Приказ Минсельхоза России от 21.01.2019 N 24
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 января 2019 г. N 24
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В МИНИСТЕРСТВЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 1(1) Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении внутреннего финансового контроля в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.
2. Полномочия по проведению Министерством сельского хозяйства Российской Федерации внутреннего финансового контроля возложить на структурные подразделения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, осуществляющие внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
Координацию работы по организации внутреннего финансового контроля в сфере деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации возложить на Департамент бюджетной политики Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
3. Признать утратившими силу приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:
от 22 сентября 2016 г. N 422 "Об утверждении Порядка организации и осуществления Министерством сельского хозяйства Российской Федерации внутреннего финансового контроля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 октября 2016 г., регистрационный N 44158);
от 5 февраля 2018 г. N 43 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления Министерством сельского хозяйства Российской Федерации внутреннего финансового контроля, утвержденный приказом Минсельхоза России от 22 сентября 2016 г. N 422 "Об утверждении Порядка организации и осуществления Министерством сельского хозяйства Российской Федерации внутреннего финансового контроля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2018 г., регистрационный N 50577).
Министр
Д.Н.ПАТРУШЕВ
Утверждено
приказом Министерства сельского
хозяйства Российской Федерации
от 21 января 2019 г. N 24
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В МИНИСТЕРСТВЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в целях организации и осуществления в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) внутреннего финансового контроля.
2. Внутренний финансовый контроль является непрерывным процессом, реализуемым Министром сельского хозяйства Российской Федерации (заместителями Министра сельского хозяйства Российской Федерации) (далее - Министр, заместители Министра), иными должностными лицами Министерства, организующими и выполняющими, а также обеспечивающими соблюдение внутренних процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры), направленным на:
а) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета Министерством;
б) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (обеспечение достоверности бюджетной отчетности) Министерством;
в) подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях Министерства, исполняющих бюджетные полномочия.
4. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем проведения контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур. К контрольным действиям относятся:
а) проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, а также требованиям внутренних стандартов и процедур;
б) подтверждение (согласование), операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
в) сверка данных;
г) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур.
5. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
6. К способам осуществления контрольных действий относятся:
а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
б) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
7. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы: самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности и смежный контроль.
8. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.
Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется заместителями Министра в соответствии с распределением обязанностей.
9. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля несут заместители Министра, курирующие в соответствии с распределением обязанностей структурные подразделения Министерства, ответственные за выполнение внутренних бюджетных процедур, а также руководители структурных подразделений Министерства, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.
10. При поступлении информации о выявленных нарушениях Министерство обязано представлять в направивший такую информацию орган государственного финансового контроля сведения о мерах по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, сведения об актуализации карт внутреннего финансового контроля и копии документов, подтверждающих принятие соответствующих мер.
II. Формирование, утверждение и актуализация карты
внутреннего финансового контроля, а также перечня мер
по повышению качества выполнения внутренних
бюджетных процедур
11. Формирование карты внутреннего финансового контроля осуществляется в структурных подразделениях Министерства, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур, до 30 декабря года, предшествующего году, в котором планируется проведение контрольных действий по осуществлению внутреннего финансового контроля.
12. Карта внутреннего финансового контроля согласно рекомендуемому образцу (приложение 1 к настоящему Положению) формируется в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
а) составление и представление документов в Министерство финансов Российской Федерации (орган управления государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
б) составление и представление документов главному администратору бюджетных средств, администратору бюджетных средств, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета;
в) составление и представление документов в Федеральное казначейство (орган управления государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;
г) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи Министерства;
д) составление и направление документов в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство (орган управления государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств;
е) составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет;
ж) формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных федеральных государственных учреждений;
з) составление и исполнение бюджетной сметы;
и) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
к) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
л) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
м) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в федеральный бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
н) процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
о) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
п) исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам подведомственных казенных учреждений;
р) распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;
с) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
т) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
у) осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.
13. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в ней предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности, а также способах проведения контрольных действий.
14. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
а) при принятии решения Министром (заместителем Министра) о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля в соответствии с пунктом 27 настоящего Положения;
б) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
15. Перед составлением карты внутреннего финансового контроля структурными подразделениями Министерства, ответственными за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, формируется перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) (далее - Перечень), согласно рекомендуемому образцу (приложение N 2 к настоящему Положению).
16. Процесс формирования (актуализация) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) оценка операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) с точки зрения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски), в целях определения применяемых к ним методов контроля, контрольных действий и способов их осуществления;
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости осуществления контрольных действий, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков.
17. Оценка бюджетных рисков состоит в идентификации рисков по каждой указанной в Перечне операции и определении уровня риска.
Оценка бюджетного риска осуществляется по следующим критериям:
а) вероятность - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры;
б) степень влияния - уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий, осуществляемых Министерством, величине ущерба, причиненного Российской Федерации, или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Оценка значения критерия "вероятность" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска.
Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, на основании:
а) информации соответствующих структурных подразделений Министерства о результатах внутреннего финансового контроля и отчетов о результатах аудиторских проверок;
б) информации о выявленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, нарушениях нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, а также требований внутренних стандартов и процедур (далее - нарушения), представляемой в установленном им порядке;
в) информации о возникновении коррупционно опасных операций.
В карты внутреннего финансового контроля включаются операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) со значимыми бюджетными рисками.
