Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минпросвещения России от 13.07.2021 N 448

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 13 июля 2021 г. N 448

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

34.02.02 МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ (ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ)

В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1942), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) (далее - стандарт).

2. Установить, что:

образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;

прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 503 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2014 г., регистрационный N 32882), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации России от 14 сентября 2016 г. N 1193 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2016 г., регистрационный N 43932), прекращается с 31 декабря 2021 года.

Исполняющий обязанности Министра

А.А.КОРНЕЕВ

Приложение

Утвержден

приказом Министерства просвещения

Российской Федерации

от 13 июля 2021 г. N 448

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

34.02.02 МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ (ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований при реализации образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) (далее соответственно - ФГОС СПО, образовательная программа, специальность).

1.2. Получение образования по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).

1.3. Обучение по образовательной в образовательной организации осуществляется по очной форме обучения.

1.4. Содержание образования по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной адаптированной образовательной программы, включенной в реестр примерных основных образовательных программ (далее - ПАОП).

1.5. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с выбранной квалификацией специалиста среднего звена "медицинская сестра по массажу/медицинский брат по массажу", указанной в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955), от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2020 г., регистрационный N 57581) и от 20 января 2021 г. N 15 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2021 г., регистрационный N 62570).

1.6. При разработке образовательной программы образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в виде общих и профессиональных компетенций (далее - компетенции), требования к результатам освоения в части профессиональных компетенций формируются на основе профессиональных стандартов (приложение N 1 к ФГОС СПО).

1.7. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 02 Здравоохранение <1>.

--------------------------------

<1> Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).

1.8. Утратил силу. - Приказ Минпросвещения России от 03.02.2022 N 50.

1.8. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для обучающихся формах.

1.9. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.

1.10. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в ПАОП примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.

1.11. Образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации <2>.

--------------------------------

<2> Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5110).

1.12. Срок получения образования по образовательной программе, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, на базе среднего общего образования составляет 2 года 6 месяцев.

При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе может быть увеличен не более чем на один год.

Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение, без учета объема времени на государственную итоговую аттестацию.

Вариативная часть образовательной программы дает возможность расширения основного(-ых) вида(-ов) деятельности, к которой должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно квалификации, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПАОП.

2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:

общий гуманитарный и социально-экономический цикл;

математический и общий естественнонаучный цикл;

общепрофессиональный цикл;

профессиональный цикл;

государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО.

Таблица

Структура и объем образовательной программы

Структура образовательной программы

Объем образовательной программы в академических часах

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

не менее 360

Математический и общий естественнонаучный цикл

не менее 108

Общепрофессиональный цикл

не менее 612

Профессиональный цикл

не менее 1476

Государственная итоговая аттестация

108

Общий объем образовательной программы:

на базе среднего общего образования

3816

2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПАОП по соответствующей специальности.

Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.

2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.

На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей ФГОС СПО.

В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с формой, определяемой образовательной организацией, и фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.

2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Физическая культура".

Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно не менее 2 академических часов аудиторных занятий. Для обучающихся образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.

2.6. Образовательная организация должна предоставлять возможность обучения по адаптированной образовательной программе, учитывающей особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной должно предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 68 академических часов.

2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными ФГОС СПО.

В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика, которые реализуются в форме практической подготовки.

Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессионального цикла модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями.

Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.

2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного экзамена с учетом требований к аккредитации специалистов, установленных законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

--------------------------------

<3> Часть 3 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных ФГОС СПО согласно квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО:

проведение обследования пациента и выполнение классического массажа;

проведение обследования пациента и выполнение рефлекторных видов массажа;

проведение обследования и выполнение массажа в педиатрической практике;

оказание медицинской помощи в экстренной форме.

3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности ФГОС СПО, указанным в пункте 3.3 ФГОС СПО:

3.4.1. Проведение обследования пациента и выполнение классического массажа:

ПК 1.1. Проводить обследование и выполнять классический гигиенический массаж и массаж отдельных анатомических областей в целях укрепления и сохранения здоровья и профилактики заболеваний;

ПК 1.2. Проводить обследование и выполнять классический лечебный массаж по показаниям при определенной патологии;

ПК 1.3. Проводить обследование и выполнять спортивный массаж;

ПК 1.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности при проведении классического массажа;

ПК 1.5. Вести медицинскую документацию.

