Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минтранса России от 18.11.2025 N 400

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 ноября 2025 г. N 400

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ

К ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА ОРГАНОВ И СЛУЖБ ЕДИНОЙ

СИСТЕМЫ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО ПОИСКА И СПАСАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СИЛ ПОИСКА И СПАСАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (РАБОТ), А ТАКЖЕ ЭКИПАЖЕЙ

ВОЗДУШНЫХ СУДОВ К ВЫЖИВАНИЮ В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО

СУЩЕСТВОВАНИЯ, СОСТАВА НАЗЕМНЫХ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ

КОМАНД И СПАСАТЕЛЬНЫХ ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНЫХ ГРУПП, ПЕРЕЧНЯ

ОБОРУДОВАНИЯ, АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И СНАРЯЖЕНИЯ

ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ,

НАЗЕМНЫХ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ КОМАНД И СПАСАТЕЛЬНЫХ

ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНЫХ ГРУПП, ТРЕБОВАНИЙ К ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ

НА АЭРОДРОМЕ ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ

СУДОВ, НАЗЕМНЫХ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ КОМАНД И СПАСАТЕЛЬНЫХ

ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНЫХ ГРУПП, СРОКОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКА

ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, ТЕРПЯЩИХ ИЛИ ПОТЕРПЕВШИХ БЕДСТВИЕ,

ИХ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

В соответствии с подпунктами 1 - 4, 9 пункта 8 статьи 88 Воздушного кодекса Российской Федерации и абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:

1. Определить:

требования к подготовке персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп согласно приложению N 4 к настоящему приказу;

сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств согласно приложению N 5 к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 148 "Об утверждении требований к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2014 г., регистрационный N 34534).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2026 г. и действует до 1 марта 2032 г.

Министр

А.С.НИКИТИН

Приложение N 1

к приказу Минтранса России

от 18 ноября 2025 г. N 400

ТРЕБОВАНИЯ

К ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА ОРГАНОВ И СЛУЖБ ЕДИНОЙ

СИСТЕМЫ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО ПОИСКА И СПАСАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СИЛ ПОИСКА И СПАСАНИЯ

К ПРОВЕДЕНИЮ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (РАБОТ),

А ТАКЖЕ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ К ВЫЖИВАНИЮ

В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

1. Персонал органов и служб, сил поиска и спасания (далее - персонал) руководящего органа единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации (далее соответственно - единая система, АКПС) на федеральном уровне <1> должен быть подготовлен к:

--------------------------------

<1> Абзац второй пункта 7, пункт 8 Положения о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 538 (далее - Положение N 538).

1) осуществлению функции по контролю и надзору в сфере АКПС <2>;

--------------------------------

<2> Пункт 3 Положения N 538.

2) общему руководству функционированием и развитием единой системы и деятельностью руководящего органа единой системы на региональном уровне <3> и оперативных органов единой системы;

--------------------------------

<3> Абзац третий пункта 7, пункт 9 Положения N 538.

3) организации поиска и спасания воздушных судов (далее - ВС) Российской Федерации по воздушным трассам вне границ Российской Федерации, а также поиска и эвакуации космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов, совершивших посадку на территории иностранных государств, на основании международных договоров, участником которых является Российская Федерация.

2. Персонал руководящего органа единой системы на региональном уровне в границах зоны АКПС должен быть подготовлен к:

1) осуществлению контрольных функций в сфере АКПС;

2) осуществлению функций по разработке локальных инструктивных материалов по организации и проведению авиационного поиска и спасания;

3) организации дежурства авиационных сил и средств поиска и спасания;

4) организации и руководству проведением поисково-спасательных операций (работ) (далее - ПСО (Р);

5) организации взаимодействия структур федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" при проведении ПСО (Р).

3. Персонал Главного авиационного координационного центра поиска и спасания <4> (далее - ГКЦПС) должен быть подготовлен к осуществлению следующих функций:

--------------------------------

<4> Абзац второй пункта 10, пункт 11 Положения N 538.

1) по контролю поисково-спасательного обеспечения полетов литерных ВС и космических объектов;

2) по контролю деятельности региональных авиационных координационных центров поиска и спасания <5> (далее - КЦПС);

--------------------------------

<5> Пункт 12 Положения N 538.

3) по общему руководству организацией проведения ПСО (Р);

4) по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и координации действий авиационных сил и средств поиска и спасания при проведении ПСО (Р);

5) по принятию решений о подъеме дежурных авиационных сил и средств поиска и спасания в целях проведения ПСО (Р) или проверки их готовности.

4. Персонал КЦПС в границах зоны АКПС должен быть подготовлен к осуществлению функций:

1) по сбору, обработке и анализу информации о ВС, терпящем или потерпевшем бедствие;

2) по общему руководству проведением ПСО (Р);

3) по координации действий оперативных органов единой системы на местном уровне <6>, а также организации взаимодействия между ними;

--------------------------------

<6> Абзац четвертый пункта 10 Положения N 538.

