Приказ Минпромторга России от 28.04.2025 N 2046
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 апреля 2025 г. N 2046
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ КАТАЛОГА, СОДЕРЖАЩЕГО ОПИСАНИЕ ВВЕДЕННЫХ
В ГРАЖДАНСКИЙ ОБОРОТ ТОВАРОВ КОНКРЕТНОГО ТОВАРНОГО ЗНАКА,
И (ИЛИ) ТОРГОВОЙ МАРКИ, И (ИЛИ) МОДЕЛИ, СОЗДАННОГО ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ
В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ В ПРЕДЕЛАХ РАЗМЕРОВ СУММ И ГОДОВЫХ
ОБЪЕМОВ, ПРИ КОТОРЫХ ДОПУСКАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЗАКУПКИ
У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ),
ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НЕОТЛОЖНЫХ
ПОТРЕБНОСТЕЙ ЗАКАЗЧИКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ
ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
В целях реализации Концепции совершенствования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объема на период до 2027 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2024 г. N 1636-р, а также плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Концепции совершенствования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объема на период до 2027 года и плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию и ведению каталога, содержащего описание введенных в гражданский оборот товаров конкретного товарного знака, и (или) торговой марки, и (или) модели, созданного для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в упрощенном порядке в пределах размеров сумм и годовых объемов, при которых допускается осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), для оперативного удовлетворения отдельных неотложных потребностей заказчика в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2024 г. N 2144-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания и развития каталога, содержащего описание введенных в гражданский оборот товаров конкретного товарного знака, и (или) торговой марки, и (или) модели, созданного для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в упрощенном порядке в пределах размеров сумм и годовых объемов, при которых допускается осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), для оперативного удовлетворения отдельных неотложных потребностей заказчика в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Е.Г. Приезжеву и заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.В. Шпака в соответствии с установленным распределением обязанностей.
Министр
А.А.АЛИХАНОВ
Утверждена
приказом Минпромторга России
от 28 апреля 2025 г. N 2046
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ КАТАЛОГА, СОДЕРЖАЩЕГО ОПИСАНИЕ ВВЕДЕННЫХ
В ГРАЖДАНСКИЙ ОБОРОТ ТОВАРОВ КОНКРЕТНОГО ТОВАРНОГО ЗНАКА,
И (ИЛИ) ТОРГОВОЙ МАРКИ, И (ИЛИ) МОДЕЛИ, СОЗДАННОГО ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ
В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ В ПРЕДЕЛАХ РАЗМЕРОВ СУММ И ГОДОВЫХ
ОБЪЕМОВ, ПРИ КОТОРЫХ ДОПУСКАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЗАКУПКИ
У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ),
ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НЕОТЛОЖНЫХ
ПОТРЕБНОСТЕЙ ЗАКАЗЧИКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ
ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
I. Общие положения
Согласно Концепции совершенствования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объема на период до 2027 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2024 г. N 1636-р (далее - Концепция малых закупок), ключевыми проблемами действующего регулирования закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части первой статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - Федеральный закон N 44-ФЗ, малые закупки), являются:
разный порядок функционирования информационных систем, используемых для проведения малых закупок;
отсутствие централизованного учета информации об осуществляемых в субъектах Российской Федерации малых закупках;
отсутствие требований об информационном взаимодействии применяемых информационных систем с единой информационной системой в сфере закупок (далее - ЕИС), что не обеспечивает учет и прослеживаемость информации о малых закупках на всем их жизненном цикле, не позволяет применять электронный документооборот в ЕИС на этапе исполнения контракта.
По состоянию на начало 2025 года созданы и функционируют в том числе следующие государственные и информационные системы, в разной степени касающиеся вопросов малых закупок:
государственная информационная система промышленности (далее - ГИСП), содержащая в том числе каталог продукции и обеспечивающая формирование цифровых паспортов промышленной продукции, действующая в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. N 757 "О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности", от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции" и от 29 июня 2024 г. N 896 "Об утверждении Правил формирования и использования цифровых паспортов промышленной продукции";
государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, содержащая национальный каталог товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, действующая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров";
федеральная государственная информационная система в области аккредитации, содержащая в том числе реестры документов об оценке соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, полномочия по организации формирования и ведения которых возложены на национальный орган по аккредитации, действующая в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";
национальная система прослеживаемости товаров, действующая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 г. N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров", обеспечивающая контроль за операциями с товарами, включенными в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 г. N 1110 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости";
федеральная государственная информационная система в области ветеринарии, обеспечивающая прослеживаемость подконтрольных товаров в соответствии со статьей 4.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".
Вместе с тем указанные государственные и информационные системы не содержат полную информацию о конкретных товарах, в связи с чем возникает ряд проблем и сопутствующих рисков:
отсутствие единого централизованного источника информации о конкретных товарах;
отсутствие общего стандарта и (или) формата описания конкретных товаров.
Указанные проблемы и риски не могут быть решены посредством доработки существующих государственных информационных систем, в связи с чем для их решения необходимо проработать необходимость создания единого каталога, содержащего описание введенных в гражданский оборот товаров конкретного товарного знака, и (или) торговой марки, и (или) модели, созданного для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в упрощенном порядке в пределах размеров сумм и годовых объемов, при которых допускается осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), для оперативного удовлетворения отдельных неотложных потребностей заказчика в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ (далее - единый каталог конкретных товаров) и его дальнейшее использование в государственных информационных системах, используемых для проведения малых закупок.
