Рейтинг@Mail.ru

Приказ Росавиации от 01.11.2025 N 829-П

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ

от 1 ноября 2025 г. N 829-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ

ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЧАСТИ

ОБОРУДОВАНИЯ УДАЛЕННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ, НЛГ УИ-БАС

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Воздушного кодекса Российской Федерации, подпунктом 5.14.4 пункта 5 и подпунктом 9.9. пункта 9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, приказываю:

Утвердить прилагаемые Нормы летной годности беспилотных авиационных систем в части оборудования удаленной идентификации, НЛГ УИ-БАС.

Руководитель

Д.В.ЯДРОВ

Утверждены

приказом Федерального агентства

воздушного транспорта

от 1 ноября 2025 г. N 829-П

НОРМЫ

ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЧАСТИ

ОБОРУДОВАНИЯ УДАЛЕННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

НЛГ УИ-БАС

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ

к Нормам летной годности беспилотных авиационных систем

в части оборудования удаленной идентификации

N п/п

Обозначение изменения

Дата вступления в силу

N п/п

Обозначение изменения

Дата вступления в силу

Введение

Настоящие НЛГ определяют требования, предъявляемые к бортовому оборудованию системы удаленной идентификации беспилотных воздушных судов.

Настоящие НЛГ применяются для подтверждения нормальной работы бортового оборудования системы удаленной идентификации в составе оцениваемого БВС при его сертификации. Также НЛГ могут применяться для подтверждения нормальной работы бортовому оборудованию системы удаленной идентификации в составе БВС, не подлежащих сертификации.

РАЗДЕЛ A. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БОРТОВОМУ ОБОРУДОВАНИЮ

УДАЛЕННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ БВС

УИ-БАС.001 Применимость

Настоящий раздел содержит требования к бортовому оборудованию системы удаленной идентификации БВС в условиях выполнения полетов:

- в пределах прямой визуальной видимости;

- за пределами прямой визуальной видимости.

УИ-БАС.002 Элементы сообщений

Стандартное оборудование удаленной идентификации беспилотных авиационных систем должно обеспечивать формирование и передачу информации, содержащей:

(a) Опознавательный индекс;

(b) Категорию воздушного судна;

(c) Координаты местоположения воздушного судна;

(d) Высоту полета воздушного судна.

УИ-БАС.003 Требования по дальности действия

Должно быть продемонстрировано, что бортовой модуль передачи данных оборудования удаленной идентификации обеспечивает дальность действия, соответствующую одобренной дальности выполнения операций БВС.

УИ-БАС.004 Требования по обеспечению идентичности

Опознавательный индекс должен быть присвоен и зарегистрирован в уполномоченном органе, отвечающим за регистрацию и учет БВС.

Опознавательный индекс беспилотных воздушных судов, подлежащих учету, должен быть однозначно сопоставлен с уникальным учетным номером БВС <1>.

--------------------------------

<1> постановление Правительства РФ от 25.05.2019 N 658

Опознавательный индекс беспилотных воздушных судов, подлежащих регистрации, должен должен быть однозначно сопоставлен с государственным регистрационным номером БВС.

УИ-БАС.005 Требования к средствам встроенного контроля

Оборудование удаленной идентификации должно быть обеспечено:

(a) Средствами встроенного контроля и мониторинга:

(1) Оборудование удаленной идентификации должно обеспечивать встроенный контроль работоспособности и иметь средства индикации состояния.

(2) Оборудование удаленной идентификации встраиваемого исполнения должно обеспечивать непрерывный мониторинг работоспособности от момента включения до момента выключения и оповещать удаленного пилота об отказе или сбое в работе.

(b) Защита от несанкционированного доступа. Оборудование удаленной идентификации должно быть спроектировано и изготовлено таким образом, чтобы исключить несанкционированный доступ к функциям идентификации и возможность модификации передаваемой информации любому лицу, за исключением изготовителя модуля удаленной идентификации или уполномоченного им лица (в том числе изготовителя БАС).

