Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минприроды России от 12.05.2025 N 256

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 мая 2025 г. N 256

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ

И ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

В соответствии с частью 4 статьи 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации и подпунктом 5.2.136 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля 2014 г., регистрационный N 33144);

приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 июня 2016 г. N 325 "О внесении изменений в Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 276" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 сентября 2016 г., регистрационный N 43550);

пункт 12 изменений, вносимых в некоторые приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в связи с созданием федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 ноября 2024 г. N 659 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в связи с созданием федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2024 г., регистрационный N 80393).

Министр

природных ресурсов и экологии

Российской Федерации

А.А.КОЗЛОВ

Утвержден

приказом Министерства

природных ресурсов и экологии

Российской Федерации

от 12 мая 2025 г. N 256

ПОРЯДОК

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ

И ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

1. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров осуществляется:

а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, полномочия по охране которых в соответствии с частью 13 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации изъяты у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, входящих в состав Байкальской природной территории, в части выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров;

г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, за исключением выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, входящих в состав Байкальской природной территории;

д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

2. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров может осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления (далее - учреждение, осуществляющее мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров), в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

3. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:

а) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;

б) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;

в) организацию патрулирования лесов;

г) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами <1>.

--------------------------------

<1> Часть 1 статьи 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации.

4. Данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки представляются через специализированные диспетчерские службы уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия в области лесных отношений (далее соответственно - региональные диспетчерские службы, уполномоченные органы), в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства <2>.

--------------------------------

<2> Пункт 4 Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N 687.

5. Класс пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и класс природной пожарной опасности лесов определяются в соответствии с классификацией пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и классификацией природной пожарной опасности лесов, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти <3>.

--------------------------------

<3> Часть 4 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации.

6. Обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием наземных средств (наземное патрулирование, наблюдение с пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) осуществляются:

а) в населенных пунктах, в границах которых расположены городские леса;

б) на территориях с развитой, используемой в течение всего пожароопасного сезона (вне зависимости от погодных условий) дорожной сетью и водными путями;

в) на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры.

7. Наземное патрулирование осуществляется:

а) при 1 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в местах проведения огнеопасных работ и в местах массового отдыха граждан, пребывающих в лесах;

б) при 2 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - не менее одного раза в период с 11 до 17 часов на лесных участках, отнесенных к 1 и 2 классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;

в) при 3 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - не менее двух раз в период с 10 до 19 часов на лесных участках, отнесенных к 1, 2 и 3 классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;

г) при 4 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - не менее трех раз в период с 8 до 20 часов по каждому маршруту патрулирования на всей территории использования наземных средств наблюдения;

д) при 5 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в течение дневного времени суток <4> на всей территории использования наземных средств наблюдения, при этом на лесных участках, отнесенных к 1, 2 и 3 классам природной пожарной опасности лесов, - круглосуточно.

--------------------------------

<4> Подпункт 3.5 пункта 3 Федеральных авиационных правил подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. N 4855 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июня 2019 г., регистрационный N 54916); действует до 1 марта 2029 г.

8. Наземное патрулирование лесов осуществляется по маршрутам патрулирования лесов (сухопутным или водным), содержащимся в утвержденном плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества <5>.

--------------------------------

<5> Пункт 7 Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 377.

При наземном патрулировании дополнительно допускается применение беспилотных воздушных судов для осмотра лесов в целях обнаружения лесных пожаров.

9. При наличии водных путей наземное патрулирование лесов осуществляется по водным путям, которые могут быть использованы для осуществления данного патрулирования, по маршрутам, содержащимся в утвержденном плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества.

10. Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах (вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты), господствующих высотах, не оборудованных автоматическими системами наблюдения (системами видеомониторинга), осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в зависимости от условий погоды:

а) при 2 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в 10, 13, 16, 19 часов;

б) при 3 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 10 до 20 часов не реже одного раза в два часа;

в) при 4 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 9 до 21 часа не реже одного раза в час;

г) при 5 классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 6 до 24 часов не реже одного раза в час.

11. Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на антенно-мачтовых сооружениях операторов сотовой связи, оборудованных автоматическими системами наблюдения, не оснащенными камерами ночного видения (системами видеомониторинга), осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в дневное время суток <6>.

--------------------------------

<6> Подпункт 3.5 пункта 3 Федеральных авиационных правил подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. N 4855 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июня 2019 г., регистрационный N 54916); действует до 1 марта 2029 г.

12. При использовании систем видеомониторинга для способа обнаружения лесных пожаров, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, при установлении 4 и 5 классов пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды указанный способ осмотра лесов в целях обнаружения лесных пожаров приравнивается к наземному мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

13. При организации наблюдения за развитием лесных пожаров с использованием пожарных наблюдательных пунктов используются средства связи, позволяющие сообщать о лесном пожаре в региональные диспетчерские службы, а также уполномоченным органам, учреждениям, осуществляющим мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (в том числе с использованием авиационных средств) на территории соответствующего лесничества.

14. Авиационное патрулирование осуществляется в соответствии с Порядком организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. N 597 <7>.

--------------------------------

<7> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2017 г., регистрационный N 46174.

15. Обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием авиационных (пилотируемых и (или) беспилотных воздушных судов) средств (авиационное патрулирование пожарной опасности в лесах и лесных пожаров) осуществляются:

а) на территориях, на которых обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно <8>;

--------------------------------

<8> Пункт 5 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. N 597 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2017 г., регистрационный N 46174).

б) в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров в соответствии с Правилами введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 376.

16. Обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием космических средств - автоматизированной информационной системы Федерального агентства лесного хозяйства <9> (далее - автоматизированная информационная система) - осуществляется в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения и землях обороны и безопасности.

--------------------------------

<9> Пункт 7 Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N 687.

17. В зоне контроля лесных пожаров <10> обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием осуществляются с использованием космических средств.

--------------------------------

<10> Пункт 5 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. N 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 августа 2022 г., регистрационный N 69620); действует до 1 марта 2029 г.

18. При регистрации в автоматизированной информационной системе загорания (термической точки <11>) проводится проверка термической точки в целях подтверждения или опровержения факта лесного пожара.

--------------------------------

<11> Абзац пятый пункта 4 Положения о государственной информационной системе "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2024 г. N 57.

19. Сроки проведения проверки термических точек, исчисляемые с момента регистрации в автоматизированной информационной системе загорания (термической точки), в зависимости от лесопожарного зонирования <12>:

--------------------------------

<12> Часть 1 статьи 51.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

а) для лесов, расположенных в зоне наземного обнаружения и тушения, - 3 часа 30 минут;

б) для лесов, расположенных в зоне авиационного обнаружения и наземного тушения, зоне авиационного обнаружения и тушения, - 24 часа;

в) для лесов, расположенных в зоне исключительного обнаружения с помощью космических средств и преимущественно авиационного тушения, - до 48 часов.

20. В случае подтверждения факта лесного пожара или когда на месте регистрации термической точки <13> наблюдается ее ежедневный прирост по площади, зафиксированный в автоматизированной информационной системе, органами, указанными в пункте 1 настоящего Порядка, или учреждениями, осуществляющими мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, создается карточка учета лесного пожара. Датой и временем обнаружения лесного пожара считаются дата и время регистрации в автоматизированной информационной системе загорания (термической точки).

--------------------------------

<13> Абзац пятый пункта 4 Положения о государственной информационной системе "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2024 г. N 57.

21. В карточке учета лесного пожара, указанной в пункте 20 настоящего Порядка, указываются:

а) географические координаты лесного пожара с точностью не менее одной угловой секунды;

б) азимут и удаление лесного пожара от ближайшего населенного пункта;

в) лесничество, участковое лесничество, урочище, квартал, выдел (при наличии);

г) дата и время обнаружения лесного пожара;

д) площадь лесного пожара на момент обнаружения (общая и покрытая лесом);

е) целевое назначение лесов и категория земель;

ж) сведения о правообладателе лесного участка, на котором обнаружен лесной пожар (при наличии): для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии); для юридического лица - полное наименование;

з) вид использования лесов, площадь лесного участка и его местоположение;

и) основные лесоустроительные характеристики в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений);

к) предварительная причина лесного пожара;

л) иная информация, относящаяся к организации мероприятий по тушению лесного пожара (при наличии).

22. Карточка учета лесного пожара, указанная в пункте 20 настоящего Порядка, подписывается должностным лицом органа, указанного в пункте 1 настоящего Порядка, или учреждения, осуществляющего мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, и передается в региональную диспетчерскую службу.

Региональные диспетчерские службы осуществляют сбор информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и учет лесных пожаров.

23. Прием сообщений о лесных пожарах осуществляется с помощью средств связи (телефонной, мобильной, электронной и иных). Прием сообщений посредством телефонной связи осуществляется через единый телефонный номер, функционирование которого обеспечивает Федеральное агентство лесного хозяйства.

24. Информация об электронных средствах связи и телефонном номере для приема сообщений о лесных пожарах публикуется на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

25. Региональные диспетчерские службы обеспечивают круглосуточный прием, регистрацию и учет сообщений о лесных пожарах в течение пожароопасного сезона, а также незамедлительную передачу данной информации о лесных пожарах в территориальные органы МЧС России.

26. В случае поступления сообщений о лесных пожарах посредством телефонной связи региональными диспетчерскими службами обеспечиваются их автоматическая запись и хранение всех переговоров.

27. Информирование населения о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах производится уполномоченными органами, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Обновление информации производится ежедневно в течение пожароопасного сезона.

Другие документы по теме
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по проектированию, техническому перевооружению, реконструкции и модернизации технологических комплексов литейного производства" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2025 N 83782)
"Об утверждении изменения национального стандарта Российской Федерации"
"Об утверждении официальных статистических методологий формирования показателей по достижению целей устойчивого развития Российской Федерации" (вместе с "Официальной статистической методологией "Наличие полностью финансируемого и осуществляемого национального статистического плана в разбивке по источникам финансирования (17.18.3)", "Официальной статистической методологией "Наличие национального статистического законодательства, соответствующего основополагающим принципам официальной статистики (17.18.2)")
Ошибка на сайте