Приказ Минсельхоза России от 11.07.2022 N 431
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 июля 2022 г. N 431
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ,
ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ОРГАНИЗАЦИИ, В ОТНОШЕНИИ
КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ
И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), пунктом 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983; 2022, N 5, ст. 768), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности.
2. Настоящий приказ действует до 29 февраля 2028 г. включительно.
Министр
Д.Н.ПАТРУШЕВ
Утверждены
приказом Минсельхоза России
от 11 июля 2022 г. N 431
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ
К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ,
ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ОРГАНИЗАЦИИ, В ОТНОШЕНИИ
КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ
И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Общие положения
1. Настоящие обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее соответственно - КВО, ЧС) всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее - требования), устанавливают комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидации ЧС и обеспечению устойчивого функционирования организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО, и жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС для организаций, являющихся правообладателями КВО всех форм собственности, в отношении которых Министерство осуществляет координацию и регулирование деятельности, в области защиты населения и территорий от ЧС (далее - организации), а также определяют порядок проведения оценки готовности организаций, эксплуатирующих КВО к предупреждению и ликвидации ЧС, и достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организаций в ЧС.
2. Требования распространяются на КВО федерального, регионального и муниципального уровней значимости в соответствии с критериями отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 января 2022 г. N 31 <1>.
--------------------------------
<1> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2022 г., регистрационный N 67987.
3. Комплекс мер осуществляется организациями с учетом специфики деятельности, организационной структуры и условий функционирования КВО, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны <2>.
--------------------------------
<2> Часть третья статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648, 2010, N 21, ст. 2529; далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
II. Мероприятия по предупреждению возникновения
и развития ЧС
4. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО федерального уровня значимости включает следующие мероприятия:
4.1. Осуществление мониторинга и прогнозирования развития ЧС путем получения сведений о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, биолого-социального характера и их последствиях, сведения о силах и средствах функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - РСЧС) постоянной готовности, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС, а также об их деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию ЧС (далее - сведения) посредством обеспечения взаимодействия с территориальными органами МЧС России, Ростехнадзора, РСЧС.
4.2. Разработку, корректировку, утверждение и осуществление плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС в организации.
4.3. Определение структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, по предупреждению и ликвидации ЧС <3>.
--------------------------------
<3> Абзац шестой пункта 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121, 2016, N 49, ст. 6929; далее - Положение N 794).
4.4. Декларирование безопасности КВО федерального уровня значимости в порядке, установленном частью третьей статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <4>.
--------------------------------
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589, 2011, N 30, ст. 4590.
4.5. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации КВО федерального уровня значимости <5>.
--------------------------------
<5> Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4194, 2016, N 11, ст. 1483).
4.6. Создание объектов гражданской обороны для защиты работников организации и иных граждан, находящихся на территории КВО, от поражающих факторов, вызванных ЧС, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" <6> (далее - Порядок N 1309).
--------------------------------
<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6000; 2019, N 44, ст. 6223.
4.7. Осуществление подготовки должностных лиц организаций в области защиты населения и территорий от ЧС <7>.
--------------------------------
<7> Пункт 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062; далее - Положение N 1485), данный акт действует до 31 декабря 2026 г. включительно.
4.8. Создание и поддержание в постоянной готовности специализированных технических средств оповещения и информирования населения об угрозе ЧС на КВО федерального уровня значимости.
4.9. Осуществление информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, а также осуществление мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны <8>.
--------------------------------
<8> Абзац третий пункта 22 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121, 2020 N 2, ст. 180).
4.10. Заблаговременное накопление, поддержание в готовности и предоставление к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работникам организаций в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.
4.11. Проведение объектовых тренировок в целях отработки действий работников организации по предотвращению ЧС в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 <9> (далее - Инструкция N 565), по сценариям и замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию ЧС на КВО.
--------------------------------
<9> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580.
4.12. Организацию подготовки принятых на работу лиц независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства, к возможной эвакуации работников КВО и иных граждан, находящихся на территории КВО <10>.
