Приказ Минобрнауки России от 21.08.2015 N 880
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 августа 2015 г. N 880
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ УПРАВЛЕНИИ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2016 - 2020 ГОДЫ
С целью реализации федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 481 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 21, ст. 3118), и в соответствии с пунктом 32 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2669; 1996, N 28, ст. 3383; N 38, ст. 4443; 1997, N 27, ст. 3236; N 28, ст. 3453; 1998, N 32, ст. 3876; 1999, N 5, ст. 681; 2002, N 17, ст. 1682; 2003, N 12, ст. 1140; 2004, N 52, ст. 5506; 2006, N 9, ст. 1016; 2009, N 47, ст. 5665; 2010, N 22, ст. 2778; 2011, N 35, ст. 5095; 2012, N 19, ст. 2419; N 43, ст. 5879; N 51, ст. 7218; 2014, N 4, ст. 376; N 15, ст. 1750; N 23, ст. 2985; N 50, ст. 7087; 2015, N 25, ст. 3676), приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки прилагаемое Положение об управлении реализацией федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Исполняющий обязанности Министра
А.Б.ПОВАЛКО
Приложение
Утверждено
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 21 августа 2015 г. N 880
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2016 - 2020 ГОДЫ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок формирования организационно-финансового плана мероприятий по реализации федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 481 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 21, ст. 3118) (далее - Программа), порядок проведения конкурсного отбора на предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятия Программы, порядок проведения конкурсного отбора на предоставление из федерального бюджета грантов в форме субсидий в рамках реализации Программы, механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы, порядок проведения мониторинга результатов реализации мероприятий Программы, а также процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей реализации Программы, результатах мониторинга ее выполнения, об условиях участия в Программе исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
1.2. Государственными заказчиками Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство), Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Россотрудничество) и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор).
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство.
1.3. Руководителем Программы является Министр образования и науки Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.
1.4. Органом, создаваемым с целью эффективного управления Программой, является научно-координационный совет Программы (далее - НКС).
В системе управления Программой могут создаваться рабочие группы.
II. Порядок формирования организационно-финансового плана
мероприятий по реализации Программы
2.1. Организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы (далее - организационно-финансовый план) формируется Министерством совместно с Россотрудничеством и Рособрнадзором для обеспечения связи планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых индикаторов и показателей, мероприятий Программы и ресурсов для их реализации.
2.2. Организационно-финансовый план составляется на текущий год и должен содержать следующую информацию:
способ определения исполнителя в рамках реализации мероприятия Программы;
наименование мероприятий, планируемых к реализации в рамках Программы;
планируемое количество государственных контрактов (договоров) и соглашений о предоставлении субсидий (далее - соглашения);
плановые сроки исполнения государственных контрактов (договоров) и соглашений;
объемы финансирования работ.
2.3. Организационно-финансовый план может уточняться при необходимости на основе оценки результативности мероприятий Программы, достижения значений целевых индикаторов и показателей, уточнения перечня проводимых в рамках Программы мероприятий и проектов и выделяемых на их реализацию объемов финансирования.
III. Порядок проведения конкурсного отбора
на предоставление и распределение субсидий из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
на поддержку реализации мероприятия Программы
3.1. Конкурсный отбор на предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятия Программы (далее - конкурс) проводится в целях определения победителя для софинансирования мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации по развитию содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации (далее - государственные программы субъектов Российской Федерации) в соответствии с главой 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410; 2015, N 27, ст. 4001).
3.2. Конкурс является публичным.
Участниками конкурса могут быть субъекты Российской Федерации, подавшие заявку на участие в конкурсе (далее - заявка).
3.3. Критериями конкурса являются:
а) наличие в субъекте Российской Федерации потребности в повышении кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения государственного языка Российской Федерации как родного, как неродного, как иностранного в образовательных организациях Российской Федерации;
б) результативность реализации мероприятия, запланированного в рамках предоставления субсидии, обеспечивающего достижение запланированных результатов Программы.
