Приказ Минпромторга России от 22.05.2024 N 2237
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 мая 2024 г. N 2237
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ УПРАВЛЕНИИ БЕСПИЛОТНЫХ СИСТЕМ И РОБОТОТЕХНИКИ
МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении беспилотных систем и робототехники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.С. Осьмакова.
Министр
А.А.АЛИХАНОВ
Утверждено
приказом Минпромторга России
от 22 мая 2024 г. N 2237
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ БЕСПИЛОТНЫХ СИСТЕМ И РОБОТОТЕХНИКИ
МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Управление беспилотных систем и робототехники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Управление) является структурным подразделением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство).
2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, приказами Министерства, поручениями Министра промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министр) и его заместителей, а также настоящим Положением.
3. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, а также в пределах своей компетенции с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Деятельность Управления распространяется на развитие беспилотных систем и робототехники, включая беспилотные авиационные системы, беспилотные транспортные средства, наземные беспилотные аппараты, необитаемые подводные аппараты, морские надводные аппараты, кубсаты, транспортные роботы, сервисные роботы, сервисные манипуляционные роботы, сервисные мобильные роботы, антропоморфные роботы, электрические средства индивидуальной мобильности, а также иные автоматизированные беспилотные комплексы и робототехнические аппараты, за исключением складских и промышленных (далее - беспилотные системы, комплексы с беспилотными аппаратами, робототехника и искусственный интеллект в указанных областях).
II. Задачи
5. Основными задачами Управления являются:
1) разработка предложений по формированию государственной политики и нормативному правовому регулированию в области беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях;
2) разработка и обеспечение реализации стратегий, национальных проектов, государственных программ, федеральных целевых программ, межведомственных комплексных целевых программ развития беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях;
3) разработка и реализация мер государственной поддержки развития беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях, включая вопросы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования импорта и экспорта беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях;
4) обеспечение развития научно-испытательной, стендовой, производственной базы, создания научно-технического задела для развития беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях;
5) организация участия промышленных предприятий в выполнении государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и программ военно-технического сотрудничества с иностранными государствами;
6) участие в формировании механизмов и инструментов ценовой политики на продукцию, изготавливаемую промышленными предприятиями в рамках государственного оборонного заказа;
7) координация работ организаций промышленности по реализации стратегий, национальных проектов, государственных программ, федеральных целевых программ, межведомственных комплексных целевых программ развития беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях;
8) обеспечение в установленном порядке выполнения полномочий в сфере корпоративного управления в отношении организаций промышленности в сфере ведения;
9) реализация мероприятий по противодействию терроризму на объектах, отнесенных к сфере ведения и установленной сфере деятельности Управления, а также обеспечение промышленной безопасности в рамках компетенции.
III. Функции
6. Управление в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции:
1) разрабатывает и участвует в разработке и согласовании проектов федеральных законов, нормативных правовых актов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и иных документов по вопросам, входящим в сферу его деятельности;
2) обобщает практику применения законодательства по вопросам, входящим в сферу его деятельности, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, принимает в установленном порядке участие в рассмотрении нормативных правовых актов, направляемых в Министерство на согласование;
3) разрабатывает предложения для внесения в проект плана работы Министерства и прогнозные показатели деятельности Министерства;
4) принимает участие в подготовке и согласовании документов по вопросам реализации планов мероприятий национальных проектов, государственных программ, федеральных целевых программ, межведомственных комплексных целевых программ;
5) принимает участие в разработке предложений по проектам планов действий Правительства Российской Федерации и ежегодных посланий Президента Российской Федерации в пределах компетенции Управления;
6) осуществляет подготовку предложений по разработке концепций национальных проектов, государственных программ, федеральных целевых программ, межведомственных комплексных целевых программ в части, касающейся беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях;
7) принимает участие в подготовке предложений по формированию проекта федерального бюджета, осуществляет подготовку бюджетных заявок по национальным проектам, государственным программам, федеральным целевым программам, межведомственным комплексным целевым программам, реализуемым в интересах развития беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях;
8) принимает участие в ежегодной подготовке докладов о ходе реализации национальных проектов, государственных программ, федеральных целевых программ, межведомственных комплексных целевых программ и эффективности использования финансовых средств за счет всех источников;
9) осуществляет подготовку квартальных и годовых отчетов в рамках национальных проектов, государственных программ, федеральных целевых программ, межведомственных комплексных целевых программ, реализуемых в интересах развития беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях;
10) принимает участие в экспертизе инвестиционных и инновационных проектов, претендующих на государственную поддержку;
11) размещает в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд Министерства;