3.4.2. Проведение обследования пациента и выполнение рефлекторных видов массажа:

ПК 2.1. Проводить обследование и выполнять сегментарный массаж по показаниям при определенной патологии;

ПК 2.2. Проводить обследование и выполнять соединительнотканный массаж по показаниям при определенной патологии;

ПК 2.3. Проводить обследование и выполнять точечный и традиционный китайский массаж по показаниям;

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности при проведении рефлекторных видов массажа;

ПК 2.5. Вести медицинскую документацию.

3.4.3. Проведение обследования и выполнение массажа в педиатрической практике:

ПК 3.1. Проводить обследование и выполнять массаж в педиатрической практике для укрепления здоровья и гармоничного развития детей;

ПК 3.2. Проводить обследование и выполнять массаж в педиатрической практике в лечебных и реабилитационных целях;

ПК 3.3. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности при выполнении массажа в педиатрической практике;

ПК 3.4. Вести медицинскую документацию.

3.4.4. Оказание медицинской помощи в экстренной форме:

ПК 4.1. Оказывать медицинскую помощь при угрожающих жизни состояниях;

ПК 4.2. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности при оказании медицинской помощи в экстренной форме;

ПК 4.3. Вести медицинскую документацию.

3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы указаны в приложении N 2 к ФГОС СПО.

3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, установленных ФГОС СПО.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, к организации воспитания обучающихся, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.

4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПАОП.

4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.

4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.

4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для воспитательной и самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.

4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.

4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.

В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПАОП.

В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.

4.3.5. При необходимости, обучающиеся должны быть обеспечены адаптированными печатными и (или) электронными образовательными ресурсами.

4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).

4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПАОП.

4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.

4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.7 ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).

4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.7 ФГОС СПО, не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.7 ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.

4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации <4> и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

--------------------------------

<4> Бюджетный кодекс Российской Федерации.

4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.

4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.

4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.

4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями в целях признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

Приложение N 1

к федеральному государственному

образовательному стандарту

среднего профессионального образования

по специальности 34.02.02 Медицинский

массаж (для обучения лиц с ограниченными

возможностями здоровья по зрению),

утвержденному приказом Министерства

просвещения Российской Федерации

от 13 июля 2021 г. N 448

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 34.02.02 МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ

(ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ)

Код профессионального стандарта

Наименование профессионального стандарта

02.042

Профессиональный стандарт "Специалист по медицинскому массажу", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 744н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2018 г., регистрационный N 52963), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 849н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2019 г., регистрационный N 53463).

Приложение N 2

к федеральному государственному

образовательному стандарту

среднего профессионального образования

по специальности 34.02.02 Медицинский

массаж (для обучения лиц с ограниченными

возможностями здоровья по зрению),

утвержденному приказом Министерства

просвещения Российской Федерации

от 13 июля 2021 г. N 448

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 34.02.02 МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ

(ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ)

Основной вид деятельности

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Проведение обследования пациента и выполнение классического массажа

знать:

нормативные правовые акты и локальные акты, регламентирующие профессиональную деятельность медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;

систему профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;

требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса массажа,

требования к рабочей одежде и обуви медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;

стандарт оснащения массажного кабинета;

санитарно-гигиенические требования к обработке рук медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;

санитарно-эпидемиологические требования и нормативы при выполнении классического массажа;

санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами;

медицинскую этику;

психологию профессионального общения;

методику сбора жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей);

методику физикального обследования;

основы анатомии, физиологии и биомеханики человека;

методы оценки общего объективного и субъективного состояния пациента перед процедурой медицинского массажа;

функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию в норме и при патологии;

исходные положения пациента и медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу при проведении разных типов классического массажа;

показания и противопоказания к процедуре классического и спортивного массажа здоровому человеку и пациенту при определенной патологии;