II. Основные принципы и задачи создания единого каталога
конкретных товаров
С учетом необходимости реализации целей совершенствования регулирования осуществления малых закупок, установленных Концепцией малых закупок, создание единого каталога конкретных товаров должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:
унификация порядка проведения малых закупок в электронной форме;
обеспечение защиты информации о закупках и об участниках закупок, в том числе с учетом требований, установленных приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах";
преимущественное использование российских аппаратно-технических средств с учетом требований, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции" и от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а также российского программного обеспечения с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации";
сохранение каталогов, содержащих описание конкретных товаров, созданных и применяющихся в настоящее время в информационных системах, используемых для проведения малых закупок (включая информационные системы регионального уровня, применяемые в сфере закупок, например, "Портал поставщиков" (г. Москва), "Электронный магазин" (Московская область), при условии обязательной синхронизации информации, содержащейся в таких каталогах, с информацией, подлежащей включению в единый каталог конкретных товаров.
Создание единого каталога конкретных товаров должно быть направлено на решение следующих задач:
обеспечение возможности участникам малых закупок размещать в государственных информационных системах, используемых для проведения малых закупок, предварительные предложения в привязке к позиции единого каталога конкретных товаров;
обеспечение возможности автоматического сравнения предложений участников закупки во всех государственных информационных системах в целях поиска наилучшего предложения для его направления заказчику;
формирование позиций такого каталога в отношении конкретного товара, включая информацию о наименовании конкретного товара, его характеристиках и производителе в целях исключения дублирования.
Для реализации указанных задач при создании единого каталога конкретных товаров необходимо обеспечить:
использование иерархического метода классификации, при котором множество товаров последовательно делится на подчиненные подмножества, конкретизирующие закупаемый товар;
использование единого каталога конкретных товаров всеми государственными информационными системами, используемыми при проведении малых закупок, для размещения в них участниками закупки предложений о поставке товара, включая ценовые предложения;
использование цифрового паспорта промышленной продукции, формируемого в ГИСП, в качестве одного из инструментов верификации позиций единого каталога конкретных товаров;
информационное взаимодействие единого каталога конкретных товаров с предусмотренным частью 5 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также государственными и иными информационными системами, содержащими информацию об обращении конкретных товаров, включая ГИСП, ЕИС (в части получения сведений, содержащихся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с использованием единых форматов электронных документов и открытых форматов для обмена данными на основе расширяемого языка разметки (XML), предусмотренных пунктом 11 Положения о единой информационной системе в сфере закупок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"), единый агрегатор торговли, созданный в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 824-р.
В целях апробации технологии ведения единого каталога конкретных товаров и обеспечения подготовки согласованной модели его ведения необходимо провести эксперимент по ведению каталога, содержащего описание введенных в гражданский оборот товаров конкретного товарного знака и (или) торговой марки, и (или) модели, созданного для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в упрощенном порядке в пределах размеров сумм и годовых объемов, при которых допускается осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), для оперативного удовлетворения отдельных неотложных потребностей заказчика в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ (далее - Эксперимент).
Эксперимент целесообразно провести по решению Правительства Российской Федерации на базе Портала народных художественных промыслов, созданного в соответствии с пунктом 17 плана мероприятий ("дорожной карты") по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел на период до 2019 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. N 2800-р (далее - Портал народных художественных промыслов), с определением организации, уполномоченной на исполнение функций оператора Портала народных художественных промыслов в период проведения Эксперимента (далее - Оператор).
В Эксперименте необходимо обеспечить участие заинтересованных лиц:
федеральных органов исполнительной власти (не менее четырех);
операторов электронных площадок, предусмотренных частью 3 статьи 24.1 Федерального закона N 44-ФЗ, частью 11 статьи 3.4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (не менее одного);
субъектов Российской Федерации, в которых созданы и применяются информационные системы для автоматизации малых закупок - на добровольной основе.
В рамках проведения Эксперимента предполагается запуск единого каталога конкретных товаров не позднее июля 2025 г.
По окончании Эксперимента должна быть проведена оценка его результатов совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, и в Правительство Российской Федерации должен быть представлен соответствующий доклад.
III. Развитие единого каталога конкретных товаров
В случае успешного завершения Эксперимента и подготовки согласованного подхода к созданию и ведению единого каталога конкретных товаров представляется целесообразным проработать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти следующие вопросы:
о возможности обязательного использования единого каталога конкретных товаров при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объема, включая утверждение порядка его ведения и использования;
о возможности реализации проекта государственно-частного партнерства с привлечением Оператора в целях дальнейшего развития механизма единого каталога конкретных товаров;
о возможности распространения механизма единого каталога конкретных товаров за пределы сферы малых закупок (не только на конкретные товары, но и на работы и услуги);
о возможности расширения функционала единого каталога конкретных товаров в части формирования цифровых паспортов единичных ресурсов (товаров, работ, услуг), механизмов виртуальной идентификации тождественности единичных ресурсов и прослеживаемости безопасности продукции, создания отдельных цифровых сервисов для производителей отечественных товаров и применения указанных технологий в сфере оценки соответствия продукции, а также при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, включая возможность введения соответствующего законодательного регулирования и возможность установления механизма компенсации затрат Оператора на создание и хранение позиций единого каталога конкретных товаров;
о возможности включения в программу национальной стандартизации в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" предложений по разработке документов по стандартизации, устанавливающих требования в области применения единого каталога конкретных товаров и механизма виртуальной идентификации тождественности единичных ресурсов в дружественных государствах.