Приказ Минтруда России от 21.03.2025 N 136н
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 марта 2025 г. N 136н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 21 марта 2025 г. N 136н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1719
Регистрационный номер
I. Общие сведения
Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, среднем профессиональном образовании
01.015
(наименование вида профессиональной деятельности)
код
Краткое описание вида профессиональной деятельности
Организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность; обеспечение освоения ими результатов образовательных программ; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения их потребностей в углублении и расширении образования; учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ
Группа занятий
2320
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
-
-
(код ОКЗ <1>)
(наименование)
(код ОКЗ)
(наименование)
Отнесение к области профессиональной деятельности
01
Образование и наука
(код ОПД <2>)
(наименование области профессиональной деятельности)
Отнесение к видам экономической деятельности
85.14
Образование среднее общее
85.21
Образование профессиональное среднее
85.30
Обучение профессиональное
85.41
Образование дополнительное детей и взрослых
85.42
Образование профессиональное дополнительное
(код ОКВЭД <3>)
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
код
наименование
уровень квалификации
возможные наименования должностей, профессий рабочих
наименование
код
уровень (подуровень) квалификации
A
Организация и проведение образовательного процесса при реализации ОП СПО (перечень сокращений приведен в разделе V профессионального стандарта), включая программу воспитания, и ОППО
6
Преподаватель
Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОППО, ОП СПО с учетом программы воспитания, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных технологий, цифровых средств
A/01.6
6
Педагогический контроль и оценка освоения ОППО, ОП СПО в процессе текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации, при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
A/02.6
6
Разработка учебно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОППО, ОП СПО, включая рабочие программы воспитания
A/03.6
6
Проведение профориентационных мероприятий с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями)
A/04.6
6
B
Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации ОП СПО, включая программу воспитания, и ОППО
6
Мастер производственного обучения
Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению ОППО и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и (или) специалистов среднего звена, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
B/01.6
6
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего и (или) специалиста среднего звена в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
B/02.6
6
Разработка учебно-методического обеспечения учебно-производственного процесса, включая рабочие программы воспитания
B/03.6
6
Проведение практико-ориентированных профориентационных мероприятий с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями)
B/04.6
6
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Организация и проведение образовательного процесса при реализации ОП СПО, включая программу воспитания, и ОППО
Код
A
Уровень квалификации
6
Возможные наименования должностей, профессий рабочих
Преподаватель
Пути достижения квалификации
Образование и обучение
Высшее образование, направленность которого соответствует профилю педагогической деятельности
или
Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, направленность которой соответствует профилю педагогической деятельности
или
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена, направленность (профиль) которых соответствует профилю педагогической деятельности
или
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, направленность которой соответствует профилю педагогической деятельности
Опыт практической работы
-
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью <4>
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров <5>
Другие характеристики
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, стажировка, по профилю педагогической деятельности (соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не реже одного раза в три года
При реализации общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы к занятию педагогической деятельностью могут быть допущены лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения
К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам могут быть допущены лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения <6>
При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, соответствующей профилю педагогической деятельности, может быть получено после трудоустройства
Справочная информация
Наименование документа
Код
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки
ОКЗ
2320
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
ЕКС <7>
-
Преподаватель
ОКПДТР <8>
25812
Преподаватель (в колледжах, университетах и других вузах)
25824
Преподаватель-стажер (в колледжах, университетах и других вузах)
Перечень СПО <9>
44.02.03
Педагогика дополнительного образования
44.02.06
Профессиональное обучение (по отраслям)
Перечень ВО <10>
44.03.01
Педагогическое образование
44.03.04
Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
44.04.01
Педагогическое образование
44.04.04
Профессиональное обучение (по отраслям)
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОППО, ОП СПО с учетом программы воспитания, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных технологий, и цифровых средств
Код
A/01.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Трудовые действия
Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы, включая общеобразовательный учебный цикл (для ОП СПО), в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), включая общеобразовательный учебный цикл (для ОП СПО), в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской деятельностью обучающихся по ОП СПО, включая общеобразовательный учебный цикл, в том числе практической подготовкой и подготовкой к практическим формам экзаменационных испытаний (квалификационному, демонстрационному, профессиональному экзамену), выпускной квалификационной работе (если предусмотрена)
Формирование личностных результатов обучающихся, установленных рабочей программой воспитания, на основе содержания учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), самостоятельной работы обучающихся, учебно-профессиональной, проектной, исследовательской деятельности обучающихся по ОП СПО
Проведение мероприятий по профилактике деструктивного поведения обучающихся, формированию психологической, антитеррористической и информационной безопасности образовательной среды
Проведение профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся по противодействию террористической и иной радикальной идеологии
Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), в том числе входящих в общеобразовательный учебный цикл
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения, совершенствованию его материально-технической базы и формированию предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы
Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением обучающимися профессиональных компетенций (в процессе изучения обучающимися учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), практики)
Необходимые умения
Осуществлять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и (или) выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Создавать условия для воспитания и развития обучающихся, мотивировать их деятельность по освоению учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), выполнению заданий для самостоятельной работы; привлекать к целеполаганию, активной пробе своих сил в различных сферах деятельности, в том числе учебно-профессиональной, проектной, исследовательской, обучать самоорганизации и самоконтролю
Выбирать в рамках преподаваемых учебных предметов, дисциплин (модулей) содержание, формы, методы, приемы воспитания, направленные на формирование личностных результатов, определенных рабочей программой воспитания, способности противостоять влиянию террористической и иной радикальной идеологии
Использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы с учетом:
специфики образовательных программ, требований ФГОС СПО (для ОП СПО);
особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
задач учебного занятия (цикла занятий), вида учебного занятия; возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
стадии профессионального развития;
возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучающимися, создавать условия для воспитания и развития обучающихся, профилактики деструктивного поведения, влияния террористической или иной радикальной идеологии, привлекать к целеполаганию, обучать самоорганизации и самоконтролю
Обеспечивать на учебных занятиях порядок и сознательную дисциплину
Контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и самостоятельную работу, успехи и затруднения в освоении программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания с учетом выявленных причин
Анализировать применение выбранных форм и методов педагогической диагностики, текущего оценивания, оценочных средств, корректировать их и собственную оценочную деятельность
Консультировать обучающихся на этапах выбора темы, подготовки и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ, подготовки к практическим формам экзаменационных испытаний (квалификационному, демонстрационному, профессиональному экзамену), в процессе прохождения практики
Контролировать и оценивать процесс и результаты выполнения и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ, отчетов о практике; проверять готовность выпускника к практическим формам экзаменационных испытаний (квалификационному, демонстрационному, профессиональному экзамену), к защите выпускной квалификационной работы, давать рекомендации по совершенствованию и доработке текста
Использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся, проводить консультации по этим вопросам на основе наблюдения за освоением обучающимся профессиональных компетенций (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональных компетенций))
Создавать условия для ознакомления обучающихся с опытом успешных профессионалов, работающих в осваиваемой сфере профессиональной деятельности, и (или) корпоративной культурой организаций-партнеров, вводить ее элементы в образовательную среду
Организовывать проведение конференций, выставок, конкурсов профессионального мастерства, конкурсов и мероприятий в области преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), а также мероприятий, направленных на противодействие террористической и иной радикальной идеологии
Анализировать проведение учебных занятий с учетом задач воспитания и организацию самостоятельной работы обучающихся, вносить коррективы в рабочую программу, в том числе в области воспитания, план изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), образовательные технологии, задания для самостоятельной работы, собственную профессиональную деятельность
Взаимодействовать с коллегами и администрацией образовательной организации по вопросам выбора форм, методов, средств обучения и воспитания в рамках ОППО, ОП СПО (включая общеобразовательный цикл) с целью обеспечения учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, их практической подготовки, создания целостной образовательной среды
Взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам воспитания и развития обучающихся, профилактики деструктивного поведения, влияния террористической или иной радикальной идеологии
Взаимодействовать с коллегами, администрацией образовательной организации по вопросам модернизации материально-технической базы учебного помещения (кабинета, лаборатории, спортивного зала), выбирать учебное оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом: требований ФГОС СПО и (или) задач обучения, воспитания и развития обучающихся;
особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
локальных нормативных актов образовательной организации; современных требований к учебному оборудованию
Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды учебного помещения (кабинета, лаборатории, спортивного зала), выполнение требований охраны труда; анализировать и устранять возможные риски для жизни и здоровья обучающихся в учебном помещении
Обеспечивать сохранность и эффективное использование учебного оборудования
Необходимые знания
Основные положения Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства в сфере образования и труда; локальные нормативные акты образовательной организации по организации образовательного процесса и работы учебного кабинета (лаборатории, иного учебного помещения) в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей
Преподаваемая область научного (научно-технического) знания и (или) профессиональной деятельности, актуальные проблемы и тенденции ее развития, современные методы (технологии), приемы работы, использующиеся в будущей профессиональной деятельности обучающихся
Требования ФГОС СПО, содержание примерных образовательных программ, примерных программ воспитания, учебников, учебных пособий (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Роль преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в ОП СПО и (или) ОППО, в том числе для достижения личностных результатов, установленных рабочей программой воспитания (для СПО)
Электронные образовательные и информационные ресурсы, необходимые для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, написания выпускных квалификационных работ, подготовки к практическим формам экзаменационных испытаний (квалификационному, демонстрационному, профессиональному экзамену)
