Приказ Минтруда России от 21.03.2025 N 137н
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 марта 2025 г. N 137н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"
В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Руководитель профессиональной образовательной организации".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 21 марта 2025 г. N 137н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1720
Регистрационный номер
I. Общие сведения
Управление профессиональной образовательной организацией и ее структурными подразделениями при реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, образовательных программ среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ (дополнительных общеразвивающих программ, дополнительных общеобразовательных программ, дополнительных предпрофессиональных программ), дополнительных профессиональных программ
01.016
(наименование вида профессиональной деятельности)
код
Краткое описание вида профессиональной деятельности
Обеспечение качества и эффективности уставных видов деятельности и развития профессиональной образовательной организации в целях подготовки кадров для отраслей региональной экономики
Группа занятий
1120
Руководители учреждений, организаций и предприятий
1345
Руководители служб и подразделений в сфере образования
(код ОКЗ <1>)
(наименование)
(код ОКЗ)
(наименование)
Отнесение к области профессиональной деятельности
01
Образование и наука
(код ОПД <2>)
(наименование области профессиональной деятельности)
Отнесение к видам экономической деятельности
85.14
Образование среднее общее
85.21
Образование профессиональное среднее
85.30
Обучение профессиональное
85.41
Образование дополнительное детей и взрослых
85.42
Образование профессиональное дополнительное
(код ОКВЭД <3>)
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный
стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
код
наименование
уровень квалификации
возможные наименования должностей, профессий рабочих
наименование
код
уровень (подуровень) квалификации
A
Управление процессом практической подготовки в профессиональной образовательной организации
6
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Старший мастер
Руководство деятельностью по реализации ОП СПО (перечень сокращений приведен в разделе V профессионального стандарта), профессионального обучения в области практической подготовки обучающихся
A/01.6
6
Управление ресурсами практической подготовки обучающихся СПО, профессионального обучения
A/02.6
6
B
Управление уставными видами деятельности структурного подразделения или профессиональной образовательной организации
6
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательной организации
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
Управление ресурсами структурного подразделения профессиональной образовательной организации
B/01.6
6
Руководство учебной, учебно-методической и воспитательной деятельностью структурного подразделения или профессиональной образовательной организации
B/02.6
6
Руководство учебно-производственной, производственной деятельностью структурного подразделения или профессиональной образовательной организации
B/03.6
6
C
Стратегическое управление профессиональной образовательной организацией
7
Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательной организации
Управление ресурсами профессиональной образовательной организации
C/01.7
7
Управление развитием профессиональной образовательной организации
C/02.7
7
Управление взаимодействием профессиональной образовательной организации с государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, работодателями
C/03.7
7
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Управление процессом практической подготовки в профессиональной образовательной организации
Код
A
Уровень квалификации
6
Возможные наименования должностей, профессий рабочих
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Старший мастер
Пути достижения квалификации
Образование и обучение
Высшее образование, направленность которого соответствует профилю образовательной деятельности профессиональной образовательной организации
или
Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, направленность которой соответствует профилю профессиональной деятельности
или
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена, соответствующие профилю образовательной деятельности профессиональной образовательной организации
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, направленность которой соответствует профилю педагогической деятельности
Опыт практической работы
Не менее двух лет по направлению (профилю), соответствующему образовательной деятельности профессиональной образовательной организации (при наличии высшего образования)
Не менее пяти лет по направлению (профилю), соответствующему образовательной деятельности профессиональной образовательной организации (при наличии среднего профессионального образования)
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, развития несовершеннолетних; на занятие педагогической деятельностью <4>
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров <5>
Другие характеристики
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю профессиональной деятельности не реже одного раза в три года (под профилем профессиональной деятельности подразумевается профиль управленческой деятельности)
При проведении процедуры аттестации <6> на соответствие должности могут быть учтены результаты независимой оценки квалификации <7> (по решению руководителя образовательной организации)
При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, соответствующей профилю педагогической деятельности может быть получено после трудоустройства (по решению руководителя образовательной организации)
Справочная информация
Наименование классификатора
Код
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направление подготовки
ОКЗ
1345
Руководители служб и подразделений в сфере образования
ЕКС <8>
-
Руководитель (заведующий) учебной (учебно-производственной, производственной) практики
-
Старший мастер
ОКПДТР <9>
22091
Заведующий практикой (производственной, учебной)
26171
Руководитель производственной практики
26220
Руководитель творческой мастерской
Перечень СПО <10>
44.02.06
Профессиональное обучение (по отраслям)
Перечень ВО <11>
38.03.01
Экономика
38.03.02
Менеджмент
38.03.03
Управление персоналом
38.04.01
Экономика
38.04.02
Менеджмент
38.04.03
Управление персоналом
44.03.01
Педагогическое образование
44.03.04
Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
44.04.01
Педагогическое образование
44.04.04
Профессиональное обучение (по отраслям)
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
Руководство деятельностью по реализации ОП СПО, профессионального обучения в области практической подготовки обучающихся
Код
A/01.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Трудовые действия
Руководство деятельностью мастеров производственного обучения в процессе разработки, реализации и обновления программ практики в рамках профессиональных модулей ОП СПО, ОППО; работа по профориентации
Руководство деятельностью мастеров производственного обучения по организации и проведению профессиональных проб, мастер-классов для обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей), в том числе с применением цифровых средств
Руководство практическими занятиями в ходе учебной и производственной практики, подготовкой обучающихся к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных, демонстрационных экзаменов, в том числе с применением цифровых средств
Систематизация информации результатов мониторинга трудоустройства выпускников, их карьерного роста и востребованности на рынке труда
Организация своевременного обеспечения обучающихся оборудованием, инструментами, материалами и средствами обучения при проведении практических занятий, учебно-производственных работ, квалификационных, демонстрационных экзаменов
Контроль в процессе обучения уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям ФГОС СПО, профессиональных стандартов и (или) квалификационным требованиям, а также уровню развития современной техники и технологий производства
Руководство гражданской обороной объекта - профессиональной образовательной организации, взаимодействие с подразделением МЧС России (иным уполномоченным органом) по данному вопросу
Обеспечение соблюдения требований охраны труда и пожарной безопасности
Необходимые умения
Взаимодействовать с предметными (цикловыми) комиссиями, методическими объединениями по вопросам организации практической подготовки обучающихся
Взаимодействовать с подразделением МЧС России (иным уполномоченным органом) по вопросу гражданской обороны объекта - профессиональной образовательной организации
Заключать совместно с администрацией профессиональной образовательной организации договоры с организациями проведении учебной и производственной практики и осуществлять контроль их выполнения
Ориентировать разработку и реализацию ОП СПО и (или) программ практики на федеральные, региональные и местные инициативы и приоритеты с учетом интересов работодателей и их объединений