--------------------------------
<10> Подпункт "а" пункта 4 Положения N 1485 (Собрание законодательства российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062), данный акт действует о 31 декабря 2026 г. включительно.
5. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО регионального уровня значимости включает следующие мероприятия:
5.1. Осуществление мониторинга и прогнозирования развития ЧС путем получения сведений посредством обеспечения взаимодействия с территориальными органами МЧС России, Ростехнадзора, территориальными подсистемами РСЧС.
5.2. Разработку, корректировку, утверждение и осуществление плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
5.3. Определение структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, по предупреждению и ликвидации ЧС.
5.4. Декларирование безопасности КВО регионального уровня значимости в порядке, установленном частью третьей статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
5.5. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации КВО регионального уровня значимости.
5.6. Создание объектов гражданской обороны для защиты работников организации и иных граждан, находящихся на территории КВО, от поражающих факторов, вызванных ЧС, в соответствии с Порядком N 1309.
5.7. Осуществление подготовки должностных лиц организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.
5.8. Создание и поддержание в постоянной готовности специализированных технических средств оповещения и информирования населения об угрозе ЧС на КВО регионального уровня значимости.
5.9. Осуществление информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны.
5.10. Заблаговременное накопление, поддержание в готовности и предоставление к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работникам организаций в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.
5.11. Проведение объектовых тренировок в целях отработки действий работников организации по предотвращению ЧС в соответствии с Инструкцией N 565 по сценариям и замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию ЧС на КВО.
5.12. Организацию подготовки принятых на работу лиц независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства, к возможной эвакуации работников КВО и иных граждан, находящихся на территории КВО.
6. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО муниципального уровня значимости включает следующие мероприятия:
6.1. Осуществление мониторинга и прогнозирования развития ЧС путем получения сведений посредством обеспечения взаимодействия с территориальными органами МЧС России, Ростехнадзора, звеньями территориальных подсистем РСЧС муниципальных органов власти.
6.2. Разработку, корректировку, утверждение и осуществление плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
6.3. Определение структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, по предупреждению и ликвидации ЧС.
6.4. Декларирование безопасности КВО муниципального уровня значимости в порядке, установленном частью третьей статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
6.5. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации КВО муниципального уровня значимости.
6.6. Создание объектов гражданской обороны для защиты работников организации и иных граждан, находящихся на территории КВО, от поражающих факторов, вызванных ЧС, в соответствии с Порядком N 1309.
6.7. Осуществление подготовки должностных лиц организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.
6.8. Создание и поддержание в постоянной готовности специализированных технических средств оповещения и информирования населения об угрозе ЧС на КВО муниципального уровня значимости.
6.9. Осуществление информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны с дежурными службами звеньев территориальных подсистем РСЧС муниципальных органов власти.
6.10. Заблаговременное накопление, поддержание в готовности и предоставление к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работникам организаций в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.
6.11. Проведение объектовых тренировок в целях отработки действий работников организации по предотвращению ЧС в соответствии с Инструкцией N 565 по сценариям и замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию ЧС на КВО.
6.12. Организацию подготовки принятых на работу лиц независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства, к возможной эвакуации работников КВО и иных граждан, находящихся на территории КВО.
III. Мероприятия по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС
7. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО федерального уровня значимости включает следующие мероприятия:
7.1. Сбор, обработку и передачу данных о прогнозируемых ЧС на КВО федерального уровня значимости дежурно-диспетчерским службам функциональных подсистем РСЧС федеральных органов исполнительной власти и территориальных подсистем органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
7.2. Мониторинг обстановки на территории КВО федерального уровня значимости и за ее пределами.
7.3. Введение режима повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС) для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС <11>.
--------------------------------
<11> Подпункт "а" пункта 24 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).
7.4. Введение круглосуточного дежурства руководителей структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, при введенном режиме повышенной готовности.