Методология, теоретические основы и технология исследовательской и проектной деятельности (для преподавания по ОП СПО, включая общеобразовательный учебный цикл)
Научно-методические основы организации учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности обучающихся по ОП СПО, включая общеобразовательный учебный цикл
Требования к оформлению проектных и исследовательских работ, отчетов о практике (для преподавания по ОП СПО, включая общеобразовательный учебный цикл)
Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности)
Особенности деструктивного поведения обучающихся, подверженных или попавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии, и способы их выявления
Основы профилактики деструктивного поведения обучающихся, формирования психологической, антитеррористической и информационной безопасности образовательной среды
Основы профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся по противодействию террористической и иной радикальной идеологии
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида, в том числе в форме практической подготовки
Основы эффективного педагогического общения, предотвращения и разрешения конфликтов, законы риторики и требования к публичному выступлению
Цели и задачи воспитания, установленные рабочей программой воспитания (для ОП СПО), формы, методы, приемы воспитания, соответствующие содержанию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
Современные образовательные технологии среднего профессионального образования (профессионального обучения), в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, смешанное обучение
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению кабинета (лаборатории, иного учебного помещения) в соответствии с его предназначением и характером реализуемых программ
Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации
Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся по ОП СПО
Основы психологии труда, стадии профессионального развития
Объективные требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии и (или) специальности, включая медицинские, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии и (или) специальности, возможности и перспективы карьерного роста профессии и (или) специальности, (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции)
Современные практики, содержание, формы и методы профориентации и консультирования по вопросам профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития в процессе освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), эффективные приемы общения и организации деятельности, ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Другие характеристики
-
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
Педагогический контроль и оценка освоения ОППО, ОП СПО в процессе текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации, при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Код
A/02.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Трудовые действия
Оценка результатов освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в процессе текущего контроля, промежуточной аттестации (самостоятельно и (или) в составе комиссии), при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Оценка освоения образовательной программы при проведении государственной итоговой аттестации в составе экзаменационной комиссии, при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Необходимые умения
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки, применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охранять жизнь и здоровье обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания:
соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методики оценки, в том числе при проведении практических форм экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена);
соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания;
корректно интерпретировать результаты контроля и оценки
Составлять отзыв о проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работах (для преподавания по ОП СПО)
Анализировать результаты оценки, оценочные средства, корректировать их и собственную оценочную деятельность
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся по ОП СПО и (или) ОППО
Отечественный и зарубежный опыт, современные подходы к контролю и оценке результатов среднего профессионального образования и профессионального обучения, включая процедуры практических форм экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена)
Методика разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания, включая процедуры практических форм экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена)
Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий
Другие характеристики
-
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
Разработка учебно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОППО, ОП СПО, включая рабочие программы воспитания
Код
A/03.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Трудовые действия
Разработка и обновление рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, включая рабочие программы воспитания, профессионального обучения, в том числе на основе готовых учебно-методических материалов для электронного, смешанного обучения, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ОП СПО, включая рабочие программы воспитания, ОППО, оценочных средств для проверки результатов их освоения, в том числе на основе готовых учебно-методических материалов для электронного, смешанного обучения, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Планирование занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) ОП СПО, включая практическую подготовку, с учетом целей и задач воспитания, ОППО, в том числе на основе готовых учебно-методических материалов для электронного, смешанного обучения, с использованием ресурсов цифровых образовательных платформ
Ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, профессионального обучения, в том числе в электронной форме
Необходимые умения
Анализировать примерные программы, примерные и рабочие программы воспитания, оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы, разрабатывать и обновлять рабочие программы, планы занятий (циклов занятий) с учетом целей и задач воспитания, оценочные средства и методические материалы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) СПО, профессионального обучения с учетом:
порядка, установленного законодательством Российской Федерации в сфере образования;
требований ФГОС СПО и (или) профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, запросов работодателей;
развития соответствующей области научного знания и (или) профессиональной деятельности, требований рынка труда;
образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития;
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;