Использовать при разработке программ практики инструменты планирования необходимого ресурсного обеспечения, развития цифровой образовательной среды
Применять инструменты контроля планированием и проведением практических занятий, работ по учебной и производственной практике, которые реализуются в форме практической подготовки
Применять инструменты контроля ведения документации, обеспечивающей реализацию учебной и производственной практики
Использовать результаты анализа результативности и эффективности реализации программ практики, результаты мониторинга трудоустройства выпускников, их карьерного роста и востребованности на рынке труда
Планировать совместно с мастерами производственного обучения работу по организации и проведению профессиональных проб, мастер-классов для обучающихся
Контролировать проведение профессиональных проб, мастер-классов для обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с применением цифровых средств
Оказывать содействие мастерам производственного обучения в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Оказывать содействие мастерам производственного обучения в освоении приемов установления контактов с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями), стимулирования интереса и познавательной активности участников профориентационных мероприятий; приемов зрелищной демонстрации профессиональной деятельности
Оказывать содействие мастерам производственного обучения в освоении приемов выявления деструктивного поведения обучающихся, подверженных или подпавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии, и в установлении контакта с их родителями (законными представителями) в целях предотвращения, преодоления такого поведения
Контролировать соблюдение требований пожарной безопасности, охраны труда при проведении практических занятий, работ по учебным, производственным практикам
Оказывать первую помощь пострадавшим при проведении практических занятий в ходе учебной и производственной практики
Применять в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии, обеспечивать сохранность персональных данных обучающихся и работников
Применять методики самоменеджмента в планировании, организации и контроле собственной профессиональной деятельности
Планировать и осуществлять саморазвитие в профессиональной деятельности
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере труда и в сфере образования, включая требования ФГОС СПО
Приоритетные направления федеральной и региональной политики в сфере СПО и подготовки рабочих кадров
Перспективные направления и тенденции развития СПО и профессионального обучения в Российской Федерации и в мире, в том числе в сфере цифровизации
Профессиональные стандарты, описывающие педагогическую деятельность и профессиональную деятельность по отраслям (с учетом реализуемых образовательных программ)
Принципы и методы организации коллективной и групповой работы при разработке, обновлении и реализации программ практики в рамках профессиональных модулей ОП СПО, ОППО
Современные образовательные технологии и средства обучения и воспитания, границы и возможности их использования при реализации программ практики в рамках профессиональных модулей ОП СПО, ОППО
Особенности работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, особенности их психофизического развития и индивидуальные возможности, особенности работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения и профессионального выбора обучающихся
Эффективные отечественные и зарубежные практики профориентационной работы, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Современные подходы, формы и методы профориентации, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств, эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение и профессиональный выбор обучающихся
Особенности организации и сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций при осуществлении ими профессиональных проб, специфика работы с особыми группами обучающихся (группы риска, обучающиеся с нарушениями здоровья и развития, воспитанники детских домов и интернатов)
Особенности деструктивного поведения обучающихся, подверженных или подпавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии
Методические основы проведения мастер-классов, обеспечения зрелищности при демонстрации профессиональной деятельности
Объективные требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии и (или) специальности, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии и (или) специальности, возможности и перспективы карьерного роста по профессии и (или) специальности
Особенности образовательного процесса при освоении программ СПО или профессионального обучения, требования к обучающимся
Методические основы организации и проведения олимпиад, декад и конкурсов профессионального мастерства для обучающихся
Принципы и технологии эффективной коммуникации, ведения переговоров, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе
Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
Требования охраны труда, пожарной безопасности при проведении практических занятий в ходе учебной и производственной практики
Правила оказания первой помощи пострадавшим
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении профессиональной образовательной организацией
Законодательство Российской Федерации в сфере защиты персональных данных
Методики самоменеджмента при планировании, организации и контроле собственной профессиональной деятельности
Методы и способы, возможные направления и источники саморазвития в профессиональной деятельности
Другие характеристики
-
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
Управление ресурсами практической подготовки обучающихся СПО, профессионального обучения
Код
A/02.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Трудовые действия
Организация поставки оборудования, необходимого для практической подготовки обучающихся, инструментов, материалов и средств обучения (включая цифровые) в рамках профессиональных модулей ОП СПО, программ профессионального обучения
Организация совместно с администрацией профессиональной образовательной организации деятельности, направленной на привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств, включая деятельность, связанную с изготовлением продукции и оказанием услуг населению
Необходимые умения
Планировать на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы поставки необходимого для практической подготовки обучающихся оборудования, инструментов, материалов и средств обучения, анализировать потребности в них в рамках профессиональных модулей ОП СПО, программ профессионального обучения
Рассчитывать объемы необходимого для практической подготовки обучающихся оборудования, инструментов, материалов и средств обучения (включая цифровые средства)
Формировать номенклатуру с указанием качественных и количественных характеристик необходимого для практической подготовки обучающихся оборудования, инструментов, материалов и средств обучения (включая цифровые средства)
Формировать предложения по выбору поставщиков необходимого для практической подготовки обучающихся оборудования, инструментов, материалов и средств обучения (включая цифровые средства)
Контролировать временные сроки, объемы и качество поставок оборудования, инструментов, материалов и средств обучения (включая цифровые средства)
Взаимодействовать с администрацией профессиональной образовательной организации в процессе анализа дополнительных источников финансовых и материальных средств, включая деятельность, связанную с изготовлением продукции и оказанием услуг населению
Формировать предложения по привлечению дополнительных источников финансовых и материальных средств, включая деятельность, связанную с изготовлением продукции и оказанием услуг населению
Организовывать деятельность мастеров производственного обучения по выполнению заказов на изготовление продукции и оказание услуг населению
Применять методики самоменеджмента в планировании, организации и контроле собственной профессиональной деятельности
Планировать и осуществлять саморазвитие в профессиональной деятельности
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере образования, включая требования ФГОС СПО
Приоритетные направления федеральной и региональной политики в сфере СПО и подготовки рабочих кадров
Перспективные направления и тенденции развития СПО и профессионального обучения в Российской Федерации и в мире, в том числе в сфере цифровизации
Профессиональные стандарты, описывающие педагогическую деятельность и профессиональную деятельность по отраслям (с учетом реализуемых образовательных программ)
Основы финансово-хозяйственной деятельности профессиональной образовательной организации; административного, трудового законодательства Российской Федерации
Основы предпринимательской деятельности и законодательства Российской Федерации по ее организации
Параметры и требования к необходимым для практической подготовки обучающихся оборудования, инструментов, материалов и средств обучения
Способы проверки качества оборудования, инструментов, материалов и средств обучения
Перечень потенциальных поставщиков необходимых для практической подготовки обучающихся оборудования, инструментов, материалов и средств обучения
