Приказ Минтруда России от 10.03.2016 N 95н
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 марта 2016 г. N 95н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393) приказываю:
Утвердить Положение об осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации согласно приложению.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 10 марта 2016 г. N 95н
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящее Положение определяет цели, организацию и порядок осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство).
2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется отделом Финансового департамента Министерства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект аудита), на основе функциональной независимости.
Функциональная независимость субъекта аудита состоит в том, что его должностные лица:
не принимают участие в исполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур;
не принимали участие в исполнении внутренних бюджетных процедур объекта аудита в проверяемом периоде;
не подчиняются директору Финансового департамента в части осуществления в Министерстве внутреннего финансового аудита;
не имеют родства с должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры.
Субъект аудита в части осуществления в Министерстве внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно первому заместителю Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
3. Объектами внутреннего финансового аудита в Министерстве, являются структурные подразделения Министерства и подведомственные Министерству федеральные государственные учреждения, в том числе федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, федеральные государственные унитарные предприятия (далее - объекты аудита).
4. Целями внутреннего финансового аудита, осуществляемого субъектом аудита, в соответствии с пунктом 29 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила, утвержденные постановлением N 193), являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования объектами аудита средств федерального бюджета.
5. Согласно пункту 31 Правил, утвержденных постановлением N 193, внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые аудиторские проверки на основании годового плана внутреннего финансового аудита (далее - План), а также внеплановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с пунктами 16 - 24 настоящего Положения.
6. Аудиторские проверки в зависимости от их характера, объема, а также сложности и специфики деятельности объектов аудита проводятся:
а) должностным лицом субъекта аудита (далее - проверяющий);
б) группой должностных лиц субъекта аудита, обладающих необходимыми профессиональными знаниями и навыками (далее - аудиторская группа), под руководством должностного лица субъекта аудита, назначенного приказом Министерства о проведении аудиторской проверки ответственным за проведение аудиторской проверки (далее - руководитель аудиторской группы).
7. В соответствии с пунктом 34 Правил, утвержденных постановлением N 193, аудиторская группа (проверяющий) при проведении аудиторской проверки имеет право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса (далее - запрос) документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов.
8. Запрос вручается руководителю (уполномоченному им лицу) объекта аудита до начала аудиторской проверки либо в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской проверки, но не позднее 3 рабочих дней до окончания срока проведения аудиторской проверки.
Исполнение объектами аудита запросов осуществляется не позднее окончания срока проведения аудиторской проверки на объекте аудита. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения аудиторской проверки, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами аудита, в сроки, указанные в запросе. В случае если срок представления не указан в запросе, документы, материалы и информация представляются в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса в адрес объекта аудита.
По фактам непредставления или несвоевременного представления объектом аудита документов, материалов и информации, запрошенных при проведении аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы (проверяющий) составляет акт.
Ответ на запрос может быть направлен объектом аудита в электронной или письменной форме с приложением необходимых подлинников или копий документов, заверенных объектом аудита.
9. Независимые эксперты, при необходимости их участия в аудиторской проверке, привлекаются субъектом аудита по согласованию с Министром труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министр).
10. Согласно пункту 33 Правил, утвержденных постановлением N 193, аудиторские проверки подразделяются:
а) на камеральные, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) на выездные, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
в) на комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
11. Аудиторские проверки проводятся на основании программы аудиторской проверки, которая утверждается Министром не позднее 7 календарных дней до начала аудиторской проверки.
12. Программа аудиторской проверки должна содержать: тему аудиторской проверки; наименование объекта (объектов) аудита; срок проведения аудиторской проверки; перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки (пункт 45 Правил, утвержденных постановлением N 193).
13. Составление, утверждение, ведение Плана осуществляется в соответствии с Порядком составления, утверждения и ведения Плана согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
14. Приказ об утверждении Плана на очередной финансовый год представляется субъектом аудита на подпись Министру не позднее 25 декабря текущего года.
15. Копия приказа об утверждении Плана и План на очередной финансовый год не позднее трех рабочих дней со дня подписания приказа Министром размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
16. Аудиторская проверка назначается приказом Министерства, в котором указывается наименование объекта (объектов) аудита, вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, основание проведения аудиторской проверки, состав аудиторской группы (проверяющий), срок проведения аудиторской проверки, срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.
17. В соответствии с пунктом 46 Правил, утвержденных постановлением N 193, в ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля объектом аудита;
б) законности выполнения объектом аудита внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета;
в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
з) бюджетной отчетности объектов аудита.
18. В соответствии с пунктом 47 Правил, утвержденных постановлением N 193, аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
19. Выводы и предложения, сделанные по результатам аудиторской проверки, должны основываться на достаточных фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения и недостатки.
20. Согласно пункту 49 Правил, утвержденных постановлением N 193, при проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с подготовкой и проведением аудиторской проверки, которая содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности объектов аудита, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
21. Аудиторская группа (проверяющий) при проведении аудиторских проверок обязана:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) формулировать выводы по результатам аудиторской проверки, основанные на положениях нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
г) знакомить руководителя (уполномоченное им лицо) объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
22. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.
23. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, образец которого предусмотрен приложением N 3 к настоящему Положению.
24. Акт аудиторской проверки, подписанный руководителем аудиторской проверки (проверяющим) и всеми членами аудиторской группы, вручается руководителю объекта аудита (представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта) под роспись.
Направление акта аудиторской проверки, а также установление срока его рассмотрения объектом аудита осуществляется в порядке согласно приложению N 4 к настоящему Положению.
25. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, суммы нецелевого использования средств (иных нарушений) указываются по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
26. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
27. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах проведенной аудиторской проверки (далее - Отчет).
28. Согласно пункту 53 Правил, утвержденных постановлением N 193, Отчет должен содержать информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
29. Отчет с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителем аудиторской проверки (проверяющим) Министру.
30. По результатам рассмотрения Отчета Министр принимает одно или несколько из следующих решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в органы государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
31. Субъект аудита обеспечивает составление годового отчета о результатах осуществления Министерством внутреннего финансового аудита в соответствии с Порядком составления и представления годового отчета о результатах осуществления Министерством внутреннего финансового аудита, предусмотренным приложением N 5 к настоящему Положению.
Приложение N 1
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Министерстве труда и социальной
защиты Российской Федерации,
утвержденному приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 10 марта 2016 г. N 95н
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ ПЛАНА
1. План составляется и ведется субъектом аудита.
2. План утверждается приказом Министерства на очередной финансовый год не позднее 25 декабря текущего года.
3. В Плане указывается перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указываются:
тема аудиторской проверки (проверяемая внутренняя бюджетная процедура);
объекты аудита;
срок проведения аудиторской проверки;
ответственные исполнители.
4. Составление Плана осуществляется с учетом проведения субъектом аудита предварительного анализа, предусмотренного подпунктами "а", "б" пункта 41 Правил, утвержденных постановлением N 193, данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и органами государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
5. В соответствии с пунктом 40 Правил, утвержденных постановлением N 193, при планировании аудиторских проверок (составлении Плана и программы аудиторской проверки) учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
г) степень обеспеченности субъекта аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
6. Изменения в План вносятся в соответствии с решением Министра на основании мотивированного обращения руководителя субъекта аудита.
7. В Плане предусматриваются аудиторские проверки (перечень аудиторских проверок), которые могут осуществляться по следующим направлениям:
а) аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении расходов федерального бюджета на социальное обеспечение и иные выплаты населению;
б) аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении формирования (ведения) и исполнения бюджетных смет объектами аудита;
в) аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля при осуществлении Министерством полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета;
г) аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных инвестиций;
д) аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам подведомственных Министерству казенных учреждений;
е) аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении осуществления предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
ж) аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления межбюджетных трансфертов и обеспечения соблюдения получателями указанных трансфертов целей и порядка, установленных при их предоставлении;
з) аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий юридическим и физическим лицам (за исключением бюджетных и автономных учреждений) и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;
и) аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий подведомственным Министерству федеральным государственным бюджетным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;
к) аудит достоверности и полноты бюджетной отчетности Министерства.
8. План и изменения в него размещаются субъектом аудита на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение N 2
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Министерстве труда и социальной
защиты Российской Федерации,
утвержденному приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 10 марта 2016 г. N 95н
ПРЕДЕЛЬНЫЕ СРОКИ
ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК, ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИХ
ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ И ПРОДЛЕНИЯ
1. Предельные сроки проведения аудиторских проверок определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объекта аудита, объемов его финансирования, но не должны превышать 45 календарных дней.
2. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено:
на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудита в надлежащее состояние документов по учету и отчетности в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита;
на период устранения обстоятельств, препятствующих проведению аудиторской проверки - в случае непредставления (неполного представления) объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, воспрепятствования объектом аудита проведению аудиторской проверки и (или) уклонения его от проведения аудиторской проверки.
3. Проведение аудиторской проверки приостанавливается приказом Министерства на основании мотивированного обращения проверяющего, руководителя аудиторской группы.
4. При приостановлении аудиторской проверки срок ее проведения прерывается.
5. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания приказа о приостановлении аудиторской проверки направляет руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу):
а) копию приказа Министерства о приостановлении аудиторской проверки;
б) в письменной форме требование о восстановлении бюджетного (бухгалтерского) учета или о приведении в надлежащее состояние документов по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторской проверки (далее - требование).
6. В требовании указывается срок его выполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторская проверка.
7. После окончания срока приостановления аудиторской проверки аудиторская группа (проверяющий) возобновляет проведение аудиторской проверки, о чем письменно извещает руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица).
8. Срок проведения аудиторской проверки может продлеваться Министром, но не более чем на 20 календарных дней, на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы (проверяющего).