роли учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и (или) образовательной программой, личностных результатов, предусмотренных рабочей программой воспитания;
современного развития технических, цифровых средств обучения, образовательных технологий
Формулировать примерные темы проектных, исследовательских работ обучающихся, выпускных квалификационных работ с учетом необходимости обеспечения их практико-ориентированности и (или) соответствия требованиям ФГОС СПО, с учетом целей и задач воспитания, роли в освоении профессиональной деятельности (учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), интересов и возможностей обучающихся (для преподавания по программам СПО)
Взаимодействовать при разработке рабочей программы со специалистами, преподающими смежные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) ОП СПО, ОППО
Формулировать совместно с мастером производственного обучения требования к результатам, содержанию и условиям организации практической подготовки по профессиональному модулю, обсуждать разработанные материалы (для преподавания профессиональных модулей ОП СПО)
Вести учебную документацию, документацию планирования, а также документацию по эксплуатации учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях
Создавать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и о его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами; предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц
Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные
Необходимые знания
Методологические и методические основы современного профессионального образования, СПО и (или) профессионального обучения
Теория и практика СПО, профессионального обучения по соответствующим направлениям подготовки, специальностям, профессиям и (или) видам профессиональной деятельности, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт
Законодательство Российской Федерации в сфере образования и в сфере защиты персональных данных
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной документации, а также к документации, содержащей персональные данные
Требования ФГОС СПО, содержание примерных программ, примерных программ воспитания, учебников, учебных пособий (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Роль преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в ОП СПО, включая рабочую программу воспитания, в ОППО
Требования профессиональных стандартов и квалификационные требования по соответствующему виду профессиональной деятельности (для учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), ориентированных на формирование профессиональной компетенции)
Требования к программно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОП СПО, ОППО, методические основы его разработки
Требования к современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и методическим материалам
Современное состояние области знаний и (или) профессиональной деятельности, соответствующей преподаваемым учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
Основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программно-методического обеспечения
Возрастные особенности обучающихся, стадии профессионального развития;
особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида, в том числе в форме практической подготовки
Современные образовательные технологии профессионального образования (профессионального обучения)
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий для ведения документации
Порядок ведения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и о его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам
Другие характеристики
-
3.1.4. Трудовая функция
Наименование
Проведение профориентационных мероприятий с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями)
Код
A/04.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Трудовые действия
Подготовка предложений по планированию профориентационной деятельности образовательной организации
Информирование и консультирование обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Разработка (обновление) планов (сценариев) и проведение индивидуальных и групповых профориентационных занятий и консультаций обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей), в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Взаимодействие с учителями общеобразовательных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность по учебному предмету "Труд (технология)" и профильным учебным предметам, по вопросам профессиональной ориентации, в том числе вовлечения обучающихся общеобразовательных организаций в техническое творчество, декады и конкурсы профессионального мастерства
Необходимые умения
Использовать современные подходы, формы и методы профориентации, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств, эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение и профессиональный выбор
Устанавливать контакт с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями), стимулировать интерес и познавательную активность участников профориентационных мероприятий, оказывать им эмоциональную поддержку
Проводить информирование и консультирование с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и их родителей (законных представителей), в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Демонстрировать профессиональную деятельность и (или) комментировать ее выполнение обучающимися, специалистами-практиками
Знакомить обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) с особенностями образовательного процесса при освоении избранной программы среднего профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требованиями к обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Привлекать обучающихся по программам среднего профессионального образования к профориентационным мероприятиям с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями)
Готовить задания, организовывать и проводить олимпиады, декады и конкурсы профессионального мастерства для обучающихся общеобразовательных организаций, взаимодействовать с учителями общеобразовательных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность по учебному предмету "труд (технология)" и профильным учебным предметам, по вопросам профессиональной ориентации
Необходимые знания
Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения и профессионального выбора обучающихся общеобразовательных организаций
Эффективные отечественные и зарубежные практики профориентационной работы, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Современные подходы, формы и методы профориентации, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств, эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение и профессиональный выбор обучающихся общеобразовательных организаций
Особенности профинформирования и профконсультирования обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей), специфика работы с особыми группами обучающихся (группы риска, обучающиеся с нарушениями здоровья и развития, воспитанники детских домов и интернатов)