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении организацией
Методики самоменеджмента при планировании, организации и контроле собственной профессиональной деятельности
Методы и способы, возможные направления и источники саморазвития в профессиональной деятельности
Другие характеристики
-
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Управление уставными видами деятельности структурного подразделения или профессиональной образовательной организации
Код
B
Уровень квалификации
6
Возможные наименования должностей, профессий рабочих
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательной организации
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
Пути достижения квалификации
Образование и обучение
Для заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательной организации:
Высшее образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление" или "Менеджмент", или "Управление персоналом", или "Экономика" и дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки по направлению подготовки "Образование и педагогические науки"
или
Высшее образование в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки" и дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки в области государственного и муниципального управления или менеджмента, или управления персоналом, или экономики
или
Высшее образование (инженерно-технического профиля) и дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки в области государственного и муниципального управления или менеджмента, или управления персоналом, или экономики, и дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки по направлению подготовки "Образование и педагогические науки"
Для руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, заместителя руководителя структурного подразделения:
Высшее образование по направлениям подготовки, соответствующим профилю образовательной деятельности структурного подразделения профессиональной образовательной организации
или
Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по направлениям подготовки, соответствующим профилю образовательной деятельности структурного подразделения профессиональной образовательной организации
Опыт практической работы
Не менее трех лет по профилю образовательной деятельности профессиональной образовательной организации (структурного подразделения профессиональной образовательной организации)
или
Не менее трех лет педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях или руководящей деятельности в организациях, соответствующих профилю деятельности профессиональной образовательной организации
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, развития несовершеннолетних; на занятие педагогической деятельностью
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
Другие характеристики
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю профессиональной деятельности не реже одного раза в три года (под профилем профессиональной деятельности подразумевается профиль управленческой деятельности)
При проведении процедуры аттестации на соответствие должности могут быть учтены результаты независимой оценки квалификации (по решению руководителя образовательной организации)
При отсутствии педагогического образования в случае осуществления педагогической деятельности - дополнительное профессиональное образование программы профессиональной переподготовки по профилю педагогической деятельности
Дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки может быть получено после трудоустройства (по решению руководителя профессиональной образовательной организации)
Справочная информация
Наименование классификатора
Код
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направление подготовки
ОКЗ
1345
Руководители служб и подразделений в сфере образования
ЕКС
-
Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения
-
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения
ОКПДТР
26166
Руководитель педагогических программ
26216
Руководитель студенческого исследовательского бюро
Перечень ВО
38.03.01
Экономика
38.03.02
Менеджмент
38.03.03
Управление персоналом
38.03.04
Государственное и муниципальное управление
38.04.01
Экономика
38.04.02
Менеджмент
38.04.03
Управление персоналом
38.04.04
Государственное и муниципальное управление
44.03.01
Педагогическое образование
44.03.04
Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
44.04.01
Педагогическое образование
44.04.04
Профессиональное обучение (по отраслям)
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
Управление ресурсами структурного подразделения профессиональной образовательной организации
Код
B/01.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Трудовые действия
Руководство разработкой (актуализацией) локальных нормативных актов, регулирующих управление ресурсами структурного подразделения профессиональной образовательной организации
Руководство деятельностью по развитию имущественного комплекса структурного подразделения профессиональной образовательной организации
Контроль сохранения имущественного комплекса структурного подразделения профессиональной образовательной организации
Реализация мер антикоррупционного характера
Контроль исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности структурного подразделения профессиональной образовательной организации
Обеспечение реализации кадровой политики структурного подразделения профессиональной образовательной организации
Управление нематериальными ресурсами структурного подразделения профессиональной образовательной организации
Управление внутренним информационным пространством структурного подразделения профессиональной образовательной организации, внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий
Руководство деятельностью по созданию безопасных условий обучения и воспитания, организации питания обучающихся и работников структурного подразделения профессиональной образовательной организации, обеспечению охраны их здоровья и соответствия условий реализации образовательных программ установленным нормам и правилам
Анализ качества и эффективности решений в области управления ресурсами структурного подразделения профессиональной образовательной организации, при необходимости коррекция процесса управления
Обеспечение своевременной поставки оборудования, инструментов, материалов и средств (включая цифровые средства) для практической подготовки обучающихся по программам СПО, профессионального обучения
Необходимые умения
Применять в профессиональной деятельности правовые нормы, регулирующие управление ресурсами в профессиональных образовательных организациях
Формировать в пределах компетенции политику в области ресурсного обеспечения (по видам ресурсов - кадровым, информационным, финансовым, имущественным, нематериальным) в рамках структурного подразделения профессиональной образовательной организации
Определять потребности структурного подразделения профессиональной образовательной организации в ресурсах, приоритетные направления использования финансовых средств и их распределение по статьям бюджета
Организовывать в пределах компетенции деятельность профессиональной образовательной организации, направленную на привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе связанную с изготовлением продукции и оказанием услуг населению
Обеспечивать рациональное распределение и эффективное использование всех видов ресурсов структурного подразделения профессиональной образовательной организации
Выполнять требования законодательства Российской Федерации при ведении отчетности и ее предоставлении заинтересованным сторонам
Оформлять и доводить до педагогических работников принципы и целевые установки в области привлечения, распределения и контроля использования ресурсов структурного подразделения профессиональной образовательной организации
Оценивать экономическую эффективность деятельности структурного подразделения профессиональной образовательной организации
Формировать штатное расписание, планировать потребность в кадрах, организовывать их подбор, расстановку, взаимодействие, подготовку и дополнительное профессиональное образование, определять должностные обязанности в рамках структурного подразделения профессиональной образовательной организации
Формировать систему мотивации и условия для профессионального развития педагогических работников и работников структурного подразделения профессиональной образовательной организации, не осуществляющих педагогическую деятельность
Применять положения проектного управления при формировании управленческой команды структурного подразделения профессиональной образовательной организации, делегировании полномочий, формировании проектных групп в рамках деятельности структурного подразделения
Контролировать учет интересов работодателей и их объединений, задач федеральных, региональных и местных инициатив, приоритетов при разработке и реализации программ практик
Формировать в структурном подразделении профессиональной образовательной организации безопасную среду (в том числе цифровую), обеспечивать выполнение требований охраны труда и здоровья обучающихся, педагогических работников и работников структурного подразделения профессиональной образовательной организации, не осуществляющих педагогическую деятельность