4) по контролю готовности дежурных сил и средств поиска и спасания к проведению ПСО (Р);

5) по доведению до органов обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) сведений о дежурных поисково-спасательных силах и средствах;

6) по передаче в органы ОВД сигналов бедствия, поданных ВС;

7) по принятию решения о подъеме дежурных авиационных сил и средств поиска и спасания в целях проведения ПСО (Р) или проверки их готовности.

5. Персонал сил поиска и спасания единой системы должен быть подготовлен к проведению и обеспечению ПСО (Р).

6. Экипажи поисково-спасательных воздушных судов (далее - ПСВС) должны быть подготовлены к:

1) радиотехническому и визуальному поиску ВС, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей, космонавтов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море;

2) десантированию парашютным и беспарашютным способом спасательных парашютно-десантных групп (далее - СПДГ), аварийно-спасательного имущества и снаряжения (грузов), с использованием средств десантирования, спусковых и спускоподъемных устройств вертолета, а также эвакуации пострадавших в вертолет при помощи спускоподъемных устройств (лебедочных грузовых систем), с суши и водной поверхности;

3) посадкам на площадки, подобранные с воздуха, а также к эвакуации пострадавших людей с этих площадок.

7. Внешние пилоты (операторы) беспилотных ВС и беспилотных авиационных систем (далее - операторы БВС) должны быть подготовлены к выполнению ПСО (Р) и допущены к выполнению радиотехнического и визуального поиска ВС, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей, космонавтов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море.

8. Авиационные спасатели СПДГ должны быть подготовлены к:

1) десантированию к месту бедствия с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением парашютным и беспарашютным способом днем и ночью на незнакомую, неподготовленную площадку, на воду, лес, лед (мерзлый грунт), плоскогорье (горы);

2) оказанию первой помощи пострадавшим и их эвакуации с места бедствия воздушным, водным, автомобильным и специальным транспортом, в том числе эвакуации в вертолеты, находящиеся в режиме висения, с помощью спускоподъемных устройств (лебедочных грузовых систем), с суши, водной поверхности, морских судов (судов внутреннего водного транспорта), с последующей передачей пострадавших в медицинские организации (выездной бригаде скорой медицинской помощи);

3) выживанию в условиях автономного существования.

9. Специалисты наземных поисково-спасательных команд (далее - НПСК) должны быть подготовлены к:

1) выполнению наземного поиска терпящих или потерпевших бедствие ВС, их пассажиров и экипажей, исходя из климатогеографических особенностей региона ВС днем и ночью;

2) оказанию первой помощи пострадавшим и их эвакуации с места бедствия, в том числе эвакуации в вертолеты, находящиеся в режиме висения <7>, с помощью специальных подъемных средств, с последующей передачей пострадавших в медицинские организации (выездной бригаде скорой медицинской помощи);

--------------------------------

<7> Пункт 3.103 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2009 г., регистрационный N 14645), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 242 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2010 г., регистрационный N 16191), от 22 ноября 2010 г. N 263 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2010 г., регистрационный N 19244), от 16 ноября 2011 г. N 284 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2011 г., регистрационный N 22723), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), от 25 ноября 2013 г. N 362 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31356), от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362), от 3 марта 2014 г. N 60 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2014 г., регистрационный N 34093), от 26 февраля 2015 г. N 34 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36663), от 15 июня 2015 г. N 187 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2015 г., регистрационный N 38147), от 18 июля 2017 г. N 263 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2017 г., регистрационный N 47712), от 18 сентября 2018 г. N 333 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2018 г., регистрационный N 52652), от 14 июня 2019 г. N 183 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2019 г., регистрационный N 55416), от 22 апреля 2020 г. N 138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2020 г., регистрационный N 58784), от 29 мая 2023 г. N 195 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2023 г., регистрационный N 73717). В соответствии с пунктом 5 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 срок действия данного документа ограничен до 1 сентября 2029 г.

3) выживанию в условиях автономного существования.

10. Подготовка персонала сил поиска и спасания единой системы должна включать:

1) теоретическую подготовку;

2) практическую подготовку на тренажерах операторов беспилотных ВС (при наличии) и СПДГ, а также личного состава аварийно-спасательной команды (далее - АСК) на учебно-тренировочных полигонах аэродромов;

3) выполнение тренировочных полетов экипажей ПСВС с десантированием парашютным и беспарашютным способами личного состава СПДГ и грузов;

4) выполнение тренировочных полетов на беспилотных ВС;

5) практические тренировки СПДГ, НПСК и АСК;

6) полномасштабные (комплексные) учения, проводимые с выполнением полетов дежурных ПСВС, десантированием СПДГ с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, выходом НПСК, а также АСК - в случаях проведения учения в районе аэродрома гражданской авиации;

7) инструктажи, проводимые перед заступлением на дежурство, с целью доведения оперативной обстановки и мер безопасности при выполнении ПСО (Р);

8) контроль готовности персонала сил поиска и спасания единой системы к дежурству.

