Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минтранса России от 15.10.2025 N 341

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 октября 2025 г. N 341

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28 ИЮНЯ 2007 Г. N 82 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ОБЩИЕ ПРАВИЛА

ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ

И ТРЕБОВАНИЯ К ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ,

ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕЙ, ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЕЙ"

В соответствии с абзацем первым пункта 1 и пунктом 1(1) статьи 102, подпунктом 2(1) пункта 2 и пунктом 3 статьи 106, подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 3 апреля 2023 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 32 статьи 1 Федерального закона от 29 сентября 2025 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" и абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:

1. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2007 г., регистрационный N 10186) с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 8 октября 2008 г. N 165 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2008 г., регистрационный N 12964), от 25 октября 2010 г. N 231 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2010 г., регистрационный N 19174), от 2 апреля 2012 г. N 88 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 мая 2012 г., регистрационный N 24083), от 30 апреля 2014 г. N 114 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2014 г., регистрационный N 32421), от 16 июля 2014 г. N 187 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2014 г., регистрационный N 33780), от 15 февраля 2016 г. N 25 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2016 г., регистрационный N 41479), от 24 ноября 2016 г. N 363 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2016 г., регистрационный N 44878), от 5 октября 2017 г. N 409 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2017 г., регистрационный N 48651), от 14 января 2019 г. N 7 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный N 53767), от 15 сентября 2020 г. N 374 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2021 г., регистрационный N 62058), от 25 декабря 2024 г. N 462 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 января 2025 г., регистрационный N 80886) (далее - приказ N 82), дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Настоящий приказ действует до 1 марта 2031 г.".

2. Внести изменения в Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные приказом N 82, согласно приложению к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2026 г.

Министр

А.С.НИКИТИН

Приложение

к приказу Минтранса России

от 15 октября 2025 г. N 341

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ

ПРАВИЛА "ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ,

БАГАЖА, ГРУЗОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ,

ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕЙ, ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЕЙ", УТВЕРЖДЕННЫЕ

ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28 ИЮНЯ 2007 Г. N 82

1. В пункте 5 слово "авиационной" заменить словом "транспортной".

2. Пункт 15 изложить в следующей редакции:

"15. При бронировании перевозчиком или уполномоченным агентом пассажирам должна предоставляться информация:

о расписании движения воздушных судов перевозчика;

о наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей на рейсах перевозчика по маршруту воздушной перевозки;

о правилах перевозчика;

о тарифах и условиях применения тарифов;

об условиях договора воздушной перевозки пассажира, включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за воздушную перевозку провозной платы;

об условиях договора воздушной перевозки пассажира, изменение которых не допускается условиями применения тарифа <*>;

об условиях обслуживания на борту воздушного судна;

о типе воздушного судна, на котором запланирована воздушная перевозка;

о перевозчике, который будет фактически осуществлять воздушную перевозку;

о порядке перевозки детей не старше двух лет без предоставления им отдельных мест;

о порядке выбора пассажирами, следующими с ребенком (детьми) в возрасте до двенадцати лет, сопровождающего пассажира, которому должны быть предоставлены соседние пассажирские места на борту воздушного судна, определенные в соответствии с пунктом 84(1) Правил;

о порядке изменения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о порядке отказа пассажира от перевозки на одном из участков маршрута воздушной перевозки;

о порядке уведомления пассажиром перевозчика о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки в случае отказа пассажира от перевозки на одном из участков маршрута перевозки;

о порядке уведомления пассажиром перевозчика об отказе пассажира от перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, либо смерти члена его семьи или близкого родственника;

о размере платы за операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира, устанавливаемой в соответствии с Порядком взимания платы;

о размере платы за операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм, устанавливаемой в соответствии с Порядком взимания платы.".

3. Абзац седьмой пункта 15 дополнить сноской "*" следующего содержания:

"<*> Пункт 59 Порядка взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 октября 2024 г. N 386 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2024 г., регистрационный N 80392) (далее - Порядок взимания платы). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 октября 2024 г. N 386 данный акт действует до 1 сентября 2031 г.".

4. Пункт 15.1 признать утратившим силу.

5. Пункт 27 изложить в следующей редакции:

"27. В случае если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на одном из участков маршрута перевозки, пассажир должен уведомить перевозчика о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 Правил времени регистрации пассажиров на рейс, перевозкой на котором пассажир не воспользовался, в порядке, предусмотренном правилами перевозчика, за исключением случая, указанного в пункте 27(1) Правил.