Обеспечивать формирование внутреннего информационного пространства (совокупность баз данных, информационно-коммуникационных систем, информационных технологий, эффективных каналов коммуникации и системы обмена знаниями в рамках структурного подразделения профессиональной образовательной организации), в котором происходят образовательные и коммуникационные процессы между участниками
Анализировать процесс и результаты управления ресурсами структурного подразделения профессиональной образовательной организации, принимать управленческие решения, в том числе корректировать процесс управления на основе результатов анализа
Планировать процессы поставки и (или) обновления оборудования, инструментов, материалов и средств (включая цифровые) для практической подготовки обучающихся по программам СПО, программам профессионального обучения
Анализировать потребности в продукции и услугах населению в рамках реализующихся в структурном подразделении профессиональной образовательной организации программ СПО и программ профессионального обучения
Организовывать деятельность мастеров производственного обучения совместно с обучающимися по изготовлению продукции и оказанию услуг населению
Применять в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии
Применять методики самоменеджмента в планировании, организации и контроле собственной профессиональной деятельности
Планировать и осуществлять саморазвитие в профессиональной деятельности
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере образования
Трудовое законодательство Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации
Постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам финансовой деятельности образовательной организации
Источники ресурсов, необходимых для осуществления деятельности структурного подразделения профессиональной образовательной организации, в том числе кадровых, материальных, финансовых
Приоритетные направления федеральной и региональной политики в сфере СПО и подготовки рабочих кадров
Перспективные направления и тенденции развития СПО и профессионального обучения в Российской Федерации и в мире, в том числе в сфере цифровизации
Приоритетные региональные и отраслевые потребности в продукции и услугах по профилю реализующихся в структурном подразделении профессиональной образовательной организации ОП СПО и ОППО
Требования ФГОС СПО, федеральные государственные требования к условиям освоения образовательных программ, реализуемых в структурном подразделении профессиональной образовательной организации
Профессиональные стандарты, описывающие педагогическую деятельность и профессиональную деятельность по отраслям (с учетом реализуемых профессиональной образовательной организацией образовательных программ), нормативные правовые основы и методики их применения в управлении образовательными программами
Профессиональные стандарты, описывающие профессиональную деятельность по профессиям и специальностям, соответствующим ОП СПО и программам профессионального обучения
Принципы и методы организации проектной и групповой работы
Принципы и методы менеджмента качества в образовании
Требования охраны труда и пожарной безопасности
Виды нематериальных ресурсов структурного подразделения профессиональной образовательной организации, возможности их использования для обеспечения качества уставных видов деятельности, условия развития нематериальных ресурсов
Педагогические возможности, ограничения и риски применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, требования к электронной информационно-образовательной среде
Принципы, методы и технологии ведения учета и контроля использования ресурсов, анализа и оценки эффективности их использования (по видам ресурсов)
Принципы и технологии эффективной коммуникации, ведения переговоров
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательными программами
Методики самоменеджмента при планировании, организации и контроле собственной профессиональной деятельности
Методы и способы, возможные направления и источники саморазвития в профессиональной деятельности
Другие характеристики
-
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
Руководство учебной, учебно-методической и воспитательной деятельностью структурного подразделения или профессиональной образовательной организации
Код
B/02.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Трудовые действия
Организация разработки проектов локальных нормативных актов по вопросам учебной, учебно-методической и воспитательной деятельности структурного подразделения или профессиональной образовательной организации
Организация взаимодействия структурного подразделения, профессиональной образовательной организации с профильными организациями по вопросам осуществления научно-исследовательской, творческой, физкультурно-спортивной, экспериментальной деятельности, деятельности по содержанию обучающихся
Организация процессов разработки образовательных программ в профессиональной образовательной организации, структурном подразделении, включая помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий
Руководство системой методического и организационно-педагогического обеспечения реализации образовательной деятельности, в том числе воспитательной работы (включая текущее и перспективное планирование, текущий контроль и оценку, меры по коррекции деятельности)
Организация процесса приема на обучение (перевода, восстановления, отчисления) обучающихся
Руководство системой качества образования в образовательной деятельности, в том числе воспитательной работе
Руководство формированием образовательной среды, включая цифровую
Организация оказания психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся
Руководство деятельностью по профилактике деструктивного поведения обучающихся, формированию психологической, антитеррористической и информационной безопасности образовательной среды
Руководство системой поддержки профессионального самоопределения и развития обучающихся
Обеспечение работы педагогических работников с различными контингентами обучающихся <12> с особыми образовательными потребностями и с ограниченными возможностями здоровья, с деструктивным поведением
Организация профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся по противодействию террористической и иной радикальной идеологии
Организация системы охраны здоровья обучающихся в образовательном процессе, обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, в том числе мероприятий по профилактике употребления алкогольных, психотропных и наркотических веществ <13>
Контроль и оценка результативности и эффективности образовательной деятельности, в том числе воспитательной работы
Необходимые умения
Обеспечивать исполнение локальных нормативных актов профессиональной образовательной организации по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе воспитательной работы, и развития образовательной среды, включая цифровую
Выявлять актуальные и перспективные профессиональные образовательные программы на основе результатов мониторинга потребностей рынка труда, образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей)
Применять правовые нормы, регулирующие разработку, утверждение и реализацию образовательных программ
Применять управленческие подходы при координации деятельности участников разработки и реализации образовательных программ, структурных подразделений, коллегиальных органов управления организации, иных участников образовательных отношений
Применять принципы и методы системы управления качеством в образовательной деятельности (в том числе воспитательной), в деятельности профессиональной образовательной организации
Использовать анализ и исследования образовательной деятельности профессиональной образовательной организации, в том числе воспитательной работы, тенденции развития СПО и профессионального обучения в Российской Федерации и в мире, в том числе в сфере цифровизации
Формировать систему показателей качества образовательной деятельности, в том числе воспитательной
Анализировать процесс и результаты реализации профессиональной образовательной организацией образовательных программ, в том числе воспитательной работы, на основе сформированных показателей
Выполнять коррекцию организации образовательного процесса, в том числе воспитательной работы, на основе результатов анализа
Обеспечивать взаимодействие профессиональной образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся, в том числе по вопросам профилактики деструктивного поведения обучающихся, влияния террористической или иной радикальной идеологии
Предупреждать и разрешать конфликты участников образовательных отношений, возникающие в процессе реализации образовательных программ
Обеспечивать оказание психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся при освоении основной общеобразовательной программы в структуре программы СПО
Обеспечивать оказание психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся, подверженным или подпавшим под воздействие террористической и иной радикальной идеологии, в том числе адресно, индивидуально; организовывать профилактические мероприятия с привлечением к их проведению психологов, социальных работников и родителей (законных представителей)