11. Персонал единой системы АКПС должен быть подготовлен к осуществлению функций:

1) с применением методики выполнения радиотехнического и визуального поиска ВС, терпящих или потерпевших бедствие, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море <8>;

--------------------------------

<8> Подпункт 7 пункта 8 статьи 88 Воздушного кодекса Российской Федерации.

2) с применением сигналов, применяемых при проведении ПСО (Р) <9>;

--------------------------------

<9> Подпункт 8 пункта 8 статьи 88 Воздушного кодекса Российской Федерации.

3) с соблюдением сроков проведения поиска ВС, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств (приведены в приложении N 5 к настоящему приказу).

12. Персонал руководящего и оперативного органов единой системы должен быть подготовлен к:

1) организации поиска и спасания в зоне (районе) АКПС;

2) формированию дежурных сил и средств и к их привлечению к ПСО (Р);

3) приему и передаче информации о ВС, терпящем или потерпевшем бедствие;

4) управлению дежурными АСПС и координации их действий в ходе проведения ПСО (Р);

5) подъему дежурных сил и средств при получении сигнала бедствия и проверках их готовности;

6) контролю за вылетом и выходом дежурных сил и средств и их деятельностью в ходе проведения ПСО (Р);

7) разработке и оформлению плана проведения ПСО (Р) на карте (планшете).

13. Экипажи ПСВС, операторы БВС должны быть подготовлены к:

1) приему и передаче сигналов бедствия;

2) использованию поисковой аппаратуры, аварийных радиостанций и ведению радиосвязи с терпящими бедствие, другими поисковыми экипажами, СПДГ и НПСК;

3) десантированию СПДГ и грузов (для экипажей ПСВС);

4) существующим методам радиотехнического и визуального поиска;

5) взаимодействию с силами поиска и спасания единой системы, участвующими в ПСО (Р);

6) ведению радиосвязи с взаимодействующими силами и средствами, осуществляющими ПСО (Р).

14. Специалисты НПСК и авиационные спасатели СПДГ должны быть подготовлены к:

1) оказанию первой помощи пострадавшим;

2) обращению со средствами аварийного покидания ВС;

3) безопасной эвакуации людей из ВС;

4) ведению связи при проведении ПСО (Р);

5) подаче сигналов, применяемых при проведении ПСО (Р);

6) работе в условиях радиационной, химической и биологической угроз;

7) тушению пожаров на ВС;

8) возможному возникновению опасных факторов при пожарах на ВС;

9) сохранению доказательственных материалов на месте происшествия;

10) открытию основных и аварийных выходов, поиску места вскрытия обшивки фюзеляжа ВС, применению бортового аварийно-спасательного оборудования, поиску и оценке рисков нахождения рядом с топливными баками, агрегатами электросистемы и кислородным оборудованием;

11) оценке психологических особенностей поведения людей в условиях чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и общению с пострадавшими;

12) использованию наземного, водного и воздушного транспорта для эвакуации пострадавших с места происшествия, в том числе при помощи специальных спусковых (спускоподъемных) устройств, в вертолет, находящийся в режиме висения с суши и водной поверхности;

13) ведению радиообмена с экипажами ПСВС и морскими судами (судами внутреннего водного транспорта);

14) выживанию в различных климатических и физико-географических условиях;

15) обеспечению безопасности при проведении ПСО (Р);

16) использованию аварийно-спасательного имущества и снаряжения;

17) извлечению пострадавших из ВС и эвакуации их с места бедствия наземным, воздушным и водным транспортом;

18) выкладыванию на местности с использованием подручных средств сигналов, применяемых при проведении ПСО (Р);

19) подбору, подготовке и обозначению площадки для посадки ВС;

20) работе с топографической информацией и ориентированию на местности с помощью топографических карт и технических средств;

21) применению способов проведения поиска и соблюдению мер безопасности при проведении аварийно-спасательных работ;

22) использованию средств индивидуальной защиты;

23) использованию схем ВС, содержащих указание на расположение основных и аварийных выходов, мест вскрытия обшивки, расположение бортового аварийно-спасательного оборудования, расположение топливных баков, агрегатов электросистемы и кислородного оборудования;

24) осуществлению фиксирования признаков происшествия на месте бедствия ВС (путем фотографирования, видеозаписи или составления схем), которые могут быть уничтожены при воздействии внешней среды;

25) организации мероприятий по сохранению доказательных материалов на месте происшествия;