(c) Параметры оборудования удаленной идентификации и его размещение на БВС должны исключать создание помех для других систем или оборудования, установленных на БВС, а также исключать помехи самому оборудованию удаленной идентификации со стороны других систем или оборудования, установленных на совместимых беспилотных воздушных судах.

УИ-БАС.006 Требования к точности передаваемого местоположения

(a) (зарезервировано)

(b) Оборудование удаленной идентификации БВС не должно вносить дополнительные погрешности в координаты местоположения БВС в случае если оборудование удаленной идентификации передает координаты, формируемые навигационной аппаратурой БВС.

УИ-БАС.007 Характеристики оборудования

Оборудование удаленной идентификации должно быть одобрено в соответствии с действующими процедурами в составе оцениваемого БВС при его сертификации в случае, если БВС подлежит обязательной сертификации.

УИ-БАС.008 Частота передачи донесений

(зарезервировано)

УИ-БАС.009 Требования к характеристикам передаваемых элементов сообщений удаленной идентификации

(a) Одновременно с передача координат местоположения БВС должна передаваться метка времени, представленная в формате всемирного координированного времени (UTC) с погрешностью не более +/- 5 секунд.

(b) Широта и долгота местоположения должны быть представлены в формате данных системы WGS-84.

(c) Высота БВС должна быть представлена геометрической высотой над эллипсоидом (HAE).

РАЗДЕЛ B. ТРЕБОВАНИЯ К БОРТОВОМУ ОБОРУДОВАНИЮ УДАЛЕННОЙ

ИДЕНТИФИКАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМУ ПЕРЕДАЧУ ДАННЫХ ПОСРЕДСТВОМ

КАНАЛОВ ПОДВИЖНОЙ РАДИОТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ

УИ-БАС.101 Применимость

Настоящий раздел распространяется на оборудование удаленной идентификации, обеспечивающее передачу данных от БВС посредством каналов подвижной радиотелефонной связи (GSM, GPRS, LTE, 3G/4G/5G).

УИ-БАС.102 Элементы сообщений

Оборудование удаленной идентификации должно обеспечивать передачу по каналам подвижной радиотелефонной связи следующих элементов:

(a) Опознавательный индекс БВС.

(b) IMEI/ICCID встроенного модуля сотовой связи.

(c) Параметры местоположения БВС (широта, долгота, высота).

(d) Временная метка, синхронизированная с временем UTC.

(e) Идентификатор SIM-профиля (для устройств с мультипрофилем).

(f) Параметр аварийного статуса БВС.

(g) Статус устройства и питания (заряд аккумулятора, наличие питания от борта).

УИ-БАС.103 Требования к каналу связи

Передача данных должна осуществляться по протоколам GPRS/LTEIoT/UDP/TCP/ с поддержкой стандартов безопасности (TLS/SSL).

В качестве резервного канала допускается передача критически важных данных (опознавательный индекс БВС, координаты, высота, время) по SMS при отсутствии подключения к пакетной передаче данных.

Интервал передачи данных - не реже одного раза в 1 секунду в онлайн-режиме.

УИ-БАС.104 Требования к идентичности

Должно обеспечиваться сопоставление опознавательного индекса БВС и IMEI/ICCID трекера.

Должны быть предусмотрены средства защиты для предотвращения подмены передаваемых данных.

УИ-БАС.105 Требования к надежности и контролю

Устройство должно иметь встроенный контроль исправности модема и GNSS-модуля. Должна обеспечиваться передача сообщений о сбоях, связанных с потерей источника данных о местоположении (loss of GNSS) и потере канала связи (loss of GSM).

Конструкция оборудования удаленной идентификации должна обеспечивать нормальную работу в ОУЭ БВС.

УИ-БАС.106 Совместимость

Данные, передаваемые по сетям подвижной радиотелефонной связи, должны ретранслироваться в формате ASTERIX CAT.129.