Оказывать первую помощь больным и пострадавшим
Применять в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии
Применять методики самоменеджмента в планировании, организации и контроле собственной профессиональной деятельности
Планировать и осуществлять саморазвитие в профессиональной деятельности
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере образования
Приоритетные направления федеральной и региональной политики в сфере СПО и подготовки рабочих кадров
Перспективные направления и тенденции развития СПО и профессионального обучения в Российской Федерации и в мире, в том числе в сфере цифровизации
Основы менеджмента, в том числе стратегического, кадрового, инновационного менеджмента и менеджмента качества
Требования профессиональных стандартов, описывающих профессиональную деятельность всех работников профессиональной образовательной организации, включая педагогических работников, нормативные правовые основы и методики их применения в управлении персоналом
Основы практической психологии, необходимые для руководства профессиональной образовательной деятельностью, включая вопросы возрастного и профессионального развития, психологии личности и групп; особенности деструктивного поведения обучающихся, подверженных или подпавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии
Методы, способы профилактики деструктивного поведения обучающихся, формирования психологической, антитеррористической и информационной безопасности образовательной среды
Методы, способы профилактической работы с семьями обучающихся по противодействию террористической и иной радикальной идеологии
Требования ФГОС СПО к структуре, условиям и результатам освоения образовательных программ
Принципы и методы организации коллективной и групповой работы при разработке и реализации образовательных программ
Принципы и методы разработки и анализа процесса и результатов реализации образовательных программ
Современные образовательные теории, технологии и средства обучения (включая цифровые) и воспитания, границы и возможности их использования в СПО и профессиональном обучении
Современные подходы, методы и инструменты мониторинга и оценки качества профессионального образования и образовательных достижений обучающихся
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи больным и пострадавшим
Порядок оказания первой помощи пострадавшим
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации
Методики самоменеджмента при планировании, организации и контроле собственной профессиональной деятельности
Методы и способы, возможные направления и источники саморазвития в профессиональной деятельности
Другие характеристики
-
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
Руководство учебно-производственной, производственной деятельностью структурного подразделения или профессиональной образовательной организации
Код
B/03.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Трудовые действия
Руководство планированием и организацией учебно-производственной, производственной деятельности в рамках структурного подразделения или профессиональной образовательной организации в целом
Руководство процессами разработки, реализации и обновления программ практики по ОП СПО, ОППО в рамках структурного подразделения или профессиональной образовательной организации в целом
Разработка проектов локальных нормативных актов по основным вопросам уставной деятельности образовательной организации, осуществления учебно-производственной, производственной деятельности профессиональной образовательной организации
Организация взаимодействия профессиональной образовательной организации с профильными организациями по вопросам осуществления учебно-производственной, производственной деятельности; участия руководителей и специалистов профильных организаций-работодателей в разработке и реализации образовательных программ СПО и программ профессионального обучения
Внедрение системы качества учебно-производственной деятельности профессиональной образовательной организации
Организация системы охраны труда и здоровья обучающихся, работников в учебно-производственной, производственной деятельности
Контроль и оценка качества и эффективности учебно-производственной, производственной деятельности образовательной организации
Корректировка организации учебно-производственной, производственной деятельности профессиональной образовательной организации
Необходимые умения
Применять правовые нормы, регулирующие разработку, утверждение и реализацию программ учебной, производственной, преддипломной практик обучающихся
Соблюдать нормы деловой этики при организации процесса договорной работы с организациями-партнерами по осуществлению учебно-производственной, производственной деятельности профессиональной образовательной организации
Координировать деятельность организаций - участников реализации программ учебной, производственной, преддипломной практик, структурных подразделений, коллегиальных органов управления профессиональной образовательной организации, участников образовательных отношений при реализации учебно-производственной и производственной деятельности образовательной организации
Применять принципы и методы системы управления качеством в учебно-производственной, производственной деятельности профессиональной образовательной организации
Формировать систему показателей качества учебно-производственной, производственной деятельности профессиональной образовательной организации
Анализировать процессы и результаты осуществления учебно-производственной, производственной деятельности организации
Использовать в своей деятельности анализ лучшего опыта организации учебно-производственной, производственной деятельности профессиональных образовательных организаций в Российской Федерации и в мире, в том числе в сфере цифровизации
Соблюдать инструкции по распределению и использованию материально-технических, нематериальных, кадровых и информационных ресурсов в учебно-производственной, производственной деятельности профессиональной образовательной организации
Использовать методики разрешения конфликтов участников образовательных отношений; противодействия деструктивному поведению обучающихся, в том числе подверженных или подпавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии
Оказывать первую помощь пострадавшим
Применять в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии
Применять методики самоменеджмента в планировании, организации и контроле собственной профессиональной деятельности
Планировать и осуществлять саморазвитие в профессиональной деятельности
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере образования
Приоритетные направления федеральной и региональной политики в сфере СПО и подготовки рабочих кадров
Перспективные направления и тенденции развития СПО и профессионального обучения в Российской Федерации и в мире, в том числе в сфере цифровизации
Научные основы маркетинга и менеджмента, в том числе проектного управления
Требования профессиональных стандартов, описывающих профессиональную деятельность работников профессиональной образовательной организации, в том числе педагогическую деятельность, нормативные правовые основы и методики их применения в управлении персоналом
Принципы и технологии эффективной коммуникации, ведения переговоров в профессиональной деятельности
Требования ФГОС СПО к структуре, условиям и результатам освоения образовательных программ
Содержание примерных образовательных программ СПО
Современные подходы, методы и инструменты оценки освоения ОП СПО, программ профессионального обучения
Особенности функционирования рынков, оказываемых услуг и производимой продукции в соответствии с уставными видами деятельности профессиональной образовательной организации, включая производственную деятельность
Современные производственные и технологические процессы, особенности современного оборудования и материалов в соответствии с уставными видами деятельности профессиональной образовательной организации, в том числе учебно-производственной и производственной
Тенденции развития уставных видов деятельности профессиональной образовательной организации, технологии, используемые при их реализации (методы, методики, средства)
Требования охраны труда и пожарной безопасности
Порядок оказания первой помощи пострадавшим
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении структурным подразделением или профессиональной образовательной организации в целом
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации
Методики самоменеджмента при планировании, организации и контроле собственной профессиональной деятельности
Методы и способы, возможные направления и источники саморазвития в профессиональной деятельности
Другие характеристики
-
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Стратегическое управление профессиональной образовательной организацией
Код
C
Уровень квалификации
7
Возможные наименования должностей, профессий рабочих
Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательной организации
Пути достижения квалификации
Образование и обучение