В случае если пассажир уведомил перевозчика о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, аннулирование бронирования перевозчиком на последующих участках маршрута перевозки не допускается.".

6. Дополнить пунктами 27(1) и 27(2) следующего содержания:

"27(1). В случае опоздания пассажира на регистрацию пассажиров на рейс и оформление багажа в аэропорту либо опоздания пассажира на посадку в воздушное судно в аэропорту и уведомления пассажиром перевозчика в аэропорту в порядке, предусмотренном правилами перевозчика, о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки не позднее чем через 2 часа после вылета рейса, на который пассажир опоздал, и до окончания регистрации пассажиров на следующий рейс по маршруту перевозки при условии, что время от вылета рейса, на который пассажир опоздал, до вылета рейса на следующем участке маршрута перевозки составляет не менее чем 24 часа и условия перевозки на следующих участках маршрута перевозки не изменяются, бронирование на последующих участках маршрута перевозки не аннулируется.

27(2). В случае если пассажир не уведомил перевозчика о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки в соответствии с пунктом 27 или пунктом 27(1) Правил, допускается аннулирование бронирования перевозчиком на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира.".

7. В пункте 28 слова "прохождения досмотра" заменить словами "прохождения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденными в соответствии с частью 13 статьи 122 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - досмотры)".

8. В пункте 30:

а) в абзаце первом слова "Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12793)" заменить словами "Порядком взимания платы,";

б) абзац второй изложить в следующей редакции:

"Информация о тарифах и сборах, предусмотренных Порядком взимания платы, должна быть размещена в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок <*>.".

9. Абзац второй пункта 30 дополнить сноской "*" следующего содержания:

"<*> Подпункт "а" пункта 5 требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка ее функционирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2022 г. N 1393.".

10. Пункт 36 изложить в следующей редакции:

"36. Допускается осуществлять оплату провозной платы лицом, не являющимся пассажиром.".

11. Абзац десятый пункта 37 изложить в следующей редакции:

"о порядке прохождения досмотров в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденными в соответствии с частью 13 статьи 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";".

12. В пункте 41:

а) слова "вследствие отмены или задержки рейса, указанного в билете" заменить словами "вследствие отмены рейса или задержки рейса, указанного в билете, более чем на тридцать минут от указанного в билете времени отправления рейса; отправления рейса ранее указанного в билете времени отправления рейса";

б) слова "выполнения рейса не по расписанию;" исключить;

в) слова "внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами" заменить словами "болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально".

13. В пункте 67:

а) абзац первый дополнить словами ", за исключением случая, предусмотренного пунктом 27(1) Правил";

б) абзац второй дополнить словами ", за исключением случая, предусмотренного пунктом 27(1) Правил".

14. Пункт 69 дополнить абзацами следующего содержания:

"В случае неправильного оформления билета в связи с допущенными перевозчиком (уполномоченным агентом) ошибками взимание с пассажира платы за операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира при оформлении пассажиру нового билета взамен неправильно оформленного билета не допускается.

В случае неправильного оформления билета в связи с допущенными пассажиром ошибками при внесении пассажиром информации при бронировании допускается взимание перевозчиком (уполномоченным агентом) с пассажира платы за операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира.".

15. В абзаце втором пункта 72 слова "планом (графиком) чартерных перевозок" заменить словами "программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок <*>".

16. Абзац второй пункта 72 дополнить сноской "*" следующего содержания:

"<*> Пункт 14 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 января 2022 г. N 10 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2022 г., регистрационный N 67758), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 420 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2022 г., регистрационный N 71190), от 4 марта 2025 г. N 76 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2025 г., регистрационный N 81617). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12 января 2022 г. N 10 данный акт действует до 1 сентября 2028 г.".

17. В пункте 76 слова "если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности" заменить словами "если это необходимо для соблюдения требований безопасности полетов (в том числе для устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями) и (или) соблюдения требований транспортной безопасности".

18. В пункте 80 слово "досмотра" заменить словом "досмотров".

19. В пункте 81:

а) слова "отправления воздушного судна" заменить словами "отправления рейса";

б) слова "плану (графику) чартерных перевозок" заменить словами "программе выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок".

20. Пункт 81 дополнить абзацами следующего содержания:

"Время отправления рейса по расписанию или по программе выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок должно быть указано в билете.

