Приказ Минстроя России от 17.06.2024 N 387/пр
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 июня 2024 г. N 387/пр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО РАСХОДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННОГО С ОСВОБОЖДЕНИЕМ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГА
НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ СУММ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
(ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ) СВОИМ РАБОТНИКАМ
НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ ПО УПЛАТЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ЗАЙМАМ
(КРЕДИТАМ) НА ПРИОБРЕТЕНИЕ И (ИЛИ) СТРОИТЕЛЬСТВО
ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
В соответствии с пунктом 40 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации", пунктом 5 и абзацем первым пункта 11 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439, и государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, приказываю:
утвердить методику оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации, связанного с освобождением от уплаты налога на доходы физических лиц сумм, выплачиваемых организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, согласно приложению к настоящему приказу.
Министр
И.Э.ФАЙЗУЛЛИН
Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 17 июня 2024 г. N 387/пр
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО РАСХОДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННОГО С ОСВОБОЖДЕНИЕМ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГА
НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ СУММ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
(ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ) СВОИМ РАБОТНИКАМ
НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ ПО УПЛАТЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ЗАЙМАМ
(КРЕДИТАМ) НА ПРИОБРЕТЕНИЕ И (ИЛИ) СТРОИТЕЛЬСТВО
ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
I. Общие положения
1. Настоящая Методика определяет совокупность мероприятий и подходов, позволяющих сделать вывод о целесообразности предоставления налогового расхода Российской Федерации, связанного с освобождением от уплаты налога на доходы физических лиц сумм, выплачиваемых организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предусмотренного пунктом 40 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее соответственно - Кодекс, налоговый расход, налоговая льгота).
2. Оценка эффективности налогового расхода проводится структурным подразделением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в ведении которого находится налоговый расход (далее - ответственный Департамент), ежегодно, в период со дня получения от Министерства финансов Российской Федерации сведений, предусмотренных пунктом 12 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 (далее - Правила), до 10 декабря. Уточнение оценки эффективности налогового расхода проводится в срок до 20 февраля очередного года.
3. Целевая категория налогового расхода Российской Федерации относится к социальным налоговым расходам.
4. Для проведения оценки эффективности налогового расхода используются статистические данные, сведения, поступившие в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации из Министерства финансов Российской Федерации на основании пункта 12 Правил и от иных федеральных органов исполнительной власти.
II. Оценка эффективности налогового расхода
5. Оценка эффективности налогового расхода включает в себя:
а) оценку целесообразности налогового расхода;
б) оценку результативности налогового расхода.
6. В соответствии с пунктом 13 Правил критериями оценки целесообразности налоговых расходов Российской Федерации являются:
а) соответствие налогового расхода целям государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации;
б) востребованность плательщиками налоговой льготы, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение налоговой льготы, за пятилетний период.
7. Налоговый расход оказывает влияние на достижение цели "Улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 5 млн. семей", установленной государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее - государственная программа).
Влияние налогового расхода на указанную цель выражается в снижении налоговой нагрузки на граждан и увеличении объема располагаемых денежных доходов населения. Возникающая экономия денежных средств граждан, сформированная за счет применения налоговой льготы, и соответственно снижение налоговой нагрузки, создает предпосылки для принятия налогоплательщиком решения об улучшении своих жилищных условий посредством получения целевого займа (кредита) на приобретение и (или) строительство жилого помещения.
8. Оценка целесообразности налоговых расходов проводится для определения соответствия налоговых расходов цели государственной программы.
9. Для оценки соответствия налогового расхода цели государственной программы ответственный Департамент в отношении налогового расхода:
а) делает вывод о соответствии налогового расхода цели государственной программы, если налоговый расход способствует развитию сферы социально-экономического развития, на достижение цели которой направлена государственная программа, имеются соответствия между полной формулировкой налогового расхода и частью формулировки цели государственной программы;
б) делает вывод о несоответствии налогового расхода цели государственной программы в случае, если налоговый расход не соответствует цели государственной программы.
10. В соответствии с пунктом 18(1) Правил оценка результативности налогового расхода и востребованности налоговой льготы, обуславливающей налоговый расход, не проводится.
11. В случае если по итогам оценки целесообразности налогового расхода, предусмотренной пунктом 9 настоящей Методики, налоговый расход соответствует критерию целесообразности налогового расхода, приведенному в подпункте "а" пункта 6 настоящей Методики, налоговый расход признается ответственным Департаментом целесообразным.
В случае если налоговый расход признан ответственным Департаментом не соответствующим критерию целесообразности налогового расхода, приведенному в подпункте "а" пункта 6 настоящей Методики, проводится анализ необходимости сохранения, уточнения или отмены налоговой льготы, обуславливающей налоговый расход.
III. Отчет по результатам проведения оценки эффективности
налогового расхода
12. По результатам проведения оценки эффективности налогового расхода формируется отчет, содержащий сведения о результатах оценки эффективности налогового расхода, а также рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Министерству финансов Российской Федерации о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам налоговых льгот.
13. Сведения, указанные в пункте 12 настоящей Методики, направляются в Министерство финансов Российской Федерации ежегодно до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта) и в Министерство экономического развития Российской Федерации - ежегодно до 1 марта, а также размещаются на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 5 рабочих дней со дня направления уточненных данных в Министерство финансов Российской Федерации.
14. Все результаты оценки эффективности налогового расхода должны соответствовать требованиям, отраженным в Правилах.