Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минсельхоза России от 11.07.2022 N 431

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 11 июля 2022 г. N 431

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ

К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО

И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ,

ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ОРГАНИЗАЦИИ, В ОТНОШЕНИИ

КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ

И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), пунктом 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983; 2022, N 5, ст. 768), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности.

2. Настоящий приказ действует до 29 февраля 2028 г. включительно.

Министр

Д.Н.ПАТРУШЕВ

Утверждены

приказом Минсельхоза России

от 11 июля 2022 г. N 431

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ

К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО

И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ,

ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ОРГАНИЗАЦИИ, В ОТНОШЕНИИ

КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ

И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Общие положения

1. Настоящие обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее соответственно - КВО, ЧС) всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее - требования), устанавливают комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидации ЧС и обеспечению устойчивого функционирования организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО, и жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС для организаций, являющихся правообладателями КВО всех форм собственности, в отношении которых Министерство осуществляет координацию и регулирование деятельности, в области защиты населения и территорий от ЧС (далее - организации), а также определяют порядок проведения оценки готовности организаций, эксплуатирующих КВО к предупреждению и ликвидации ЧС, и достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организаций в ЧС.

2. Требования распространяются на КВО федерального, регионального и муниципального уровней значимости в соответствии с критериями отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 января 2022 г. N 31 <1>.

--------------------------------

<1> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2022 г., регистрационный N 67987.

3. Комплекс мер осуществляется организациями с учетом специфики деятельности, организационной структуры и условий функционирования КВО, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны <2>.

--------------------------------

<2> Часть третья статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648, 2010, N 21, ст. 2529; далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).

II. Мероприятия по предупреждению возникновения

и развития ЧС

4. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО федерального уровня значимости включает следующие мероприятия:

4.1. Осуществление мониторинга и прогнозирования развития ЧС путем получения сведений о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, биолого-социального характера и их последствиях, сведения о силах и средствах функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - РСЧС) постоянной готовности, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС, а также об их деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию ЧС (далее - сведения) посредством обеспечения взаимодействия с территориальными органами МЧС России, Ростехнадзора, РСЧС.

4.2. Разработку, корректировку, утверждение и осуществление плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС в организации.

4.3. Определение структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, по предупреждению и ликвидации ЧС <3>.

--------------------------------

<3> Абзац шестой пункта 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121, 2016, N 49, ст. 6929; далее - Положение N 794).

4.4. Декларирование безопасности КВО федерального уровня значимости в порядке, установленном частью третьей статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <4>.

--------------------------------

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589, 2011, N 30, ст. 4590.

4.5. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации КВО федерального уровня значимости <5>.

--------------------------------

<5> Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4194, 2016, N 11, ст. 1483).

4.6. Создание объектов гражданской обороны для защиты работников организации и иных граждан, находящихся на территории КВО, от поражающих факторов, вызванных ЧС, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" <6> (далее - Порядок N 1309).

--------------------------------

<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6000; 2019, N 44, ст. 6223.

4.7. Осуществление подготовки должностных лиц организаций в области защиты населения и территорий от ЧС <7>.

--------------------------------

<7> Пункт 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062; далее - Положение N 1485), данный акт действует до 31 декабря 2026 г. включительно.

4.8. Создание и поддержание в постоянной готовности специализированных технических средств оповещения и информирования населения об угрозе ЧС на КВО федерального уровня значимости.

4.9. Осуществление информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, а также осуществление мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны <8>.

--------------------------------

<8> Абзац третий пункта 22 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121, 2020 N 2, ст. 180).

4.10. Заблаговременное накопление, поддержание в готовности и предоставление к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работникам организаций в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.

4.11. Проведение объектовых тренировок в целях отработки действий работников организации по предотвращению ЧС в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 <9> (далее - Инструкция N 565), по сценариям и замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию ЧС на КВО.

--------------------------------

<9> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580.

4.12. Организацию подготовки принятых на работу лиц независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства, к возможной эвакуации работников КВО и иных граждан, находящихся на территории КВО <10>.