Время отправления рейса исчисляется от времени начала буксировки воздушного судна или движения воздушного судна с места стоянки на тяге собственных двигателей.".

21. В пункте 84:

а) абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:

"84. При регистрации пассажира в аэропорту, в пункте регистрации, расположенном за пределами аэропорта, на интернет-сайте перевозчика в электронной форме пассажиру выдается посадочный талон, оформленный на бумажном носителе или в электронном виде.

Перевозчик обязан обеспечить направление посадочного талона, оформленного в электронном виде, пассажиру посредством способа связи, указанного пассажиром в соответствии с пунктом 14 Правил.";

б) абзац пятый дополнить словами ", до окончания времени регистрации на рейс, установленного в соответствии с пунктом 81 Правил";

в) абзац седьмой изложить в следующей редакции:

"Посадочный талон должен содержать инициалы и фамилию пассажира, номер рейса, дату отправления, время окончания посадки на рейс и номер посадочного места на борту воздушного судна. Допускается указание в посадочном талоне дополнительной информации, относящейся к перевозке. Номер выхода на посадку должен быть указан в посадочном талоне в случае, если он определен обслуживающей организацией на момент выдачи пассажиру посадочного талона. В случае если на момент выдачи пассажиру посадочного талона номер выхода на посадку не определен, обслуживающая организация должна обеспечить предоставление пассажирам звуковой и зрительной информации в аэропорту о номере выхода на посадку до начала посадки пассажиров в воздушное судно.".

22. Пункт 84(1) изложить в следующей редакции:

"84(1). Перевозчик обязан предоставить ребенку (детям) в возрасте до двенадцати лет и сопровождающему его (их) пассажиру соседние пассажирские места на борту воздушного судна.

Соседними пассажирскими местами на борту воздушного судна являются пассажирские места на борту воздушного судна, находящиеся непосредственно рядом друг с другом в одном ряду, не разделенные проходом, а в случае, если количество пассажиров превышает количество таких пассажирских мест, - пассажирские места в одном ряду, разделенные проходом, и (или) пассажирские места на соседних рядах, находящихся непосредственно впереди или позади.

Соседние пассажирские места предоставляются ребенку (детям) в возрасте до двенадцати лет и сопровождающему его (их) пассажиру в соответствии с классом обслуживания на борту воздушного судна и с соблюдением требований безопасности полета.

В случае заключения пассажиром, следующим с ребенком (детьми) в возрасте до двенадцати лет, договора воздушной перевозки пассажира после начала регистрации на рейс и отсутствия свободных соседних пассажирских мест на момент регистрации на рейс пассажира, следующего с ребенком (детьми) в возрасте до двенадцати лет, перевозчик обязан предоставить пассажиру и следующему (следующим) с ним ребенку (детям) в возрасте до двенадцати лет иные свободные пассажирские места.

За предоставление при регистрации на рейс ребенку (детям) в возрасте до двенадцати лет и сопровождающему его (их) пассажиру соседних пассажирских мест или в случае, указанном в абзаце четвертом настоящего пункта, иных свободных пассажирских мест дополнительная плата не взимается.

В случае перевозки ребенка в возрасте до двенадцати лет с более чем одним пассажиром, такие пассажиры в порядке, предусмотренном правилами перевозчика, вправе выбрать сопровождающего пассажира, которому должно быть предоставлено соседнее пассажирское место с ребенком в возрасте до двенадцати лет.

В случае перевозки детей в возрасте до двенадцати лет с более чем одним пассажиром, такие пассажиры в порядке, предусмотренном правилами перевозчика, вправе:

выбрать сопровождающего пассажира, которому должно быть предоставлено соседнее пассажирское место с детьми в возрасте до двенадцати лет;

выбрать для каждого ребенка в возрасте до двенадцати лет сопровождающего пассажира, которому должно быть предоставлено соседнее пассажирское место с ребенком в возрасте до двенадцати лет.".