26) пользованию средствами связи, ведению радиосвязи с экипажами ПСВС, морскими судами (судами внутреннего водного транспорта) и взаимодействующими аварийно-спасательными формированиями;

27) эвакуации людей, потерпевших бедствие, с места происшествия в транспортное средство с суши, водной поверхности, морского судна (судна внутреннего водного транспорта), в том числе при помощи специальных спусковых (спускоподъемных) устройств в вертолет, находящийся в режиме висения;

28) оказанию непосредственно на месте бедствия первой помощи пострадавшим, к определению очередности оказания первой помощи и определению очередности эвакуации людей, потерпевших бедствие, к определению способов их транспортировки для последующей передачи пострадавших выездной бригаде скорой медицинской помощи <10>;

--------------------------------

<10> Пункт 7 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2013 г., регистрационный N 29422), с изменениями внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2016 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41353), от 5 мая 2016 г. N 283н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2016 г., регистрационный N 42283), от 19 апреля 2019 г. N 236н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2019 г., регистрационный N 54706), от 21 февраля 2020 г. N 114н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2020 г., регистрационный N 59083).

29) взаимодействию с выездными бригадами скорой медицинской помощи при передаче им пострадавших.

15. Авиационные спасатели СПДГ должны быть подготовлены к выполнению прыжков с парашютом, десантированию людей и грузов, спуску с вертолета с использованием спускового устройства, спуску и подъему с применением бортовых спускоподъемных устройств, а также к эксплуатации средств десантирования людей и грузов.

16. Личный состав АСК должен быть подготовлен к:

1) оказанию первой помощи пострадавшим;

2) обращению со средствами аварийного покидания ВС;

3) безопасной эвакуации людей из ВС;

4) работе в условиях радиационной, химической и биологической угроз;

5) тушению пожаров на ВС;

6) возможному возникновению опасных факторов при пожарах на ВС;

7) сохранению доказательственных материалов на месте происшествия;

8) открытию основных и аварийных выходов, поиску места вскрытия обшивки фюзеляжа ВС, применению бортового аварийно-спасательного оборудования, поиску и оценке рисков нахождения рядом с топливными баками, агрегатами электросистемы и кислородным оборудованием;

9) оценке психологических особенностей поведения людей в условиях ЧС и общению с пострадавшими;

10) эвакуации пострадавших с места происшествия;

11) обеспечению безопасности при проведении ПСО (Р);

12) использованию аварийно-спасательного имущества и снаряжения;

13) извлечению пострадавших из ВС и эвакуации их с места бедствия наземным, воздушным и водным транспортом;

14) работе с графическим планом аэродрома, прилегающей местности в границах аэродрома, с координатной сеткой и картой района аэродрома по аварийно-спасательному обеспечению полетов, а также к ориентированию на местности с помощью технических средств;

15) использованию средств индивидуальной защиты;

16) использованию схем ВС содержащих указание на расположение основных и аварийных выходов, мест вскрытия обшивки, расположение бортового аварийно-спасательного оборудования, расположение топливных баков, агрегатов электросистемы и кислородного оборудования;

17) организации мероприятий по сохранению доказательных материалов на месте происшествия;

18) пользованию средствами связи, ведению радиосвязи с экипажами ПСВС, морскими судами (судами внутреннего водного транспорта) и взаимодействующими аварийно-спасательными формированиями;

19) эвакуации людей, потерпевших бедствие, с места происшествия в транспортное средство с суши и водной поверхности;

20) оказанию непосредственно на месте бедствия первой помощи пострадавшим, к определению очередности оказания первой помощи и определению очередности эвакуации людей, потерпевших бедствие, к определению способов их транспортировки для последующей передачи пострадавших выездной бригаде скорой медицинской помощи;

21) взаимодействию с выездными бригадами скорой медицинской помощи при передаче им пострадавших.

17. Подготовка экипажей ВС к выживанию в условиях автономного существования должна быть организована руководителями авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.

18. Подготовка экипажей ВС к выживанию должна проводиться в авиационных учебных центрах (специальных центрах) и зависеть от целей и задач, определенных для гражданской, государственной или экспериментальной авиации.

Приложение N 2

к приказу Минтранса России

от 18 ноября 2025 г. N 400

СОСТАВ

НАЗЕМНЫХ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ КОМАНД И СПАСАТЕЛЬНЫХ

ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНЫХ ГРУПП

1. Штатные или нештатные наземные поисково-спасательные команды <1> (далее - НПСК) в организациях государственной и экспериментальной авиации должны состоять из персонала, прошедшего специальную подготовку для проведения поисково-спасательных операций (работ) (далее - ПСО (Р).

--------------------------------

<1> Пункт 697 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2004 г., регистрационный N 6110).

2. В состав дежурных НПСК должны входить от 8 до 10 человек, в том числе начальник НПСК.

