Приказ Минприроды России от 12.05.2025 N 256
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 мая 2025 г. N 256
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ
И ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
В соответствии с частью 4 статьи 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации и подпунктом 5.2.136 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля 2014 г., регистрационный N 33144);
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 июня 2016 г. N 325 "О внесении изменений в Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 276" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 сентября 2016 г., регистрационный N 43550);
пункт 12 изменений, вносимых в некоторые приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в связи с созданием федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 ноября 2024 г. N 659 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в связи с созданием федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2024 г., регистрационный N 80393).
Министр
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
А.А.КОЗЛОВ
Утвержден
приказом Министерства
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
от 12 мая 2025 г. N 256
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ
И ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
1. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров осуществляется:
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, полномочия по охране которых в соответствии с частью 13 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации изъяты у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, входящих в состав Байкальской природной территории, в части выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров;
г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, за исключением выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, входящих в состав Байкальской природной территории;
д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
2. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров может осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления (далее - учреждение, осуществляющее мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров), в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
3. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:
а) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
б) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
в) организацию патрулирования лесов;
г) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации.
4. Данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки представляются через специализированные диспетчерские службы уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия в области лесных отношений (далее соответственно - региональные диспетчерские службы, уполномоченные органы), в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства <2>.
--------------------------------
<2> Пункт 4 Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N 687.
5. Класс пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и класс природной пожарной опасности лесов определяются в соответствии с классификацией пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и классификацией природной пожарной опасности лесов, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти <3>.
--------------------------------
<3> Часть 4 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации.
6. Обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием наземных средств (наземное патрулирование, наблюдение с пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) осуществляются:
а) в населенных пунктах, в границах которых расположены городские леса;
б) на территориях с развитой, используемой в течение всего пожароопасного сезона (вне зависимости от погодных условий) дорожной сетью и водными путями;
в) на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры.
7. Наземное патрулирование осуществляется:
а) при 1 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в местах проведения огнеопасных работ и в местах массового отдыха граждан, пребывающих в лесах;
б) при 2 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - не менее одного раза в период с 11 до 17 часов на лесных участках, отнесенных к 1 и 2 классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
в) при 3 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - не менее двух раз в период с 10 до 19 часов на лесных участках, отнесенных к 1, 2 и 3 классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;
г) при 4 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - не менее трех раз в период с 8 до 20 часов по каждому маршруту патрулирования на всей территории использования наземных средств наблюдения;
д) при 5 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в течение дневного времени суток <4> на всей территории использования наземных средств наблюдения, при этом на лесных участках, отнесенных к 1, 2 и 3 классам природной пожарной опасности лесов, - круглосуточно.
--------------------------------
<4> Подпункт 3.5 пункта 3 Федеральных авиационных правил подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. N 4855 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июня 2019 г., регистрационный N 54916); действует до 1 марта 2029 г.
8. Наземное патрулирование лесов осуществляется по маршрутам патрулирования лесов (сухопутным или водным), содержащимся в утвержденном плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества <5>.
--------------------------------
<5> Пункт 7 Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 377.
При наземном патрулировании дополнительно допускается применение беспилотных воздушных судов для осмотра лесов в целях обнаружения лесных пожаров.
9. При наличии водных путей наземное патрулирование лесов осуществляется по водным путям, которые могут быть использованы для осуществления данного патрулирования, по маршрутам, содержащимся в утвержденном плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества.
10. Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах (вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты), господствующих высотах, не оборудованных автоматическими системами наблюдения (системами видеомониторинга), осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в зависимости от условий погоды:
а) при 2 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в 10, 13, 16, 19 часов;
б) при 3 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 10 до 20 часов не реже одного раза в два часа;
в) при 4 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 9 до 21 часа не реже одного раза в час;
г) при 5 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 6 до 24 часов не реже одного раза в час.
11. Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на антенно-мачтовых сооружениях операторов сотовой связи, оборудованных автоматическими системами наблюдения, не оснащенными камерами ночного видения (системами видеомониторинга), осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в дневное время суток <6>.
--------------------------------
<6> Подпункт 3.5 пункта 3 Федеральных авиационных правил подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. N 4855 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июня 2019 г., регистрационный N 54916); действует до 1 марта 2029 г.
12. При использовании систем видеомониторинга для способа обнаружения лесных пожаров, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, при установлении 4 и 5 классов пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды указанный способ осмотра лесов в целях обнаружения лесных пожаров приравнивается к наземному мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
13. При организации наблюдения за развитием лесных пожаров с использованием пожарных наблюдательных пунктов используются средства связи, позволяющие сообщать о лесном пожаре в региональные диспетчерские службы, а также уполномоченным органам, учреждениям, осуществляющим мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (в том числе с использованием авиационных средств) на территории соответствующего лесничества.