3.4. Организатором конкурсного отбора выступает Министерство (далее - Организатор конкурса), которое:
устанавливает сроки проведения конкурса;
объявляет конкурс;
создает конкурсную комиссию и утверждает ее состав;
обеспечивает работу конкурсной комиссии;
ведет прием и учет заявок;
организует проведение экспертизы поданных заявок с привлечением экспертов;
обеспечивает сохранность заявок и прилагаемых к ним документов, а также конфиденциальность полученной информации и результатов экспертизы;
на основании решения конкурсной комиссии утверждает перечень субъектов Российской Федерации - победителей конкурса;
извещает о результатах конкурса его победителей;
осуществляет контроль за деятельностью субъектов Российской Федерации - победителей конкурса по реализации государственных программ субъектов Российской Федерации в соответствии с содержанием заявки.
3.5. Конкурсная комиссия:
осуществляет процедуры вскрытия конвертов с заявками и определения участников конкурса;
рассматривает результаты экспертизы, формирует перечень субъектов Российской Федерации - победителей конкурса и представляет его на утверждение Организатору конкурса;
запрашивает в случае необходимости дополнительные сведения у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
принимает решение о необходимости дополнительной экспертизы заявок субъектов Российской Федерации.
3.6. Число членов конкурсной комиссии должно быть нечетным и составлять не менее 5 человек.
3.7. Решения конкурсной комиссии принимаются простым большинством голосов членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании. Члены конкурсной комиссии обязаны лично присутствовать и исполнять свои обязанности на заседаниях конкурсной комиссии.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным в случае присутствия на нем более пятидесяти процентов от общего числа ее членов.
3.8. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, который составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами конкурсной комиссии, принимавшими участие в заседании. В протоколе указывается особое мнение членов конкурсной комиссии (при его наличии).
3.9. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии решающим является голос председателя конкурсной комиссии, а при отсутствии председателя - голос его заместителя, председательствовавшего на заседании.
3.10. Объявление о проведении конкурса размещается на официальном сайте Организатора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за 30 дней до даты окончания приема заявок.
3.11. Объявление о проведении конкурса включает:
наименование конкурса;
дату и время начала и окончания приема заявок;
рекомендуемый образец заявки;
порядок оформления и подачи заявки;
порядок и критерии конкурсного отбора;
место приема заявок;
дату, время и место вскрытия конвертов с заявками;
порядок и сроки объявления результатов.
3.12. Субъект Российской Федерации не допускается к участию в конкурсе, если заявка поступила позже установленного срока окончания приема заявок.
3.13. Конкурсная комиссия на основании утвержденного протокола направляет Организатору конкурса перечень субъектов Российской Федерации - победителей конкурса.
3.14. Итоги конкурса размещаются на официальном сайте Организатора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 3 дней после утверждения конкурсной комиссией перечня субъектов Российской Федерации - победителей конкурса.
3.15. Организатор конкурса на основании перечня субъектов Российской Федерации - победителей конкурса в месячный срок после проведения конкурса готовит проект распоряжения Правительства Российской Федерации о распределении субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации и вносит его в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
3.16. Организатор конкурса вправе изменить условия или отменить проведение конкурса, только в течение первой половины установленного срока для подачи заявок. В случае принятия Организатором конкурса решения об отказе в проведении конкурса соответствующее уведомление размещается на официальном сайте Организатора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного дня со дня принятия указанного решения.
IV. Порядок проведения конкурсного отбора на предоставление
из федерального бюджета грантов в форме субсидий в рамках
реализации Программы
4.1. Конкурсный отбор на предоставление из федерального бюджета грантов в форме субсидий в рамках реализации Программы (далее соответственно - конкурс, гранты) проводится в соответствии с главой 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410; 2015, N 27, ст. 4001).