23. Пункт 92 изложить в следующей редакции:

"92. Обслуживающая организация должна обеспечить предоставление пассажирам в аэропорту:

1) звуковой и зрительной информации:

о месте посадки пассажиров в воздушное судно;

о времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно;

о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса;

2) звуковой и (или) зрительной информации:

о времени отправления и прибытия рейсов;

о месте регистрации на рейс, указанный в билете, и оформления багажа;

о времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете, и оформления багажа;

о местах и времени получения услуг, указанных в пункте 99 Правил;

о месте выдачи багажа;

3) зрительной информации:

о месте нахождения комнат матери и ребенка;

о способе проезда до ближайшего населенного пункта, между терминалами аэропорта (при наличии нескольких терминалов в аэропорту), между аэропортами (при наличии нескольких аэропортов в населенном пункте);

о порядке проведения досмотров;

о правилах выполнения пассажирами требований, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 11 Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872.".

24. Дополнить пунктом 92(1) следующего содержания:

"92(1). Обслуживающая организация должна обеспечить пассажиров в аэропорту информацией, указанной в абзаце третьем подпункта 1 и абзацах третьем и четвертом подпункта 2 пункта 92 Правил на основании данных, предоставленных перевозчиком.".

25. Пункт 94 дополнить абзацем следующего содержания:

"Классы обслуживания на борту воздушного судна (первый класс, бизнес-класс, экономический класс и иные классы обслуживания на борту воздушного судна) устанавливаются перевозчиком исходя из объема услуг, оказываемых на борту воздушного судна.".

26. Пункт 99 изложить в следующей редакции:

"99. При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса (в том числе вследствие неблагоприятных метеорологических условий, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров), изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать предоставление пассажирам следующих услуг:

предоставление комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

обеспечение питьевой водой при ожидании начала посадки пассажиров в воздушное судно более двух часов в соответствии с пунктом 99(2) Правил;

обеспечение горячим питанием и напитками при ожидании начала посадки пассажиров в воздушное судно более четырех часов в соответствии с пунктом 99(2) Правил;

размещение в гостинице при ожидании начала посадки пассажиров в воздушное судно более восьми часов - с 6 часов 1 минуты до 21 часов 59 минут (далее - дневное время) и более шести часов - с 22 часов до 6 часов <*> (далее - ночное время) в соответствии с пунктом 99(2) Правил;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа.

Предоставление перевозчиком услуг, указанных в настоящем пункте, осуществляется пассажирам, находящимся в аэропорту (пункте) отправления или в аэропорту (пункте) промежуточной посадки.".

27. Абзац пятый пункта 99 дополнить сноской "*" следующего содержания:

"<*> Статья 96 Трудового кодекса Российской Федерации.".

28. Дополнить пунктами 99(1) - 99(3) следующего содержания:

"99(1). Перевозчик обязан предоставить пассажирам услуги, указанные в пункте 99 Правил, в период ожидания начала посадки пассажиров в воздушное судно.

Период ожидания начала посадки пассажиров в воздушное судно составляет период со времени отправления рейса, указанного в билете, до времени начала посадки пассажиров в воздушное судно.

В случае посадки воздушного судна на запасной аэродром период ожидания начала посадки пассажиров в воздушное судно составляет период со времени прибытия рейса на запасной аэродром до времени начала посадки пассажиров в воздушное судно.

99(2). В случаях, предусмотренных пунктом 99 Правил, перевозчик обязан организовать предоставление пассажирам услуг, предусмотренных абзацами третьим - пятым пункта 99 Правил, в следующем порядке:

обеспечение питьевой водой не позднее, чем в течение одного часа по истечении двух часов ожидания начала посадки пассажиров в воздушное судно;

обеспечение горячим питанием и напитками не позднее, чем в течение двух часов по истечении первых четырех часов ожидания начала посадки пассажиров в воздушное судно, и далее не позднее, чем в течение двух часов по истечении каждых последующих шести часов ожидания начала посадки пассажиров в воздушное судно в дневное время и каждых восьми часов ожидания начала посадки пассажиров в воздушное судно - в ночное время, отсчитывая от окончания первых четырех часов ожидания начала посадки пассажиров в воздушное судно;

размещение в гостинице не позднее, чем в течение двух часов по истечении восьми часов ожидания начала посадки пассажиров в воздушное судно в дневное время, за исключением случая начала посадки пассажиров в воздушное судно до истечения срока размещения пассажиров в гостинице, предусмотренного настоящим абзацем, и не позднее двух часов по истечении шести часов ожидания начала посадки пассажиров в воздушное судно в ночное время, за исключением случая начала посадки пассажиров в воздушное судно до истечения срока размещения пассажиров в гостинице, предусмотренного настоящим абзацем.