классификацию и характеристики систем, видов и методик проведения медицинского массажа;

физиологическое влияние различных видов классического массажа на области и системы организма человека;

основные характеристики и изменения в покровных тканях массируемых областей при проведении классического массажа;

последовательность, правила и техника пальпации массируемых областей;

способы выявления изменений в рельефе массируемой области при определенной патологии;

дозировку массажа: силу, интенсивность приемов, длительность сеанса в зависимости от цели массажа и состояния пациента;

методические указания к проведению процедуры и курса классического массажа;

правила сочетания разных типов классического массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией;

правила проведения аппаратного массажа;

требования электробезопасности, меры и средства защиты от поражения электрическим током при работе с инструментами, аппаратами;

косметические средства, лекарственные препараты для наружного применения, разрешенные к применению при классическом массаже, регламентированные условия их хранения, правила применения и учета;

порядок динамического наблюдения за состоянием пациента во время процедуры классического массажа;

критерии оценки эффективности проведенного массажа;

основные виды медицинской документации;

процедуру планирования деятельности;

правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения медицинской сестрой по массажу/медицинским братом по массажу, в том числе в форме электронного документа;

особенности проведения массажа при различных заболеваниях и состояниях в различные возрастные периоды.

уметь:

осуществлять профессиональное общение с соблюдением этических норм и правил;

подготовить рабочее место медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу к работе;

осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа и рабочего места медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;

обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа;

осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении;

применять санитарно-эпидемиологические требования и нормативы при выполнении классического массажа;

обеспечивать личную и общественную безопасность при обращении с медицинскими отходами;

подготовить пациента к процедуре классического и спортивного массажа;

осуществлять сбор жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей);

анализировать и интерпретировать полученную информацию от пациентов (их законных представителей);

интерпретировать результаты осмотра и функционального обследования пациентов;

определять проекции костей, сосудов, нервов, внутренних органов и костно-мышечные ориентиры;

применять методы осмотра и функционального обследования пациентов с целью выявления противопоказаний к классическому и спортивному массажу на момент проведения процедуры;

идентифицировать участки напряжения мышечной ткани, зоны гиперестезии, болезненности;

выбирать дозировку массажного воздействия в соответствии с назначением врача и особенностями физиологического состояния пациента на момент проведения процедуры;

планировать количество, порядок обработки массируемых зон, интенсивность воздействия и время проведения одной процедуры;

проводить по назначению врача процедуру классического и спортивного массажа согласно выбранной методике;

проводить динамическое наблюдение и осуществлять контроль над состоянием пациента во время проведения процедуры, учитывать адекватность ответной реакции пациента на проведенное воздействие;

сравнивать состояние пациента до и после процедуры массажа, при необходимости корректировать методы массажного воздействия;

обеспечивать соблюдение правил сочетания классического и спортивного массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией;

сочетать классический массаж с аппаратными методиками массажа;

применять классический массаж в косметических целях;

применять по медицинским показаниям косметические средства и лекарственные препараты для наружного применения;

выполнять манипуляции, в соответствии с назначением врача или фельдшера (в случае возложения на фельдшера функций лечащего врача), с учетом функционального состояния пациента, анатомо-физиологических, индивидуальных психофизических особенностей, возраста пациента в соответствии с выбранной массажной методикой;

планировать свою деятельность;

заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, в пределах должностных обязанностей;

производить оценку эффективности проведенной процедуры (курса) массажа.

иметь практический опыт в:

проведении осмотра и функционального обследования пациентов;

проведении процедуры и курса разных типов классического массажа;

проведении процедуры и курса классического лечебного массажа (общего и отдельных анатомических зон);

проведении процедуры и курса спортивного массажа.