4.2. Гранты предоставляются на реализацию следующих мероприятий Программы:
а) по Министерству:
формирование и развитие партнерской сети "Институт Пушкина";
формирование и развитие необходимой и достаточной учебно-методической базы, современной технологической инфраструктуры;
разработка силами образовательных и научных организаций Российской Федерации единого электронного образовательного пространства, объединяющего широкий спектр ресурсов для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки;
развитие онлайн-школы на русском языке;
обеспечение обучающихся на русском языке комплексной технической, консультационной, тьюторской поддержкой, в том числе с использованием возможностей голосового перевода в режиме реального времени;
развитие системы использования специальных дистанционных технологий в повышении квалификации преподавателей русского языка, а также преподавателей иных учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах;
внедрение игр с русским образовательным содержанием в глобальных интернет-сообществах;
активная информационная политика и продвижение ресурсов русского языка и образования на русском языке в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
проведение в Российской Федерации и за рубежом комплексных мероприятий просветительского и образовательного характера;
проведение международных форумов и конференций, в том числе форума выпускников российских (советских) вузов;
ежегодное проведение Международного педагогического форума с участием преподавателей русского языка как родного и как иностранного;
проведение конгрессно-выставочных мероприятий, презентационной деятельности, направленной на распространение русского языка, образования, науки, истории и культуры России;
расширение спектра и увеличение количества различных конкурсов, олимпиад по русскому языку и литературе, в том числе с участием представителей регионов Российской Федерации, государств - участников Содружества Независимых Государств и других иностранных государств;
ежегодное проведение Международной олимпиады по русскому языку в дистанционном формате;
формирование и поддержка добровольческого (волонтерского) движения по продвижению русского языка и образования на русском языке;
проведение комплекса аналитических и мониторинговых исследований по вопросам функционирования русского языка в Российской Федерации и в мире, а также результативности Программы;
масштабное информационное и пропагандистское обеспечение деятельности по поддержке и продвижению русского языка, образования на русском языке, российской культуры, науки в глобальном информационном пространстве;
б) по Россотрудничеству:
повышение квалификации и переподготовка кадров для образовательных учреждений с преподаванием русского языка и обучением на русском языке в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;
организационно-методическое обеспечение поддержки русских школ в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;
организационно-методическое обеспечение проведения тестирования по русскому языку при получении гражданства Российской Федерации и разрешения на работу в Российской Федерации для различных категорий граждан в государствах - участниках Содружества Независимых Государств на базе российских центров науки и культуры за рубежом;
повышение квалификации и переподготовка кадров для образовательных учреждений с преподаванием русского языка и обучением на русском языке в зарубежных странах;
организационно-методическое обеспечение поддержки русских школ в странах дальнего зарубежья;
организационно-методическое обеспечение проведения тестирования по русскому языку как иностранному для различных категорий граждан в странах дальнего зарубежья на базе российских центров науки и культуры за рубежом;
подготовка и проведение в странах дальнего зарубежья комплексных мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также на популяризацию российской науки, культуры и образования в мире.
4.3. Организаторами конкурса в зависимости от мероприятия Программы выступают Министерство или Россотрудничество (далее - Организатор конкурса).
4.4. Конкурс является публичным.
Участниками конкурса могут быть юридические лица, подавшие заявку на участие в конкурсе (далее - заявка) и соответствующие требованиям, установленным конкурсной документацией.
4.5. Для рассмотрения и оценки заявок, определения победителей конкурса Организатор конкурса формирует конкурсную комиссию.
4.6. Конкурсная комиссия:
осуществляет процедуры вскрытия конвертов с заявками и определения участников конкурса;
рассматривает результаты экспертизы, формирует протокол конкурсной комиссии и представляет его на утверждение Организатору конкурса;
принимает решение о необходимости дополнительной экспертизы заявок.
4.7. Число членов конкурсной комиссии должно быть нечетным и составлять не менее 5 человек.
4.8. Решения конкурсной комиссии принимаются простым большинством голосов членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании. Члены конкурсной комиссии обязаны лично присутствовать и исполнять свои обязанности на заседаниях конкурсной комиссии.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным в случае присутствия на нем более пятидесяти процентов от общего числа ее членов.
4.9. Решения конкурсной комиссии оформляются протоколами, которые составляются в двух экземплярах и подписываются всеми членами конкурсной комиссии, принимавшими участие в заседании. В протоколах указывается особое мнение членов конкурсной комиссии (при его наличии).
4.10. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии решающим является голос председателя конкурсной комиссии, а при отсутствии председателя - голос его заместителя, председательствовавшего на заседании.
4.11. Организатор конкурса утверждает и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем за 30 дней до истечения срока подачи заявок объявление о проведении конкурса и конкурсную документацию.
4.12. Объявление о проведении конкурса включает:
наименование конкурса;
дату и время начала и окончания приема заявок;
рекомендуемый образец заявки;
порядок оформления и подачи заявки;
порядок и критерии конкурсного отбора;
место приема заявок;
дату, время и место вскрытия конвертов с заявками;
порядок и сроки объявления результатов.