УИ-БАС.107 Производство

Устройство удаленной идентификации должно производиться или иметь локализованное производство на территории Российской Федерации.

УИ-БАС.108 Питание и автономность

Устройство должно поддерживать возможность подзарядки от бортовой сети БВС и обеспечивать автономную работу от встроенного источника питания на время полета БВС в штатном режиме передачи данных (онлайн-режим, периодичность не реже одного раза в 1 секунду).

УИ-БАС.109 Требования к сертификации и маркировке

Устройство должно иметь сертификаты соответствия (ТР ТС, и при наличии ФСБ по СКЗИ, Минцифры).

Должно иметь маркировку по ЕСКД/ЕСПД для интеграции в реестр оборудования.

УИ-БАС.110 Информационная безопасность

Наличие возможности использования СКЗИ для подписи и/или шифрования идентификационных данных (IMEI, опознавательный индекс БВС). Поддержка алгоритмов по ГОСТ (ГОСТ Р 34.10-2012, ГОСТ Р 34.11-2012).

УИ-БАС.111 Журналирование и диагностика

Устройство должно обеспечивать диагностику каналов связи и GNSS-модуля.

Устройство должно вести локальный журнал (лог) с записью не менее 1000 событий с привязкой к системному времени (UTC).

УИ-БАС.112 (зарезервировано)

УИ-БАС.113 Поддержка многопрофильных SIM-чипов (eSIM/iSIM)

Устройство удаленной идентификации должно поддерживать работу с минимум с одним профилем виртуальной SIM-карты.

Допускается возможность работы с несколькими профилями операторов подвижной радиотелефонной связи (минимум 2), при этом должно быть обеспечено автоматическое переключение на другой профиль при переходе из одной в другую зоны покрытия операторов.

УИ-БАС.114 Тестирование и контроль качества

Наличие протокола испытаний для допуска в эксплуатацию на соответствие "Методике испытаний средств идентификации БПЛА" (проводится в аккредитованной лаборатории или производителем).

УИ-БАС.115 Требования к рабочей частоте и мощности передающего устройства

Импульсная мощность передающего устройства удаленного идентификатора БВС на базе модемов подвижной радиотелефонной связи должна быть:

(a) Для поколения 2G (GSM/GPRS):

(1) не более 1 Вт (1800 МГц);

(b) не более 2 Вт (900 МГц);

(c) поколения 3G - не более 0,25 Вт;

(d) поколения 4G - не более 0,2 Вт.

РАЗДЕЛ C. ТРЕБОВАНИЯ К БОРТОВОМУ ОБОРУДОВАНИЮ УДАЛЕННОЙ

ИДЕНТИФИКАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМУ ПЕРЕДАЧУ ДАННЫХ ОТ БВС

ПОСРЕДСТВОМ СООБЩЕНИЙ СТАНДАРТА АЗН-В (1090 ES)

УИ-БАС.201 Применимость

Настоящий раздел распространяется на оборудование удаленной идентификации БВС, обеспечивающее передачу данных от БВС посредством оборудования АЗН-В сообщениями расширенного сквиттера стандарта АЗН-В 1090ES.

УИ-БАС.202 Элементы сообщений

Оборудование удаленной идентификации должно обеспечивать передачу следующей информации, содержащей:

(a) опознавательный индекс, присвоенный уполномоченным органом в соответствии с принятыми процедурами;

(b) категорию воздушного судна (указывается UAV);

(c) координаты местоположения воздушного судна, представленные в формате данных системы WGS-84;

(d) высоту полета воздушного судна, которая должна быть представлена геометрической высотой над эллипсоидом (HAE) для измерений с помощью спутниковых систем навигации;

(e) 24-битовый код ответчика воздушного судна, присвоенный уполномоченным органом в соответствии с принятыми процедурами.