12) организует выполнение работ по созданию, производству и испытаниям беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях и технологий в интересах беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях;
13) организует работу по государственному регулированию деятельности в области беспилотных систем, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях;
14) принимает участие в формировании и реализации государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа;
15) принимает участие в определении организаций промышленности, являющихся разработчиками и производителями продукции военного назначения, участвующих в выполнении внешнеторговых контрактов на поставку продукции военного назначения;
16) принимает участие в работе Министерства по государственному учету результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного и двойного назначения, созданных за счет средств федерального бюджета, и реализации государственных контрактов в сфере ведения Управления;
17) подготавливает предложения по закреплению за Российской Федерацией прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых Министерством, а также по введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, по вопросам использования прав Российской Федерации и контроля за передачей и доведением этих прав до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции, а также по распоряжению ими на предприятиях и организациях промышленности;
18) принимает участие в подготовке предложений по формированию, согласованию и доведению до сведения организаций промышленности - исполнителей государственного оборонного заказа, программ военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, программ импортозамещения;
19) принимает участие в разработке мер по защите экономических интересов российских производителей беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта на внешнем и внутреннем рынках, включая таможенно-тарифное регулирование, а также государственной поддержке экспорта конкурентоспособной продукции промышленности;
20) организует работы по подтверждению целевого назначения изделий, ввозимых для производства беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях;
21) принимает участие в работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому, военно-техническому и инвестиционному сотрудничеству с зарубежными странами, заседаниях рабочих групп таких комиссий, подготовке и реализации межправительственных соглашений (договоров) в части беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях, а также их экспорта и импорта;
22) принимает участие в разработке перечней взаимных поставок специальных комплектующих изделий и материальных ресурсов для изготовления беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях военного и гражданского назначения в рамках производственной кооперации организаций государств - участников Содружества Независимых Государств, государств - членов Евразийского экономического союза;
23) участвует в рассмотрении вопросов о предоставлении российским организациям - разработчикам и производителям продукции военного назначения права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
24) принимает участие в деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию;
25) в пределах полномочий и отраслевых компетенций подготавливает предложения по формированию сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, а также осуществляет сбор, анализ и систематизацию материалов в отношении организаций, включенных в указанный реестр;
26) участвует в работе координационных и совещательных органов (комиссий, советов, групп), в том числе межведомственных, в установленной сфере деятельности;
27) участвует в подготовке предложений об учреждении в установленном порядке знаков отличия и награждении ими работников предприятий промышленности в области беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях;
28) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
29) принимает участие в разработке и согласовании проектов технических регламентов и других актов в области технического регулирования и документов по стандартизации в отраслях промышленности, входящих в сферу деятельности Управления;
30) выполняет работы по формированию, ведению и актуализации информационных баз данных по беспилотным системам, комплексам с беспилотными аппаратами, робототехнике и искусственному интеллекту в указанных областях, а также по их комплектующим изделиям и приборам, необходимым для их эксплуатации;
31) рассматривает, анализирует, подготавливает заключения, приказы, протоколы комиссий по вопросам предоставления субсидий, администратором которых является Управление;
32) участвует в подготовке предложений по формированию механизмов и инструментов единой ценовой политики на продукцию предприятий из сферы ведения Управления;
33) подготавливает перечни продукции предприятий из сферы ведения Управления;
34) организует работу по подтверждению производства российской промышленной продукции в части беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях;
35) организует работу в государственной информационной системе промышленности по выдаче разрешений на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара в части беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях;
36) участвует в выработке и реализации мер по повышению безопасности применения беспилотных систем, комплексов с беспилотными аппаратами, робототехники и искусственного интеллекта в указанных областях, а также их комплектующих изделий и приборов, необходимых для их эксплуатации;
37) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Управления, а также руководит мобилизационной подготовкой организаций, деятельность которых связана с деятельностью Управления или которые находятся в сфере его ведения, в соответствии с Положением о мобилизационной подготовке Министерства;
38) принимает участие в реализации государственного гражданского заказа и государственного оборонного заказа на беспилотные авиационные системы, комплексы с беспилотными аппаратами, робототехнику и искусственный интеллект в указанных областях, а также их комплектующие изделия и приборы, необходимые для их эксплуатации;
39) готовит предложения по назначению стипендий работникам отраслей промышленности, входящим в сферу деятельности Управления;
40) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, а также в соответствии с поручениями Министра и его заместителей.