14. Авиационное патрулирование осуществляется в соответствии с Порядком организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. N 597 <7>.
--------------------------------
<7> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2017 г., регистрационный N 46174.
15. Обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием авиационных (пилотируемых и (или) беспилотных воздушных судов) средств (авиационное патрулирование пожарной опасности в лесах и лесных пожаров) осуществляются:
а) на территориях, на которых обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно <8>;
--------------------------------
<8> Пункт 5 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. N 597 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2017 г., регистрационный N 46174).
б) в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров в соответствии с Правилами введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 376.
16. Обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием космических средств - автоматизированной информационной системы Федерального агентства лесного хозяйства <9> (далее - автоматизированная информационная система) - осуществляется в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения и землях обороны и безопасности.
--------------------------------
<9> Пункт 7 Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N 687.
17. В зоне контроля лесных пожаров <10> обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием осуществляются с использованием космических средств.
--------------------------------
<10> Пункт 5 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. N 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 августа 2022 г., регистрационный N 69620); действует до 1 марта 2029 г.
18. При регистрации в автоматизированной информационной системе загорания (термической точки <11>) проводится проверка термической точки в целях подтверждения или опровержения факта лесного пожара.
--------------------------------
<11> Абзац пятый пункта 4 Положения о государственной информационной системе "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2024 г. N 57.
19. Сроки проведения проверки термических точек, исчисляемые с момента регистрации в автоматизированной информационной системе загорания (термической точки), в зависимости от лесопожарного зонирования <12>:
--------------------------------
<12> Часть 1 статьи 51.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
а) для лесов, расположенных в зоне наземного обнаружения и тушения, - 3 часа 30 минут;
б) для лесов, расположенных в зоне авиационного обнаружения и наземного тушения, зоне авиационного обнаружения и тушения, - 24 часа;
в) для лесов, расположенных в зоне исключительного обнаружения с помощью космических средств и преимущественно авиационного тушения, - до 48 часов.
20. В случае подтверждения факта лесного пожара или когда на месте регистрации термической точки <13> наблюдается ее ежедневный прирост по площади, зафиксированный в автоматизированной информационной системе, органами, указанными в пункте 1 настоящего Порядка, или учреждениями, осуществляющими мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, создается карточка учета лесного пожара. Датой и временем обнаружения лесного пожара считаются дата и время регистрации в автоматизированной информационной системе загорания (термической точки).
--------------------------------
<13> Абзац пятый пункта 4 Положения о государственной информационной системе "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2024 г. N 57.
21. В карточке учета лесного пожара, указанной в пункте 20 настоящего Порядка, указываются:
а) географические координаты лесного пожара с точностью не менее одной угловой секунды;
б) азимут и удаление лесного пожара от ближайшего населенного пункта;
в) лесничество, участковое лесничество, урочище, квартал, выдел (при наличии);
г) дата и время обнаружения лесного пожара;
д) площадь лесного пожара на момент обнаружения (общая и покрытая лесом);
е) целевое назначение лесов и категория земель;
ж) сведения о правообладателе лесного участка, на котором обнаружен лесной пожар (при наличии): для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии); для юридического лица - полное наименование;
з) вид использования лесов, площадь лесного участка и его местоположение;
и) основные лесоустроительные характеристики в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений);
к) предварительная причина лесного пожара;
л) иная информация, относящаяся к организации мероприятий по тушению лесного пожара (при наличии).
22. Карточка учета лесного пожара, указанная в пункте 20 настоящего Порядка, подписывается должностным лицом органа, указанного в пункте 1 настоящего Порядка, или учреждения, осуществляющего мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, и передается в региональную диспетчерскую службу.
Региональные диспетчерские службы осуществляют сбор информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и учет лесных пожаров.
23. Прием сообщений о лесных пожарах осуществляется с помощью средств связи (телефонной, мобильной, электронной и иных). Прием сообщений посредством телефонной связи осуществляется через единый телефонный номер, функционирование которого обеспечивает Федеральное агентство лесного хозяйства.
24. Информация об электронных средствах связи и телефонном номере для приема сообщений о лесных пожарах публикуется на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
25. Региональные диспетчерские службы обеспечивают круглосуточный прием, регистрацию и учет сообщений о лесных пожарах в течение пожароопасного сезона, а также незамедлительную передачу данной информации о лесных пожарах в территориальные органы МЧС России.
26. В случае поступления сообщений о лесных пожарах посредством телефонной связи региональными диспетчерскими службами обеспечиваются их автоматическая запись и хранение всех переговоров.
27. Информирование населения о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах производится уполномоченными органами, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Обновление информации производится ежедневно в течение пожароопасного сезона.