Приказ Минпромторга России от 10.09.2021 N 3521
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 сентября 2021 г. N 3521
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ
И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ
И КОНТРОЛЮ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА
ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 25 МАРТА 2019 Г. N 921
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 и пунктом 17 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на разработку конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов для целей искусственного интеллекта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 1380 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 35, ст. 6293), приказываю:
1. Утвердить:
Методику проведения научно-технической оценки комплексных проектов согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
изменения, которые вносятся в Положение об экспертном совете по проведению научно-технической оценки комплексных проектов и контролю их реализации, утвержденное приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 марта 2019 г. N 921 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 апреля 2019 г., регистрационный номер 54447) <*>, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
--------------------------------
<*> С изменениями, внесенными приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 2 октября 2020 г. N 3381 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2020 г., регистрационный номер 60694).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.В. Шпака.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 30 сентября 2021 года.
Министр
Д.В.МАНТУРОВ
Приложение N 1
к приказу Министерства промышленности
и торговли Российской Федерации
от 10 сентября 2021 N 3521
"Об утверждении Методики проведения
научно-технической оценки комплексных
проектов и внесении изменений
в Положение об экспертном совете
по проведению научно-технической
оценки комплексных проектов и контролю
их реализации, утвержденное приказом
Министерства промышленности
и торговли Российской Федерации
от 25 марта 2019 г. N 921"
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ
1. Настоящая Методика определяет порядок проведения научно-технической оценки комплексных проектов, которая проводится экспертным советом по проведению научно-технической оценки комплексных проектов и контролю за их реализацией (далее - оценка, экспертный совет), образуемым в соответствии с подпунктом "г" пункта 8 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 9, ст. 1258).
2. Научно-техническая оценка комплексных проектов проводится членами экспертного совета на основе заявки и прилагаемых к ней документов, представляемых российскими организациями для участия в отборе российских организаций способом проведения конкурса в соответствии с пунктом 18 Правил предоставления субсидии из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на разработку конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов для целей искусственного интеллекта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 1380 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 35, ст. 6293) (далее - Правила, субсидии, заявка, отбор, участник отбора).
Оценка проводится по следующим критериям:
2.1. Ожидаемый объем выручки от реализации конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов, созданных в рамках реализации комплексного проекта, оценивается членом экспертного совета в баллах исходя из следующих значений оцениваемого критерия:
а) объем поставки продукции, подтвержденный письмами от потенциальных потребителей продукции, составляет менее 0,2 целевого значения результата предоставления субсидии, запланированного участником отбора в заявке на конец срока реализации комплексного проекта, - 0 баллов;
б) объем поставки продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, подтвержденный письмами от потенциальных потребителей продукции, составляет 0,2 - 0,5 целевого значения результата предоставления субсидии, запланированного участником отбора в заявке на конец срока реализации комплексного проекта, - 2 балла;
в) объем поставки продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, подтвержденный письмами от потенциальных потребителей продукции, составляет 0,5 - 0,7 целевого значения результата предоставления субсидии, запланированного участником отбора в заявке на конец срока реализации комплексного проекта, - 3 балла;
г) объем поставки продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, подтвержденный письмами от потенциальных потребителей продукции, составляет более 0,7 целевого значения результата предоставления субсидии, запланированного участником отбора в заявке на конец срока реализации комплексного проекта, - 4 балла.
2.2 Соответствие конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов, разрабатываемых в рамках реализации комплексного проекта, характеристикам, удовлетворяющим потребностям нишевого (целевого) сегмента рынка (заказчика), оценивается в баллах исходя из соответствия одному из значений оцениваемого критерия:
а) продукция, создаваемая в рамках комплексного проекта, уступает выпускаемым российским аналогам по ключевым техническим характеристикам и цене - 0 баллов;
б) ключевые технические характеристики и (или) цена продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, соответствуют ключевым техническим характеристикам и (или) цене серийно выпускаемых аналогов - 1 балл;
в) ключевые технические характеристики продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, превосходят ключевые характеристики аналогов при более высокой цене - 3 балла;
г) продукция комплексного проекта превосходит по ключевым техническим характеристикам аналоги при сопоставимой или меньшей цене аналогов - 5 баллов.
2.3. Конкурентоспособность аппаратно-программных комплексов, разрабатываемых в рамках реализации комплексного проекта, по отношению к имеющимся аналогам, оценивается членом экспертного совета в баллах исходя из следующих значений оцениваемого критерия:
2.3.1. Новизна микропроцессора или специализированного ядра, используемого в разрабатываемом аппаратно-программном комплексе в рамках реализации комплексного проекта, оценивается в баллах исходя из соответствия одному из следующих значений:
а) в разрабатываемом аппаратно-программном комплексе будет использоваться микропроцессор, выпущенный до 2019 года включительно, - 0 баллов;
б) в разрабатываемом аппаратно-программном комплексе будет использоваться микропроцессор, выпущенный в период с 2020 по 2021 год включительно, - 1 балл;
в) в разрабатываемом аппаратно-программном комплексе будет использоваться микропроцессор, выпускаемый в 2022 году и позже, - 2 балла.