--------------------------------

<10> Подпункт "а" пункта 4 Положения N 1485 (Собрание законодательства российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062), данный акт действует о 31 декабря 2026 г. включительно.

5. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО регионального уровня значимости включает следующие мероприятия:

5.1. Осуществление мониторинга и прогнозирования развития ЧС путем получения сведений посредством обеспечения взаимодействия с территориальными органами МЧС России, Ростехнадзора, территориальными подсистемами РСЧС.

5.2. Разработку, корректировку, утверждение и осуществление плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.

5.3. Определение структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, по предупреждению и ликвидации ЧС.

5.4. Декларирование безопасности КВО регионального уровня значимости в порядке, установленном частью третьей статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

5.5. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации КВО регионального уровня значимости.

5.6. Создание объектов гражданской обороны для защиты работников организации и иных граждан, находящихся на территории КВО, от поражающих факторов, вызванных ЧС, в соответствии с Порядком N 1309.

5.7. Осуществление подготовки должностных лиц организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.

5.8. Создание и поддержание в постоянной готовности специализированных технических средств оповещения и информирования населения об угрозе ЧС на КВО регионального уровня значимости.

5.9. Осуществление информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны.

5.10. Заблаговременное накопление, поддержание в готовности и предоставление к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работникам организаций в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.

5.11. Проведение объектовых тренировок в целях отработки действий работников организации по предотвращению ЧС в соответствии с Инструкцией N 565 по сценариям и замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию ЧС на КВО.

5.12. Организацию подготовки принятых на работу лиц независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства, к возможной эвакуации работников КВО и иных граждан, находящихся на территории КВО.

6. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО муниципального уровня значимости включает следующие мероприятия:

6.1. Осуществление мониторинга и прогнозирования развития ЧС путем получения сведений посредством обеспечения взаимодействия с территориальными органами МЧС России, Ростехнадзора, звеньями территориальных подсистем РСЧС муниципальных органов власти.

6.2. Разработку, корректировку, утверждение и осуществление плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.

6.3. Определение структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, по предупреждению и ликвидации ЧС.

6.4. Декларирование безопасности КВО муниципального уровня значимости в порядке, установленном частью третьей статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

6.5. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации КВО муниципального уровня значимости.

6.6. Создание объектов гражданской обороны для защиты работников организации и иных граждан, находящихся на территории КВО, от поражающих факторов, вызванных ЧС, в соответствии с Порядком N 1309.

6.7. Осуществление подготовки должностных лиц организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.

6.8. Создание и поддержание в постоянной готовности специализированных технических средств оповещения и информирования населения об угрозе ЧС на КВО муниципального уровня значимости.

6.9. Осуществление информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны с дежурными службами звеньев территориальных подсистем РСЧС муниципальных органов власти.

6.10. Заблаговременное накопление, поддержание в готовности и предоставление к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работникам организаций в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.

6.11. Проведение объектовых тренировок в целях отработки действий работников организации по предотвращению ЧС в соответствии с Инструкцией N 565 по сценариям и замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию ЧС на КВО.

6.12. Организацию подготовки принятых на работу лиц независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства, к возможной эвакуации работников КВО и иных граждан, находящихся на территории КВО.

III. Мероприятия по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС

7. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО федерального уровня значимости включает следующие мероприятия:

7.1. Сбор, обработку и передачу данных о прогнозируемых ЧС на КВО федерального уровня значимости дежурно-диспетчерским службам функциональных подсистем РСЧС федеральных органов исполнительной власти и территориальных подсистем органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7.2. Мониторинг обстановки на территории КВО федерального уровня значимости и за ее пределами.

7.3. Введение режима повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС) для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС <11>.

--------------------------------

<11> Подпункт "а" пункта 24 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).

7.4. Введение круглосуточного дежурства руководителей структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, при введенном режиме повышенной готовности.

7.5. Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.

7.6. Приведение подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, в готовность к реагированию на ЧС при введенном режиме повышенной готовности.

7.7. Восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов организации, созданных для ликвидации ЧС.

7.8. Оповещение работников организаций и иных граждан, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения ЧС.