Если время отправления рейса, указанное в билете, время прибытия рейса на запасной аэродром приходятся на дневное время, то время предоставления услуг, предусмотренных абзацами третьим - пятым пункта 99 Правил, рассчитывается в соответствии с порядком предоставления указанных услуг в дневное время.

Если время отправления рейса, указанное в билете, время прибытия рейса на запасной аэродром приходятся на ночное время, то время предоставления услуг, предусмотренных абзацами третьим - пятым пункта 99 Правил, рассчитывается в соответствии с порядком предоставления указанных услуг в ночное время.

В случае переноса времени отправления рейса, указанного в билете, с дневного времени на ночное время или с ночного времени на дневное время время предоставления перевозчиком услуг, предусмотренных абзацами третьим - пятым пункта 99 Правил, не подлежит изменению и рассчитывается исходя из периода суток, к которому относятся время отправления рейса, указанное в билете, время прибытия рейса на запасной аэродром.

99(3). Услуги, указанные в пункте 99 Правил, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

В случаях, предусмотренных пунктом 99 Правил, допускается обеспечение пассажиров горячим питанием и напитками и (или) питьевой водой посредством выдачи перевозчиком пассажирам документов, оформленных на бумажном носителе или в электронной форме, дающих право на получение пассажирами горячего питания, напитков и (или) питьевой воды в местах оказания услуг общественного питания, в гостинице или иных местах, определенных правилами перевозчика.".

29. В пункте 105 слово "шестнадцати" заменить словом "восемнадцати".

30. Пункт 105 дополнить абзацем следующего содержания:

"За услугу по перевозке под наблюдением перевозчика несопровождаемого ребенка (несопровождаемых детей) допускается взимание перевозчиком дополнительной платы.".

31. Пункты 106 и 106(1) изложить в следующей редакции:

"106. Допускается перевозка одного ребенка в возрасте не старше двух лет, следующего с одним сопровождающим пассажиром, без предоставления ему отдельного пассажирского кресла при условии, что ребенок в возрасте не старше двух лет размещается совместно с сопровождающим его пассажиром на его пассажирском кресле и с соблюдением требований безопасности полета.

В случае если правилами перевозчика предусмотрено предоставление детской люльки для размещения ребенка в возрасте не старше двух лет в салоне воздушного судна, допускается перевозка ребенка в возрасте не старше двух лет в детской люльке с соблюдением требований безопасности полета и в соответствии с правилами перевозчика.

Перевозка одного ребенка в возрасте не старше двух лет, следующего с одним сопровождающим пассажиром, без предоставления ребенку отдельного пассажирского места осуществляется бесплатно при внутренних перевозках и со скидкой не менее 90 процентов от тарифа, применяемого для расчета стоимости перевозки, при международных перевозках.

Перевозка других следующих с одним сопровождающим пассажиром детей в возрасте не старше двух лет осуществляется с предоставлением указанным детям отдельных пассажирских кресел.

106(1). Внутренняя перевозка ребенка (детей) в возрасте не старше двух лет, являющегося (являющихся) гражданином (гражданами) Российской Федерации, с предоставлением ему (им) отдельного пассажирского кресла (кресел), а также внутренняя перевозка ребенка (детей) в возрасте от двух до двенадцати лет, являющегося (являющихся) гражданином (гражданами) Российской Федерации, осуществляется со скидкой в размере 50 процентов от тарифа, применяемого для расчета стоимости перевозки (кроме тарифа за перевозку в первом классе обслуживания на борту воздушного судна или тарифа за перевозку в бизнес-классе обслуживания на борту воздушного судна), за исключением внутренней перевозки по маршрутам, государственная поддержка которых осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, и (или) внутренней перевозки, размер платы за которую установлен перевозчиком и согласован Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, а также внутренней перевозки, размер платы за которую определен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".".

32. Сноску "*" к пункту 106(1) исключить.