7.5. Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
7.6. Приведение подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, в готовность к реагированию на ЧС при введенном режиме повышенной готовности.
7.7. Восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов организации, созданных для ликвидации ЧС.
7.8. Оповещение работников организаций и иных граждан, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения ЧС.
7.9. Поддержание систем оповещения об угрозе и возникновении ЧС в постоянной готовности к использованию.
8. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО регионального уровня значимости включает следующие мероприятия:
8.1. Сбор, обработку и передачу данных о прогнозируемых ЧС на КВО регионального уровня значимости в дежурно-диспетчерские службы территориальных подсистем РСЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
8.2. Мониторинг обстановки на территории КВО регионального уровня значимости и за ее пределами.
8.3. Введение режима повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС) для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
8.4. Введение круглосуточного дежурства руководителей структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, при введенном режиме повышенной готовности.
8.5. Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
8.6. Приведение подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, в готовность к реагированию на ЧС при введенном режиме повышенной готовности.
8.7. Восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов организации, созданных для ликвидации ЧС.
8.8. Поддержание систем оповещения об угрозе и возникновении ЧС в постоянной готовности к использованию.
8.9. Оповещение работников организаций и иных граждан, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения ЧС.
9. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО муниципального уровня значимости включает следующие мероприятия:
9.1. Сбор, обработку и передачу данных о прогнозируемых ЧС в дежурно-диспетчерские службы звеньев территориальных подсистем РСЧС муниципальных органов власти.
9.2. Мониторинг обстановки на территории КВО муниципального уровня значимости и за ее пределами.
9.3. Введение режима повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС) для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
9.4. Введение круглосуточного дежурства руководителей структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, при введенном режиме повышенной готовности.
9.5. Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
9.6. Восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов организации, созданных для ликвидации ЧС.
9.7. Поддержание систем оповещения об угрозе и возникновении ЧС в постоянной готовности к использованию.
9.8. Оповещение работников организаций и иных граждан, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения ЧС.
IV. Мероприятия по ликвидации ЧС
10. Комплекс мер по ликвидации ЧС на КВО федерального уровня значимости включает следующие мероприятия:
10.1. Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС, а также оценку их социально-экономических последствий.
10.2. Оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших на КВО ЧС <12>.
--------------------------------
<12> Подпункт "в" пункта 28 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121, 2020, N 2, ст. 180).
10.3. Введение режима ЧС для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
10.4. Организация работ по ликвидации ЧС, а также по привлечению при необходимости сил и средств территориальных подсистем РСЧС <13>.
--------------------------------
<13> Абзац второй пункта 5 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).
10.5. Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации.
10.6. Организацию и поддержание непрерывного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации ЧС и их последствий <14>.
--------------------------------
<14> Абзац четвертый подпункта "в" пункта 18 Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Минсельхоза России, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющегося приложением N 4 к приказу Минсельхоза России от 13 января 2022 г. N 12 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 мая 2022 г., регистрационный N 68415).
10.7. Обеспечение и проведение работ по ликвидации ЧС в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
10.8. Своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от ЧС на КВО федерального уровня значимости.
11. Комплекс мер по ликвидации ЧС на КВО регионального уровня значимости включает следующие мероприятия:
11.1. Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС, а также оценку их социально-экономических последствий.
11.2. Оповещение руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС.
11.3. Введение режима ЧС для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
11.4. Организацию работ по ликвидации ЧС, а также по привлечению при необходимости сил и средств территориальных подсистем РСЧС <15>.
--------------------------------
<15> Абзац второй пункта 5 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121)
11.5. Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации.
11.6. Организацию и поддержание непрерывного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации ЧС и их последствий.
11.7. Обеспечение и проведение работ по ликвидации ЧС в соответствии с планом действий организации по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
11.8. Своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от ЧС на КВО регионального уровня значимости.
12. Комплекс мер по ликвидации ЧС на КВО муниципального уровня значимости включает следующие мероприятия:
12.1. Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС, а также оценку их социально-экономических последствий.
