Приказ Минтруда России от 10.02.2022 N 52н
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 февраля 2022 г. N 52н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 18 ИЮЛЯ 2011 Г. N 223-ФЗ
"О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" И ИНЫХ ПРИНЯТЫХ В СООТВЕТСТВИИ С НИМ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; 2018, N 1, ст. 89) и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. N 1335 "Об утверждении Правил осуществления федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений, права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 47, ст. 7260) приказываю:
1. Утвердить Регламент осуществления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В. Вовченко.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 10 февраля 2022 г. N 52н
РЕГЛАМЕНТ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 18 ИЮЛЯ 2011 Г. N 223-ФЗ
"О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" И ИНЫХ ПРИНЯТЫХ В СООТВЕТСТВИИ С НИМ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящий Регламент устанавливает порядок осуществления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство) ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; 2021, N 27, ст. 5188) (далее - Федеральный закон) и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - ведомственный контроль, Регламент) в отношении подведомственных Министерству федеральных государственных учреждений, федерального государственного унитарного предприятия (далее - заказчики).
2. Настоящий Регламент разработан в соответствии с Правилами осуществления федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений, права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. N 1335 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 47, ст. 7260) (далее - Правила).
3. При осуществлении ведомственного контроля Министерство осуществляет проверку соблюдения заказчиками требований Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования), в том числе:
а) требований, предусмотренных частями 2.2 и 2.6 статьи 2 Федерального закона, в случае утверждения Министерством типового положения о закупке, предусмотренного статьей 2 Федерального закона;
б) положения о закупке при осуществлении закупок.
4. При осуществлении ведомственного контроля заказчики подлежат отнесению к определенной категории риска с учетом оценки вероятности несоблюдения ими обязательных требований, сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Федерального закона.
Для целей осуществления ведомственного контроля в Министерстве устанавливается три категории риска: высокая, средняя и низкая.
Отнесение заказчика к одной из трех категорий риска осуществляется при составлении сводного плана проверок в соответствии с критериями, установленными в приложении к настоящему Регламенту, с учетом набранных баллов.
Для расчета показателей по критериям для каждого заказчика используется информация за предшествующий год, полученная из открытых источников (единая информационная система в сфере закупок).
При расчете значений показателей критериев применяются правила математического округления до целых чисел.
В случае отсутствия обязательной для размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок заказчику присваивается наивысший балл по критерию как нарушившему положения статей 4 и 4.1 Федерального закона.
Для целей отнесения заказчика к определенной категории риска на основании рассчитанных показателей по каждому критерию заказчику присваивается соответствующий балл. Затем баллы по каждому критерию суммируются, полученное значение составляет итоговый балл заказчика. В зависимости от значения итогового балла заказчик относится к одной из категорий риска.
По итогам набранных баллов отнесение заказчика к определенной категории риска осуществляется в следующем соотношении:
1) 1 - 5 баллов - низкая категория риска;
2) 6 - 10 баллов - средняя категория риска;
3) 11 - 15 баллов - высокая категория риска.
В сводный план проверок первоочередно включаются заказчики, которые были отнесены к высокой категории риска и имеют наиболее высокое количество баллов, затем по уменьшению степени риска и количества баллов.
5. Ведомственный контроль осуществляется в соответствии с настоящим Регламентом путем проведения выездной и (или) документарной проверки (далее - проверки). Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
6. Проверки проводятся в соответствии с планом внутреннего финансового аудита на очередной календарный год (далее - план аудита), который утверждается приказом Министерства.
7. Проведение проверок в отношении заказчиков осуществляется комиссией Министерства, состоящей из федеральных государственных гражданских служащих Министерства, уполномоченных на проведение проверки, состав которой утверждается приказом Министерства (далее - комиссия). При этом не допускается включение в состав комиссии должностных лиц заказчика, в отношении которого проводится проверка.
8. В состав комиссии входит не менее 3 (трех) человек. Комиссию возглавляет председатель комиссии. В состав комиссии также входит назначенный из числа членов комиссии заместитель председателя комиссии, который осуществляет функции председателя комиссии в период его отсутствия.
9. Срок проведения проверки не может составлять более чем 15 (пятнадцать) календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 15 (пятнадцать) календарных дней по решению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации или лица, его замещающего.
10. Министерство не менее чем за 10 (десять) рабочих дней до начала проведения проверки направляет заказчику уведомление о проведении проверки, которое должно содержать:
а) вид проверки (выездная и (или) документарная);
б) срок проведения проверки, в том числе дату ее начала;
в) состав комиссии;
г) запрос о представлении документов и информации;
д) информацию о необходимости обеспечения условий для проведения выездной проверки (в случае ее проведения), в том числе о предоставлении помещения для работы, а также средств связи и иных необходимых средств и оборудования.
11. При проведении проверки комиссия имеет право:
а) истребовать с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне необходимые для проведения проверки документы:
- положение о закупке;
- приказы;
- договоры;
- документы о приемке поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг;
- документы о создании комиссии по осуществлению закупок;
- документы о создании комиссии по приемке товаров, работ, услуг;
- документы, подтверждающие обоснование начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- протоколы, составленные в ходе осуществления закупок;
б) получать необходимые для проведения проверки объяснения должностных лиц в письменной форме, в форме электронного документа и (или) в устной форме (далее - объяснения);
в) иметь в случае проведения выездной проверки беспрепятственный доступ на территорию, в помещения и здания заказчика (в том числе на фотосъемку, видеозапись и копирование относящихся к предмету проверки документов) при предъявлении членами комиссии служебных удостоверений и уведомления, указанного в пункте 10 настоящего Регламента, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.
