Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минпромторга России от 11.12.2025 N 6229

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 11 декабря 2025 г. N 6229

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ

ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ

ЛИЦЕНЗИОННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

НА 2026 ГОД

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки, утверждения и актуализации контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", приказываю:

1. Утвердить прилагаемую программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лицензионному контролю деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения на 2026 год (далее - Программа профилактики).

2. Определить курирующим работу по организации и проведению профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лицензионному контролю деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Е.Г. Приезжеву.

3. Департаменту развития фармацевтической и медицинской промышленности обеспечить размещение Программы профилактики на официальном сайте Минпромторга России в сети "Интернет" в течение 5 дней со дня утверждения.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Е.Г. Приезжеву.

Министр

А.А.АЛИХАНОВ

Утверждена

приказом Минпромторга России

от 11 декабря 2025 г. N 6229

ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ

ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ

ЛИЦЕНЗИОННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

НА 2026 ГОД

Настоящая программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лицензионному контролю деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения состоит из следующих разделов (далее - программа профилактики):

анализ текущего состояния осуществления федерального государственного лицензионного контроля деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения, описание текущего развития профилактической деятельности Минпромторга России, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики;

цели и задачи реализации программы профилактики;

перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;

показатели результативности и эффективности программы профилактики.

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного лицензионного контроля деятельности

по производству лекарственных средств для медицинского

применения, описание текущего развития профилактической

деятельности Минпромторга России, характеристика проблем,

на решение которых направлена программа профилактики

1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" Минпромторг России уполномочен осуществлять лицензирование производства лекарственных средств для медицинского применения.

В соответствии с частью 13 статьи 136 Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ) федеральный государственный лицензионный контроль деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2012 г. N 686 (далее - Положение о лицензировании, Постановление N 686) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).

В соответствии с положениями Федерального закона N 99-ФЗ и части 2 статьи 9.4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" определено, что в отношении лицензиатов, осуществляющих деятельность по производству лекарственных средств, предусмотрено проведение периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям, при этом в рамках федерального государственного лицензионного контроля деятельности по производству лекарственных средств плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. Периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям проводится каждые три года со дня предоставления лицензии. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в части соблюдения лицензиатом лицензионных требований не проводятся. Срок прохождения процедуры первичного подтверждения соответствия лицензионным требованиям установлен частью 4 статьи 136 Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Пунктом 24 Приложения N 2 Постановления N 686 установлено, что внеплановые контрольные мероприятия во взаимодействии с проверяемыми контролируемыми лицами осуществляются в следующих видах контрольных мероприятий: документарная проверка, выездная проверка.

Предметом проверок при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения является соблюдение подконтрольными субъектами обязательных лицензионных требований, предусмотренных пунктами 5, 5(1), 5(2) Положения о лицензировании.

2. Подконтрольными субъектами государственного лицензионного контроля деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения являются лицензиаты, то есть юридические лица, получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения.

3. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного лицензионного контроля деятельности по производству лекарственных средств (в отношении деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения), привлечения к административной ответственности, утвержден приказом Минпромторга России от 23 марта 2023 г. N 957.

4. По состоянию на 1 декабря 2025 г. общее количество подконтрольных юридических лиц, имеющих действующую лицензию - 530.

Департаментом развития фармацевтической и медицинской промышленности (далее - Департамент) проведено 11 проверок лицензиата, из них:

внеплановых проверок по основаниям:

истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований - 4;

поступление сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров - 2;

поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц - 0;

требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям - 0;

поступление от контролируемого лица информации об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедур периодического подтверждения соответствия, осуществляемых в рамках лицензирования, - 5.

Досрочно прекращено действие лицензий - 35 (из них на основании заявления лицензиата - 18, в связи с непредставлением заявления о периодическом подтверждении соответствия - 14, по решению суда - 3).

Выдано предписаний - 9.

Выдано предостережений - 6.

Проведено профилактических визитов - 4 (запланированы до вступления в действие Федерального закона от 28 декабря 2024 г. N 540-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").

Составлено протоколов об административном правонарушении - 0.

Подано заявлений об аннулировании лицензий в суд - 1 (в соответствии со статьей 20 Федерального закона N 99-ФЗ).

Обжалований - 0.

В отчетном периоде при проведении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами протоколы об административном правонарушении не составлялись. Заявление о привлечении к административной ответственности лицензиата в Арбитражные суды по принадлежности не направлялись.

Предостережения выдавались в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, пунктом 13 приложения N 2 к Положению о лицензировании в случае наличия у Минпромторга России сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и на основании мотивированного представления должностного лица.

Проведение плановых проверок в отношении лицензиатов, осуществляющих деятельность по производству лекарственных средств для медицинского применения, в 2025 году не планировалось в соответствии с частью 7 статьи 19.2 Федерального закона N 99-ФЗ, согласно которой в случае проведения в отношении лицензиата периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям плановые контрольные (надзорные) мероприятия в части соблюдения указанным лицензиатом лицензионных требований не проводятся.

5. Рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям, возникающими в результате нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения, являются: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинение вреда жизни, здоровью граждан.

Кроме того, нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения могут привести к поступлению в гражданский оборот недоброкачественных, фальсифицированных лекарственных средств и (или) контрафактных лекарственных средств.

Типичным нарушением обязательных лицензионных требований, вынесенным в предписаниях российским производителям (на основании предыдущих отчетных периодов), является нарушение требований подпункта "в(1)" пункта 5 Положения о лицензировании, а именно: требований GMP ЕАЭС, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77, в части конструктивных решений и эксплуатации производственных помещений (в том числе при осуществлении асептического производства), организации фармацевтической системы качества; несоблюдение условий хранения сырья, материалов и готовой продукции; в случае, если мероприятия по предотвращению перекрестной контаминации выполняются не в полном объеме, что может оказать влияние на качество лекарственного препарата для медицинского применения; несоответствие процесса производства требованиям промышленного регламента.

II. Цели и задачи реализации программы профилактики

6. Целями Программы являются:

стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.

7. Задачами Программы являются:

формирование одинакового понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников по осуществлению лицензионного контроля деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения;

укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.

III. Перечень профилактических мероприятий на 2026 год

8.

N п/п

Наименование вида профилактического мероприятия

Срок (периодичность) исполнения

Ответственное подразделение

Ожидаемые результаты

1.

Актуализация перечней нормативных правовых актов (и их частей), содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдение которых является предметом контроля (надзора), размещенных на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

В течение года по мере издания нормативных правовых актов

Департамент развития фармацевтической и медицинской промышленности

Формирование единого понимания обязательных требований в деятельности подконтрольных субъектов

2.

Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в отношении деятельности по производству лекарственных средств осуществляется Минпромторгом России посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах

В течение года

Департамент развития фармацевтической и медицинской промышленности

Предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований

3.

Обобщение правоприменительной практики, в том числе с выделением наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, включая подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений

I квартал 2026 г.

Департамент развития фармацевтической и медицинской промышленности

Повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целях обеспечения единства практики применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах

4.

Консультирование контролируемых лиц по вопросам, связанным с лицензионным контролем, в том числе касающихся профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении деятельности по производству лекарственных средств, особенностей осуществления лицензионного контроля, сроков осуществления контрольных мероприятий, порядка обжалования решений лицензирующего органа, действий уполномоченных лиц лицензионного контроля.

Консультирование контролируемых лиц осуществляется в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме по телефону, посредством видеоконференцсвязи, с использованием мобильного приложения "Инспектор" или на личном приеме у уполномоченного лица Минпромторга России

В течение года

Департамент развития фармацевтической и медицинской промышленности

Формирование единого понимания обязательных требований в деятельности подконтрольных субъектов

5.

Обязательный профилактический визит проводится по поручению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.

В течение года в случае наличия поручения

Департамент развития фармацевтической и медицинской промышленности

Предупреждение и сокращение количества нарушений контролируемыми лицами обязательных требований;

создание мотивации у контролируемых лиц к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;

формирование единого понимания обязательных требований;

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.

6.

Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением

В течение года в случае поступления заявления

Департамент развития фармацевтической и медицинской промышленности

Предупреждение и сокращение количества нарушений контролируемыми лицами обязательных требований;

создание мотивации у контролируемых лиц к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;

формирование единого понимания обязательных требований;

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.

В соответствии с пунктом 7 Правил разработки, утверждения и актуализации контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, в часть программы профилактики в отношении организации проведения обязательных профилактических визитов на ежемесячной основе возможно внесение изменений в случае необходимости.

IV. Показатели результативности и эффективности

программы профилактики

9. Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий проводится путем социологических исследований представителей подконтрольных субъектов по направлениям:

информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверки;

понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и Минпромторгом России;

вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с Минпромторгом России.

Наряду с результатами социологических исследований Минпромторг России в целях оценки результативности проводимых профилактических мероприятий использует следующие количественные показатели и показатели качества:

количество проведенных профилактических мероприятий;

количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия;

доля субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов);

количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов;

сокращение количества контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы, уровня защищенности охраняемых законом ценностей;

снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом (на одном и том же объекте).

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Положение о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утвержденное приказом МВД России от 1 августа 2017 г. N 580"
"О внесении изменений в порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам специалитета и программам магистратуры и находящиеся в ведении Следственного комитета Российской Федерации, утвержденные приказом Следственного комитета Российской Федерации от 7 июня 2023 г. N 64" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2025 N 84600)
"О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов" (НП-053-16), утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 сентября 2016 г. N 388" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2025 N 84649)
"О внесении изменения в пункт 1 Инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 октября 2019 г. N 640" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2025 N 84645)
Ошибка на сайте