12.2. Оповещение руководителей органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС.
12.3. Введение режима ЧС для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
12.4. Организацию работ по ликвидации ЧС, а также по привлечению при необходимости сил и средств звеньев территориальной подсистемы РСЧС муниципальных органов власти <16> к ликвидации возникших ЧС.
--------------------------------
<16> Абзац второй пункта 5 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121)
12.5. Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации.
12.6. Организацию и поддержание непрерывного взаимодействия с органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации ЧС и их последствий.
12.7. Обеспечение и проведение работ по ликвидации ЧС в соответствии с планом действий организации по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
12.8. Своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от ЧС на КВО муниципального уровня значимости.
V. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования
организаций и жизнедеятельности работников этих
организаций в ЧС
13. Комплекс мер по обеспечению устойчивости функционирования организаций федерального, регионального и муниципального уровня значимости и жизнедеятельности работников этих организаций в условиях ЧС включает:
13.1. Создание в организации комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций, и организация их работы в условиях возникновения ЧС.
13.2. Разработку и проведение в организациях организационных и инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации в ЧС.
13.3. Постоянный технический контроль за работоспособностью и содержанием оборудования, используемого на КВО.
VI. Порядок проведения оценки готовности организации
к предупреждению и ликвидации ЧС и определения
достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости
функционирования таких объектов и жизнедеятельности
работников этих организаций
14. Для проведения оценки. готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации (далее - оценка готовности организации), решением руководителя организации (далее - руководитель организации) создается комиссия по оценке готовности организации (далее - комиссия по оценке готовности).
14.1. Председателем комиссии по оценке готовности могут быть назначены руководитель организации или должностное лицо из числа его заместителей.
14.2. В состав комиссии по оценке готовности рекомендуется включать руководителей подразделений организации и их заместителей, специалистов (экспертов), уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, а также иных работников указанной организации по решению руководителя, в качестве членов комиссии.
14.3. К работе в составе комиссии по оценке готовности с учетом уровня значимости КВО по согласованию (в рамках межведомственного взаимодействия) могут привлекаться:
в отношении организации федерального уровня значимости - представители МЧС России, Ростехнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по месту нахождения такого объекта);
в отношении организации регионального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России, территориальных органов Ростехнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по месту нахождения такого объекта);
в отношении организации муниципального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России, территориальных органов Ростехнадзора, органов местного самоуправления, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (по месту нахождения такого объекта).
14.4. К работе в составе комиссии по оценке готовности всех уровней значимости допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие квалификацию и опыт работы.
14.5. Оценка готовности организации включает: проверку показателей степени риска возможных ЧС и методов их определения;
анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на снижение риска и смягчение последствий возможных ЧС;
анализ возможного воздействия на эксплуатируемый КВО ЧС, возникших на соседних потенциально опасных объектах, в инженерных сетях и транспортных коммуникациях;
проверку выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий и ЧС на эксплуатируемом КВО;
проверку разработанного и утвержденного плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации;
проверку работоспособности технических систем организации по предупреждению и локализации ЧС, систем и средств организации, исключающих разгерметизацию оборудования и высвобождение опасных веществ в количестве, способном вызвать образование полей поражающих факторов, в том числе за пределами территории КВО;
контроль выполнения технических решений по защите граждан, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздушной ударной волны, продуктов горения, радиоактивного загрязнения, химического заражения, катастрофического затопления;
анализ состояния и характеристик систем обнаружения взрывоопасных концентраций, контроля радиационной и химической обстановки, обеспечивающих оповещение аварийно-восстановительных подразделений или газоспасательных бригад в соответствии с установленными нормативами (при их наличии);
контроль выполнения решений по обеспечению устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящихся в них работников и возможности управления процессом в условиях ЧС;
оценку наличия, мест размещения и готовности к применению по предназначению резервных источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование КВО при ЧС;
анализ наличия и состояния локальных систем оповещения о ЧС, систем контроля за безопасностью;
анализ и оценку готовности сил и средств организации к локализации и ликвидации возможных ЧС;
оценку выполнения решений по обеспечению беспрепятственной эвакуации работников с территории КВО, ввода и передвижения на объекте сил и средств ликвидации ЧС;
анализ выводов декларации безопасности опасных объектов, отнесенных в установленном порядке к КВО, и реализации мер, направленных на уменьшение риска аварий на декларируемом объекте;
проверку наличия резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации возможных ЧС;
проверку наличия договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации КВО, максимального размера застрахованной ответственности за нанесенный ущерб физическим, юридическим лицам и окружающей природной среде, порядок возмещения ущерба в случае аварии (при необходимости);
определение класса возможных ЧС при аварии на КВО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <17>;
--------------------------------
<17> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2640; 2019, N 52, ст. 7981.