2.3.2. Конкурентоспособность микропроцессора или специализированного ядра, используемого в разрабатываемом аппаратно-программном комплексе в рамках реализации комплексного проекта, оценивается в баллах на основании сравнительных тестов исходя из соответствия одному из следующих значений:
а) используемый микропроцессор или специализированное ядро уступает по техническим характеристикам в приоритетных нишах - 0 баллов;
б) используемый микропроцессор или специализированное ядро соответствует по техническим характеристикам международным аналогам в приоритетных нишах - 2,5 балла;
в) используемый микропроцессор или специализированное ядро превосходят по техническим характеристикам международные аналоги в приоритетных нишах - 5 баллов.
2.4. Научный потенциал участника отбора и комплексного проекта оценивается членами экспертного совета в баллах исходя из следующих значений:
2.4.1. Новизна результатов интеллектуальной деятельности, планируемых к оформлению в рамках комплексного проекта, оценивается в баллах исходя из следующих значений:
а) ключевые технические решения не являются патентоспособными - 0 баллов;
б) в рамках реализации комплексного проекта предусмотрено оформление не менее одного секрета производства (ноу-хау) - 1 балл;
в) в ходе реализации комплексного проекта предусмотрено получение российского патента на полезную модель, охраняющего ключевые технические решения продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, - 2 балла;
г) в ходе реализации комплексного проекта предусмотрено получение патента на изобретение, охраняющего ключевые технические решения продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, - 3 балла.
2.4.2. Наличие у участника отбора научно-технического и технологического задела и его значимость для реализации комплексного проекта оценивается в баллах исходя из соответствия одному из следующих значений:
а) на дату подачи заявки у участника отбора отсутствует научно-технический и технологический задел для реализации комплексного проекта либо заявляемый комплексный проект имеет уровень готовности технологии 7 - 8 (УГТ7 - УГТ8) и выше согласно ГОСТ Р 58048-2017 "Трансфер технологий. Методические указания по оценке уровня зрелости технологий" <1> (далее - ГОСТ Р 58048-2017) - 0 баллов;
--------------------------------
<1> Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2017 г. N 2128-ст (Москва, Стандартинформ, 2018).
б) на дату подачи заявки участником отбора начато освоение технологий и ключевых технических решений (могут классифицироваться уровнем готовности 1 - 2 (УГТ1 - УГТ2) согласно ГОСТ Р 58048-2017), необходимых для разработки и производства продукции в рамках комплексного проекта, кроме планируемых к разработке в рамках проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ комплексного проекта (низкий уровень научно-технического и технологического задела), - 1 балл;
в) на дату подачи заявки участником отбора освоены заявленные и необходимые технологии и ключевые технические решения на уровне классификации готовности технологии 3 (УГТ3) согласно ГОСТ Р 58048-2017, необходимые для разработки и производства продукции в рамках комплексного проекта, кроме планируемых к разработке в рамках проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках комплексного проекта (средний уровень научно-технического и технологического задела), - 2 балла;
г) на дату подачи заявки участником отбора освоены все заявленные и необходимые технологии и технические решения, квалифицирующиеся уровнем готовности технологии 4 - 6 (УГТ4 - УГТ6) согласно ГОСТ Р 58048-2017, необходимые для разработки и производства продукции в рамках комплексного проекта, кроме планируемых к разработке в рамках проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ комплексного проекта (высокий уровень научно-технического и технологического задела), - 3 балла.
2.4.3. Количество у участника отбора зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности за последние три года, относящихся к тематике комплексного проекта, оценивается в баллах по формуле:
, где
Б2.2 - оценка по критерию "количество зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности за последние 3 года, применяемых в коммерциализируемой продукции" для участника отбора, измеряемая в баллах;
Зрид - значение количества зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности за последние 3 года, применяемых в коммерциализируемой продукции для оцениваемой заявки;
Зрид_max - максимальное количество зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности за последние 3 года, применяемых в коммерциализируемой продукции среди всех участников отбора.
2.5. Экономическая эффективность участника отбора и комплексного проекта оценивается в баллах исходя из соответствия одному из значений рассматриваемого критерия:
отношение значения объема реализации продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, за срок реализации комплексного проекта к размеру запрашиваемой субсидии на реализацию комплексного проекта;
чистая приведенная стоимость комплексного проекта;
дисконтированный срок окупаемости комплексного проекта.
Отношение значения объема реализации продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, за срок реализации комплексного проекта к размеру запрашиваемой субсидии на реализацию комплексного проекта (далее - Ор) определяется по формуле:
.
Чистая приведенная стоимость (далее - ЧПС) комплексного проекта определяется по формуле:
,
где ставка дисконтирования определяется в соответствии с действующей ставкой по купонным облигациям федерального займа Российской Федерации.
Дисконтированный срок окупаемости комплексного проекта определяется как минимальный номер периода реализации комплексного проекта, в котором значение чистой приведенной стоимости больше или равно 0.