3. Штатные или нештатные спасательные парашютно-десантные группы (далее - СПДГ) в организациях гражданской, государственной и экспериментальной авиации должны состоять из авиационных спасателей (персонала) <2>, прошедших специальную подготовку для проведения ПСО (Р).

--------------------------------

<2> Пункт 237 Федеральных авиационных правил подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. N 4855 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июня 2019 г., регистрационный N 54916), с изменениями, внесенными приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 ноября 2022 г. N 4640 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 ноября 2022 г., регистрационный N 71176). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. N 4855 срок действия данного документа ограничен до 1 марта 2029 г.

4. В состав дежурной СПДГ должны входить от 2 до 3 авиационных спасателей, в том числе старший СПДГ (парашютист-инструктор).

Приложение N 3

к приказу Минтранса России

от 18 ноября 2025 г. N 400

ПЕРЕЧЕНЬ

ОБОРУДОВАНИЯ, АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И СНАРЯЖЕНИЯ

ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ,

НАЗЕМНЫХ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ КОМАНД И СПАСАТЕЛЬНЫХ

ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНЫХ ГРУПП

I. Перечень оснащения поисково-спасательных воздушных судов

1. Поисково-спасательные воздушные суда (далее - ПСВС) должны быть оборудованы в соответствии с руководствами по летной эксплуатации воздушных судов <1> (далее - РЛЭ) и иметь транспортно-десантное (десантное) оборудование, автоматический ультракоротковолновый (далее - УКВ) радиокомпас обеспечивающий пеленгование УКВ радиостанций, расположенных на земле или на летательных аппаратах, обеспечивающий привод самолетов или вертолетов на аварийные УКВ радиомаяки, а также аварийный радиомаяк (радиобуй), работающий на аварийной частоте 406,025 МГц и 121,5 МГц.

--------------------------------

<1> Абзац пятый подпункта 1 пункта 1 статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации.

2. Поисково-спасательные вертолеты в соответствии с РЛЭ должны быть оборудованы:

1) лебедкой для подъема пострадавших в режиме висения с суши и водной поверхности;

2) поисковым прожектором (фарой).

3. Перечень минимального количества аварийно-спасательного имущества и снаряжения ПСВС определен в таблице 1.

Таблица 1

N п/п

Наименование

Количество

1.

Средства швартовки имущества и снаряжения, комплект

1

2.

Гидрокостюм, жилет (пояс) спасательный (при полетах над водным пространством ПСВС государственной и экспериментальной авиации), комплект

На каждого члена экипажа

3.

Жилет (пояс) спасательный (при полетах над водным пространством ПСВС гражданской авиации), штук (далее - шт.).

На каждого члена экипажа

4.

Носимый аварийный запас (в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся ПСВС), комплект

На каждого члена экипажа

5.

Переносная радиостанция авиационного диапазона (ультракороткие волны (далее - УКВ) с поддержкой аварийной частоты 121,5 МГц, шт.

1

6.

Портативный авиационный спутниковый навигатор, комплект

1

7.

Спутниковый телефон (при полетах над труднодоступной и малонаселенной местностью), шт.

1

II. Перечень оснащения наземной

поисково-спасательной команды

4. Наземная поисково-спасательная команда (далее - НПСК) оснащается транспортным средством повышенной проходимости (автомобиль, вездеход, снегоболотоход) в зависимости от климатогеографических и гидрометеорологических условий района авиационно-космического поиска и спасания (далее - АКПС), предназначенным для проведения наземных поисково-спасательных работ и доставки аварийно-спасательного имущества и снаряжения.

5. Перечень имущества и снаряжения НПСК определен в таблице 2.

Таблица 2

N п/п

Наименование

Количество

1.

Беспилотная авиационная система с беспилотными воздушными судами до 30 кг, комплект

1

2.

Радиостанция авиационного УКВ диапазона, шт.

1

3.

Радиостанции носимая УКВ диапазона, шт.

2

4.

Спутниковый телефон с портативным зарядным устройством (при проведении наземного поиска в труднодоступной и малонаселенной местности), шт.

1

5.

Пусковое устройство с комплектом сигнальных патронов 26 мм (по 10 шт. красного, зеленого, желтого огней), шт.

1

6.

Переносная электростанция (2 - 4 кВт) с силовым удлинителем 50 м, шт

1

7.

Автономная осветительная установка (типа световая башня), комплект

1

8.

Флажки белого и красного цвета для обозначения посадочной площадки для вертолета днем (по 8 шт. каждого цвета), комплект

1

9.

Комплект наземных осветительных средств в виде электрических фонарей (8 шт.) на базе светодиодов для обозначения посадочной площадки ночью, комплект

1

10.

Дымовая шашка (плавучая), шт.

10

11.

Компас, шт.

4

12.

Портативный спутниковый навигатор, шт.