Методические основы проведения мастер-классов, обеспечения зрелищности при демонстрации профессиональной деятельности
Особенности образовательного процесса при освоении избранной программы среднего профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требования к обучающимся
Методические основы организации и проведения олимпиад, декад и конкурсов профессионального мастерства для обучающихся общеобразовательных организаций
Другие характеристики
-
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации ОП СПО, включая программу воспитания, и ОППО
Код
B
Уровень квалификации
6
Возможные наименования должностей, профессий рабочих
Мастер производственного обучения
Пути достижения квалификации
Образование и обучение
Среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которого соответствует профилю педагогической деятельности
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, направленность которой соответствует профилю педагогической деятельности
или
Высшее образование, направленность которого соответствует профилю педагогической деятельности
или
Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, направленность которой соответствует профилю педагогической деятельности
Опыт практической работы
-
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
Другие характеристики
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, стажировка, по профилю педагогической деятельности (соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не реже одного раза в три года
При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, соответствующей профилю педагогической деятельности, может быть получено после трудоустройства
Справочная информация
Наименование документа
Код
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки
ОКЗ
2320
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
ЕКС
-
Мастер производственного обучения
ОКПДТР
23962
Мастер производственного обучения
25824
Преподаватель-стажер (в колледжах, университетах и других вузах)
Перечень СПО
44.02.03
Педагогика дополнительного образования
44.02.06
Профессиональное обучение (по отраслям)
Перечень ВО
44.03.01
Педагогическое образование
44.03.04
Профессиональное обучение (по отраслям)
44.04.01
Педагогическое образование
44.04.04
Профессиональное обучение (по отраслям)
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению ОППО и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и (или) специалистов среднего звена, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Код
B/01.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Трудовые действия
Формирование в учебно-производственной мастерской (на учебном полигоне, в лаборатории, на учебной базе практики и в ином месте занятий) образовательной среды, направленной на достижение результатов обучения и воспитания, определенных ОППО, ОП СПО
Разработка мероприятий по модернизации оснащения оборудованием учебно-производственных помещений
Использование тренажеров, симуляторов, электронных образовательных ресурсов (при наличии), способствующих достижению результатов учебной и производственной практики
Организация и проведение учебной и (или) производственной практики (практической подготовки)
Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции в процессе прохождения учебной и производственной практики (практической подготовки)
Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе учебной и производственной практики (практической подготовки)
Проведение мероприятий по профилактике деструктивного поведения обучающихся, формированию психологической, антитеррористической и информационной безопасности образовательной среды
Проведение профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся по противодействию террористической и иной радикальной идеологии
Необходимые умения
Выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися в ходе учебной и производственной практики: решение профессиональных задач, выполнение отдельных трудовых функций, технологических операций и отдельных приемов технологических операций
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучающимися, создавать условия для воспитания и развития обучающихся, профилактики деструктивного поведения, влияния террористической или иной радикальной идеологии, мотивировать их деятельность по освоению профессии и (или) специальности, привлекать к целеполаганию, обучать самоорганизации и самоконтролю
Использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся, проводить консультации по этим вопросам на основе наблюдения за освоением обучающимся профессиональных компетенций в процессе прохождения учебной и производственной практики (практической подготовки)
Взаимодействовать с коллегами и администрацией по вопросам модернизации материально-технической базы учебно-производственной мастерской (иного места учебных занятий), выбирать учебное оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:
требований ФГОС СПО и (или) задач обучения, воспитания и развития обучающихся;
особенностей отрасли (профессиональной деятельности), требований профессиональных стандартов;
современных требований к учебно-производственному оборудованию, включая требования к оборудованию для проведения практических форм экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена)
Взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам воспитания и развития обучающихся, профилактики деструктивного поведения, влияния террористической или иной радикальной идеологии
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и организации учебной и производственной практики (практической подготовки), применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом:
специфики осваиваемой профессии и (или) специальности;
задач учебного занятия (цикла занятий), в том числе воспитательных;
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
стадии профессионального развития обучающихся;
возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания
Производить проверку исправности технологического оборудования, количественную и качественную проверку поступающих материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий), составлять заявки на техническое обслуживание и ремонт учебно-производственного оборудования, контролировать качество выполнения работ
Согласовывать все виды работ, результаты и объекты учебной и производственной практики с работодателями (руководителями практики от организации)
Организовывать выполнение видов работ производственной практики и контроль их качества в соответствии с требованиями технической документации и нормами времени на выполнение соответствующих работ;
проводить количественную и качественную приемку результатов выполнения видов работ производственной практики, вести индивидуальный учет производительности труда, продукции, сданной с первого предъявления;
