Приказ Минсельхоза России от 02.02.2021 N 49
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 февраля 2021 г. N 49
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ В МИНИСТЕРСТВЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях реализации положений статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101), статьи 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2019, N 30, ст. 4149), федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.
2. Координацию работы по организации внутреннего финансового контроля в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации возложить на Департамент бюджетной политики Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. Министра
Е.В.ФАСТОВА
Утвержден
приказом Минсельхоза России
от 2 февраля 2021 г. N 49
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ В МИНИСТЕРСТВЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее соответственно - Порядок, Министерство) разработан с учетом положений:
Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2020, N 52, ст. 8594);
Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2019, N 30, ст. 4149);
Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233; 2020, N 6, ст. 677);
Порядка проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 июня 2020 г. N 112н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 августа 2020 г., регистрационный N 59471) (далее - Порядок N 112н);
федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863).
2. Порядок устанавливает правила организации и осуществления внутреннего финансового контроля в Министерстве как в главном распорядителе средств федерального бюджета, главном администраторе доходов средств федерального бюджета, главном администраторе источников финансирования дефицита федерального бюджета.
3. Внутренний финансовый контроль - внутренний процесс Министерства как главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий.
4. Организация и проведение внутреннего финансового контроля осуществляются заместителями Министра сельского хозяйства Российской Федерации, курирующими в соответствии с распределением обязанностей структурные подразделения Министерства, ответственные за выполнение бюджетных процедур (далее - заместители Министра), руководителями структурных подразделений Министерства, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры (далее - субъекты бюджетных процедур).
5. Бюджетные процедуры - процедуры Министерства как главного администратора (администратора) бюджетных средств, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - значения показателей качества финансового менеджмента), в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
6. Операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры - одна из совокупности операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе контрольное действие, последовательное выполнение которых в соответствии с требованиями правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и ведомственных (внутренних) актов Министерства позволяет достичь результата выполнения бюджетной процедуры.
7. Контрольные действия - вид действий по выполнению бюджетной процедуры, совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед, во время, после выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и осуществляемых в целях обеспечения (подтверждения) законности, целесообразности совершения указанных операций (действий), в том числе полноты и достоверности данных, используемых для их совершения, либо выявления и устранения нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий.
8. К контрольным действиям относятся:
проверка документов, отчетности, представленных в целях выполнения бюджетных процедур, на соответствие их оформления и (или) указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур, достоверности, полноты и обоснованности включенных в них сведений и информации, в том числе проверка полноты, качества и достоверности отчетов, представленных в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет"), в ведомственных автоматизированных информационных системах, сроков их составления и представления, проверка первичных учетных документов по оформлению фактов хозяйственной жизни, инвентаризация активов и обязательств, проводимая перед составлением годовой бюджетной отчетности;
подтверждение (согласование) операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности в части бюджетных процедур, в том числе визирование документа вышестоящим должностным лицом;
сверка данных - сравнение данных из разных источников информации, в том числе сверка показателей отчетов в ГИИС "Электронный бюджет" с показателями отчетности, размещенной в ведомственных автоматизированных информационных системах;
сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) документов, отчетности, сведений и информации о результатах выполнения бюджетных процедур, исполнении государственных заданий, соблюдении условий, целей и порядка предоставления бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов, субсидий, имеющих целевое назначение.
Выбор контрольного действия зависит от выполняемой операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры.
9. Результат выполнения бюджетной процедуры - сформированный (подписанный) в соответствии с требованиями к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры документ и (или) совершенное действие, в отношении которого нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, установлены форма, требования к содержанию, сроки и порядок выполнения.
II. Организация и осуществление внутреннего
финансового контроля
10. Внутренний финансовый контроль в Министерстве организуется и осуществляется в отношении бюджетных процедур, влияющих на значения показателей качества финансового менеджмента, расчет которых осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с приложениями N 1 - N 6 к Порядку N 112н.
Бюджетные процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, включены в следующие перечни бюджетных процедур:
перечень бюджетных процедур по расходам, результат выполнения которых влияет на показатели качества управления расходами, согласно приложению N 1 к Порядку;
перечень бюджетных процедур по доходам, результат выполнения которых влияет на показатели качества управления доходами, согласно приложению N 2 к Порядку;
перечень бюджетных процедур по ведению учета и составлению бюджетной отчетности, результат выполнения которых влияет на показатели качества ведения учета и составления бюджетной отчетности, согласно приложению N 3 к Порядку;
перечень бюджетных процедур по управлению активами (имуществом), результат выполнения которых влияет на показатели качества управления активами (имуществом), согласно приложению N 4 к Порядку.
11. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях Министерства, ответственных за выполнение бюджетных процедур, осуществляется в соответствии с утвержденными картами внутреннего финансового контроля.