1

13.

Фонарь электрический с комплектом батарей, шт.

На каждого специалиста

14.

Бинокль, шт.

1

15.

Цифровой прибор ночного видения (с дальномером), шт.

1

16.

Бензорез с дополнительными дисками, шт.

1

17.

Бензопила по дереву, шт.

1

18.

Пила по дереву поперечная, шт.

2

19.

Топор, шт.

4

20.

Лом, шт.

2

21.

Слесарный инструмент: кувалда, зубило кузнечное, молоток, пила ручная по металлу с запасными полотнами, комплект

1

22.

Огнетушители (углекислотный, аэрозольный) общим объемом не менее 30 л, комплект

1

23.

Мегафон с комплектом батарей, шт.

1

24.

Цифровой фотоаппарат с комплектом батарей, шт.

1

25.

Фал капроновый диаметром 9 - 12 мм, м

200

26.

Чека предохранительная катапультная (по типам воздушных судов), комплект

1

27.

Лента сигнальная, м

500

28.

Носилки (сани-волокуши, в зависимости от климатогеографических и гидрометеорологических условий зоны (района) АКПС), шт.

4

29.

Лыжи с палками или снегоступы (в зависимости от климатогеографических и гидрометеорологических условий зоны (района) АКПС), комплект

На каждого специалиста

30.

Лодка надувная не менее чем на 4 места, комплект

1

31.

Жилет (пояс) спасательный в зависимости от климатогеографических и гидрометеорологических условий зоны (района) АКПС, шт.

На каждого специалиста

32.

Палатка для размещения личного состава НПСК, комплект

1

33.

Мешки спальные, шт.

На каждого специалиста

34.

Устройство и принадлежности для приготовления пищи в полевых условиях (печь), комплект

1

35.

Устройство портативное для подготовки и очистки воды в походных условиях (туристический фильтр для воды), комплект

1

36.

Набор котелков и посуды для приготовления пищи, комплект

1

37.

Термосы для воды и пищи общим объемом 36 л, шт.

1

38.

Индивидуальный рацион питания (сухой паек) на 3 суток, комплект

На каждого специалиста

39.

Вода питьевая бутилированная, л

36

40.

Аптечка для оказания первой помощи <2>, комплект

2

41.

Мешки патологоанатомические, шт.

50

42.

Гермосумка (гермомешок) объемом не менее чем 50 л

4

--------------------------------

<2> Пункты 1 - 3 требований к комплектации аптечек, укладки, набора и комплекта для оказания первой помощи с применением медицинских изделий и лекарственных препаратов спасателями, осуществляющими аварийно-спасательные работы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 мая 2024 г. N 246н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2024 г., регистрационный N 78371). В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 мая 2024 г. N 246н данный акт действует до 1 сентября 2030 г.

III. Перечень оснащения спасательной

парашютно-десантной группы

6. Спасательная парашютно-десантная группа (далее - СПДГ) оснащается транспортным средством повышенной проходимости с прицепом, предназначенным для доставки личного состава, аварийно-спасательного имущества и снаряжения к ПСВС.

7. Перечень имущества и снаряжения СПДГ определен в таблице 3.

Таблица 3

N п/п

Наименование

Количество

Аварийно-спасательное снаряжение группового оснащения (укладка), размещается на ПСВС в парашютно-грузовых системах (контейнерах, укладках)

1.

Лодка надувная не менее чем на 4 места, шт.

1

2.

Канистра пищевая складная объемом не менее чем 5 л, шт.

1

3.

Портативная авиационная УКВ радиостанция, шт.

1

4.

Портативная УКВ радиостанция, шт.

2

5.

Спутниковый навигатор, шт.

1

6.

Спутниковый трекер, шт.

1

7.

Спутниковый телефон, шт.

1

8.

Система отслеживания и поиска грузов (радиус действия 10 км), шт.

1

9.

Сотовый телефон, шт.

1

10.

Тепловизор, шт.

1

11.

Цифровой прибор ночного видения с дальномером, шт.

1

12.

Бинокль, шт.

1

13.

Видео (фото) камера цифровая, шт.

1

14.

Беспилотная авиационная система с беспилотными воздушными судами до 30 кг, комплект

1

15.

Огнетушители порошковые (общим объемом 10 л), шт.

2

16.

Ручной аварийно-спасательный аккумуляторный инструмент, комплект

1

17.

Топор, шт.

1

18.

Лопата саперная, шт.

2

19.

Пила по дереву, шт.

1

20.

Огни или флажки красного цвета для обозначения посадочной площадки для ПСВС (4 шт.), комплект

1

21.

Шашка дымовая (сигнальная, плавучая), шт.

2

22.

Пусковое устройство с комплектом сигнальных патронов 26 мм (по 10 шт. красного, зеленого, желтого огня), шт.