Проведение обследования пациента и выполнение рефлекторных видов массажа

знать:

нормативные правовые акты и локальные акты, регламентирующие профессиональную деятельность медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;

систему профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;

требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса массажа,

требования к рабочей одежде и обуви медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;

стандарт оснащения массажного кабинета;

санитарно-гигиенические требования к обработке рук медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;

санитарно-эпидемиологические требования и нормативы при выполнении рефлекторных видов массажа;

санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами;

медицинскую этику;

психологию профессионального общения;

методику сбора жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей);

методику физикального обследования;

функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию в норме и при патологии;

физиологическое влияние различных видов рефлекторного массажа на области и системы организма человека;

исходные положения пациента и медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу, при проведении рефлекторных видов массажа;

показания и противопоказания к процедуре рефлекторно-сегментарного, соединительнотканного, традиционного китайского и точечного массажа и других видов рефлекторного массажа при определенной патологии;

классификацию и характеристики систем, видов и методик проведения медицинского массажа;

методику выявления рефлекторных изменений, соединительнотканных зон;

классификацию и международную номенклатуру биологически активных точек (БАТ);

механизм действия точечного и традиционного китайского массажа на организм;

правила выбора и последовательность обработки анатомических областей, меридианов и БАТ;

основы рефлексотерапии;

технику обработки мягких тканей анатомических областей, меридианов, биологически активных точек;

сегментарную иннервацию;

типы взаимодействия рефлексов;

связь и взаимодействие внутренних органов друг с другом и покровными тканями;

механизм действия сегментарного, соединительнотканного массажа на организм;

технику и последовательность выполнения приемов сегментарного, соединительнотканного, традиционного китайского и точечного массажа;

интенсивность и продолжительность послойного воздействия на выявленные рефлекторные и соединительнотканные изменения;

виды и техники соединительнотканного и рефлекторно-сегментарного массажа и их сочетание;

интенсивность и время воздействия на выбранные области, меридианы и точки;

правила последовательности обработки массируемых областей в сегментарном массаже;

косметические средства, лекарственные препараты для наружного применения, разрешенные к применению при рефлекторных видах массажа, регламентированные условия их хранения, правила применения и учета;

порядок динамического наблюдения за состоянием пациента во время процедуры рефлекторных видов массажа;

методические указания к проведению процедуры и курса соединительнотканного, рефлекторно-сегментарного, традиционного китайского и точечного массажа;

последовательность выполнения приемов сегментарного массажа;

рефлекторные ответные реакции на массажное воздействие;

варианты индивидуальной реактивности больного;

смещение рефлексов и способы их устранения;

степень выраженности рефлекторных изменений после процедуры массажа;

показания к окончанию курса сегментарного массажа;

возможные отдаленные реакции на сегментарный массаж;

основные изменения в самочувствии пациента до и после процедуры традиционного китайского и точечного массажа;

частные и общие ответные реакции организма на массажное воздействие;

правила сочетания рефлекторных видов массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией;

правила оказания неотложной доврачебной помощи при парадоксальной реакции на сегментарный и соединительнотканный массаж;

основные виды медицинской документации;

процедуру планирования деятельности;

правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения медицинской сестрой по массажу/медицинским братом по массажу, в том числе в форме электронного документа;

особенности проведения массажа при различных заболеваниях и состояниях в различные возрастные периоды.

уметь:

осуществлять профессиональное общение с соблюдением этических норм и правил;

подготавливать рабочее место массажиста к работе;

осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу и рабочего места массажиста;

обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа;

осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении;

применять санитарно-эпидемиологические требования и нормативы при выполнении рефлекторных видов массажа;

обеспечивать личную и общественную безопасность при обращении с медицинскими отходами;

подготовить пациента к процедуре рефлекторного массажа;

осуществлять сбор жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей);

анализировать и интерпретировать полученную информацию от пациентов (их законных представителей);

интерпретировать результаты осмотра и функционального обследования пациентов;

определять проекции костей, сосудов, нервов, внутренних органов и костно-мышечные ориентиры;

применять методы осмотра и функционального обследования пациентов, с целью выявления противопоказаний к рефлекторным видам массажа на момент проведения процедуры;

обнаруживать имеющиеся рефлекторные изменения в покровных тканях;

определять сегментарный уровень выявленных изменений;

выбирать технику массажного воздействия на соединительную ткань в соответствии с назначением врача и имеющимися рефлекторными изменениями у пациента;

планировать количество, порядок обработки массируемых зон, интенсивность воздействия и время проведения одной процедуры;