9. Основаниями продления срока аудиторской проверки являются:
а) проведение аудиторской проверки объекта аудита, имеющего большое количество получателей средств федерального бюджета, а также проверяемых и анализируемых документов;
б) получение в ходе проведения аудиторской проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации, требующей дополнительного изучения;
в) наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению аудиторской проверки в установленные сроки.
Приложение N 3
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Министерстве труда и социальной
защиты Российской Федерации,
утвержденному приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 10 марта 2016 г. N 95н
--------------------------------
<1> Заполняется в случае отказа руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) от подписания акта аудиторской проверки.
Примечания:
1. Акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах руководителем аудиторской группы (проверяющим).
2. Каждый экземпляр акта аудиторской проверки подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы.
3. При выявлении нарушений и недостатков в деятельности объекта аудита в акте аудиторской проверки указываются:
а) нормы законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых нарушены;
б) виды выявленных нарушений с указанием по годам и видам средств (бюджетные, поступившие от приносящей доход деятельности);
в) причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
г) суммы ущерба, выявленного в ходе аудиторской проверки;
д) принятые в ходе проведения аудиторской проверки меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, результаты принятых мер.
4. Не допускается включение в акт аудиторской проверки предположений и сведений, не подтвержденных документами.
Приложение N 4
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Министерстве труда и социальной
защиты Российской Федерации,
утвержденному приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 10 марта 2016 г. N 95н
ПОРЯДОК
НАПРАВЛЕНИЯ АКТА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ И СРОКИ ЕГО
РАССМОТРЕНИЯ ОБЪЕКТОМ АУДИТА
1. Результаты аудиторской проверки оформляются в письменном виде актом аудиторской проверки (далее - Акт).
2. Датой окончания аудиторской проверки считается день вручения одного экземпляра Акта руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу).
О получении Акта руководитель объекта аудита (уполномоченное им лицо) делает заверенную его подписью запись в экземпляре Акта, который остается у руководителя аудиторской группы (проверяющего), содержащую дату получения Акта и расшифровку подписи.
В случае отказа руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) получить Акт руководителем аудиторской группы (проверяющим) в Акте производится запись об отказе в получении Акта.
В случае отказа руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) получить Акт датой окончания аудиторской проверки считается шестой день со дня направления объекту аудита Акта заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
3. Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для субъекта аудита; один экземпляр - для объекта аудита. При проведении аудиторской проверки филиала объекта аудита Акт составляется в трех экземплярах: один экземпляр - для субъекта аудита; один экземпляр - для объекта аудита; один экземпляр - для вышестоящей организации объекта аудита.
4. Каждый экземпляр Акта подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы.
Подписанный аудиторской группой (проверяющим) Акт направляется руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка.
Документ, подтверждающий факт направления Акта объекту аудита, приобщается к материалам аудиторской проверки.
5. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) устанавливает по согласованию с руководителем объекта аудита (уполномоченным им лицом) срок для ознакомления последнего с Актом и его подписания, который не должен превышать пяти рабочих дней со дня вручения Акта.
Если у руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) имеются замечания и возражения по Акту, об этом делается отметка в Акте, письменные замечания и возражения вместе с подписанным Актом представляются руководителю аудиторской группы (проверяющему). Данные замечания и возражения приобщаются к материалам аудиторской проверки.
6. Руководитель аудиторской проверки (проверяющий) в срок до тридцати рабочих дней со дня получения письменных возражений по Акту рассматривает их и дает по ним письменное заключение (далее - заключение). Один экземпляр заключения направляется объекту аудита, один экземпляр заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.
Заключение направляется объекту аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) под расписку.
Приложение N 5
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Министерстве труда и социальной
защиты Российской Федерации,
утвержденному приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 10 марта 2016 г. N 95н
ПОРЯДОК
СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОГО ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА В МИНИСТЕРСТВЕ
1. Годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве (далее - годовой отчет) составляется субъектом аудита до 20 февраля года, следующего за отчетным.
2. В годовой отчет включается информация, подтверждающая выводы о степени надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, осуществляемого Министерством и подведомственными Министерству федеральными государственными учреждениями, в том числе федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - учреждения), достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства, бюджетной отчетности учреждений.
3. Годовой отчет и пояснительная записка к нему представляются субъектом аудита Министру.
В пояснительной записке приводятся сведения о результатах проведенных аудиторских проверок, включая сведения:
о недостатках и нарушениях, выявленных в ходе проведения аудиторских проверок в количественном и денежном выражении;
о наличии значимых бюджетных рисков;
о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов аудита по результатам проведенной аудиторской проверки;
о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представляемой объектами аудита бюджетной отчетности;
о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
о передаче материалов аудиторских проверок в органы государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и правоохранительные органы;
о привлечении к ответственности должностных лиц объектов аудита за выявленные в ходе проведения аудиторских проверок нарушения;
о соответствии сроков проведения и завершения аудиторских проверок утвержденному Плану на соответствующий календарный год;
о проведении внеплановых аудиторских проверок, соблюдении сроков их проведения и результатах.
4. После рассмотрения Министром годовой отчет и пояснительная записка к нему размещаются субъектом аудита на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".