1

23.

Палатка с количеством мест не менее чем 4, шт.

2

24.

Печь походная разборная, шт.

1

25.

Мешок спальный, шт.

3

26.

Коврик туристический, шт.

3

27.

Химический источник света (красного, зеленого, желтого или белого огня), шт.

30

28.

Набор посуды (туристический) для приготовления пищи, комплект

1

29.

Сигнальная лента 50 мм (200 м), шт.

2

30.

Веревка альпинистская 9 - 12 мм, м

100

31.

Фальшфейер (факел, свеча), шт.

6

32.

Носилки для подъема пострадавшего в вертолет, шт.

1

33.

Эвакуационно-спасательный пояс, шт.

1

34.

Парашютно-грузовая система, комплект

по количеству грузовых укладок

35.

Спусковое устройство (при дежурстве на вертолете), комплект

1

36.

Термопокрывало спасательное, шт.

20

37.

Мешки патологоанатомические, шт.

10

38.

Лыжи или снегоступы (в районах со снежным покровом), комплект

3

39.

Вода питьевая бутилированная, л

9

40.

Индивидуальный рацион питания (сухой паек), шт.

9

41.

Устройство очистки воды, шт.

1

42.

Внешний аккумулятор (зарядное устройство, 50000 мАч), шт.

1

43.

Гермосумка (гермомешок) объемом не менее чем 50 л

2

44.

Аптечка для оказания первой помощи, комплект

1

Имущество и снаряжение индивидуальной экипировки спасателя

45.

Обмундирование, экипировка в зависимости от климатогеографических и гидрометеорологических условий зоны (района) АКПС, комплект

1

46.

Парашютная система, комплект

1

47.

Грузовой контейнер (сумка-контейнер), шт.

1

48.

Высотомер парашютный, шт.

1

49.

Стропорез, шт.

1

50.

Шлем парашютный

1

51.

Жилет сигнальный, шт.

1

52.

Часы наручные (с функцией секундомера, компаса, определения высоты и давления), шт.

1

53.

Фляга для питьевой воды объемом не менее чем 0,5 л, шт.

1

54.

Средства индивидуальной защиты, комплект

1

55.

Жилет разгрузочный, шт.

1

56.

Жилет (пояс) спасательный и (или) гидрокостюм, шт.

1

57.

Огниво, шт.

1

58.

Инструмент многофункциональный (мультитул), шт.

1

59.

Пила проволочная, шт.

1

60.

Нож с фиксатором клинка, шт.

1

61.

Фонарь электрический налобный (с функцией светомаяка), шт.

1

62.

Сигнальное устройство с комплектом сигнальных патронов (по 5 шт. красного, зеленого, желтого огня), шт.

1

63.

Спички влаговетроустойчивые, шт.

6

64.

Гермомешок объемом 30 л, шт.

1

65.

Рюкзак объемом от 30 до 50 л, шт.

1

66.

Вода бутилированная 0,5 л

2

67.

Карта района размером 1 - 2х км, шт.

1

68.

Аптечка для оказания первой помощи, комплект

1

69.

Компас, шт.

1

70.

Справочник по поиску, оказанию помощи, выживанию, шт.

1

8. Перечень оборудования, имущества и техники для оснащения оперативных органов единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне определен в таблице 4.

Таблица 4

N п/п

Наименование материально-технических средств

Единица измерения

Главный авиационный координационный центр поиска и спасания

Региональный авиационный координационный центр поиска и спасания

Уточнение количества

Средства связи

1.

Абонентское оборудование (устройства) сети авиационной фиксированной связи или телефонный аппарат

шт.

1

-

-

2.

Активное сетевое оборудование, в том числе маршрутизатор доступа и каналообразующее оборудование или модем

шт.

+

+

По количеству рабочих мест

3.

Автоматическая телефонная станция

шт.

1

1

-

4.

Телефонный стационарный аппарат

шт.

+

+

По количеству рабочих мест

5.

Комплект оборудования для оперативной связи с органами обслуживания воздушного движения, Минобороны России и МЧС России

шт.

1

1

-

Вычислительная техника, оргтехника

6.

Персональный компьютер в комплекте с многофункциональным устройством и блоком бесперебойного питания

комплект

+

+

По количеству рабочих мест

7.

Портативный компьютер и приемник сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (GPS)

комплект

1

1

-

8.

Средства аудио и видеорегистрации

шт.

1

1

-

9.

Цветной телевизор

шт.

1

1

-

10.

Факсимильный аппарат

шт.

1

1

-

Вспомогательное оснащение

11.

Часовая станция с комплектом часов

комплект

1

1

По количеству часовых поясов в зоне дежурства

12.

Комплект освещения с резервным источником питания

шт.

1

1

-

13.

Карта территории зоны дежурства

шт.

1

1

-

14.