4.13. Конкурсная документация содержит наименование конкурса, требования к участникам конкурса, в том числе квалификационные требования, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявок, критерии и порядок оценки заявок, срок и место окончания приема заявок, срок проведения процедур конкурса, а также порядок заключения по итогам конкурса соглашения о предоставлении субсидии (далее - соглашение).
4.14. Итоги конкурса размещаются на сайте Организатора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.15. По итогам конкурса с победителем конкурса заключается соглашение в порядке, указанном в конкурсной документации и Правилах предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий в рамках реализации Программы, являющихся приложением N 5 к Программе.
4.16. В случае отказа участника конкурса от заключения по итогам конкурса соглашения право заключения соглашения может быть предоставлено другому участнику конкурса в соответствии с рейтингом, сформированным по результатам оценки заявок.
4.17. Организатор конкурса вправе изменить условия или отменить проведение конкурса только в течение первой половины установленного срока для подачи заявок. В случае принятия Организатором конкурса решения об отмене проведения конкурса соответствующее уведомление размещается на сайте Организатора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного дня со дня принятия указанного решения.
V. Механизмы корректировки мероприятий Программы
и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы
5.1. Перечень мероприятий Программы, реализуемых в течение нескольких лет, их содержание и объемы финансирования могут в установленном порядке ежегодно уточняться на основе мониторинга результатов реализации мероприятий Программы, оценки их эффективности и достижения значений целевых индикаторов и показателей Программы, а также отдельных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
5.2. При корректировке мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения должна обеспечиваться сбалансированность финансирования.
5.3. НКС по представлению государственных заказчиков Программы формирует рекомендации по корректировке мероприятий Программы, их ресурсному обеспечению, эффективному выполнению мероприятий Программы с учетом результатов реализации мероприятий Программы и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации.
5.4. Министерство на основе рекомендаций НКС и по согласованию с Россотрудничеством и Рособрнадзором при необходимости вносит в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации для представления в Правительство Российской Федерации предложения о корректировке мероприятий Программы и их ресурсном обеспечении.
VI. Порядок проведения мониторинга результатов реализации
мероприятий Программы
6.1. Мониторинг результатов реализации мероприятий Программы (далее - мониторинг Программы) организуется в установленном порядке соответствующим государственным заказчиком Программы путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации о результатах реализации мероприятий Программы и оценки достигнутых результатов. Данная оценка производится на основании системы целевых индикаторов и показателей Программы.
6.2. Проведение Мониторинга осуществляется в рамках государственных контрактов (договоров), заключаемых для сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации о реализации мероприятий Программы.
6.3. При проведении мониторинга Программы используется информация, содержащаяся:
в государственных контрактах (договорах), соглашениях в рамках Программы;
в отчетах и иных документах, представляемых исполнителями государственных контрактов (договоров), соглашений и подтверждающих выполнение условий государственных контрактов (договоров), соглашений;
в актах и иных документах, удостоверяющих приемку работ государственными заказчиками Программы;
в платежных либо иных документах, необходимых для совершения расходования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Программы.
6.4. Итоги оценки полученных результатов отражаются в статистической отчетности о реализации Программы, а также иных документах, описывающих реализацию Программы.
6.5. Государственные заказчики Программы представляют полученную в рамках проведения мониторинга Программы статистическую и аналитическую информацию государственному заказчику-координатору Программы.
Результаты мониторинга Программы используются государственным заказчиком-координатором Программы и государственными заказчиками Программы при принятии управленческих решений в процессе выполнения мероприятий Программы.
VII. Процедура обеспечения публичности (открытости)
информации о значениях целевых индикаторов и показателей
Программы, результатах мониторинга ее выполнения,
об условиях участия в Программе исполнителей, а также
о проводимых конкурсах и критериях определения победителей
7.1. Публичность (открытость) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга хода реализации Программы обеспечивается размещением оперативной информации на сайте соответствующего государственного заказчика Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7.2. Министерство размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" текст Программы, нормативные правовые акты, методические материалы и материалы о ходе и результатах реализации проектов и мероприятий Программы.
7.3. Публикация информации о результатах мониторинга реализации мероприятий Программы в средствах массовой информации или в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте государственного заказчика-координатора Программы осуществляется по мере необходимости, но не реже двух раз в год.