планировать улучшение качества выполнения видов работ производственной практики (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
Контролировать и оценивать готовность обучающихся к учебному занятию, предусмотренному видом практики (учебной и (или) производственной) (практической подготовки) в соответствии с образовательной программой, работу, выполняемую ими, оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения обучающихся в освоении профессии и (или) специальности, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания в соответствии с выявленными затруднениями
Обеспечивать на учебных занятиях порядок и сознательную дисциплину, проводить инструктаж по охране труда, контролировать санитарно-бытовые условия, выполнение правил пожарной безопасности, электробезопасности, применять средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты;
анализировать и устранять возможные риски для жизни и здоровья обучающихся
Соблюдать требования охраны труда
Создавать условия для знакомства обучающихся с опытом успешных профессионалов, работающих в осваиваемой сфере профессиональной деятельности, и (или) с корпоративной культурой организаций-партнеров
Консультировать обучающихся по программам среднего профессионального образования и (или) программам профессионального обучения и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации
Анализировать проведение занятий на учебной практике, организацию производственной практики (практической подготовки), вносить коррективы в рабочую программу учебной и (или) производственной практики, план практической подготовки, образовательные технологии, собственную профессиональную деятельность
Взаимодействовать с коллегами и администрацией по вопросам выбора форм, методов, средств обучения и воспитания в рамках ОППО, ОП СПО (включая общеобразовательный цикл, программу воспитания) с целью обеспечения учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, их практической подготовки, создания целостной образовательной среды
Необходимые знания
Основные положения Конституции Российской Федерации, основы законодательства Российской Федерации в сферах образования и труда, локальные нормативные акты образовательной организации по организации образовательного процесса и работы учебно-производственной мастерской (иного места учебных занятий) в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей
Основы организации и методика профессионального обучения, современные технологии практического обучения, формы, методы, приемы воспитания, соответствующие содержанию преподаваемого профессионального модуля, в области учебной и производственной практики (практической подготовки)
Требования ФГОС СПО, примерных программ, примерных программ воспитания и рабочих программ к практической подготовке по профессии и (или) специальности, содержание соответствующих учебников, учебных пособий
Особенности организации труда, современные производственные технологии, виды технологического и производственного оборудования и нормативно-техническая документация по его эксплуатации, основные положения отраслевых нормативных правовых актов по виду профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися по профессии и (или) специальности, нормы времени на выполнение технологических операций (при наличии)
Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
Особенности деструктивного поведения обучающихся, подверженных или попавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии, и способы их выявления
Основы профилактики деструктивного поведения обучающихся, формирования психологической, антитеррористической и информационной безопасности образовательной среды
Основы профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся по противодействию террористической и иной радикальной идеологии
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на учебных занятиях различного вида, в том числе в форме практической подготовки
Психолого-педагогические основы и методика применения в процессе подготовки рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих) технических средств обучения, информационно-коммуникационных, цифровых технологий
Объективные требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии и (или) специальности, включая медицинские, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии и (или) специальности, возможности и перспективы карьерного роста по профессии и (или) специальности
Эффективные приемы общения, предотвращения и разрешения конфликтов, организации деятельности в процессе практики (практического обучения), ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся; методика построения беседы с обучающимися, обучающимися и их родителями (законными представителями) по данным вопросам
Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебно-производственной мастерской в соответствии с ее предназначением и характером реализуемых программ
Требования охраны труда при организации деятельности обучающихся на учебной и производственной практике (практическом обучении) по освоению профессии рабочего, должности служащего в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Другие характеристики
-
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего и (или) специалиста среднего звена в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Код
B/02.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Трудовые действия
Оценка полноты и своевременности выполнения обучающимися задания на практику и (или) результатов освоения компетенций в период прохождения практики (практической подготовки)
Оценка освоения программы профессионального модуля (учебного предмета, курса, дисциплины, иного компонента программы) в области практической подготовки при проведении промежуточной аттестации в составе экзаменационной комиссии, при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Оценка освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации, в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена), в составе экзаменационной комиссии, при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Необходимые умения
Соблюдать процедуры оценивания, взаимодействовать с представителями организации, на базе которой проходит практика, и (или) представителями работодателей при проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена)
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения квалификации (компетенций), применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания:
соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методику оценки квалификации (компетенций), в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена);
соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания;
корректно интерпретировать результаты контроля и оценки квалификации (компетенций)
Анализировать результаты оценки, применение форм и методов оценивания, оценочных средств, разрабатывать и представлять предложения по совершенствованию промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся и выпускников