IV. Права
7. Управление в целях осуществления своих функций имеет право:
1) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, а также у официальных представителей организаций иностранных государств и международных организаций в Российской Федерации и за рубежом материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Управления;
2) получать в установленном порядке от структурных подразделений Министерства справочные и информационные материалы, необходимые для выполнения поручений и решения вопросов, входящих в его компетенцию;
3) получать решения органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по вопросам, относящимся к его компетенции;
4) пользоваться в установленном порядке информационными банками данных Министерства, а также банками данных иных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций;
5) вести служебную переписку с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
6) созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Управления, в том числе с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций;
7) привлекать к работе в установленном порядке экспертов, научные и иные организации, в том числе на договорной основе;
8) давать в установленном порядке разъяснения и рекомендации организациям по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
9) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
V. Организация деятельности
8. Управление возглавляет начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации.
9. Начальник Управления имеет двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности первым заместителем Министра промышленности и торговли Российской Федерации по представлению начальника Управления в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации.
10. Структура и штатная численность государственных гражданских служащих Управления утверждается Министром. Государственные гражданские служащие Управления назначаются на должность и освобождаются от должности заместителем Министра по представлению начальника Управления.
11. Начальник Управления:
1) руководит деятельностью Управления и несет персональную ответственность за организацию выполнения возложенных на Управление задач и осуществление им своих полномочий;
2) обеспечивает организацию качественного выполнения в установленные сроки поручений руководства Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
3) участвует в заседаниях коллегии Министерства, в совещаниях, проводимых Министром и его заместителями;
4) представляет Министру по согласованию с курирующим заместителем Министра предложения по структуре и штатному расписанию Управления;
5) представляет предложения о назначении и освобождении от должности государственных гражданских служащих Управления;
6) отдает в пределах своей компетенции распоряжения, обязательные для исполнения государственными гражданскими служащими Управления, ведет переписку по вопросам, касающимся деятельности Управления;
7) определяет функции отделов Управления и распределяет обязанности между своими заместителями и начальниками отделов;
8) утверждает должностные регламенты государственных гражданских служащих в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации и регламенты структурных подразделений Управления;
9) представляет руководству Министерства предложения о поощрениях государственных гражданских служащих и наложении взысканий на государственных гражданских служащих Управления;
10) подписывает и визирует документы, связанные с осуществлением возложенных на Управление функций и предоставленных ему прав;
11) обеспечивает организацию работ по защите сведений, составляющих государственную тайну;
12) обеспечивает организацию своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством срок;
13) вносит предложения о командировании за границу и в регионы Российской Федерации государственных гражданских служащих Управления по вопросам, входящим в их компетенцию;
14) представляет Министерство по поручению руководства Министерства в федеральных органах исполнительной власти, государственных и общественных организациях по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
15) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Управления в соответствии с Положением о мобилизационной подготовке Министерства;
16) осуществляет в пределах своей компетенции другие полномочия, необходимые для выполнения Управлением возложенных на него задач и функций.
12. Начальник Управления непосредственно подчиняется курирующему заместителю Министра в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра.
13. Заместители начальника Управления:
1) в соответствии с распределением обязанностей обеспечивают выполнение задач, возложенных на Управление настоящим Положением, руководят порученными им участками работ, координируют деятельность отделов Управления, выполняют другие функции, делегированные им начальником Управления;
2) в период отсутствия начальника Управления один из его заместителей руководит деятельность Управления, обеспечивает выполнение возложенных на Управление задач, несет ответственность за деятельностью Управления в этот период.
14. Документы по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, подписываются начальником Управления или по его поручению заместителем начальника Управления.