Карта зоны дежурства с воздушными трассами воздушных судов (на электронном и (или) бумажном носителе)

шт.

1

1

-

Приложение N 4

к приказу Минтранса России

от 18 ноября 2025 г. N 400

ТРЕБОВАНИЯ

К ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ НА АЭРОДРОМЕ ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ

ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, НАЗЕМНЫХ

ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ КОМАНД И СПАСАТЕЛЬНЫХ

ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНЫХ ГРУПП

1. В помещениях для размещения экипажа поисково-спасательного воздушного судна (далее - ПСВС), личного состава наземной поисково-спасательной команды (далее - НПСК) и спасательной парашютно-десантной группы (далее - СПДГ) должны быть оснащены места:

1) для нахождения в готовности дежурного экипажа ПСВС, НПСК и СПДГ;

2) для отдыха (сна) экипажа ПСВС, личного состава НПКС и СПДГ;

3) для хранения аварийно-спасательного имущества и снаряжения;

4) для экипажа ПСВС, личного состава НПКС и СПДГ в целях приема и приготовления пищи, переодевания, принятия душа, а также отправления естественных надобностей.

2. Помещение, в котором находится в готовности дежурный экипаж ПСВС, НПСК и СПДГ, оснащается:

1) столами и стульями для размещения личного состава;

2) громкоговорящей аэродромной и (или) телефонной связью с органом обслуживания воздушного движения (далее - ОВД);

3) переносной авиационной радиостанцией авиационного диапазона (ультракороткие волны) для оперативной (резервной) связи с органом ОВД;

4) картой дислокации дежурных авиационных сил и средств поиска и спасания в зоне (зонах) авиационно-космического поиска и спасания (далее - АКПС) в зависимости от радиуса досягаемости ПСВС;

5) схемой связи, управления и взаимодействия при проведении поисково-спасательных операций (работ) (далее - ПСО (Р) в зоне (зонах) АКПС;

6) руководством по летной эксплуатации ПСВС;

7) инструкцией по авиационно-космическому поиску и спасанию в зоне АКПС;

8) инструкциями экипажу ПСВС, НПСК и СПДГ.

3. Комната отдыха (сна) должна быть оснащена телевизором, мебелью и постельными принадлежностями (постельное белье, подушка, одеяло) для отдыха (сна) экипажа ПСВС, личного состава НПКС и СПДГ.

4. Помещение (кладовая) для хранения аварийно-спасательного имущества и снаряжения должно (должна) быть оснащено (оснащена):

1) стеллажами для хранения необходимого аварийно-спасательного имущества и снаряжения;

2) термометром и гидрометром для определения температуры и относительной влажности воздуха;

3) принудительной вентиляцией помещения.

Приложение N 5

к приказу Минтранса России

от 18 ноября 2025 г. N 400

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ,

ТЕРПЯЩИХ ИЛИ ПОТЕРПЕВШИХ БЕДСТВИЕ, ИХ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖЕЙ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

1. Сроки проведения поиска воздушных судов (далее - ВС), терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств (далее - срок поиска), с использованием радиотехнических средств должны соответствовать срокам, приведенным в таблице.

Таблица

Район поиска

Срок поиска

В границах районов аэродромов:

а) для европейской части территории Российской Федерации южнее 58° с.ш.;

45 минут

б) для европейской части территории Российской Федерации севернее 58° с.ш. и территории Сибири и Дальнего Востока

1 час

Вне границ районов аэродромов:

для европейской части территории Российской Федерации южнее 58° с.ш.

и территории Сибири и Дальнего Востока южнее 58° с.ш.

2 часа

2. В сроки поиска включается время от момента взлета и до момента выхода поисково-спасательного ВС (далее - ПСВС) в точку над потерпевшим бедствие ВС.

3. Сроки поиска вне границ аэродромов на территории Российской Федерации севернее 58° с.ш., а также на акваториях морей и океанов в границах зон авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации должны определяться в зависимости от удаления района бедствия и базирования ПСВС по следующей формуле:

Т = Д / V + tв,

где Т - срок радиотехнического поиска;

Д - расстояние удаления аэродрома (площадки) вылета ПСВС от района бедствия;

V - скорость полета ПСВС;

tв - нормативное время готовности к вылету ПСВС.

Другие документы по теме
"Об утверждении формы заявления о предоставлении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и формы заявления о внесении изменений в реестр разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2025 N 84369)
"О внесении изменений в Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2017 г. N 132"
"Об утверждении Рекомендаций по подготовке федеральными органами исполнительной власти перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов исполнительной власти, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов"
"О внесении изменения в приказ Федерального агентства морского и речного транспорта от 2 декабря 2015 г. N 126 "О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральным агентством морского и речного транспорта, ограничений, запретов и обязанностей" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2025 N 84398)
Ошибка на сайте