Интегральная оценка финансово-экономической эффективности комплексного проекта оценивается весовым коэффициентом (ИОЭ), который рассчитывается по формуле:
,
где:
i - количество показателей, равное 3;
Bi - вес показателя, равный:
для показателя "Отношение значения объема реализации продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, за срок реализации комплексного проекта к размеру запрашиваемой субсидии на реализацию комплексного проекта" - 40%;
для показателя "Чистая приведенная стоимость комплексного проекта" - 30%;
для показателя "Дисконтированный срок окупаемости комплексного проекта" - 30%;
Бi - балл показателя, равный:
для значений показателя Ор:
в случае создания электронных компонентов:
менее 50% - 0 баллов;
более 50%, но менее 65% - 1 балл;
более 65% - 2 балла;
в случае создания модулей на основе электронных компонентов:
менее 100% - 0 баллов;
более 100%, но менее 115% - 1 балл;
более 115% - 2 балла;
для значений показателя ЧПС:
0 и менее 0 - 0 баллов;
более 0 - 2 балла;
для значений показателя "Дисконтированный срок окупаемости комплексного проекта":
более срока реализации комплексного проекта - 0 баллов;
равен сроку реализации комплексного проекта - 1 балл;
менее срока реализации комплексного проекта - 2 балла;
kП - коэффициент приведения, равный 50.
В зависимости от значения интегральной оценки финансово-экономической эффективности комплексного проекта участника отбора присваиваются баллы:
менее 20 - 0 баллов;
более или равно 20, но менее 40 - 1 балл;
более или равно 40, но менее 85 - 2 балла;
более или равно 85 - 3 балла.
3. Оценка членами экспертного совета каждого проекта осуществляется путем заполнения опросных листов. Результаты оценки возможности достижения показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, рассчитываются по каждому из критериев методом вычисления среднего арифметического по результатам оценки проекта каждым членом экспертного совета.
4. Комплексный проект признается экспертным советом прошедшим научно-техническую оценку, если итоговая сумма баллов комплексного проекта по результатам проведенной оценки в соответствии с пунктом 3 настоящей Методики составила не менее 20 баллов.
Приложение N 2
к приказу Министерства промышленности
и торговли Российской Федерации
от 10 сентября 2021 N 3521
"Об утверждении Методики проведения
научно-технической оценки комплексных
проектов и внесении изменений
в Положение об экспертном совете
по проведению научно-технической
оценки комплексных проектов и контролю
их реализации, утвержденное приказом
Министерства промышленности
и торговли Российской Федерации
от 25 марта 2019 г. N 921"
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КОМПЛЕКСНЫХ
ПРОЕКТОВ И КОНТРОЛЮ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 25 МАРТА 2019 Г. N 921
1. В пункте 1 слова "(далее - Правила, организации, субсидии)" заменить словами "(далее - Правила N 109)".
2. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Экспертный совет создан в целях проведения научно-технической оценки комплексных проектов, по которым организациями представляются документы, предусмотренные пунктом 9 Правил N 109, на участие в конкурсном отборе на право получения из федерального бюджета субсидий на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры в рамках государственной программы, а также контроля их реализации, и в целях проведения научно-технической оценки комплексных проектов, по которым организациями представляются документы, предусмотренные пунктом 18 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на разработку конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов для целей искусственного интеллекта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 1380 (далее - Правила N 1380), на участие в отборе российских организаций способом проведения конкурса в соответствии с пунктом 18 Правил N 1380 (далее - отбор, организации, субсидии).".
3. В пункте 9:
а) подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) рассмотрение представленных организациями документов, предусмотренных пунктом 9 Правил N 109 или пунктом 18 Правил N 1380, и проведение научно-технической оценки комплексных проектов по установленным в подпункте "б" пункта 12 Правил N 109 или подпункте "а" пункта 23 Правил N 1380 критериям;";
б) в подпункте "в" слова "пункта 27 Правил" заменить словами "пункта 27 Правил N 109 и абзацем первым пункта 49 Правил N 1380";
в) в подпункте "г" слова "пункта 26 Правил" заменить словами "пункта 26 Правил N 109 или пунктом 48 Правил N 1380".
4. В пункте 10:
а) подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) проведение научно-технической оценки каждого комплексного проекта, представленного организациями на отбор, а также проведение очного заседания с участием организаций, в соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Правил N 109 по рассмотрению каждого комплексного проекта и его научно-технической и производственно-технологической составляющих, финансово-экономической эффективности создаваемой в рамках комплексного проекта продукции, основных характеристик комплексного проекта, а также проведение оценки комплексных проектов в соответствии с методикой, указанной в подпункте "а" пункта 16 Правил N 1380, по критериям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 23 Правил N 1380;";
б) в подпункте "г" слова "пунктами 26 и 27 Правил" заменить словами "пунктами 26 и 27 Правил N 109 или пунктами 48 и 49 Правил N 1380".
5. В пункте 28 слова "пунктом 9 Правил" заменить словами "пунктом 9 Правил N 109 и пунктом 18 Правил N 1380".