12. Члены комиссии при проведении проверки обязаны:
а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы заказчика, в отношении которого проводится проверка;
б) соблюдать установленные сроки проведения проверки;
в) не требовать от заказчика документы и иные сведения, не связанные с предметом проверки;
г) осуществлять ведомственный контроль в соответствии с настоящим Регламентом, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность заказчика, в отношении которого проводится проверка.
13. Заказчик, в отношении которого осуществляется проверка, имеет право:
а) получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке и ходе проверки;
б) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать необходимые объяснения в письменной форме, в форме электронного документа, заверенного действующей электронной подписью уполномоченного должностного лица, и (или) в устной форме по вопросам проводимой проверки;
в) знакомиться с результатами проверки.
14. Заказчик, в отношении которого осуществляется проверка, обязан:
а) создать условия для работы членов комиссии:
предоставить служебное помещение (служебные помещения), оборудованное организационно-техническими средствами, средствами связи и гарантирующее сохранность документов;
представлять проверяющим по их мотивированному требованию в установленный срок необходимые для проведения проверки документы, пояснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны), включая акты, договоры, справки, корреспонденцию, иные документы и материалы, в том числе выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях;
б) оказывать содействие в проведении проверки;
в) по результатам проверки принимать меры к устранению выявленных в процессе проверочных мероприятий недостатков, предупреждению или прекращению выявленных нарушений, и о результатах проведенных мероприятий сообщать комиссии путем направления отчета о проведенной работе по выполнению плана устранения выявленных нарушений.
15. Комиссией по результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах, который подписывается членами комиссии и должен содержать следующую информацию:
а) наименование Министерства;
б) основание проведения проверки и иную информацию, содержащуюся в приказе Министерства о проведении проверки и утверждении состава комиссии;
в) надлежащее уведомление заказчика о проведении проверки;
г) запрошенные документы и объяснения у заказчика;
д) предоставление или непредоставление комиссии документов и объяснений;
е) результаты анализа полученных документов и объяснений;
ж) осуществленные выездные мероприятия и проведенные осмотры в ходе проверки (в случае проведения выездной проверки);
з) выводы, сделанные по итогам проведенной проверки (о наличии (отсутствии) в действиях (бездействии) заказчика нарушений обязательных требований со ссылками на конкретные положения Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые были нарушены, а также на документы, подтверждающие факты таких нарушений (включая объяснения);
и) дату и место составления акта проверки.
В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны: положения Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение.
Не допускается включение в акт проверки различного рода выводов, предположений, не подтвержденных соответствующими документами, а также субъективных предположений комиссии, не основанных на достаточных доказательствах.
16. При выявлении нарушений по результатам проверки комиссия разрабатывает и утверждает план устранения выявленных нарушений (далее - план).
Утвержденный план направляется для исполнения заказчику.
17. В установленный планом срок руководитель заказчика обеспечивает устранение выявленных нарушений и направляет в Министерство отчет о выполнении содержащихся в нем мероприятий.
18. В соответствии с пунктом 9 Правил в случае выявления по результатам проверки действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, материалы проверки подлежат направлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный рассматривать дела о таких административных правонарушениях, а в случае выявления действий (бездействия), содержащих признаки состава уголовного преступления, - в правоохранительные органы.
19. Материалы по результатам проверки, в том числе план, указанный в пункте 16 настоящего Регламента, а также иные документы и информация, полученные (разработанные) в ходе проведения проверки, хранятся Министерством не менее 3 лет.
Приложение
К Регламенту осуществления
Министерством труда и социальной
защиты Российской Федерации
ведомственного контроля
за соблюдением требований
Федерального закона
от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц"
и иных принятых в соответствии
с ним нормативных правовых актов
Российской Федерации, утвержденному
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 10 февраля 2022 г. N 52н
КРИТЕРИИ
ОТНЕСЕНИЯ ЗАКАЗЧИКА К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ РИСКА С УЧЕТОМ
ОЦЕНКИ ВЕРОЯТНОСТИ НЕСОБЛЮДЕНИЯ ИМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
N п/п
Наименование критерия
ед. измерения
Значение показателя
Количество баллов
1
Сведения о количестве договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Федерального закона
шт.
0 - 50
0
51 - 100
1
100 - 200
2
201 и более
3
2
Сведения об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Федерального закона
руб.
0 - 5 000 000
0
5 000 001 - 10 000 000
1
10 000 001 -
500 000 000
2
500 000 001 и более
3
3
Доля общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров, в объеме закупок, заключенных заказчиком с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем в рамках Федерального закона
%
0 - 5
0
6 - 25
1
26 - 50
2
51 - 100
3
4
Средняя стоимость заключаемых заказчиком договоров в рамках Федерального закона
руб.
2 000 000 и более
0
1 000 000 - 1 999 999
1
500 000 - 999 999
2
0 - 499 999
3
5
Доля общей стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, в общем объеме закупок заказчика в рамках Федерального закона
%
0 - 10
0
11 - 30
1
31 - 60
2
61 - 100
3