18. К коррупционно опасным операциям для целей настоящего Положения относятся операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур):
а) при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
б) необходимые для выполнения внутренней бюджетной процедуры, направленной на организацию исполнения функции Министерства, определенной в качестве коррупционно опасной;
в) в отношении которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционном поведении должностных лиц при их выполнении.
Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как высокое либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как среднее.
19. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
20. При формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля составляется (уточняется) перечень мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, к которым в том числе относятся:
а) меры, направленные на совершенствование способов и уточнение сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
б) меры, направленные на устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
в) меры, направленные на повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры;
г) проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов и иных нормативных правовых актов, обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации.
Указанный перечень мер составляется (уточняется) согласно рекомендуемому образцу (приложение N 3 к настоящему Положению) с учетом результатов оценки бюджетных рисков и утверждается заместителем Министра в соответствии с распределением обязанностей.
III. Ведение, учет и хранение регистра (журнала)
внутреннего финансового контроля
21. Ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля (далее - журнал) осуществляется в каждом структурном подразделении Министерства, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур, с периодичностью, установленной в карте внутреннего финансового контроля на соответствующий год, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
Записи в журналах производятся по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке.
22. Хранение журналов осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов. Соблюдение требований к хранению журналов осуществляется лицом, ответственным за их ведение и учет.
23. Перечень должностных лиц, состоящий из начальников отделов и заместителей руководителей структурных подразделений Министерства, ответственных за ведение, учет и хранение журналов, определяется руководителем структурного подразделения Министерства, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур.
IV. Формирование и направление информации о результатах
внутреннего финансового контроля
24. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля структурные подразделения Министерства, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, ежеквартально готовят информацию о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Информация).
25. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах возникновения недостатков и (или) нарушений отражаются в журналах согласно рекомендуемому образцу (приложение N 4 к настоящему Положению).
26. Информация формируется на основе данных журналов, подписывается руководителем структурного подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, и представляется:
в Департамент бюджетной политики Министерства до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
заместителю Министра, координирующему и контролирующему Департамент бюджетной политики Министерства, в соответствии с распределением обязанностей, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, Департаментом бюджетной политики Министерства с учетом информации, представленной структурными подразделениями Министерства.
27. Заместитель Министра по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимает решения с указанием сроков их выполнения, направленные:
а) на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
в) на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий Министерства;
г) на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
д) на изменение внутренних стандартов и процедур;
е) на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
ж) на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
з) на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
и) на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства.
28. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитываются поступившая в Министерство информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, информация о нарушениях, выявленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, а также размещенные в текущем календарном году и в течение предыдущего календарного года на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" квартальные (годовые) отчеты Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого Министерством.
Приложение N 1
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового контроля
в Министерстве сельского хозяйства
Российской Федерации, утвержденному
приказом Министерства сельского
хозяйства Российской Федерации
от 21 января 2019 г. N 24
(рекомендуемый образец)
Коды
Наименование главного администратора бюджетных средств
Дата
Наименование бюджета
Глава по БК
Наименование структурного подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур
по ОКТМО
Процесс
Операция
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Периодичность выполнения операции
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие
Характеристика контрольного действия
Наименование
Код
Метод контроля
Контрольное действие
Периодичность/срок выполнения контрольного действия
Способ контроля
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Приложение N 2
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового контроля
в Министерстве сельского хозяйства
Российской Федерации, утвержденному
приказом Министерства сельского
хозяйства Российской Федерации
от 21.01.2019 N 24
(рекомендуемый образец)
Коды
Наименование главного администратора бюджетных средств
Дата
Наименование бюджета
Глава по БК
Наименование структурного подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур
по ОКТМО
Процесс
Операция
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Бюджетные риски
Оценка бюджетных рисков
Включить в карту ВФК
Предложения по применению контрольных действий
Наименование
Код
Оценка значений критериев бюджетного риска
Уровень рисков
Вероятность
Степень влияния
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Приложение N 3
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового контроля
в Министерстве сельского хозяйства
Российской Федерации, утвержденному
приказом Министерства сельского
хозяйства Российской Федерации
от 21.01.2019 N 24
(рекомендуемый образец)
Коды
Наименование главного администратора бюджетных средств
Дата
Наименование бюджета
Глава по БК
Наименование структурного подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур
по ОКТМО
Наименование внутренней бюджетной процедуры
Процесс (операция) по выполнению внутренней бюджетной процедуры
Мероприятие
Способ реализации
Наименование и оценка бюджетного риска
Срок реализации мероприятия
Ответственный исполнитель (соисполнители)
Наименование бюджетного риска
Вероятность
Степень влияния
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Приложение N 4
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового контроля
в Министерстве сельского хозяйства
Российской Федерации, утвержденному
приказом Министерства сельского
хозяйства Российской Федерации
от 21.01.2019 N 24
(рекомендуемый образец)
Коды
Наименование главного администратора бюджетных средств
Дата
Наименование бюджета
Глава по БК
Наименование структурного подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур
по ОКТМО
Дата
Операция
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие
Характеристики контрольного действия
Результаты контрольного действия (выявленные недостатки и (или) нарушения)
Сведения о причинах возникновения недостатков и (или) нарушений
Предлагаемые меры по устранению недостатков и (или) нарушений, причин их возникновения
Отметка об устранении
Наименование
Код
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10