7.9. Поддержание систем оповещения об угрозе и возникновении ЧС в постоянной готовности к использованию.

8. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО регионального уровня значимости включает следующие мероприятия:

8.1. Сбор, обработку и передачу данных о прогнозируемых ЧС на КВО регионального уровня значимости в дежурно-диспетчерские службы территориальных подсистем РСЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

8.2. Мониторинг обстановки на территории КВО регионального уровня значимости и за ее пределами.

8.3. Введение режима повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС) для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

8.4. Введение круглосуточного дежурства руководителей структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, при введенном режиме повышенной готовности.

8.5. Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.

8.6. Приведение подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, в готовность к реагированию на ЧС при введенном режиме повышенной готовности.

8.7. Восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов организации, созданных для ликвидации ЧС.

8.8. Поддержание систем оповещения об угрозе и возникновении ЧС в постоянной готовности к использованию.

8.9. Оповещение работников организаций и иных граждан, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения ЧС.

9. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО муниципального уровня значимости включает следующие мероприятия:

9.1. Сбор, обработку и передачу данных о прогнозируемых ЧС в дежурно-диспетчерские службы звеньев территориальных подсистем РСЧС муниципальных органов власти.

9.2. Мониторинг обстановки на территории КВО муниципального уровня значимости и за ее пределами.

9.3. Введение режима повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС) для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

9.4. Введение круглосуточного дежурства руководителей структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, при введенном режиме повышенной готовности.

9.5. Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.

9.6. Восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов организации, созданных для ликвидации ЧС.

9.7. Поддержание систем оповещения об угрозе и возникновении ЧС в постоянной готовности к использованию.

9.8. Оповещение работников организаций и иных граждан, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения ЧС.

IV. Мероприятия по ликвидации ЧС

10. Комплекс мер по ликвидации ЧС на КВО федерального уровня значимости включает следующие мероприятия:

10.1. Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС, а также оценку их социально-экономических последствий.

10.2. Оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших на КВО ЧС <12>.

--------------------------------

<12> Подпункт "в" пункта 28 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121, 2020, N 2, ст. 180).

10.3. Введение режима ЧС для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

10.4. Организация работ по ликвидации ЧС, а также по привлечению при необходимости сил и средств территориальных подсистем РСЧС <13>.

--------------------------------

<13> Абзац второй пункта 5 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).

10.5. Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации.

10.6. Организацию и поддержание непрерывного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации ЧС и их последствий <14>.

--------------------------------

<14> Абзац четвертый подпункта "в" пункта 18 Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Минсельхоза России, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющегося приложением N 4 к приказу Минсельхоза России от 13 января 2022 г. N 12 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 мая 2022 г., регистрационный N 68415).

10.7. Обеспечение и проведение работ по ликвидации ЧС в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.

10.8. Своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от ЧС на КВО федерального уровня значимости.

11. Комплекс мер по ликвидации ЧС на КВО регионального уровня значимости включает следующие мероприятия:

11.1. Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС, а также оценку их социально-экономических последствий.

11.2. Оповещение руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС.

11.3. Введение режима ЧС для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

11.4. Организацию работ по ликвидации ЧС, а также по привлечению при необходимости сил и средств территориальных подсистем РСЧС <15>.

--------------------------------

<15> Абзац второй пункта 5 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121)

11.5. Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации.

11.6. Организацию и поддержание непрерывного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации ЧС и их последствий.

11.7. Обеспечение и проведение работ по ликвидации ЧС в соответствии с планом действий организации по предупреждению и ликвидации ЧС организации.

11.8. Своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от ЧС на КВО регионального уровня значимости.

12. Комплекс мер по ликвидации ЧС на КВО муниципального уровня значимости включает следующие мероприятия:

12.1. Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС, а также оценку их социально-экономических последствий.

12.2. Оповещение руководителей органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС.

12.3. Введение режима ЧС для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

12.4. Организацию работ по ликвидации ЧС, а также по привлечению при необходимости сил и средств звеньев территориальной подсистемы РСЧС муниципальных органов власти <16> к ликвидации возникших ЧС.