анализ границ зон возможного затопления для рассматриваемых сценариев аварий на КВО;
анализ размеров зон действия вторичных поражающих факторов (от аварий на промышленных объектах, вызванных воздействием волны прорыва на здания и сооружения промышленных объектов в зонах затопления);
анализ возможного количества погибших, пострадавших и численности населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов и возможного вредного воздействия на окружающую среду);
оценку степеней разрушения зданий и сооружений в зонах возможного затопления (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов);
оценку величины возможного ущерба физическим и юридическим лицам в случае аварии на КВО;
оценку возможностей по локализации и ликвидации аварий на гидротехническом сооружении силами объекта;
анализ необходимости привлечения сил и средств территориальных и функциональных подсистем РСЧС к локализации и ликвидации аварий на гидротехническом сооружении.
14.6. Проведение оценки готовности организации предусматривается с учетом уровня значимости объекта с периодичностью:
не реже одного раза в год - для организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО федерального уровня значимости;
не реже одного раза в три года - для организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО регионального уровня значимости;
не реже одного раза в пять лет - для организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО муниципального уровня значимости.
14.7. Оценка готовности организации к предупреждению ЧС оформляется в виде отдельного документа - акта оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении к требованиям.
Акт оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации, составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии по оценке готовности организации и утверждается руководителем организации. Члены комиссии по оценке готовности организации, не согласные с принятым решением, подписывают акт, при этом их особое мнение приобщается к акту.
Акт оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации, хранится в организации.
14.8. В случае разногласий между членами комиссии по оценке готовности организации, возникших в ходе проведения оценки готовности организации, решение по оценке готовности организации принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.
15. Акт оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации, содержит:
15.1. Вывод о готовности или неготовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС, формируемый комиссией по оценке готовности организации и содержащий итоговое решение - "готова" или "не готова" организация к предупреждению и ликвидации ЧС с учетом следующих возможных значений:
"готова" - при выполнении комплексов мер, предусмотренных главами II - V требований, в полном объеме;
"не готова" - при невыполнении одного и (или) нескольких требований, содержащихся в комплексах мер, с учетом уровня значимости организации, предусмотренных главами II - V требований.
15.2. Вывод о достаточности либо недостаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации, принимаемых в организации, эксплуатирующей этот объект, формируемый по итогам анализа проведенных в течение года тренировок (учений) в области защиты населения и территорий от ЧС в организации (далее - тренировки (учения), эксплуатирующей КВО с учетом следующих возможных значений:
"достаточно мер по защите населения и территорий от ЧС" - при отсутствии недостатков по результатам тренировок (учений) организации, эксплуатирующей КВО;
"недостаточно мер по защите населения и территорий от ЧС" - при наличии одного или более недостатков в части, касающейся законодательными и иными нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от ЧС.
Приложение
к обязательным для выполнения
требованиям к критически важным
объектам в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
всех форм собственности,
правообладателями которых являются
организации, в отношении которых
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации осуществляет
координацию и регулирование
деятельности, утвержденным
приказом Минсельхоза России
от 11 июля 2022 г. N 431
Рекомендуемый образец