12. Формирование карт внутреннего финансового контроля осуществляется согласно рекомендуемому образцу (приложение N 5 к Порядку) в структурных подразделениях Министерства, ответственных за выполнение бюджетных процедур, до 30 декабря года, предшествующего году, в котором планируется проведение контрольных действий по осуществлению внутреннего финансового контроля.
Карты внутреннего финансового контроля утверждаются заместителями Министра до 30 декабря года, предшествующего году, в котором планируется проведение контрольных действий по осуществлению внутреннего финансового контроля.
После утверждения карта внутреннего финансового контроля (актуализированная карта внутреннего финансового контроля) в течение 10 дней направляется субъектом бюджетных процедур - руководителем структурного подразделения Министерства, осуществляющего выполнение бюджетных процедур, в Департамент бюджетной политики Министерства.
13. В карте внутреннего финансового контроля указываются номер и наименование бюджетной процедуры в соответствии с приложениями N 1 - N 4 к Порядку, документ, на основании которого выполняется бюджетная процедура структурным подразделением Министерства, ответственным за выполнение бюджетной процедуры, операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры, наименование отдела структурного подразделения Министерства, ответственного за выполнение операции (действия), контрольное действие, результат выполнения бюджетной процедуры.
14. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится субъектами бюджетных процедур:
а) при принятии заместителем Министра решения о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля в соответствии с пунктом 16 Порядка;
б) в случае внесения в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, изменений, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
15. Субъекты бюджетных процедур в целях оценки надежности (эффективности) осуществления внутреннего финансового контроля обеспечивают (с определением ответственных должностных лиц структурного подразделения Министерства) осуществление анализа результатов внутреннего финансового контроля, в том числе анализа выполнения контрольных действий и результатов выполнения бюджетных процедур, предусмотренных картами внутреннего финансового контроля.
Информация о результатах анализа внутреннего финансового контроля направляется субъектами бюджетных процедур до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Департамент бюджетной политики Министерства.
Информация о результатах внутреннего финансового контроля в Министерстве (далее - информация) при исполнении бюджетных процедур Департаментом бюджетной политики Министерства до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляется заместителю Министра, координирующему и контролирующему Департамент бюджетной политики Министерства, для направления заместителям Министра.
16. Заместителями Министра по итогам рассмотрения информации могут приниматься решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
актуализацию карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
изменение (актуализацию) правовых актов Министерства, в том числе в целях совершенствования организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, а также способов и сроков совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
установление требований к доведению до должностных лиц (работников) Министерства информации, необходимой для правомерного совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
необходимость уточнения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий Министерства (осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур), а также уточнения регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
необходимость уточнения прав субъектов бюджетных процедур по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к регистрам бюджетного учета;
совершенствование информационного и управленческого взаимодействия между субъектами бюджетных процедур, а также структурными подразделениями Министерства при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
совершенствование информационного взаимодействия между Министерством и юридическими лицами (организациями), которым переданы отдельные полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе бюджетные полномочия, полномочия государственного (муниципального) заказчика и полномочия, указанные в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
установление (уточнение) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц (работников) Министерства обязанностей и полномочий по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
необходимость устранения конфликта интересов субъектов бюджетных процедур;
необходимость проведения субъектами бюджетных процедур мониторинга изменений положений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
необходимость ведения эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства, включая повышение квалификации субъектов бюджетных процедур;
разработку перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур с установлением срока их выполнения;
проведение в установленном в Министерстве порядке служебных проверок и принятие решений по их результатам, включая применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) Министерства;
направление информации и (или) документов в соответствующий орган государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционного проявления, нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и (или) применяется административная (уголовная) ответственность;
иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента.
17. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитываются поступившая в Министерство информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, информация о нарушениях, выявленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, а также размещенные в текущем календарном году и в течение предыдущего календарного года на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" квартальные (годовые) отчеты Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого Министерством.
18. Карта внутреннего финансового контроля должна охватывать бюджетные процедуры и операции, за результаты выполнения которых отвечает субъект бюджетных процедур.