--------------------------------

<16> Абзац второй пункта 5 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121)

12.5. Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации.

12.6. Организацию и поддержание непрерывного взаимодействия с органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации ЧС и их последствий.

12.7. Обеспечение и проведение работ по ликвидации ЧС в соответствии с планом действий организации по предупреждению и ликвидации ЧС организации.

12.8. Своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от ЧС на КВО муниципального уровня значимости.

V. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования

организаций и жизнедеятельности работников этих

организаций в ЧС

13. Комплекс мер по обеспечению устойчивости функционирования организаций федерального, регионального и муниципального уровня значимости и жизнедеятельности работников этих организаций в условиях ЧС включает:

13.1. Создание в организации комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций, и организация их работы в условиях возникновения ЧС.

13.2. Разработку и проведение в организациях организационных и инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации в ЧС.

13.3. Постоянный технический контроль за работоспособностью и содержанием оборудования, используемого на КВО.

VI. Порядок проведения оценки готовности организации

к предупреждению и ликвидации ЧС и определения

достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости

функционирования таких объектов и жизнедеятельности

работников этих организаций

14. Для проведения оценки. готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации (далее - оценка готовности организации), решением руководителя организации (далее - руководитель организации) создается комиссия по оценке готовности организации (далее - комиссия по оценке готовности).

14.1. Председателем комиссии по оценке готовности могут быть назначены руководитель организации или должностное лицо из числа его заместителей.

14.2. В состав комиссии по оценке готовности рекомендуется включать руководителей подразделений организации и их заместителей, специалистов (экспертов), уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, а также иных работников указанной организации по решению руководителя, в качестве членов комиссии.

14.3. К работе в составе комиссии по оценке готовности с учетом уровня значимости КВО по согласованию (в рамках межведомственного взаимодействия) могут привлекаться:

в отношении организации федерального уровня значимости - представители МЧС России, Ростехнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по месту нахождения такого объекта);

в отношении организации регионального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России, территориальных органов Ростехнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по месту нахождения такого объекта);

в отношении организации муниципального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России, территориальных органов Ростехнадзора, органов местного самоуправления, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (по месту нахождения такого объекта).

14.4. К работе в составе комиссии по оценке готовности всех уровней значимости допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие квалификацию и опыт работы.

14.5. Оценка готовности организации включает: проверку показателей степени риска возможных ЧС и методов их определения;

анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на снижение риска и смягчение последствий возможных ЧС;

анализ возможного воздействия на эксплуатируемый КВО ЧС, возникших на соседних потенциально опасных объектах, в инженерных сетях и транспортных коммуникациях;

проверку выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий и ЧС на эксплуатируемом КВО;

проверку разработанного и утвержденного плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации;

проверку работоспособности технических систем организации по предупреждению и локализации ЧС, систем и средств организации, исключающих разгерметизацию оборудования и высвобождение опасных веществ в количестве, способном вызвать образование полей поражающих факторов, в том числе за пределами территории КВО;

контроль выполнения технических решений по защите граждан, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздушной ударной волны, продуктов горения, радиоактивного загрязнения, химического заражения, катастрофического затопления;

анализ состояния и характеристик систем обнаружения взрывоопасных концентраций, контроля радиационной и химической обстановки, обеспечивающих оповещение аварийно-восстановительных подразделений или газоспасательных бригад в соответствии с установленными нормативами (при их наличии);

контроль выполнения решений по обеспечению устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящихся в них работников и возможности управления процессом в условиях ЧС;

оценку наличия, мест размещения и готовности к применению по предназначению резервных источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование КВО при ЧС;

анализ наличия и состояния локальных систем оповещения о ЧС, систем контроля за безопасностью;

анализ и оценку готовности сил и средств организации к локализации и ликвидации возможных ЧС;

оценку выполнения решений по обеспечению беспрепятственной эвакуации работников с территории КВО, ввода и передвижения на объекте сил и средств ликвидации ЧС;

анализ выводов декларации безопасности опасных объектов, отнесенных в установленном порядке к КВО, и реализации мер, направленных на уменьшение риска аварий на декларируемом объекте;

проверку наличия резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации возможных ЧС;

проверку наличия договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации КВО, максимального размера застрахованной ответственности за нанесенный ущерб физическим, юридическим лицам и окружающей природной среде, порядок возмещения ущерба в случае аварии (при необходимости);

определение класса возможных ЧС при аварии на КВО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <17>;

--------------------------------

<17> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2640; 2019, N 52, ст. 7981.

