Приказ Минвостокразвития России от 03.03.2023 N 39
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И АРКТИКИ
ПРИКАЗ
от 3 марта 2023 г. N 39
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОТДЕЛЕ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ И МОБИЛИЗАЦИОННОЙ
ПОДГОТОВКЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И АРКТИКИ
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 664, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об Отделе по защите государственной тайны и мобилизационной подготовке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
2. Признать утратившими силу:
приказ Минвостокразвития России от 16 марта 2021 г. N 41 "Об утверждении Положения об отделе защиты государственной тайны и мобилизационной подготовки Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики";
пункт 4 приказа Минвостокразвития России от 4 октября 2021 г. N 68-кд "О внесении изменений в структуру и штатное расписание Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики".
Министр
А.О.ЧЕКУНКОВ
Утверждено
приказом Министерства
Российской Федерации по развитию
Дальнего Востока и Арктики
от 3 марта 2023 г. N 39
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТДЕЛЕ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ И МОБИЛИЗАЦИОННОЙ
ПОДГОТОВКЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И АРКТИКИ
I. Общие положения
1. Отдел по защите государственной тайны и мобилизационной подготовке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Отдел) является самостоятельным структурным подразделением по защите государственной тайны Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Министерство) и подчиняется непосредственно Министру Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Министр).
Министр координирует и контролирует деятельность Отдела.
2. В своей деятельности Отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1, Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года N 63, Положением о Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 664, Положением о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1993 г. N 912-51, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации по обеспечению режима секретности и защите информации, составляющей государственную тайну, а также настоящим Положением.
3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 "Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации" Отдел является режимно-секретным подразделением Министерства и осуществляет свою деятельность непосредственно и во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства.
4. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2022 г. N 689-221 "Об утверждении Примерного положения о мобилизационных органах" Отдел является мобилизационным органом Министерства.
5. Отдел в рамках своей компетенции обеспечивает установленный в Министерстве режим секретности, осуществляет ведение секретного делопроизводства, организует мероприятия по мобилизационной подготовке и мобилизации, а также контролирует их выполнение в Министерстве.
6. Работа Отдела строится на плановой основе и проводится в соответствии с планами работ на текущий год.
7. Создание, реорганизация и ликвидация Отдела осуществляется по решению Министра, согласованному с органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности в области защиты государственной тайны.
8. Отдел комплектуется государственными гражданскими служащими Министерства (далее - работники) исходя из того, что их количество и уровень квалификации должны быть достаточны для обеспечения вопросов, входящих в компетенцию Отдела.
9. В рамках своих полномочий Отдел взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями и иными организациями (далее - организации).
II. Основные задачи и функции Отдела
10. Основными задачами Отдела являются:
10.1) обеспечение установленного в Министерстве режима секретности;
10.2) ведение секретного делопроизводства;
10.3) противодействие иностранным техническим разведкам и техническая защита информации, составляющей государственную тайну;
10.4) обеспечение безопасности при обработке секретной информации с использованием средств вычислительной техники;
10.5) мобилизационная подготовка в Министерстве;
10.6) организация работы по гражданской обороне;
10.7) координация деятельности по антитеррористической защищенности Министерства и подведомственных организаций;
10.8) контроль за наличием в должностных обязанностях государственных гражданских служащих и положениях структурных подразделений Министерства в разделе: "Основные задачи и функции" формулировок, относящихся к компетенции Отдела и регламентирующих участие государственных гражданских служащих и структурных подразделений Министерства в деятельности и мероприятиях по защите государственной тайны, мобилизационной подготовке, гражданской обороне, антитеррористической защищенности;
10.9) контроль пропускного и внутриобъектового режима в Министерстве.
11. Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
11.1) разрабатывает проекты нормативно-правовых и правовых актов Министерства по обеспечению режима секретности, защите информации, составляющей государственную тайну;
11.2) разрабатывает рекомендации для кадрового подразделения Министерства по порядку оформления на службу граждан, претендующих на замещение (замещающих) должностей сотрудников, деятельность которых будет связана со сведениями, составляющими государственную тайну;
11.3) разрабатывает предложения для формирования расходных статей по финансированию и материально-техническому обеспечению режима секретности;
11.4) разрабатывает номенклатуру должностей работников Министерства, подлежащих оформлению на допуск к совершенно секретным и секретным сведениям;
11.5) организует планирование мероприятий по разграничению доступа работников Министерства к сведениям, составляющим государственную тайну;
11.6) организует ведение секретного делопроизводства в Министерстве;
11.7) организует специальную подготовку сотрудников Министерства, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну;
11.8) организует и координирует работу по защите информации, составляющей государственную тайну, в Министерстве;
11.9) организует проведение мероприятий по аттестации объектов информатизации на соответствие установленным нормам и требованиям по защите информации при проведении работ со сведениями, составляющими государственную тайну;
11.10) организует работу по оценке материалов на предмет наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, и подготовке соответствующих заключений;
11.11) осуществляет проверки состояния работы по обеспечению режима секретности, по защите информации, составляющей государственную тайну, в пределах своей компетенции в структурных подразделениях Министерства;
11.12) координирует деятельность других структурных подразделений Министерства и подведомственных организаций по вопросам защиты государственной тайны и контролирует выполнение законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны;
11.13) осуществляет контроль за соблюдением в Министерстве установленного порядка работы с секретными документами;
11.14) проводит инструктажи работников Министерства, допущенных к государственной тайне, контролирует знание ими требований нормативных документов по режиму секретности;
11.15) осуществляет контроль за разработкой и реализацией мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну;
11.16) осуществляет контроль за своевременностью засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, правильностью определения и изменения степени секретности указанных сведений;
11.17) анализирует деятельность Министерства по обеспечению защиты государственной тайны;
11.18) осуществляет контроль за установленным порядком организации и проведения совещаний по вопросам, содержащим государственную тайну, в Министерстве;
11.19) принимает меры по выявлению и закрытию возможных каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну;
11.20) осуществляет информирование органов государственной власти Российской Федерации, наделенных полномочиями распоряжаться сведениями, составляющими государственную тайну, и органов безопасности о фактах разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также случаях утраты либо хищения носителей таких сведений;
11.21) готовит отчеты о состоянии работы по вопросам обеспечения защиты государственной тайны в Министерстве;
11.22) осуществляет разработку предложений по организации и совершенствованию системы защиты информации, составляющей государственную тайну, в том числе по вопросам, решаемым в рамках федеральных программ;
11.23) ведет учет нарушений режима секретности и анализирует их причины;
11.24) осуществляет учет сейфов, металлических шкафов, специальных хранилищ и режимных помещений, ключей от их замков, печатей и штампов, используемых в секретном делопроизводстве, а также множительной аппаратуры и персональных компьютеров, предназначенных для обработки секретной информации в Министерстве;
11.25) ведет учета осведомленности работников Министерства в сведениях, составляющих государственную тайну, по карточкам учета осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну;
11.26) участвует в оформлении допуска работников Министерства к государственной тайне, контролирует сроки действия допусков;
11.27) участвует в проведении служебных проверок в случае утраты либо хищения носителей сведений, составляющих государственную тайну, других нарушений режима секретности, а также по фактам разглашения сведений, составляющих государственную тайну;
11.28) участвует в подготовке и инструктаже работников Министерства, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, при их командировании или выезде в отпуск за границу;
11.29) участвует в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению режима секретности в Министерстве при приеме иностранных граждан, в том числе согласовывает проекты планов международного сотрудничества, программы пребывания иностранных граждан, возможности проведения дополнительных мероприятий, не предусмотренных программой пребывания;
11.30) участвует в обеспечении пропускного режима, охраны Министерства и его режимных территорий, контролирует несение службы подразделением охраны;
11.31) участвует в определении эффективности инженерно-технических средств охраны и разработке предложений по их совершенствованию;
11.32) осуществляет планирование работ по защите информации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам;
11.33) организует повышение квалификации работников Отдела;
11.34) осуществляет мобилизационную подготовку и разработку мобилизационных документов Министерства;
11.35) уточняет документы мобилизационного планирования Министерства;
11.36) организует мобилизационную подготовку и разработку мобилизационных документов в структурных подразделениях Министерства;