Приложение N 1
к Порядку организации
и осуществления внутреннего
финансового контроля
в Министерстве
сельского хозяйства
Российской Федерации,
утвержденному приказом
Минсельхоза России
от 2 февраля 2021 г. N 49
ПЕРЕЧЕНЬ
БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕДУР ПО РАСХОДАМ, РЕЗУЛЬТАТ ВЫПОЛНЕНИЯ
КОТОРЫХ ВЛИЯЕТ НА ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ
Номер бюджетной процедуры
Наименование бюджетной процедуры
1
Подготовка и утверждение правовых актов
2
Планирование расходов бюджета
3
Подготовка обоснований бюджетных ассигнований
4
Ведение сводной бюджетной росписи (внесение изменений)
5
Доведение бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных средств
6
Составление, утверждение и ведение (внесение изменений) бюджетной сметы
7
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств
8
Принятие бюджетных обязательств
9
Обеспечение соблюдения условий, целей и порядка предоставления бюджетных инвестиций
10
Обеспечение соблюдения целей и порядка предоставления межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий
11
Кассовое исполнение бюджетных ассигнований
12
Кассовое исполнение сводной бюджетной росписи
13
Кассовое исполнение лимитов бюджетных обязательств
14
Кассовое исполнение прогноза расходов бюджета
15
Исполнение бюджетных ассигнований на капитальные вложения в объекты государственной собственности
16
Исполнение судебных исков о взыскании задолженности, предъявленных в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации получателей бюджетных средств
17
Исполнение судебных исков о возмещении ущерба
18
Исполнение судебных исков и мировых соглашений по возмещению вреда
Приложение N 2
к Порядку организации
и осуществления внутреннего
финансового контроля
в Министерстве
сельского хозяйства
Российской Федерации,
утвержденному приказом
Минсельхоза России
от 2 февраля 2021 г. N 49
ПЕРЕЧЕНЬ
БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕДУР ПО ДОХОДАМ, РЕЗУЛЬТАТ ВЫПОЛНЕНИЯ
КОТОРЫХ ВЛИЯЕТ НА ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ
Номер бюджетной процедуры
Наименование бюджетной процедуры
19
Подготовка и утверждение правовых актов
20
Планирование доходов бюджета
21
Управление дебиторской задолженностью
22
Принятие решений о возврате (возмещении) из федерального бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм
Приложение N 3
к Порядку организации
и осуществления внутреннего
финансового контроля
в Министерстве
сельского хозяйства
Российской Федерации,
утвержденному приказом
Минсельхоза России
от 2 февраля 2021 г. N 49
ПЕРЕЧЕНЬ
БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕДУР ПО ВЕДЕНИЮ УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЮ
БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ, РЕЗУЛЬТАТ ВЫПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ ВЛИЯЕТ
НА ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВЕДЕНИЯ УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Номер бюджетной процедуры
Наименование бюджетной процедуры
23
Составление и передача уполномоченному органу первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, информации об условиях хозяйственной жизни Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство), существовавших на отчетную дату, если такая информация подлежит раскрытию в отчетности, информации о событиях после отчетной даты, свидетельствующей о возникших после отчетной даты условиях хозяйственной жизни Министерства
24
Установление по согласованию с уполномоченным органом сроков представления в уполномоченные организации бюджетной отчетности подведомственными Министерству получателями бюджетных средств, осуществляющими полномочия по ведению бюджетного учета, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности федеральных государственных бюджетных учреждений, в отношении которых Министерство выполняет функции и полномочия учредителя
25
Подтверждение показателей годовой бюджетной отчетности данными проведенной инвентаризации имущества и финансовых обязательств перед составлением годовой отчетности
Приложение N 4
к Порядку организации
и осуществления внутреннего
финансового контроля
в Министерстве
сельского хозяйства
Российской Федерации,
утвержденному приказом
Минсельхоза России
от 2 февраля 2021 г. N 49
ПЕРЕЧЕНЬ
БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕДУР ПО УПРАВЛЕНИЮ АКТИВАМИ (ИМУЩЕСТВОМ),
РЕЗУЛЬТАТ ВЫПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ ВЛИЯЕТ НА ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА
УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ (ИМУЩЕСТВОМ)
Номер бюджетной процедуры
Наименование бюджетной процедуры
26
Сохранение государственной собственности
27
Управление и распоряжение государственной собственностью
28
Эффективность расходов на содержание государственной собственности
Приложение N 5
к Порядку организации
и осуществления внутреннего
финансового контроля
в Министерстве
сельского хозяйства
Российской Федерации,
утвержденному приказом
Минсельхоза России
от 2 февраля 2021 г. N 49
(рекомендуемый образец)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации
(подпись)
______________ 20__ г.
КАРТА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
на 20__ год
Коды
Наименование главного администратора бюджетных средств
Дата
Наименование бюджета
Глава по БК
Наименование структурного подразделения, ответственного за выполнение бюджетных процедур
ОКТМО
Номер, наименование бюджетной процедуры
Документ, на основании которого выполняется бюджетная процедура
Операция (действие)
Отдел структурного подразделения, ответственный за выполнение операции (действия)
Контрольное действие
Результат выполнения бюджетной процедуры
Наименование
Код <*>
1
2
3
4
5
6
7
Руководитель структурного подразделения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
(подпись)
(расшифровка подписи)
--------------------------------
<*> Код состоит из двух цифр: 1 - номер внутренней бюджетной процедуры, указанной в приложениях к Порядку организации и осуществления внутреннего финансового контроля в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации; 2 - номер операции в карте внутреннего финансового контроля структурного подразделения.