анализ границ зон возможного затопления для рассматриваемых сценариев аварий на КВО;

анализ размеров зон действия вторичных поражающих факторов (от аварий на промышленных объектах, вызванных воздействием волны прорыва на здания и сооружения промышленных объектов в зонах затопления);

анализ возможного количества погибших, пострадавших и численности населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов и возможного вредного воздействия на окружающую среду);

оценку степеней разрушения зданий и сооружений в зонах возможного затопления (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов);

оценку величины возможного ущерба физическим и юридическим лицам в случае аварии на КВО;

оценку возможностей по локализации и ликвидации аварий на гидротехническом сооружении силами объекта;

анализ необходимости привлечения сил и средств территориальных и функциональных подсистем РСЧС к локализации и ликвидации аварий на гидротехническом сооружении.

14.6. Проведение оценки готовности организации предусматривается с учетом уровня значимости объекта с периодичностью:

не реже одного раза в год - для организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО федерального уровня значимости;

не реже одного раза в три года - для организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО регионального уровня значимости;

не реже одного раза в пять лет - для организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО муниципального уровня значимости.

14.7. Оценка готовности организации к предупреждению ЧС оформляется в виде отдельного документа - акта оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении к требованиям.

Акт оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации, составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии по оценке готовности организации и утверждается руководителем организации. Члены комиссии по оценке готовности организации, не согласные с принятым решением, подписывают акт, при этом их особое мнение приобщается к акту.

Акт оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации, хранится в организации.

14.8. В случае разногласий между членами комиссии по оценке готовности организации, возникших в ходе проведения оценки готовности организации, решение по оценке готовности организации принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.

15. Акт оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации, содержит:

15.1. Вывод о готовности или неготовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС, формируемый комиссией по оценке готовности организации и содержащий итоговое решение - "готова" или "не готова" организация к предупреждению и ликвидации ЧС с учетом следующих возможных значений:

"готова" - при выполнении комплексов мер, предусмотренных главами II - V требований, в полном объеме;

"не готова" - при невыполнении одного и (или) нескольких требований, содержащихся в комплексах мер, с учетом уровня значимости организации, предусмотренных главами II - V требований.

15.2. Вывод о достаточности либо недостаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации, принимаемых в организации, эксплуатирующей этот объект, формируемый по итогам анализа проведенных в течение года тренировок (учений) в области защиты населения и территорий от ЧС в организации (далее - тренировки (учения), эксплуатирующей КВО с учетом следующих возможных значений:

"достаточно мер по защите населения и территорий от ЧС" - при отсутствии недостатков по результатам тренировок (учений) организации, эксплуатирующей КВО;

"недостаточно мер по защите населения и территорий от ЧС" - при наличии одного или более недостатков в части, касающейся законодательными и иными нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от ЧС.

Приложение

к обязательным для выполнения

требованиям к критически важным

объектам в области защиты населения

и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера

всех форм собственности,

правообладателями которых являются

организации, в отношении которых

Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации осуществляет

координацию и регулирование

деятельности, утвержденным

приказом Минсельхоза России

от 11 июля 2022 г. N 431

Рекомендуемый образец

Другие документы по теме
"О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 7 июня 2022 г. N 301 "Об утверждении отдельных методик расчета показателей федерального проекта "Комплексная поддержка инвестиционных проектов" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
"Об утверждении примерной формы специального инвестиционного контракта применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2022 N 69991)
"О включении в Реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, АО "Первый Инвестиционный Банк"
"Об отказе во внесении сведений о туроператорах в Единый федеральный реестр туроператоров"
Ошибка на сайте