11.37) уточняет документы мобилизационного планирования в структурных подразделениях Министерства;
11.38) организует мероприятия (работу) по созданию, содержанию, реконструкции, модернизации и обеспечению готовности к работе в условиях военного времени запасного пункта управления Министерства;
11.39) организует обучение руководства и государственных служащих Министерства по вопросам мобилизационной подготовки, в том числе при проведении учебных и учебно-практических мероприятий;
11.40) определяет условия работы структурных подразделений Министерства на период действия военного положения, мобилизации и в военное время;
11.41) организует и поддерживает в постоянной готовности систему оповещения руководства и государственных служащих Министерства;
11.42) выносит вопросы мобилизационной подготовки на рассмотрение коллегии Министерства и осуществляет контроль за выполнением принятых решений;
11.43) организует проведение учений и тренировок по переводу на работу в условиях военного времени и выполнению мобилизационных планов в Министерстве;
11.44) организует повышение квалификации государственных служащих Отдела в области защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны, и осуществляет деятельность по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления;
11.45) проводит мероприятия по бронированию на период мобилизации и в военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, работающих в Министерстве;
11.46) разрабатывает и уточняет мобилизационные планы Министерства;
11.47) разрабатывает предложения по проведению в Министерстве мероприятий, составляющих содержание мобилизационной подготовки, направленных на обеспечение задач по мобилизационной работе и реализации мер, осуществляемых при введении режима военного положения;
11.48) разрабатывает предложения для принятия руководством Министерства необходимых решений по вопросам перевода Министерства на условия военного времени и обеспечения режима военного положения;
11.49) осуществляет контроль за вводом в действие и выполнением нормативных правовых актов, принимаемых в период мобилизации и в военное время;
11.50) осуществляет контроль выполнения мероприятий по непосредственной подготовке к переводу и по переводу Министерства на работу в условиях военного времени;
11.51) анализирует деятельность по мобилизационной подготовке и состояние мобилизационной готовности Министерства к выполнению задач на военное время, готовит в установленном порядке ежегодные доклады по данному вопросу;
11.52) разрабатывает предложения по организации и обеспечению устойчивого управления в период мобилизации и в военное время в Министерстве;
11.53) контролирует порядок несения службы ответственными дежурными Министерства;
11.54) проводит занятия с ответственными дежурными, осуществляет их допуск к самостоятельному дежурству;
11.55) проводит обучение и тренировки ответственных дежурных по оповещению руководства и государственных гражданских служащих Министерства;
11.56) организует и ведет воинский учет в Министерстве;
11.57) разрабатывает и согласовывает с военным комиссариатом муниципального образования план работы по осуществлению воинского учета граждан, пребывающих в запасе и работающих в Министерстве;
11.58) направляет в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, принятии или увольнении их с работы в Министерстве;
11.59) разрабатывает план гражданской обороны Министерства и план приведения в готовность гражданской обороны Министерства, включая разработку проектов нормативных актов в области гражданской обороны, доведение их требований до сведения структурных подразделений Министерства и контроль их исполнения;
11.60) организует и контролирует проведение мероприятий гражданской обороны в Министерстве;
11.61) участвует в создании и поддержании состояния постоянной готовности технических систем управления гражданской обороной и систем оповещения государственных служащих об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
11.62) участвует в обеспечении государственных гражданских служащих Министерства средствами индивидуальной защиты;
11.63) организовывает хранение, в целях гражданской обороны, запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
11.64) участвует в разработке и согласовании нормативных правовых актов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
11.65) организует подготовку и представление доклада "О состоянии гражданской обороны в Министерстве в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)", включая разработку положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве;
11.66) организует деятельность по антитеррористической защищенности в Министерстве;
11.67) осуществляет взаимодействие и координацию деятельности по антитеррористической защищенности Министерства и подведомственных организаций в области противодействия терроризму, в том числе по обмену информацией и подготовке доклада в Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации о результатах выполнения мероприятий в области противодействия терроризму;
11.68) участвует в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области противодействия терроризму;
11.69) осуществляет разработку и реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование государственной, региональной и национальной политики, в целях устранения предпосылок социально-экономических и межнациональных конфликтов, в том числе способствующих совершению террористических актов и формированию социальной базы терроризма;
11.70) осуществляет подготовку проекта приказа об установлении процентной надбавки работникам Министерства за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
11.71) осуществляет иные функции по вопросам, входящим в компетенцию Отдела, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, поручениями Правительства Российской Федерации, приказами, распоряжениями и поручениями руководства Министерства.