УИ-БАС.203 Требования к каналу связи и мощности передающего устройства:

(a) Передача сообщений удаленной идентификации должна осуществляться на частоте 1090 МГц.

(b) Импульсная мощность передающего устройства - не менее 2 Вт.

(c) Формат сообщений - DF=18.

(e) Управляющее поле, отвечающее за способы адресации, - CE=0 или CF=1.

УИ-БАС.204 Требования к идентичности

Должно обеспечиваться однозначное сопоставление идентификационного кода БВС коду ответчика БВС.

УИ-БАС.205 Требования к конструкции

Конструкция оборудования удаленной идентификации БВС может иметь:

встраиваемый вариант исполнения или

внешний вариант исполнения (допускается электропитание от встроенной аккумуляторной батареи или бортовой сети БВС).

УИ-БАС.206 Производство

Оборудование удаленной идентификации БВС должно производиться или иметь локализованное производство на территории Российской Федерации.

УИ-БАС.207 Питание и автономность

Удаленный идентификатор БВС должен поддерживать возможность электропитания (заряда) от бортовой сети БВС и/или обеспечивать автономную работу от встроенного источника электропитания на время полета БВС.

УИ-БАС.208 Поддержка информационного сопряжения с БВС

Удаленный идентификатор БВС встраиваемого исполнения должен принимать и отправлять сообщения полетному контроллеру по протоколу информационно-технического взаимодействия БВС (рекомендация).

УИ-БАС.209 Требования к рабочей частоте и мощности передающего устройства

Импульсная мощность передающего устройства удаленной идентификации БВС должна составлять для устройств - неприемоответчиков (ES/NT) АЗН-В (ADS-B Out), работающих на частоте 1090 МГц, не менее 2 Вт.

РАЗДЕЛ D. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ УДАЛЕННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

БВС, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМУ ПЕРЕДАЧУ ДАННЫХ ОТ БВС

В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТОМ REMOTE ID

(ЗАРЕЗЕРВИРОВАНО)

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

АЗН-В

-

Автоматическое зависимое наблюдение-вещание

БСПС

-

Бортовая система предупреждения столкновений

ВС

-

Воздушное судно

НЛГ

-

Нормы летной годности

СНС

-

Спутниковая навигационная система

СС

-

Сложная ситуация

УВД

-

Управление воздушным движением

УУП

-

Усложнение условий полета

EHS

-

Режим расширенного наблюдения (Enhanced Surveillance)

ELS

-

Режим базового наблюдения (Elementary Surveillance)

ES

-

Расширенный сквиттер (Extended Squitter)

FDE

-

Обнаружение и исключение неисправностей (Fault Detection and Exclusion)

GVA

-

Точность определения геометрического местоположения в вертикальной плоскости (Geometric Altitude Quality)

NACp

-

Категория навигационной точности - местоположение (Navigation Accuracy Category for Position)

NACv

-

Категория навигационной точности - скорость (Navigation Accuracy Category for Velocity)

NIC

-

Категория навигационной целостности (Navigation Integrity Category)

NT

-

Не приемоответчик (Non-Transponder)

RAIM

-

Автономный мониторинг целостности приемника СНС (Receiver Autonomous Integrity Monitoring)

SDA

-

Гарантия конструкции системы (System Design Assurance)

SI

-

Идентификатор наблюдения (Surveillance Identifier)

SIL

-

Уровень целостности наблюдения (Source Integrity Level)

SPI

-

Специальный индикатор местоположения (Special Position Indicator)

TOA

-

Время применения (Time of applicability)

WGS-84

-

Всемирная система геодезических параметров Земли (World Geodetic System 1984)

Другие документы по теме
"О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении особенностей оценки соблюдения обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам в отношении отдельных видов продукции в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 сентября 2024 г. N 4422" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2025 N 84137)
"Об утверждении Изменения 185/2025 ОКУД к Общероссийскому классификатору управленческой документации"
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
Ошибка на сайте