33. Пункт 106(2) изложить в следующей редакции:

"106(2). Размер скидки на перевозку ребенка (детей) определяется перевозчиком при выполнении следующих перевозок:

1) международная перевозка ребенка (детей) в возрасте не старше двух лет с предоставлением ему (им) отдельного пассажирского кресла (кресел);

2) внутренняя перевозка ребенка (детей) в возрасте не старше двух лет, не являющегося (не являющихся) гражданином (гражданами) Российской Федерации, с предоставлением ему (им) отдельного пассажирского кресла (кресел), а также внутренняя перевозка ребенка (детей) в возрасте от двух до двенадцати лет, не являющегося (не являющихся) гражданином (гражданами) Российской Федерации;

3) внутренняя перевозка ребенка (детей) в возрасте не старше двух лет, являющегося (являющихся) гражданином (гражданами) Российской Федерации, с предоставлением ему (им) отдельного пассажирского кресла (кресел) по тарифу за перевозку в первом классе обслуживания на борту воздушного судна или тарифу за перевозку в бизнес-классе обслуживания на борту воздушного судна, а также по маршрутам, государственная поддержка которых осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, и (или) внутренней перевозки, размер платы за которую установлен перевозчиком и согласован Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, а также внутренней перевозки, размер платы за которую определен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

4) внутренняя перевозка ребенка (детей) в возрасте от двух до двенадцати лет, являющегося (являющихся) гражданином (гражданами) Российской Федерации, по тарифу за перевозку в первом классе обслуживания на борту воздушного судна или тарифу за перевозку в бизнес-классе обслуживания на борту воздушного судна, а также по маршрутам, государственная поддержка которых осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, и (или) внутренней перевозки, размер платы за которую установлен перевозчиком и согласован Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, а также внутренней перевозки, размер платы за которую определен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

5) международная перевозка ребенка (детей) в возрасте от двух до двенадцати лет.".

34. Пункт 135 изложить в следующей редакции:

"135. В качестве ручной клади сверх нормы, установленной перевозчиком в соответствии с пунктом 133 Правил, и без взимания дополнительной платы пассажир имеет право провозить следующие вещи:

1) рюкзак с вложенными в него вещами, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, или дамскую сумку с вложенными в нее вещами, или портфель с вложенными в него вещами, имеющий (имеющую) габариты, позволяющие безопасно разместить его (ее) в салоне воздушного судна на багажной полке либо под сиденьем впереди стоящего пассажирского кресла;

2) букет цветов, имеющий габариты, позволяющие безопасно разместить его в салоне воздушного судна на багажной полке либо под сиденьем впереди стоящего пассажирского кресла;

3) верхнюю одежду, используемую пассажиром;

4) детское питание для ребенка на время полета;

5) костюм в сгибающемся портпледе;

6) устройство для переноса ребенка, включая детскую люльку, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, детскую коляску, габариты которых установлены правилами перевозчика и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна на багажной полке либо под сиденьем впереди стоящего пассажирского кресла;

7) лекарственные препараты для медицинского применения, продукты диетического питания в количестве, необходимом на время полета;

8) костыли, складное кресло-коляску, опорную трость, тактильную трость, складные ходунки, в том числе складные ходунки-роллаторы <*>, протезы верхних и нижних конечностей в упаковке, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности пассажиром из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их (его, ее) в салоне воздушного судна на багажной полке либо под сиденьем впереди стоящего пассажирского кресла;

9) средства, предназначенные для ухода за протезами верхних и нижних конечностей, в упаковке, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности пассажиром из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на багажной полке либо под сиденьем впереди стоящего пассажирского кресла;

10) товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, а также в зоне транспортной безопасности аэропорта, предусмотренной абзацем четвертым подпункта 9 пункта 6 требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1605 <**>, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика и позволяют безопасно разместить его в салоне воздушного судна на багажной полке либо под сиденьем впереди стоящего пассажирского кресла.".

35. Подпункт 8 пункта 135 дополнить сноской "*" следующего содержания:

"<*> Перечень медицинских и социальных показаний, медицинских противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, технических решений, в том числе специальных, конструктивных особенностей и параметров технических средств реабилитации, используемых в целях устранения или возможно более полной компенсации стойких ограничений жизнедеятельности инвалидов, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2024 г. N 687н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2025 г., регистрационный N 81522).".

36. Подпункт 10 пункта 135 дополнить сноской "**" следующего содержания:

"<**> В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1605 данный акт действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.".

37. Пункт 136 изложить в следующей редакции:

"136. Перевозка негабаритного багажа, тяжеловесного багажа, служебных собак, комнатных животных и птиц оплачивается исходя из его (их) фактического веса, габаритов и количества мест по установленным перевозчиком багажным тарифам независимо от других вещей пассажира, перевозимых в качестве зарегистрированного багажа.