Необходимые знания
Основы законодательства Российской Федерации в сфере образования и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) среднего профессионального образования, в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена)
Современные подходы к контролю и оценке результатов освоения профессии и (или) специальности (квалификации), в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена)
Методика разработки и применения оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания освоения профессии, и (или) специальности (квалификации), в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена)
Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий
Другие характеристики
-
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
Разработка учебно-методического обеспечения учебно-производственного процесса, включая рабочие программы воспитания
Код
B/03.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Трудовые действия
Разработка и обновление ОППО и (или) рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в составе ОП СПО, обеспечивающих практическую подготовку, и (или) программ учебной и производственной практик, обеспечивающих освоение квалификации рабочего, служащего, специалиста среднего звена с учетом целей и задач воспитания
Разработка и обновление учебно-методического обеспечения профессионального обучения и (или) программ среднего профессионального образования, рабочих программ учебной и производственной практики (практического обучения), в том числе на основе готовых электронных образовательных ресурсов, тренажеров, симуляторов, ресурсов цифровых образовательных платформ
Планирование занятий и (или) учебной практики (практического обучения):
разработка и обновление планов, технологических карт, сценариев занятий по освоению квалификации рабочего, служащего, специалиста среднего звена с учетом целей и задач воспитания, в том числе на основе готовых электронных образовательных ресурсов, тренажеров, симуляторов, ресурсов цифровых образовательных платформ
Ведение документации, обеспечивающей учебно-производственный процесс, в том числе в электронной форме
Необходимые умения
Анализировать примерные (типовые) программы, рабочие программы воспитания, оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и материалы, разрабатывать и обновлять рабочие программы (разделы программ), планы занятий (циклов занятий), оценочные средства и методические материалы по практической подготовке (самостоятельно или совместно с преподавателем (преподавателями) с учетом:
порядка, установленного законодательством Российской Федерации в сфере образования;
требований ФГОС СПО (для ОП СПО), профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, запросов работодателей;
развития соответствующей области профессиональной деятельности, требований рынка труда;
образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития;
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и (или) образовательной программой, личностных результатов, предусмотренных рабочей программой воспитания;
возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;
современного развития технических средств обучения, образовательных технологий
Взаимодействовать с преподавателем профессионального модуля или преподавателями смежных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) при разработке программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса с учетом целей и задач воспитания, обсуждать разрабатываемые документы
Вести на бумажных и электронных носителях учебную, планирующую документацию, документацию учебной мастерской (места занятий), в том числе журналы инструктажа обучающихся по охране труда
Вести учет выпущенной обучающимися продукции и (или) использованных материалов и ресурсов
Создавать отчетные (отчетно-аналитические) материалы
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и о порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами;
предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц
Обрабатывать персональные данные с соблюдением законодательства Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные
Необходимые знания
Теория и практика практического обучения по соответствующим профессиям, специальностям, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт
Основы законодательства Российской Федерации в сфере образования в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и (или) среднего профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о защите персональных данных)
Требования ФГОС СПО, примерных программ к практической подготовке по профессии и (или) специальности, примерных программ воспитания, содержание соответствующих учебников, учебных пособий
Требования профессиональных стандартов и квалификационные требования по соответствующему виду профессиональной деятельности
Требования к программно-методическому обеспечению практического обучения
Требования к современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и методическим материалам в области практического обучения
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
Современное состояние соответствующей профессиональной деятельности
Основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программно-методического обеспечения
Возрастные особенности обучающихся, стадии профессионального развития;
особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности в процессе практического обучения рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена
Психолого-педагогические основы и методика применения в процессе практического обучения рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий
Требования охраны труда при организации деятельности обучающихся на учебной и производственной практике (в процессе практического обучения) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий для ведения документации
Порядок ведения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и о порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам
Другие характеристики
-
3.2.4. Трудовая функция
Наименование
Проведение практико-ориентированных профориентационных мероприятий с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями)
Код
B/04.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Трудовые действия
Подготовка предложений по планированию профориентационной деятельности образовательной организации
Осуществление профессиональных проб, способствующих сознательному, обоснованному выбору образовательно-профессиональной траектории обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Проведение мастер-классов по профессии и (или) специальности для обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и цифровых средств