III. Права и обязанности Отдела
12. Отдел имеет право:
12.1) запрашивать и получать в установленном порядке от организаций материалы, необходимые для решения возложенных на Отдел задач;
12.2) в пределах своей компетенции запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Министерства, а также подведомственных организаций справочные и информационные материалы и документы, необходимые для реализации возложенных на Отдел задач и функций;
12.3) организовывать и проводить совещания, семинары по вопросам, входящим в компетенцию Отдела, привлекать в установленном порядке для участия в них работников структурных подразделений Министерства и подведомственных организаций;
12.4) представлять Министру предложения по совершенствованию деятельности Отдела;
12.5) представлять Министру предложения о поощрении работников Отдела;
12.6) вести служебную переписку по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
12.7) привлекать в установленном порядке работников структурных подразделений Министерства, подведомственных организаций к подготовке документов, связанных с выполнением поручений руководства Министерства;
12.8) направлять по поручению Министра работников Отдела в организации для согласования и решения вопросов, относящихся к компетенции Отдела;
12.9) осуществлять контроль за соблюдением правил и бережным использованием помещений и имущества, находящихся в пользовании работников Отдела;
12.10) пользоваться в установленном порядке информационными базами данных Министерства, государственными системами связи, а также базами данных иных организаций;
12.11) привлекать в установленном порядке научные и иные организации для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Отдела;
12.12) осуществлять подготовку документов для решения вопросов, входящих в компетенцию Отдела;
12.13) давать рекомендации, обязательные для исполнения руководителями структурных подразделений Министерства, по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;
12.14) требовать от работников Министерства соблюдения требований нормативных правовых актов и методических указаний в соответствии с компетенцией Отдела;
12.15) контролировать деятельность структурных подразделений Министерства в части выполнения ими требований, входящих в компетенцию Отдела;
12.16) требовать от работников Министерства письменных объяснений по случаям утраты носителей сведений, составляющих государственную тайну, фактам разглашения таких сведений, другим нарушениям режима секретности;
12.17) вносить предложения руководству Министерства о запрещении ведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при отсутствии необходимых условий защиты государственной тайны, наличии нарушений режима секретности или условий для утечки информации, составляющей государственную тайну, несанкционированного доступа к ней, а также о прекращении допуска работникам Министерства к государственной тайне;
12.18) участвовать в рассмотрении проектов структуры и штатного расписания Министерства в части, касающейся Отдела;
12.19) проводить инструктаж работников Министерства, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, при их командировании или выезде в отпуск за границу;
12.20) проводить совещания с работниками Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;
12.21) привлекать в установленном порядке работников структурных подразделений Министерства к выполнению мероприятий, входящих в компетенцию Отдела;
12.22) вести в установленном порядке переписку со структурными подразделениями Министерства и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;
12.23) организовывать в установленном порядке проведение проверок, входящих в компетенцию Отдела;
12.24) участвовать в работе постоянно действующих технических комиссий при рассмотрении вопросов по защите информации, составляющей государственную тайну;
13. Отдел обязан:
13.1) предоставлять по запросам руководства Министерства информацию, отнесенную к компетенции Отдела;
13.2) рассматривать в установленные сроки материалы, отнесенные к компетенции Отдела, направляемые из структурных подразделений Министерства и организаций;
13.3) своевременно выполнять определенные настоящим Положением задачи и функции;
13.4) вести секретное делопроизводство в Отделе в соответствии с установленным порядком.
