующими процедурами в составе оцениваемого БВС при его сертификации в случае, если БВС подлежит обязательной сертификации.
УИ-БАС.008 Частота передачи донесений
(зарезервировано)
УИ-БАС.009 Требования к характеристикам передаваемых элементов сообщений удаленной идентификации
(a) Одновременно с передача координат местоположения БВС должна передаваться метка времени, представленная в формате всемирного координированного времени (UTC) с погрешностью не более +/- 5 секунд.
(b) Широта и долгота местоположения должны быть представлены в формате данных системы WGS-84.
(c) Высота БВС должна быть представлена геометрической высотой над эллипсоидом (HAE).
РАЗДЕЛ B. ТРЕБОВАНИЯ К БОРТОВОМУ ОБОРУДОВАНИЮ УДАЛЕННОЙ
ИДЕНТИФИКАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМУ ПЕРЕДАЧУ ДАННЫХ ПОСРЕДСТВОМ
КАНАЛОВ ПОДВИЖНОЙ РАДИОТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ
УИ-БАС.101 Применимость
Настоящий раздел распространяется на оборудование удаленной идентификации, обеспечивающее передачу данных от БВС посредством каналов подвижной радиотелефонной связи (GSM, GPRS, LTE, 3G/4G/5G).
УИ-БАС.102 Элементы сообщений
Оборудование удаленной идентификации должно обеспечивать передачу по каналам подвижной радиотелефонной связи следующих элементов:
(a) Опознавательный индекс БВС.
(b) IMEI/ICCID встроенного модуля сотовой связи.
(c) Параметры местоположения БВС (широта, долгота, высота).
(d) Временная метка, синхронизированная с временем UTC.
(e) Идентификатор SIM-профиля (для устройств с мультипрофилем).
(f) Параметр аварийного статуса БВС.
(g) Статус устройства и питания (заряд аккумулятора, наличие питания от борта).
УИ-БАС.103 Требования к каналу связи
Передача данных должна осуществляться по протоколам GPRS/LTEIoT/UDP/TCP/ с поддержкой стандартов безопасности (TLS/SSL).
В качестве резервного канала допускается передача критически важных данных (опознавательный индекс БВС, координаты, высота, время) по SMS при отсутствии подключения к пакетной передаче данных.
Интервал передачи данных - не реже одного раза в 1 секунду в онлайн-режиме.
УИ-БАС.104 Требования к идентичности
Должно обеспечиваться сопоставление опознавательного индекса БВС и IMEI/ICCID трекера.
Должны быть предусмотрены средства защиты для предотвращения подмены передаваемых данных.
УИ-БАС.105 Требования к надежности и контролю
Устройство должно иметь встроенный контроль исправности модема и GNSS-модуля. Должна обеспечиваться передача сообщений о сбоях, связанных с потерей источника данных о местоположении (loss of GNSS) и потере канала связи (loss of GSM).
Конструкция оборудования удаленной идентификации должна обеспечивать нормальную работу в ОУЭ БВС.
УИ-БАС.106 Совместимость
Данные, передаваемые по сетям подвижной радиотелефонной связи, должны ретранслироваться в формате ASTERIX CAT.129.
УИ-БАС.107 Производство
Устройство удаленной идентификации должно производиться или иметь локализованное производство на территории Российской Федерации.
УИ-БАС.108 Питание и автономность
Устройство должно поддерживать возможность подзарядки от бортовой сети БВС и обеспечивать автономную работу от встроенного источника питания на время полета БВС в штатном режиме передачи данных (онлайн-режим, периодичность не реже одного раза в 1 секунду).
УИ-БАС.109 Требования к сертификации и маркировке
Устройство должно иметь сертификаты соответствия (ТР ТС, и при наличии ФСБ по СКЗИ, Минцифры).
Должно иметь маркировку по ЕСКД/ЕСПД для интеграции в реестр оборудования.
УИ-БАС.110 Информационная безопасность
Наличие возможности использования СКЗИ для подписи и/или шифрования идентификационных данных (IMEI, опознавательный индекс БВС). Поддержка алгоритмов по ГОСТ (ГОСТ Р 34.10-2012, ГОСТ Р 34.11-2012).
УИ-БАС.111 Журналирование и диагностика
Устройство должно обеспечивать диагностику каналов связи и GNSS-модуля.
Устройство должно вести локальный журнал (лог) с записью не менее 1000 событий с привязкой к системному времени (UTC).
УИ-БАС.112 (зарезервировано)
УИ-БАС.113 Поддержка многопрофильных SIM-чипов (eSIM/iSIM)
Устройство удаленной идентификации должно поддерживать работу с минимум с одним профилем виртуальной SIM-карты.
Допускается возможность работы с несколькими профилями операторов подвижной радиотелефонной связи (минимум 2), при этом должно быть обеспечено автоматическое переключение на другой профиль при переходе из одной в другую зоны покрытия операторов.
УИ-БАС.114 Тестирование и контроль качества
Наличие протокола испытаний для допуска в эксплуатацию на соответствие "Методике испытаний средств идентификации БПЛА" (проводится в аккредитованной лаборатории или производителем).