При перевозке сверхнормативного багажа в случае заключения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, разница между установленной нормой бесплатного провоза багажа и весом мест багажа, предъявленного к перевозке, оплачивается по установленным перевозчиком багажным тарифам.

При перевозке сверхнормативного багажа в случае заключения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, не предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, перевозка такого багажа оплачивается по установленным перевозчиком багажным тарифам.

Требования, предусмотренные абзацами первым - третьим настоящего пункта, не распространяются на перевозку:

собаки-проводника, следующей с пассажиром, лишенным зрения, кресла-коляски, костылей, опорной трости, тактильной трости, ходунков, в том числе ходунков-роллаторов, а также протезов верхних и нижних конечностей в упаковке, используемых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, используемых пассажиром из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, и имеющих габариты, не позволяющие безопасно разместить ее (его, их) в салоне воздушного судна на багажной полке либо под сиденьем впереди стоящего пассажирского кресла, и перевозимых без взимания дополнительной платы;

средств, предназначенных для ухода за протезами верхних и нижних конечностей, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида в упаковке, используемых пассажиром из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, и имеющих габариты, не позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на багажной полке либо под сиденьем впереди стоящего пассажирского кресла, и перевозимых без взимания дополнительной платы;

детской коляски, используемой пассажиром, и имеющей габариты, не позволяющие безопасно разместить ее в салоне воздушного судна на багажной полке либо под сиденьем впереди стоящего пассажирского кресла, и перевозимой без взимания дополнительной платы.".

38. Пункт 147 дополнить абзацем следующего содержания:

"В случаях, предусмотренных правилами перевозчика, перевозчик обязан обеспечить выдачу пассажирам детских колясок, оформленных для выдачи на месте стоянки воздушного судна, в телескопическом трапе либо на месте стоянки воздушного судна при отсутствии телескопического трапа.".

39. Абзац первый пункта 154 после слова "оформленному" дополнить словами "на бумажном носителе или в электронной форме".

40. Абзац четвертый пункта 179 признать утратившим силу.

41. Пункт 227 изложить в следующей редакции:

"227. Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в связи с:

отменой рейса, указанного в билете;

задержкой рейса, указанного в билете, более чем на тридцать минут от указанного в билете времени отправления рейса;

отправлением рейса ранее указанного в билете времени отправления рейса;

изменением перевозчиком маршрута перевозки;

несостоявшейся перевозкой пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;

несостоявшейся перевозкой пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;

необеспечением перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

болезнью пассажира или члена его семьи* либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика в порядке, предусмотренном правилами перевозчика, до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

непредоставлением пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;

неправильным оформлением билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

Допускается признание перевозчиком отказа пассажира от перевозки вынужденным в иных случаях, предусмотренных правилами перевозчика.

Болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при представлении перевозчику медицинских документов, подтверждающих болезнь на дату отправления рейса, указанную в билете.".

42. Сноску "*" к пункту 227 изложить в следующей редакции:

"<*> Пункт 3 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации.".

43. Пункт 228 дополнить абзацем следующего содержания:

"Допускается направление перевозчиком пассажиру документа, подтверждающего обстоятельства, указанные в пунктах 41, 227 Правил, в электронном виде.".

44. Пункт 230 признать утратившим силу.

45. В абзаце третьем пункта 230.1 слова "в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12793), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2009 г., регистрационный N 13698)" заменить словами "в соответствии с Порядком взимания платы".

46. Из абзаца второго пункта 231 слова ", приостановлением действия лицензий, аннулированием лицензии, прекращением действия лицензии" исключить.

47. Пункт 233 изложить в следующей редакции:

"233. В случае если оплата провозной платы по договору воздушной перевозки пассажира произведена за пассажира иным лицом в соответствии с пунктом 36 Правил, возврат уплаченной за перевозку пассажира провозной платы в случае отказа пассажира от перевозки осуществляется лицу, осуществившему такую оплату, на основании документа, удостоверяющего его личность, и документа, подтверждающего оплату перевозки данным лицом.".

48. В пункте 235 слова "в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12793), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2009 г., регистрационный N 13698)" заменить словами "в соответствии с Порядком взимания платы".

Другие документы по теме
"Об открытии морского грузового постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ), реконструированного в рамках IV и V этапов, и о внесении изменений в пределы морского грузового постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ), утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 декабря 2018 г. N 454" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2025 N 84263)
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам компетенции таможенных органов" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2025 N 84268)
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
Ошибка на сайте