14. Состав Отдела определяется штатным расписанием, утвержденным приказом Министерства в установленном порядке.
15. Отдел в пределах своей компетенции в установленном порядке осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства, с соответствующими структурными подразделениями организаций на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других государственных органов, планов работ Министерства, а также других документов, утверждаемых руководством Министерства.
16. Работники Отдела несут персональную ответственность за выполнение поручений Министра и обязанностей, возложенных на них должностными регламентами.
IV. Организация деятельности Отдела
17. Руководство Отделом осуществляет начальник Отдела (далее - начальник), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром. Назначение на должность начальника в установленном порядке письменно согласовывается с органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности в области защиты государственной тайны.
18. Начальник осуществляет руководство и контроль деятельности Отдела, а также иные полномочия в установленной сфере деятельности. Начальник несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Отдел задач, входящих в компетенцию Отдела.
19. Начальник Отдела в своем подчинении имеет двух заместителей начальника Отдела, в должностных обязанностях которых на одного возложены функции по обеспечению установленного в Министерстве режима секретности и ведения секретного делопроизводства, на второго - функции по ведению мобилизационной подготовки в Министерстве.
20. Начальник Отдела обязан:
20.1) осуществлять контроль деятельности структурных подразделений Министерства по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
20.2) представлять для утверждения статс-секретарю - заместителю Министра должностные регламенты работников Отдела;
20.3) вносить в установленном порядке на рассмотрение руководству Министерства предложения по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;
20.4) визировать и подписывать в пределах своей компетенции документы, касающиеся деятельности Отдела;
20.5) проводить работу по отбору, расстановке и профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников Отдела в части своих полномочий;
20.6) обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности Отдела, организовывать контроль за выполнением законодательных актов Российской Федерации и правовых актов Министерства;
20.7) обеспечивать составление и представление в установленном порядке всей необходимой информации и документации, связанной с деятельностью Отдела;
20.8) обеспечивать использование имущества, закрепленного за Отделом, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
20.9) осуществлять другие полномочия в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и актами Министерства;
20.10) вносить в установленном порядке отзывы на работников Отдела для присвоения классных чинов, предложения о поощрении работников Отдела за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, а также о применении дисциплинарных взысканий к работникам Отдела, допустившим должностной проступок;
20.11) принимать в установленном порядке участие в совещаниях, проводимых руководством Министерства, вносить предложения по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
21. Начальник Отдела несет персональную ответственность:
21.1) за выполнение задач и функций, возложенных на Отдел настоящим положением, приказами и распоряжениями Министерства, поручениями Министра;
21.2) за сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Отдела;
21.3) за обеспечение соблюдения работниками Отдела внутреннего распорядка.
22. Структура и численность Отдела определяются штатным расписанием, утвержденным в установленном порядке, на основе нормативов и лимитов штатной численности в пределах предусмотренного в федеральном бюджете фонда оплаты труда.
23. Работники Отдела осуществляют свои полномочия в соответствии с должностными регламентами, утвержденными в установленном порядке.
V. Показатели эффективности и результативности
деятельности Отдела
24. Показатели экономической эффективности:
24.1) соотношение издержек, необходимых для обеспечения Министерства квалифицированной рабочей силой соответствующего количества и качества, и полученных результатов деятельности;
24.2) затраты на отдельные направления и программы деятельности Отдела в расчете на одного гражданского служащего.
25. Показатели степени укомплектованности кадрового состава:
25.1) соответствие численности гражданских служащих числу рабочих мест (количественная укомплектованность кадрового состава);
25.2) соответствие профессионально-квалификационных характеристик гражданских служащих требованиям рабочих мест (качественная укомплектованность кадрового состава).
26. Показатели степени удовлетворенности гражданских служащих Министерства:
26.1) степень удовлетворенности работой в Министерстве;
26.2) степень удовлетворенности деятельностью Отдела.
27. Косвенные показатели:
27.1) текучесть кадров;
27.2) количество жалоб гражданских служащих Министерства.