Приказ Роспатента от 28.05.2019 N 91
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
ПРИКАЗ
от 28 мая 2019 г. N 91
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2016 Г. N 206 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА"
В соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 года N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975), приказываю:
1. Внести в приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 23 декабря 2016 года N 206 "Об утверждении Порядка организации и осуществления Федеральной службой по интеллектуальной собственности внутреннего финансового контроля и Положения об осуществлении Федеральной службой по интеллектуальной собственности внутреннего финансового аудита" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 марта 2017 года, регистрационный N 46002) с изменениями, внесенными приказом от 17 октября 2017 года N 159 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 23 декабря 2016 года N 206 "Об утверждении Порядка организации и осуществления Федеральной службой по интеллектуальной собственности внутреннего финансового контроля и Положения об осуществлении Федеральной службой по интеллектуальной собственности внутреннего финансового аудита" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2017 года, регистрационный N 48858), изменения согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Ю.С. Зубова.
Руководитель
Г.П.ИВЛИЕВ
Приложение
к приказу Роспатента
от 28.05.2019 N 91
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И В ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА, УТВЕРЖДЕННЫЕ
ПРИКАЗОМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2016 ГОДА N 206
1. Главу II Порядка организации и осуществления Федеральной службой по интеллектуальной собственности внутреннего финансового контроля (далее - Порядок) изложить в следующей редакции:
"II. Порядок формирования, утверждения и актуализации
карт внутреннего финансового контроля, а также перечня мер
по повышению качества выполнения внутренних
бюджетных процедур
2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.
Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем (заместителем руководителя) Роспатента.
В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности, а также способах проведения контрольных действий (приложение N 2).
2.2. Процесс формирования (актуализация) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) оценка операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) с точки зрения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски), в целях определения применяемых к ним методов контроля, контрольных действий и способов их осуществления;
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости осуществления контрольных действий, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков (приложение N 1) (далее - Перечень).
2.3. Оценка бюджетного риска осуществляется по следующим критериям:
вероятность - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры;
степень влияния - уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (далее - качество финансового менеджмента), осуществляемых Роспатентом, величине ущерба, причиненного Российской Федерации, или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей государственной программы Российской Федерации.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Оценка значения критерия "вероятность" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска.
Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, на основании:
информации соответствующих структурных подразделений Роспатента о результатах внутреннего финансового контроля и отчетов о результатах аудиторских проверок;
информации о выявленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, нарушениях нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, а также требований внутренних стандартов и процедур (далее - нарушения);
информации о возникновении коррупционно опасных операций.
К коррупционно опасным операциям относятся операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур):
при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
необходимые для выполнения внутренней бюджетной процедуры, направленной на организацию исполнения функции Роспатента, определенной в качестве коррупционно опасной;
в отношении которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционном поведении должностных лиц при их выполнении.
Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как высокое, либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как среднее.
В карты внутреннего финансового контроля включаются операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) со значимыми бюджетными рисками.
2.4. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.5. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
а) при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) Роспатента о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
б) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
2.6. При формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля составляется (уточняется) перечень мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, к которым в том числе относятся:
а) меры, направленные на совершенствование способов и уточнение сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
б) меры, направленные на устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
в) меры, направленные на повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры;
г) проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов и иных нормативных правовых актов, обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации.
Указанный перечень мер составляется (уточняется) с учетом результатов оценки бюджетных рисков и утверждается руководителем (заместителями руководителя) Роспатента (приложение N 4).
2.7. Актуализация (формирование) карты внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур проводится не реже одного раза в год.
2.8. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля несут руководитель или заместитель руководителя Роспатента, курирующие структурные подразделения, в соответствии с распределением обязанностей, а также руководители структурных подразделений, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.".
2. Дополнить Порядок приложением N 4 следующего содержания:
"Приложение N 4
к Порядку организации
и осуществления Федеральной
службой по интеллектуальной
собственности внутреннего
финансового контроля
(рекомендуемый образец)
ПЕРЕЧЕНЬ
мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур
Коды
N ________
Дата
по состоянию на "__" _________ ____ г.
Глава по БК
Наименование главного администратора бюджетных средств
__________________________________________________
По ОКТМО
Наименование бюджета ______________________________
Наименование подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур ______________________
Процесс
Операция
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Бюджетные риски
Оценка бюджетного риска
Меры по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур
1
2
3
4
5
6
I.
(наименование внутренней бюджетной процедуры)
1.
1)
2)
2.
1)
2)
II.
(наименование внутренней бюджетной процедуры)
1.
1)
3. Абзац второй пункта 1.2 Положения об осуществлении Федеральной службой по интеллектуальной собственности внутреннего финансового аудита (далее - Положение) изложить в следующей редакции:
"Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю Роспатента.".
4. Абзац третий пункта 2.8 Положения изложить в следующей редакции:
"проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности Роспатента с применением в соответствии с пунктом 4.1 Положения методов аудита, а также соблюдения Роспатентом порядка формирования сводной бюджетной отчетности;".
5. Пункт 3.7 Положения изложить в следующей редакции:
"3.7. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки (приложение N 2), утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченным должностным лицом), не позднее чем за 15 рабочих дней до начала аудиторской проверки.
В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:
а) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
б) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;
в) подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета;
г) оценивается эффективность применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;
д) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
е) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
ж) подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.".
6. Пункт 4.1 Положения изложить в следующей редакции:
"4.1. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:
а) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;
б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет работником подразделения внутреннего финансового аудита;
е) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности Роспатента субъект внутреннего финансового аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.
Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:
осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.
Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:
существенность ошибки - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности;
вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности.
Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.
Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.
К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.
К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.
По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности.".
7. Абзац пятый пункта 4.10 Положения изложить в следующей редакции:
"выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении объектом аудита порядка формирования сводной бюджетной отчетности;".
8. Пункт 5.1 Положения дополнить абзацем следующего содержания:
"Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется субъектом внутреннего финансового аудита до 1 февраля текущего финансового года.".