Высшее образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление" или "Менеджмент", или "Управление персоналом", или "Экономика" и дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки по направлению подготовки "Образование и педагогические науки"
или
Высшее образование в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки" и дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки в области государственного и муниципального управления или менеджмента, или управления персоналом, или экономики
или
Высшее образование (инженерно-технического профиля) и дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки в области государственного и муниципального управления или менеджмента, или управления персоналом, или экономики и дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки по направлению подготовки "Образование и педагогические науки"
Опыт практической работы
Не менее пяти лет на педагогических или руководящих должностях в образовательных организациях или на руководящих должностях в организациях, соответствующих профилю деятельности профессиональной образовательной организации
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, развития несовершеннолетних; на занятие педагогической деятельностью
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
Прохождение аттестации на соответствие должности <14>
Другие характеристики
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программа повышения квалификации по профилю управленческой деятельности не реже одного раза в три года
При проведении процедуры аттестации на соответствие должности могут быть учтены результаты независимой оценки квалификации (по решению учредителя образовательной организации)
При отсутствии педагогического образования в случае осуществления педагогической деятельности - дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки по профилю педагогической деятельности
Дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки может быть получено после трудоустройства (по решению учредителя образовательной организации)
Справочная информация
Наименование классификатора
Код
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направление подготовки
ОКЗ
1120
Руководители учреждений, организаций и предприятий
ЕКС
-
Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения
ОКПДТР
21587
Директор училища (колледжа)
Перечень ВО
38.03.01
Экономика
38.03.02
Менеджмент
38.03.03
Управление персоналом
38.03.04
Государственное и муниципальное управление
38.04.01
Экономика
38.04.02
Менеджмент
38.04.03
Управление персоналом
38.04.04
Государственное и муниципальное управление
44.03.01
Педагогическое образование
44.03.04
Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
44.04.01
Педагогическое образование
44.04.04
Профессиональное обучение (по отраслям)
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
Управление ресурсами профессиональной образовательной организации
Код
C/01.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Трудовые действия
Формирование политики в области ресурсного обеспечения профессиональной образовательной организации (по видам ресурсов - кадровым, информационным, финансовым, имущественным, нематериальным)
Руководство разработкой (актуализацией) локальных нормативных актов, регулирующих управление ресурсами организации
Руководство деятельностью по развитию имущественного комплекса организации
Контроль сохранения имущественного комплекса профессиональной образовательной организации
Реализация мер антикоррупционного характера
Руководство деятельностью по привлечению и контролю использования финансовых ресурсов
Контроль исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности профессиональной образовательной организации
Обеспечение реализации кадровой политики организации
Управление нематериальными ресурсами организации
Управление внутренним информационным пространством профессиональной образовательной организации, внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, формированием цифровой образовательной среды
Руководство деятельностью по созданию безопасных условий обучения и воспитания, организации питания обучающихся и работников, обеспечению охраны их здоровья и соответствия условий реализации образовательных программ установленным нормам и правилам
Анализ качества и эффективности решений в области управления ресурсами профессиональной образовательной организации, при необходимости коррекция процесса управления
Необходимые умения
Применять в профессиональной деятельности правовые нормы, регулирующие управление ресурсами профессиональной образовательной организации
Разрабатывать локальные нормативные акты организации по вопросам управления ресурсами
Использовать при принятии управленческих решений анализ опыта профессиональной образовательной организации в области управления ресурсами
Определять потребности профессиональной образовательной организации в ресурсах, приоритетные направления использования финансовых средств и их распределение по статьям бюджета
Планировать источники формирования всех видов ресурсов
Осуществлять поиск и привлечение ресурсов, необходимых для обеспечения качества уставных видов деятельности организации
Обеспечивать рациональное распределение и эффективное использование всех видов ресурсов профессиональной образовательной организации
Выполнять требования законодательства Российской Федерации при ведении отчетности и ее предоставлении заинтересованным сторонам
Оформлять и доводить до подчиненного персонала, включая педагогических работников, принципы и целевые установки в области привлечения, распределения и контроля использования ресурсов организации
Обеспечивать заключение и исполнение хозяйственных и финансовых договоров
Формировать документацию финансового и управленческого учета, согласовывать с учредителем образовательной организации статьи бюджета в соответствии с программой развития профессиональной образовательной организации
Оценивать экономическую эффективность деятельности организации
Формировать штатное расписание, планировать потребность в кадрах, организовывать их подбор, расстановку, взаимодействие, подготовку и дополнительное профессиональное образование, определять должностные обязанности
Формировать систему мотивации и условия для профессионального развития персонала образовательной организации, включая педагогических работников
Формировать фонд оплаты труда и обеспечивать своевременную выплату заработной платы, пособий и социальных выплат работникам профессиональной образовательной организации
Организовывать аттестацию работников профессиональной образовательной организации на соответствие занимаемой должности
Формировать в профессиональной образовательной организации безопасную среду (включая цифровую), обеспечивать выполнение требований охраны труда и здоровья обучающихся и работников образовательной организации
Анализировать нематериальные ресурсы профессиональной образовательной организации, определять возможности их использования для обеспечения уставных видов деятельности профессиональной образовательной организации, в том числе качества образования, создавать условия для развития нематериальных ресурсов
Обеспечивать формирование внутреннего информационного пространства (совокупность баз данных, информационно-коммуникационных систем, информационных технологий, эффективных каналов коммуникации и систем обмена знаниями в профессиональной образовательной организации), в котором происходят образовательные и коммуникационные процессы между участниками
Анализировать процесс и результаты управления ресурсами профессиональной образовательной организации, принимать управленческие решения, в том числе корректировать процесс управления на основе результатов анализа
Применять методики самоменеджмента в планировании, организации и контроле собственной профессиональной деятельности
Планировать и осуществлять саморазвитие в профессиональной деятельности
Применять в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии
Необходимые знания
Трудовое законодательство Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации в области регулирования вопросов уставной деятельности профессиональной образовательной организации
Постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам финансовой деятельности профессиональной образовательной организации
Источники ресурсов, необходимых для осуществления деятельности образовательной организации, в том числе кадровых, материальных, финансовых
Порядок подготовки и согласования коллективного договора, трудовых договоров, хозяйственных и финансовых договоров
Требования ФГОС СПО, федеральные государственные требования (при наличии) к условиям освоения реализуемых образовательных программ
Особенности финансирования профессиональной образовательной организации в зависимости от ее организационно-правовой формы
Особенности финансовых процессов в некоммерческих и бюджетных организациях
Порядок финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации
Правила проведения проверок и документальных ревизий образовательных организаций государственными контрольно-надзорными органами
Передовой отечественный и зарубежный опыт формирования и реализации кадровой политики, управления персоналом профессиональной образовательной организации, в том числе модели нематериального и материального стимулирования работников