выполнять манипуляции в соответствии с назначением врача или фельдшера (в случае возложения на фельдшера функций лечащего врача), с учетом функционального состояния пациента, анатомо-физиологических, индивидуальных психофизических особенностей, возраста пациента в соответствии с выбранной массажной методикой;

проводить динамическое наблюдение и осуществлять контроль над состоянием пациента во время проведения процедуры, учитывать адекватность ответной реакции пациента на проведенное воздействие;

производить последовательное и послойное воздействие на зоны рефлекторных изменений;

определять области воздействия, меридианы и биологически активные точки (БАТ) воздействия и последовательность их обработки;

осуществлять контроль за состоянием пациента во время проведения процедуры, учитывать адекватность ответной реакции пациента на проведенное воздействие;

проводить профилактику смещения рефлексов, возможных на данном сегментарном уровне;

предупреждать развитие побочных реакций организма на данный вид воздействия;

сравнивать состояние пациента до и после процедуры сегментарного массажа;

совместно с врачом определять тактику проведения последующих процедур сегментарного массажа;

при необходимости корректировать методы массажного воздействия;

обеспечивать соблюдение правил сочетания рефлекторных видов массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией;

применять по медицинским показаниям косметические средства и лекарственные препараты для наружного применения;

планировать свою деятельность;

заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, в пределах должностных обязанностей;

производить оценку эффективности проведенной процедуры (курса) массажа.

иметь практический опыт в:

проведении осмотра и функционального обследования пациентов;

выполнении процедуры и курса рефлекторно-сегментарного массажа;

выполнении процедуры и курса соединительнотканного массажа;

выполнении процедуры и курса точечного массажа;

выполнении процедуры и курса традиционного китайского массажа и других видов рефлекторного массажа.

Проведение обследования и выполнение массажа в педиатрической практике

знать:

нормативные, правовые и локальные акты, регламентирующие профессиональную деятельность медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;

систему профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;

требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса детского массажа;

требования к рабочей одежде и обуви массажиста;

стандарт оснащения массажного кабинета;

санитарно-гигиенические требования к обработке рук медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;

медицинскую этику;

психологию профессионального общения;

особенности общения с ребенком и родителями ребенка (законными представителями);

методику сбора жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей);

методику физикального исследования ребенка;

методы оценки общего объективного и субъективного состояния ребенка перед процедурой медицинского массажа;

функциональные системы организма ребенка, их регуляцию и саморегуляцию в норме и при патологии;

особенности исходного положения ребенка и медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу во время процедуры детского массажа;

показания и противопоказания к массажу здоровому ребенку и ребенку при определенной патологии на момент проведения процедуры;

основные характеристики физического и нервно-психического развития ребенка в соответствии с различными возрастными периодами;

способы выявления изменений в тканях ребенка при различных заболеваниях;

порядок динамического наблюдения за состоянием ребенка во время процедуры медицинского массажа;

физиологическое влияние различных видов массажа на области и системы организма ребенка;

классификацию и характеристики систем, видов и методик проведения медицинского массажа;

механизм действия медицинского массажа на организм ребенка в соответствии с его возрастом;

правила построения процедуры и курса медицинского массажа у детей;

приемы медицинского массажа, их физиологическое действие на ребенка;

дозировку массажа: силу, интенсивность приемов, длительность сеанса в зависимости от цели массажа и состояния ребенка;

правила изменения тактики массажа ребенку в зависимости от периода заболевания;

косметические средства, лекарственные препараты для наружного применения у детей, разрешенные к применению при массаже, регламентированные условия их хранения, правила применения и учета;

критерии оценки эффективности проведенного массажа;

санитарно-эпидемиологические требования и нормативы при выполнении массажа в педиатрической практике;

санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами;

основные характеристики и изменения в покровных тканях массируемых областей до и после процедуры массажа;

частные и общие ответные реакции организма ребенка на массажное воздействие;

сочетание массажа с комплексом лечебной гимнастики;

основные виды медицинской документации;

процедуру планирования деятельности;

правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения медицинской сестрой по массажу/медицинским братом по массажу, в том числе в форме электронного документа;

особенности проведения массажа при различных заболеваниях и состояниях в различные возрастные периоды.