Взаимодействие с учителями общеобразовательных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность по учебному предмету "труд (технология)" и профильным учебным предметам, по вопросам профессиональной ориентации, в том числе вовлечения обучающихся общеобразовательных организаций в техническое творчество, декады и конкурсы профессионального мастерства
Необходимые умения
Организовывать и сопровождать профессиональные пробы обучающихся общеобразовательных организаций, проводить мастер-классы по профессии и (или) специальности, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
Устанавливать контакт с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями), стимулировать интерес и познавательную активность участников профориентационных мероприятий, оказывать им эмоциональную поддержку
Демонстрировать профессиональную деятельность и (или) комментировать ее выполнение обучающимися, специалистами-практиками
Знакомить обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) с особенностями вида профессиональной деятельности: содержанием и условиями труда, образом жизни работников данной профессии и (или) специальности, требованиями к их профессиональному образованию, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Информировать обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) по вопросам востребованности специалистов определенной квалификации на рынке труда, трудоустройства и карьерного роста выпускников образовательной организации
Знакомить обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) с особенностями образовательного процесса при освоении избранной программы среднего профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требованиями к обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
Привлекать обучающихся по программам среднего профессионального образования в профориентационную работу с обучающимися дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями)
Готовить задания, организовывать и проводить олимпиады, декады и конкурсы профессионального мастерства для обучающихся общеобразовательных организаций, взаимодействовать с учителями общеобразовательных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность по учебному предмету "труд (технология)" и профильным учебным предметам, по вопросам профессиональной ориентации
Необходимые знания
Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения и профессионального выбора обучающихся общеобразовательных организаций
Методические основы проведения профессиональных проб, мастер-классов, обеспечения зрелищности при демонстрации профессиональной деятельности
Объективные требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии и (или) специальности, включая медицинские, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии и (или) специальности, возможности и перспективы карьерного роста по профессии и (или) специальности
Особенности образовательного процесса при освоении избранной программы среднего профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требования к обучающимся
Методические основы организации и проведения олимпиад, декад и конкурсов профессионального мастерства для обучающихся общеобразовательных организаций
Другие характеристики
-
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, город Москва
Ректор
Комиссаров Алексей Геннадьевич
4.2. Наименования организации-разработчиков
1
АНО "Агентство развития профессий и навыков" (подразделение - Академия профессий и навыков), город Москва
2
ГАПОУ МО "Подмосковный колледж "Энергия", город Реутов, Московская область
3
Общероссийская общественная организация "Союз директоров средних специальных учебных заведений России", город Москва
4
Санкт-Петербургское ГБОУ "Колледж банковского дела и информационных систем", город Санкт-Петербург
5
ФГАОУ ВО "Российский государственный профессионально-педагогический университет", город Екатеринбург
6
ФГБОУ ВО "Казанский национальный исследовательский технологический университет", город Казань, Республика Татарстан
7
ФГБОУ ДПО "Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова", город Ярославль
8
ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования", город Москва
V. Сокращения, используемые в профессиональном стандарте
ОП СПО - образовательные программы среднего профессионального образования
ОППО - основные программы профессионального обучения
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Минтруда России от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
<3> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<4> Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
<5> Статья 69 Трудового кодекса Российской Федерации; статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62278), действует до 1 апреля 2027 г.; приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 1 февраля 2022 г. N 44н (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2022 г., регистрационный N 67206), от 2 октября 2024 г. N 509н (зарегистрирован Минюстом России 1 ноября 2024 г., регистрационный N 79994), действует до 1 апреля 2027 г.
<6> Статья 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
<7> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<8> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<9> Приказ Минпросвещения России от 17 мая 2022 г. N 336 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" (зарегистрирован Минюстом России 17 июня 2022 г., регистрационный N 68887) с изменениями, внесенными приказами Минпросвещения России от 12 мая 2023 г. N 359 (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2023 г., регистрационный N 73797), от 25 сентября 2023 г. N 717 (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2023 г., регистрационный N 75754), от 27 апреля 2024 г. N 289 (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 2024 г., регистрационный N 78367), от 7 ноября 2024 г. N 782 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2024 г., регистрационный N 80517).
<10> Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163) с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994), от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355), от 1 декабря 2016 г. N 1508 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44807), от 10 апреля 2017 г. N 320 (зарегистрирован Минюстом России 10 мая 2017 г., регистрационный N 46662), от 11 апреля 2017 г. N 328 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 201 г., регистрационный N 47167), от 23 марта 2018 г. N 210 (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50727), от 30 августа 2019 г. N 664 (зарегистрирован Минюстом России 23 сентября 2019 г., регистрационный N 56026), от 15 апреля 2021 г. N 296 (зарегистрирован Минюстом России 27 апреля 2021 г., регистрационный N 63245), от 13 декабря 2021 г. N 1229 (зарегистрирован Минюстом России 13 апреля 2022 г., регистрационный N 68183); абзац 7 пункт 2 приказа Минобрнауки России от 1 февраля 2022 г. N 89 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2022 г., регистрационный N 67610), срок действия ограничен до 1 сентября 2026 г.