Требования охраны труда и пожарной безопасности
Виды нематериальных ресурсов профессиональной образовательной организации, возможности их использования для обеспечения качества образования и всех уставных видов деятельности профессиональной образовательной организации, условия развития нематериальных ресурсов
Педагогические возможности, ограничения и риски применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, требования к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации
Принципы, методы и технологии ведения учета и контроля использования ресурсов, анализа и оценки эффективности их использования (по видам ресурсов)
Способы повышения эффективности использования ресурсов профессиональной образовательной организации (по видам ресурсов)
Методики самоменеджмента при планировании, организации и контроле собственной профессиональной деятельности
Методы и способы, возможные направления и источники саморазвития в профессиональной деятельности
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации, современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении профессиональной образовательной организацией
Основы делопроизводства
Принципы и технологии эффективной коммуникации, ведения переговоров
Другие характеристики
-
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
Управление развитием профессиональной образовательной организации
Код
C/02.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Трудовые действия
Руководство стратегическим планированием деятельности профессиональной образовательной организации с учетом правовых норм законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации
Планирование, организация, координация, контроль и анализ деятельности профессиональной образовательной организации
Обеспечение образовательной деятельности профессиональной образовательной организации по реализации ФГОС СПО
Организация разработки и реализации программы развития профессиональной образовательной организации
Организация мониторинга кадровых потребностей местного и регионального рынка труда
Организация функционирования системы качества образования в профессиональной образовательной организации, включая участие в процедурах независимой оценки качества
Руководство формированием и развитием структуры управления и координации деятельности профессиональной образовательной организации и ее структурных подразделений
Руководство деятельностью по профилактике деструктивного поведения обучающихся, формированию психологической, антитеррористической и информационной безопасности образовательной среды
Обеспечение психологической и информационной безопасности образовательной среды; организация мер по противодействию террористической и иной радикальной идеологии, включая профилактическую работу с родителями (законными представителями) обучающихся по данным вопросам
Формирование управленческой команды профессиональной образовательной организации, нацеленной на развитие
Формирование и поддержка деятельности коллегиальных органов управления профессиональной образовательной организации
Формирование и поддержка организационной культуры
Мотивация и создание условий для повышения квалификации кадрового состава, разработка системы стимулирования работников профессиональной образовательной организации, включая педагогических работников, мотивация коллектива к участию в ее развитии (при взаимодействии с профессиональным союзом)
Мотивация и создание условий для участия обучающихся в решении задач развития образовательной организации
Руководство формированием и развитием системы социального партнерства образовательной организации и организаций-работодателей
Руководство формированием цифровой образовательной среды
Координация деятельности структурных подразделений профессиональной образовательной организации, управление реализацией программы развития профессиональной образовательной организации
Контроль и оценка результативности и эффективности реализации программы развития профессиональной образовательной организации
Необходимые умения
Анализировать опыт развития профессиональной образовательной организации, тенденции развития СПО, профессионального обучения в Российской Федерации и в мире, в том числе в сфере цифровизации
Анализировать деятельность образовательной организации, изменения, происходящие во внутренней и внешней среде, процесс и результаты реализации программы развития, управленческие риски
Использовать инструменты менеджмента при разработке программы развития профессиональной образовательной организации (в том числе количественных и качественных параметров ее развития)
Определять миссию и роль профессиональной образовательной организации в системе кадрового обеспечения экономики субъекта Российской Федерации (муниципалитета)
Обеспечивать создание условий для воспитания и развития обучающихся, профилактики их деструктивного поведения, влияния террористической или иной радикальной идеологии
Обеспечивать ведение в образовательной организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам воспитания и развития обучающихся, профилактики деструктивного поведения, влияния террористической или иной радикальной идеологии
Обеспечивать разработку и реализацию программы развития профессиональной образовательной организации с ориентацией на федеральные, региональные и местные инициативы и приоритеты
Утверждать по согласованию с учредителем программу развития профессиональной образовательной организации
Руководить разработкой и процессами рассмотрения, согласования, утверждения учредителем (в случае необходимости) и принятия локальных нормативных актов профессиональной образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом профессиональной образовательной организации
Осуществлять совместно с советом профессиональной образовательной организации и общественными организациями разработку, утверждение и реализацию основных программ профессионального обучения, образовательных программ СПО, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков
Осуществлять совместно с советом профессиональной образовательной организации и общественными организациями разработку, утверждение и реализацию мер по формированию психологической и информационной безопасности образовательной среды (включая цифровую), по противодействию террористической и иной радикальной идеологии
Обеспечивать формирование и функционирование системы маркетинга образовательных услуг профессиональной образовательной организации, ориентированной на требования рынка труда и работодателей, удовлетворение и развитие образовательных запросов обучающихся, их родителей (законных представителей)
Использовать для принятия управленческих решений информацию о трудоустройстве выпускников, об их востребованности на рынке труда, карьерном росте
Развивать социальное партнерство профессиональной образовательной организации с работодателями, их объединениями, профсоюзными организациями, общественными организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе с зарубежными
Формировать управленческую команду профессиональной образовательной организации, распределять обязанности и делегировать полномочия
Оценивать реальные и потенциальные возможности работников, стимулировать их профессиональное развитие и карьерный рост, мотивировать участие в развитии образовательной организации
Предупреждать и разрешать конфликты при наличии различных мнений участников образовательных отношений
Применять методики самоменеджмента в планировании, организации и контроле собственной профессиональной деятельности
Планировать и осуществлять саморазвитие в профессиональной деятельности
Формировать в профессиональной образовательной организации безопасную среду, обеспечивать выполнение требований пожарной безопасности, охраны труда и здоровья обучающихся и работников образовательной организации
Применять в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии, используемые в управлении профессиональной образовательной организацией
Необходимые знания
Стратегические и программные документы федерального, регионального, местного, отраслевого уровня в области образования и социально-экономического развития, цифровизации
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере образования
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регулирующей вопросы уставной деятельности профессиональной образовательной организации
Способы создания психологической и информационной безопасности образовательной среды; осуществления мер по профилактике деструктивного поведения обучающихся
Методы, способы профилактической работы с семьями обучающихся по противодействию террористической и иной радикальной идеологии
Профессиональные стандарты, описывающие педагогическую деятельность и профессиональную деятельность по отраслям (с учетом реализуемых образовательных программ), нормативные правовые основы и методика их применения в управлении персоналом
Перспективные направления и тенденции развития СПО и профессионального обучения в Российской Федерации и в мире, в том числе в сфере цифровизации
Приоритетные направления федеральной и региональной политики в сфере СПО и подготовки рабочих кадров