уметь:

осуществлять профессиональное общение с соблюдением этических норм и правил;

подготовить рабочее место медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу к работе с ребенком;

осуществлять контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа и рабочего места медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;

обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа;

осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении;

применять санитарно-эпидемиологические требования и нормативы при выполнении массажа в педиатрической практике;

обеспечивать личную и общественную безопасность при обращении с медицинскими отходами;

подготовить пациента к процедуре;

осуществлять сбор жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей);

анализировать и интерпретировать полученную информацию от пациентов (их законных представителей);

применять методы осмотра и функционального обследования ребенка;

интерпретировать результаты осмотра и функционального обследования пациентов;

определять проекции костей, сосудов, нервов, внутренних органов и костно-мышечные ориентиры;

проводить динамическое наблюдение и сравнительную оценку ощущений и состояний ребенка во время массажа;

выявлять противопоказания к массажу ребенку на момент проведения процедуры;

создавать доброжелательную, доверительную обстановку, исключать негативную реакцию ребенка на массаж;

выявлять нарушения в положении и двигательных реакциях ребенка, изменения в рельефе массируемых областей;

оценивать состояние мышечного тонуса у ребенка на момент проведения процедуры;

составлять индивидуальный план массажа с учетом выявленных изменений и общего состояния ребенка;

определять дозировку массажного воздействия в соответствии с рекомендациями врача и результатами объективного обследования;

применять по медицинским показаниям косметические средства и лекарственные препараты для наружного применения;

выполнять процедуру массажа ребенку (детского гигиенического и детского лечебного массажа);

осуществлять контроль состояния пациента во время проведения процедуры, проводить сравнительную оценку общего состояния ребенка до и после процедуры массажа;

совместно с врачом определять тактику проведения последующих массажных процедур;

сочетать массаж с комплексом необходимых пассивных и активных упражнений лечебной гимнастики;

рекомендовать родителям ребенка комплекс упражнений ЛФК при определенной патологии и в зависимости от возраста ребенка;

планировать свою деятельность;

заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, в пределах должностных обязанностей;

производить оценку эффективности проведенной процедуры (курса) массажа.

иметь практический опыт в:

проведении осмотра и функционального обследования ребенка;

выполнении процедуры и курса детского гигиенического массажа;

выполнении процедуры и курса детского лечебного массажа.

Оказание медицинской помощи в экстренной форме

знать:

методику сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей) при состояниях, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме;

методику физикального обследования пациентов;

клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания;

перечень мероприятий по оказанию медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях;

правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации;

правила применения лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме;

санитарно-эпидемиологические требования и нормативы при оказании медицинской помощи в экстренной форме;

санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами;

требования к личной и общественной безопасности при обращении с медицинскими отходами;

правила и порядок оформления медицинской документации, учетных форм, в том числе в форме электронного документа;

особенности проведения массажа при различных заболеваниях и состояниях в различные возрастные периоды.

уметь:

выявлять состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания;

проводить физикальное обследование пациента;

оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и/или дыхания);

оценивать состояние при оказании помощи в экстренной форме;

применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме по назначению врача;

применять санитарно-эпидемиологические требования и нормативы при оказании медицинской помощи в экстренной форме;

обеспечивать личную и общественную безопасность при обращении с медицинскими отходами;

заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа;

производить оценку эффективности проведенной процедуры (курса) массажа.

иметь практический опыт в:

оценке состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме;

распознавании состояний, представляющих угрозу жизни, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме;

оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти;

применении лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме по назначению врача;

заполнение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа, в пределах должностных обязанностей.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в перечень железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций, и выполняемых ими операций"
(ред. от 03.07.2024) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.09 Гидрогеология и инженерная геология" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2022 N 69993)
"Об утверждении Порядка работы конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации и Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2024 N 79210)
(ред. от 03.07.2024) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2021 N 64689)
Ошибка на сайте