УИ-БАС.115 Требования к рабочей частоте и мощности передающего устройства
Импульсная мощность передающего устройства удаленного идентификатора БВС на базе модемов подвижной радиотелефонной связи должна быть:
(a) Для поколения 2G (GSM/GPRS):
(1) не более 1 Вт (1800 МГц);
(b) не более 2 Вт (900 МГц);
(c) поколения 3G - не более 0,25 Вт;
(d) поколения 4G - не более 0,2 Вт.
РАЗДЕЛ C. ТРЕБОВАНИЯ К БОРТОВОМУ ОБОРУДОВАНИЮ УДАЛЕННОЙ
ИДЕНТИФИКАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМУ ПЕРЕДАЧУ ДАННЫХ ОТ БВС
ПОСРЕДСТВОМ СООБЩЕНИЙ СТАНДАРТА АЗН-В (1090 ES)
УИ-БАС.201 Применимость
Настоящий раздел распространяется на оборудование удаленной идентификации БВС, обеспечивающее передачу данных от БВС посредством оборудования АЗН-В сообщениями расширенного сквиттера стандарта АЗН-В 1090ES.
УИ-БАС.202 Элементы сообщений
Оборудование удаленной идентификации должно обеспечивать передачу следующей информации, содержащей:
(a) опознавательный индекс, присвоенный уполномоченным органом в соответствии с принятыми процедурами;
(b) категорию воздушного судна (указывается UAV);
(c) координаты местоположения воздушного судна, представленные в формате данных системы WGS-84;
(d) высоту полета воздушного судна, которая должна быть представлена геометрической высотой над эллипсоидом (HAE) для измерений с помощью спутниковых систем навигации;
(e) 24-битовый код ответчика воздушного судна, присвоенный уполномоченным органом в соответствии с принятыми процедурами.
УИ-БАС.203 Требования к каналу связи и мощности передающего устройства:
(a) Передача сообщений удаленной идентификации должна осуществляться на частоте 1090 МГц.
(b) Импульсная мощность передающего устройства - не менее 2 Вт.
(c) Формат сообщений - DF=18.
(e) Управляющее поле, отвечающее за способы адресации, - CE=0 или CF=1.
УИ-БАС.204 Требования к идентичности
Должно обеспечиваться однозначное сопоставление идентификационного кода БВС коду ответчика БВС.
УИ-БАС.205 Требования к конструкции
Конструкция оборудования удаленной идентификации БВС может иметь:
встраиваемый вариант исполнения или
внешний вариант исполнения (допускается электропитание от встроенной аккумуляторной батареи или бортовой сети БВС).
УИ-БАС.206 Производство
Оборудование удаленной идентификации БВС должно производиться или иметь локализованное производство на территории Российской Федерации.
УИ-БАС.207 Питание и автономность
Удаленный идентификатор БВС должен поддерживать возможность электропитания (заряда) от бортовой сети БВС и/или обеспечивать автономную работу от встроенного источника электропитания на время полета БВС.
УИ-БАС.208 Поддержка информационного сопряжения с БВС
Удаленный идентификатор БВС встраиваемого исполнения должен принимать и отправлять сообщения полетному контроллеру по протоколу информационно-технического взаимодействия БВС (рекомендация).
УИ-БАС.209 Требования к рабочей частоте и мощности передающего устройства
Импульсная мощность передающего устройства удаленной идентификации БВС должна составлять для устройств - неприемоответчиков (ES/NT) АЗН-В (ADS-B Out), работающих на частоте 1090 МГц, не менее 2 Вт.
РАЗДЕЛ D. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ УДАЛЕННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
БВС, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМУ ПЕРЕДАЧУ ДАННЫХ ОТ БВС
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТОМ REMOTE ID
(ЗАРЕЗЕРВИРОВАНО)
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
АЗН-В
-
Автоматическое зависимое наблюдение-вещание
БСПС
-
Бортовая система предупреждения столкновений
ВС
-
Воздушное судно
НЛГ
-
Нормы летной годности
СНС
-
Спутниковая навигационная система
СС
-
Сложная ситуация
УВД
-
Управление воздушным движением
УУП
-
Усложнение условий полета
EHS
-
Режим расширенного наблюдения (Enhanced Surveillance)
ELS
-
Режим базового наблюдения (Elementary Surveillance)
ES
-
Расширенный сквиттер (Extended Squitter)
FDE
-
Обнаружение и исключение неисправностей (Fault Detection and Exclusion)
GVA
-
Точность определения геометрического местоположения в вертикальной плоскости (Geometric Altitude Quality)
NACp
-
Категория навигационной точности - местоположение (Navigation Accuracy Category for Position)
NACv
-
Категория навигационной точности - скорость (Navigation Accuracy Category for Velocity)
NIC
-
Категория навигационной целостности (Navigation Integrity Category)
NT
-
Не приемоответчик (Non-Transponder)
RAIM
-
Автономный мониторинг целостности приемника СНС (Receiver Autonomous Integrity Monitoring)
SDA
-
Гарантия конструкции системы (System Design Assurance)
SI
-
Идентификатор наблюдения (Surveillance Identifier)
SIL
-
Уровень целостности наблюдения (Source Integrity Level)
SPI
-
Специальный индикатор местоположения (Special Position Indicator)
TOA
-
Время применения (Time of applicability)
WGS-84
-
Всемирная система геодезических параметров Земли (World Geodetic System 1984)