Научные основы и практика маркетинговой деятельности в сфере образования
Научные основы менеджмента, в том числе стратегического, кадрового, инновационного, проектного менеджмента, управления финансовыми ресурсами и менеджмента качества
Теория, практика и методы управления развитием профессиональной образовательной организации (в том числе на основе зарубежных исследований, опыта и разработок), обеспечивающие повышение качества образования и эффективности деятельности образовательной организации
Модели морального и материального стимулирования и мотивации персонала профессиональной образовательной организации
Методологические подходы в сфере образования и труда, современные образовательные технологии и средства обучения
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации
Методики самоменеджмента при планировании, организации и контроле собственной профессиональной деятельности
Методы и способы, возможные направления и источники саморазвития в профессиональной деятельности
Требования пожарной безопасности и охраны труда
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении профессиональной образовательной организацией
Основы делопроизводства
Принципы и технологии эффективной коммуникации, ведения переговоров
Другие характеристики
-
3.3.3. Трудовая функция
Наименование
Управление взаимодействием профессиональной образовательной организации с государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, работодателями
Код
C/03.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Трудовые действия
Планирование взаимодействия с государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, общественными организациями, работодателями
Организация взаимодействия профессиональной образовательной организации с государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, работодателями
Оценка результатов взаимодействия с государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, при необходимости коррекция деятельности
Организация работ по формированию информационного поля о деятельности профессиональной образовательной организации, в том числе при проведении публичных мероприятий в регионе
Обеспечение информационной открытости образовательной организации
Необходимые умения
Руководить разработкой локальных нормативных актов профессиональной образовательной организации, регламентирующих взаимодействие с субъектами внешнего окружения, включая государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, социальных партнеров профессиональной образовательной организации, общественные организации
Обеспечивать взаимодействие с учредителем профессиональной образовательной организации, государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, профсоюзными организациями, социальными партнерами профессиональной образовательной организации и участниками отношений в сфере образования
Организовывать устную и письменную коммуникацию с представителями учредителя образовательной организации, государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, социальными партнерами, общественными организациями, работодателями
Отстаивать интересы профессиональной образовательной организации при взаимодействии с учредителем, государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями-партнерами
Определять взаимовыгодные цели, ожидаемые результаты и форматы взаимодействия с социальными партнерами
Осуществлять контроль и оценку эффективности взаимодействия профессиональной образовательной организации с социальными партнерами
Анализировать опыт профессиональной образовательной организации в области развития социального партнерства
Принимать управленческие решения по коррекции взаимодействия с государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями на основе результатов оценки и анализа
Соблюдать деловой этикет и выстраивать общение с учетом национальных и корпоративных особенностей собеседника
Применять в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере образования и смежных сферах, необходимых для обеспечения взаимодействия
Теория и практика управления профессиональной образовательной организацией и ее развитием, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт
Перспективные направления и тенденции развития СПО и профессионального обучения в Российской Федерации и в мире
Приоритетные направления федеральной и региональной политики в сфере СПО и подготовки рабочих кадров
Методология и технологии связи с общественностью
Сущность, механизмы и формы государственно-общественного управления профессиональной образовательной организацией
Принципы, методы и техники эффективной коммуникации, ведения переговоров, методы отстаивания интересов профессиональной образовательной организации при взаимодействии с государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, социальными партнерами, общественными организациями
Основы практической психологии
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении профессиональной образовательной организацией
Основы делопроизводства
Другие характеристики
-
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, город Москва
Ректор
Комиссаров Алексей Геннадьевич
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
АНО "Агентство развития профессий и навыков" (подразделение - Академия профессий и навыков), город Москва
2
ГАПОУ МО "Подмосковный колледж "Энергия", город Реутов, Московская область
3
Общероссийская общественная организация "Союз директоров средних специальных учебных заведений России", город Москва
4
ФГАОУ ВО "Российский государственный профессионально-педагогический университет", город Екатеринбург
5
ФГБОУ ВО "Казанский национальный исследовательский технологический университет", город Казань, Республика Татарстан
6
ФГБОУ ДПО "Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова", город Ярославль
7
ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования", город Москва
V. Сокращения, используемые в профессиональном стандарте
ОП СПО - образовательные программы среднего профессионального образования
ОППО - основные программы профессионального обучения
СПО - среднее профессиональное образование
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Минтруда России от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
<3> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<4> Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
<5> Статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации; статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62278), действует до 1 апреля 2027 г.; приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 1 февраля 2022 г. N 44н (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2022 г., регистрационный N 67206), от 2 октября 2024 г. N 509н (зарегистрирован Минюстом России 1 ноября 2024 г., регистрационный N 79994), действует до 1 апреля 2027 г.
<6> Приказ Минпросвещения России от 24 марта 2023 г. N 196 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (зарегистрирован Минюстом России 2 июня 2023 г., регистрационный N 73696).
<7> Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации".
<8> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<9> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<10> Приказ Минпросвещения России от 17 мая 2022 г. N 336 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" (зарегистрирован Минюстом России 17 июня 2022 г., регистрационный N 68887) с изменениями, внесенными приказами Минпросвещения России от 12 мая 2023 г. N 359 (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2023 г., регистрационный N 73797), от 25 сентября 2023 г. N 717 (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2023 г., регистрационный N 75754), от 27 апреля 2024 г. N 289 (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 2024 г., регистрационный N 78367), от 7 ноября 2024 г. N 782 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2024 г., регистрационный N 80517).
<11> Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163) с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994), от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355), от 1 декабря 2016 г. N 1508 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44807), от 10 апреля 2017 г. N 320 (зарегистрирован Минюстом России 10 мая 2017 г., регистрационный N 46662), от 11 апреля 2017 г. N 328 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 201 г., регистрационный N 47167), от 23 марта 2018 г. N 210 (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50727), от 30 августа 2019 г. N 664 (зарегистрирован Минюстом России 23 сентября 2019 г., регистрационный N 56026), от 15 апреля 2021 г. N 296 (зарегистрирован Минюстом России 27 апреля 2021 г., регистрационный N 63245), от 13 декабря 2021 г. N 1229 (зарегистрирован Минюстом России 13 апреля 2022 г., регистрационный N 68183); абзац 7 пункт 2 приказа Минобрнауки России от 1 февраля 2022 г. N 89 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2022 г., регистрационный N 67610), срок действия ограничен до 1 сентября 2026 г.
<12> Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
<13> Статья 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
<14> Статья 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".